УДК 330.11 ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТОВАРОВ
Чернов М.В.
Целью работы является выведение при помощи эмпирического и теоретического анализа объективных основ явления дифференциации товаров.
Новизна политэкономического подхода при исследовании проблемы дифференциации товаров заключается в описании не только рыночной и потребительской сторон вопроса, но и выделение производственного аспекта.
Главным результатом исследования является построение системы объективных основ явления дифференциации товаров, базирующейся на трех аспектах: производственном, рыночном и потребительском. Производственными основами дифференциации товаров являются общественное разделение труда, разномасштабность производства и научно-технический прогресс. Аспект рыночных основ представлен дифференцированным спросом, конкуренцией производителей, стремлением производителей к монопольной прибыли, развитостью рыночной инфраструктуры, дифференциацией цен. Аспект потребительских основ дифференциации товаров состоит в действии экономического закона возвышения потребностей, конкуренции потребителей и дифференциации их доходов. В совокупности все обозначенные пункты составляют элементы в системе общественных отношений, в результате которых происходит процесс дифференциации товаров.
Ключевые слова: экономический закон дифференциации товаров, дифференциация продуктов, объективные основы.
POLITICAL ECONOMY APPROACH TO PRODUCT DIFFERENTIATION BASES ISSUE
Chernov M.V.
The article purpose is to find product differentiation objective basis using empirical and theoretical analysis.
Political economy approach novelty to product differentiation research is that not only market and consumer problem aspects are researched, but also the production one.
The present article main result consists of building a system of product differentiation objective basis. This system is formed by three aspects: production, market and consumption. The production aspect consists of the following constituents: social division of labor, different scales of production existence, scientific-technical progress. The market aspect is formed from the following constituents: differentiated consumer demand, manufacturer’ competition, manufacturer’ endeavor to monopoly profit, market infrastructure development, price differentiation. The consumption aspect consists of the following constituents: needs elevation economic law, consumer competition, consumer income differentiation.
In aggregate all the listed aspects form elements of social-economic system. The result of this system activity is product differentiation process.
Keywords: product differentiation economic law, product differentiation, objective basis.
Введение
Исследование проблемы дифференциации товаров с позиции политэкономии предполагает описание данной проблемы как системы общественных отношений, складывающихся, во-первых, по поводу удовлетворения общественной нормы потребления домохозяйств, а во-вторых, по поводу удовлетворе-
ния стремлений товаропроизводителей к получению прибыли, стабильности пребывания на рынке и ряда промежуточных целей производителей.
Дифференциация товаров проявляет себя в процессуальной форме, или другими словами, дифференциация товаров выступает как форма бытия. Вследствие того, что любой процесс имеет сущностную характеристику, для объективного понимания проблемы дифференциации товаров необходимо исследовать сущность данной проблемы. Таким образом, исследование процесса дифференциации товаров представляет собой выделение сущностных сторон и явлений. А сущность всегда должна иметь объективные основы. Таким образом, при описании объективных основ процесса дифференциации товаров, достигается цель характеристики сущности дифференциации товаров.
Новизна политэкономического подхода при исследовании проблемы дифференциации товаров заключается в описании не только рыночной и потребительской сторон вопроса, тема которых проходит в работах западных и отечественных исследователей проблемы дифференциации товаров, но и выделение производственной стороны. К тому же при политэкономическом взгляде выстраивается теоретическая модель системы, в результате действия которой происходит процесс дифференциации товаров. Данная система как раз строится на трех составляющих общественного воспроизводства: производства, рынка и потребления.
Производственный аспект: объективные основы дифференциации товаров
В истории экономической мысли применительно к вопросу исследования проблемы дифференциации продуктов почти не встречается дискуссия о производственных предпосылках исследуемого экономического явления. У различных исследователей адресного и неадресного направления теории дифференциации товаров повествуется только о потребительских (Чемберлин, Диксит, Стиглиц и др.) и рыночных (Хотеллинг, Бертран и др.) предпосылках продуктовой дифференциации.
1) Общественное разделение труда (ОРТ) является первой объективной основой дифференциации товаров, идущей от сферы производства. ОРТ представляет собой отраслевую дифференциацию промышленности, т.е. процесс возникновения новых ее отраслей.
Существует три основных формы общественного разделения труда: общее, частное и единичное. Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны. Под влиянием общего разделения труда осуществляется частное разделение. Под влиянием частного разделения труда в связи со специализацией отдельных отраслей промышленности совершенствуется единичное разделение труда на предприятиях. В свою очередь, в связи с концентрацией производства и техническим прогрессом единичное разделение труда оказывает влияние на возникновение новых отраслей промышленности.
Территориальное разделение труда, выражаемое в пространственном размещении различных видов трудовой деятельности, создает определенные предпосылки для дифференциации товаров. В качестве примера дифференциации товаров на основе территориального разделения труда можно привести экономическую деятельность кластеров. Например, в Ивановской области сложился кластер производителей текстильной продукции, на северо-западе Турции также сложился подобный кластер, а на российском потребительском рынке товары из этих и других местностей встречаются непосредственно «на полке» и формируют ассортимент торговых предприятий.
Международное разделение труда и внутриотраслевое разделение труда тоже формируют особые условия для дифференциации товаров на рынке, хотя они и проявляются в одних и тех явлениях. Например, в Северной Америке и Европе существует ряд автопроизводителей, которые производят автомобили для всего спектра рыночных ниш, но, не смотря на это, происходит товарообмен между странами: из Северной Америки в Европу поставляются автомобили, и происходит обратный процесс - поставки автомобилей из Европы в Амери-
ку. Причины этого лежат исключительно в рыночной плоскости, но важно отметить сам факт подобного разделения труда.
Углубление специализации выражается на потребительском рынке или рынке производственных товаров в ориентации производителя на все более узкую покупательскую аудиторию. Таким образом, рано или поздно производитель может прийти к тому, что он предлагает на рынок специфичный продукт, не имеющий аналогов, но имеющий определенные заменители. К примеру, производитель автомобильных аккумуляторов может выйти на рынок промышленных аккумуляторов. При схожей в целом технологии производства фирма переориентируются на более узкую покупательскую аудиторию.
Дифференциация производства приводит к разделению некогда единого производства на отдельные части. Каждая из этих частей, производя или потребляя промежуточный продукт, может при наличии технологической возможности и мощностей приступить к производству уже имеющихся на рынке товаров. Например, известен случай, когда в рамках текстильного предприятия вместо утилизации и переработки отходов ткани (микрофибры), эти отходы упаковывались и выставлялись в продажу в качестве салфеток для салона автомобиля.
Диверсификация производства предполагает расширение выпускаемого ассортимента. Наиболее яркие примеры диверсификации производства встречаются в практике южнокорейских корпораций. Например, корпорации Samsung, LG, Hyundai выпускают множество видов товаров: широкий ассортимент бытовой техники, компьютерной техники, автомобилей, предметов одежды и др. В совокупности на отдельно взятом рынке, где присутствуют хотя бы только эти корпорации, наблюдается высокая степень дифференциации товаров -например, рынок бытовой техники.
2) Существование в рамках отраслей экономики предприятий с масштабами производства разного размера. Именно разномасштабность предприятий предполагает производство для различных сегментов рынка. Предприятиям с
большим масштабом производства легче и дешевле наладить выпуска товаров для массового рынка. Предприятия с небольшим масштабом ориентируются на средние по емкости сегменты рынка. Для малых предприятий ориентация на рынке может строиться на основе товаров ограниченного выпуска, на выпуске эксклюзивных продуктов, либо на ориентации на местный рынок.
3) Научно технических прогресс (НТП) формирует одни из объективных основ дифференциации товаров. В качестве одной из целей научнотехнического прогресса фактически выступает дифференциация товаров. Продуктам придаются новые свойства, и новые функции (хотя последнее - почти всегда привилегия маркетинга). В целом данный аспект проявляется в одной из сторон сущности дифференциации товаров: появляются новые товары, а старые товары либо модифицируются, либо исчезают. Научно технический прогресс направлен на усовершенствование удовлетворения всевозможных потребностей общества: потребности в национальной обороне, потребности досуга, потребности в образовании и т.п.
В производственной сфере НТП проявляется нагляднее всего в инновационных продуктах. Здесь обнаруживается идея коммерционализированного производства. Происходит разработка новой технологи (нового продукта), ее освоение и внедрение. Мобильный телефон в современном виде является результатом долгой серии научно-практических разработок и внедрений этих разработок в производство.
Рыночный аспект: объективные основы дифференциации товаров
Объективные основы дифференциации товаров, идущие от рынка, в целом описывают аспекты рыночного обращения. Рыночное обращение отражает спрос, но структура спроса (производственного и непроизводственного) имеет свойство меняться.
1) Спрос. Дифференцированный рыночный запрос со стороны потребителей образуется на основе совокупности потребностей общества. Различные группы потребителей в соответствии со своими текущими потребностями, а
также доходами предъявляют спрос на совокупность различных товаров. Дифференцированный запрос покупателей формируется как на основе объективной необходимости в отличающихся товарах близкого назначения, так и на основе субъективных факторов - вкусов и предпочтений потребителей.
Дифференцированный запрос фактически иллюстрирует деление потребителей на условные сегменты. Каждому такому сегменту потребителей присущ набор характерных требований и ожиданий к товару (в том числе к цене).
2) Предложение. Стремление товаропроизводителя к рыночной устойчивости представляет собой объективную основу дифференциации товаров со стороны предложения. Здесь можно выделить два аспекта: рыночную устойчивость во время кризиса и финансовую устойчивость. С целью достижения рыночной и финансовой устойчивости товаропроизводители диверсифицируют и дифференцируют ассортимент выпускаемых товаров при одновременном выборе оптимального масштаба производства.
Необходимо также отметить роль рыночной инфраструктуры. Нередко конкретный товар становится дифференцированным в глазах потребителя вследствие специфического представления в сфере торговли. Здесь можно выделить целый ряд аспектов: пространственная дифференциация, временная дифференциация, «личность» продавца (в том числе имидж и репутация компании), уровень конкуренции на рынке, уровень развития инфраструктуры.
3) Конкуренция является ведущим рыночным мотивом. В связи с эти представляется необходимым поставить вопрос об экономическом законе конкуренции как объективной основе дифференциации товаров. Экономический закон конкуренции выражает существенные, устойчивые, причинноследственные связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.
Также наблюдается стремление производителей (продавцов) к монопольной прибыли. Это толкает продавцов к предложению товара для относительно
узкой покупательской аудитории - узкому сегменту рынка. Однако на рынке товара, имеющего близкие заменители, возможен только краткосрочный период получения монопольной прибыли. Поэтому товаропроизводители постоянно пытаются удовлетворять вновь возникающие запросы покупателей, ориентируясь на завоевание новых сегментов рынка при одновременном создании барьеров входа для потенциальных конкурентов. Таким образом, монопольная краткосрочная прибыль - это цель, которую преследуют фирмы при выпуске и предложении нового дифференцированного товара.
4) Цена. Категорию цены, хотя и можно было писать в предыдущем пункте, посвященной конкуренции, однако в вопросе об объективных основах дифференциации товаров категорию цены надо выделить отдельно. Это необходимо сделать потому, что цена играет важную роль в теории дифференциации товаров. Цена не только выражает взаимодействие спроса и предложения, но и отражает уровень качество товара, уровень его потребительских свойств. Цена на рынке всегда является дифференцированной категорией.
Потребительский аспект: объективные основы дифференциации товаров
При описании потребительского аспекта возникает сложность выделения объективных основ, так как дифференциация рыночного запроса, как отмечалось выше, происходит, в том числе, по причине субъективных факторов поведения потребителей.
1) Экономический закон возвышения потребностей выражает главную объективную основу дифференциации товаров с точки зрения потребительского аспекта. Основами экономического закона возвышения потребностей являются: а) научно-технический прогресс, способствующий развитию новых возможностей удовлетворения потребностей; б) новые условия труда, требующие новых знаний, навыков, инфраструктуры, в) постоянно меняющаяся жизненная норма, отражающая текущие стандарты потребления. Субъективная основа возвышения потребностей проявляется главным образом в потребительском
поведении, которое имеет в своей основе взаимную реакцию покупателей (демонстративное и престижное потребление); а также стремление индивидов к саморазвитию.
2) Доходы потребителей. Как отмечалось выше, дифференцированный рыночный запрос покупателей строится, в том числе, на основе различной платежеспособности потребителей. В этом аспекте поставлен вопрос о существовании экономического закона формирования (дифференциации) доходов населения, который накладывается на действие закона возвышения потребностей. В основе закона формирования доходов лежат три аспекта: а) дифференциация доходов по труду, б) дифференциация доходов по капиталу, в) взаимосвязь дифференциации и распределения доходов.
3) Конкуренция между потребителями. Данный аспект, конечно, нельзя в полной мере отнести к важным основам дифференциации товаров, однако его влияние имеет место. Конкуренция покупателей объясняется тем, что количество и объемы выпуска многих видов дифференцированных товаров, как правило, ограничиваются производителями. Конкуренция покупателей может разворачиваться по поводу следующих ориентиров: а) возможность приобретения редкого, дефицитного товара, б) право выбора в рамках определенного ассортимента с тем, чтобы иметь возможность максимизировать полезность от покупки, в) гарантии, послепродажный сервис и иные формы сервиса, связанного с покупкой товара, г) конкуренция за качество.
Выводы
Описанные объективные основы дифференциации товаров составляют систему, которая в качестве подсистемы вписывается в механизм общественного воспроизводства. Данная система имеет на входе материальные и нематериальные ресурсы, а на выходе своим результатом имеет дифференцированные товары. Различные аспекты, идущие от сферы производства, сферы рыночного обращения и потребительской сферы формируют определенные условия, под действием которых происходит процесс дифференциации товаров. Надо отме-
тить, что все перечисленные аспекты являются объективными по своему характеру основами, к тому же часть из них выражена экономическими законами.
Таким образом, при политэкономическом взгляде выстраивается теоретическая модель системы, в результате действия которой происходит процесс дифференциации товаров. Предыдущие исследования фокусировали внимание на отдельных аспектах проблемы - потребительском поведении, проблеме выбора потребителя, взаимодействии конкурирующих фирм на рынке монополистической конкуренции, издержках потребителей и других вопросах. В настоящей работе теоретически осмыслены потребительский и рыночный аспекты проблемы. В дополнение к этому исследован производственный аспект.
Список литературы
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Академия народного хозяйства. Пер. с англ. под ред. B.C. Автономова и Е.М. Майбурд. М.: Дело Лтд., 1994.
2. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Издание Гарвардского Университета, 1933.
3. Диксит A., Стиглиц Ж. Монополистическая конкуренция и оптимальное товарное разнообразие. Американ Экономик Ревью, ч. 67, Июнь, 1977. С. 297-308.
4. Итон Б., Липси Р. Дифференциация продукта. глава. 12, Руководство промышленным предприятием, ч.1, под ред. Шмалензи и Вилинга, 1989.
5. Хоттелинг Х., Стабильность в конкуренции // Экономический журнал. № 153. ч. XXXIX, С. 41-57. 1929.
6. Ланкастер К. Социальный оптимальная продуктовая дифференциация. / Американ Экономик Ревью. 1975. ч.65. С. 567-585.
References
1. Blaug M. Economic thought in retrospection. Academy of national economy. Translation. Edited by V.C. Avtonomov, E.M. Mayburd. Moscow : Delo Ltd., 1994.
2. Chamberline E.H. The Theory of Monopolistic Competition. Harvard University Press, 1933.
3. Dixit Avinash, Joseph K. Stiglitz. Monopolistic Competition and Optimum Product Diversity. American Economic Review, Vol. 67, Issue 3, Jun., 1977. С. 297308.
4. Eaton B. Curtis, Lipsey Richard G. Product Differentiation. Ch. 12 in Handbook of Industrial Organization, Vol.1, Edited by R. Schmalensee and R.D. Willig, Elsevier Science Publisher B.V., 1989.
5. Hotelling H. Stability in Competition. Economic Journal. N. 153. Vol. XXXIX, 41-57. 1929.
6. Lancaster K. Socially Optimal Product Differentiation. American Economical Review. l975. vol.65. p.567-585.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Чернов Михаил Вадимович, аспирант
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Chernov Mikhail Vadimovich, post-graduate student
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Бабаев Б.Д., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Экономической теории Ивановского государственного университета