ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.5.385.046.16:008
Л. А. Казарина
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
Обосновывается необходимость формирования готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов, рассматриваются понятия «среда», «культурологическая среда», анализируются создание, состав, условия организации и функционирования культуротворческой среды в гимназии гуманитарного профиля.
Ключевые слова: среда, культуротворческая среда, условия организации и функционирования культуротворческой среды, формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных
Эффективным средством повышения качества школьного образования является перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение, существенно расширяющее возможности для исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность оптимизирует учебный процесс, развивает личностные качества учащихся, способствует приобретению основ научных знаний с целью их дальнейшего использования как в учебном процессе школы, так и вузе.
Отечественные исследователи отмечают, что исследовательская деятельность, включенная в учебный процесс школы, позволяет учащимся на практических и лабораторных занятиях моделировать деятельность начинающего исследователя, что помогает активизации их творческого потенциала и познавательной деятельности.
Поскольку необходимость подготовки учащихся профильных классов к исследовательской деятельности не вызывает сомнений, то целью организации данной работы учащихся выступает формирование готовности к исследовательской деятельности, которая предполагает создание в образовательно-воспитательном процессе гимназии гуманитарного профиля культуротворческой среды.
В результате анализа ряда источников справочной литературы, релевантных для настоящего исследования, понятие «среда» в ракурсе настоящей работы целесообразно толковать как «совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью» [1, с. 349; 2, с. 68]. Таким образом, понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. При этом предполага-
ется его присутствие в среде, взаимодействие с окружением.
Помимо этого, А. В. Иванов отмечает, что «среда» включает ряд следующих факторов: «особенности и характер деятельности, стиль взаимоотношений, взаимовлияний, создающих и обеспечивающих развитие» [3], которые в дальнейшем помогут определить сущность культуротворческой среды в гимназии гуманитарного профиля.
Управлять развитием личности школьника можно через среду, создавая определенные условия предметно-пространственного, культуротворческого, интеллектуального характера [4]. Здесь важным является создание личностно ориентированной среды, которая обеспечит обучающимся возможность удовлетворения и развития своих потребностей в значимой для них познавательной деятельности, а также самопознании.
Можно выделить множество сред, в которых происходит формирование и развитие личности обучающегося: культурную, социокультурную, образовательную и др. Культурная среда в целом - это пространство жизнедеятельности людей. Социокультурная среда есть «конкретное, данное непосредственно каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества» [3]. В ее условиях происходит процесс формирования личности обучающегося, его развития и саморазвития. Образовательная среда включает все направления жизнедеятельности людей, связанных с образованием и самообразованием, и представляет собой совокупность компонентов, образующих эту категорию. К основным компонентам образовательной среды относятся обучающая и воспитывающая среды.
Новая стратегия школьного образования направлена на выявление и развитие творческих интересов и способностей каждого обучающегося, стимулирование его самостоятельной образовательной и исследовательской деятельности. Достижение этой цели возможно при устройстве разнообразия культурных образовательных сред, обеспечивающих организацию жизни школьного сообщества, общения обучающихся и педагогов и их творческого самоутверждения, саморазвития каждого учащегося [3].
В данном контексте особое значение в образовательно-воспитательном процессе гимназии гуманитарного профиля принадлежит культуротворческой среде. Культуротворческая среда - это благоприятное условие для формирования личности учащегося, его развития и раскрытия индивидуальности, творческого самоутверждения [5]. Однако она не просто условие формирования личности, но и фактор, обеспечивающий развитие исследовательской деятельности учащихся и одновременно формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов.
Проблеме культуротворческой среды посвящены работы А. А. Макарени, Н. М. Девяткова, Т. В. Кузьминой, Д. Л. Матухина и др. А. А. Мака-реня, исследующий ее статус и структуру функционирования, считает, что «создать культуротворческую среду в системе образования, значит, способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей, задач на всех этапах педагогического процесса» [6, с. 34], поскольку сегодня в образовании устанавливаются субъектно-субъектные отношения, которые могут получать воплощение и развитие только при создании соответствующей среды.
Вслед за А. А. Макареней под культуротворческой средой мы понимаем совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности обучающегося. Организаторами создания указанной среды выступают педагоги и руководители образовательного учреждения, активное участие при этом принимают сами учащиеся. В данной среде стимулируется и направляется исследовательская деятельность учащегося, создаются условия и возможности для самостоятельного выбора цели, пути и необходимых средств исследования.
Рассмотрим создание культуротворческой среды в гимназии гуманитарного профиля. Чтобы определить состав, выделим условия ее организации и функционирования:
1. Взаимодействие гимназии с вузом.
2. Организация взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности.
3. Создание соответствующей материально-технической базы образовательного процесса (возможно на базе вуза).
4. Профессиональные, личностные качества научных руководителей.
Взаимодействие гимназии гуманитарного профиля с вузом
При реализации данного условия мы исходили из убеждения, что вуз должен не только способствовать приобщению школьников и студентов к исследовательским проектам, но и быть центром организации исследовательской деятельности учащихся старших классов. Приобщение - это образовательная стратегия, которая предполагает реализацию совокупности педагогических условий: форм, способов, приемов, средств, механизмов, обеспечивающих привлечение (ознакомление, ориентацию и сознательное участие) личности к различным видам деятельности [7].
Организация исследовательской деятельности старшеклассников возможна на базе существующих лабораторий вузов, имеющих хорошую исследовательскую базу и высококвалифицированный научный и педагогический потенциал. Успешная деятельность в этом направлении основана на организации непрерывного образования, интегрирующего образовательные системы «школа - вуз» и сохраняющего преемственность на всех этапах обучения.
Взаимодействие данного общеобразовательного учреждения с вузом выражается в:
- представлении учащимся гимназии научной базы вуза для проведения экспериментальных работ;
- участии преподавателей вуза в подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам;
- оказании преподавателями помощи в руководстве исследовательскими проектами учащихся, их дальнейшей защите на научно-практических конференциях;
- проведении предметных олимпиад, семинаров, научно-практических конференций для учащихся гимназии на базе вуза. Это позволяет формировать у учащихся интегрированные представления о научных знаниях, расширять научный кругозор, стимулировать мотивацию исследовательской деятельности.
В результате такого взаимодействия происходит рост исследовательской деятельности учащихся, выражающийся в их активном участии в различных мероприятиях. Показателем достигнутого высокого уровня работ учащихся являются: звание лауреата конкурса, подтвержденное свидетельством, дипломом, сертификатом; диплом за лучший доклад на конференции.
Организация взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности
Одним из условий становления и функционирования культуротворческой среды выступает организация взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности. Несмотря на то, что внеаудиторная работа формально не входит в учебный процесс, фактически она оказывается одним из эффективных средств как развития гармоничной и грамотной личности обучающегося, так и расширения его кругозора, формирования мотивации к исследовательской деятельности.
В ходе внеаудиторных мероприятий учащиеся в непринужденной эвристической обстановке не только изучают предметы гуманитарного профиля, но и учатся активному сотрудничеству друг с другом, овладевают навыками взаимодействия в условиях культуротворческой среды. Именно по этим причинам внеаудиторная работа является одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива гимназии гуманитарного профиля.
Создание соответствующей материально-технической базы образовательного процесса гимназии гуманитарного профиля может осуществляться на базе вуза. Данная работа ведется, как правило, по следующим направлениям:
- приобретение из средств вуза лабораторного оборудования;
- разработка и приобретение программного и методического обеспечения;
- модернизация аудиторного фонда.
Профессиональные, личностные качества научных руководителей
В целях обеспечения качества образовательного процесса особую актуальность приобретают вопросы совершенствования профессионализма педагогических кадров, их профессиональные и личностные качества.
Для совершенствования профессиональных навыков педагогов гимназии гуманитарного профиля весьма эффективными являются такие мероприятия:
- оформление грантов;
- стажировки, курсы повышения квалификации;
- разработка новых курсов и учебно-методических комплексов;
- участие педагогов в конкурсах, семинарах, конференциях вуза.
Обозначенные условия позволяют определить компонентный состав культуротворческой среды, включающий: содержание деятельности; закономерности, методы и этапы формирования готовности; формы организации исследовательской деятельности учащихся; организационное сопровождение - научное общество учащихся (НОУ), методическое, психолого-педагогическое сопровожде-
ние, а также отношение учащихся к научному поиску и открытию, к ученым; взаимоотношения в создаваемых исследовательских коллективах и во всех организационных формах: кружках, лабораториях, конференциях.
Все компоненты культуротворческой среды взаимосвязаны, взаимообусловлены и выступают в качестве условий развития исследовательской деятельности учащихся профильных классов. Создаваемая среда позволяет таким образом организовать учебный процесс, чтобы каждый учащийся мог реализовать себя в познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными устремлениями.
Создание и развитие культуротворческой среды осуществляются на основе организации «ресурсного центра языковой подготовки» (специализированные аудитории, оснащенные современными техническими средствами; компьютерный класс, позволяющий широко использовать новые информационные технологии, современные обучающие мультимедийные программы, электронные словари и интернет-ресурсы; аутентичные пособия в комплексе с аудио- и видеоматериалами), выступающего как средство формирования готовности.
Определяющим элементом культуротворческой среды являются уникальные отношения партнерства и творческого содружества, совместного научного поиска и делового общения между педагогами и обучающимися, направленные на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все компоненты культуротворческой среды общеобразовательного учреждения. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни и функционирования гимназии гуманитарного профиля, в котором творчество, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество учащихся и педагогов заряжают других без всякого принуждения. Тем самым создаются условия для свободного выбора той сферы деятельности, которая направлена на реализацию актуальных потребностей и интересов личности, в частности исследовательской деятельности.
Общение с научным руководителем, одноклассниками, педагогами, занимающимися научными исследованиями в данном учреждении, совместное решение исследовательских задач активизирует деятельность учащихся. Атмосфера научного творчества, царящая в учебном заведении, создает предпосылки для приобретения учениками необходимого исследовательского опыта, формирования навыка научной деятельности, причем в такой атмосфере виден вклад каждого педагога в развитие творческих способностей учащихся, ибо это среда жизнедеятельности как учащихся, так и педагогов.
Следовательно, исследовательские умения могут формироваться как условиями культуротворческой среды, определяемой проблематикой научных исследований, так и отношениями партнерства и творческого содружества, совместного научного поиска и делового общения между педагогами и обучающимися, микроклиматом, который в ней создается.
Преобразование учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с результатами диагностики образовательной деятельности учебного заведения дает обучающимся возможность выбора форм исследовательской деятельности, а родителям - увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Развитию культуротворческой среды способствует разнообразие методик и технологий работы, выработанных коллективом педагогов в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, ориентация на обновление содержания педагогической деятельности и форм работы, стремление к совершенствованию личностно-профессиональных качеств.
Таким образом, взаимовлияние таких факторов, как многообразие культуротворческой среды, связь «школа - вуз», наличие ресурсного потенциала выступают необходимым условием формирования готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов гимназии гуманитарного профиля.
Список литературы
1. Философский энциклопедический словарь / под. ред. А. М. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
2. Краткий педагогический словарь / под ред. Г. М. Андреевой и др. М., 2005. С. 68.
3. Иванов А. В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов,
2006. 49 с.
4. Кривых С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 106-111.
5. Матухин Д. Л. Функциональное значение культуротворческой среды в образовательно-воспитательном процессе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 111-116.
6. Макареня А. А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Тюмень: ТОГИРРО, 1997. 66 с.
7. Андриенко А. В. Приобщение учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2001. 19 с.
Казарина Л. А., аспирант.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.12.2011.
L. A. Kazarina
CULTURAL CREATIVE ENVIRONMENT AS A FACTOR OF FORMING THE READINESS OF PROFILE STUDENTS FOR SCIENTIFIC ACTIVITY
The paper argues in favour of the development of the research skills in students of the profiled classes, reviews the notions of “environment” and “cultural environment”, and analyzes the establishment, constitution and functional features of the cultural creative environment in the context of humanitarian gymnasium.
Key words: environment, cultural creative environment, terms offormation and functioning of cultural creative environment, forming the readiness ofprofile students for scientific activity.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]