Научная статья на тему 'Дифференциация товаров: политэкономический взгляд'

Дифференциация товаров: политэкономический взгляд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1762
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТОВАРОВ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТОВ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ / PRODUCT DIFFERENTIATION ECONOMIC LAW / PRODUCT DIFFERENTIATION / MANIFESTATION FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Михаил Вадимович

Цель исследования проблемы дифференциации товаров с политэкономической точки зрения предполагает всесторонний подход и состоит в системном взгляде на данное явление. Данный подход предполагает выявление взаимосвязей в рамках экономической системы, которые формируют условия и становятся проявлением дифференциации товаров. Политэкономический подход предполагает также выведение соответствующего экономического закона. Признаки новизны работы состоят в том, что исследование дифференциации товаров ведется не только с микрои макроэкономических позиций, которые сформировались у западных исследователей данной проблемы, но также в анализе представлен политэкономический анализ. В предшествующих исследованиях внимание уделяется рыночной стороне проблемы с элементами анализа потребительской стороны. В настоящей работе наряду с рыночным и потребительским аспектом исследуется производственный аспект. Главным результатом исследования является доказательство гипотезы о существовании экономического закона дифференциации товаров. Описываются причины дифференциации товаров, а также представлена сущность и механизм, характеристика и формы проявления экономического закона дифференциации товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT DIFFERENTIATION: POLITICAL ECONOMY APPROACH

Political economy research of product differentiation objective implies comprehensive approach. The objective consists in system view on this problem. This approach implies exposure of interconnections in the network of economic system. These interconnections form conditions for product differentiation and display product differentiation manifestation forms. Political economy approach also implies finding a product differentiation economic law. Novelty indication of the article is the following: product differentiation research is lead not only from microand macroeconomic point of view that was formed in the western science tradition, but also from the political economy point of view. Market side of the problem with some elements of consumption analysis has being researched in the previous studies. Production aspect is researched along with consumption one and market one in the present study. The present article main result is hypothesis about product differentiation economic law evidence. Product differentiation economic law causes, essence, mechanism, characteristics and manifestation forms are also described in the article.

Текст научной работы на тему «Дифференциация товаров: политэкономический взгляд»

УДК 330.11 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Чернов М.В.

Цель исследования проблемы дифференциации товаров с политэкономи-ческой точки зрения предполагает всесторонний подход и состоит в системном взгляде на данное явление. Данный подход предполагает выявление взаимосвязей в рамках экономической системы, которые формируют условия и становятся проявлением дифференциации товаров. Политэкономический подход предполагает также выведение соответствующего экономического закона. Признаки новизны работы состоят в том, что исследование дифференциации товаров ведется не только с микро- и макроэкономических позиций, которые сформировались у западных исследователей данной проблемы, но также в анализе представлен политэкономический анализ. В предшествующих исследованиях внимание уделяется рыночной стороне проблемы с элементами анализа потребительской стороны. В настоящей работе наряду с рыночным и потребительским аспектом исследуется производственный аспект.

Главным результатом исследования является доказательство гипотезы о существовании экономического закона дифференциации товаров. Описываются причины дифференциации товаров, а также представлена сущность и механизм, характеристика и формы проявления экономического закона дифференциации товаров.

Ключевые слова: экономический закон дифференциации товаров, дифференциация продуктов, формы проявления.

PRODUCT DIFFERENTIATION: POLITICAL ECONOMY APPROACH

Chernov M.V.

Political economy research of product differentiation objective implies comprehensive approach. The objective consists in system view on this problem. This approach implies exposure of interconnections in the network of economic system. These interconnections form conditions for product differentiation and display product differentiation manifestation forms. Political economy approach also implies finding a product differentiation economic law. Novelty indication of the article is the following: product differentiation research is lead not only from micro- and macroeconomic point of view that was formed in the western science tradition, but also from the political economy point of view. Market side of the problem with some elements of consumption analysis has being researched in the previous studies. Production aspect is researched along with consumption one and market one in the present study.

The present article main result is hypothesis about product differentiation economic law evidence. Product differentiation economic law causes, essence, mechanism, characteristics and manifestation forms are also described in the article.

Keywords: product differentiation economic law, product differentiation, manifestation forms.

Введение

Проблема дифференциации товаров исследовалась ранее преимущественно с использованием микро и макроэкономических инструментов анализа. Политэкономический взгляд предполагает выведение экономических законов, описывающих социально-экономические явления и процессы. Гипотезой исследования является предположение о том, что проблема дифференциации товаров может быть описана в форме самостоятельного экономического закона -экономического закона дифференциации товаров. Задачами исследования явля-

ется описание причин, сущности, механизма и форм проявления экономического закона дифференциации товаров.

Под дифференциацией товаров представляет собой явление, характеризующееся появлением у совокупности товаров таких характеристик, которые придают им как объективные, так и субъективные с точки зрения потребителя отличия.

Дифференцированный товар - это, во-первых, продукт, который по различным свойствам отличается от аналогичных товаров. Во-вторых, это товар, который подобен, но не идентичен полностью другим товарам и, таким образом, не является их полным заменителем. В-третьих, это товар, который покупатели предпочитают приобретать у определенного продавца. Факторы дифференциации: качественные признаки, пространственные, временные, субъективные точки зрения конкретных покупателей, функциональное назначение.

Основы дифференциации товаров

Дифференциация товаров имеет место при системном действии следующих причин:

1. Многообразие запросов потребителей. Многообразие потребностей определяется закономерностями в поведении потребителей.

2. Изменчивость запросов потребителей, что происходит вследствие постоянно меняющейся жизненной нормы, действия экономического закона возвышения потребностей, а также динамики и структурных изменений доходов покупателей.

3. Производственные и технологические возможности товаропроизводителей.

4. Возможности рыночной инфраструктуры и методы реализации товаров.

5. Стремления производителей как минимум к завладению определенной долей рыночной власти и выбор оптимального объема выпуска продукции, как максимум - к монополизации доступной им части рынка.

Сущность экономического закона дифференциации товаров

Сущность экономического закона описывается в его противоречии и решении данного противоречия. Основное противоречие экономического закона дифференциации товаров выражается в том, что существующие товары перестают соответствовать рыночному запросу со стороны потребителей. Это означает, что противоречие возникает между предложением производителей и спросом потребителей.

Рыночный запрос потребителей находятся в развитии, а сами потребители находятся перед выбором между различными продавцами, предлагающими аналогичные средства удовлетворения потребностей. А товаропроизводители, как правило, стремятся стабильно и прогнозируемо поставлять на рынок товары, которые они могут выпускать с относительно низкими издержками (или в оптимальном масштабе) и получать высокую прибыль. В реальности фирмы одной отрасли стремятся завладеть определенной рыночной властью. Но если товар фирмы не уникален, рыночная конкуренция не позволяет ей достичь желаемого в краткосрочном периоде.

Таким образом, можно обозначить еще одно противоречие закона дифференциации товаров - между разными производителями, преследующими собственные интересы. Данный аспект выражается в рыночной конкуренции. Конкуренция означает в первую очередь борьбу за покупателей, за сегмент рынка, за выгодные возможности приложения капитала.

Решение основных противоречий прослеживается в процессе взаимодействия как между сторонами предложение и спроса, так и между конкурирующими производителями. Происходит с одной стороны постоянное приспособление под актуальные нужды и потребности покупателей, а с другой - отстройка от конкурентов. Как результат этого взаимодействия происходить процесс дифференциации средств удовлетворения потребностей покупателей, а одновременно и основных средств конкурентной борьбы.

Механизм экономического закона дифференциации товаров

Описывая механизм закона дифференциации товаров, надо отметить следующее. С одной стороны происходит сегментация рыночного запроса, вызванная дифференциацией потребностей, потребительских вкусов, доходов покупателей. С другой стороны, продавцы, реализуя свои стремления к высокой, часто монопольной (квазимонопольной), прибыли, к устойчивости на рынке, и находясь в рамках производственных ограничений, удовлетворяют многообразный спрос потребителей посредством производства товаров для определенных сегментов рынка. Давление конкуренции заставляет производителей искать относительно стабильные и перспективные (свободные) рыночные ниши, приспосабливаться к специфическим меняющимся запросам рынка. Потребители, стремясь удовлетворить свои потребности, которые находятся в постоянном развитии, предъявляют спрос на новые, более «индивидуализированные» товары. Таким образом, постоянно происходит рождение новых, модификация существующих сегментов потребителей, обладающих собственным набором специфических требований к конкретному товару. И соответственно постоянно происходит производство и предложение на рынке новых дифференцированных товаров.

Экономический закон дифференциации товаров адекватен природе общественно потребления. Дифференциация товаров выражает объективный закон экономического развития: с одной стороны появляются новые товары, с другой стороны - происходит процесс модификации и исчезновения существующих продуктов (старых товаров). Характерно, что при дифференциации товаров конкретным продуктам придаются либо новые свойства, либо новые функции. Таким образом, дифференциация товаров представляется как объективный закон развития товарного способа хозяйствования: старые товары исчезают, появляются новые товары, часть старых товаров подвергается модификации.

Характер экономического закона дифференциации товаров

Объективный характер экономических законов означает, что они возникают и существуют независимо от воли и сознания людей. В области народного хозяйства воля и сознание отдельных людей в большей степени, чем в других сферах человеческой деятельности, подчинена влиянию неких постоянных причин, и потому, в большинстве случаев оно следует по известному направлению. Поэтому экономический закон дифференциации товаров можно охарактеризовать закон дифференциации товаров как объективный.

Закон дифференциации товаров характеризуется неизбежностью своего существования, дифференциация товаров в некотором смысле императивна. Причина этого лежит в неизбежности основ дифференциации товаров - потребности общества неизбежно возвышаются, сегменты покупателей неизбежно формируются, стремление к формированию устойчивой покупательской аудитории неизбежно возникает у производителей и продавцов и т.д. Таким образом, если условия и причины явления необходимы и неизбежны, то и само явление представляется таковым.

Процесс дифференциации товаров характеризуется повторяемостью своего проявления. Повторяемость дифференциации товаров обусловлена тем, что если формируются и существуют условия для данного явления, то оно будет неизбежно иметь место, возникать и развиваться до тех пор, пока существуют данные условия. Например, если будет выражена дифференциация покупателей по доходам, и существенная часть потребителей представлена небогатым населением - то на рынке будут предлагаться суррогаты, низкокачественные, но недорогие товары.

Закон дифференциации товаров обладает всеобщим характером. Это связано с процессами глобализации, которые обуславливают схожие условия для развития дифференциации товаров, а также взаимосвязанность разных рынков. Дифференциация товаров имеет место во всех странах с рыночной экономикой, однозначно действует в отношении различных видов товаров на разных рынках.

Также закон дифференциации товаров характеризуется как устойчивое явление. Это тоже основывается на устойчивости причин и условий, а также механизма дифференциации товаров. Можно проиллюстрировать данный аспект тем, что происходит взаимодействие потребностей общества и производства: растущие потребности тянут производство, а производители предвосхищают общественные потребности.

Надо заметить, что действие экономического закона дифференциации товаров нельзя абсолютизировать, ибо очевидно, что его роль в рыночной системе хозяйствования имеет ограниченный характер. Данный закон объясняет причины существования дифференциации товаров вследствие действия экономических мотивов поведения товаропроизводителя, продавца, покупателя, а также других объективных факторов. Но, оставаясь только в рамках закона, описывающего причинно-следственные связи, по сути, в рамках рынка монополистической конкуренции, трудно, а в ряде случаев невозможно объяснить некоторые явления, например, характерные для чистой конкуренции или монополии.

Поэтому экономический закон дифференциации товаров необходимо вписывать в систему других экономических законов. Только пользуясь такой системой и взаимодействием экономических законов можно объяснить факты и явления экономических реалий. В первую очередь экономический закон дифференциации товаров взаимодействует с экономическим законом конкуренции в объяснении закономерностей поведения участников рынка. Также можно отметить экономические законы стоимости, предложения, спроса, понижения нормы прибыли. Безусловно, экономический закон дифференциации товаров близко связан с законом возвышения потребностей при описании характерных фактов потребительского поведения. В рамках настоящей работы поставлены вопросы о существовании экономических законов формирования доходов населения, сегментации рынка, производственно - технологических предпосылок.

Формы проявления экономического закона дифференциации товаров

Первая форма проявления экономического закона дифференциации товаров выражается в том, что в рамках различных отраслей экономики имеет место производство большого числа аналогичных, но не идентичных товаров. Именно в этом проявляются черты монополистической конкуренции, основанной на дифференциации продукта. Это подтверждают исследования К. Итона и Р. Липси, которые перечисляют характерные факты дифференциации товаров: много отраслей производят большое число похожих, но отличающихся продуктов; продукты отрасли - это малое подмножество множества возможных продуктов; любые покупки отдельного потребителя - только малое подмножество продуктов, которые доступны в любой отдельной отрасли.

Второй важной формой проявления становится формирование покупательских аудиторий, которые привержены определенным товаропроизводителям, продавцам, торговым маркам. В приверженности этих групп покупателей выражается рыночная власть и влияние продавцов.

Третьей формой проявления является тот факт, что конкуренция разворачивается как между товаропроизводителями, так и между покупателями. Конкуренция покупателей объясняется тем, что количество и объемы выпуска многих видов дифференцированных товаров, как правило, ограничиваются производителями. Конкуренция покупателей может разворачиваться по поводу следующих ориентиров: 1) возможность приобретения редкого, дефицитного товара, 2) право выбора в рамках определенного ассортимента с тем, чтобы иметь возможность максимизировать полезность от покупки, 3) гарантии, послепродажный сервис и иные формы сервиса, связанного с покупкой товара, 4) конкуренция за качество.

Четвертая форма проявления заключается в том, что конкретный покупатель, выбирающий товар на рынке дифференцированного продукта, имеет возможность соотнести свои текущие потребности и бюджет с теми предложения-

ми, которые есть на рынке, и этим самым выбрать лучшую с его точки зрения возможную альтернативу. Из этого следует предположение об относительной максимизации полезности потребителем от покупки.

Пятая форма проявления выражает некоторое несоответствие рынка дифференциации товаров. Учитывая, что дифференциация товаров порождается конкурентной борьбой, и таким образом при видимой конкуренции производителей в рамках отдельных отраслей и сегментов рынка на самом деле конкретный потребитель выбирает необходимый товар из очень малого количества альтернатив. Порой покупатель находится перед предельно ограниченным выбором товаров, удовлетворяющих его требованиям. Таким образом, появляется ситуация, характерная для монополии на отдельных узких сегментах рынка.

Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, у любого покупателя есть определенные бюджетные ограничения. Этот факт уже отсекает некоторое количество аналогов выбираемого товара. Во-вторых, у покупателя также есть индивидуальные предпочтения, касающиеся характеристик товара. Это также накладывает ограничения на покупательский выбор. С другой стороны, -с точки зрения производителей, - каждый индивидуальный набор требований и предпочтений к характеристикам продукта соответствует такому реальному товару, который формирует относительно небольшой рыночный сегмент, то есть может заинтересовать относительно небольшую покупательскую аудиторию. На таком сегменте рынка может существовать слабая конкуренция продавцов при приближении к оптимальному масштабу производства.

Заключение

Явление дифференциации товаров обладает характеристиками экономического закона: объективностью, необходимостью, устойчивостью, цикличностью и всеобщим характером. Экономический закон дифференциации товаров описывает причинно-следственную связь между субъектами экономических отношений, которая выражается с одной стороны в конкурентном взаимном приспособлении производителей, а с другой - во взаимодействии продавцов и

покупателей. Также экономический закон дифференциации товаров имеет ряд присущих ему форм проявления.

В целом дифференциация товаров представляется многомерным явлением, которое нуждается во всестороннем взгляде. В большинстве случаев рынок дифференцированных товаров нельзя оценивать однозначно.

Список литературы

1. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.

2. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. Инфра-М,

2008.

3. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Издание Гарвардского Университета, 1933.

4. Диксит А., Стиглиц Ж. Монополистическая конкуренция и оптимальное товароное разнообразие. Американ Экономик Ревью, ч. 67, Июнь, 1977. С. 297-308.

5. Итон Б., Липси Р. Дифференциация продукта. глава. 12, Руководство промышленным предприятием, ч.1, под ред. Шмалензи и Вилинга, 1989.

6. Хоттелинг Х., Стабильность в конкуренции // Экономический журнал. № 153. ч. XXXIX, С. 41-57. 1929.

7. Ланкастер К. Социальный оптимальная продуктовая дифференциация. / Американ Экономик Ревью. 1975. ч.65. С.567-585.

8. Мусса М., Розен С. Моноплоия и качество продуктов // Журнал экно-мической теории, 1978. С. 301-317.

9. Сраффа П. Законы прибыли в конкурентных условиях // Экономический журнал, 1926, ч. XXXVI, С. 535-550.

References

1. Robinson Dzh. Ekonomicheskaya teoriya nesovershennoy konkurentsii [Economic theory of imperfected competition]. М.: Progress, 1986.

2. Roy L.V., Tret'yak V.P. Analiz otraslevykh rynkov [Sector market analysis]. Tnfra-M, 2008.

3. Chemberlin E. Teoriya monopolisticheskoy konkurentsii [The Theory of Monopolistic Competition]. Harvard University Press, 1933.

4. Diksit A., Stiglits Zh. Monopolistic Competition and Optimum Product Diversity. American Economic Review, Vol. 67, Issue 3, Jun., 1977. pp. 297-308.

5. ton B., Lipsi R. Differentsiatsiya produkta. glava. 12, Rukovodstvo promyshlennym predpriyatiem, ch.1 [Product Differentiation. Ch. 12 in Handbook of Industrial Organization, Vol.1]. Edited by R. Schmalensee and R.D. Willig, Elsevier Science Publisher B.V., 1989.

6. Hotelling H. Stability in Competition// Economic Journal. N. 153. Vol. XXXTX, 41-57. 1929.

7. Lancaster K. Socially Optimal Product Differentiation. American Economical Review. l975. vol.65. pp.567-585.

8. Mussa M., Rosen S. Monopoly and Product Quality. Journal of Economic Theory, 1978. pp. 301-317.

9. Sraffa P. The Laws of Returns Under Competitive Conditions. Economic Journal, Vol. XXXVT, pp. 535-550, 1926.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Чернов Михаил Вадимович, аспирант

Шуйский государственный педагогический университет

ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия

e-mail: michail2010@yahoo.com

DATA ABOUT THE AUTHOR

Chernov Mikhail Vadimovich, post-graduate student

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: michail2010@yahoo.com

Рецензент:

Бабаев Б.Д., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Экономической теории Ивановского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.