Список литературы
1. Атлас З.А. О некоторых аспектах преподавания курса новейшей
истории Европы и Америки в вузе// Банк методических идей. Курган, 1995.
2. Атлас З.А. Формирование у студентов исследовательского подхода
к историческим источникам// Банк методических идей. Курган, 1997.
3. Атлас З.А. Изучение исторической личности в курсе новейшей
истории Европы и Америки// Банк методических идей. Курган, 1995.
4. Атлас З.А. История в кривом зеркале не нуждается. Что школьник о
былом узнает //Новый мир. 1996. №102,104,105.
Чертова
Лариса Николаевна
О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА
Аннотация
В статье анализируется политическая социализация студентов юридического факультета КГУ. Студенты выступают как носители пассивной политической субкультуры наблюдателей. Для неё характерны эпизодическое участие в политических акциях и средний уровень интереса к политике и доверия к власти. Преобладающий тип политической социализации студентов - плюралистический. Для студентов не характерны гармонический и конфликтный типы политической социализации.
Ключевые слова: политическая социализация; плюралистический тип политической социализации, пассивная политическая субкультура наблюдателей.
Термин «политическая социализация» в научный оборот был введен в 1959 г. американским ученым Г.Хайме-ном. Он трактовал его как процесс усвоения личностью определенных политических знаний, ценностей и норм, помогающих ей ориентироваться в политической жизни общества. Политическая социализация предполагает формирование политического сознания и поведения человека, исполнение ими определенных политических ролей в реальной жизненной практике. В результате процесса политической социализации и влияния ее агентов (семья, система образования и воспитания, круг общения, средства массовой информации, общественные организации, партии, трудовые коллективы, государственные учреждения, местные сообщества и их органы самоуправления и т.д.) у личности формируется определенный тип политической и правовой культуры.
В политологических исследованиях выделяют несколько типов политической социализации. При гармоническом типе личность не только принимает существующий политический порядок, но и уважительно относится к государству и политической системе в целом. Здесь личность выступает как сознательный и добровольный участник политической жизни. Между властью и индивидом устанавливаются гармоничные отношения, которые предполагают обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей. Плюралистический тип политической социализации строится на толерантном отношении личнос-
ти к существующему политическому режиму и подразумевает средний уровень политической активности. Личность выступает здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Конфликтный тип политической социализации характеризуется неприятием политического режима и высокой степенью политического участия. Данная модель формируется при слабых темпах роста экономики страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации.
В отечественной политологии пока нет достаточно надежных и полных исследований по политической социализации современной российской молодежи, а выводы зарубежных авторов, как правило, не подтверждаются нашей практикой. В России идет процесс накопления эмпирической базы, поэтому так важны теоретические исследования в данной области. В данной статье обобщены результаты исследования политической социализации студентов 11-У курсов всех специальностей юридического факультета КГУ в 2006-2008 гг. Выборочная совокупность составила 367 чел. Использован метод анкетирования.
Исследование политической социализации студентов предполагает анализ следующих индикаторов: уровень интереса к политике, источники информации, уровень поддержки политического режима в России, степень готовности и реальное электоральное и внеэлекторальное участие, влияние агентов социализации на формирование политических ценностей и ориентаций студентов.
Прежде всего, опросы показали, что уровень интереса к политике зависит от выбранной студентами специальности. На базе юридического факультета студенты обучаются по трем специальностям: «Юриспруденция», «Социология», «Социальная работа». Интерес к политике студентов специальности «Юриспруденция» несколько выше, чем других. Почти каждый четвертый (24%) будущий юрист ответил, что интересуется политикой в полной мере. Такую же оценку своего интереса к политике дали 18% студентов-социологов и 17% будущих социальных работников. Зато среди будущих социологов меньше всего тех, кто считает свой интерес к политике низким (61%). По сравнению с ними юристов и социальных работников с низким интересом к политике больше (69% и 77% соответственно).
Коррелируя интерес к политике с направлением специальности и курсом, мы пришли к выводу, что по мере взросления и роста профессиональных навыков будущих юристов растёт количество как тех, кто интересуется политикой, так и тех, кто относит себя к индифферентным. Так, если на 11-м курсе количество студентов-юристов, интересующихся политикой, всего 4%, то на 1У-У - 8% (в основном в группах государственно-правовой специализации). При этом, вдвое увеличивается и число тех, кто слабо интересуется политикой (12% студентов младших курсах против 23% старшекурсников). Напротив, интерес к политике у студентов специальности «Социальная работа» однозначно снижается к старшим курсам. Такие результаты могут быть объяснены и специфической профессиональной подготовкой будущих юристов, программой учебного курса которых предусмотрено значительное количество времени на правовые и политологические дисциплины. Данные курсы призваны формировать правовую и политическую культуру студентов и не могут не отразиться на процессе политической социализации. Низкий интерес к политике наблюдается у студентов-юристов уголовно-правовой и гражданско-правовой специализации.
Российские исследования показали, что влияние семьи на политическую социализацию особенно велико на первичном ее этапе. В наших опросах не подтвердился вывод о влиянии на политизацию степени контроля роди-
телей над детьми. Однако на политической социализации отражается материальный достаток семьи. В семьях с высоким и средним уровнем доходов (88% опрошенных) респонденты оценили свой интерес к политике как очень высокий (17%), либо как средний (60%), в то время как в семьях с низким достатком число интересующихся политикой намного ниже (14%). К тому же оказалось, что там, где политические события широко обсуждаются родителями, дети больше интересуются политикой.
В целом студентов отличает низкий уровень доверия к политической системе. Лишь 11,5% твёрдо уверены в том, что в следующие 3-5 лет жить в России станет намного лучше. 49,7% респондентов не доверяют органам местного самоуправления. Только каждый четвертый студент доверяет всем уровням власти; 17,5% доверяют президенту и системе в целом, но не доверяют местным органам власти; 8,5% студентов доверяют президенту и местным органам власти; 7,9% опрошенных доверяют только президенту В.В.Путину. 11,2% студентов не доверяют президенту, но доверяют системе в целом и органам местного самоуправления, а 13,9% опрошенных никому не доверяют.
Из тех, кто полностью поддерживает существующий политический режим, большинство составляют юноши старших курсов. Две трети респондентов (64%) лишь частично поддерживают нынешний политический курс в России, считая, что он требует реформирования и корректировки. С другой стороны, только 9% опрошенных причислили себя к оппонентам существующей власти и готовы выступить в акциях протеста. Как правило, это студенты, живущие в материально неблагополучных семьях или в семьях прошедших трудную адаптацию к новым экономическим условиям. Приведенные цифры вполне соответствуют допустимому уровню признания легитимности политического режима и действующей элиты (по подсчетам зарубежных авторов степень протестных настроений не может быть выше 12%).
Определенные корреляции прослеживаются между уровнем политической социализации студентов и половозрастным критерием. Каждый третий (33%) юноша и только каждая шестая (16%) девушка интересуются политикой в полной мере. 60% мужчин и 71% женщин немного интересуются. 3% мужчин и 10% женщин отнесли себя к политически индифферентным. Можно говорить о традиционной гендерной направленности интереса к политике. Возрастная же корреляция политической социализации не нашла своего подтверждения. Возможно, это объясняется незначительной возрастной разницей между студенческими курсами.
На процесс политической социализации личности большое влияние оказывает место ее рождения и взросления. Чем выше уровень урбанизации, тем выше уровень доступа к экономическим, политическим, культурным и другим ресурсам. Считается, что у горожан уровень политической социализации заметно выше, чем у тех, кто родился в селе. 17% студентов-жителей города и 37% жителей села и поселков городского типа назвали себя интересующимися политикой. Почти три четверти опрошенных студентов-горожан и половина уроженцев села мало интересуются политикой.
Для исследования политической социализации студентов нами был проанализирован и объективный фактор: источники политического информирования, электоральное и внеэлекторальное участие студентов и их членство в политических партиях.
88% опрошенных студентов заявили о своей готовности участвовать в выборах Президента и Парламента РФ. Однако треть из них не принимали участие в политических выборах, проходивших в стране в 2007-2008 гг., а
две трети не участвовали в региональных выборах. О своей партийной принадлежности заявили 11% респондентов, еще 14% планировали стать членами партии в ближайшее время. Подавляющее большинство респондентов (69%) получает политическую информацию, просматривая телепередачи и слушая радио, 17% читают специальную аналитическую литературу (в основном для подготовки к семинарским занятиям).
Анализируя субъективный и объективный показатели интереса к политике, мы выяснили, что 86,2% студентов, интересующихся политикой в высокой степени ежедневно просматривают политические новости, 10,3% следят за политическими новостями 1-2 раза в неделю, а 3,4% студентов - реже 1 раза в неделю. Студенты, интересующиеся политикой только в некоторой степени, в 52,5% случаев каждый день просматривают новости, в 43,4% случаев - 1-2 раза в неделю и в 4% случаев - реже 1 раза в неделю. Таким образом, интерес к политике студентов зависит от того, насколько часто они получают политическую информацию: чем чаще они ее получают, тем выше они оценивают свой интерес.
Все представленные выше аргументы говорят в пользу того, что уровень политизации, о котором говорят сами респонденты, и их реальная политическая активность не совпадают. Политическая социализация включает в себя не только утверждения о том, что респондент интересуется или не интересуется политикой, но и реальное политическое поведение. Среди большинства студентов юридического факультета считается престижным разбираться в политических событиях, участвовать в политических дискуссиях, но это не всегда подтверждается практикой. Преобладает электоральное политическое участие над внеэлекторальным. Следовательно, политическая активность студентов носит формальный характер и отличается низким уровнем.
Подводя итоги нашего исследования политической социализации студентов юридического факультета, можно говорить о влиянии на нее таких агентов социализации как семья, система образования и круг общения, средства массовой информации, общественные организации, партии, органы самоуправления.
Наши опросы показали, что на политизацию респондентов в целом влияет уровень материального положения семьи. В семьях с высоким и средним достатком наблюдается более высокий интерес к политике, нежели в семьях с низким уровнем доходов. Авторитет и уровень образования родителей влияет на политические ориентации студентов косвенно. В семьях, где уровень интереса родителей к политике высок, дети также интересуются политическими событиями. Первичная политическая социализация современного студенчества совпала с годами перестройки и реформ начала 90-х годов. Их первичные ценности практически совпадают с нынешними официальными. У них нет четкого принятия (или неприятия) системы, режима. Их представления о власти и на когнитивном, и на эмоциональном уровнях колеблются. Это во многом связано с тем, что первоначальная картина мира для них изначально складывалась как неустойчивая.
Важным агентом политической социализации остаются электронные СМИ. Большинство студентов получают информацию о политике из электронных СМИ и Интернета, где события подаются схематично. Пассивно потребляя такую информацию, большинство опрошенных респондентов не совсем четко могут определить свой интерес к политике, понимая под ним простую информированность о происходящих событиях.
Уровень политической социализации студентов младших и старших курсов различен: на старших курсах инте-
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 5
115
рес к политике выше. Однако выделенная характеристика прослеживается лишь у студентов специальности «юриспруденция», у двух других специальностей, напротив, с возрастом интерес к политике снижается. Можно предположить, что университет для них не является эффективным агентом политической социализации.
Уровень политической социализации зависит от пола: у мужчин интерес к политике и степень политического участия выше, чем у женщин. Во многом это объясняется традиционно сложившимися социальными ролями в российском обществе, где основные политические должности издавна занимали мужчины и к аполитичности женщин относились более терпимо.
Студенты, говоря о своем интересе к политике, не до конца представляют, что включает это понятие. Если из субъективных оценок респондентов видно, что интерес к политике достаточно высок, то данные объективного анализа говорят об обратном. Из всего многообразия форм политической активности большинство студентов отметило электоральное участие, остальные формы политической активности не популярны.
Уровень доверия к политической системе у студентов в целом низкий. Однако у подавляющего большинства уровень доверия президенту страны значительно выше, чем органам местного самоуправления.
Большинство студентов являются носителями особой пассивной политической субкультуры наблюдателей, которая характеризуется объективно средним уровнем политического интереса и средним уровнем доверия к власти и эпизодическим участием в политических акциях. Такая политическая субкультура характерна для стран с элементами авторитаризма и основами демократией. Преобладающим типом политической социализации студентов является плюралистический. Менее всего для студентов юридического факультета характерны гармонический и конфликтный типы политической социализации.