Научная статья на тему 'О преподавании новейшей истории Европы и Америки в вузе и школе. З. А. Атлас: взгляд на проблему'

О преподавании новейшей истории Европы и Америки в вузе и школе. З. А. Атлас: взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прохорова Галина Авраамовна

В статье в контексте проблемы преподавания новейшей истории Европы и Америки в вузе и школе системно представлены и проанализированы дидактические и общепедагогические взгляды З.А. Атласа, работавшего в течение многих лет деканом исторического факультета, заведующим кафедрой всеобщий истории Курганского государственного педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преподавании новейшей истории Европы и Америки в вузе и школе. З. А. Атлас: взгляд на проблему»

За период с 2000 г по 2008 г неуклонно увеличивается количество ипотечных кредитов, предоставляемых гражданам на приобретение квартир в строящихся многоэтажных домах.

По данным ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» на конец 2008 года было оформлено 230 кредитов на приобретение жилья молодыми людьми в возрасте до 30 лет. 1518 молодых семей г Кургана и Курганской области смогли улучшить свои жилищные условия.

Постановлением Курганской областной думы № 3606 от 25.11.2008 г. внесены изменения в областную целевую программу развития ипотечного строительства, которые предусматривают увеличение возраста супругов в молодых семьях (хотя бы одного из супругов, или в неполных семьях одного родителя), с 30 до 35 лет. Данные изменения позволили в прошедшем году еще 107 молодым семьям приобрести жилье под льготный процент.

Молодым людям - работникам бюджетной сферы и проживающим в сельской местности программой установлены льготные процентные ставки (под 7 % годовых) для приобретения жилья в многоквартирных домах и осуществления индивидуального строительства.

В целом в 2008 году смогли улучшить свои жилищные условия 401 молодая семья, 2 многодетные семьи, 70 работников бюджетной сферы, 4 - прочие категории граждан. Объем выданных кредитов составил 689104,6 тыс. руб. Общая площадь приобретенного и построенного жилья составила 29804,3 кв. м.

Областной целевой программой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2010 гг. и на перспективу до 2015 г», реализуется механизм субсидирования части затрат на приобретение или строительство жилья для молодых семей в случае рождения (усыновления) ребенка.

Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям-участникам Областной целевой программы при рождении (усыновлении) ребенка, определяется следующим образом:

- при рождении (усыновлении) первого ребенка размер субсидии устанавливается в размере 20% от первоначального размера ипотечного кредита;

- при рождении второго, третьего ребенка размер субсидии устанавливается в размере 25% от первоначального размера ипотечного кредита на каждого родившегося ребенка;

- при рождении четвертого ребенка первоначальный размер ипотечного кредита погашается полностью.

Таким образом, решение жилищных проблем молодых граждан является одной из приоритетных задач государственной молодежной политики. Сегодня, по сути, единственной возможностью приобрести жилье является оказание всестороннего комплексного содействия молодежи в улучшении жилищных условий за счет использования собственных средств молодежи, средств государственного финансирования, заемных средств коммерческих банков. Одной из наиболее перспективных форм обеспечения жильем населения в мировой практике является долгосрочный ипотечный жилищный кредит Поддержка молодых людей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы, позволит сформировать экономически активный слой населения.

Список литературы:

1. Дельбеева А. А. Жилищные проблемы в процессе становления

молодой семьи: роль, значение и пути их решения (на примере Республики Бурятия). Автореф. дис. канд. соц. наук. Улан-Удэ, 2007. 20 с.

2. Бикташев С.С. Государственное регулирование условий жилищной

ипотеки в республике Башкортостан как часть национальной программы развития: духовного удовлетворения, поддержки здоровья населения, успешность воспитания детей. www.isei.communityhost.ru.

3. Концепция развития унифицированной системы рефинансирования

ипотечных жилищных кредитов в России. www.aosstrov.aov.ru.

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от

26.08.1996 г. № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию». www.svstema.ru.

5. Постановление Администрации (Правительства) Курганской

области № 213 от 22.07.2003 г. «Об областной целевой программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г.» (с изменениями и дополнениями).

Прохорова Галина Авраамовна

О ПРЕПОДАВАНИИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ.

З.А. АТЛАС: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Аннотация

В статье в контексте проблемы преподавания новейшей истории Европы и Америки в вузе и школе системно представлены и проанализированы дидактические и общепедагогические взгляды З.А. Атласа, работавшего в течение многих лет деканом исторического факультета, заведующим кафедрой всеобщий истории Курганского государственного педагогического института.

Ключевые слова: новейшая история Европы и Америки, методология истории, методика преподавания истории в вузе.

С именем З.А. Атласа так же, как и с именами А.А. Кондрашенкова, В.А. Горелова, В. В. Прусса, Я. С. Зингера, С.М. Шалютина, Г. И. Патента, А. В. Худякова и др., связано становление высшего исторического образования в Курганской области, подготовка квалифицированных кадров учителей истории и обще-ствознания.

З.А. Атлас работал в Курганском пединституте (а затем в КГУ) с момента его основания в 1952 году. Почти 20 лет был деканом исторического факультета, 12 лет заведовал кафедрой всеобщей истории, 46 лет читал курс новейшей истории Европы и Америки, вел разные спецкурсы и спецсеминары, связанные с данной проблематикой. 10 лет тому назад З.А. Атлас ушел из жизни. Остались его размышления о преподавании новейшей истории Европы и Америки в вузе и школе.

Курс новейшей истории Европы и Америки - один из самых сложных курсов всеобщей истории. Он обращен в современность, дистанция между совершающимися событиями и отражением их в истории иногда очень мала, оценки их не устоялись в науке. Курс новейшей истории Европы и Америки (также, как курс отечественной истории XX века) больше чем другие курсы нуждается в постоянном осмыслении, иногда корректировке, основанной на серьезной методологической подготовке преподавателя, глубоком знании предмета в сочетании с высокой культурой, корректностью и объективностью анализа и оценок.

Вопросы теоретического осмысления курса, вопросы методологии истории были всегда в центре внимания З.А. Атласа. Он был учеником «ленинградской» исторической школы. На историческом факультете ЛГПИ им.

A. И. Герцена (где учился З.А. Атлас) в то время работали известные ученые, академики, члены-корреспонденты АН и АПН СССР, возглавлявшие известные научные школы: Е.В.Тарле, В.В.Струве. Б.Д.Греков. С.Л.Рубинштейн,

B.Н.Бернадский. Это не могло не сказаться на уровне подготовки студентов. З.А. Атлас, как и многие его сокурсники, стал высоким профессионалом. Об этом свидетельствуют отзывы его коллег и учеников.

Годы перестройки и постперестроечного периода были сложными для исторической науки. Некоторых историков это время «вдохновило» на отрицание всей исторической науки советского периода, вызвав лавину публикаций, перекрашивающих все прошлое нашего народа в черный цвет.

Залман Аронович внимательно следил за дискуссиями по методологическим вопросам, которые шли на страницах научных журналов («Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Вопросы философии» и др.). Он выступал против поляризации в подходах к изучению истории прошлого. Размышляя о достоинствах и недостатках формационного подхода к изучению истории, он говорил, что марксистская теория по вопросам социально-экономической истории, истории революций, внешней политики, истории международных отношений, безусловно, обогатила мировую историографию. Он считал, что в основе систематических курсов всеобщей истории «должно лежать сочетание формационного, страноведческого, циви-лизационного подходов, разумный баланс в освещении социально-экономических, политических и культурно-исторических аспектов» [1,89].

В 90-е годы Залман Аронович много размышлял о проблемах преподавания новейшей истории Европы и Америки в вузе. Он написал ряд статей, посвященных отдельным аспектам этой проблемы, формированию у студентов исследовательского подхода к историческим источникам, раскрытию роли исторических личностей в курсе [1,8891; 3, 70-73; 2, 157-161]. Он имел на это право: за плечами был многолетний опыт чтения курса в вузе и работы с учителями истории в ИУУ.

Залман Аронович обращал внимание на сохранение (при всех изменениях содержания исторического образования в вузе) систематических курсов всеобщей истории. Считал, что конкретная история стран и народов не должна быть растворена в обобщающих курсах «История мировых цивилизаций», «Основные вехи в истории человечества». Эти интегративные курсы, но его мнению, должны сочетаться с основными историческими курсами, иначе это может свести конкретную, событийную историю к минимуму и вызвать у обучающихся небрежное отношение к основе истории-факту. Вместе с тем он писал о необходимости «разработки и введения курсов с широким цивилизационным подходом: по истории западной цивилизации (античной, средневековой. современной запад-

ноевропейской), цивилизации Азии и т.д.» [1,89].

З.А. Атлас не одобрял высказывавшееся мнение о том, что нужно в учебном плане исторического факультета «потеснить» новейшую историю, события и явления сегодняшнего дня и ограничиться изучением того, что отделено от нас значительной временной дистанцией. Безусловно, отмечал он в своей статье, современнику в том числе преподавателю данного курса, трудно представить масштабы незавершенных событий, трудно дать объективную, всестороннюю их характеристику. Но именно на анализе современного материала лучше всего воспринимается мысль о возможных путях развития исторических событий. Именно на этом материале студент может применить свои исторические, методологические, философские знания как инструмент для грамотного анализа совершающихся событий.

Он, безусловно, понимал, что с открытием новых источников, с введением в оборот новых архивных данных многие исторические события нуждаются в переосмыслении. Но он не принимал крутых, нередко конъюнктурных поворотов современных историков и политиков в оценке истории, особенно новейшей, отечественной и зарубежной.

Он высказывал мысль о том, что и историки и общество в целом, пока не готовы к непредвзятому и взвешенному взгляду на отдельные эпохальные события XX века. Представление о прошлом формируется через призму настоящего. Их оценка часто продиктована реалиями сегодняшнего дня. Должно пройти достаточное время, чтобы более объективно, всесторонне взглянуть на прошлое, описать, оценить причины и последствия событий XX века.

В последнее время он неоднократно говорил о том, ■о епа бее (а а ёйея (апао Т сааспоаа Г Т пои Т абаа Т а-иапоаТ! , а аабп эеааО Т[ а!ёэа[ аисй Тсааспсаа!а[ е ■апса е Табаа ё^ай! е, ёа[са0е! е а Бас: эедш ёта-бйб п аа пааб0а[ еу! е е ббааааеу! е Т [ а! дб! эааао а па! еб еппёааТ аа[ еуб, а ёаёоеуб. Айёабй уа [ аёааёТ, [ Т [ а! ао ае! Т псй уа а епа беёо п! д[ ааабй [ ааТ е [ ааТ Гбба! ебй1пу ё б!! с, ^стаи [а ! а[еТсёеб!аабсй ги д а[еа! по6аа[ а а.

^ААбёап бад й0ёуё Т аТёаа 0ебТётё ТТпсаиаёа а ёобпа [ Т ааё0аё епа бее ал бТ пТ а, пауда[ [ йб п аа а-[ёГбё+апёёi еапТаёса! е: Т пиа^а^е баоТб! е ба-аТ ё^оеё, [ аГёëёу е [ а[ аГёëёу а епсТ бее, Т а епсТ бе^ап-ё ё Т саабТсаа [ Т псе да п оёаëй[ Т -Т Т ëёбё■*апеёё айа! б, пааёалйё Гбба[а! е [а «Т'ТабТсаб» ёпсТбёё, Т бТёе аусеб Т бТ баппаб Т Т ëёсё■апеёб Т абсеё, еТсТ бе^агаеб ёе^ Т пбаё, аёеу!ее еб ааубаёй[Т Гсе (а поайай паебГбба(. Т Г,ёаё е аббёва аа ёёёаавТТ ёаоааба, айёпабшеа! «■аёТ-аа*еаа[ еу» епсТ бее, айпбааё да а , ■б! ай а ёобпаб апаТ а-иаё ёпсíбёё 0еба едснаёапй ! а! сеёйГТ пай[ абТ аТ а, едай! Гсеёй ! й0ёа[еу, ёоёйбсба, ■сТай 0еба уса ба! асеёа Тсба-эаёапйаёобп! аJбёаёТëТ! [йббааТбаб.

£аё! а[ АбТ [ Т ае^ бадбаа! баё Т бТ аба!! о пТ абпа! е-[ аба «I Т ëёбё■апеёа ааубаёе а ёобпа [ Т ааё0 аё еГот бее АабТ Т й е А! абёёё». ЙаТ ё Т Т й б Т бТ аааа[ еу уа а па! е [ аба Т (Т бТ а! аёедебТ ааё а пбабйа «Ёд6*а( еа епа бё■ап-ёт ё ёе*1 Т псе а ёобпа [ Т ааё0аё еГот бее АабТ Т й е А^-беве» [3,70-73]. Ёбсаедб^аа! йб [а пТ абпа! е[ аба Т абп! -[ аёеё ай ё бад[ Т Т абада[ , убт е ай аа^ и еапу а поааб-пбаа[ [ йа ааубаёе Ы0Д Ааёеё| абёбlа[ ее, бба^бёё, Лаб-^аíёё: б.АтЕСдааёй:) С.^хаб^еёёй, 0. аа Дёёй, I .СЗ&б^аб. А.Аба[ аб, А^б. Ёа[ [ аае; убт е б6ё1_аТ аебаёе о а0 ёпбпеёб ба^1 Т а а Лаб! а[ ее е Ёбаёее: А/£бёаб е А.1 спп! ёе[ е; убТ е ааубаёе ! аэаа абТ а[ Т бааТ ^аа ааёэ^[ еу: ЛкАе-! еббТа, I .С^ëиуббё. I .Обод; б.ЁаГббТ, ха Лаааба е аб.

Аабт б а па! аё псассйа баёт! а[ аТ ааё епТ Т ёйдТ аассй бад[ТТабад[йа о!б! й бааТбсй: ТТагтбТаёб бабабабта, а[ аёед ! а! саб! а Т Т ëёбё■апеёб ааубаёаё, Т б! п! Т бб е Т а-

суждение документальных фильмов, фотодокументов, дающих характеристику политическому деятелю или событиям, с ним связанным.

Тщательная работа в спецсеминаре позволяла студентам выработать алгоритм характеристики исторической личности, помогающий им составить объективную, разностороннюю характеристику на основе документов, монографий отечественных и зарубежных авторов, статей из научных журналов «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Международная жизнь», энциклопедий, справочников и т.д.

Студенты были ориентированы на анализ материалов СМИ, в которых нередко обращается внимание только на перипетии личной жизни исторических деятелей, вводятся односторонние суждения и оценки о них, иногда недостоверная информация. Задача студента в спецсеминаре - не игнорировать эту информацию, а сравнить ее с научной и понять, чем вызваны иногда предвзятые, односторонние оценки роли личности в СМИ. Залман Аронович писал, что участники спецсеминара должны следовать правилу: «выслушать» современников событий, историков, взять во внимание их оценки, сравнить их, проанализировать результаты деятельности политических деятелей. Не должно быть «навешивания ярлыков», это затрудняет понимание личности, мотивов поступков, выбора, который она делает [3,72].

Опыт чтения курса новейшей истории Европы и Америки позволил З.А.Атласу сделать вывод о необходимости формирования у студентов исследовательского подхода к историческим источникам [2,157-161]. Это, по его мнению, диктовалось тем, что студенты не всегда готовы к аргументированному альтернативному мышлению, затрудняются оценивать различные версии и мнения о прошедших исторических событиях. Они зачастую доверяют одинаково как документам, так и данным, почерпнутым в публицистических изданиях

В своей статье З.А.Атлас четко обозначил одну из основных задач преподавателя при организации работы с источниками - «поставить студента в позицию «открывателя», исследователя, анализирующего всю полноту фактов, выводов, аргументов, имеющихся в историческом источнике, будь то конституции, акты государственного законодательства, официальные дипломатические документы, документы политических партий, статистические источники, мемуары и т.д.».

В статье систематизированы формы и приемы исследовательской работы над источниками: фронтальная работа под руководством преподавателя, самостоятельная работа студентов в малых группах по анализу документов; подготовка сообщений по нескольким источникам, раскрывающим событие с разных сторон; решение творческих задач на основе источников, «столкновение» источников, раскрывающих историческое событие с разных точек зрения, отражающих политические, социальные, этические взгляды авторов документов и др.

Залман Аронович советовал студентам вдумчиво читать документ, видеть не только то, о чем прямо в нем написано, но и то, о чем в нем умалчивается и о чем можно сделать выводы путем цепочки умозаключений, затем уточняя эти выводы-предположения при анализе других документов по теме. В статье приведены убедительные примеры подобной работы.

Анализируя хрестоматии по новейшей истории Европы и Америки для исторических факультетов, З.А.Атлас отмечал, что в них почти не представлены документы разнопланового характера, на основе которых по-настоящему возможна исследовательская работа, позволяющая видеть источники в конкретном историческом контексте,

выявлять разные позиции авторов, различать факты и суждения о них в документах и т.д. Преподаватель вынужден выходить из этого положения самостоятельно.

Залмана Ароновича волновал вопрос о преподавании новейшей истории в школе, о содержании проектов государственных стандартов по истории, о программах и учебниках по новейшей истории Европы и Америки. Он часто выступал с лекциями перед учителями истории области, помогая им осмыслить повороты и зигзаги в переоценке событий прошлого.

В 1996 году в «Новом мире» была опубликована его статья, связанная с анализом учебника А.А..Кредера по новейшей истории, рекомендованного Центром гуманитарного образования в качестве учебного пособия для школы [4]. Автор статьи стремился к объективной характеристике учебника1 . Он отмечал положительные стороны пособия: стремление сочетать страноведческий принцип изложения учебного материала с проблемно-тематическим, который способствует «укрупнению» материала; наличие кратких биографий отдельных исторических деятелей (которые в учебниках прошлых лет не практиковались); наличие систематизирующих и сравнительных таблиц и т.д.

Главная задача статьи была в том, чтобы обратить внимание учителя и учащихся на отбор содержания учебного материала, на тональность и взвешенность оценок, имеющихся в тексте, на его мировоззренческую составляющую.

Автор отчетливо понимал, что изучение новейшей истории в российской школе должно способствовать формированию уважительного отношения к истории других народов и государств, пониманию места и роли нашей страны в мировом сообществе, взаимозависимости государств и народов в современном мире.

В статье проявилась гражданская позиция автора. Он писал о нравственной ответственности авторов школьных учебников перед молодым поколением. По-моему мнению и мнению многих учителей истории, учебник А.А.Кредера был проанализирован глубоко, профессионально, очень взвешенно, аргументировано. На конкретных примерах Залман Аронович показывал, что в учебнике умаляется значение истории нашей страны в XX веке в мировой истории, смещаются акценты при изучении крупных исторических событий (в частности, истории Второй мировой войны). Необъективность автора, по мнению Залмана Ароновича, проявилась и при отборе персоналий и в освещении разных аспектов в истории Франции, Австро-Венгрии, Польши и др. государств. Залман Аронович писал об этом очень аргументировано, ссылаясь на многочисленные веские факты. Свои материалы Залман Аронович посылал в Комитет по науке и образованию Государственной думы Российской Федерации.

Подобной критике этот учебник был подвергнут и в центральной прессе. Но это было позднее.

Еще раз в заключение хочется сказать, что мысли З.А. Атласа о преподавании курса новейшей истории Европы и Америки в вузе и в школе, содержащиеся в его статьях, не только плод его теоретических рассуждений, но и результат многолетней, кропотливой, очень серьезной работы по созданию «своего» авторского курса по новейшей истории Европы и Америки. Эти его размышления, на мой взгляд, своевременны и сейчас.

1 Примечание: Статья была названа в редакции «История в кривом зеркале не нуждается». Залман Аронович считал, что это название было излишке публицистично. Но текст статьи, суждения, оценки, аргументы были полностью сохранены. Статья была опубликована газетой очень своевременно.

Список литературы

1. Атлас З.А. О некоторых аспектах преподавания курса новейшей

истории Европы и Америки в вузе// Банк методических идей. Курган, 1995.

2. Атлас З.А. Формирование у студентов исследовательского подхода

к историческим источникам// Банк методических идей. Курган, 1997.

3. Атлас З.А. Изучение исторической личности в курсе новейшей

истории Европы и Америки// Банк методических идей. Курган, 1995.

4. Атлас З.А. История в кривом зеркале не нуждается. Что школьник о

былом узнает //Новый мир. 1996. №102,104,105.

Чертова

Лариса Николаевна

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация

В статье анализируется политическая социализация студентов юридического факультета КГУ. Студенты выступают как носители пассивной политической субкультуры наблюдателей. Для неё характерны эпизодическое участие в политических акциях и средний уровень интереса к политике и доверия к власти. Преобладающий тип политической социализации студентов - плюралистический. Для студентов не характерны гармонический и конфликтный типы политической социализации.

Ключевые слова: политическая социализация; плюралистический тип политической социализации, пассивная политическая субкультура наблюдателей.

Термин «политическая социализация» в научный оборот был введен в 1959 г. американским ученым Г.Хайме-ном. Он трактовал его как процесс усвоения личностью определенных политических знаний, ценностей и норм, помогающих ей ориентироваться в политической жизни общества. Политическая социализация предполагает формирование политического сознания и поведения человека, исполнение ими определенных политических ролей в реальной жизненной практике. В результате процесса политической социализации и влияния ее агентов (семья, система образования и воспитания, круг общения, средства массовой информации, общественные организации, партии, трудовые коллективы, государственные учреждения, местные сообщества и их органы самоуправления и т.д.) у личности формируется определенный тип политической и правовой культуры.

В политологических исследованиях выделяют несколько типов политической социализации. При гармоническом типе личность не только принимает существующий политический порядок, но и уважительно относится к государству и политической системе в целом. Здесь личность выступает как сознательный и добровольный участник политической жизни. Между властью и индивидом устанавливаются гармоничные отношения, которые предполагают обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей. Плюралистический тип политической социализации строится на толерантном отношении личнос-

ти к существующему политическому режиму и подразумевает средний уровень политической активности. Личность выступает здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Конфликтный тип политической социализации характеризуется неприятием политического режима и высокой степенью политического участия. Данная модель формируется при слабых темпах роста экономики страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации.

В отечественной политологии пока нет достаточно надежных и полных исследований по политической социализации современной российской молодежи, а выводы зарубежных авторов, как правило, не подтверждаются нашей практикой. В России идет процесс накопления эмпирической базы, поэтому так важны теоретические исследования в данной области. В данной статье обобщены результаты исследования политической социализации студентов 11-У курсов всех специальностей юридического факультета КГУ в 2006-2008 гг. Выборочная совокупность составила 367 чел. Использован метод анкетирования.

Исследование политической социализации студентов предполагает анализ следующих индикаторов: уровень интереса к политике, источники информации, уровень поддержки политического режима в России, степень готовности и реальное электоральное и внеэлекторальное участие, влияние агентов социализации на формирование политических ценностей и ориентаций студентов.

Прежде всего, опросы показали, что уровень интереса к политике зависит от выбранной студентами специальности. На базе юридического факультета студенты обучаются по трем специальностям: «Юриспруденция», «Социология», «Социальная работа». Интерес к политике студентов специальности «Юриспруденция» несколько выше, чем других. Почти каждый четвертый (24%) будущий юрист ответил, что интересуется политикой в полной мере. Такую же оценку своего интереса к политике дали 18% студентов-социологов и 17% будущих социальных работников. Зато среди будущих социологов меньше всего тех, кто считает свой интерес к политике низким (61%). По сравнению с ними юристов и социальных работников с низким интересом к политике больше (69% и 77% соответственно).

Коррелируя интерес к политике с направлением специальности и курсом, мы пришли к выводу, что по мере взросления и роста профессиональных навыков будущих юристов растёт количество как тех, кто интересуется политикой, так и тех, кто относит себя к индифферентным. Так, если на 11-м курсе количество студентов-юристов, интересующихся политикой, всего 4%, то на 1У-У - 8% (в основном в группах государственно-правовой специализации). При этом, вдвое увеличивается и число тех, кто слабо интересуется политикой (12% студентов младших курсах против 23% старшекурсников). Напротив, интерес к политике у студентов специальности «Социальная работа» однозначно снижается к старшим курсам. Такие результаты могут быть объяснены и специфической профессиональной подготовкой будущих юристов, программой учебного курса которых предусмотрено значительное количество времени на правовые и политологические дисциплины. Данные курсы призваны формировать правовую и политическую культуру студентов и не могут не отразиться на процессе политической социализации. Низкий интерес к политике наблюдается у студентов-юристов уголовно-правовой и гражданско-правовой специализации.

Российские исследования показали, что влияние семьи на политическую социализацию особенно велико на первичном ее этапе. В наших опросах не подтвердился вывод о влиянии на политизацию степени контроля роди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.