Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК СРЕДСТВО АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК СРЕДСТВО АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕГУЛЯТОРНАЯ ПЕСОЧНИЦА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩИЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сморчкова Лариса Николаевна

Автор рассматривает процесс становления нового для российского права средства административно-правового воздействия на экономические отношения - экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. В статье, на основе результатов анализа тенденций развития этого правового института, дается оценка его положительных и отрицательных сторон, а также рисков и правовых способов их нивелирования. Автор приходит к выводу, что реальное использование в российской правовой системе этого правового средства оперативного юридического воздействия на стремительно меняющиеся в эпоху тотальной цифровизации общественные отношения открывает новые возможности и новые перспективы в развитии теории и практики современного правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сморчкова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL LEGAL REGIME AS A MEANS OF ADMINISTRATIVE REGULATION IN THE ECONOMIC SPHERE

The author considers the process of formation of a new for Russian law means of administrative-legal impact on economic relations - an experimental legal regime in the field of digital innovations. Based on the results of the analysis of the development trends of this legal institution, the article provides an assessment of its positive and negative aspects, as well as the risks and legal methods of their leveling. The author comes to the conclusion that the real usage in the Russian legal system of this legal means of operational legal impact on the rapidly changing public relations in the era of total digitalization opens up new opportunities and new perspectives in the development of the theory and practice of modern legal regulation.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК СРЕДСТВО АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

EPIFANOV, ALEXANDER E. - Doctor of Law, Professor, Department of International Law and Human Rights of the Moscow City Pedagogical University

MOKHOV, ARTEM Yu. - Assistant of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Volgograd Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

УДК 342.922 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-10-15

СМОРЧКОВА Л.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК СРЕДСТВО АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Ключевые слова: экспериментальный правовой режим, регуляторная песочница, цифровые технологии, общий правовой режим, административно-правовое регулирование, регулирование экономической деятельности, развитие законодательства.

Автор рассматривает процесс становления нового для российского права средства административно-правового воздействия на экономические отношения - экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. В статье, на основе результатов анализа тенденций развития этого правового института, дается оценка его положительных и отрицательных сторон, а также рисков и правовых способов их нивелирования. Автор приходит к выводу, что реальное использование в российской правовой системе этого правового средства оперативного юридического воздействия на стремительно меняющиеся в эпоху тотальной цифровизации общественные отношения открывает новые возможности и новые перспективы в развитии теории и практики современного правового регулирования.

SMORCHKOVA, L.N.

EXPERIMENTAL LEGAL REGIME AS A MEANS OF ADMINISTRATIVE REGULATION IN THE ECONOMIC SPHERE

Key words: experimental legal regime, regulatory sandbox, digital technologies, general legal regime, administrative-legal regulation, regulation of economic activity, development of legislation.

The author considers the process of formation of a new for Russian law means of administrative-legal impact on economic relations - an experimental legal regime in the field of digital innovations. Based on the results of the analysis of the development trends of this legal institution, the article provides an assessment of its positive and negative aspects, as well as the risks and legal methods of their leveling. The author comes to the conclusion that the real usage in the Russian legal system of this legal means of operational legal impact on the rapidly changing public relations in the era of total digitalization opens up new opportunities and new perspectives in the development of the theory and practice of modern legal regulation.

Основная задача развития российской экономики предполагает модернизацию российского производства, внедрение новых технологий, соответствующих мировому уровню научных достижений, переход крупнейших предприятий на собственные технологии, созданные с учетом современных материалов, новых источников энергии, новейших экологических решений, цифровую трансформацию реального сектора экономики. Ее решение в целом требует столь же актуального административно-правового сопровождения и внедрения правовых новаций при регулировании данной наисложнейшей сферы общественных отношений.

Более года назад - 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», вступивший в законную силу 28 января 2021 года. Предметом его регулирования являются отношения, связанные с установлением и реализацией экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, в том числе с изменением, приостановлением, прекращением, мониторингом, оценкой их эффективности и результативности.

В теории российского права правовой режим в целом рассматривается как некая система средств и инструментов (прежде всего первичных - дозволений, запретов, обязанностей, а также вторичных - методов правового регулирования: императивного, диспозитивного, поощрительного, рекомендательного и т. д.), с помощью которых субъекты правовой политики пытаются установить тот или иной порядок в регулировании общественных отношений, в организации социальных связей, достигая каких-либо целей и решая тем самым определенные политико-правовые проблемы [1].

Как представляется применительно к обсуждаемой теме, экспериментальный правовой режим - это система правовых инструментов, с помощью которых установлен особый порядок в регулировании отдельно взятой узкой сферы общественных отношений на отдельно взятой ограниченной территории и/или в отношении отдельно взятого ограниченного круга лиц по организации социальных связей, сопряженных с внедрением и апробацией инновационных разработок и технологий в цифровой сфере.

То есть экспериментальный правовой режим (иначе называемый регуляторная песочница, от англ. Regulatory Sandbox) - это правовое средство в рамках существующего общего правового регулирования дать (получить) легитимную возможность экспериментальному внедрению различного рода инноваций ради дальнейшего ускорения научно-технического прогресса, укрепления экономики страны, улучшения качества жизни ее граждан. Традиционное, складывающееся веками правовое регулирование, обладает свойством инертности, что всегда считалось его достоинством. Однако присущие ему регуляторные инструменты не дают возможности эффективно управлять изменениями, крайне активно внедряемыми в эпоху взрывного развития цифровых технологий.

Особый правовой режим позволяет инновационным компаниям, занимающимся разработкой новых продуктов и услуг, проводить в ограниченной и контролируемой среде эксперименты по их внедрению (тестирование) без риска нарушения действующего законодательства. Задача регуляторных песочниц (все мы родом из детства: залез в песочницу -играй по установленным там правилам) - гибкая и эффективная система управления изменениями в различных сферах общественного производства и внедрение инновационных продуктов и технологий с одновременным сохранением уже сложившихся экономических отношений.

Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» определяет восемь сфер общественных отношений, в которых возможна разработка, апробация и внедрение цифровых инноваций: медицина, транспорт, сельское хозяйство, финансовая деятельность, торговля, строительство, предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, промышленность, связь. При этом их перечень остается открытым, в него могут войти иные направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, установленные Правительством Российской Федерации (то есть уже путем подзаконного нормотворчества).

Научное обоснование необходимости законодательной легализации возможности введения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций стало складываться в совсем недавний период, основываясь на результатах мировой практики внедрения экспериментальных правовых режимов в финансовой сфере. При этом особо отмечалось, что процедуры принятия регуляторных решений не только должны охватывать весь цикл процесса создания «особых» правил, но «краеугольным» камнем здесь является выбор критерия и показателей эффективности, а также создания адекватной методики ее оценки [2].

Именно доказанная эффективность действия той или иной цифровой инновации, внедренной и апробированной в режиме правового эксперимента, не только в полной мере оправдывает риски, возможные вследствие допущенных отступлений от общего правового регулирования, но и является доказательством и основанием для изменения экспериментального правового режима на общий для данной цифровой инновации. Ведь в сущности, являясь исключением из общего правового режима того или иного рода объектов, особый (экспериментальный) правовой режим, введенный для определенного узкого круга субъектов в отношении определенного узкого круга объектов вступает в противоречие с базовыми принципами права, такими как всеобщность, справедливость, равенство всех перед законом и т.д.

[3].

С другой стороны, история развития юриспруденции знает множество примеров, когда не только общественные отношения трансформировались вместе с потребностями членов общества, но и порождали преобразования в теоретических подходах к конструированию юридической реальности и законодательного регулирования [4]. Также свою специфику налагает особенность предмета правового регулирования - чтобы законодательное правовое регулирование общественных отношений в цифровой сфере было действительно эффективным и адекватным потребностям участвующих в них субъектов, от законодателя, а также от юристов-ученых и практиков требуется знание не только правотворческой техники, но и понимания цифровой технологии для ее эффективной инкорпорации в правовое поле [5]. В этих условиях правовая апробация и правовое моделирование посредством установления экспериментального правового режима той или иной цифровой инновации представляется оправданной.

Чтобы экспериментальный правовой режим не приобрел характер частного эксперимента, проводимого на отдельно взятой группе людей без их ведома и согласия, в Федеральном законе №2 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 258-ФЗ) заложены отдельные правовые инструменты, которые должны предотвратить или нейтрализовать возможные негативные, не просчитанные разработчиками негативные последствия введения экспериментального правового режима.

Во-первых, в статье 4 Федерального закона № 258-ФЗ определены принципы экспериментального правового режима.

1) недопустимость ограничения конституционных прав и свобод граждан, нарушения единства экономического пространства на территории Российской Федерации или иного умаления гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) обеспечение безопасности личности, общества и государства;

3) прозрачность и открытость экспериментального правового режима;

4) равноправие претендентов;

5) добровольность участия в экспериментальном правовом режиме;

6) определенность специального регулирования по времени, кругу лиц и, если иное не вытекает из существа экспериментального правового режима, ограничение специального регулирования в пространстве;

7) минимизация отступлений от общего регулирования.

Во-вторых, в части 4 статьи 5 Федерального закона № 258-ФЗ закреплена норма о порядке возмещения вреда, причиненный жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима, в том числе правомерными действиями субъекта экспериментального правового режима.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима, в том числе правомерными действиями субъекта экспериментального правового режима, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Программой экспериментального правового режима может предусматриваться требование к субъекту экспериментального правового режима о необходимости страхования им гражданской ответственности за причинение указанного вреда при реализации экспериментального правового режима.

В-третьих, в части 7 статьи 5 Федерального закона № 258-ФЗ закреплено положение о том, Федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные гарантии защиты прав лиц, вступающих в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима, в том числе в части их информирования о специальном регулировании, возможности отказа от вступления в указанные правоотношения.

Однако в юридической науке совершенно справедливо присутствует мнение, что проблема рисков использования экспериментальных правовых режимов на сегодня практически не вскрыта, не исследована она ни с точки зрения выявления всего спектра угроз безопасности граждан и организаций, ни как средство для достижения коррупционных целей и ухода при этом от ответственности [6].

Несмотря на то, что на сегодняшний день пока невозможно оценить в полной мере ни риски, ни полноту и действенность средств правовой защиты прав и законных интересов всех вовлеченных субъектов права, ни эффективность цифровых инноваций, апробированных посредством установления экспериментального правового режима, в то же время работа в этом направлении ведется активно.

В течение года после принятия основного Федерального закона об экспериментальных правовых режимах был принят закон-спутник (Федеральный закон от 02.07.2021 N 331-ФЗ ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых

инноваций в Российской Федерации»), который внес некоторые изменения и дополнения в первоначальный законодательный текст, а также расширил сферы установления экспериментальных правовых режимов при осуществлении иных (кроме уже включенных ранее предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) полномочий и функций государственными органами и органами местного самоуправления.

Кроме того, реализация правовых норм Федерального закона № 258-ФЗ предусматривала разработку целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. Еще до вступления в силу Федерального закона № 258-ФЗ осенью 2020 года были приняты 10 постановлений, 1 распоряжение Правительства Российской Федерации, 6 приказов Минэкономразвития, детализирующих порядок установления и реализации экспериментальных правовых режимов, в том числе порядок изменения, приостановления, прекращения, мониторинга, оценки их эффективности и результативности.

Именно Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативному правовому регулированию и полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 258-ФЗ, по вопросам экспериментальных правовых режимов (уполномоченным органом) и осуществляет администрирование в этой сфере. Им создан специальный адрес электронной почты для направления инициативных предложений об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и иных документов для их дальнейшего рассмотрения в установленном законом порядке. На Минэкономразвития России также возложена обязанность ведения Реестра экспериментальных правовых режимов, в том числе сведений о ходе рассмотрения поступивших инициативных предложений.

В качестве первых направлений, по которым будут тестировать цифровые проекты посредством введения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций (ЭПР - такая аббревиатура введена и официально используется на сайте Минэкономразвития) уже заявлены несколько проектов, запустить которые планируется до конца 2021 года. К их числу относятся проекты в сфере телемедицинских технологий, грузоперевозок с помощью дронов, перевозки пассажиров беспилотными такси, бизнес-аналитики на основе «больших» данных, медицинских исследований эффективности лекарственных средств [7].

ПАО «МТС» разработало и предложило проект по оказанию медицинской помощи с применением телемедицины. Поставить диагноз и назначить лечение с применением телемедицинских технологий пока невозможно, но возможно осуществлять дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента после очного приема, при условии установлении его личности при помощи оператора мобильной связи или другого идентификатора, присвоенного медицинской организацией при очном посещении этой организации. Особый правовой статус этому проекту необходим, поскольку легитимные возможности идентификации человека с применением технологий удаленного осмотра в настоящее время существенно ограничены.

Проект «Яндекса» по наземным беспилотникам предусматривает использование искусственного интеллекта при перевозке пассажиров наземным транспортом — высокоавтоматизированными транспортными средствами (ВАТС). ЭПР в данном случае необходим, поскольку действующее законодательство не допускает эксплуатацию автомобилей без водителя. Минэкономразвития уже разработало требования по реализации правового экспериментального режима по эксплуатации ВАТС (проект постановления Правительства Российской Федерации).

Фонд перспективных исследований предполагает использовать специальный правовой режим для проекта сервиса грузовых перевозок с использованием беспилотных летательных аппаратов (дронов), обеспечивающих доставку грузов от 0,1 кг до 500 кг. Ассоциация «Национальная база медицинских знаний» заявила о необходимости ЭПР для внедрения систем поддержки принятия врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта. ООО «Дата матрикс» предложила проект исследований рутинной клинической практики на основе обезличенных данных из электронных медицинских карт [8].

В средствах массовой информации появились сообщения о том, что Минтранс России совместно с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) формируют заявку на ЭПР

для создания беспилотных логистических коридоров - в соответствии с проектом предполагается, что на ряде крупнейших магистралей в скором времени будут ездить только беспилотные грузовики. Кроме того, в разных источниках сообщается и о других проектах бизнес-аналитики на основе «больших» данных, например, о создании цифрового профиля туриста для оценки состояния туристической инфраструктуры (Ассоциация больших данных, в которую входят «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, ВТБ, «МегаФон», «Ростелеком», МТС, «ВымпелКом», QIWI, «Магнит» и др.) [9].

Часть проектов, для реализации которых необходимо установление экспериментального правового режима, как раз основаны на аналитике так называемых «больших» данных. Согласно действующему правовому регулированию порядка обработки общедоступных персональных данных граждан использовать можно использовать только те сведения, на обработку которых было получено согласие пользователей. При этом законодательство не разрешает операторам обмениваться данными своих пользователей. Для преодоления этого правового барьера и возможности использования обезличенных данных для бизнес-аналитики в различных отраслях национальной экономики и требуется установление ЭПР.

В целях защиты персональных данных в рамках экспериментального правового режима Минцифры России представило порядок удаления обезличенных персональных данных, если экспериментальные правовой режим прекратится [10]. Это одна из необходимых правовых мер, нацеленная на защиту прав и свобод граждан, других участников общественных отношений в условиях действиях экспериментального правового режима. С другой стороны, комплекс подобных административно-правовых мер всегда должен лежать в основе принятия решения об установлении ЭПР.

Установление экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в любой из поименованных в Федеральном законе № 258-ФЗ отраслей российской экономики требует комплексного административно-правового регулирования, в том числе учитывающего отраслевые особенности отношений. В то же время, правовое моделирование, основанное не на умозрительном представлении о необходимых правилах, а на результатах анализа реальных правоотношений представляется гораздо более надежной базой в случае трансформации экспериментального правового режима в общий.

Реальное использование в российской правовой системе нового правового средства оперативного юридического воздействия на стремительно меняющиеся, благодаря достижениями научно-технического прогресса, общественные отношения открывает новые возможности и новые перспективы в развитии теории и практики современного правового регулирования. Возможно, это будет новый уровень, способный преодолеть инерционность современного законотворческого процесса и, увы, присущую российскому законодательству несогласованность и разобщенность правовых норм.

Литература и источники

1. Правовые режимы: актуальные общетеоретические и конституционно-правовые проблемы: монография / колл. авторов; Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2016. 272 с.

2. Куклина Е.А. К вопросу об особы правовых режимах в условиях цифровой экономики («регуляторных песочницах») // Управленческое консультирование. 2019. № 7. С. 39-49.

3. Сморчкова Л.Н. Административно-правовое регулирование механизма экспериментальных правовых режимов в социально-экономической сфере // Право и практика. 2020. № 3. С. 63-69.

4. Наумов Б.Б., Бутримович Я.В., Котов А.А. Обеспечение качества правового регулирования экспериментальных правовых режимов // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 3. С. 40-49.

5. Гаврильченко Ю., Хватик Ю. Экспериментальные правовые режимы: экономико-правовой взгляд // Банковский вестник. 2020. № 12. С. 3-8.

6. Дегтярев М.В. Экспериментальные правовые режимы: постановка научной проблемы // Право и государство: теория и практика. 2020. № 11. С. 152-155.

7. Экспериментальные правовые режимы // https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/ normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/

8. Власти выбрали проекты МТС и «Яндекса» для «регуляторной песочницы» // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/605041da9a7947e2d8dab14f?

9. В России создадут цифровой профиль туриста // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/04/2021/6065c1079a 79477f70e6d9c3?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3 Ftext%3D

10. Разработан порядок уничтожения обезличенных персональных данных // URL: http://xn--80aplem.xn--p1ai/news/Razrabotan-poradok-unictozenia-obezlicennyh-personalnyh-dannyh/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm _referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

References and Sources

1. Pravovye rezhimy: aktual'nye obshcheteoreticheskie i konstitucionno-pravovye problemy: monografiya / koll. avtorov; Sibirskij federal'nyj universitet. Krasnoyarsk, 2016. 272 s.

2. Kuklina E.A. K voprosu ob osoby pravovyh rezhimah v usloviyah cifrovoj ekonomiki («regulyatornyh pesochnicah») // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2019. № 7. S. 39-49.

3. Smorchkova L.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie mekhanizma eksperimental'nyh pravovyh rezhimov v social'no-ekonomicheskoj sfere // Pravo i praktika. 2020. № 3. S. 63-69.

4. Naumov B.B., Butrimovich Ya.V., Kotov A.A. Obespechenie kachestva pravovogo regulirovaniya eksperimental'nyh pravovyh rezhimov // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2020. № 3. S. 40-49.

5. Gavril'chenko Yu., Hvatik Yu. Eksperimental'nye pravovye rezhimy: ekonomiko-pravovoj vzglyad // Bankovskij vestnik. 2020. № 12. S. 3-8.

6. Degtyarev M.V. Eksperimental'nye pravovye rezhimy: postanovka nauchnoj problemy// Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020. №11. S.152-155.

7. Eksperimental'nye pravovye rezhimy // https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/ normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/

8. Vlasti vybrali proekty MTS i «YAndeksa» dlya «regulyatornoj pesochnicy» // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/605041da9a7947e2d8dab14f?

9. V Rossii sozdadut cifrovoj profil' turista // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/04/2021/6065c1079a 79477f70e6d9c3?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

10. Razrabotan poryadok unichtozheniya obezlichennyh personal'nyh dannyh // URL: http://xn--80aplem.xn--p1ai/news/Razrabotan-poradok-unictozenia-obezlicennyh-personalnyh-dannyh/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm _referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (l.smorchkova@mail.ru).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (l.smorchkova@mail.ru).

УДК 342.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-15-19

МОХОРОВ Д.А., ДЕМИДОВ В.П., МОХОРОВА А.Ю., ДОЛЖЕНКОВА Е. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

ПРАВ ГРАЖДАН

Ключевые слова: политическая коррупция, политико-правовые последствия, лоббизм, институты власти, выборные кампании, демократизация.

В статье проводится анализ научных подходов к изучению таких феноменов, как «лоббизм» и «коррупция» в политической сфере. Обосновывается необходимость их концептуального разделения и правового регламентирования с целью обеспечения реализации прав граждан в избирательном процессе. В частности, в качестве противодействия коррупционным проявлениям, связанным с оказанием влияния на проведение выборов, необходимо установить пределы объемов денежных и материальных ресурсов, используемых представителями разнообразных политических партий, общественных объединений, а также самовыдвиженцами, что может существенно ограничить масштабы негативного воздействия кандидатов, претендующих на должности в избирательных структурах. Кроме того, следует законодательно ограничить присутствие лиц в избирательных комиссиях разного уровня, которые ранее допускали существенные нарушения действующего законодательства и имеется информация правового характера о том, что они связаны с организациями, допускающими коррупционные формы взаимодействия в процессе своей деятельности.

MOKHOROV, D.A., DEMIDOV, V.P., MOKHOROVA, A.Yu., DOLZHENKOVA, E.

POLITICAL CORRUPTION AS A THREAT TO THE IMPLEMENTATION OF THE ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS

Key words: political corruption, political-legal consequences, lobbyism, institution of power, election campaigns, democratization.

The article analyzes the scientific approaches to the study of such concepts as "lobbying" and "corruption" in the political sphere. The article substantiates the necessity for their conceptual separation and legal regulation in order to ensure the implementation of citizens ' rights in the electoral process. In particular, in order to counteract corruption manifestations associated with influencing the conduct of elections, it is necessary to set limits on the amount of monetary and material resources used by representatives of various political parties, public associations, as well as self-nominated candidates, which can significantly limit the scale of the negative impact of candidates applying for positions in electoral structures. In addition, it is necessary to legally restrict the presence of persons in election commissions of different levels who previously committed significant violations of the current legislation and there is information of a legal nature that they are associated with organizations that allow corrupt forms of interaction in the course of their activities.

В соответствии с ч.1 Конституции Российской Федерации (Конституция РФ) [1], современное российское государство является демократическим и правовым, что означает непосредственное влияние граждан на формирование государственных органов власти путем регулярного проведения избирательных процедур. Как правило, во время избирательных кампаний отмечается высокая активность населения, что позволяет объективно отразить политическую волю большинства избирательного контингента и, тем самым, реализовать идею народовластия в государстве. Однако, несмотря на то, что основные политические институты российского общества формируется в результате прямого волеизъявления граждан, необходимо отметить присутствие негативных факторов, деструктивно влияющих на создание органов власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.