Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ЛОББИЗМ / ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ / ВЫБОРНЫЕ КАМПАНИИ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мохоров Дмитрий Анатольевич, Демидов Владимир Павлович, Мохорова Анна Юрьевна, Долженкова Екатерина

В статье проводится анализ научных подходов к изучению таких феноменов, как «лоббизм» и «коррупция» в политической сфере. Обосновывается необходимость их концептуального разделения и правового регламентирования с целью обеспечения реализации прав граждан в избирательном процессе. В частности, в качестве противодействия коррупционным проявлениям, связанным с оказанием влияния на проведение выборов, необходимо установить пределы объемов денежных и материальных ресурсов, используемых представителями разнообразных политических партий, общественных объединений, а также самовыдвиженцами, что может существенно ограничить масштабы негативного воздействия кандидатов, претендующих на должности в избирательных структурах. Кроме того, следует законодательно ограничить присутствие лиц в избирательных комиссиях разного уровня, которые ранее допускали существенные нарушения действующего законодательства и имеется информация правового характера о том, что они связаны с организациями, допускающими коррупционные формы взаимодействия в процессе своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мохоров Дмитрий Анатольевич, Демидов Владимир Павлович, Мохорова Анна Юрьевна, Долженкова Екатерина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CORRUPTION AS A THREAT TO THE IMPLEMENTATION OF THE ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS

The article analyzes the scientific approaches to the study of such concepts as “lobbying” and “corruption” in the political sphere. The article substantiates the necessity for their conceptual separation and legal regulation in order to ensure the implementation of citizens ' rights in the electoral process. In particular, in order to counteract corruption manifestations associated with influencing the conduct of elections, it is necessary to set limits on the amount of monetary and material resources used by representatives of various political parties, public associations, as well as self-nominated candidates, which can significantly limit the scale of the negative impact of candidates applying for positions in electoral structures. In addition, it is necessary to legally restrict the presence of persons in election commissions of different levels who previously committed significant violations of the current legislation and there is information of a legal nature that they are associated with organizations that allow corrupt forms of interaction in the course of their activities.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН»

References and Sources

1. Pravovye rezhimy: aktual'nye obshcheteoreticheskie i konstitucionno-pravovye problemy: monografiya / koll. avtorov; Sibirskij federal'nyj universitet. Krasnoyarsk, 2016. 272 s.

2. Kuklina E.A. K voprosu ob osoby pravovyh rezhimah v usloviyah cifrovoj ekonomiki («regulyatornyh pesochnicah») // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2019. № 7. S. 39-49.

3. Smorchkova L.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie mekhanizma eksperimental'nyh pravovyh rezhimov v social'no-ekonomicheskoj sfere // Pravo i praktika. 2020. № 3. S. 63-69.

4. Naumov B.B., Butrimovich Ya.V., Kotov A.A. Obespechenie kachestva pravovogo regulirovaniya eksperimental'nyh pravovyh rezhimov // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2020. № 3. S. 40-49.

5. Gavril'chenko Yu., Hvatik Yu. Eksperimental'nye pravovye rezhimy: ekonomiko-pravovoj vzglyad // Bankovskij vestnik. 2020. № 12. S. 3-8.

6. Degtyarev M.V. Eksperimental'nye pravovye rezhimy: postanovka nauchnoj problemy// Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020. №11. S.152-155.

7. Eksperimental'nye pravovye rezhimy // https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/ normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/

8. Vlasti vybrali proekty MTS i «YAndeksa» dlya «regulyatornoj pesochnicy» // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/605041da9a7947e2d8dab14f?

9. V Rossii sozdadut cifrovoj profil' turista // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/04/2021/6065c1079a 79477f70e6d9c3?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

10. Razrabotan poryadok unichtozheniya obezlichennyh personal'nyh dannyh // URL: http://xn--80aplem.xn--p1ai/news/Razrabotan-poradok-unictozenia-obezlicennyh-personalnyh-dannyh/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm _referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (l.smorchkova@mail.ru).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (l.smorchkova@mail.ru).

УДК 342.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-15-19

МОХОРОВ Д.А., ДЕМИДОВ В.П., МОХОРОВА А.Ю., ДОЛЖЕНКОВА Е.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

ПРАВ ГРАЖДАН

Ключевые слова: политическая коррупция, политико-правовые последствия, лоббизм, институты власти, выборные кампании, демократизация.

В статье проводится анализ научных подходов к изучению таких феноменов, как «лоббизм» и «коррупция» в политической сфере. Обосновывается необходимость их концептуального разделения и правового регламентирования с целью обеспечения реализации прав граждан в избирательном процессе. В частности, в качестве противодействия коррупционным проявлениям, связанным с оказанием влияния на проведение выборов, необходимо установить пределы объемов денежных и материальных ресурсов, используемых представителями разнообразных политических партий, общественных объединений, а также самовыдвиженцами, что может существенно ограничить масштабы негативного воздействия кандидатов, претендующих на должности в избирательных структурах. Кроме того, следует законодательно ограничить присутствие лиц в избирательных комиссиях разного уровня, которые ранее допускали существенные нарушения действующего законодательства и имеется информация правового характера о том, что они связаны с организациями, допускающими коррупционные формы взаимодействия в процессе своей деятельности.

MOKHOROV, D.A., DEMIDOV, V.P., MOKHOROVA, A.Yu., DOLZHENKOVA, E.

POLITICAL CORRUPTION AS A THREAT TO THE IMPLEMENTATION OF THE ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS

Key words: political corruption, political-legal consequences, lobbyism, institution of power, election campaigns, democratization.

The article analyzes the scientific approaches to the study of such concepts as "lobbying" and "corruption" in the political sphere. The article substantiates the necessity for their conceptual separation and legal regulation in order to ensure the implementation of citizens ' rights in the electoral process. In particular, in order to counteract corruption manifestations associated with influencing the conduct of elections, it is necessary to set limits on the amount of monetary and material resources used by representatives of various political parties, public associations, as well as self-nominated candidates, which can significantly limit the scale of the negative impact of candidates applying for positions in electoral structures. In addition, it is necessary to legally restrict the presence of persons in election commissions of different levels who previously committed significant violations of the current legislation and there is information of a legal nature that they are associated with organizations that allow corrupt forms of interaction in the course of their activities.

В соответствии с ч.1 Конституции Российской Федерации (Конституция РФ) [1], современное российское государство является демократическим и правовым, что означает непосредственное влияние граждан на формирование государственных органов власти путем регулярного проведения избирательных процедур. Как правило, во время избирательных кампаний отмечается высокая активность населения, что позволяет объективно отразить политическую волю большинства избирательного контингента и, тем самым, реализовать идею народовластия в государстве. Однако, несмотря на то, что основные политические институты российского общества формируется в результате прямого волеизъявления граждан, необходимо отметить присутствие негативных факторов, деструктивно влияющих на создание органов власти

на всех уровнях политической системы, одним из которых является коррупция, как явление, свойственное развитию всех ведущих стран мира в современную эпоху.

Изучению понятия коррупция и ее политико-правовых последствий уделяется значительное внимание в отечественной и зарубежной литературе [2-6], однако единого подхода к его определению так и не сформировалось. Также отсутствует четкое правовое регулирование коррупционной деятельности, причем как на международном, так и национальном уровне [7]. В связи с этим, на повестке дня достаточно остро стоит вопрос о принятии нормативных актов, четко позволяющих разграничить коррупционное и правомерное поведение.

О проявлениях коррупции в политической сфере и необходимости устранения правовых лакун известно давно, но на сегодняшней день сложно дать оценку действиям, направленным на решение данных проблем. Коррупционные воздействия по-прежнему деформируют позитивные стороны социально-политической жизни общества, в том числе и реализацию избирательных прав граждан. Важным остается вопрос о том, какие же действия можно относить к политической коррупции, а какие - рассматривать в качестве демократических процессов выражения политического мнения отдельных групп.

Российская Федерация, развиваясь по пути демократизации общественной жизни и построения правового государства, в последние 30 лет столкнулась с проблемами регулирования лоббистской деятельности и противодействия коррупции. Многие исследователи современных политических процессов полагают, что явление лоббирования очень близко к понятию коррупции [8]. Но, как представляется, данная позиция не учитывает существенные различия феноменов лоббизма и коррупции, заключающуюся в том, что лоббистская деятельность [9] выступает в качестве важного элемента обеспечения продвижения групповых интересов различных социальных слоев и групп общества, что и нашло свое проявление в нормах законодательства зарубежных стран, регулирующих лоббирование, как процесс, свойственный демократическому развитию общества. Поэтому лоббизм органически включается в политико-правовые процедуры в разнообразных нормативно-правовых актах, которые действуют в государствах, стремящихся в полной мере учитывать социальные, экономические, политические, культурные, национальные предпочтения. Тем самым лоббистская деятельность в правовом отношении получает обоснование в качестве процедуры, свойственной демократизации всех сторон государственной деятельности и, одновременно, позволяющей отсекать влияние действий, носящих криминогенный характер на результаты политических избирательных процессов, к каковым относится коррупция. В связи с этим, активно разрабатываются концепции лоббизма, как института представительства интересов [10, 11], исследуются проблемы разграничения «теневого» и законного лоббизма [12, с. 24; 13, с. 54].

Реализация избирательных прав граждан должна быть обеспечена соответствующими правовыми гарантиями, препятствующими воздействию явлений, которые могут существенно исказить результаты выражений политических предпочтений избирателей. Политическая коррупция напрямую влияет на формирование важнейших государственных институтов власти и органов местного самоуправления. В результате, граждане Российской Федерации, участвующие в выборных кампаниях, лишаются возможности выдвижения на посты в руководящие органы власти лиц, в наиболее полной степени отвечающих их политическим предпочтениям. Политическая коррупция фактически нивелирует элементы демократизации, которые востребованы обществом в современный период времени развития государства. Коррупционные влияния на избирательные процессы могут приобретать различные формы, в том числе, представлять собой непосредственный подкуп избирателей, что может привести к занятию должностей лицами, не обладающими необходимыми качествами для реализации функций этих органов публичной власти. Такое явление негативно отражается на удовлетворении жизненно важных потребностей населения и влечет за собой усиление отрицательного отношения граждан Российской Федерации к избирательным процедурам и, в конечном счете, способствует снижению политической активности населения.

Политическая коррупция может проявиться в том, что во время избирательных компаний отдельные граждане исключаются из избирательных списков в силу воздействия на избирательные комиссии со стороны заинтересованных лиц, которые таким способом пытаются заранее смоделировать необходимые им результаты выборов. Центральная избирательная

комиссия Российской Федерации предпринимает комплекс усилий для предотвращения указанных явлений и неоднократно в ходе проведения избирательных процедур данный орган власти принимал решения об аннулировании итогов выборов в тех или иных округах в связи с тем, что обнаруживались признаки коррупционного воздействия на выражение мнений избирателей.

Коррупционное давление реализуется и в других формах, имеющих место в политической жизни российского общества (создание барьеров для участия в выборах отдельных кандидатов или политических партий, представителей отдельных национальностей или этнических групп). Это проявляется в том, что в нормативно-правовых актах, особенно в той части, которая представлена разнообразными ведомственными инструкциями, положениями, правилами, формулируются требования, существенно ограничивающие потенциальные возможности политических партий или общественных объединений принимать действенные меры для активизации влияния на взгляды избирателей, что может сформировать отрицательные электоральные настроения. Также это негативно сказывается на составе депутатов, представленных в руководящих законодательных органах на уровне субъектов Российской Федерации.

Скрытое давление на процессы избирательного характера имеет место в том случае, когда представители политических партий и организаций, занимающих ведущее место в составе законодательных органов регионов, таким образом образуют избирательные участки, что это создает ощутимые преимущества для ведущих политических образований и отрицательно воздействует на возможности оппозиционно настроенных политических структур провести своих представителей в законодательное собрание регионов. Политическая коррупция может наблюдаться при выборах представительными органами субъектов Российской Федерации сенаторов в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Такие обстоятельства отрицательно сказываются на политическом авторитете высших органов власти и влекут за собой возникновение у населения массового недоверия к их деятельности.

В рамках политической коррупционной деятельности, в Российской Федерации присутствует такая распространенная форма неправового воздействия на проведение выборов высших должностных лиц субъектов государства, депутатского корпуса и избираемых органов местного самоуправления, как соответствующий подбор членов избирательных комиссий. Такой подход позволяет представителям местной правящей политической элиты фактически завуалированно контролировать результаты избирательных кампаний, формально не нарушая требования норм избирательного права, регулирующих значительный объем общественных отношений, складывающихся при формировании органов государственной власти и муниципальных властных структур.

Одновременно с анализом процессов коррупционного характера, отрицательно воздействующих на достижение справедливых итогов выборов, необходимо отметить, что при проведении данного вида политических кампаний в российской общественной жизни присутствуют довольно значительные элементы лоббистской деятельности, в правовом отношении соответствующие всем требованиям законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровне, что является одним из действенных рычагов продвижения политических интересов разнообразных социальных групп и слоев населения, а также актуализации политических предпочтений тех или иных партий и общественных движений, число которых в период проведения избирательных кампаний существенно возрастает. Такое явление в полной мере соответствует цикличности политической активности и связано с установлением в законодательстве строго определенных периодов проведения выборов. В частности, в связи с осуществлением избирательной кампании в 2021 году в Российской Федерации для формирования состава нижней палаты парламента - Государственной Думы резко усилились политические процессы, в рамках которых можно найти отчетливые следы лоббистской деятельности, как элемента, присущего развитым демократическим государствам.

Отмечая столь значимое влияние общественно активных формирований на создание высшего законодательного органа власти в Российской Федерации, можно предположить, что лоббистская деятельность в процессах политического характера является непременным атрибутом дальнейшей демократизации общественной жизнедеятельности и требует более конкретной выраженности в нормативно-правовых актах, регулирующих избирательные кампании. Это

объективное условие, позволяющее правовыми средствами влиять на достижение приемлемых политических результатов в ходе массовых избирательных кампаний. В тоже время, правовое регулирование процессов лоббирования выступает в качестве существенно значимого элемента, способствующего противодействию проявления коррупционного влияния на итоги избирательных процедур.

Как представляется, в законодательных актах, которые обеспечивают подлинно правовой характер отношений, складывающихся в ходе выборов с массовым участием различных слоев и социальных групп населения, необходимо сформулировать четкие требования, отграничивающие правомерную лоббистскую деятельность от разнообразных коррупционных форм воздействия на результаты волеизъявления населения. То есть, для позитивного влияния на формирование депутатского корпуса в наиболее полной мере соответствующего настроениям электората, в законодательных актах на федеральном и региональном уровне требуется определить критерии правового свойства, которые бы носили постоянный объективный характер, что создаст возможности для отделения коррупционных проявлений от явлений лоббирования в сфере политической жизни и воспрепятствует проникновению в законодательные структуры представителей, отражающих интересы коррумпированных структур, в том числе и криминальных.

Должны быть установлены правовые требования, конкретно определяющие какие правовые механизмы, могут быть использованы для продвижения групповых интересов при осуществлении избирательных процедур и, одновременно, в формальном плане закрепляющие недопустимость тех или иных приемов и способов воздействия на волю массового избирателя, которые до настоящего времени имеют место при проведении избирательных кампаний различного уровня.

Предполагаем, что в качестве противодействия коррупционным проявлениям, связанным с оказанием влияния на проведение выборов, необходимо установить пределы объемов денежных и материальных ресурсов, используемых представителями разнообразных политических партий, общественных объединений, а также самовыдвиженцев, что может существенно ограничить масштабы негативного воздействия кандидатов, претендующих на должности в избирательных структурах. Кроме того, следует законодательно ограничить присутствие лиц в избирательных комиссиях разного уровня, которые ранее допускали существенные нарушения действующего законодательства и имеется информация правового характера о том, что они связаны с организациями, допускающими коррупционные формы взаимодействия в процессе своей деятельности.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ дата (обращения: 15.07.2021).

2. Фиалковская И.Д. Коррупция: понятие, признаки, виды // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. 2018. №. 1.

3. Верхотуров А.А. Понятие коррупции: существующие подходы // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. №. 4. С. 15-17.

4. Косарев С.Ю., Мохоров Д.А. Правовое регулирование противодействия коррупции. Монография. СПб.: Политех-ПРЕСС, 2019.

5. Rose J. The meaning of corruption: Testing the coherence and adequacy of corruption definitions // Public Integrity. 2018. Vol. 20. №. 3. С. 220-233.

6. Rothstein B., Varraich A. Making sense of corruption. Cambridge University Press, 2017.

7. Mokhorova, A. Demidov, V., Mokhorov, D., Askarov, Z. International legal problems of fighting corruption in the context of geopolitical integration. Springer Geography. 2021. P. 313-326.

8. Боброва Н.А., Заикин Д.А. Парламентские формы борьбы с коррупцией // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1. С. 24-28.

9. Стрыгина С.В., Чесноков В.А. Лоббизм в правотворческой деятельности // Наука и образование сегодня. 2017. №3(14) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbizm-v-pravotvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.07.2021).

10. Абрамова А. И. Лоббизм в законотворческой деятельности // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 15-25.

11. Агапов И.О. О сопоставимости и соотношении лоббизма и коррупции // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. №2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sopostavimosti-i-sootnoshenii-lobbizma-i-korruptsii (дата обращения: 15.07.2021).

12. Сиротенко С.П. Нормативно-правовое регулирование лоббизма: российский и зарубежный опыт: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011.

13. Колосова Н. М. Лоббизм и коррупция // Журнал российского права. 2014. № 2.

References and Sources

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ data (obrashcheniya: 15.07.2021).

2. Fialkovskaya I.D. Korrupciya: ponyatie, priznaki, vidy // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. NI Lobachevskogo. 2018. №. 1.

3. Verhoturov A.A. Ponyatie korrupcii: sushchestvuyushchie podhody // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. 2018. N°. 4. S. 15-17. '

4. Kosarev S.Yu., Mohorov D.A. Pravovoe regulirovanie protivodejstviya korrupcii. Monografiya. SPb.: Politekh-PRESS, 2019.

5. Rose J. The meaning of corruption: Testing the coherence and adequacy of corruption definitions // Public Integrity. 2018. Vol. 20. №. 3. S. 220233. '

6. Rothstein B., Varraich A. Making sense of corruption. Cambridge University Press, 2017.

7. Mokhorova, A. Demidov, V., Mokhorov, D., Askarov, Z. International legal problems of fighting corruption in the context of geopolitical integration. Springer Geography. 2021. P. 313-326.

8. Bobrova N.A., Zaikin D.A. Parlamentskie formy bor'by s korrupciej // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2009. N° 1. S. 24-28.

9. Strygina S.V., Chesnokov V.A. Lobbizm v pravotvorcheskoj deyatel'nosti // Nauka i obrazovanie segodnya. 2017. №3(14) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbizm-v-pravotvorcheskoy-deyatelnosti (data obrashcheniya: 15.07.2021).

10. Abramova A. I. Lobbizm v zakonotvorcheskoj deyatel'nosti // Zhurnal rossijskogo prava. 2014. № 6. S. 15-25.

11. Agapov I.O. O sopostavimosti i sootnoshenii lobbizma i korrupcii // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. №2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sopostavimosti-i-sootnoshenii-lobbizma-i-korruptsii (data obrashcheniya: 15.07.2021).

12. Sirotenko S.P. Normativno-pravovoe regulirovanie lobbizma: rossijskij i zarubezhnyj opyt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2011.

13. Kolosova N. M. Lobbizm i korrupciya // Zhurnal rossijskogo prava. 2014. № 2.

МОХОРОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Гуманитарный институт, Высшая школа юриспруденции и судебно-технической экспертизы, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого.

ДЕМИДОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ - кандидат философских наук, доцент, Гуманитарный институт, Высшая школа юриспруденции и судебно-технической экспертизы, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого.

МОХОРОВА АННА ЮРЬЕВНА - кандидат политических наук, доцент, Гуманитарный институт, Высшая школа юриспруденции и судебно-технической экспертизы, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого (mokhorova@list.ru).

ДОЛЖЕНКОВА ЕКАТЕРИНА - кандидат политических наук, старший преподаватель, Гуманитарный институт, Высшая школа юриспруденции и судебно-технической экспертизы, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого.

MOKHOROV, DMITRY A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University (Humanitarian Institute, Higher School of Law and Forensic Technical Expertise)

DEMIDOV, VLADIMIR P. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University (Humanitarian Institute, Higher School of Law and Forensic Technical Expertise)

MOKHOROVA, ANNA Yu. - Ph.D. in Political Sciences, Associate Professor of Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University (Humanitarian Institute, Higher School of Law and Forensic Technical Expertise).

DOLZHENKOVA, EKATERINA - Ph.D. in Political Sciences, Senior Lecturer at Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University (Humanitarian Institute, Higher School of Law and Forensic Technical Expertise).

УДК 342.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-19-24

ВАСИЛЬЕВА Ж.С.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ

ЗАНЯТОСТИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: государственное регулирование, дистанционная (удаленная) занятость, занятость населения, дистанционный работник, работодатель, дистанционная работа, временный перевод работника на дистанционную работу.

Новый всплеск международной активности по вопросам дистанционного труда пришелся на 2020 год, как закономерная реакция государств и международных организаций на пандемию COVID-19. В условиях неожиданной и чрезвычайной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, ни работодатели, ни работники не были готовы решать все проблемы, связанные с переходом на дистанционную работу, будь то правовые, организационные, психологические или инфраструктурные. В статье вопросы дистанционной (удаленной) занятости рассматриваются в разрезе российского опыта массового перевода на подобный альтернативный способ организации труда весной 2020 года. Анализируются изменения, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной работы. Отмечены правовые, организационные и инфраструктурные меры, принятые российским правительством в целях оперативного реагирования на изменяющиеся условия современного рынка труда и обеспечения социальной защищенности граждан. Представлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию правового регулирования дистанционного труда в России.

VASILIEVA, J.S.

STATE-LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF REMOTE EMPLOYMENT: EXPERIENCE AND PROSPECTS

Key words: state regulation, employment, telecommuting, distance work, remote employee, employer, remote work, temporary switch of the employees to remote work.

A new surge of international activity on remote work came in 2020 as a natural response by states and international organizations to the COVID-19 pandemic. In the conditions of sudden and extraordinary situation associated with the pandemic and the arising necessity of transition to remote employment, neither employers nor employees were prepared to deal with all the associated problems, whether legal, organizational, psychological, or infrastructural. In this study, the issues of remote employment are considered in the context of the Russian experience of massive transition to such an alternative method of labor organization in the spring of 2020. It analyzes the changes made to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.