Научная статья на тему 'Полисистемный подход исследования самореализации личности'

Полисистемный подход исследования самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3350
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полисистемный подход исследования самореализации личности»

РАЗДЕЛ VIII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159

С. И, Кудинов

ПОЛИСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 г. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями, обострившими

конкурентноспособность на профессиональном рынке труда. Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе диссертационных исследований и публикаций (JI. А. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Корос-тылева, Э. В. Галажинский, Питерская О. В. и др.)

Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой конценции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации, представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме - является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным.

Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации (Э. В. Галажинский, 2002). Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться

непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования,

В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализации в теории А. Маслоу (1997), идентичности в теории Э. Эриксона, стратегий жизни в отечественной психологической теории (К. А. Абульханова-Славская, 1991) и др.

Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касаемых природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. Так, например, в диссертационном исследовании посвященном проблеме самореализации личности Л. А. Коростылева (2001) отмечает, что Р.

А. Зобов и В. Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:

1. зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность ксамо-строительству, гибкость мышления, воля и др.);

2. независящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды).

С точки зрения И. П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.

Е. В. Селезнева подчеркивает, что человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими.

По мнению Катаева основным условием самореализации личности — является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста [12].

Из приведенных данных можно видеть, что в исследовании самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая-либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т. д. Более того, анализ теоретических и

эмпирических исследований указанной проблемы свидетельствует о том, что при рассмотрении самореализации авторы нефиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации.

Вышеуказанное послужило основанием для построения (конструирования) полисистемной модели исследования самореализации личности. В основе данной модели представлен системный подход.

Ф. Ф, Королев указывающий на важность и необходимость системного подхода к изучению психологических явлений и определившего его признаки: целостность, взаимодействие элементов связи и отношения, обуславливающие структуру системы. Целостность предполагает, что все части сложной системы служат общей цели. Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами система - это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях.

На наш взгляд, таким комплексом элементов применительно к феномену самореализация может служить полисистемность, т. е. отдельные микро и макросистемы, обеспечивающие вариативность, масштабность и степень интенсивности самореализации личности.

Основными постулатами в построении полисистемной модели самореализации личности, с нашей точки зрения, могут служить следующие основания:

- Комплекс разноуровневых систем обеспечивающих успешность самореализации личности.

- Исследование самореализации как функциональной системы, раскрывающей связи и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками.

-Возможность изучения как горизонтальных, так и вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации.

- Обоснование системообразующих, интегративных образований самореализации.

- Направленность на изучение системы и индивидуальных характеристик самореализации личности.

Исходя из выше перечисленных принципов и анализа литературных данных, можно выстроить следующую полисиетемную модель самореализации личности (рис. 1).

Базовыми условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологически-педагогические и социальные.

В пользу психоэкологической системы воздействия на успешность, либо неуспешность самореализации субъекта выступают работы Р. А. Зобова и

В. И. Панова, С. Д. Дерябо, В. А. Левина, где отмечается влияние экологи-

Рис. 1. Пол «системная модель самореализации личности (С. Н. Куцинов)

ческих факторов (повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим и т, д.) на психику человека, вследствии чего может проявляться повышение агрессивного поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных факторов отрицательно влияющих на самореализацию личности.

Роль психофизиологических факторов в самореализации личности широко представлена в научной печати. Наибольшую значимость представляют анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента.

К психологическим условиям, способствующим степени успешности

самореализации личности относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.

Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участников, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.

Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем, деятельность не всегда и не обязательно молсет быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.

Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной активностью.

Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, эрудиции, креативности, нравственности ит, д.

Таким образом, представленная модель самореализации личности может служить опорой для обоснования единиц анализа самореализации, которые бы могли отражать ее целостное содержание в конкретных проявлениях. Многочисленные исследования (А. И. Крупнов 2004, 2005,2006; С. И. Кудинов 1999,2005; В. П. Прядеин, 2001 и др.), свидетельствуют о том, что различные личностные образования, взятые в системном рассмотрении, могут раскрываться в мотивационно-смысловых и инструментально-динамических составляющих целостной личности. Далее системная структура позволяет анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности в единстве ее ценностно-смысловых, моти-вационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик.

Итак, единство и взаимосвязь выше указанных характеристик дает воз-

можность не только представить самореализацию кате психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей самореализации личности, раскрывающих ее специфику и уникальность.

В заключении рассмотрим психологическую природу самореализации личности. Отталкиваясь от многолетних исследований свойств личности и концептуального подхода профессора А. И. Крупнова (1984-2006) аргументированно сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований (рис. 2). Иначе говоря, самореализация-это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза.

Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, и реализация того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности.

Мотивационно-смысловой аспект этой системы представлен когнитивными, мотивационными и результативными характеристиками. Он осуществляет селекцию и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений; глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (креативность-консервативность); выбор доминирующих побуждений ориентированных на других людей (социоцент-ричность) или на себя (эгоцентричность); определение приоритетной зоны приложения и эффективность самореализации личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в различных сферах жизнедеятельности: предметно-деятельностной, социально-коммуникативной или субъектно-личностной.

Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство динамических, эмоциональных и регуляторных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. В связи с этим данный аспект самореализации имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная роль этой подсистемы связана с обеспечением регуляторно-энергетической функции саморегуляции.

Более того, между отмеченными подсистемами данного психологического образования существуют специфические связи и

отношения, указывающие на индивидуальные особенности самореализации индивида.

Рис. 2. Структурная модель самореализации личности (С И, Кудинов)

Перспективность и продуктивность нолисистемного подхода следующая:

Во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, результативными, эмоциональными, регуляторными, мотивационными, когнитивными и установочноцелевыми характеристиками, при изучении самореализации, которые по своей природе являются целостными, системными.

Во-вторых, он открывает возможность познания психологической структуры самореализации и внутренних механизмов взаимодействия ее различных характеристик.

В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий оптимизации и коррекции самореализации.

В-четвертых, позволяет учитывать природу различных подсистем самореализации. С одной стороны инструментально-стилевую, а с другой мотивационно-смысловую. Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, обучения и воспитания, более подвижна и изменчива.

И, наконец, он дает возможность выявить психологические особенности самореализации личности в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей.

Итак, полисистемиый подход в исследовании самореализации предполагает изучение следующих основных аспектов исследуемого объекта:

— системно-признаковый, направленный на выявление элементов самореализации;

— системно-структурный, отражающий способы взаимосвязи, взаимодействия элементов;

— системно-функциональный, предполагающий раскрытие функций целого, выявление причинных отношений, функциональных связей;

— системно-интегративный, включающий механизмы, обеспечивающие выявление новых образований на основе изучения взаимосвязей частей;

— системно-развивающий, позволяющий на основе анализа полученных данных, отражающих соответствие результатов поставленной цели, развивать отдельные признаки и характеристики в структуре самореализации.

Полисистемпый подход позволяет выявить место и роль исследуемого явления в макроцелостности и микроцелостности, что дает возможность увидеть проблему во взаимосвязи с другими. Он способствует всестороннему, более глубокому рассмотрению объекта исследования, проникновению в сущность процесса, выявлению существенных и несущественных связей; исследованию внутренних и внешних факторов, противоречий, различий и т. д., что поможет исследователю под иным углом зрения рассматривать самореализацию, вскрывать ее существенные стороны. В многообразии конкретного выделяются общие стороны, закономерности, интегральные свойства, которые представляют собой элементы более общей взаимосвязи. Полисистемный подход предполагает изучение объекта с позиций более сложного целого, как органического элемента, а не изолированного от других, связанных с ним объектов. Для этого необходимо знать, что происходит в смежных областях, в других системах.

И, наконец, полисистемная модель обеспечивает установление взаимозависимости частей, элементов, их причинно-следственных отношений, внутренних связей. Эти связи выполняют разные функции и отражают разные формы взаимозависимости. Они помогают установлению существующих отношений между элементами системы, между разными условиями, средствами, методами подчиненности и соподчиненности частей, а также преобладающие тенденции, закономерности. При этом учитываются не абсолютно все существующие связи, а только системообразующие, так как каждое явление находится в таком множестве связей важных и второстепенных, существенных и несущественных, прямых и опосредованных, которые практически исчерпать невозможно.

Библиографический список

1. Абульханова - Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова — Славская М.: Мысль, 399].

2. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анцыферова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

3. Галажинекий, Э. Б. Системная детерминация самореализации личности /

Э. В. Галажинекий. Автореф, дисс. ... ученой степени д.пех.н. - Барнаул: БГПУ, 2002. - 43 с.

4. Дерябо, С. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе // С. Д. Дерябо, В. А. Левин - М., 1995.

5. Дерябо, С. Д. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии /С. Д. Дерябо, В. А. Левин // Психологический журнал. 1996.-Т. 17.-№6.

6. Крупной, А. И. Психологическая структура образований и свойств личности / А. И. Крупнов // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2-М.: Уникум-Центр,. 2004. - С. 3-5.

7. Крупнов, А. И. К вопросу о классификации свойств личности и черт характера / А. И. Крупнов // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской научной конференции. -М.: РУДН, 2005. - С, 159-163.

8. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А. И. Крупнов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2006. - № 1 (3). - С. 63-74.

9. Кудинов, С. И. Психология любознательности: Теоретические и прикладные аспекты / С. И. Кудинов // Монография. - Бийск: НИЦ, БиГПИ, 1999. — 273 с.

10. Кудинов, С. И. Целостно-функциональный подход в психолого-педагоги-ческих исследованиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию БиГПИ. Культура. Образование. Духовность, /

С. И, Кудинов - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - С. 193-200.

11. Куцинов, С. И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности / С. И. Кудинов //Личностное развитие специалиста в

условиях вузовского обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти, ТГУ,2005: С. 95-98.

12. Коростылева, Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке./ Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. - С. Петербург, 1997, - С. 3-19.

13. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1987. - № 3. - С. 150-158.

14. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.~М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-117.

15. Прядеин, В. П. Ответственность как системное качество личности. /

В. П. Прядеин - Екатеринбург: УГПУ, 2001.

16. Питерская, О. В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда / О. В. Питерская: Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.пех.н. ■ Барнаул: БГГ1У, 2002, - 22 с.

17. Панов, В. И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. / В. И. Панов - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-144 с.

18. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис // Общ. Ред. В. Толстых. - М.: Прогресс, 1997, — 340 с.

УДК 159.9

И. В. Костикова

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Самореализация личности - одна из важнейших полидисциплинарных сущностных проблем, активно исследуемых в настоящее время в поле философских, культурологических, психологических, педагогических и социальных наук. Именно в самореализации проявляется глубина человеческой личности как мера ее богатства, осуществляются возможности развития «Я» посредством собственных усилий, целостно проявляются сбалансированность и гармоничность развития различных аспектов личности с помощью приложения данных усилий, направленных на раскрытие и реализацию индивидуальных и личностных потенциалов. Можно выделить несколько направлений в концепциях авторов в рассмотрении проблемы самореализации личности: самореализация как саморазвитие; самореализация как самовыражение; самореализация как свойство; самореализация как процесс; самореализация как итог саморазвития личности. Теоретическим основанием нашего исследования считаем работы К. А. Абульхановой-Славской, Д. А. Леонтьева, С. И. Куцинова, Л. А. Коростылевой, Е. А. Никитиной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.