Научная статья на тему 'Политическая культура и электроральная активность в молодежной среде'

Политическая культура и электроральная активность в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
555
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Круталевич М. Г., Скрынникова О. В.

Статья посвящена проблеме формирования политической культуры и снижения электоральной активности среди молодежи. В частности, проведен анализ возможных причин низкой явки на выборах и на его основе рассмотрены различные меры по повышению уровня политической культуры и электоральной активности молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Круталевич М. Г., Скрынникова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая культура и электроральная активность в молодежной среде»

УДК 32+324:316.62-053.81

Политическая культура и электроральная активность

в молодежной среде

М.Г. Круталевич, к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», E-mail: gimu@mail.osu.ru

О.В. Скрынникова студентка гр.13 ГиМУ(б)МУ, ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», E-mail: gimu@mail.osu.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования политической культуры и снижения электоральной активности среди молодежи. В частности, проведен анализ возможных причин низкой явки на выборах и на его основе рассмотрены различные меры по повышению уровня политической культуры и электоральной активности молодого поколения.

Annotation: The article is dedicated to the problem of the formation of political culture and the decline of electoral activity among young people. In particular, the analysis of possible causes of low turnout and based on it considered various measures to increase the level of political culture and electoral activity of the young generation.

Ключевые слова: политическая культура, молодежь, электоральное поведение молодежи, активность.

Keywords: political culture, youth, electoral behavior, activity.

Молодежь, как социально активная часть населения, способна реализо-вывать приоритетные направления развития общества. Существует точка зрения, что от ее позиции и активности в общественно-политической и экономической жизни зависят направления и темп развития государства. Формируя перспективы развития российского общества, молодое поколение оп-

ределяет уровень знаний, нравственные качества, уровень политической культуры.

Для представителей молодежной среды, как социальных и избирательных ресурсов общества, актуальной и злободневной остается проблема низкого уровня политической культуры и малой активности политического участия в жизни страны.

В настоящее время политическая культура приобретает важное значение для молодежи и способствует формированию политических взглядов, нормализации общественных отношений, ориентации в политических явлениях способствует политическая культура. Электоральное поведение предопределяет уровень политической культуры, а взвешенный политический выбор предполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о полномочиях выбранных лиц.

Судьба демократического развития зависит от того, с какими политическими ориентациями и ценностями придет молодежь на смену нынешним силам. Другими словами без формирования политической культуры невозможны демократические преобразования. Все вышеперечисленное обосновывает актуальность вопросов характера политической культуры.

Изучение мнений политологов, позволило сделать вывод о процессе формирования политической культуры, который состоит из двух этапов. На первом этапе осуществляется деятельность по приобретению политической культуры, то есть происходит присвоение знаний, воспитание убеждений, иными словами. А на втором - реализация приобретенных на первом этапе знаний и навыков. Образно говоря, политическая культура является фундаментом, на котором строится здание реальной политики [2]. По мнению психологов, молодежный возраст является наиболее восприимчивым периодом для воспитания политической культуры.

Следует отметить, что в Российской Федерации превалирует «транзи-тарный» (переходный) тип политической культуры. Его основными характе-

ристиками являются глубокая дифференциация социальных слоев, разнообразие в политическом поведении и участии, отсутствие социальной справедливости и толерантности, различия в степени активности между теми или иными социальными субъектами.

Проведенный анализ научной литературы показал, что у молодых людей отношение к участию в политической жизни страны двоякое: с одной стороны участвуют довольно активно, но в то же время проявляется апатия к происходящим в стране политическим процессам. Как показывает практика по проведению различных уровней выборов, активность молодого избирателя постепенно снижается. Данный абсентеистский тип поведения свидетельствует о кризисе норм и ценностей, легитимности политической системы.

В психологической литературе авторами выделяются прагматические и идеологические мотивы для участия молодого поколения в политике. Сущность первых сводится к тому, что влияя на устройство политических институтов, люди стремятся улучшить свое положение. Согласно идеологическому мотиву молодыми людьми овладевает такая идея, ради которой они буквально готовы жертвовать всем. Научные и практические исследования показывают, что в настоящее время на молодежную среду не оказывают влияния ни прагматические, ни идеологические мотивы. Эксперты объясняют данное обстоятельство, с позиции факторов мотивации, низкий уровень избирательной активности.

Молодое поколение не чувствует значимости своего голоса, не видит смысла в выборах, так как среди него бытует мнение о формальности процедуры голосования. То, что для каждого человека право голосования является гражданским долгом, и каждый в определенной степени оказывает влияние на ситуацию в стране, остается неосознанным. Молодые люди не рассматривают политическую деятельность, как значимую для себя. Во мнениях молодежи либо проявляется политический нигилизм, выражающийся в недоверии к аппаратам институтов власти, либо мнение, что кандидаты не могут влиять

на ситуацию в стране, области, городе. Недоверие рождается из-за невыполнения обещаний, данных во время избирательных кампаний.

Важной причиной низкого участия молодых граждан в голосовании является отсутствие эффективной молодежной политики. Не смотря, на перемены, которые происходят при реализации современной молодежной политики, к реальным изменениям в положении молодого поколения они не приводят, так как не в полной мере реализуются ее цели и задачи. Негативный опыт политического участия также оказывает влияние на участие, а точнее, неучастие в голосовании. Кроме вышеперечисленных факторов, у молодежи бытует мнение «если я не приду и не проголосую, то от этого ничего не изменится - придут другие».

Все вышеперечисленное актуализирует необходимость выделения мер по преодолению электоральной пассивности, формированию политической культуры молодежи, выстраиванию диалога между органами власти и молодым поколением.

Свое начало политическая культура берет со знаний о политике и стремлений к ней. В литературе отмечено, что интерес к новой информации, повышенная познавательная потребность являются особенностью психического склада исключительно молодежи. На официальном сайте Центральной избирательной комиссии РФ http://cikrf.ru/ в разделе для молодежи вопросам просвещения уделено особое внимание. Так, на сайте существует электронный обучающий курс «Школа молодого избирателя», состоящий из шести тем:

- история избирательного права в России;

- избирательное право, избирательные системы, уровни и виды выборов;

- избирательные комиссии;

- стадии избирательного процесса;

- политические партии, многопартийность;

- референдум.

По каждой теме можно просмотреть информативную презентацию, а затем, для закрепления полученного материала, пройти онлайн-тест. Также в данном разделе представлена информация о проведении различных творческих конкурсов избирательными комиссиями субъектов РФ. [4]

Представляется, что данная мера позволит повысить уровень политической культуры среди молодежи, а также участие в общественно-политической деятельности. Необходимо усилить внимание по информированию молодого поколения о существовании данного ресурса, использовать более жесткую форму - добровольно-принудительный порядок его использования.

Необходимо не только формировать знания и убеждения, но и акцентировать внимание на непосредственном включении молодых людей в деятельность по усвоению политической культуры. Наиболее эффективными практическими моделями воспитания активности молодежи является создание молодежных парламентов и правительств, молодежных клубов правопорядка. Их организации направлена на усвоение требований ролевого и статусного поведения, политических ориентиров и ценностей, развитие духовно-нравственного потенциала. Путь вовлечения молодых людей в общественно-политическую деятельность не только позволяет формировать политическую культуру, но и удовлетворять культурные, политические, экономические интересы и потребности, которые ранее не находили реализации. При этом необходимо концентрировать внимание на формирование у молодых людей таких компетенций как умение анализировать, отстаивать свои убеждения, делать выводы, замечать политическую сторону информации. Это позволит не только сформировать у молодого поколения новой модели поведения, но и отразится на его политической культуре и политическом сознании.

Следует отметить актуальность и необходимость усиления работы с детьми школьного возраста. Для воспитания сильной и зрелой личности, лучше всего, со школьной скамьи прививать интерес к общественно-

политической жизни, воспитывать чувство патриотизма и гражданского долга. В Российской Федерации существует немало школ, в которых действует система ученического самоуправления, где ученики занимаются решением разных вопросов: от обустройства до выработки рекомендаций для руководства школы. Система школьного самоуправления направлена на приобретение детьми практических навыков общественной деятельности, эффективной организации своей работы и работы своей команды. Представляется возможным, данный положительный опыт использовать в ВУЗах. Как правило, студенты, активно участвующие в общественной жизни ВУЗа, факультета, области, города имеют четко сформулированную жизненную позицию и могут ее отстаивать, идут на выборы и точно знают, за кого отдадут голос.

Определенно, более образованные, состоятельные, добившиеся некоторого положения в обществе молодые люди интересуются политикой чаще.

[5]

Следовательно, повышению политической активности будет способствовать формирование «лидеров мнений», транслирующих важность и «престижность» активного участия в политической жизни своей страны, региона, муниципалитета. Основная задача, стоящая перед участниками и организаторами выборов, должна заключаться в создании положительной мотивации участия в голосовании; избиратель должен быть уверен, что его голос действительно имеет значение, и он принимает участие в управлении делами государства. Без всякого сомнения, изменение отношения молодого поколения к политике, также к институту выборов возможно тогда, когда представители молодежной среды будут себя чувствовать реальным участником и субъектом перемен в стране.

Немаловажное значение имеет и использование информационных технологий при организации выборов. Например, в Великобритании на выборах в местные органы власти проведен эксперимент: в некоторых избирательных округах организованы электронные выборы. Избиратели получили возможность проголосовать с помощью SMS-сообщения, Интернета, либо с помо-

щью цифрового телевидения (в этом случае каждому выдавали PIN-код и инструкцию с описанием системы). Согласно отчету Избирательной комиссии Великобритании применение данного рода технологий в избирательной системе привлекло к выборам половину избирателей от 18 до 24 лет. Также Избирательной комиссией Великобритании проведен опрос, где трое из четырех представителей молодежной среды готовы проголосовать по системе электронных выборов, так как это экономит их время, нежели непосредственный поход в избирательные участки.

Для повышения политической активности молодежи необходимо сформировать положительный «образ» политики в молодежной среде, дать соответствующую эмоциональную окраску этому «образу», а также наладить процесс формирования осознанного отношения к выборам у каждого молодого человека. [5] Данную задачу рационально решить с помощью средств массовой информации (СМИ). Для формирования у граждан фактора доверия к власти, СМИ могут и должны нести социально-воспитательную функцию, обеспечивая обратную связь между избираемыми и избирателями - диалог между народом и властью. Статья 38 Федерального закона РФ «О средствах массовой информации» утверждает, что через СМИ граждане имеют право на оперативное получение достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов МСУ, должностных лиц, общественных объединений [1].

Но, прежде всего, для этого требуется желание и готовность молодежи к диалогу со СМИ. Определенно, для современных СМИ функции воспитания социально-политической культуры, формирования обратной связи, социального диалога должны стать ведущими. Но, к сожалению, уровень недоверия к СМИ очень высок. Как отмечает социолог Галина Ивановна Осадчая причина данного явления, в том, что СМИ не стали показателем состояния общественной рефлексии, ключевым звеном, также перестали быть средствами выражения интересов большинства населения [3]. Скорее они выражают мнение телеведущего, редактора, мнение каких-либо политических пар-

тий, подчиняясь их влиянию. Получается, что искажение, утаивание, нагнетание информации приводит к снижению доверия к СМИ и, соответственно, к власти. Необходимо подготовить и выпускать массовые доступные издания, популяризирующие избирательную практику среди молодежи и избирательное законодательство. На самом деле молодой избиратель должен знать права и обязанности участников электорального процесса, законы, регламентирующие выборы, основные платформы политических партий (кандидатов). На основании этих знаний формируется отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, муниципалитета.

В работе с молодежью необходимо учитывать, что в ситуации, когда нужно преодолеть электоральную пассивность, необходимо отказаться от давления, так как манипуляция будет иметь негативные последствия, вызывая обратные реакции у молодых людей. Меры во многом должны носить косвенный характер и быть преимущественно направленными на повышение интереса к жизни страны, региона, города [5], к избирательному процессу, а также гражданской активности молодежи.

Таким образом, конечная цель политического воспитания - одобрение смысла и ценностей демократической государственности и их принятие во внутренние регуляторы своего поведения. Знание законов, устройства государства т.д., не являются гарантией действий в политической сфере. Формированию политических интересов, потребностей, установок способствует политическое воспитание, предопределяющее выбор соответствующих поступков и действий. Лишь при условии постоянной и систематической работы над данной проблемой всех участников общественно-политического процесса возможно преодоление существующего политического вакуума в молодежной среде.

Библиографический список:

1. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : [федер. закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 : с изм. от 02 июля 2013 г.] // ГАРАНТ : информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164247/ - Дата обращения 01.12.2014.

2. Оганян, К. М. Политическая культура современной молодежи / К. М. Оганян // Наука. Инновации. Технологии. - 2010. - № 2. - С. 189-196.

3. Социальное самочувствие и социальные ожидания Россиян: тезисы // Материалы IV Международного социального конгресса «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» / Г. И. Осадчая. - М.: Изд-во РГСУ, 2004. - Т.1. - С. 178.

4. Школа молодого избирателя [Электронный ресурс] : портал Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.rcoit.ru/shmi/ - Дата обращения 01.12.2014.

5. Щепёткин, А. В. Политическая активность молодежи: особенности и способы повышения / А. В. Щепёткин // Омский научный вестник. - 2011. - № 2. - С. 66-69.

Рецензия

на статью «Политическая культура и электроральная активность в молодежной среде», выполненную доцентом кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента Круталевич Мариной Геннадьевной, студенткой группы 13 ГиМУ(б) МУ Скрынниковой Ольги Васильевны

Статья, представленная на рецензирование, посвящена проблеме формирования политической культуры и снижения электоральной активности среди молодежи.

Авторами анализируются точки зрения на причины снижения электоральной активности среди молодежи, обосновывается значение политической культуры для молодежи. Круталевич М.Г., Скрынниковой О.В, изучены мнения политологов, психологов и социологов о процессе формирования политической культуры молодежи. Как важная причина низкого участия молодых граждан в голосовании авторами выделяется низкая эффективность молодежной политики. В рецензируемой статье актуализируется необходимость выделения мер по преодолению электоральной пассивности, формированию политической культуры молодежи, выстраиванию диалога между органами власти и молодым поколением. Авторами анализируется опыт Центральной избирательной комиссии РФ по молодежи вопросам просвещения для молодежи и уделяется внимание мерам повышения уровня политической культуры среди молодежи. По мнению авторов, представленные в статье, меры позволят не только повысить эффективность молодежной политики, но и сформировать у молодого поколения новую модель поведения. Кроме того, в рецензируемой статье, уделено внимание использованию информационных технологий при организации выборов на основе изучения опыта Великобритании.

Представляется, что полученные авторами выводы имеют практическую значимость, так как в условиях модернизации социально-экономических процессов в Российской Федерации актуализируется значение формирования и реализации эффективной молодежной политики, в частности, повышается необходимость формирования политических интересов, потребностей, установок у молодежи.

Рецензируемая статья соответствует всем требованиям и может быть рекомендована к публикации в рецензируемом издании.

Рецензент: д.э.н., профессор

Г.Г. Аралбаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.