Научная статья на тему 'Дифференциация товаров: политэкономический подход'

Дифференциация товаров: политэкономический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ (ПРОДУКТОВ) / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН / СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА / КОНКУРЕНЦИЯ / ВОЗВЫШЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / PRODUCT DIFFERENTIATION / ECONOMIC LAW / MARKET SEGMENTATION / COMPETITION / RISING NEEDS / SOCIAL DIVISION OF LABOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов М. В.

Политэкономический подход позволяет найти основы и движущие силы дифференциации товаров. При помощи анализа основ дифференциации товаров как элементов экономической системы выводится экономический закон дифференциации товаров, а также описывается механизм его действия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT DIFFERENTIATION: POLITICAL ECONOMY APPROACH

Political economy approach allows  nding product differentiation basics. The product differentiation basics analysis as the economic systems elements helps to infer economic law of product differentiation. Product differentiation action mechanism is described.

Текст научной работы на тему «Дифференциация товаров: политэкономический подход»

Семьи с различным типом профессиональной преемственности поколений обуславливают различные психологические особенности профессионального самоопределения. В семьях без профессиональной преемственности особенности профессионального самоопределения могут трансформироваться по типу искажение (деформация), т.е. сохранение их общей направленности при изменении меры выраженности. В семьях с деструктивными стилями родительских отношений может наблюдаться трансформация феномена профессиональной преемственности по типу «инверсия». Трансформация закономерностей профессионального самоопределения в семьях с профессиональной преемственностью может проходить по типу «гипертрофия» (усиление). На наш взгляд это связано с гипертрофированным желанием ребенка оправдать возложенные на него надежды, ожидания родителей.

Таким образом, в результате проведенного исследования достигнуты заявленные цели, решены

поставленные задачи, исходная гипотеза подтвердилась. Осуществленный в работе комплексный теоретический анализ проблемы профессиональной преемственности способствует решению фундаментальной психологической проблемы детерминации профессионального самоопределения. Обнаружена новая в теоретическом плане закономерность влияния семьи на профессиональное самоопределение подростков.

Библиографический список

1. Карпов А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие для вузов. - М., 2007.

2. Климов Е. А. Психология профессионального определения. - Ростов н/Д, 1996.

3. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. -М., 2001.

4. Филатова О. В. Методологические основы психологии труда: учебное пособие / О. В. Филатова, Н. В. Шама-нин. - ВлГУ, 2007.

Shamanin N. V.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SPECIFIC PHENOMENA OF TRANSFORMATION PROFESSIONAL SELF IN DIFFERENT TYPES OF FAMILIES (ON THE BASIS OF DYNASTIES)

Paper is devoted the study of the psychological characteristics transformations specific phenomena of professional self in different types offamilies (on the basis of dynasties). A description of the psychological characteristics professional self in adolescence, determined the type of social orientation of the family, especially the child-parent relationship, purpose orientation, structure, value orientations, features need-motivational sphere, but in different types of families these features can be transformed by type of «strengthening», «reduction», «distortion» (strain), «inversion».

Keywords: professional self, professional development, professional continuity, transformation types, professional orientation.

УДК 334.735

Чернов М. В. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Политэкономический подход позволяет найти основы и движущие силы дифференциации товаров. При помощи анализа основ дифференциации товаров как элементов экономической системы выводится экономический закон дифференциации товаров, а также описывается механизм его действия.

Кл юче вые слова: дифференциация товаров (продуктов), экономический закон, сегментация рынка, конкуренция, возвышение потребностей, общественное разделение труда.

Теоретическую проблему дифференциации товаров можно описать следующим образом: много отраслей производят большое число похожих, но отличающихся продуктов. Рынку предлагается много наименований похожих и взаимозаменяемых товаров. Потребители воспринимают различия между продуктами как реальные, но не могут четко представлять себе, являются ли продукты близкими заменителями. Вкусы потребителей ва-

рьируются. Заметим также, что выбор потребителями наборов разных продуктов не может быть полностью обоснован различиями в их доходах.

Выбор темы исследования определяется ее актуальностью, а также недостаточной научной разработанностью. Рост благосостояния потребителей, постоянные изменения в уровне и качестве жизни способствуют развитию общества потребления, что предопределяет большую дифферен-

184

© Чернов М. В., 2012

циацию потребительских запросов по различным основаниям - доходам, вкусам, предпочтениям. Товаропроизводители, отвечая на данные запросы, выпускаю все больше видов товаров. В качестве одной из целей научно-технического прогресса фактически выступает дифференциация товаров. Имеет место придание существующим продуктам новых свойств и новых функций. Производственные предприятия диверсифицируют выпускаемый ассортимент. Наблюдается также внутриотраслевая дифференциация и разделение труда. Дифференциация товаров выступает как средство конкуренции между товаропроизводителями и продавцами. Практически любой реальный рынок потребительских и производственных товаров - рынок дифференцированных продуктов.

Тема дифференциации товаров не является новой, однако ее распространение в существенной степени связано с трудами Э. Чембирлина, Х. Хоттелинга, К. Ланкастера и их последователями. Э. Чембирлин перевел тему дифференциации товаров в русло исследования монополистической конкуренции. Х. Хотеллинг доказывал существование взаимосвязи каждого продавца с группой покупателей, которые имеют дело с ним, а не с его конкурентами, вопреки различию цен [4, с. 44]. Модель К. Ланкастера представляет собой альтернативный подход к моделированию дифференциации продукта: анализу подвергается товар как совокупность характеристик. К. Ланкастер определял товар, как трансфертный механизм, где потребительские характеристики «собраны» в процессе производства [5, с. 567-568].

Несмотря на разнообразие теоретических моделей дифференциации товаров, разные исследователи недостаточно уделяют внимание социально-экономическому анализу данного явления. Политэкономический взгляд позволяет выявить движущие силы, основы дифференциации товаров.

Явление дифференциации товаров в рыночной экономике имеет множество прямых и косвенных причин. Данные причины действуют в неком комплексе, в системе. Следует рассматривать данную проблему с точки зрения разных участников: производителей, продавцов, покупателей. Объективные основы дифференциации товаров следует искать со стороны спроса и со стороны предложения. Этот подход ведет к построению объективного взгляда на проблему дифференциации товаров.

Основы дифференциации товаров со стороны спроса во многом связаны с экономическим законом возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей выражается в том, что удовлетворение одной потребности становится причиной появления второй, третьей и последующих потребностей, которые, как правило, совершенствуются и усложняются. Надо отметить, что одним из про-

явлений процесса возвышения потребностей является дифференциация потребностей общества. В рамках одной, условно говоря, базовой потребности существует определенное количество отличающихся друг от друга предпочтений потребителей, трактуемых теорией дифференциации продукта как вкусы.

Возвышению совокупных потребностей сопутствуют следующие явления. Во-первых, научно-технический прогресс способствует созданию новых технологий, что снижает издержки в производстве существующих товаров и услуг, а значит, делает их более доступными, либо содействует созданию принципиально новых товаров, которые могут стимулировать возникновение новых потребностей у покупателей. Во-вторых, новые потребности возникают в связи с новыми условиями труда. В-третьих, постоянно меняющаяся жизненная норма, повседневный стандарт жизни в объективном плане возвышают совокупные потребности общества. По мере того как отдельно взятые индивиды достигают определенного намеченного уровня жизни, у них автоматически происходит переориентация, нацеленность на еще более высокий уровень жизни.

Объективная основа дифференциации товаров со стороны спроса характеризуется тем, что в обществе появляются реальные потребности в новой разновидности товара, продукта. Объективные потребности общества могут быть не только «новыми», вновь возникшими, они могут существовать определенное время, однако для их удовлетворения может не хватать технологических или производственных возможностей.

Субъективная основа явления дифференциации товаров со стороны спроса характеризуется различными вкусами и предпочтениями потребителей. С одной стороны, действует комплекс эффектов престижного, демонстративного потребления и многие другие закономерности потребительского поведения, основанные на вызове ответной реакции других потребителей. С другой стороны, действуют такие закономерности покупательского поведения, основанные на стремлении индивидов к саморазвитию, самосовершенствованию и совершенствованию своей окружающей среды. В реальности практически на любой рыночный сегмент действуют как объективные, так и субъективные силы со стороны спроса.

Разнообразие предпочтений покупателей даже в рамках одной базовой потребности накладывается на разные уровни их доходов. В результате образуются условные группы покупателей, ориентированные на определенные по своим свойствам и ценам разновидности товара, которые удовлетворяют схожие базовые потребности. Объективной формой проявления данного процесса является

сегментация потребителей и, следовательно, сегментация рыночного запроса.

Сегментация потребителей является одним из главных ориентиров и источников информации для производителей в их стратегии конкурентной борьбы и рыночной устойчивости. Исследование покупателей и выделение отдельных сегментов рынка позволяет производителю искать относительно свободные и перспективные рыночные ниши.

Постоянно меняющаяся жизненная норма и структурные изменения в доходах покупателей придают описываемому явлению динамику: вкусы и предпочтения покупателей постепенно меняются, соответственно происходят сдвиги в рыночном запросе.

Со стороны предложения происходит действие более разрозненных факторов. В первую очередь необходимо отметить общественное разделение труда и многообразные формы его проявления. Рынки дифференцированных товаров зарождаются и развиваются вследствие отраслевого и территориального разделения труда.

В сфере производства свое влияние оказывают разные формы проявления общественного разделения труда: дифференциация и специализация, а также диверсификация и специализация производств.

Во многом за счет дифференциации и специализации производств происходит «углубление» деятельности производителей в рамках товарных ниш: они ориентируются не на широкую покупательскую аудиторию, а на сравнительно узкий сегмент. В итоге на рынок предлагаются узкоспециализированные товары, или просто новые товары, либо аналоги существующих продуктов, но при помощи маркетинговых инструментов продвижения позиционированные на четко определенную покупательскую аудиторию.

Вопрос об основах дифференциации товаров, идущих от общественного разделения труда, не ограничивается сферой производства. Надо также учитывать влияние процессов, имеющих место в сфере обращения, процессов, которые проявляются в функционировании рыночной инфраструктуры.

Среди иных объективных основ дифференциации товаров со стороны предложения можно выделить, во-первых, технологический и производственный аспекты в широком смысле слова. Выпуск дифференцированного, как правило, нового товара либо разновидности уже выпускаемого должен быть обеспечен производственными мощностями, технологией, финансовыми ресурсами, а также организационными ресурсами, в том числе подготовленным персоналом.

Во-вторых, нужно отметить влияние научнотехнического прогресса (НТП) на развитие рынка дифференцированного товара. Формы проявления НТП могут быть разнообразными в зависимости от

видов нововведений: совершенствование средств труда, создание новых предметов труда, качественные изменения технологии, совершенствование организации производства и труда, повышение качества продукции, внедрение новых источников энергии и т.д.

Субъективные основы дифференциации товаров со стороны предложения представляются в форме стремлений товаропроизводителя. В первую очередь необходимо остановиться на стремлении товаропроизводителей в рамках рыночной ниши или отрасли к монопольной власти, которая может позволить им максимизировать прибыль при одновременном выборе оптимального масштаба производства.

В условиях монополистической конкуренции, основанной на дифференциации продукта, формируются группы приверженных к определенному продавцу, торговой марке или товару покупателей. Именно в этой ситуации проявляются монополистические черты на рынке дифференцированного товара. Производителю товара, у которого есть устойчивая покупательская аудитория, безусловно, предпочтительно сохранить такое положение. Однако на рынке неуникального товара монопольная власть не может существовать долго: капиталы из других отраслей и других рынков в погоне за высокой нормой прибыли обязательно будут проникать на данный рынок до тех пор, пока он не станет конкурентным.

Другой субъективный аспект основ дифференциации товаров со стороны предложения связан со стремлением фирмы к устойчивости, к устойчивому положению на рынке. Данное стремление может толкать его к диверсификации предлагаемого ассортимента, к расширению охватываемых сегментов. Как показывают эмпирические данные, фирмы могут использовать одну производственную базу и часто одни и те же каналы сбыта для выпуска однотипной по технологии производства, но дифференцированной для конечного потребителя продукции. Это как раз дает определенную экономию на масштабе и одновременно охват смежных рыночных сегментов.

Таким образом, со стороны предложения дифференциация товаров связана с рыночной конкуренции между производителями.

Описаны основы дифференциации со стороны спроса и со стороны предложения. На реальном рынке происходит взаимодействие всех описанных основ. По большому счету во взаимодействии находятся две большие движущие силы, две стороны -покупатели и продавцы. При внимательном рассмотрении становится очевидным следующее: то, что для одной стороны является стремлением или потребностью, для другой - скорее условием или данностью. Потребности покупателей - это условие и объективная данность для производителей и

продавцов, а имеющийся в продаже ассортимент товаров - это такая же объективная данность для покупателей.

Производители, реализуя свои стремления к высокой прибыли, к устойчивости на рынке и находясь в определенных рамках производственных ограничений, удовлетворяют многообразный спрос потребителей при помощи производства и продажи товара для определенных сегментов рынка. Потребители, стремясь удовлетворить свои потребности, которые находятся в постоянном развитии, предъявляют спрос на все более «индивидуализированные» товары. Но при этом потребители, конечно, находятся в рамках бюджетных ограничений. Под индивидуализацией в данном контексте следует понимать целый ряд аспектов: месторасположение продавца относительно покупателя, ценовой уровень товара, степень соответствия потребительских характеристик товара потребностям покупателя, степень соответствия товара ожиданиям покупателя и многое другое. Именно это взаимодействие ложится в основу экономического закона дифференциации товаров.

В результате описанного взаимодействия производителей и покупателей, каждый из которых фактически находится в рамках определенных ограничений, происходит выпуск и реализация на рынке дифференцированного товара - аналога продукта, удовлетворяющего схожие потребности. Со стороны данный процесс может выглядеть хаотичным и разрозненным. Но если сфокусировать взгляд на отдельных сегментах рынка, то можно увидеть, что в их рамках предлагаются аналоги товаров, созданные производителями для определенных групп покупателей, на основе специфических запросов и требований последних.

Очевидно, что явление дифференциации товаров обладает чертами экономического закона. Во-первых, оно характеризуется как всеобщее в условиях рыночной экономики. Это означает, что

дифференциация товаров имеет место во всех странах с рыночной экономикой, действует в отношении различных видов товаров. Дифференциация товаров является характерной формой существования всех особенных и единичных проявлений функционирования рынков аналогичных и взаимозаменяемых товаров, а также закономерной формой их взаимосвязи. В этом также выражается массовость исследуемого явления.

Явление дифференциации товаров характеризуется необходимостью своего существования, оно в некотором смысле неизбежно, императивно. Причина этого лежит в неизбежности основ дифференциации товаров - потребности общества неизбежно возвышаются, сегменты покупателей неизбежно формируются под воздействием разных факторов, стремление к формированию устойчивой покупательской аудитории и к монопольному захвату рыночных сегментов неизбежно возникает у производителей и продавцов, и т. д.

Таким образом, явление дифференциации товаров имеет закономерный характер в условиях рыночной экономики и может быть представлено как экономический закон. Этот закон базируется на обширной и устойчивой системе основ и имеет сложный, но вполне определенный и понятный механизм функционирования.

Библиографический список

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе : пер. с англ / под ред. B.C. Автономова и Е. М. Майбурд. -М.: Дело Лтд, 1994.

2. Кабраль Луис М. Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / пер. с англ. А. Д. Шведа. - Мн.: Новое издание, 2003.

3. Chamberline E. H. The Theory of Monopolistic Competition. Harvard University Press, 1933.

4. Hotelling H. Stability in Competition // Economic Journal. - 1929. - № 153. - Vol. XXXIX. - С. 41-57.

5. Lancaster K. Socially Optimal Product Differentiation // American Economical Review. - l975. - Vol. 65. - С. 567-585.

Zernov M. V.

PRODUCT DIFFERENTIATION: POLITICAL ECONOMY APPROACH

Political economy approach allows finding product differentiation basics. The product differentiation basics analysis as the economic systems elements helps to infer economic law of product differentiation. Product differentiation action mechanism is described.

Keywords: product differentiation, economic law, market segmentation, competition, rising needs, social division of labour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.