Научная статья на тему 'Полисубъектность как принцип образовательного взаимодействия при формировании готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы'

Полисубъектность как принцип образовательного взаимодействия при формировании готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЦИП ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ / ГИМНАЗИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / READINESS OF PUPILS FOR THE RESEARCH ACTIVITY IN PROFILE CLASSES IN COMPREHENSIVE SCHOOLS / EDUCATIONAL INTERACTING / PRINCIPLE OF POLYSUBJECTIVITY / HIGH SCHOOL FOR THE HUMANITIES / CULTURAL CREATIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарина Лидия Анатольевна

В данной статье обосновывается использование принципа полисубъектности для организации образовательного взаимодействия субъектов в процессе формирования готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы. Представлен анализ соответствующего методического опыта гимназии гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казарина Лидия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYSUBJECTIVITY AS A PRINCIPLE OF EDUCATIONAL INTERACTION AT FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS OF PROFILE CLASSES IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

This article is devoted to the use of the polysubjectivity principle of educational interaction at formation of the readiness for research activity of pupils of profile classes in comprehensive schools. An analysis of the related methodic experience in a high school is offered.

Текст научной работы на тему «Полисубъектность как принцип образовательного взаимодействия при формировании готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы»

УДК 371.388

ПОЛИСУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2012 Л.А.Казарина

Томский политехнический университет

Статья поступила в редакцию 22.06.2012

В данной статье обосновывается использование принципа полисубъектности для организации образовательного взаимодействия субъектов в процессе формирования готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы. Представлен анализ соответствующего методического опыта гимназии гуманитарного профиля.

Ключевые слова: готовность к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы, образовательное взаимодействие, принцип полисубъектности, гимназия гуманитарного профиля, культуротворческая среда.

Перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение, рассматриваемое обществом как эффективное средство повышения качества школьного образования, существенно расширяет возможности для исследовательской деятельности обучающихся. В свою очередь исследовательская деятельность позволяет оптимизировать учебный процесс, развивает личностные качества учащихся, способствует приобретению основ научных знаний с целью их дальнейшего использования, как в учебном процессе школы, так и в вузе. В результате учащиеся могут попробовать свои силы в различных образовательных проектах, сферах будущей профессиональной деятельности.

Исследовательская деятельность школьников является также показателем качества образования в учебном заведении, что доказывает ее актуальность. Поэтому формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся становится одной из важных задач организации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Однако, несмотря на повышенный интерес педагогов школ к выявлению учащихся, склонных к исследовательской деятельности, образовательная практика вузов показывает, что выпускники школ приходят в вуз с низкими, недостаточно сформированными характеристиками готовности к исследовательской деятельности. В общеобразовательных учреждениях исследовательская деятельность учащихся порой осуществляется формально, для «оценки», без особой заинтересованности в ней самих школьников.

Казарина Лидия Анатольевна, аспирант кафедры иностранных языков энергетического института. E-mail: lidiak200 3@mail. ru

Усилия педагогов не принесут результатов, если учащихся в школе насильственно заставлять заниматься исследовательской деятельностью. Конечно, учащиеся могут стать участниками процесса исследования, но будут пассивными, не проявляющими активности, не заинтересованными в конечном результате. Педагоги должны так строить свое взаимодействие с обучающимися, чтобы они стали субъектами процесса формирования готовности к исследовательской деятельности. Субъектная позиция предполагает образовательную активность учащегося, они должны сами захотеть включиться в процесс исследования, и формирования готовности к исследовательской деятельности.

Полисубъектность как принцип образовательного взаимодействия1 в процессе формирования готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы позволяет ответить на вопрос о том, как те или иные закономерности образовательного взаимодействия при организации исследовательской деятельности учащихся, а также требования, раскрывающие реализацию этого принципа, могут быть реализованы на практике.

Закономерность, лежащая в основе принципа полисубъектности - уровень готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы зависит от наличия системы полисубъектного взаимодействия при организации исследовательской деятельности учащихся.

1 Смышляева Л.Г. Дидактическая концепция модернизации дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в России. - Томск: 2011. -С. 124.

Требование, обеспечивающие реализацию данного принципа. Данный принцип направлен на то, что субъектами образовательного взаимодействия в процессе формирования готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов общеобразовательной школы выступают как учащиеся профильных классов, так и педагоги основной школы и вуза - руководители предметных кружков, спецкурсов, проблемных кружков, проблемных лабораторий, научно-практических конференций учащихся.

Образовательный процесс - это многоаспектная сфера взаимодействия, включающая собственно учебное взаимодействие обучающего и обучающегося, взаимодействие обучающихся между собой, межличностное взаимодействие, которое может в различной степени активизировать образовательное взаимодействие. Взаимодействие есть философская категория, отражающая «процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого»2.

Механизмом взаимодействия, условием установления связей между людьми является активность. Активность есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе взаимодействия людей, хотя мера ее проявления различна3. Активность человека проявляется в разных формах. Это может быть физическая или интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирование стратегий, обработка и оценка поступающей информации), познавательная активность, эмоционально-волевая активность и т.д.4.

Основными характеристиками взаимодействия людей является осознанность и целеполога-ние, определяющие формы взаимодействия -сотрудничество (в игре, учении, труде, творчестве) и общение. Обе формы взаимосвязаны между собой (взаимодействие в форме сотрудничества предполагает и общение) и проявляются в образовательном процессе, осуществляемом внутри образовательной системы.

Учебное взаимодействие в традиционном образовании (знаниевая парадигма) осуществля-

2 Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Ин-т философии РАН; Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. Совет: предс. В.С.Степин, зам. предс.: А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семгин, уч. секр. А.П.Огурцов. - М.: 2000. - С. 394.

3 Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека: Монография. - Томск: 2000.

4 Бодунов М.В. Исследование соотношений формально-

динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ-параметрами // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М.: 1980.

ется по схеме, в которой преподаватель выступает активным субъектом, инициирующим обучение, а обучаемый пассивно принимает взаимодействие, реализуемое субъектом. Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея передачи учащимся «готовых» знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Характер учебного взаимодействия, отражающий личностно-ориентированную направленность организации образовательного процесса может быть представлен как двухстороннее (субъект-субъектное) взаимодействие5. Это особый тип учебного взаимодействия, связанный с преобразованием позиций преподавателя и ученика в личностно равноправные позиции, как на уровне обмена информацией, так и на уровне межличностного взаимодействия. Данное взаимодействие осуществляется по схеме, в которой преподаватель и обучающийся образуют общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели.

Образовательный процесс в педагогической системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (например, учащийся, группа учащихся, коллектив педагогов и т.д.), т.е. каждый индивидуальный субъект включен одновременно в разные коллективные субъекты. И если педагог работает с коллективом учащихся, которые также взаимодействуют между собой, то в его задачи входит формирование этого коллектива как совокупного субъекта, при этом учебные усилия которого также должны быть направлены на достижение общей цели. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные цели и каждый работает в рамках своих функций. Данная схема учебного взаимодействия представляет собой сложное образование, в котором немаловажное значение имеет установление психологического контакта между участниками взаимодействия.

Взаимопонимание субъектов в совместной деятельности, заинтересованность в конечном результате, доверие друг другу - все это помогает в установлении психологического контакта.

5 Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентно-стном подходе // Высшее образование в России. -2006. - № 11. - С. 38 - 52.; Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособ. - М.: 2005; Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) образования // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 4. - С. 20 - 27.; Смышляева Л.Г. Дидактическая концепция модернизации дополнительного профессионального образования....

Исследователи отмечают, что психологическими механизмами контакта выступают: эмоциональное сопереживание (вызывается личностной значимостью предмета воздействия), отношение сторон к процессу взаимодействия (что обеспечивает общность и согласованность взаимодействия); мыслительное (интеллектуальное) содействие, определяемое мотивированной включенностью субъектов в одну и ту же деятель-ность6.

Рассмотрим особенности образовательного взаимодействия субъектов в процессе формирования готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов гимназии гуманитарного профиля. Образовательный процесс в профильных классах гимназии проводится наиболее опытными преподавателями вуза, имеющими соответствующее образование и уровень профессиональной подготовки.

Особое значение в образовательно-воспитательном процессе гимназии гуманитарного профиля принадлежит культуротворческой среде. Вслед за А.А.Макареней под культуротвор-ческой средой мы понимаем совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности обучающегося, в т.ч. и формированию готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов гимназии общеобразовательной школы.

Организатором создания указанной среды (субъектами образовательного взаимодействия) выступают педагоги и руководители образовательного учреждения, активное участие при этом принимают сами учащиеся. В данной среде стимулируется и направляется исследовательская деятельность учащегося, создаются условия и возможности для самостоятельного выбора учащимся цели и пути исследования.

Таким образом, в культуротворческой среде создаются условия для мотивации субъектной позиции учащихся, т.е. осуществляется управление мотивацией к субъектной активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.

Компонентный состав культуротворческой среды включает содержание деятельности, закономерности, методы и этапы формирования готовности, формы организации исследовательской деятельности учащихся, организационное

6 Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека: монография. - Томск: 2000; Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов на/Д.: 1997; Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. - СПб.: 1998.

сопровождение - научное общество учащихся (НОУ), методическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, а также отношение учащихся к научному поиску и открытию, к ученым, взаимоотношения в создаваемых исследовательских коллективах и во всех организационных формах: предметных и проблемных кружках, спецкурсах, проблемных лабораториях, научно-практических конференциях - внутришкольных и внутривузовских. Данные формы взаимосвязаны совместной деятельностью учащихся и педагогов и интегрируются в общую организационную структуру -«Научное общество учащихся».

Научное общество учащихся - добровольное творческое объединение учащихся, совершенствующих свои знания в определенной (гуманитарной) области науки (иностранные языки, русский язык, литература, история), приобретающих и развивающих умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов гимназии и ученых вуза. Совместная деятельность учащихся и педагогов направлена на конечный результат - формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся.

Определяющим элементом культуротворче-ской среды являются уникальные отношения партнерства и творческого содружества (установление психологического контакта между участниками взаимодействия), совместного научного поиска и делового общения между педагогами и обучающимися, направленные на развитие и саморазитие личности, отношения партнерства в создаваемых исследовательских коллективах, во всех организационных формах: кружках, лабораториях, конференциях. Они пронизывают все компоненты культуротворче-ской среды общеобразовательного учреждения. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни и функционирования гимназии гуманитарного профиля, в котором творчество, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество учащихся и педагогов заряжают других без всякого принуждения. Тем самым создаются условия для свободного выбора той сферы деятельности, которая направлена на реализацию актуальных потребностей и интересов личности, в частности, в исследовательской деятельности.

Общение с научным руководителем, одноклассниками, педагогами, занимающимися научными исследованиями в данном учреждении, совместное решение исследовательских задач активизирует деятельность учащихся. Атмосфера научного творчества, созданная в учебном заведении, создает предпосылки для приобретения учащимися необходимого исследователь-

ского опыта, формирования опыта исследовательской деятельности, причем в такой атмосфере виден вклад каждого педагога в развитие творческих навыков учащихся, ибо это среда жизнедеятельности как учащихся, так и педагогов. Следовательно, исследовательские умения могут формироваться как условиями культуро-творческой среды, определяемой проблематикой научных исследований, так и отношениями партнерства и творческого содружества, совме-

стного научного поиска и делового общения между педагогами и обучающимися, микроклиматом, который в ней создается.

Таким образом, наличие системы полисубъектного взаимодействия (культуротворческая среда) при организации исследовательской деятельности учащихся в гимназии гуманитарного профиля способствует формированию готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов.

POLYSUBJECTIVITY AS A PRINCIPLE OF EDUCATIONAL INTERACTION AT FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS OF PROFILE CLASSES IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

© 2012 JI.A.Ka3apiiHa°

Tomsk Polytechnic University

This article is devoted to the use of the polysubjectivity principle of educational interaction at formation of the readiness for research activity of pupils of profile classes in comprehensive schools. An analysis of the related methodic experience in a high school is offered.

Key words: readiness of pupils for the research activity in profile classes in comprehensive schools, educational interacting, principle of polysubjectivity, high school for the humanities, cultural creative environment.

Lidia Anatolievna Kazarina, Postgraduate Student of the Department of Foreign Languages of Energy Institute. E-mail: lidiak200 3@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.