Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подмаренко Андрей Александрович

Введение. В статье рассматривается концепт «процесс формирования политической культуры у курсантов военного вуза» как фактор развития их профессиональной ответственности, развития личности будущего офицера во время профессионального образования и возможности его применения в гуманитарных исследованиях с целью углубления знаний, помогающих преобразовать существующую педагогическую действительность. Методология. Исследование проводилось на основе системного подхода, позволяющего рассмотреть место и роль политической культуры курсантов - будущих офицеров в педагогических процессах, связанных с профессиональной подготовкой специалистов. Анализ процесса формирования политической культуры у курсантов военного вуза, связанный с воспитанием профессиональной ответственности у будущих офицеров, опирается на культурологический подход. Результаты заключаются в экспериментальной проверке эффективности условий, созданных для формирования политической культуры курсантов. Заключение. Авторами отмечается, что создание педагогических условиях за счет целенаправленного политического воспитания и обучения с одновременным приобщением его к политическим знаниям и опыту политического поведения в ходе изучения гуманитарных, исторических и дисциплин военно-профессионального блока, выполнения профессиональных и специальных задач политического воспитания на войсковой практике и стажировке эффективнее обеспечивает формирование политической культуры курсантов как одной из основ профессионально важных качеств личности, отражающих профессиональную ответственность командира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подмаренко Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CULTURE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL RESPONSIBILITY

Introduction. The article considers the concept of “the process of forming a political culture among military university cadets” as a factor in the development of their professional responsibility, the development of the personality of a future officer during professional education and the possibility of its application in humanitarian studies in order to deepen knowledge that helps transform the existing educational reality. Methodology. The study was conducted on the basis of a systematic approach that allows us to consider the place and role of the political culture of cadets - future officers in educational processes related to the professional training of specialists. The analysis of the formation process of political culture among cadets of a military university, associated with the education of professional responsibility among future officers, is based on a culturological approach. Results. The results consist in experimental verification of the effectiveness of the conditions created for the formation of the political culture of cadets. Conclusion. The authors note that the creation of pedagogical conditions is due to purposeful political education and training, while introducing it to political knowledge and experience of political behavior during the study of humanities, historical and disciplines of a military-professional block, performing professional and special tasks of political education in military practice and internship more effectively ensures the formation of political culture of cadets as one of the foundations professionally important personality traits that reflect the professional responsibility of a commanding officer.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

17. Piazhe J. Teoriya, eksperimenty, diskussiya [Theory, experiments, discussion]. Edited by L. F. Obuhova and G. V. Burmenskaya. M., 2001, 622 p.(In Russian).

18. Proseckij P. A. Psihologicheskie osobennosti adaptacii studen-tov novogo priema k usloviyam obucheniya v vuze [Psychological features of adaptation of students of a new admission to the conditions of study at the university]. The complex problem of career guidance, adaptation and professional development of personnel, Minsk, 2009, pp. 124-128. (In Belarus.)

19. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov, A. A. Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice]. St. Petersburg, 2008, 479 p. (In Russian).

20. Reznik S. D., Chernikovskaia M. V., Nosova E. V. Adaptatsiia studentov-pervokursnikov k usloviiam obucheniia v univer-sitete: opyt, problemy, perspektivy [Adaptation of First-Year Students to Training Conditions at University: Experience, Problems, Prospects]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2017, no. 2, pp. 36-41. (In Russ.) DOI: 10.21603/2542-1840-2017-2-36-41. (In Russian).

21. Sel'e G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome [Essays on the adaptation syndrome]. M., 1960, 253 p. (In Russian).

22. Sinyavskij V.V., Fedorishin B. A. Metodika «Kommunikativnye i organizatorskie sklonnosti (KOS)». [Methodology "Communicative and organizational inclinations (CBS)"]. Available at: https://psytests.org/profession/kos1.html/ (accessed: 08/26/2022).(In Russian).

23. Toffler, E. SHok budushchego: Per. s angl. [Shock of the future: Trans. from English]. M., 2002, 557 p. (In Russian).

24. Apryshko P. P., Polyakov A. P., N. Yu. Soloduhin Filosofskij slovar' [Philosophical Dictionary]. Ed. 8th, dorab. and additional. Moscow, 2009, 845p. (In Russian).

25. Frejd 3. Psihologiya bessoznatel'nogo [Psychology of the unconscious]. 2nd ed. St. Petersburg, 2010, 400 p. (In Russian).

26. Hartmann H. Egopsihologiya i problema adaptacii lichnosti [Egopsychology and the problem of personality adaptation]. M., 2002, 143p.

27. Enciklopedicheskij slovar' po psihologii i pedagogike [Encyclopedic dictionary of psychology and pedagogy]. Available at: https://psychology_pedagogy.academic.ru/1286 / (accessed: 06.12.2021). (In Russian).

УДК/UDC 378.147:355.23

DOI 10.54509/22203036_2023_1_88

EDN BALWXD

Подмаренко Андрей Александрович

доцент кафедры тактики, Новосибирское высшее командное училище, г. Новосибирск

Podmarenko Andrey A.

Associate Professor at the Tactics Department, Novosibirsk Higher Military Command School, Novosibirsk

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

POLITICAL CULTURE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL RESPONSIBILITY

Введение. В статье рассматривается концепт «процесс формирования политической культуры у курсантов военного вуза» как фактор развития их профессиональной ответственности, развития личности будущего офицера во время профессионального образования и возможности его применения в гуманитарных исследованиях с целью углубления знаний, помогающих преобразовать существующую педагогическую действительность.

Методология. Исследование проводилось на основе системного подхода, позволяющего рассмотреть место и роль политической культуры курсантов - будущих офицеров в педагогических процессах, связанных с профессиональной подготовкой специалистов.

Анализ процесса формирования политической культуры у курсантов военного вуза, связанный с воспитанием профессиональной ответственности у будущих офицеров, опирается на культурологический подход.

Результаты заключаются в экспериментальной проверке эффективности условий, созданных для формирования политической культуры курсантов.

Заключение. Авторами отмечается, что создание педагогических условиях за счет целенаправленного политического воспитания и обучения с одновременным приобщением его к политическим знаниям и опыту политического поведения в ходе изучения гуманитарных, исторических и дисциплин военно-профессионального блока, выполнения профессио-

нальных и специальных задач политического воспитания на войсковой практике и стажировке эффективнее обеспечивает формирование политической культуры курсантов как одной из основ профессионально важных качеств личности, отражающих профессиональную ответственность командира.

Introduction. The article considers the concept of "the process of forming a political culture among military university cadets" as a factor in the development of their professional responsibility, the development of the personality of a future officer during professional education and the possibility of its application in humanitarian studies in order to deepen knowledge that helps transform the existing educational reality.

Methodology. The study was conducted on the basis of a systematic approach that allows us to consider the place and role of the political culture of cadets - future officers in educational processes related to the professional training of specialists.

The analysis of the formation process of political culture among cadets of a military university, associated with the education of professional responsibility among future officers, is based on a culturological approach.

Results. The results consist in experimental verification of the effectiveness of the conditions created for the formation of the political culture of cadets.

Conclusion. The authors note that the creation of pedagogical conditions is due to purposeful political education and training, while introducing it to political knowledge and experience of political behavior during the study of humanities, historical and disciplines of a military-professional block, performing professional and special tasks of political education in military practice and internship more effectively ensures the formation of political culture of cadets as one of the foundations professionally important personality traits that reflect the professional responsibility of a commanding officer.

Ключевые слова: политическая культура, профессиональная ответственность, военно-профессиональная направленность обучения, курсанты военного вуза.

Keywords: political culture, professional responsibility, military-professional orientation of training, cadets of a military university.

Введение

Изменения и преобразования во всех сферах жизни российского общества и в Вооруженных силах как одного из институтов государства определили

задачу подготовки высокопрофессионального офицера-руководителя, политически грамотного, с высоким уровнем гражданской активности, способного мыслить творчески в процессе взаимодействия с другими личностями и решать возникающие задачи во всех сферах военного дела с профессиональной ответственностью.

Методология

Системный подход позволяет рассмотреть влияние политической культуры на профессиональную деятельность курсантов - будущих офицеров.

Культурологический подход, на основании которого анализируется специфика организации процесса формирования политической культуры у курсантов военного вуза, направленного на воспитание профессиональной ответственности у будущих офицеров, диагностированных путем оценки, выявляющей влияние на готовность и способность курсантов интегрировать знания и представления в апробированные на практике и закрепленные в профессиональном сознании будущего офицера скрипты - целостные ситуации-сценарии решения профессиональных задач.

Результаты

В условиях повышения требований к профессиональной, социальной готовности офицера решать государственные задачи в мирное и военное время мы понимаем политическую культуру офицера как сложное личностно-профессиональное образование, определяющее профессиональную, политическую и социальную зрелость человека, способность принимать оптимальные решения в интересах функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Способность к волевому регулированию политического поведения офицера как одной из основ показателя качества личности, отражающей профессиональную ответственность командира, закладывается во время обучения в военно-учебном заведении, где формирование политической культуры курсанта осуществляется за счет целенаправленного политического воспитания и обучения с одновременным приобщением его к политическим знаниям и опыту политического поведения в ходе изучения гуманитарных, исторических дисциплин, дисциплин военно-профессионального блока и выполнения профессиональных и специальных задач политического воспитания на войсковой практике и стажировке, разви-

тие которого можно рассматривать в контексте всей его профессиональной жизни, поскольку любой шаг в карьере обязательно связан с повышением «градуса» ответственности.

Следует отметить, что в условиях современной действительности, организация целенаправленного политического воспитания и обучения курсантов требует волевой регуляции, осознания, оценки политических явлений и процессов, а также формирования моделей решения военно-профессиональных задач в различных условиях, качеств личности будущего офицера, способствующих развитию ответственности за свое дело.

Одним из путей решения задачи формирования политической культуры, направленной на формирование профессиональной ответственности будущего офицера, является выбор такого комплекса педагогических средств и методов, который, отражая существующие в обществе социально-политические, экономические отношения, способствовал бы формированию культурных, профессиональных компетенций, в том числе компетентностных оснований политической культуры курсанта - будущего офицера, развитию его нравственных, деловых, организаторских, профессиональных, общечеловеческих, морально-боевых и других качеств. Все это позволит будущему офицеру-лидеру самостоятельно, с профессиональной ответственностью подходить к принятию оптимального решения в интересах достижения военно-политических целей страны, осуществлять воспитательную деятельность по формированию и развитию личности военнослужащих, способных эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время.

Обобщая современные теории по проблеме формирования политической культуры и развитию профессиональной ответственности курсантов военного вуза, мы выделили пять компонентов:

- информационно-когнитивный компонент составляет интеллектуальную основу знаний, включает творческую активность, гибкость мышления, понимание развития военно-политических процессов;

- нравственно-этический компонент отражает нравственную сторону профессиональной ответственности курсанта, основанную на политической культуре, а с другой стороны, характеризует профессиональную ответственность курсанта как одну из целей воинского воспитания;

- мотивационный компонент выступает побудителем к осознанной деятельности офицера к самосовершенствованию, росту профессионализма, раз-

витию качеств субъекта политической культуры -проводника политики государства в армии;

- эмоционально-волевой компонент способствует определению направления нравственных, волевых сил на сознательное саморазвитие, психологическую готовность отвечать за профессиональные решения;

- ценностно-ориентационный компонент способствует формированию характеристик идеала профессиональной, политической деятельности;

- опытно-операциональный (поведенческий) компонент обеспечивает формирование моделей решения военно-профессиональных задач, раскрытие индивидуального потенциала личности, профессиональной ответственности в реализации приобретенных военно-политических знаний, в использовании опыта при решении профессионально-педагогических задач командира, самостоятельности, инициативности в процессе воспитания и обучения подчиненных.

В профессиональной деятельности офицера политическая культура проявляется в его практических делах, в обучении, воспитании подчиненных, в отношении к людям, с которыми ему приходится организовывать взаимодействие. Выбор идеи формирования политической культуры курсантов как одной из основ показателя качеств личности, отражающих профессиональную ответственность будущего командира на основе целенаправленного политического воспитания будущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к политическим знаниям в процессе изучения гуманитарных, исторических дисциплин и дисциплин военно-профессионального блока, соответствующих современным условиям военно-профессиональной деятельности и профессионального военного образования, был осуществлен на основе исследований В. Л. Бозаджиева, И. Н. Гомерова, И. Г. Долиниой, О. В. Золотарева, Т. Е. Климовой и С. Н. Чернова, А. И. Лушнова, О. Н. Монахова, И. А. Тютьковой и пр.

Формирование политической культуры у курсантов военного вуза как условия развития их профессиональной ответственности целесообразно организовать в процессе обучения, в ходе которого осуществляется активное приобщение к политической культуре во взаимосвязи с военно-профессиональной подготовкой в интересах разностороннего развития личности будущего офицера. Для этого в ходе педагогического процесса необходимо организовать: целенаправленную инкультурацию курсанта - будущего офицера, осуществляемую через управляемое погружение его в политическую культуру общества; реф-

Рис. 1. Самооценка интереса к учебным дисциплинам (ср. арифметическое, балл)

лексию собственного развития курсанта - будущего офицера как субъекта политической культуры, организованную в контексте практической воспитательной работы в образовательном процессе военного вуза; педагогическое сопровождение развития политической культуры для формирования моделей решения военно-профессиональных задач.

В ходе экспериментальной проверки эффективности процесса формирования политической культуры курсантов, было задействовано 69 курсантов экспериментальной группы и 76 курсантов контрольной группы обучающихся, объединяющих несколько штатных курсантских подразделений по специальности «Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации)».

Организованное и целенаправленное погружение курсантов в политическую культуру через дисциплины социально-гуманитарного блока показало усиление познавательного интереса со стороны курсантов к дисциплинам социально-гуманитарного цикла, способствующим росту творческой активности, образованности, пониманию взаимосвязи теоретических основ военно-политических процессов и профессиональной практической деятельности офицера (рис. 1).

Организованная рефлексия собственного развития курсанта как субъекта политической культуры, осознанно побуждающего себя к саморазвитию, к росту профессиональной ответственности в решении служебных задач в мирное и военное время, осуществлялась в процессе практики самообразова-

ния и просвещения курсантов через развитие открытого информационного образовательного пространства. Курсантам и контрольной, и экспериментальной группы было предложено 53 ресурса. За время эксперимента каждый курсант КГ использовал в среднем 2-3 ресурса, а курсанты из ЭГ - от 9 до 14 ресурсных единиц. Политическое просвещение можно считать как самостоятельной формой политического воспитания курсантов, так и частью их самообразования как процесса развития личной профессиональной ответственности. Создание второго условия дало возможность формировать личное отношение курсанта к военной политике государства, а также ценностное отношение к своему воинскому долгу.

Педагогическое сопровождение развития политической культуры курсанта, формирующей профессиональную ответственность в образовательном процессе военного вуза, потребовало модернизации политического воспитания и включало несколько позиций: участие курсантов в политической деятельности; руководство занятиями по политическому просвещению и информированию курсантов младших курсов; привлечение курсантов к обучению и воспитанию сокурсников по принципу «равный учит равного»; проведение лекториев, групповой аналитической работы; обсуждение итогов политических диспутов; заочное участие курсантов в широко практикующихся на современном телевидении теледебатах, где в процессе формирования собственного мнения по тому или иному вопросу курсантами анализировались факторы и причины острых политических проблем. Качественные показатели практической дея-

Основной; 9%_ Основной; 3%

I Неотъемлемое условие профессионализма

Качество, усиливающее профессионализм

и Качество, расширяющее личную культуру, ионе связанное с профессионализмом

■ Качество, лишнее для офицера-профессионала

Рис. 3. Отношение курсантов к политической культуре

тельности привлекаемых курсантов к обучению и воспитанию сокурсников, курсантов младших курсов демонстрировали готовность с профессиональной ответственностью решать профессиональные и специальные задачи в служебной деятельности офицера.

Создание третьего условия дало возможность появления мотивации саморазвития курсантов как субъектов политической культуры, основанной на признании высокой роли и значении политической культуры в профессионализме офицера (рис. 3).

Косвенная оценка политической культуры как одной из основ показателя качества личности, отражающей профессиональную ответственность командира, осуществлялась с помощью таких инструментов: моделирование проблемных ситуаций, формализованная характеристика курсанта и оценка за выполнение специального задания войсковой практики. Оценка функциональности политической культуры курсантов экспериментальной группы нашла подтверждение в период проведения войсковых практик и стажировок, где оценивались индивидуальные задания в области политического воспитания личного состава, поставленные перед курсантами (табл. 1).

Наличие статистически значимых изменений в эффективности формирования политической культуры курсантов как одной из основ показателя качеств личности, отражающих профессиональную ответственность командира экспериментальной группы, в сравнении с курсантами контрольной группы, показали и косвенные, частные, оценки, ориентированные на структурные составляющие политической культуры.

Опытно-операциональный компонент политической культуры как один из основ показателя качества личности, отражающий профессиональную ответственность командира, диагностировался путем оценки, выявляющей способность и умения курсан-

Таблица 1

Средняя оценка опыта и инструментального оснащения политической деятельности

№ п\п Оценочный показатель Результат

КГ ЭГ

1 Владение логическими схемами анализа политических явлений и процессов 4,14 7,28

2 Умение использовать исторические аналогии в политическом анализе 4,38 7,4

3 Способность выявлять закономерные связи между политикой и действиями Вооруженных Сил 4,47 7,07

4 Способность прогнозировать политические последствия профессиональных решений 4,6 7,23

5 Практика принятия профессиональных решений с политическим контекстом в реальных и моделируемых ситуациях 4,76 8,07

6 Умение вести рефлексию профессиональной деятельности 4,34 7,21

7 Практика и владение инструментами политического просвещения 3,98 7,17

8 Практика и владение инструментами политической агитации 4,4 7,24

9 Практика и владение инструментами политической пропаганды 4,28 6,95

10 Практика и владение инструментами оценки политической культуры военнослужащих 4,4 6,75

Общая 43,88 73,22

тов интегрировать знания и представления в апробированные на практике и закрепленные в профессиональном сознании курсанта скрипты - целостные ситуации-сценарии решения профессиональных задач, обладающие политическим контекстом. Общие значения формализованной оценки опыта и моделей политической деятельности в экспериментальных группах оказались в 2,3 раза выше, чем в контрольной (рис. 4). Данные, полученные в процессе сравнительного исследования в КГ и ЭГ, показали наличие более

А) контрольная группа

Б) экспериментальная группа

Рис. 4. Уровни сформированности политической культуры курсантов в контрольных и экспериментальных группах на итоговом этапе эксперимента

высоких результатов в формировании ее компонентов у курсантов экспериментальной группы.

Прямая оценка политической культуры офицера выполнялась методом наблюдения ее проявлений в военно-профессиональной деятельности с использованием критерия функциональности, включающего показатели способности регулирования и мотивирования военно-профессиональной деятельности в ходе участия курсантов в политическом просвещении сокурсников, курсантов младших курсов с использованием военно-исторического опыта, выполнением специальных задач войсковой практики и стажировки.

На итоговом этапе эксперимента оптимальный и достаточный уровни сформированности политической культуры курсантов показали более 61 % курсантов экспериментальной группы и лишь 7% курсантов контрольной группы.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующий вывод: результативность процесса формирования политической культуры у курсанта военного вуза определяется целенаправленным политическим воспитанием и обучением с одновременным приобщением его к политическим знаниям и опыту политического поведения. Этому способствует комплексное изучение гуманитарных, исторических дисциплин, дисциплин военно-профессионального блока, а также выполнение профессиональных и специальных задач политического воспитания на войсковой практике и стажировке. Именно эта совокупность условий выступает в процессе профессионального образования как фактор развития личности будущего офицера, формирования его профессиональной ответственности.

Литература

1. Бозаджиев В. Л. Политическая психология. М., 2015. 473 с.

2. Гомеров И. Н. Политическая субъектность в структуре политических отношений: теория и российские реалии. Новосибирск, 2011. 885 с.

3. Долинина И. Г Методология конструирования образовательного пространства политической культуры гражданского типа: дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2011. 38 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Золотарев О. В. Армия и культура. М., 1991. 57 с.

5. Климова Т. Е. Теория и практика формирования политической культуры студентов вуза. Магнитогорск, 2013. 190 с.

6. Лушнов А. И. Культура и армия. Хабаровск, 2014. 274 с.

7. Монахов О. Н. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 175 с.

8. Тютькова И. А. Педагогическая концепция формирования политической культуры учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. С. 54.

References

1. Bozajiev V. L. Politicheskaya psihologiya [Political psychology]. Moscow, 2015, 473 p. (In Russian).

2. Gomerov I. N. Politicheskaya sub"ektnost' v strukture politicheskih otnoshenij: teoriya i rossijskie realii [Political subjectivity in the structure of political relations: theory and Russian realities]. Novosibirsk, 2011, 885 p. (In Russian).

3. Dolinina I. G. Metodologiya konstruirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva politicheskoj kul'tury grazhdanskogo tipa [Methodology of constructing the educational space of political culture of civil type]. Doctor's degree dissertation. Izhevsk, 2011, 38 p. (In Russian).

4. Zolotarev O. V. Armiya i kul'tura [The army and culture]. Moscow, 1991. 57 p. (In Russian).

5. Klimova T. E. Teoriya i praktika formirovaniya politicheskoj kul'tury studentov vuza [Theory and practice of forming the political culture of university students]. Magnitogorsk, 2013, 190 p. (In Russian).

6. Lushnov A. I. [Culture and the Army]. Khabarovsk, 2014, 274 p. (In Russian).

7. Monakhov O. N. Formirovanie politicheskoj kul'tury u kursantov voennyh vuzov [The formation of political culture in the cadets of military universities]. Ph. D. thesis. Yaroslavl, 2004, 175 p. (In Russian).

8. Tyutkova I. A. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya politicheskoj kul'tury uchashchihsya [Pedagogical concept of the formation of political culture of students]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 2007, pp. 54. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.