РАЗДЕЛ VIII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159
С. И, Кудинов
ПОЛИСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 г. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».
В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями, обострившими
конкурентноспособность на профессиональном рынке труда. Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе диссертационных исследований и публикаций (JI. А. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Корос-тылева, Э. В. Галажинский, Питерская О. В. и др.)
Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой конценции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации, представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме - является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным.
Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации (Э. В. Галажинский, 2002). Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться
непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования,
В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализации в теории А. Маслоу (1997), идентичности в теории Э. Эриксона, стратегий жизни в отечественной психологической теории (К. А. Абульханова-Славская, 1991) и др.
Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касаемых природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. Так, например, в диссертационном исследовании посвященном проблеме самореализации личности Л. А. Коростылева (2001) отмечает, что Р.
А. Зобов и В. Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:
1. зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность ксамо-строительству, гибкость мышления, воля и др.);
2. независящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды).
С точки зрения И. П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.
Е. В. Селезнева подчеркивает, что человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими.
По мнению Катаева основным условием самореализации личности — является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста [12].
Из приведенных данных можно видеть, что в исследовании самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая-либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т. д. Более того, анализ теоретических и
эмпирических исследований указанной проблемы свидетельствует о том, что при рассмотрении самореализации авторы нефиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации.
Вышеуказанное послужило основанием для построения (конструирования) полисистемной модели исследования самореализации личности. В основе данной модели представлен системный подход.
Ф. Ф, Королев указывающий на важность и необходимость системного подхода к изучению психологических явлений и определившего его признаки: целостность, взаимодействие элементов связи и отношения, обуславливающие структуру системы. Целостность предполагает, что все части сложной системы служат общей цели. Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами система - это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях.
На наш взгляд, таким комплексом элементов применительно к феномену самореализация может служить полисистемность, т. е. отдельные микро и макросистемы, обеспечивающие вариативность, масштабность и степень интенсивности самореализации личности.
Основными постулатами в построении полисистемной модели самореализации личности, с нашей точки зрения, могут служить следующие основания:
- Комплекс разноуровневых систем обеспечивающих успешность самореализации личности.
- Исследование самореализации как функциональной системы, раскрывающей связи и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками.
-Возможность изучения как горизонтальных, так и вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации.
- Обоснование системообразующих, интегративных образований самореализации.
- Направленность на изучение системы и индивидуальных характеристик самореализации личности.
Исходя из выше перечисленных принципов и анализа литературных данных, можно выстроить следующую полисиетемную модель самореализации личности (рис. 1).
Базовыми условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологически-педагогические и социальные.
В пользу психоэкологической системы воздействия на успешность, либо неуспешность самореализации субъекта выступают работы Р. А. Зобова и
В. И. Панова, С. Д. Дерябо, В. А. Левина, где отмечается влияние экологи-
Рис. 1. Пол «системная модель самореализации личности (С. Н. Куцинов)
ческих факторов (повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим и т, д.) на психику человека, вследствии чего может проявляться повышение агрессивного поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных факторов отрицательно влияющих на самореализацию личности.
Роль психофизиологических факторов в самореализации личности широко представлена в научной печати. Наибольшую значимость представляют анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента.
К психологическим условиям, способствующим степени успешности
самореализации личности относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.
Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участников, способствующие или препятствующие самореализации личности.
Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.
Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.
И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем, деятельность не всегда и не обязательно молсет быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.
Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной активностью.
Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, эрудиции, креативности, нравственности ит, д.
Таким образом, представленная модель самореализации личности может служить опорой для обоснования единиц анализа самореализации, которые бы могли отражать ее целостное содержание в конкретных проявлениях. Многочисленные исследования (А. И. Крупнов 2004, 2005,2006; С. И. Кудинов 1999,2005; В. П. Прядеин, 2001 и др.), свидетельствуют о том, что различные личностные образования, взятые в системном рассмотрении, могут раскрываться в мотивационно-смысловых и инструментально-динамических составляющих целостной личности. Далее системная структура позволяет анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности в единстве ее ценностно-смысловых, моти-вационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик.
Итак, единство и взаимосвязь выше указанных характеристик дает воз-
можность не только представить самореализацию кате психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей самореализации личности, раскрывающих ее специфику и уникальность.
В заключении рассмотрим психологическую природу самореализации личности. Отталкиваясь от многолетних исследований свойств личности и концептуального подхода профессора А. И. Крупнова (1984-2006) аргументированно сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований (рис. 2). Иначе говоря, самореализация-это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза.
Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, и реализация того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности.
Мотивационно-смысловой аспект этой системы представлен когнитивными, мотивационными и результативными характеристиками. Он осуществляет селекцию и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений; глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (креативность-консервативность); выбор доминирующих побуждений ориентированных на других людей (социоцент-ричность) или на себя (эгоцентричность); определение приоритетной зоны приложения и эффективность самореализации личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в различных сферах жизнедеятельности: предметно-деятельностной, социально-коммуникативной или субъектно-личностной.
Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство динамических, эмоциональных и регуляторных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. В связи с этим данный аспект самореализации имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная роль этой подсистемы связана с обеспечением регуляторно-энергетической функции саморегуляции.
Более того, между отмеченными подсистемами данного психологического образования существуют специфические связи и
отношения, указывающие на индивидуальные особенности самореализации индивида.
Рис. 2. Структурная модель самореализации личности (С И, Кудинов)
Перспективность и продуктивность нолисистемного подхода следующая:
Во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, результативными, эмоциональными, регуляторными, мотивационными, когнитивными и установочноцелевыми характеристиками, при изучении самореализации, которые по своей природе являются целостными, системными.
Во-вторых, он открывает возможность познания психологической структуры самореализации и внутренних механизмов взаимодействия ее различных характеристик.
В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий оптимизации и коррекции самореализации.
В-четвертых, позволяет учитывать природу различных подсистем самореализации. С одной стороны инструментально-стилевую, а с другой мотивационно-смысловую. Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, обучения и воспитания, более подвижна и изменчива.
И, наконец, он дает возможность выявить психологические особенности самореализации личности в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей.
Итак, полисистемиый подход в исследовании самореализации предполагает изучение следующих основных аспектов исследуемого объекта:
— системно-признаковый, направленный на выявление элементов самореализации;
— системно-структурный, отражающий способы взаимосвязи, взаимодействия элементов;
— системно-функциональный, предполагающий раскрытие функций целого, выявление причинных отношений, функциональных связей;
— системно-интегративный, включающий механизмы, обеспечивающие выявление новых образований на основе изучения взаимосвязей частей;
— системно-развивающий, позволяющий на основе анализа полученных данных, отражающих соответствие результатов поставленной цели, развивать отдельные признаки и характеристики в структуре самореализации.
Полисистемпый подход позволяет выявить место и роль исследуемого явления в макроцелостности и микроцелостности, что дает возможность увидеть проблему во взаимосвязи с другими. Он способствует всестороннему, более глубокому рассмотрению объекта исследования, проникновению в сущность процесса, выявлению существенных и несущественных связей; исследованию внутренних и внешних факторов, противоречий, различий и т. д., что поможет исследователю под иным углом зрения рассматривать самореализацию, вскрывать ее существенные стороны. В многообразии конкретного выделяются общие стороны, закономерности, интегральные свойства, которые представляют собой элементы более общей взаимосвязи. Полисистемный подход предполагает изучение объекта с позиций более сложного целого, как органического элемента, а не изолированного от других, связанных с ним объектов. Для этого необходимо знать, что происходит в смежных областях, в других системах.
И, наконец, полисистемная модель обеспечивает установление взаимозависимости частей, элементов, их причинно-следственных отношений, внутренних связей. Эти связи выполняют разные функции и отражают разные формы взаимозависимости. Они помогают установлению существующих отношений между элементами системы, между разными условиями, средствами, методами подчиненности и соподчиненности частей, а также преобладающие тенденции, закономерности. При этом учитываются не абсолютно все существующие связи, а только системообразующие, так как каждое явление находится в таком множестве связей важных и второстепенных, существенных и несущественных, прямых и опосредованных, которые практически исчерпать невозможно.
Библиографический список
1. Абульханова - Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова — Славская М.: Мысль, 399].
2. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анцыферова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
3. Галажинекий, Э. Б. Системная детерминация самореализации личности /
Э. В. Галажинекий. Автореф, дисс. ... ученой степени д.пех.н. - Барнаул: БГПУ, 2002. - 43 с.
4. Дерябо, С. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе // С. Д. Дерябо, В. А. Левин - М., 1995.
5. Дерябо, С. Д. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии /С. Д. Дерябо, В. А. Левин // Психологический журнал. 1996.-Т. 17.-№6.
6. Крупной, А. И. Психологическая структура образований и свойств личности / А. И. Крупнов // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2-М.: Уникум-Центр,. 2004. - С. 3-5.
7. Крупнов, А. И. К вопросу о классификации свойств личности и черт характера / А. И. Крупнов // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской научной конференции. -М.: РУДН, 2005. - С, 159-163.
8. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А. И. Крупнов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2006. - № 1 (3). - С. 63-74.
9. Кудинов, С. И. Психология любознательности: Теоретические и прикладные аспекты / С. И. Кудинов // Монография. - Бийск: НИЦ, БиГПИ, 1999. — 273 с.
10. Кудинов, С. И. Целостно-функциональный подход в психолого-педагоги-ческих исследованиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию БиГПИ. Культура. Образование. Духовность, /
С. И, Кудинов - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - С. 193-200.
11. Куцинов, С. И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности / С. И. Кудинов //Личностное развитие специалиста в
условиях вузовского обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти, ТГУ,2005: С. 95-98.
12. Коростылева, Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке./ Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. - С. Петербург, 1997, - С. 3-19.
13. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1987. - № 3. - С. 150-158.
14. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.~М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-117.
15. Прядеин, В. П. Ответственность как системное качество личности. /
В. П. Прядеин - Екатеринбург: УГПУ, 2001.
16. Питерская, О. В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда / О. В. Питерская: Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.пех.н. ■ Барнаул: БГГ1У, 2002, - 22 с.
17. Панов, В. И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. / В. И. Панов - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-144 с.
18. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис // Общ. Ред. В. Толстых. - М.: Прогресс, 1997, — 340 с.
УДК 159.9
И. В. Костикова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Самореализация личности - одна из важнейших полидисциплинарных сущностных проблем, активно исследуемых в настоящее время в поле философских, культурологических, психологических, педагогических и социальных наук. Именно в самореализации проявляется глубина человеческой личности как мера ее богатства, осуществляются возможности развития «Я» посредством собственных усилий, целостно проявляются сбалансированность и гармоничность развития различных аспектов личности с помощью приложения данных усилий, направленных на раскрытие и реализацию индивидуальных и личностных потенциалов. Можно выделить несколько направлений в концепциях авторов в рассмотрении проблемы самореализации личности: самореализация как саморазвитие; самореализация как самовыражение; самореализация как свойство; самореализация как процесс; самореализация как итог саморазвития личности. Теоретическим основанием нашего исследования считаем работы К. А. Абульхановой-Славской, Д. А. Леонтьева, С. И. Куцинова, Л. А. Коростылевой, Е. А. Никитиной,