Научная статья на тему 'Политическая партия как субъект агитации в сети Интернет'

Политическая партия как субъект агитации в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
507
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
выборы / агитация / избирательные объединения / политические партии / Интернет / технологии / социальные сети / elections / campaigning / electoral associations / political parties / the Internet / technology / social networks

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вадим Михайлович Бабенков, Ольга Викторовна Жукова

Статья посвящена проблемным вопросам агитационной деятельности партий и оптимизации действующего механизма контроля агитации, проводимой в сети Интернет, в том числе с использованием социальных сетей. Размещение агитации в социальных сетях предоставляет широкие возможности политическим партиям по продвижению собственных политических программ и идеологии в обход требований, предусмотренных для агитации в традиционных средствах массовой информации. На основании изучения норм действующего избирательного законодательства авторы приходят к выводу о необходимости законодательного регулирования агитации в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political party as a subject of agitation on the Internet

The article is devoted to the problematic issues of campaigning parties and the optimization of the existing mechanism for monitoring campaigning conducted on the Internet, including using social networks. Placement of campaigning in social networks provides broad opportunities for political parties to promote their own political programs and ideologies, bypassing the requirements provided for campaigning in traditional media. Based on the study of the norms of the current election legislation, the authors comes to the conclusion that there is a need for legislative regulation of campaigning in social networks.

Текст научной работы на тему «Политическая партия как субъект агитации в сети Интернет»

УДК 342.722 ББК 60.82

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10501

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК СУБЪЕКТ АГИТАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Вадим Михайлович БАБЕНКОВ, магистрант кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного университета

E-mail: vadim.babenkov@yandex.ru

Ольга Викторовна ЖУКОВА, магистрант кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного

университета

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам агитационной деятельности партий и оптимизации действующего механизма контроля агитации, проводимой в сети Интернет, в том числе с использованием социальных сетей. Размещение агитации в социальных сетях предоставляет широкие возможности политическим партиям по продвижению собственных политических программ и идеологии в обход требований, предусмотренных для агитации в традиционных средствах массовой информации. На основании изучения норм действующего избирательного законодательства авторы приходят к выводу о необходимости законодательного регулирования агитации в социальных сетях.

Ключевые слова: выборы, агитация, избирательные объединения, политические партии, Интернет, технологии, социальные сети.

Annotation. The article is devoted to the problematic issues of campaigning parties and the optimization of the existing mechanism for monitoring campaigning conducted on the Internet, including using social networks. Placement of campaigning in social networks provides broad opportunities for political parties to promote their own political programs and ideologies, bypassing the requirements provided for campaigning in traditional media. Based on the study of the norms of the current election legislation, the authors comes to the conclusion that there is a need for legislative regulation of campaigning in social networks.

Keywords: elections, campaigning, electoral associations, political parties, the Internet, technology, social networks.

Научный руководитель: Н.Ю. Турищева, доцент кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент

Рецензент: И.В. Михеев, заместитель председателя избирательной комиссии Краснодарского края, Заслуженный юрист Кубани

Становление современных политических партий непосредственно связано с развитием избирательной системы РФ. В настоящее время происходит детальное обновление законодательной базы, совершенствуется система норм юридической ответственности, определяющих процедурные вопросы деятельности как самих партий, так и органов, призванных способствовать развитию партийной демократии.

Действующий аппарат политических партий внедряется в организацию гражданского общества и, выступая его институционализированной частью, оказывает позитивное влияние на развитие политической системы в целом. В свою очередь, политические партии играют важную роль в механизме организации формирования и деятельности органов государственной власти, что подтверждает наличие непосредственной связи гражданского общества и государства.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

Деятельность политических партий и периодические выборы — взаимосвязанные и взаимозависимые институты демократической системы. Именно партии как массовые структуры, объединяющие наиболее активных граждан, способны формулировать новые политические запросы, актуальные для современного состояния и развития гражданского общества в целом1.

Отсюда следует, что политические партии, формируясь как результат политической самоорганизации гражданского общества, одновременно являются основным посредником между гражданским обществом и государством, что способствует выражению интересов различных слоев населения через институты государственной власти.

Важнейшее значение имеет осуществление коммуникативных связей между партиями и электоратом. В процессе выборов такие связи легализованы в форме агитационной деятельности избирательных объединений и кандидатов2.

Особая роль в агитации принадлежит партиям как наиболее массовым и организованным субъектам избирательного процесса3. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе политические партии выступают самостоятельным субъектом агитационной деятельности, имея, таким образом, в ходе избирательной кампании возможность продвижения собственных политических идей, программ, предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию общественных отношений.

Стремительное развитие современных информационных технологий способствует включению в установленные законодателем формы и методы агитации новых, ранее не известных или использовавшихся в достаточно ограниченных объемах форм и методов агитации. Речь идет о ведении агитации в сети Интернет вообще и в социальных сетях (далее — соцсети), в частности.

Соцсети настолько прочно вошли в нашу жизнь, что определенные группы общества формируют свои взгляды в различных сферах жизни при помощи информации, распространяемой исключительно в соцсетях. Среди молодежи уровень пользования соцсетями достиг практически предельных значений, при этом Интернет является одним из основных источников информации.

Влияние сетевых ресурсов и технологий в предвыборной борьбе политических партий становится все более значимым в текущей жизни, не говоря уже о ближайшем будущем. Сейчас

практически все ведущие политики зарегистрированы в социальных сетях. Соцсети все больше используются в период избирательной кампании как агитплощадки для работы с потенциальными избирателями.

Российское законодательство не регулирует агитационную деятельность в сети Интернет специализированными нормами4. Исследуемая деятельность регулируется по аналогии с традиционными средствами массовой информации, наблюдается единый подход правового регулирования агитации, распространяемой в сетевых изданиях и в обычных СМИ (на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях). Размещение агитации в социальных сетях предоставляет широкие возможности политическим партиям по продвижению собственных политических программ, идеологии в обход требований, предусмотренных для агитации в традиционных средствах массовой информации.

Рассмотрим, какие преимущества дают современные информационные технологии в социальных сетях для распространения партийной информации в период агитационной деятельности.

Главным ресурсом информационных интернет-технологий для агитационной деятельности является получение базы данных потенциальных избирателей, зарегистрированных и активно использующих сеть Интернет (это самые популярные социальные сети и др.). При помощи таких баз данных проводится анализ для разработки стратегических коммуникаций в ходе избирательной кампании. Далее определяется потенциальный интернет-электорат конкретной партии, который, в свою очередь, делится: на сторонников партии; на электорат соперничающих партий; на не определившихся избирателей (можно дифференцировать более детально по возрасту, полу, статусу и т.д.).

На следующем этапе изучаются ожидания разделенного на группы электората, тут тоже могут быть использованы различные автоматизированные инструменты, которые позволяют оценить реакцию пользователей сети Интернет на то или иное высказывание (событие) и другие действия конкретной политической партии, а также ее соперников и, конечно, на развитие социально-экономической политики.

После проведенного анализа осуществляется «бомбардировка», т.е. массовая рассылка тар-гетированных (целевых) сообщений и политической рекламы к той или иной целевой аудитории со всевозможными корректировками и ком-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

бинациями различных методов; непосредственное взаимодействие с потенциальными избирателями и т.д., в том числе с использованием искусственного интеллекта, что в разы повышает оказываемое влияние.

Соцсети позволяют представителям партий установить прямой контакт с многомиллионной аудиторией потенциальных избирателей, особенно среди молодежи. Более того, через сеть Интернет возможно быстро доставить информацию людям разных взглядов, интересов, позиций и приоритетов и т.д., реакцию которых легко отследить и, если понадобится, заменить или расширить содержимое послания. Причем правильный выбор группы, в которую должна попасть специальная политическая реклама, во многом определяет ее эффективность.

В самой простой форме интернет-агитация с использованием информационных технологий — это оперативность и гибкость агитационной деятельности на самом высоком уровне и все это с гораздо меньшими материальными затратами, чем в традиционных средствах массовой информации.

Подобные технологии — давно уже обычные инструменты, которые используются в интернет-торговле, и, надо сказать, довольно эффективно. Для более подробного ознакомления можно обратиться к небезызвестной деятельности компании Cambridge Analytika, а также к прошедшим в 2016 г. выборам президента США, так как эти выборы были своего рода знаковыми в этой об-ласти5.

Исследование поставленной темы показывает, что социальные сети законодательно не относятся к средствам массовой информации, но благодаря огромной популярности среди пользователей сети Интернет и современным интернет-технологиям в среднесрочной перспективе станут не менее действенными.

После изучения уникальных возможностей интернет-технологий возникают вопросы при их использовании в период избирательной кампании.

Во-первых, если законодательно будет разрешено использовать интернет-технологии (по нашему мнению, использование интернет-технологий неизбежно, так как де-факто они используются), то необходим регламентирующий порядок на легальный сбор открытых данных о пользователях в сети Интернет.

Во-вторых, возможно ли обеспечить принцип равного избирательного права, подразумевающий, в частности, равные возможности кан-

дидатов и политических партий по ведению предвыборной агитации (возможно, не все кандидаты и избирательные объединения смогут собрать либо получить многомиллионные базы данных с отфильтрованными профилями пользователей по политическим взглядам)?

Таким образом, тот, кто владеет интернет-технологиями распространения и анализа информации (в нашем случае — в целях агитационной деятельности), тот имеет преимущество в предвыборной борьбе и возможность влиять на выбор потенциальных избирателей. Политические партии, выступая активной частью гражданского общества, имеют свою идеологию, систему взглядов политического характера. В свою очередь, политические партии несут ответственность в отношении коллективных целей для социума, используя различные стратегии общественного развития.

В настоящее время новые тенденции в общественном развитии, и прежде всего широкая информатизация различных сфер жизни, создают благоприятную почву для активной деятельности политических партий, в том числе путем использования социальных сетей, вследствие чего возможно обновление идеологических ценностей и программных установок, оптимизация организационных структур. Развитие партий и их структурных подразделений способствует выработке конкретных предложений по решению тех задач, которые актуальны для данного муниципалитета, региона, страны в целом6.

Именно политические партии представляют собой одну из организационных форм идеологических позиций, при этом содействуя выражению именно общей воли граждан, выраженных непосредственно общественно политических интересов если не всего народа, то большей его части.

Функционирование политических партий во многом задает вектор социального развития нашей страны, деятельность партий играет особую роль в создании связей между населением и органами государственной власти. Как показывает мировой опыт, политические партии выступают основным звеном в структуре гражданского об-щества7.

Выступая универсальным посредником между обществом и органами государственной власти, политические партии становятся инструментом легитимации власти, решая проблемы, касающиеся защиты прав и свобод граждан8.

На сегодняшний день произошла кардинальная переоценка роли политических партий в об-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

ществе. Являясь легитимным инструментом борьбы за власть, партии приобретают возрастающее значение в принятии особо важных политических решений. В то же время, судя по приводимым в исследованиях статистическим данным, политические партии занимают одно из последних мест среди институтов, заслуживающих доверие избирателей, что является проявлением негативной тенденции. Как представляется, данная ситуация кардинальным образом может быть изменена путем широкого представительства партий в сети Интернет, в том числе в социальных сетях.

1 Турищева Н.Ю. Политическая партия как субъект избирательного процесса регионального уровня // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 37—40.

2 Турищева Н.Ю. Предвыборная агитация в системе правового и социально-политического регулирования выборов // Гос-во и право. 2019. № 1. С. 102—111.

3 Занъко Э.Н. Выборы как основополагающий конституционно-правовой институт // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7. С. 265.

4 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации / Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. М., 2003.

5 Ветров И. Интернет победил телевизор. Как интернет и соцсети помогли Трампу победить Клинтон // https:// www.gazeta.ru/tech/2016/11/09/10318019/internetvstv. shtml

6 Турищева Н.Ю. Пропорционализация российских выборов: общие направления и особенности // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 46—50.

7 Чижов Д.В. Российские политические партии: между гражданским обществом и государством. М., 2015.

8 Мухаметзянова Г.Р. Открытое общество и политические партии // Гос. власть и местное самоуправление. 2016. № 3.

Библиографический список

1. Ветров И. Интернет победил телевизор. Как интернет и соцсети помогли Трампу победить Клинтон // https://www.gazeta.ru/tech/2016/ 11/09/10318019/Мете^у.8Мш1

2. Занъко Э.Н. Выборы как основополагающий конституционно-правовой институт // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7.

3. Мухаметзянова Г.Р. Открытое общество и политические партии // Гос. власть и местное самоуправление. 2016. № 3.

4. Турищева Н.Ю. Политическая партия как субъект избирательного процесса регионального уровня // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 37—40.

5. Турищева Н.Ю. Предвыборная агитация в системе правового и социально-политического регулирования выборов // Гос-во и право. 2019. № 1. С. 102—111.

6. Турищева Н.Ю. Пропорционализация российских выборов: общие направления и особенности // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 46—50.

7. Чижов Д.В. Российские политические партии: между гражданским обществом и государством. М., 2015.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.