СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
УДК/UDC 378
DOI10.54509/22203036_2023_2_5 EDN BEHVGM
Афанасьева Ольга Юрьевна
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Быстрай Елена Борисовна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Скоробренко Иван Александрович
аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Зникина Людмила Степановна
доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, главный редактор журнала, г. Кемерово
Afanasjeva Olga Yu.
Ph. D in Pedagogical Sciences, Docent, Head of the Department of Department of English Philology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk
Bystray Elena B.
Ph. D in Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk
Skorobrenko Ivan A.
Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology, Lecturer of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk
Znikina Lyudmila Stepanovna
Ph. D in Pedagogical Sciences, Candidate of Philological Sciences, Professor, Chief Editor, Kemerovo
ПОЛИСУБЪЕКТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
POLYSUBJECTITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL AS A FACTOR OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS
Введение. Актуальность и целесообразность исследования обусловлены возрастающими требованиями современного социума к личности педагога. Сегодня
необходим совершенно новый подход к организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей.
Цель исследования - дать функциональную характеристику полисубъектности в образовательном процессе вуза; аргументировать выбор разработанного тренинга как эффективной учебной тактики в процессе обучения будущих педагогов.
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке тренинга, способствующего результативному полисубъектному взаимодействию участников образовательного процесса. Теоретическая значимость исследования заключаются в осуществлении комплексной реализации взаимодополняющих методологических подходов.
Методология. Методологической основой исследования выступили работы И. В. Вачкова, А. А. Вербицкого, С. П. Ивановой, В. А. Кан-Калика, Н. Л. Селивановой, Е. В. Фалуниной и других ученых. В исследовании применялись следующие научные методы: контент-анализ, синтез, дедукция, индукция, наблюдение, обобщение собственного педагогического опыта авторов, описание. Проведенное исследование базировалось на таких методологических подходах, как полисубъектный, лич-ностно ориентированный и системно-деятельностный.
Результаты. Авторами представлены итоги анализа понятия «полисубъектность обучения», дана его характеристика. С целью достижения полисубъектности образовательного процесса и подготовки к нему выпускников педагогических вузов был разработан и внедрен тренинг полисубъектного взаимодействия, что делает процесс подготовки будущих учителей к их профессиональной деятельности более эффективным.
Заключение. Разработанный тренинг способствует выработке каждым студентом индивидуального стиля педагогического взаимодействия, включающего набор соответствующих психологических паттернов,техник и стратегий коммуникации, а также способности и готовности к выявлению и преодолению когнитивных и личностных барьеров, препятствующих успешному педагогическому взаимодействию с различными субъектами образования. Перспективой исследования является дальнейшая разработка и апробация различных видов педагогических тренингов с целью повышения эффективности подготовки выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности.
Introduction. The relevance and expediency of the research are caused by the increasing demands of modern society on the personality of the teacher. Today, a completely new approach is needed to organize the process of professional training of future teachers. The purpose of the research is to substantiate the expediency of introducing polysub-jectivity into the educational process of the university, to
develop and test the training of polysubjective interaction. The scientific novelty of the study consists in the development of the theoretical and methodological basis of polysub-jectivity as a pedagogfical phenomenon and, on this basis, in the development of training for polysubjective interaction. Theoretical significance of the research is in the implementation of a comprehensive realization of complementary methodological approaches.
Methodology. The methodological basis of the research was based on the works of I. V. Vachkov, A. A. Verbitsky, S. P. Ivanova, V. A. Kan-Kalik, N. L. Selivanova, E. V. Falunina and other scientists. The following scientific methods were used in the study: content analysis, synthesis, deduction, induction, observation, generalization of the authors' own pedagogical experience, description. The study was based on such methodological approaches as polysubjective, personality-oriented and system-activity.
Results. The authors present the results of the analysis of the concept of "polysubjectivity of education", its characteristics are given. In order to achieve the polysubjectivity of the educational process and organize training graduates of pedagogical universities for it, the training of polysubjective interaction was developed and implemented, which makes the process of training future teachers for their professional activities more effective.
Conclusion. The developed training contributes to the development by each student of an individual style of pedagogical interaction, including appropriate psychological patterns, techniques and communication strategies, as well as the ability and readiness to identify and overcome cognitive and personal barriers that impede successful pedagogical interaction with various subjects of education. The prospect of the study is the further development and testing of various types of pedagogical trainings in order to increase the efficiency of preparing graduates of pedagogical universities for professional activities.
Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, полисубъектность, полисубъектное взаимодействие, подготовка будущих педагогов, тренинг полисубъектного взаимодействия, тренинговые технологии.
Keywords: subjects of the educational process, polysubjectivity, polysubject interaction, training of future teachers, training of polysubject interaction, training technologies.
Введение
Современное общество испытывает потребность в педагогах, являющихся активными участниками социальных отношений, чувствующих себя активными субъектами социума, обладающих способностью и готовностью осуществлять эффективное социальное взаимо-
действие. Педагог, востребованный сегодня, должен способствовать социализации обучающихся, готовить их к активной жизни в социуме, формировать у них коммуникативные навыки и умения принимать решения в условиях неопределенности и быстро меняющейся ситуации. Отвечающий требованиям времени, запросам государства и общества педагог должен также умело выстраивать взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), администрацией образовательного учреждения и органами управления в сфере образования. Все это предполагает неукоснительное следование педагогов нового поколения требованиям профессиональной этики и организацию их педагогической деятельности в соответствии с профессиональным долгом.
В этой связи актуальность приобретает организация процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях и на основе полисубъектности, которая в педагогике высшей школы определяется как наивысший результат и уровень развития субъектности личности педагога, являющийся предпосылкой эффективности его профессиональной деятельности в современном полисубъектном пространстве образования [1]. Полисубъектность образовательного процесса в вузе предполагает развитие способности и готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях многозадачности и полифункциональности, основанной на профессиональной гибкости, многоканальных социальных коммуникациях и смене профессиональных ролей (педагог, управленец, психолог, консультант, модератор, тьютор).
Признавая существенные расхождения в ценностях, целях, концепциях, методах и способах воспитания у различных субъектов образовательного процесса, Л. В. Неверова делает акцент на важности сближения субъектов воспитания посредством расширения рамок профессиональной позиции педагога до полисубъектной [2]. В этой связи полисубъектность как педагогический и методический императив профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе должна способствовать формированию у будущих выпускников не простого видения самих себя в педагогической профессии, а понимания личного педагогического кредо, собственной профессионально-педагогической траектории в контексте системы социальных отношений. Это станет основой для рефлексии собственной профессионально-педагогической деятельности, которая позволит будущему учителю непрерывно развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане, повышая уровень сформированности собственных компе-
тенций, необходимых для эффективной самореализации в профессии.
Тандем «обучающийся - педагог» рассматривается нами в рамках полисубъектного подхода как некий полисубъект, который может иметь признаки многополярности мнений, взглядов, точек зрения, суждений, идей. Заметим, что данный полисубъект развивается в дуальном порядке, при этом каждый участник этого тандема приобретает новый опыт, новые характеристики и качества. Так, педагог, признавая себя частью полисубъекта, подвергает свою деятельность рефлексии и на основе этого развивается в духовном и профессиональном планах, более глубоко осознает профессиональную самоидентичность и развивает в себе способность и готовность следовать требованиям профессионального долга.
Методология
Основными методами исследования являются контент-анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, обобщение собственного педагогического опыта авторов, анализ и синтез научной и методической информации по проблеме полисубъектности в образовании, индукция и дедукция.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды И. В. Вачкова, А. А. Вербицкого, С. П. Ивановой, В. А. Кан-Калика, Н. Л. Селивановой, Е. В. Фалуниной и других ученых. Следует отметить, что ряд исследователей, говоря о категории полисубъектности в теории и практике педагогики, делают акцент на важности развития личности учителя как субъекта образовательного процесса, на его способности быть полноправным субъектом педагогической активности и вносить существенный вклад в развитие субъектного потенциала обучающихся. Этой позиции придерживаются А. А. Вербицкий [3], В. А. Кан-Калик [4], Н. Л. Селиванова [5].
Исследователи С. П. Иванова [6] и Е. В. Фалунина [7] рассматривают категорию полисубъектности как высший уровень развития субъектности личности, который является гарантом обеспечения эффективности профессиональной деятельности педагога в образовательном пространстве.
Концептуальную основу феномена полисубъектности очень точно представил И. В. Вачков, который рассматривает полисубъект в качестве развивающейся общности, где развитие каждого субъекта напрямую зависит от степени интенсивности совместной творческой деятельности и опосредовано системой коммуникаций с иными субъектами, являясь неотъемлемой частью целостного процесса активного взаимо-
действия субъектов. Как справедливо отмечает автор, развитие полисубъекта как некой общности возможно только тогда, когда процесс саморазвития воспринимается всеми субъектами как нечто естественное и необходимое, а главным условием его развития является повышение уровня самосознания входящих в полисубъект субъектов [8].
Характеристики полисубъектности личности будущего педагога достаточно четко сформулированы в трудах Е. Н. Кролевецкой и И. Ф. Исаева, которые отмечают, что полисубъектность характеризуется посредством использования комплекса таких показателей, как «осознанность, рефлексия, эмоциональный интеллект, ценностность, самоопределение, автономность, саморазвитие, активность, креативность, ответственность, способность к взаимодействию и лидерство» [9, с. 121].
Исследователь А. И. Григорьева в своих работах провела интересную с научной точки зрения параллель между полисубъектностью и деятельностной позицией педагога как воспитателя, представив научному сообществу модель позиции педагога-воспитателя, где учитель обеспечивает системность воспитательных воздействий на обучающихся посредством интеракции с коллегами-учителями, родительской общественностью и различными представителями социума, разделяющими идею воспитания подрастающего поколения [10, с. 73].
Таким образом, активное обращение научной общественности к проблеме полисубъектности в образовании свидетельствует о ее высоком научном потенциале. Большинство ученых едины в том, что полисубъектность способствует гуманизации образования и позволяет повысить эффективность педагогических взаимодействий между субъектами образования, признавая неоднозначность и разносторонность альтернативных точек зрения и основываясь на возможности их многополярного сосуществования в поле педагогической коммуникации.
Реализация полисубъектности в высшей школе обеспечивается такими методологическими подходами, как полисубъектный, личностно-ориентирован-ный и системно-деятельностный. Ведущим подходом в исследовании является полисубъектный подход, предполагающий, что личность по сути своей есть наиболее сложное и разностороннее образование, нежели собственно процесс деятельности, в которую она включена. Зрелая личность в рамках полисубъектного подхода рассматривается как продукт и результат комплекса коммуникационных взаимодействий с различными субъектами коммуникации. Очевидно, что полисубъектность образовательного процесса в вузе
не может быть реализована без активизации коммуникации между субъектами образовательного процесса, которая характеризуется эмпатийностью, многополярностью мнений, признанием альтернативных точек зрения коммуникантами, а также придает образовательному взаимодействию личностные ценности и смыслы.
Личностно ориентированный подход является целе-полагающим ориентиром и идеологической основой полисубъектности образовательного процесса в вузе. Этот подход рассматривает личность каждого субъекта образования как самобытного и самоценного члена социума, учитывает субъектный опыт каждой личности и позволяет выстраивать систему педагогических взаимодействий субъектов образовательного процесса на основе их личностно опосредованного субъектного опыта. Личностно ориентированный подход позволяет учитывать личностные особенности каждого участника взаимодействия при организации коммуникации, проведении переговоров и в случае необходимости при решении конфликтов.
Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации полисубъектности образовательного процесса в высшей школе предполагает, что полисубъектность может быть достигнута только посредством вовлечения каждого участника образовательных взаимоотношений в активную деятельность, включающую практические занятия, тренинги, интерактивное взаимодействие субъектов. Только в деятельности личностью могут быть освоены модели полисубъектного взаимодействия, поведенческие паттерны для различных ситуаций педагогического общения, а также иные средства повышения эффективности межличностной коммуникации в образовательной среде вуза.
Резюмируя вышеизложенное, мы отмечаем, что полисубъектность образовательного процесса в высшей школе позволяет формировать профессиональную, коммуникативную и этическую культуру будущего учителя, обогащает его в общекультурном и аксиологическом аспектах, способствует гуманизации отношений между всеми субъектами образования, что позволяет оптимизировать учебный процесс и систему коммуникативных взаимоотношений между его субъектами.
Результаты
Мы придерживаемся точки зрения о том, что для достижения каких-либо позитивных результатов в системе образования на любой его ступени необходима профессиональная подготовка таких педагогов, которые понимают свою высокую социальную и педагогическую миссию в мире и обществе. За пять лет обучения в педагогическом вузе учителя нужно замотивировать
на положительное, эмоционально и психологически комфортное взаимодействие с различными субъектами образования (ученики, родители, обучающиеся, администрация образовательного учреждения и органы управления в сфере образования), а для этого учитель должен выйти из стен вуза профессионально зрелым специалистом, обладающим способностью и готовностью выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями государства и общества, а также таких философских и общепедагогических категорий, как долг, мораль, нравственность, этика.
Полисубъект развивается только тогда, когда процесс самосовершенствования приобретает естественный характер для всех его компонентов, а фундаментом и основным условием развития полисубъекта является повышение уровня самосознания входящих в него субъектов, то есть осознание себя членом группы в качестве активного звена коллектива, связанного сетью коммуникативных взаимодействий с другими его членами. Это утверждение может быть представлено в виде следующей условной формулы: личность осознает и принимает коллектив, а коллектив осознает и принимает личность. Это делается для того, чтобы повысить эффективность образовательного процесса посредством активизации системы социальных отношений. Достичь такого результата можно посредством организации специально разработанной системы тренингов полисубъектного взаимодействия.
В процессе исследовательской работы в рамках проблемы полисубъектности в высшем образовании нами был разработан и внедрен в образовательный процесс вуза тренинг полисубъектного взаимодействия, что в полной мере оправдано активным внедрением инновационных технологий в педагогическое сопровождение образовательного процесса в высшей школе, направленных на придание последнему полисубъектной направленности. Тренинг полисубъектного взаимодействия позволяет обучить будущих педагогов стратегиям поведения в ситуациях неопределенности, которые могут возникнуть в процессе педагогического взаимодействия. Кроме того, он направлен на формирование у обучающихся способности и готовности к преодолению границ ментальных моделей, полноценному и всестороннему использованию личностного потенциала для решения профессионально-педагогических коммуникативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с различными субъектами образования. Тренинг способствует выработке каждым студентом индивидуального стиля педагогического взаимодействия, включающего набор соответствующих психологических паттернов, техник и стратегий
коммуникации. Он направлен на формирование у будущих педагогов способности и готовности к выявлению и преодолению когнитивных и личностных барьеров, препятствующих успешному педагогическому взаимодействию с различными субъектами образования.
В разработанном нами тренинге полисубъектного взаимодействия используются преимущественно тре-нинговые технологии (содержательные упражнения, психогимнастические задания, ролевые игры, прогностические задачи). Тренинг базируется на принципах системности, преемственности, безоценочности, принятия, использования тренинговых технологий. Тренинг состоит из вводной, основной и заключительной частей. Представим более подробно структурные элементы тренинга.
Вводная часть тренинга направлена на установление позитивной атмосферы сотрудничества в группе и помогает каждому лучше узнать других участников тренинга. Начинать тренинговую работу мы рекомендуем с упражнения «Имена и качества». Данное упражнение позволяет участникам тренинга узнать больше друг о друге, а также установить психологически комфортную и безопасную атмосферу в коллективе. Ведущий просит участников тренинга назвать по буквам своего имени те качества, которые наилучшим образом характеризуют их как личность. Например, Иван - интеллектуальный, волевой, атлетичный, надежный; Мария - мягкая, артистичная, романтичная, изобретательная, яркая. Благодаря этому упражнению участники лучше узнают друг друга и открывают в себе и партнерах новые качества и стороны.
Логическим продолжением этого упражнения является упражнение «Скатерть-самобранка», заключающееся в том, что имеющая четыре угла аудитория, в которой проходит тренинг, становится аналогом четырехугольной скатерти. В каждый угол по команде ведущего должны встать участники, объединенные по какому-либо конкретному признаку. Так, например, тренер просит людей объединиться в группы родившихся летом, осенью, зимой, весной и разойтись по четырем углам аудитории соответственно. Команды тренера и основания для объединения по группам постоянно меняются, что обеспечивает динамичность процесса (участники тренинга активно передвигаются по комнате) и в то же время позволяет участникам получить еще больше значимой информации друг о друге.
Следующим упражнением, направленным на формирование личностного и профессионального самосознания участников и поддержание атмосферы, соответствующей целям тренинга, является «Формула моей личности». Ведущий предлагает участникам представить себя
математиками, назвать свое имя и порекомендовать остальным участникам тренинга формулу, которая наиболее точно описывает личность участника и его профессиональные компетенции. Следует отметить, что выполнение подобного задания может вызвать у некоторых участников существенные трудности, вопросы, просьбы привести пример такой формулы. В таких случаях задачей ведущего является сохранение неопределенности и «открытого финала» задания. Крайне не рекомендуется приводить готовые примеры, достаточно лишь провести параллель с языком математики, который очень богат и отметить, что у каждого есть возможность использовать его потенциал в полной мере. По окончании выполнения упражнения ведущий проводит рефлексию и интересуется у участников, что им помогало в выполнении задания и какие трудности возникали.
Следующим упражнением в вводной части тренинга является «Семицветик». Упражнение направленно на осознание участниками тренинга собственной идентичности. Для его выполнения ведущий предлагает участникам тренинга воспользоваться вспомогательными средствами - бумагой и ручкой. Ведущий просит участников нарисовать цветок с шестью лепестками. На первом лепестке нужно написать любимое имя, на втором - любимое блюдо, на остальных -любимый праздник, любимое литературное произведение или фильм, любимую музыку и любимое место на планете. Это задание каждый выполняет в режиме самостоятельной работы, после чего ведущий просит участников объединиться в группы по несколько человек и обсудить получившиеся результаты: насколько ответы отражают личностные особенности каждого, его мировоззрение, мировосприятие и понимание себя в системе общественных отношений.
Завершающим упражнением вводной части тренинга является упражнение «Позитивное Я», направленное на более глубокое понимание обучающимися самих себя и своего внутреннего мира, а также на формирование позитивного образа Я. Ведущий дает участникам тренинга следующую целевую установку: в течение пяти минут, не останавливаясь, нужно рассказывать только о своих достоинствах как личности и профессионала. В случае остановки в речи, участнику могут помочь другие члены группы, продолжая рассказ о достоинствах выступающего. В случае очередного затруднения говорит третий и так далее. Ведущий сообщает участникам, что главным условием является поддержание разговора о достоинствах другого, делает акцент на том, что следует также упомянуть о своих учебных, практических, профессиональных достоинствах. Данное упражнение позволяет формировать
у участников тренинга умение поддерживать эффективную коммуникацию с остальными участниками группы и находить позитивные черты в своем собеседнике, что позволяет формировать умения эмпатичной диалогической речи у обучающихся.
Основная часть тренинга направлена на совершенствование общекультурной и общепрофессиональной подготовки его участников в коммуникативном и рефлексивном аспектах. Начинать основную часть тренинга рекомендуется с упражнения «Я глазами других», которое направлено на развитие способности и готовности проектировать процесс коммуникации с различными субъектами образовательного процесса. Ведущий дает участникам задание, заключающееся в том, что на листах бумаги они должны нарисовать свой воображаемый портрет, который в процессе педагогического общения видят ученики, их родители и администрация образовательного учреждения. Получившиеся «портреты» допустимо сопровождать разнообразными подписями, комментариями. После того как импровизированные «портреты» нарисованы, ведущий просит участников продемонстрировать их остальным членам группы и делает акцент на том, что в комментировании работ следует выделить свои позитивные качества, которые могут способствовать эффективному профессионально-педагогическому взаимодействию. По окончании представления работ в форме рефлексии в пленуме обсуждаются качества, необходимые для эффективной педагогической коммуникации.
Следующим упражнением основной части тренинга является «Интервью с великими». Ведущий предлагает каждому участнику тренинга вытянуть карточку с ролью известной в педагогике личности (К. Д. Ушин-ский, А. С. Макаренко, Н. С. Крупская, В. А. Сухомлин-ский, Ш. А. Амонашвили и др.) или интервьюера. Задача интервьюера - составить и задать своему собеседнику вопросы по актуальным проблемам педагогики и образования, получить на них ответы, обработать их и представить резюме группе. Это упражнение позволяет участникам тренинга закрепить материал в области специфических понятий педагогики и образования, а также тренировать риторические навыки, развивать способность и готовность использовать речевые средства согласно контексту общения.
Центральным звеном основной части тренинга является «Педагогическая сказка», которая заключается в современной педагогической проблеме, требующей решения и одновременно облеченной в сказочное содержание. Ведущий зачитывает группе текст сказки, в которой, например, король и королева - представители старшего поколения, а их дочь - принцесса - явля-
ется капризным подростком, представителем современной молодежи, который не хочет подчиняться требованиям родителей, морально-этическим нормам и не может найти общий язык со старшим поколением (проблема отцов и детей). Участникам тренинга предлагается подготовить театрализованный экспромт по проблеме сказки, после которого проводится обсуждение проблемы с педагогической точки зрения и обозначаются пути ее решения.
Завершает основную часть тренинга упражнение «За и против», придающее ему форму дискуссии. Участникам тренинга предлагается педагогическая проблема, представленная в форме вопроса, например: «Нужно ли на время учебного процесса запретить обучающимся вуза использовать мобильные телефоны?». Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды, одна из которых должна привести максимальное количество аргументов «за», а другая - максимальное количество аргументов «против». Участники тренинга фиксируют свои аргументы на листах бумаги, а представитель от каждой команды по окончании выполнения упражнения подходит к доске, крепит на нее лист с ответами и зачитывает предложенные группой варианты. Ответы обсуждаются, что способствует более эффективному формированию у участников тренинга профессионально-педагогического мировоззрения.
Завершающий этап тренинга направлен на рефлексию деятельности его участников в процессе всего тренинга и формулирование выводов относительно собственной профессиональной идентичности.
Упражнение «Мой педагогический портрет» направлено на развитие навыков самопрезентации. В течение нескольких минут каждый участник подготавливает свой «педагогический портрет». Работа носит характер экспромта, импровизации, но должна отражать основные сильные профессиональные и личностные стороны человека, которые позволят ему эффективно и бесконфликтно взаимодействовать с различными субъектами образовательного процесса. После окончания подготовки каждый участник представляет свой «педагогический портрет» группе. Проводится рефлексия.
Заключительным упражнением тренинга является упражнение «Все зависит от нас самих», позволяющее подвести итоги работы, провести рефлексию деятельности в ходе тренинга, предоставить каждому возможность высказать свое мнение по поводу содержания и организации работы. Ведущий просит участников тренинга образовать круг, в котором они высказывают свои точки зрения по проблеме эффективного педагогического взаимодействия, анализируют сформирован-
ные в процессе тренинга компетенции, акцентируют внимание на полученных знаниях, умениях и навыках.
Заключение
Реалии современного образовательного ландшафта актуализируют расширение профессионального функционала педагога и его коммуникативного арсенала. В этой связи высокую значимость приобретает реализация полисубъектности в образовательном процессе педагогического вуза. Портрет современного выпускника маркирован его умением взаимодействия с различными субъектами образования.
В этой связи нами был разработан и внедрен в образовательный процесс вуза тренинг полисубъектного взаимодействия. Предлагаемый тренинг позволил оптимизировать процесс профессиональной подготовки будущих педагогов и обеспечил формирование у них способности и готовности к полисубъектному взаимодействию с различными участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), администрацией образовательного учреждения и органами управления в сфере образования. Это обеспечило готовность будущих педагогов к организации их профессионально-педагогической деятельности на основе требований морали, этики и профессионального долга, а также позволило сделать процесс педагогической коммуникации более эффективным для всех субъектов образования. Перспективой исследования является дальнейшая разработка и апробация различных видов педагогических тренингов с целью повышения эффективности подготовки выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности.
Литература
1. Кролевецкая Е. Н. Полисубъектное взаимодействие как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12-2. С. 347-352.
2. Неверова Л. В. Формирование полисубъектной позиции педагога-воспитателя через участие в добровольческой деятельности // Исследователь. 2018. № 1-2. С. 128-131.
3. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентност-ном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 38-52.
4. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. 108 с.
5. Селиванова Н. Л. Думая о будущем воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2. № 1 (36). С. 6.
6. Иванова С. П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 161-170.
7. Фалунина Е. В. Психология полисубъектной личности и полисубъектный подход в образовании // Евразийский союз ученых (ЕСУ). 2019. № 2 (59). С. 15-16.
8. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36-50.
9. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф. Социокультурная образовательная среда вуза как фактор развития полисубъектности будущего педагога // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 114-135.
10. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. 144 с.
References
1. Kroleveckaya E. N. Polisub'ektnoe vzaimodejstvie kak osnova professional'noj podgotovki budushchih pedagogov v vuze [Poly-subject Interaction as a Basis for Professional Training of Future Teachers at the University]. Modern knowledge-intensive technologies, 2022, No 12-2, pp. 347-352. (In Russian).
2. Neverova L. V. Formirovanie polisub'ektnoj pozicii pedagoga-vospitatelya cherez uchastie v dobrovol'cheskoj deyatel'nosti [Formation of the poly-subject position of a teacher-educator through participation in volunteer activities]. Researcher, 2018, No 1-2, pp. 128-131. (In Russian).
3. Verbickij A. A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom pod-hode [Contextual Learning in the Competency-Based Approach]. Higher Education in Russia, 2006, No 11, pp.38-52. (In Russian).
4. Kan-Kalik V. A. Grammatika obshcheniya [Grammar of Communication]. Moscow: Russian Pedagogical Agency, 1995, 108 p. (In Russian).
5. Selivanova N. L. Dumaya o budushchem vospitaniya [Thinking about the future of education]. Domestic and foreign pedagogy, 2017, vol. 2, No 1 (36), P. 6. (In Russian).
6. Ivanova S. P. Polisub'ektnoe vzaimodejstvie v social'no-pedagogich-eskoj srede kak faktor razvitiya professional'no-lichnostnoj kompe-tentnosti uchitelya [Polysubject interaction in the socio-pedagogical environment as a factor in the development of the teacher's professional and personal competence]. Bulletin of the Pskov State University. Series: Social-humanitarian and psychological-pedagogical sciences, 2013, No 3, pp. 161-170. (In Russian).
7. Falunina E. V. Psihologiya polisub'ektnoj lichnosti i polisub'ektnyj podhod v obrazovanii [Psychology of polysubjective personality and polysubjective approach in education]. Eurasian Union of Scientists (ESU), 2019., No 2 (59), pp. 15-16. (In Russian).
8. Vachkov I. V. Polisub'ektnoe vzaimodejstvie v obrazovatel'noj srede [Polysubject interaction in the educational environment]. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2014, vol. 11, No 2, pp. 36-50. (In Russian).
9. Kroleveckaya E. N., Isaev I. F. Sociokul'turnaya obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor razvitiya polisub'ektnosti budushchego pedagoga [Sociocultural educational environment of the university as a factor in the development of the polysubjectivity of the future teacher]. Higher education in Russia, 2022, vol. 31, No 6, pp. 114-135. (In Russian).
10. Grigor'eva A. I. Pedagog kak professional'nyj vospitatel': teoriya i tekhnologiya podderzhki professional'nogo razvitiya pedagogov shkoly [Teacher as a professional educator: theory and technology to support the professional development of school teachers]. Tula: IPK i PPRO TO, 1999, 144 p. (In Russian).
УДК/UDC 378.046
DOI10.54509/22203036_2023_2_12
EDN HUIADE
Васильева Анастасия Владимировна
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры дизайна среды, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Vasileva Anastasya V.
Ph.D in Pedagogy, Lecturer of the Department of Environmental Design, St. Petersburg State University, St. Petersburg
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МАГИСТРАНТА THE PORTRAIT OF A MODERN MASTER STUDENT
Введение. Для развития инновационной экономики РФ необходимы инициативные, самостоятельные и высокомотивированные специалисты, способные творчески решать поставленные перед ними профессиональные задачи. В этой связи требования ФГОС 3++ предписывают формирование нового типа студента, главными характеристиками которого становятся активность и самостоятельность. Для достижения этих задач в педагогике и методике большое внимание уделяется разработке и внедрению инноваци-
онных технологий. Однако анализ научной литературы свидетельствует о том, что внедрение инноваций в процесс обучения сопровождается значительными сложностями, главная из которых - неготовность студентов к обучению в предписываемых условиях. Данная проблема особенно актуальна для ступени магистратуры, которая отличается от ступени бакалавриата целью, содержанием и условиями обучения. Полагаем, что комплексный анализ личности магистранта в разрезе требований ФГОС 3++ позволит выявить основные зако-