DOI 10.23859/2587-8344-2017-1-3-3 УДК 324 (470)
Андрей Владимирович Баранов
Доктор политических и исторических наук, профессор, Кубанский государственный университет
Краснодар, Россия baranovandrew@mail.ru
Сравнительный анализ целей и направлений электоральной политики Европейского союза и Российской Федерации в отношении молодежи
Аннотация. В статье определены особенности целей и направлений электоральной политики России в отношении молодежи в сравнении с Европейским Союзом. Российская электоральная политика государствоцентрична, консервативна, исходит из принципа государственной защиты молодежи. Она отдает преимущество формам политического участия молодежи, обеспечивающим совещательные и обучающие функции, а не лоббирование политических интересов. Интерактивные механизмы взаимодействия молодых избирателей, кандидатов и избирательных комиссий недостаточно конкретизированы.
Ключевые слова: электоральная политика, цели, направления, сравнительный анализ, молодежь, Россия, Европейский Союз
Введение
Актуальность темы статьи проявляется в том, что молодежь составляет весомый сегмент граждан Российской Федерации, имеющих право голоса. Российская молодежь в возрасте от 18 до 30 лет к началу 2015 г. составляет весомую часть электората - 27.264,1 чел. (24,4 % имеющих право голосовать граждан РФ)1. Молодежь - важный участник электоральной политики в Российской
1 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140095700094 (дата обращения: 23.06.2016); Сведения об общей численности избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru/izbiratel/quantity/ 20160101.html (дата обращения: 21.05.2016).
Федерации, так как смена поколений является одним из факторов политических изменений. Но потенциальные ресурсы влияния молодежи на итоги избирательных кампаний во многом обесцениваются слабой осведомленностью юношей и девушек о российской политике, низкой заинтересованностью в исходе голосования, неустойчивыми установками электорального поведения. Электоральная активность граждан в условиях демократии является одновременно как процессом самоорганизации политически активных индивидов и их объединений, так и объектом целенаправленного регулирования со стороны влиятельных субъектов политики. Данные обстоятельства повышают актуальность исследования электоральной политики Российской Федерации в отношении молодежи, выработку рекомендаций по повышению ее эффективности в контексте мирового опыта.
Цель статьи - определить особенности целей и направлений электоральной политики России в отношении молодежи в сравнении с аналогичной политикой Европейского Союза.
Электоральная политика трактуется как целенаправленное, преимущественно государственное воздействие на факторы, нормы и повестку дня проведения
2 3
избирательных кампаний (см. работы Г.В. Голосова , Н.В. Гришина ). Электоральная политика нацелена на обеспечение легитимного функционирования политической системы путем воспроизводства институтов и практик выборности, подконтрольности и сменяемости власти. Такая политика включает в число своих целей формирование позитивных мотиваций граждан к конвенциальным формам участия в политической жизни общества. Данная цель предполагает ряд согласованных задач: обеспечивать достаточный для сознательного участия в выборах уровень знаний избирателей о политике; воспитывать положительное отношение к политической системе страны, ее властным институтам и законодательству; создавать позитивные установки и навыки участия граждан в выборах, а также умения делать осознанный политический выбор своих ориен-таций посредством голосования.
Современные специалисты (Э. Кэмпбелл, Ф. Конверс и др.4, Ж. Коломер5) полагают, что направленность регулирования норм электоральной активности -это всегда результат соотношения сил конкурирующих субъектов политики,
2 Голосов Г.В. Трещины в стене. Режим и оппозиция в ходе российского электорального цикла 2011-2012 годов // Pro et Contra. M., 2012. Т. 16. № 1-2. С. 94-115.
3 Гришин Н.В. Государственная электоральная политика: предметная область нового научного направления // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань, 2014. № 3 (40). С. 71-82.
4 Campbell A., Converse Ph.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter. 2nd ed. N.Y., 1980. 574 р.
5 Handbook of Electoral System Choice / ed. by J.M. Colomer. N.Y., 2004. 592 p.
выражение их политических интересов и стратегий. К таким субъектам можно отнести законодательные органы власти, определяющие нормативные правила проведения выборов, суды, избирательные комиссии, а также партии и общественные организации, СМИ, участвующие в избирательных кампаниях и выдвигающие требования по изменению правил их проведения. Определить степень влияния «игрока» политики на развитие и исход электорального соревнования можно посредством прикладного исследования (методами анкетного и экспертного опроса, наблюдения, фокус-групп, интервью), а не на основании норм законодательства. Особенно различие политического и правового подходов важно при изучении регулирования электоральных процессов в России, где конституционализм имеет слабые традиции, а политико-идеологические ориентации граждан неустойчивы .
В мировой политической науке созданы исследования, объясняющие специфику молодежной электоральной политики. К ним относятся работы
7 8 9 10
Д. Бэкингема , С. Коулмана и С. Роу , П. Дальгрена , Р. Кимберли ,
11 12
Б.Д. Лоудера , Н. Смита и др. . Основное внимание в них уделено формам политической самоорганизации молодежи, виртуализации политического участия в условиях информационной революции, причинам абсентеизма молодежи и методам позитивного вовлечения молодых людей в гражданскую активность.
13
К. де Бакер и М. Янс ввели термин «треугольник молодежного участия» . По их мнению, молодые люди будут активно взаимодействовать с политической системой при наличии трех условий: они должны видеть цель изменений; чувствовать, что имеют возможность изменить ситуацию, и иметь возможность общаться с другими людьми для эффективного решения своих проблем.
6 Electoral Authoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition / ed. by A. Schedler. Boulder, 2006. Р. 168-169, 199.
7 Buckingham D. The Making of Citizens: Young People, News and Politics. 2nd ed. London; N.Y., 2003. 235 p.
8 Coleman S., Rowe C. Remixing Citizenship: Democracy and Young People's Use of the Internet. London, 2005. 16 p.
9 Dahlgren P. (ed.). Young Citizens and New Media: Learning for Democratic Participation. London; N.Y., 2007. 262 p.
10 Kimberlee R. Why Don't British Young People Vote at General Elections? // Journal of Youth Studies. Berlin, 2002. Vol. 5. No. 1. Рp. 85-98.
11 Loader B.D. (ed.). Young Citizens in the Digital Age: Political Engagement, Young People and New Media. London, 2007. 218 p.
12 Smith N., Lister R., Middleton S., Cox L. Young People as Real Citizens: Towards an Inclu-sionary Understanding of Citizenship // Journal of Youth Studies. Berlin, 2005. Vol. 8. No. 4. Рp. 4125-443.
13 De Backer K., Jans M. Youth (-work) and Social Participation: Elements for a Practical Theory. Brussels, 2002. Рp. 7-9.
Основная часть
Молодежь определяется как социально-демографическая группа общества в возрасте от 15 до 30 лет, имеющая социальный статус, позиции и функции в структуре общества, ресурсы политического влияния, которые обуславливают ее политические интересы, ориентации и установки деятельности. Молодежь неоднородна, включая в себя различные социально-статусные, профессиональные, территориально-поселенческие, возрастные и половые группы. В политическом аспекте также важны сегментации молодежи по уровню и характеру образования, степени религиозности. Поскольку молодежь в силу возраста и краткого профессионального опыта не занимает высокостатусные политические позиции, ей присущи завышенные ожидания, что может порождать депри-вацию при столкновении с политической реальностью. Политическая социализация молодежи не завершена. Агенты политической социализации молодых людей многообразны в зависимости от социально-статусных, профессиональных, территориально-поселенческих, возрастных и гендерных характеристик.
Полезным новшеством является применение термина «политическое поколение». По определению А.В. Селезневой, это - «общность людей определенного возраста, имеющих сходные представления о политике и власти, сформированные в процессе первичной политической социализации под влиянием ис-торико-политического и социокультурного контекста его протекания... Политические поколения относятся к категории символических и означают общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории.»14. Интервал выделения политических поколений (по К. Манхейму) составляет период 17-25 лет15. Но с учетом нарастающей динамики политических процессов полезно выделить внутри поколения политические когорты с временным лагом 4-6 лет, что позволит отчетливо выявить условия социализации, ориентации и установки возрастных категорий молодежи. Ключевым признаком отнесения индивидов к политической когорте выступает их вовлеченность в политическую деятельность, в виды личного и группового участия в политике, их преобладающие ориентации и установки.
Авторы британского социологического исследования, проведенного специалистами "LSE Enterprise Limited" в 2013 г., резонно полагают, что политическая осведомленность и образование - это стержень заинтересованного участия молодежи в политике16. Применим алгоритм «лестницы участия», включающий
14 Селезнева А.В. Социально активная молодежь в России: политические ценности и предпочтения // Власть и политика: институциональные вызовы ХХ1 века. Политическая наука. Ежегодник 2012. М., 2012. С. 381-382.
15 Mannheim K. The Problem of Generations // Mannheim K. Essays on the Sociology of Knowledge. Reprint. London, 1972. Pp. 276-322.
16 EACEA 2010/03: Youth Participation in Democratic Life. Final Report. February 2013. London, 2013. Р. 8.
в себя стадии по критерию роста активности и самостоятельности участия молодежи: от манипуляций (со стороны взрослых) и имитации активности через волонтерскую работу и организацию молодежных проектов к политической са-
-17
моорганизации, участию в политических дискуссиях и принятии решений . Основными формами такого политического участия можно назвать молодежные советы, организованные молодыми людьми СМИ, специализированные на отдельной проблеме политические акции, работу в молодежных политических организациях. Более детальная классификация предполагает выделение следующих форм электорального участия: поиск информации и политическое образование: участие в моделировании политических процессов, тренинги в учебных заведениях и молодежных организациях; участие в дебатах по молодежным проблемам; создание общественного мнения молодежи посредством публикаций традиционной прессы, радио и телевидения, участия в дискуссиях на он-лайн-форумах, в блогах; участие молодежи в представительной демократии: поддержка кандидатов или политических партий, голосование за них на выборах; участие молодежи в законодательных (представительных) органах; повышение массовости участия молодых людей в этих структурах, участия в молодежных объединениях, заинтересованных неправительственных организациях, волонтерской деятельности18.
Но в постсоциалистических странах отмечается пониженный в сравнении с ареалом консолидированной демократии уровень политического участия молодежи, мотивы ее участия специфичны и связаны с национальным историческим наследием, как полагает Ф.М. Робертсон19. Ее мнение подтверждается эмпирическими данными по странам Южного Кавказа, приводимыми Т. Турашвили20.
Российские исследования электоральной активности молодежи дают сходный материал. Анкетный опрос, проведенный центром «РОМИР» в мае 2016 г. (выборка 1500 чел. 18-60 лет), выявил низкий уровень готовности российской молодежи участвовать в политике. Среди 18-24-летних респондентов оценивают свободу как возможность участвовать в политической жизни только 6 %21. Если по всем возрастам 23 % опрошенных считают голосование формальным
17 Gozdzik-OrmelZ. Have Your Say!: Manual on the Revised European Charter on the Participation of Young People in Local and Regional Life. Strasbourg, 2014. Рр. 103-106.
18 EACEA 2010/03: Youth Participation in Democratic Life. Final Report. February 2013. London, 2013. Р. 8.
19 Robertson F.M. A Study of Youth Political Participation in Poland and Romania. Thesis to be submitted for the degree of Doctor of Philosophy in Political Science. London, 2009. Рp. 221224.
20 Turashvili T. Youth Participation in Electoral Processes and the Role of Political Elites //
Georgian Institute of Politics Report. Tbilisi: Georgian Institute of Politics, 2016. September. Pp. 26. 21
21 Чувство свободы. Проект РОМИР «Россия. 10 лет спустя» // Исследовательский холдинг РОМИР. URL: http://romir.ru/studies/804_1467666000/ (дата обращения: 17.08.2016).
мероприятием, то среди респондентов в возрасте 18-24 лет так считает 31 %. Удельный вес опрошенной молодежи, которая голосует согласованно с членами своих семей, составляет 32 %22.
Другой массовый опрос проводился фондом «Общественное мнение» в мае 2016 г. (выборка 1500 чел. в возрасте 18-30 лет, 53 субъекта федерации, погрешность не превышала 3,6 %). Сочли, что Россия развивается в правильном направлении, 48 % опрошенных, а в неправильном - 21 %. Протестный потенциал молодежи низок: только 14 % признали желание принять участие в митин-
23
ге или другой оппозиционной акции, и лишь 4 % уже в них участвовали . Относительно высокое желание участвовать в выборах и позитивные оценки государственного курса проявляют младшие когорты респондентов (18-24 лет), а с возрастом абсентеизм и оппозиционность нарастают. Значительную неоднородность политических установок молодежи при низком уровне ее осведомленности отмечают М.М. Шульга в регионах Северо-Кавказского федерального
24 25
округа , О.А. Коряковцева и О.А. Климов - в Ярославской области , А.В. Шумилов - в Чувашии26. Подтверждается политическая неоднородность российской молодежи, что делает необходимой дифференциацию государственной политики в отношении различных когорт и слоев молодежи.
Специфика электоральной политики в отношении молодежи связана с особенностями молодежного участия в выборах. Среди последних - повышенная роль «виртуальных» форм участия путем активности в социальных сетях, бло-гах, на Интернет-форумах; предпочтение «прямых» форм действия на локальном уровне; интерактивность взаимодействий, неприятие диктата старших поколений.
Данные особенности учтены, например, в «Европейской Хартии об участии молодежи в местной и региональной жизни» (2003 г. с последующими изменениями), принятой конгрессом и консультативным советом по вопросам моло-
22 Гражданский долг все реже выполняют // Исследовательский холдинг РОМИР. URL: http://romir.ru/studies/822 1472677200/ (дата обращения: 07.09.2016).
23
Политические взгляды и протестный потенциал молодежи. Как россияне оценивают действия властей? // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Politika/13045 (дата обращения: 02.11.2016).
24
Шульга М.М. Социально-политическая грамотность как основа гражданской позиции студенчества Юга России // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: Сборник статей Всерос. науч.-просвет. конф. с междунар. участием, 7-11 окт. 2016 г. Краснодар, 2016. С. 309-316.
25 Коряковцева О.А., Климов О.А. Региональный взгляд на проблемы гражданского становления молодежи // Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития: сборник статей. М., 2015. С. 425-437.
26 Шумилов А.В. Государственная молодежная политика и современная молодежь в России: поиски инновационного развития // Россия в условиях новой политической реальности: стратегия и методы развития. Материалы Всерос. науч. конф. РАПН. М., 2016. С. 318-319.
дежи при Совете Европы. Одним из многих направлений молодежной политики
27
была признана «политика доступа к правам и законодательству» . Она включает в себя направления: правовое просвещение молодежи, поддержку молодежных организаций и инициатив, поддержку продвижения молодежью своих требований в органах власти и местного самоуправления. Целевыми адресатами применения данной политики выбраны: молодежь в целом, ее внутренние неформальные группы, молодежные организации и ассоциации, образовательные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления.
Методы и технологии регулирования электорального участия, по «Европейской Хартии об участии молодежи в местной и региональной жизни», таковы28:
- обучение молодежи участию в политике, в том числе - программы гражданского образования в школах и высших учебных заведениях, подготовка преподавательских кадров для гражданского образования, обмен опытом экспертов;
- информирование молодежи о политике и ее правах, в том числе - поддержка молодежных информационных и консультационных центров, специальные меры помощи необеспеченной, сельской, не имеющей доступа к Интернету и необученной молодежи; поддержание гарантированных стандартов информационного обеспечения молодых людей;
- поддержка молодежного участия посредством доступа к информационно-коммуникативным технологиям;
- продвижение молодежного участия в СМИ путем создания молодежно-ориентированных масс-медиа, обучения молодых активистов способам информационной деятельности;
- поощрение молодежных волонтерских движений, в том числе - поддержка создания, финансирования и информационного обеспечения волонтерских центров;
- поддержка молодежных проектов и инициатив;
- продвижение молодежных организаций, в том числе - применение методов соуправления и принятия совместных решений органов власти и общественности путем консультаций;
- поощрение участия молодежи в неправительственных организациях (НПО) и политических партиях.
Предлагаются меры регулирования электорального участия молодежи на основе перечисленных приоритетов. Так, британское социологическое исследо-
27 Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне // Совет Европы. URL: https://rm.coe.int/1680719974 (accessed: 03.01.2017).
28 Там же.
вание 2013 г. предлагает институциональные меры преодоления низкой активности молодежи на выборах: снижение возрастного ценза голосования с 18 до 16 лет, распространение электронного голосования, введение специального представительства молодежи (квот) на европейских, национальных, региональных и местных выборах; избрание совещательных молодежных советов. Предлагается поддержка информационных и консультационных ресурсов электронного голосования и кампаний социальных медиа во время выборов (взаимодействия молодых избирателей с кандидатами в социальных сетях Facebook, Twitter и др.), поощрение политических дебатов в системе образования, разработка компьютерных технологий голосования и независимого контроля общественности над проведением кампаний .
Сравним стратегии управления электоральной активностью молодежи в Евросоюзе и РФ. Новейшим нормативным актом федерального уровня является «Молодежная электоральная концепция», принятая Центральной избиратель-
30
ной комиссией РФ в 2014 г. . Авторы концепции обозначают цель - формирование гражданственности и патриотизма российской молодежи. Главной задачей заявлено повышение интереса молодых россиян к избирательной системе и избирательному процессу. Целями реализации концепции выбраны: повышение правовой культуры молодых избирателей; обеспечение активного и осознанного участия молодежи в избирательных кампаниях и референдумах; повышение уровня доверия молодых граждан к избирательной системе, институту выборов и референдумов; преодоление политической апатии, формирование активной гражданской позиции; информирование о деятельности избирательных комиссий, направленной на реализацию прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Достижение цели будет способствовать решению таких приоритетных задач, как «правовое просвещение молодежи, устранение правового нигилизма в молодежной среде; повышение уровня гражданской ответственности, осознанного и ответственного социального поведения; повышение уровня электоральной активности в молодежной среде через повышение статуса понятия "обязанность граж-
„ 31
данина » .
29 EACEA 2010/03: Youth Participation in Democratic Life. Final Report. February 2013. London, 2013. Р. 65-84.
30
Молодежная электоральная концепция. Утверждена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 221/1429-6 // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: www.cikrf.ru/law/decree_ of_cec/2014/03/12/ pril.doc (дата обращения: 20.06.2016).
31
Молодежная электоральная концепция. Утверждена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 221/1429-6 // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/ 2014/03/12/ pril.doc (дата обращения: 20.06.2016).
Основные направления реализации Молодежной электоральной концепции РФ включают в себя: просвещение и обучение будущих избирателей в средней школе в форме преподавания дисциплин «Обществознание», «Граждановеде-ние», «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации»; организацию конкурсов работ на знание избирательного права и избирательного процесса; проведение деловых игр, фестивалей, викторин, заседаний «круглых столов», экскурсий и дней открытых дверей в избирательных комиссиях, выборов председателей студенческих советов и т.п.; проведение открытых лекций и семинаров, бесплатных юридических консультаций по вопросам избирательного права и процесса; мероприятия Дня молодого избирателя; деятельность клубов молодых избирателей, молодежных советов при избирательных комиссиях и молодежных избирательных комиссий. Поддерживается активность молодежных парламентских институтов (молодежных парламентов, молодежных общественных палат). Избирательные комиссии содействуют партиям в подготовке своих молодых кандидатов, сотрудников избирательных штабов, членов избирательных комиссий, доверенных лиц, уполномоченных представителей. Обеспечивается обучение молодых наблюдателей и журнали-
32
стов, освещающих ход избирательных кампаний . Внедрение интернет-ресурсов и технологий имеет, прежде всего, обучающие и информационные цели.
В структуре законодательной власти отвечает за разработку молодежной политики комиссия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам молодежи и туризму (создана в мае 2010 г.) и комитет Государственной Думы ФС РФ по делам молодежи. На федеральном уровне исполнительной власти за реализацию Стратегии отвечает Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ. В его составе действуют подразделения: Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Департамент молодежной политики и общественных связей. Бесспорно, значительная часть задач молодежной политики решается на практике Министерством образования и науки РФ. Но в его структуре пока нет подразделения, которое координировало бы реализацию молодежной политики в части политико-воспитательных программ.
Вследствие федеративного устройства России и разнообразия условий молодежная политика РФ реализуется на взаимосвязанных уровнях: национальном (государственном), макрорегиональном (в федеральных округах) и региональном (в субъектах федерации). На региональном уровне эту деятельность ведет уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта РФ (называться он может по-разному). Сравнительный анализ сайтов органов власти 61 субъек-
32 Там же.
та федерации (2011 г.) показал, что преобладает практика создания министерств молодежной политики (31 регион, в том числе 29 совмещенных министерств и 2 специализированных); 22 комитета (поровну - совмещенных и специализированных); 14 департаментов (в основном совмещенных), 4 агентства (3 специа-
33
лизированных по делам молодежи) . Регламентация региональной молодежной политики чаще всего (85,5 %) проводится в виде законов субъектов федерации.
Одной из проблем является низкий уровень участия российских избирателей, включая значительную часть молодежи, в выборах. Поэтому избирательные комиссии обязаны вести работу с электоратом. Федеральный Закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. установил цель информационного обеспечения выборов и референдумов - способствовать «осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов» (ст. 44)34. Закон возложил на Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии субъектов федерации обязанность обеспечивать реализацию мероприятий, связанных с «правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции» (п. 9 ст. 21; п. 10, ст. 23)35.
В Российской Федерации сейчас создаются условия повышения избирательной активности, в которых основной упор делается на молодежь. В реализации данного направления политики существенную роль играют избирательные комиссии. Согласно Постановлению Центральной Избирательной Комиссии РФ от 28 февраля 2006 г., реализуется комплекс мер по повышению активности избирателей и обучения организаторов выборов и референдумов. Для привлечения молодежи осуществляется сотрудничество с избирательными комиссиями субъектов и на местах . На заседании Государственного Совета РФ 17 июля 2009 г. принята рекомендация установить во всех субъектах федерации единый возраст избрания в представительные органы местного самоуправления (18 лет)37.
33 Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации. М., 2013. С. 20-22.
34 Федеральный закон № 367-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права
граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. М., 20023.5
35 Там же.
36 Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 172/1107-4 // Российская газета. 2006. 2 марта. № 4008. С. 15.
37 Касьянов В.В. Государственная молодежная политика в России: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар, 2010. С. 94.
Следовательно, перед участниками электоральной политики возникает задача поиска эффективных форм и методов участия молодежи в выборах, преодоления как абсентеизма, так и рисков радикализма и экстремизма. Эффективными направлениями повышения электоральной активности молодежи могут быть выбраны:
- стимулирование интереса к политической информации и участию в политике (просвещение в клубах молодых избирателей, на школьных и вузовских лекциях, в интернет-пространстве и СМИ, проведение олимпиад и викторин на знание избирательного процесса, деловые игры);
- формирование навыков участия в электоральном процессе через практическую активность (дискуссионные клубы, сбор подписей, волонтерское движение, участие в избирательных комиссиях и молодежных «крыльях» партий, молодежных избирательных комиссиях и молодежных парламентах, студенческом самоуправлении и т.д.);
- патриотическое и гражданское воспитание, формирование позитивной российской гражданской идентичности, поддержание исторической преемственности («историческая политика»);
- создание умений и навыков проектной деятельности, командной работы, лидерских качеств молодых людей.
Проблема участия молодежи в избирательном процессе не может быть решена только проведением мероприятий в период избирательной кампании. Повышение электоральной активности молодежи предполагает системный подход в политическом воспитании, начиная со школьного возраста. Молодежь включается в избирательный процесс, проявляя активность в информационном пространстве, участвуя в деятельности молодежных организаций, партий, совещательных структур при органах власти и местного самоуправления.
Главное направление повышения электоральной активности молодежи состоит в том, чтобы увязать избирательный процесс с решением важных для нее социальных и мировоззренческих проблем. Если выборы станут средством выражения интересов молодежи, будут транспарентны для молодежного сообщества, то будет создана эффективная молодежная электоральная политика.
Выводы
Итак, российская электоральная политика в отношении молодежи государ-ствоцентрична, в ней сознательное и конструктивное участие в избирательном процессе расценивается, прежде всего, как обязанность гражданина. Российская политика консервативна, она исходит из принципа государственной защиты молодежи. Она детально освещает формы политического участия молодежи, связанные с совещательными и обучающими функциями, а не с лоббированием
политических групповых интересов. Европейская же концепция более глубоко характеризует применение информационно-коммуникативных и интерактивных технологий молодежного участия в политике.
К основным направлениям электоральной политики РФ в отношении молодежи относятся: повышение осведомленности молодежи об избирательной системе и избирательном процессе; поддержка форм самоорганизации (клубов молодых избирателей, молодежных советов при избирательных комиссиях и молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов, молодежных общественных палат); сотрудничество избирательных комиссий с партиями и СМИ; деятельность интернет-ресурсов, обеспечивающих информирование молодежи. Интерактивные механизмы взаимодействия молодых избирателей, кандидатов и избирательных комиссий недостаточно конкретизированы.
Список литературы
1. Голосов Г.В. Трещины в стене. Режим и оппозиция в ходе российского электорального цикла 2011-2012 годов // Pro et Contra. М., 2012. Т. 16, № 1-2. С. 94-115.
2. Гришин Н.В. Государственная электоральная политика: предметная область нового научного направления // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань, 2014. № 3 (40). С. 71-82.
3. Касьянов В.В. Государственная молодежная политика в России: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар: Периодика Кубани, 2010. 224 с.
4. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2013. 150 с.
5. Коряковцева О.А., Климов О.А. Региональный взгляд на проблемы гражданского становления молодежи // Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития: сборник статей. М.: Ключ-С, 2015. С. 425-437.
6. Селезнева А.В. Социально активная молодежь в России: политические ценности и предпочтения // Власть и политика: институциональные вызовы XXI века. Политическая наука. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. С. 380-390.
7. Шульга М.М. Социально-политическая грамотность как основа гражданской позиции студенчества Юга России // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. Сборник статей. Краснодар: Традиция, 2016. С. 309-316.
8. Шумилов А. В. Государственная молодежная политика и современная молодежь в России: поиски инновационного развития // Россия в условиях новой политической реальности: стратегия и методы развития. М.: Проспект, 2016. С. 318-319.
9. Buckingham D. The Making of Citizens: Young People, News and Politics. 2n ed. London; N.Y.: Routledge; Taylor and Francis Group, 2003. 235 p.
10. Campbell A., Converse Ph.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter. 2nd ed. N.Y.: John Wilet and Sons, 1980. 574 р.
11. Coleman S., Rowe C. Remixing Citizenship: Democracy and Young People's Use of the Internet. London: The Carnegie Trust Young People's Initiative, 2005. 16 p.
П1р I U 111 А внешних и внутренних политических процессов
Provinciae ИССЛЕДОВАНИЯ
12. Dahlgren P. (ed.). Young Citizens and New Media: Learning for Democratic Participation. London; N.Y.: Routledge, 2007. 262 p.
13. De Backer K., Jans M. Youth (-work) and Social Participation: Elements for a Practical Theory. Brussels: Flemish Youth Council, 2002. 22 р.
14. EACEA 2010/03: Youth Participation in Democratic Life. Final Report. February 2013. London: LSE Enterprise Limited, 2013. 234 p.
15. Electoral Authoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition / ed. by A. Schedler. Boulder: Lynne Rienner Publ., 2006. 267 p.
16. Gozdzik-Ormel Z. Have Your Say!: Manual on the Revised European Charter on the Participation of Young People in Local and Regional Life. Strasbourg: Directorate of Youth and Sport European Youth Centre, 2014. 136 р.
17. Handbook of Electoral System Choice / ed. by J.M. Colomer. N.Y.: Palgrave Macmillan Publ., 2004. 592 p.
18. Kimberlee R. Why Don't British Young People Vote at General Elections? // Journal of Youth Studies. Berlin, 2002. Vol. 5. No. 1. Рp. 85-98.
19. Loader B.D. (ed.). Young Citizens in the Digital Age: Political Engagement, Young People and New Media. London: Routledge, 2007. 218 p.
20. Mannheim K. The Problem of Generations // Mannheim K. Essays on the Sociology of Knowledge. Reprint. London: Routledge & K. Paul, 1972. Pp. 276-322.
21. Robertson F.M. A Study of Youth Political Participation in Poland and Romania. Thesis to be submitted for the degree of Doctor of Philosophy in Political Science. London: University College London (UCL), 2009. 260 р.
22. Smith N., Lister R., Middleton S., Cox L. Young People as Real Citizens: Towards an In-clusionary Understanding of Citizenship // Journal of Youth Studies. Berlin, 2005. Vol. 8. No. 4. Рp.425-443.
23. Turashvili T. Youth Participation in Electoral Processes and the Role of Political Elites // Georgian Institute of Politics Report. Tbilisi: Georgian Institute of Politics, 2016. September. 8 p.