Научная статья на тему 'Организация образовательного пространства гимназии на основе полихудожественного подхода'

Организация образовательного пространства гимназии на основе полихудожественного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Письмак Георгий Александрович, Кухаренко Сергей Николаевич, Поль Владимир Николаевич, Кадочников Андрей Леонидович

Авторы делятся опытом реализации идеи художественно-эстетического профильного обучения и воспитания учащихся в современном прагматическом мире. Рассмотрены вопросы обновления обучения в сфере художественно-эстетического образования, представлена схема интегрированного изучения искусства в общеобразовательной школе, описана модель организации образовательного процесса на основе полихудожественного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Письмак Георгий Александрович, Кухаренко Сергей Николаевич, Поль Владимир Николаевич, Кадочников Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация образовательного пространства гимназии на основе полихудожественного подхода»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Для разработки программы руководителю учреждения целесообразно:

• создать рабочую группу из наиболее компетентных и опытных педагогов;

• подготовить приказ, утверждающий план разработки образовательной программы, с обозначенными этапами, сроками работы над отдельными разделами программы; ответственных за создание каждого раздела; конкретные задачи для каждой группы; мероприятия, на которых будут обсуждаться проекты отдельных разделов;

• разделить всю команду, работающую над документом, на подгруппы;

• подготовить перед началом работы приказ, утверждающий план разработки образовательной программы, определяющий этапы и сроки работы над отдельными разделами;

• определить состав рабочих групп по каждому разделу и поставить конкретные задачи для каждой из них;

• поручить одному из членов группы оформление общего (сводного) текста.

• утвердить откорректированную образовательную программу на расширенном заседании педагогического совета с приглашением представителей управляющего совета образовательного учреждения.

В дальнейшем ход реализации образовательной программы контролируется с помощью периодических заседаний ответственных исполнителей, целевых исполнителей и рабочих групп.

Литература

1. Алексеева М. П. Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 6.

2. Артемьева Л. Н., Ведунова Г В., Капустина Н. Г. Программа развития ученического самоуправления // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - № 2.

3. Информационно-методические материалы для участников научного семинара «Образовательная программа и учебный план образовательного учреждения». - Екатеринбург: УрО РАО. - 2007. - 124 с.

4. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1.

5. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2

6. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в редакции от 02.02.2011 г.

7. Фёклин С. И. Порядок создания автономного образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2009. - № 1.

8. Чумакова И. Н., Кожевина О. В. Программа предшкольной подготовки «Филиппок» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 4.

9. Шустова Л. П. Программа проекта «Формирование гендерной толерантности у старшеклассников» // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 3.

Авторы делятся опытом реализации идеи художественно-эстетического профильного обучения и воспитания учащихся в современном прагматическом мире. Рассмотрены вопросы обновления обучения в сфере художественно-эстетического образования, представлена схема интегрированного изучения искусства в общеобразовательной школе, описана модель организации образовательного процесса на основе полихудожественного подхода.

Письмак Георгий Александрович

директор

Поль Владимир Николаевич

зам.директора Кухаренко Сергей Николаевич зам.директора Кадочников Андрей Леонидович

зам.директора

МБОУ гимназия № 8 «Лицей им. С. П. Дягилева»

г. Екатеринбург

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГИМНАЗИИ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

Возможна ли организация образовательного процесса в школе на основе полихудожественного подхода?

Ключевые слова: полихудожественный подход, интегрированное изучение искусства в общеобразовательной школе.

Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули

истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила,

10

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

изворотливость и ложь становятся «достоинствами», замешанными на меркантильных взаимоотношениях. Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны - разрушительный воспитательный негатив (о котором уже говорилось), с другой - стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса. Современная система образования, построенная на технократическом подходе к обучению и воспитанию, явно тормозит развитие школьников и негативно отражается на художественно-эстетическом воспитании, не обеспечивая образовательный процесс гуманитарной направленностью, свободой выбора, целостностью познания мира. Функционально-технический характер бытия - вместо «выразительного и говорящего...» (М. Бахтин); теоретизированные рассуждения, заменяющие живое эмоционально-образное восприятие произведений искусства, доминирование тренировочных, чисто механистических упражнений, противостоящих глубокому содержательному анализу произведений искусства, игнорирование принципов художественной педагогики и специфики художественно-эстетической деятельности - это характерные отличия технократической системы образования от гуманистической.

Сущность и значимость художественно- эстетического образования состоит в создании, сотворении «второй природы» (т. е. культуры), которая с помощью искусства и науки, художественного преображения мира поможет школьнику обрести истинно человеческое сознание, воспитать волю и сочувствие, соучаствовать в творении: прежде всего - переживать, оценивать, создавать, выражать, т. е. становиться. субъектом культурно-творческой деятельности. Несмотря на довольно противоречивое и сложное вхождение предметов искусства в образовательный процесс школы, положительные тенденции все же существуют. За последние годы открылись новые школы с углубленным изучением искусства, разработаны проекты концепций художественного образования («Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе» (1991) под руководством Б. М. Неменского; «Концепция образовательной области «Искусство» (2001) Министерства образования РФ; «Концепция художественного образования Российской Федерации» проект разработан с участием ИХО РАО, принят на уровне Правительства (11.10.2001) и другие. Во всех концепциях подчеркивается значимость многостороннего эстетического воспитания детей; важность и необходимость культуры и искусства в образовании; сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования.

В этой связи актуальной проблемой, на наш взгляд, является проблема обновления обучения в сфере художественно-эстетического образования, апробация нового содержания и образования, включая новые формы организации учебного процесса, которые, наряду с общим, позволяют учащимся получить профессиональное образование. Педагогический коллектив гимназии, понимая сложность и проблемность реализации идеи художественно-эстетического профильного образования и воспитания учащихся в современном прагматическом мире, тем не менее, нацелен на ее творческое освоение и эффективное осуществление.

Человек не только приспосабливается к окружению, но и преобразует его, подчиняя своим целям, создает вокруг себя предметно - пространственное окружение как искусственную вторую природу. В этом смысле предлагается нетрадиционный подход к освоению изобразительного искусства с детьми с позиций интегрированного, полихудожественного, предметно - пространственного направления. Это направление позволяет рассматривать пространство и среду как особую педагогическую категорию, направленную на решение задач художественного мировоззрения.

Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 г. в научных разработках и публикациях Института художественного образования РАО (автор - профессор Б. П. Юсов). Полихудожественный подход существенно отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла. Особенно значимо в данном случае проследить внутренние, образные, духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения, формы, жеста - на уровне творческого процесса, раскрыть внутреннее родство разнообразного художественного проявления. Взаимодействие искусств -явление многоуровневое, включающее как собственно взаимосвязь искусств, так и взаимосвязь искусств с природными объектами. Исследователи, занимающиеся проблемами полихудожественного развития школьников, отмечают, что наиболее развернутые формы интеграции возможны лишь при внутренне обусловленном развитии и проявлении в деятельности воображения, фантазии, памяти ребенка, когда любой художественный продукт создается за счет внутренних потенций ребенка. Полихудожественный подход акцентирует внимание педагогов на образной природе искусства, которая определяет значимость воображения в художественной деятельности. В этом заключено основное отличие полихудожественного подхода от профессионально-искусствоведческого, обращенного к развитию практических навыков деятельности и получению знаний о фактах искусства прошлого. Важность развития художественно-творческого воображения для становления личности подчеркивается сейчас многими отечественными и зарубежными педагогами, психологами, социологами (В. Ф. Базарный, А. А. Гостев, М. Вельц Пагано, Л. Машар и др.). Полихудожественный подход направлен на решение таких задач, как «раскрепощение» учащегося, снятие психологического напряжения, развитие образного мышления учащихся и самостоятельности в работе. Учеными доказано, что полихудожественный подход к обучению представляет собой сложный в своей структуре педагогический процесс, «в центре которого находится не предмет изучения. а сам ребенок, так как его природа полихудожественна» (Е. П. Кабкова). Полихудожественный подход имеет глубокие философские, дидактические корни и развитые исторические традиции. Так, выделенные учеными во главе с Б. П. Юсовым основные принципы полихудожественного подхода в педагогике во многом близки теоретическим положениям русских философов конца XIX - начала ХХ века: гуманитарный синтез; духовное возвышение. Причем этот принцип неразрывно связан с определяющей ролью воображения, которое Б. П. Юсов признает исходной посылкой полихудожественного подхода и «главным процессом в художественной деятельности»; «живое искусство». Опора

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

11

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

на этот принцип обеспечивает погружение ребенка в пространство художественного творчества; участие самих детей в творческом процессе. Все это способствует превращению школы в пространство, в котором происходит «... раскрытие всех способностей человека, необходимых для творческой. деятельности, воплощающей ценности добра, красоты, истины, богатства жизни» [8].

Проект основывается на предположении, что образовательный процесс, организованный на основе полихудожественного подхода, будет эффективным, если в гимназии будут созданы следующие педагогические условия:

1) .будет активно развиваться эстетическая среда за счет разнообразия форм подачи информации, активного взаимодействия с музеями, интеграции общеобразовательного блока, блока искусства и блока дополнительного образования, расширения конкурсной и выставочной деятельности;

2) в гимназии будет реализована собственная концепция обучения:

• соблюдение на всех уровнях образовательной системы гимназии ведущих принципов полихудожественного подхода («гуманитарный синтез», «духовное возвышение», «живое искусство», «участие самих детей в творческом процессе»);

• реализация учебных программ, созданных на основе взаимодействия различных видов искусств для разных возрастных уровней (физическое, эстетическое и интеллектуальное освоение мира);

• опора на позиции деятельностного и личностноориентированного подходов к обучению и педагогики сотрудничества;

• открытость к использованию инновационных технологий в области педагогики искусства;

• создание специализированных классов-студий;

• информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителей гимназии, включая консультативную помощь в самореализации через создание авторских программ и методических разработок;

3) изменение педагогического и управленческого сознания на основе обращения к педагогической рефлексии и установления горизонтальных связей самоуправления и саморегуляции (временные творческие группы, распределение функции ответственности между учениками, родителями, учителями и руководителями); расширение блока дополнительного образования за счет факультативов, кружкой и студийной работы; привлечение к учебному процессу выдающихся отечественных и зарубежных педагогов искусства, а также профессиональных художников, музыкантов, хореографов, писателей.

Нами была разработана схема полихудожественного (интегрированного) освоения искусства (рис. 1). Так как полихудожественный подход способствует переосмыслению общей структуры организации обучения, специальной подготовки учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире, как едином целом, то он предполагает естественное, постепенное вхождение ребенка в творческий процесс, так как опирается на природную предрасположенность каждого понимать, чувствовать и проявлять свои способности в разных искусствах.

В ходе образовательного процесса гимназии № 8 «Лицей им. С. Дягилева» г. Екатеринбурга Выделяется 5 основных направлений, на основе которых изучается искусство:

• природа;

• социум;

• другие искусства;

• наука (история, география, естествознание, другие);

• психические процессы.

Каждое из выделенных направлений обосновано следующими соображениями.

Природная закономерность продиктована тем, что в реальной природе все взаимообусловлено, необходимо и важно - нет ничего случайного. Природа является неоценимым источником для фантазии, изобретательства, создания конструкций, цветовых эффектов и многого другого.

Социум, общество, окружающая жизнь определяется следующим. К социуму относится все, что сотворено руками человека, начиная с отдельного предмета, одежды, техники, организации предметно -пространственной среды. С другой стороны, к социуму относится все, что связано с обустройством жизни человека в обществе, со всеми отношениями и взаимосвязями людей друг с другом.

Ребенок с рождения ощущает на себе эту вторую среду. На него оказывает влияние домашняя среда, внутреннее убранство дома, предметы быта, утварь, одежда, а также атмосфера семьи, взаимоотношения в семье и в коллективе детей, общение со взрослыми, семейные ценности. Социум оказывает сильное влияние на развитие психики человека, памяти, эмоционально - эстетической сферы, формирует представление о культурных ценностях; влияет на вкусовые предпочтения; развивает интеллект.

Взаимодействие с другими искусствами на уровне пространства среды - важная составляющая предметно - пространственного освоения изобразительного искусства. Изобразительное искусство отождествляется с такими видами творчества как живопись, графика, дизайн, архитектура, декоративно - прикладное искусство, лепка. Большое значение имеет освоение ритма, симметрии, композиции, пространства, формы, цвета, света, движения, динамики - важных составляющих любого искусства.

Связь с наукой - следующее важное условие обучения, так как любое развивающее обучение возможно только в освоении исследовательского направления, в решении творческих задач. Решение этих задач предполагает четыре уровня осмысления и познания: понимание, осознание, присвоение и выражение осознанного в своем творчестве (Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.). Исследовательский характер обучения в области искусства предполагает определенную динамику. В младшем возрасте характер исследовательской деятельности детей должен быть связан с процессом освоения материала, техник, приемов работ, придумывания своих историй, сказок; нахождением своих вариантов решения формы, сопоставлением; созданием необычного цвета, цветового сочетания; поиском своей линии; выделением в цвете своего настроения и настроения в музыке, движе-

12

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Схема интегрированного освоения искусства

Восприятие,

внимание

ш с Пространство - регион - природа С

С\ .. J. .. Q

Искусство- среда - культура

потребность

сенсорика

ребенок

интеллект

вкус

I

Р а з в и т и е (через)

Вдохновение,

эмоции

Интуиция,

мышление

Ассоциации,

память

Поведение,

воля

Освоение, осознание, присвоение знаний

___________

\

Взаимодействие разных видов искусств В о о б р а ж е н и е - ф а н т а з и я

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

13

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

нии; направлен на создание композиций; самостоятельного творчества в духе импровизации. В среднем возрасте исследовательский характер работы более сложен: предполагается создание самостоятельных решений на основе заданных параметров; осмысление и создание своих сказок и былин, путешествий по странам; нахождение закономерностей в искусстве; выражение в символе, знаке какого - либо явления и т. д. В старшем возрасте важны самостоятельные творческие и философские исследования; самостоятельные проекты и их обоснование; мифологические исследования и изучение исторических закономерностей; формирование умения выразить и осмыслить свое представление о явлении, происходящем в современности, истории; предположение развития явления в будущем и т. д. Все это подразумевает развитие у школьников научного мышления, осмысления того, что им предлагают, осознание собственной мыслительной деятельности, выработку своего отношения к происходящему и выражение этого отношения в своем творчестве.

Искусство редко рассматривается с позиций науки, обычно оно отождествляется только с творчеством, мастерством или ремеслом. В современном же представлении искусство невозможно отделить от науки, так как понятие универсального развития культуры включает в себя и развитую науку и бережное сохранение всего того, что создано человеком в интеллектуальной, духовной и материальной сферах в прошлом, настоящем и будущем [1,2, 3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психические процессы, на которых основано искусство. Обучение, как и воспитание, по мысли Л. С. Выготского [4], не тождественно процессам психического развития, но при умелой организации обучение «ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными»... В освоении искусства важно не только создавать соответствующую внешнюю среду для восприятия и практической деятельности, но и создавать особую среду общения детей по поводу искусства и через искусство.

Новизна инновационной разработки проекта новой гуманитарной школы состоит в ориентации на всестороннее развитие личности. Высокообразованный художник должен любить и знать не только изобразительное искусство, но и поэзию, музыку, театр. Таким образом, объектом изучения становится не ремесленная сторона искусства, а все богатство и многогранность его связей с жизнью человека. Принципиально важным в предложенной концепции является реализация положения о раскрепощении учащегося, снятия у него психологического напряжения и страха перед натурой, развитие самостоятельности и смелости в работе. Реализуется принцип постепенного и ненавязчивого ввода ребенка в решение специальных задач. Для решения поставленных проблем апробирована система специальных заданий, предусматривающих использование различных видов искусств для разных возрастных уровней. При этом восприятие, эстетическое переживание стимулирует развитие образного мышления учащихся и являются исходным толчком их творческого процесса [9].

На развитие всех элементов структуры познавательного процесса и направлена экспериментально-инновационная деятельность коллектива учащихся и учителей в ходе освоения базового учебного плана, углубленного

изучения предметов «Искусство», создания информационно-аналитической базы для совершенствования содержания и структуры образовательного процесса, реализации модели профильной гимназии. Эту многостороннюю работу объединяет следующая педагогическая идея коллектива гимназии: «Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию, углубленного изучения предметов искусства, освоения компетент-ностного подхода в содержании и структуре общего образования». Данный проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ академической площадки УрО РАО [5, 6].

Педагогическая идея гимназии находит свое выражение в цели, задачах и основных направлениях деятельности гимназии в среднесрочной перспективе.

Цель: разработка педагогических основ непрерывного профильного обучения, содействие возрождению духовной культуры в процессе формирования творчески развитой личности; создание необходимых условий развития образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию, формирование у учащихся потребности творческого отношения к обучению, закрепление у них способности к самообразованию и самовоспитанию.

Задачи:

- Изучение и прогнозирование тенденций и характера развития гимназии с учетом динамики развития социально-экономической ситуации.

- Разработка и апробирование новой модели содержания и организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит гуманизация и гуманитаризация образования.

- Разработка и внедрение программ, развития образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию;

- Формирование готовности ученика к успешной карьере взрослого человека.

Внедрение интеграции и полихудожественного подхода способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовки учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формированию у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом [9].

На схеме 2 представлены возможные пути организации учебного процесса в условиях гимназии на основе интеграции.

Организация образовательного процесса

Каждая из задач проекта реализуется в нескольких приоритетных направлениях:

- создание и совершенствование информационноаналитической базы гимназии;

- проектирование модели профильного образовательного учреждения художественно- эстетической направленности;

- отработка инновационных форм организации художественно-практической деятельности для развития образного мышления учащихся на основе полихудо-

14

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Традиционные формы

Классно-урочная Предметные недели Консультации Экскурсии

прочное усвоение знаний по предметам базисного компонента учебного плана;

общеучебные навыки; глубокий интерес; стремление к познанию

Новые формы

м

Научно-исследовательская Лекционно-семинарская Практикумы и тренинги Индивидуальный план Интеллектуальный марафон марафон

развитие индивидуальности учащихся

навыки научно-исследовательской деятельности метод проектов Индивидуально-групповая работа в открытых информационных средах

готовность к осознанному выбору и освоению образовательных программ более высокого уровня; высокий уровень культуры;

формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности Схема 2 Организация образовательного процесса в гимназии

жественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию.

- определение педагогами фохм и методов работы с учащимися по профильному обучению, овладение новыми педагогичесиими технологиями.

В ходе эксперимента было доказано, что опора на взаимодействие сдругимивидами искусства научает творчески решать любую предлагаемую учнтелем задачу, формирует гибкий ум. Были ионкретизирооаиы рнз-вивающие этапы полихудожественной деятельности: до 7-8 лет - физическое оскоение мира; приобретение знаний через собственнуюпркдметную деятель ность, игру, действие; 8-14 лет - эстетическее освоение мира, развитие фантазии,эстеткческого чувства; осознание себя как индивидуальности, развитие способносвн понять суть вещей; старше 14 лет - интеллектуальное освоение мира, формирование способности к теоретизированию, обобщениям, концептуальности мышления. Специфика реализации педагогических условий создания особого образовательного пространства гимназии на основе полихудожественного подхода состоит в:

• создании эстетической среды, понимаемой как социокультурная, воспитательная среда, которая обеспечивает самообучение, самовоспитание, саморазвитие;

• апробация в практике теоретических позиций концепции обучения и реализация учебных программ, созданных на основе взаимодействия различных видов искусств;

• горизонтальная организация управления образовательным пространством, включающая изменение педагогического и управленческого сознания;

• расширение блока дополнительного образования;

• многапрофильность блока искусства.

Реализация сформулированных педагогических условий действия модели в рамках полихудожественного подходь позволяет объодиекть различные виды полихудожественной деятельности учащихся, способствуя развитию внутренней культуры учащкхся, творческого воображения, умений изложить собственные мысли и настроения средствами различных видов искусства, нониманшя образной структуры художественных произведений, чувства цвета и ритма, гибкости в поисках решения творческой задачи.

В представленных таблицах 1,2,3 отражена динамика озмкаений к творческих пнвявлениях учащихся гимназии ао нескольким критериям.

Таблица 1

Результаты срезов по критерию «Умение изложить собственные мысли и настроения средствами различных видов искусства».

ПРОЯВЛЕНИЯ НАЧ. ЭТАП ЗАКЛ. ЭТАП

Отсутствие штампа 10% 98%

Аргументированность 25% 92%

Ассоциативность 8% 95%

Таблица 2

Критерий «Развитие творческого воображения»

ПРОЯВЛЕНИЯ НАЧ. ЭТАП ЗАКЛ. ЭТАП

Собств. сюжеты 14% 97%

Фантазия 27% 99%

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

15

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Таблица 3

Критерий «Понимание образной структуры художественных произведений»

ПРОЯВЛЕНИЯ НАЧ. ЭТАП ЗАКЛ. ЭТАП

Глубина понимания текста 5% 89%

Адекватность словесного выражения 12% 85%

Перенос 8% 87%

Озвучание 27% 95%

Творческий рост учащихся гимназии выражается в высоких показателях по всем выделенным критериям: в особенности, в развитой способности самостоятельно завершать начатую работу, в готовности к диалогу, стремлении аргументировать свою точку зрения и привлекать разнообразные источники (табл. 1-3).

В ходе эксперимента были проведены исследования изменений в уровне владения наиболее значимыми современными компетенциями. С этой целью была выделены 2 группы участников эксперимента - учащиеся 9-10 классов гимназии и контрольные группы - учащиеся 9-10 классов одной из гимназий г. Екатеринбурга. Анализ наблюдений в течение 3 лет показал, что все виды компетенций оказываются у учащихся гимназии № 8 на завершающем этапе значительно более развитыми. Особенно яркие достижения продемонстрированы по показателям высокого уровня диагностической и перцептивной компетенции (от 0% до 22% на высоком уровне), управленческой (повышение на 20% по высокому уровню), информационной (снижение до 0% по исходно низкому уровню и повышение на 30% по высокому) и толерантности (снижение до 0% по исходно низкому и повышение на 28% - по высокому уровням), что доказывает разностороннее развивающее влияние полихудожественного подхода в образовательном пространстве гимназии, опора на который создает условия для гармоничного духовного продвижения личности, овладения ею необходимыми навыками и умениями для адаптации в современных условиях и самореализации.

Поскольку деятельность Гимназии реализуется в проектном режиме, она требует особого типа управления - управления развитием. Базовым элементом распределенной системы управления является делегирование важнейших управленческих функций планирования, мотивации, организации и контроля на уровень среднего звена - руководителей подразделений и методических объединений. Передача «рычагов» управления вплоть до решения кадровых вопросов и системы поощрений (при участии органов самоуправления) выстраивает инициативную модель деятельности педагогического коллектива [7]. Нововведения внедряются при широком использовании проектной методики. Во главе каждого подпроекта стоит руководитель, который имеет все необходимые ресурсы для его реализации. Родители также являются полноправными участниками образовательного процесса. Организована планомерная совместная деятельность всех представителей школьного сообщества по совершенствованию образовательной программы гимназии и экспертизе результатов образования (ежегодные общешкольные дебаты, опросы общественного мнения, процедуры согласования и утверждения программ и положений и др.). Советы само-

управления имеют право выдвижения лучших педагогов для административного поощрения и премирования.

В целом можно сказать, что разработанная в гимназии педагогическая модель организации образовательного процесса на основе полихудожественного подхода представляет собой взаимодействие нескольких теоретически и методически обоснованных направлений, включающих эстетическую среду гимназии; концепцию обучения, ориентированную на идеи «гуманитарного синтеза», «духовного возвышения», «живого искусства» и необходимости «участия самих детей в творческом процессе») и использование инновационных технологий в области педагогики искусства; горизонтальную систему управления и многопрофильность, что осуществляется в процессе поэтапной интеграции развивающих видов творческой деятельности учащихся разных возрастных групп и последующей рефлексии развивающего влияния полихудожественного подхода на учащихся Принципиально значимой целью реализации полихудожественного подхода в гимназии является создание особого образовательного пространства, обладающего преимуществами целостной системы методов и форм интегрированной педагогической деятельности, направленной на развитие у учащихся умений рассматривать любые явления с разных позиций, применять знания из различных областей при решении творческой задачи, потребности активно выражать себя в работе над творческим продуктом.

Опора в учебных программах гимназии на педагогический потенциал взаимодействия различных видов искусств эффективно влияет на такие факторы развития учащихся, как внутренняя культура, творческое воображение, умение изложить собственные мысли и настроения средствами различных видов искусства, понимание образной структуры художественных произведений, чувство цвета и ритма, гибкость в поисках решения творческой задачи.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -Киев: Освита,1991.-111 с.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития./Ин-новационный курс.- Казань.: Изд. Казанского университета. -1996 г. -568 с.

3. Валицкая А. П. Культуротворческая школа: концепция

и модель образовательного процесса//Педагогика, 1998, № 4. - С. 12-23.

4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций/Собр. соч. М., 1983, - Т З.

5. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния.//Образование и наука. Известия УрО РАО.2010.№ 8. с. 32-42.

6. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений//Му-ниципальное образование: инновации и эксперимент», № 1,2010 С. 3-8

7. Давыдова Н. Н., Поляков Л.П Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособно-сти//Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 37-41

8. Лосский Н. Ценность и бытие. М.: Аст, 2000. - С. 493

9. Письмак Г. А. История развития гимназического образо-вания//Искусство в школе, 2008, № 4.

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.