УДК 323.2
А. В. Щепёткин Омская гуманитарная академия
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ ОТДАЧИ В УПРАВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ (на примере работы по повышению политической активности молодежи
в Омской области)
В данной статье сформулированы принципы, на которые необходимо опираться при разработке стратегии, направленной на повышение политической активности молодежи, а также выявлены основные акселераторы роста. Опыт реализации описанных проектов может быть использован в работе органов государственной и региональной власти, общественных и политических организаций.
Ключевые слова: политический менеджмент, стратегический менеджмент, концепция возрастающей активности, акселератор роста, политическая активность, молодежь.
С развитием демократических процедур политический менеджмент стал постоянным и естественным спутником политической жизни России. Его освоение и широкое распространение связано с интенсификацией конкурентной политической борьбы в изменившихся условиях информационного общества, а также с переходностью политических процессов в нашей стране.
В политической науке встречаются самые разные определения понятия «политический менеджмент». Этимологически в современной зарубежной политической науке понятию «политический менеджмент» соответствует понятие «governance», которое разведено с понятиями «administration», «management» и «government» (М. Goodwin, J. Painter; B. Jessop; R. A. Rhodes; G. Stoker). В отечественной политической науке также немало работ, посвященных анализу существующих подходов к проблеме политического управления (Д. П. Зеркин, А. В. Огарев, А. В. Понеделков, A. M. Старостин, Б. Г. Тукумцев, О. Ф. Шабров, М. Н. Афанасьев, И. А. Василенко, О. В. Гаман-Голутвина, B. C. Комаровский, Е. Г. Морозова, А. В. Оболонский, С. П. Перегудов, Л. B. Сморгунов, В. А, Лепехин, Л. H. Тимофеева, Г. В. Пушкарева и др.).
Будем придерживаться следующего определения: политическое управление есть сложный процесс выработки и реализации властных решений, в котором принимают участие не только государственные органы и традиционные субъекты политической деятельности (политические партии, движения), но также все другие институты и организации гражданского общества, этнические, конфессиональные, профессиональные и территориальные группы и общности, социальные слои и отдельные граждане.
Несмотря на большое количество работ по проблемам политического управления, в том числе диссертационных, приходится констатировать, что анализ политического менеджмента в России далек от завершения. В отечественной политологии не сложилась устойчивая общепринятая концепция политического менеджмента, не в полной мере нашел свое отражение ряд политических аспектов менеджмента, и особенно стратегического политического менеджмента.
Среди отечественных и зарубежных ученых, исследовавших теорию и практику стратегического управления, выделяются Р. Аксельрод, К. Арджирис, П. Вак, К. Вейк, О. С. Виханский, А. де Гиус, Г. Джонсон, Дж. Дойль, А. Т. Зуб, Р. Каплан, Д. Кольб, Ч.
Линдблом, Г. Минцберг, П. Сенге, Д. Суровицкий, Р. Уиттенгтон, Дж. Форрестер, К. ван дер Хайден, Р. Холл, К. Шоулз.
В настоящее время стратегическое управление понимается как «управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе» [2].
Процесс стратегического менеджмента включает следующие основные шаги: определение миссии, целей и задач организации; анализ внешней и внутренней среды; выбор стратегии; реализацию стратегии; последующий контроль и оценку эффективности реализации стратегии.
Современная социально-политическая система представляет собой сложную адаптивную систему, поведение которой является нелинейным и сложно предсказуемым. Поэтому в настоящее время стратегическое мышление отходит от распространенной в управлении «линейной» парадигмы, приходя к пониманию необходимости выявления причинно-следственных взаимосвязей и учета эффектов обратной связи в управлении. Одним из примеров использования такой нелинейной парадигмы является построение системы стратегического управления, основанное на учете эффектов возрастающей отдачи.
Концепция возрастающей отдачи (А. Маршалл, Э. Янг, К. Эрроу, П. Ромер, Р. Солоу, Н. Калдор, Б. Артур, Д. Хикс, А. Спенс, С. Шапиро, Г. Вэриан, З. Ачи, Д. Норт, А. Гершенкрон, П. Дэвид, С. Лиебовиц и С. Маргулис, Д. Пафферт, П. Кругман, Дж. Хилл, Дж. Саттон, Р. Спектор, В. Вольчик, М. Скорев, О. Белокрылова, Е. Бренделева, В. Полтерович, Ю. Латов) разрабатывалась для новейшего сектора экономики - отраслей, основанных на знаниях, в дополнение к концепции убывающей отдачи, которая описывает особенности традиционного сектора экономики (обрабатывающего производства) [1]. Данная концепция характеризует новый взгляд на экономику как на сложную динамическую самоорганизующуюся систему. Она применима к тем сферам жизни, которые характеризуются следующими особенностями: они слабо «завязаны» на ресурсах, характеризуются наличием «сетевых эффектов», в них большое значение имеют потребительские привычки. Именно поэтому, на наш взгляд, в социальных системах, в том числе в политической сфере, концепция возрастающей отдачи представляется действенной.
Одним из примеров реализации концепции возрастающей отдачи является управление, основанное на использовании акселераторов роста. Акселератор роста представляет собой цикл роста компании, сформированный одной или несколькими положительными петлями обратной связи, эксплуатирующими эффект возрастающей отдачи [3].
Рассмотрим эффективность применения методов стратегического менеджмента, основанного на концепции возрастающей отдачи, на примере управления политическими процессами в избирательном цикле 2007-2008 гг. в Омской области в части повышения политической активности молодежи.
В 2007-2008 гг. в Омской области был запланирован важный избирательный цикл, который начинался выборами депутатов Законодательного собрания Омской области (март 2007 г.), далее проходили выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации (декабрь 2007 г.), далее - выборы Президента Российской Федерации (март 2008 г.). В связи с этим руководством Омской области разрабатывалась политическая стратегия на ближайший избирательный цикл 2007-2008 гг. Одна из основных целей -повышение политической активности молодежи, критерием чего должно было служить повышение молодежной явки на выборах.
Правительством Омской области, избирательной комиссией Омской области совместно с основными молодежными общественными организациями Омской области («Молодая гвардия Единой России», Омский областной студенческий отряд и профсоюзные организации студентов) были проведены анализ внешней среды (анализ особенностей молодежи как основной целевой группы; изучение политических настроений, характерных для молодежной среды; выявление особенностей поведения молодежи в политической сфере и т. д.) и анализ внутренней среды (имеющиеся организационные, человеческие и финансовые ресурсы), направленные на выявление факторов, которые могли бы способствовать или препятствовать достижению цели повышения политической активности молодежи.
Анализ внутренней среды показал, что только при объединении усилий различных социальных институтов (органы власти, избирательные комиссии, учебные заведения, молодежные общественные организации и т. д.) возможно достижение поставленной цели.
В ходе анализа внешней среды были выявлены особенности целевой группы, на которую планировалось воздействовать (данные получены на основе анализа социологических исследований и информации, полученной в ходе проведения фокус-групп с представителями молодежи):
1. Молодые люди понимают значимость этой сферы жизни, но они не видят возможности для себя влиять на политическую ситуацию, управлять ею.
2. У молодежи недостаточно сформированы навыки политической деятельности, самоуправления, отстаивания собственных интересов.
3. У молодых людей плохо сформировано личное отношение к выборам.
4. Использование прямых методов (призыв «все на выборы»), направленных на повышение явки избирателей, которые усугубляются применением административного ресурса, вызывает обратные реакции у представителей данной возрастной группы.
5. Исследования показывают, что молодые люди недостаточно осведомлены о деятельности каких-либо политических организаций [4].
6. При исследовании вопроса политической активности молодежи нельзя обходить стороной понятие «мода», которое в первую очередь характеризует молодежную субкультуру. Особенностью для молодежи также является ориентация на мнение ближайшего окружения, своих сверстников, на те темы, настроения, которые в настоящее время являются «модными» в молодежной среде.
На основе проведенного анализа была выбрана стратегия концентрированного роста [2], направленная на усиление «позиций» политической сферы в сознании молодежи Омской области и в молодежной субкультуре. Данная стратегия базировалась на следующих основополагающих принципах:
— Косвенный характер мер, предпринимаемых для повышения активности молодежи в политике, а также их комплексность и разнонаправленность. Они должны быть направлены преимущественно на повышение интереса к жизни города, региона, страны в целом, интереса к избирательному процессу, повышение правовой культуры и гражданской активности молодых людей.
Объединение усилий различных социальных институтов (органы власти, избирательные комиссии, учебные заведения, молодежные общественные организации и т. д.)
— Формирование у молодежи навыков политической деятельности, самоуправления, отстаивания собственных интересов, участия в политической жизни в качестве полноправных активных субъектов этого процесса.
— Формирование личного отношения к политике, эмоциональная окраска политической сферы жизни.
— Формирование у молодежи образа политики, основанного на следующих характеристиках: «модно», «престижно», «прогрессивно», «значимо».
— В перечне проектов должны присутствовать проекты, направленные на работу с различными возрастными и социальными группами молодежи (школьники, студенты, работающая молодежь и т. д.).
— Широкое освещение в СМИ всех проектов, реализуемых в рамках выбранной стратегии.
— Сбор обратной связи при реализации каждого проекта и корректировка на основе полученной информации дальнейшего хода реализации стратегии.
В качестве акселераторов роста были выбраны следующие: Имидж. Формирование положительного образа политики в молодежной среде благодаря рекламе, положительным устным отзывам, «фактору моды». Реализация специальных программ для лиц, формирующих общественное мнение в молодежной среде.
— Сетевой эффект - когда положительное мнение о чем-либо формируется благодаря широкому кругу людей, которые данное мнение разделяют. В нашем случае - расширение круга молодых людей, которые положительно относятся к политике, интересуются ею, достаточно осведомлены о политической ситуации в регионе и стране в целом, имеют навыки политической деятельности.
— Наполнение содержанием в молодежной среде образа политики. Формирование у молодых людей личного отношения к политике, повышение политической грамотности, правовой культуры и гражданской активности молодых людей.
— Отбор и привлечение талантов. Чем престижнее, интереснее, успешнее представляется та или иная сфера жизни в глазах общества, тем больше шансов привлечь и удержать самых одаренных, активных, ярких его членов, которые, как правило, являются лидерами. Данный эффект основан на том, что таланты «тянутся» к талантам. Чем больше удастся вовлечь в работу по повышению политической активности молодежи талантливых и активных членов данной возрастной группы, тем она будет эффективнее.
На основе выбранной стратегии был разработан и реализован ряд мероприятий, направленных на повышение политической активности молодежи в Омской области.
11 октября 2006 г. в Омской области стартовал проект «ПолитЗавод», цели которого: активизации молодежи, привлечение к политической деятельности молодых талантливых специалистов из различных сфер; привлечение внимания общественности к программе участия молодого поколения в политических процессах; формирование волонтерских молодежных групп (агитаторы, наблюдатели, члены избирательных комиссий и т. д.); формирование группы молодых людей, готовых принять участие в избирательной кампании; формирование молодежных групп для включения в списки Всероссийской политической партии «Единая Россия» на региональных выборах.
В проекте приняли участие 87 молодых людей, победителями же стали восемь человек, которые вошли в региональный список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Омской области от Омского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». По итогам выборов 11 марта 2007 г. депутатами Законодательного собрания Омской области стали три молодых человека (до 30 лет), четыре победителя проекта «ПолитЗавод» стали помощниками депутатов Законодательного собрания Омской области, и один возглавил молодежный телепроект местного телевидения города Тары (филиал ГТРК «12 канал»).
Начиная с 2005 г. Главным организационно-кадровым управлением Омской области совместно с Государственным учреждением Омской области «Региональный центр по связям с общественностью» реализуется проект «Школа молодого политика». Данный проект направлен на профессиональную и личностную подготовку управленцев и политиков нового поколения. Цель данного проекта - воспитание у молодежи
гражданской активности, политической культуры, чувства ответственности за будущее России, повышение профессиональной подготовки и конкурентоспособности молодых политиков. Программа Школы молодого политика основана на комплексном подходе к воспитанию лидеров молодежных общественных и политических объединений. Прямой результат обучения - это возникновение потребности в активном выражении гражданской позиции, в самореализации в общественно-политической сфере, а также развитие возможностей для удовлетворения этих потребностей у непосредственных участников проекта. Молодые люди, прошедшие обучение в школе, несомненно, являются лидерами в молодежной среде. Они способны транслировать новые ценности, потребности, образцы поведения.
Другим успешным проектом, реализованным правительством Омской области, стала молодежная секция Совета при губернаторе Омской области по реализации приоритетных национальных проектов. Это общественный орган, обеспечивающий участие молодежи в выработке и осуществлении государственной политики в сфере реализации приоритетных национальных проектов и демографического развития. В состав секции вошли лица в возрасте 19-30 лет, в том числе студенты и аспиранты высших учебных заведений Омской области, молодые учителя школ и преподаватели вузов, победители творческих и профессиональных конкурсов, выпускники Школы молодого политика, лидеры молодежных общественных организаций. Работа в секции и активное освещение в региональных СМИ реализуемых ими проектов явились своеобразной «рекламой» того, что каждый молодой человек может принимать активное участие в развитии региона.
Также в Омской области в течение 2007-2008 гг. молодежными общественными организациями систематически проводились разного рода ролевые игры для молодежи в возрасте как от 14 до 18 лет, так и старше 18 лет, направленные на повышение политической грамотности, знакомство с основами избирательного законодательства, повышение электоральной активности молодежи. Основные идеи данных ролевых игр заключались в формировании потребности в активном участии в избирательном процессе, повышении интереса к нему. Необходимо заметить, что участники действительно проявляли интерес, когда им предлагали самостоятельно разработать программу политической партии или проектировать избирательную кампанию. В итоге молодые люди получили социальный поведенческий опыт участия в выборном процессе, возможность посмотреть на избирательный процесс «изнутри», почувствовать себя его участниками.
В течение двух последних федеральных избирательных кампаний (выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации - 2 декабря 2007 г., выборы Президента Российской Федерации - 2 марта 2008 г.) в Омской области избирательной комиссией Омской области совместно с молодежными общественными организациями проводился конкурс «Будущее выбираю сам» - конкурс среди образовательных учреждений на самую высокую активность студентов в день голосования на выборах, призванный повысить интерес к данному мероприятию, сформировать у молодых людей эмоциональное, личное отношение к выборам. Несмотря на то, что конкурс проводился всего лишь два раза, можно заметить положительную динамику. Первый раз в конкурсе участвовало всего 11 учебных заведений, и студенческая явка составила 33%. Во второй раз в конкурсе участвовало уже 58 учебных заведений, и явка студентов составила 43%. В основе данного проекта лежит механизм соревновательности, который формирует дополнительный мотив участия в выборах.
Реализация выбранной стратегии способствовала значительному повышению политической активности молодежи в Омской области, показателем чего может служить положительная динамика явки молодежи на выборах различного уровня. На основании изложенного можно отметить следующее:
1. Применение методов стратегического менеджмента, основанного на эксплуатации эффекта возрастающей отдачи, в политической сфере способствует эффективному достижению управленческих целей.
2. При разработке стратегии, основной целью которой является повышение политической активности молодежи, необходимо опираться на следующие основополагающие принципы: косвенный характер мер, их комплексность и разнонаправленность; объединение усилий различных социальных институтов; формирование у молодежи навыков участия в политической жизни в качестве полноправных активных субъектов этого процесса; формирование личного отношения к политике; формирование у молодежи положительного образа политики; работа с различными возрастными и социальными группами молодежи; широкое освещение в СМИ всех проектов; сбор обратной связи и корректировка дальнейшего хода реализации стратегии.
3. Основные акселераторы роста, которые можно эффективно использовать при организации работы по повышению политической активности молодежи: формирование положительного имиджа политики в молодежной среде; использование сетевого эффекта; наполнение содержанием в молодежной среде образа политики; отбор и привлечение талантов.
4. Опыт реализации проектов, описанных в данной статье, можно использовать в других регионах Росси в работе органов государственной и региональной власти, общественных и политических организаций, направленной на повышение политической активности молодежи.
Библиографический список
1. Артур, Б. Возрастающая отдача и два мира бизнеса [Текст] / Б. Артур // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. - 2005. - Т. 3, № 4 - С. 7-19. - Библиогр.: с. 19.
2. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст] : учебник / О. С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарика, 2002. - 296 с. ; 21 см. - Библиогр.: с. 292. -10000 экз. - ISBN 5-8297-0021-2 (в пер.).
3. Каталевский, Д. Ю. Стратегическое управление организацией на основе концепции возрастающей отдачи [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 (1) / Каталевский Дмитрий Юрьевич. - М., 2008. - 26 с.
4. Положение молодежи в России : аналитический доклад [Текст] - М. : Машмир, 2005. - 168 с.
© Щепёткин А. В., 2010
Автор статьи - Алексей Владимирович Щепёткин, аспирант, НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», alexey.schepyotkin@gmail.com.
Рецензент - О. В. Волох, доктор политических наук, профессор, НОУ ВПО «ОмГА».