Научная статья на тему 'Методологические проблемы исследования самореализации личности'

Методологические проблемы исследования самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1560
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПЕРЕМЕННЫЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ / ПОДХОДЫ / PERSON / SELF-REALIZATION / COMPONENTS / FEATURES / VARIABLES / SYSTEMIC APPROACH / CONDITIONS / FACTORS / CONSTITUENTS / APPROACHES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов С. И., Кудинов С. С.

В статье обсуждается проблема системной обусловленности самореализации личности. Обосновывается перспективность системного подхода в исследовании данного феномена в противовес устоявшимся аналитическим стратегиям в отечественной и зарубежной психологии. Приводятся системные составляющие самореализации и структурные характеристики данного психологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудинов С. И., Кудинов С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ISSUES CONNECTED WITH THE RESEARCH OF SELF-REALIZATION OF A PERSON

Nowadays, there are a number of controversies occurring in connection with the impetuous processes of integration and globalization of world society, especially amongst young people that now increasingly often face these controversies and are torn between the need to actively express themselves in different spheres of life and the lack of efficient mechanism of self-realization, which is conditioned by external and internal obstacles. It allows one to state that investigation of the problem of self-realization of a person is becoming an urgent and core task for contemporary psychological science. In our opinion, a number of reasons may serve as the main postulates in construction of systemic model of personal self-realization. The first one is a complex of split-level systems, which ensures a successful self-realization of person. The second basis is research of self-realization as a functional system, which reveals links and correspondences between its various levels and characteristics. The third is the opportunity to study both horizontal and vertical connections between different systems and features of self-realization. The fourth is the justification of core integrative formations of self-realization. The last reason is the focus on studying of the system of individual features of personal self-realization. Thus, the suggested consideration on the problem of systemic organization of personal self-realization is viewed as sufficiently innovative and productive. It also allows one to focus on the research of given phenomenon regarding the core continua which help to analyze the systemic mechanism of this phenomenon taking into account a vast number of constituents.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы исследования самореализации личности»

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.07

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© С. И. Кудинов*, С. С. Кудинов

Российский университет дружбы народов Россия, 117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Тел.: +7 (495) 434 3 7 45.

'Email: rudn.tgy@yandex.ru В статье обсуждается проблема системной обусловленности самореализации личности. Обосновывается перспективность системного подхода в исследовании данного феномена в противовес устоявшимся аналитическим стратегиям в отечественной и зарубежной психологии. Приводятся системные составляющие самореализации и структурные характеристики данного психологического образования.

Ключевые слова: личность, самореализация, компоненты, характеристики, переменные, системный подход, условия, факторы, составляющие, подходы.

Современные исследования, посвященные проблеме самореализации, свидетельствуют, что ее успешность способствует не только развитию профес-

сиональных, социальных и личностных компетенции, но и обеспечивает уровень качества жизни, который оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности человека. Особую значимость самореализация приобретает в трудные жизненные ситуации, спровоцированные как внешними вызовами, так и индивидуальными, личностными трудностями, возникшими вследствие недостатка внутренних ресурсов, утраты жизненного целеполагания и других негативных проявлений в жизни человека. В настоящее время в связи с бурными процессами интеграции и глобализации мирового сообщества возникают немало противоречий, особенно в среде молодых людей, которые все чаще сталкиваются с противоречиями между потребностью активного самовыражения в разных сферах жизнедеятельности и отсутствием эффективного механизма самореализации, обусловленного внешними и внутренними препятствиями, стремлением достичь успеха в обществе и профессии, стать независимым и конкурентоспособным и неспособностью определить приоритетную сферу в своем самоосуществлении. Потребностью быть открытым и свободным в самовыражении и наличием внутренней несвободы, обусловленной внутренними препятствиями в виде нерешительности, тревожности, низкой самооценки и уровня притязаний, а также стереотипностью поведения. Все вышесказанное неизбежно обусловливает поиск эффективных механизмов самовыражения личности в период глобальных перемен и позволяет констатировать, что разработка проблемы самореализации личности становится одной из насущных и ключевых задач современной психологической науки. В то же время отсутствие единой теоретико-методологической платформы исследования данного феномена порождает множество проблем на этом уровне.

Анализ отечественной и зарубежной философско-психологической литературы, касающийся исследований самореализации, свидетельствует о том, что эта проблема является междисциплинарной и слабо разработанной, особенно в рамках отечественной психологии. Это подтверждается отсутствием единой методологии и теоретической базы исследования, неоднозначностью толкования понятия «самореализация», неправомерной подменой данного психологического образования другими дефинициями, такими как самоактуализация, самостановление, самоосуществление и другими, неопределенностью в объяснении генезиса данного феномена, противоречивостью предпосылок и детерминаций к ее проявлению, а также биполярность точек зре-

ния на сущность и структурную организацию самореализации. Все это значительно затрудняет его исследование.

В последние годы все больше попыток предпринимаются к системному исследованию самореализации личности (Э. В. Галажинский, Л. А. Коростылева, И. В. Костакова, С. С. Кудинов и др.). Основные исследования отечественных ученых, разрабатывающих данное направление, посвящены таким проблемам, как самореализация в основных сферах жизнедеятельности (Л. А. Коростылева, Л. И. Ожигова); специфика профессиональной самореализации (С. А. Воломеев, Р. Г. Гаджиева); личностные детерминанты самореализации (Н. П. Авдеев, И. В. Костакова, С. С. Кудинов); самореализация в зрелом и пожилом возрасте (Т. З. Козлова, И. В. Солодникова,); гендерные стереотипы и самореализация (Е. А. Денисова, Чжан Тэн); взаимосвязь самореализации и социально-психологической адаптации (И. В. Кулагина).

Перечисленные выше работы авторов выполнены в рамках различных методологий. Большинство исследований отличает аналитический подход, в рамках которого самореализация изучается как поведенческая либо когнитивная характеристика. Не рассматриваются какие-либо внешние или внутренние связи. Более того, остаются не востребованными при анализе этого феномена волевые, эмоциональные, рефлексивные и другие характеристики, что не дает полной картины проявления данного психологического образования. В то же время манифестация системного подхода при исследовании самореализации часто остается декларативной, в связи с нарушением принципа системности, поскольку искусственно выделяется несколько характеристик и доказывается их взаимосвязь на основе корреляционного анализа.

Вышесказанное обусловливает необходимость обоснования системной методологии исследования самореализации личности. Опираясь на позицию Ф. Ф. Королева, который отмечал важность и необходимость системного подхода к изучению психологических явлений, отметим, что ученый сформулировал основные его признаки: целостность, взаимодействие элементов связи и отношения, обусловливающие структуру системы. Целостность предполагает, что все части сложной системы служат общей цели. Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами, система - это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях. В свою очередь, известный советский психолог Б. Ф. Ломов, обращаясь к системному подходу, выделил основные его характеристики: многомерность образования, многоуровневость и иерархичность многомерного образования, многомерную классификацию

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №2

697

его свойств, признание полидетерминированности образования, изучение образования в развитии. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системный анализ предполагает: 1) многомерность образования, 2) его многоуровне-вость и иерархичность, 3) многомерную классификацию его свойств, 4) признание его полидетерминированности, 5) изучение взятого образования в его развитии. Примерно эти же показатели в системном подходе предлагает М. С. Роговин. Первое, что автор выделяет, это признак целостности, т.е. у рассматриваемой системы присутствуют качественно новые свойства, не принадлежащие к свойствам суммы ее частей. Второе, что автор выдвигает - это детерминированность системы своей функцией, называемой системообразующей. В данном случае, очевидно, что системный подход включает в себя и функциональный. Третьим критерием системного подхода является информационно -энергетическое взаимодействие системы со средой. И четвертый показатель обусловливает включение в системный подход генетический, через критерий развития.

Не перечисляя далее множество авторов, посвятивших свои работы этой проблеме, т.к. они в целом отражают сформулированные идеи Б. Ф. Ломова с некоторыми отступлениями, остановимся на обосновании системной концепции самореализации личности.

Основными постулатами в построении системной модели самореализации личности, с нашей точки зрения, могут служить ряд оснований. Первое - это комплекс разноуровневых систем, обеспечивающих успешность самореализации личности. В качестве таких систем выступает психофизиологическая система, выражающаяся в задатках и природных способностях. Анатомо-физиологические особенности, свойства нервной системы и свойства темперамента являются предпосылками для успешной самореализации человека в какой-либо сфере.

Психологическая система - это система, обеспечивающая процесс самореализации за счет индивидуально-личностного ресурса субъекта. Социальная система оказывает внешнее воздействие на успешность самореализации субъекта через малые и большие социальные группы, отношения, культуру, религию, традиции и социальные стереотипы. Педагогическая система воздействует через совокупность обучения и воспитания, формируя ценности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, личностное, интеллектуальное и социальное развитие субъекта. Психоэкологическая система обеспечивает определенный успех самореализации благодаря сложившимся экологическим обстоятельствам. В ряде работ Р. А. Зобов, А. И. Крупнов, В. И. Панов и других отмечается влияние повышенного фона радиации, загрязнения воздуха, некачественной питьевой воды, неблагоприятного температурного режима на психику человека, вследствие чего может проявляться повышение агрессивного поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных факторов, отрицательно влияющих на самореализацию личности.

Второе - это исследование самореализации как функциональной системы, раскрывающей связи и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками. На макроуровне существует возможность анализа самореализации с позиций социальных предпосылок, психологических факторов, педагогических технологий, психоэкологических условий и психофизиологических характеристик. На микроуровне связи и отношения могут просматриваться в структурной организации этого феномена между отдельными состав-

ляющими с учетом гендерных, возрастных, национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей.

Третье - возможность изучения как горизонтальных, так и вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации. На горизонтальном уровне существует возможность рассмотрения отдельных характеристик, например, различных социальных условий или педагогических технологий и их роль в успешности самореализации. На вертикальном уровне анализу могут быть подвергнуты определенные психофизиологические задатки, развивающиеся в системе обучения и разворачивающиеся в социальной сфере, оказывающие, таким образом, определенную роль в самовыражении субъекта.

Четвертое - обоснование системообразующих, интегративных образований самореализации. К таковым, на наш взгляд, можно отнести ценностно-установочные составляющие, мотивационно-потреб-ностные, эмоционально-волевые, когнитивно-смысловые, рефлексивно-оценочные, конативные.

И последнее - направленность на изучение системы индивидуальных характеристик самореализации личности. т.е. уход от аналитических стратегий, где анализируются отдельные составляющие. В рамках системной парадигмы особую значимость приобретает комплексный анализ перечисленных выше составляющих, их взаимозависимость, самоотношение и детерминация.

Рассматривая самореализацию как многомерное системное образование, необходимо выделить формы ее проявления. Опираясь на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, можно указать, что в основном обсуждается внешняя форма самореализации, направленная на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то же время представители гуманистического подхода самореализацию сводят к личностному росту человека. Исходя из этого можно предположить, что существуют как внешняя, так и внутренняя формы самореализации. Нельзя не согласиться с тем, что личностный рост и духовное совершенство имеют весьма отдаленное отношение к внешним формам самовыражения.

Еще один дискуссионный вопрос касается видов самореализации. В современной литературе выделяются профессиональная самореализация, самореализация личности как таковая, без относительно сферы приложения, самореализация творческая и самореализация в брачно-семейных отношениях. По всей видимости, можно говорить о множественности видов самореализации, если принимать во внимание опредмечивание этого процесса: профессиональная, учебная, творческая, административная и т.д. Что, по нашему мнению, не совсем оправдано. Целесообразно выделить дея-тельностную, социальную и личностную самореализацию по следующим основаниям. Деятельностная самореализация характеризуется самовыражением субъекта в различных видах деятельности, обеспечивая тем самым высокий уровень компетенций в той или иной сфере приложения своих возможностей. Причем деятельность не обязательно может быть связана с профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, коллекционирование или хоровое пение. Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической, военной либо любой иной

698

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

общественно-полезной активностью. Личностная самореализация направлена на духовный рост человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, толерантности, эмпатии, любознательности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.

И последнее, рассматривая самореализацию как многомерное системное образование нельзя обойти вниманием вопрос ее структурного содержания. Рассматривая подходы различных авторов, обосновывающих системный характер различных психических образований, можно отметить, что в качестве базовых основ выступают активность, направленность и саморегуляция. При системном рассмотрении самореализации необходимо, на наш взгляд, отталкиваться именно от этих континуумов, выделенных В. Д. Небылици-ным. Активность самореализации в данном контексте представлена формально-динамическими характеристиками, отражающимися в поведении, деятельности и общении свойства нервной системы и свойства темперамента. Саморегуляция данного психологического образования обеспечивается эмоционально-волевыми составляющими, а направленность реализуется через представленность когнитивно-смысловых характеристик.

Таким образом, психологическую структуру самореализации представляют ряд компонентов. Ценностно-целевой компонент, включающий определенные ценности, цели и установки индивида, реализуемые в разных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза. Мотивационно-смысловой аспект этой системы представлен когнитивными, мотивационными и рефлексивно-оценочными характеристиками. Он осуществляет селекцию и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений, глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (креативность-консервативность); выбор доминирующих побуждений, ориентированных на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность), определение приоритетной зоны приложения и эффективность самореализации личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в различных сферах жизнедеятельности: предметно-деятельностной, социально-коммуникативной или субъектно-личностной.

Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство конативных, эмоциональных и регуляторных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. В связи с этим данный аспект самореализации имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная роль этой подсистемы связана с обеспечением регуляторно-энергетической функции активности и саморегуляции. Кроме того, между указанными подсистемами самореализации существуют специфические связи и отношения, указывающие на индивидуальные особенности самоосуществления индивида.

Перспективность системной парадигмы самореализации обусловлена тем, что она способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между активностью, направленностью и саморегуляцией при исследовании самореализации, которые интегрированы в механизм этого образования.

Во-вторых, она открывает возможность познания психологической структуры самореализации и внут-

ренних механизмов взаимодействия ее различных характеристик.

В-третьих, она создает предпосылки для разработки научнообоснованных технологий оптимизации и коррекции самореализации.

В-четвертых, позволяет учитывать природу различных подсистем самореализации. С одной стороны, инструментально-стилевую, а с другой - мотивацион-но-смысловую. Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, обучения и воспитания, более подвижна и изменчива.

И, наконец, она дает возможность выявить психологические особенности самореализации личности в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально -типологических особенностей.

Таким образом, представленный взгляд на проблему системной организации самореализации личности представляется нам достаточно инновационным и продуктивным, позволяет сосредоточиться при исследовании данного феномена не на частностях, затрудняющих увидеть все грани этого образования, а на системообразующих континуумах, позволяющих детально проанализировать системный механизм этого феномена с учетом огромного количества составляющих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев Н. П. Влияние настойчивости на успешность самореализации личности студентов: автореф. дисс. ... канд. псих. Наук. М.: РУДН, 2015. 23 с.

2. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дисс. ... д-ра псих. наук Барнаул: БГПУ, 2002. 43 с.

3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №6.

4. Воломеев С. А. Профессия как фактор самореализации личности: автореф. канд. ... филос. наук. М., 1998. 18 с.

5. Гаджиева, Р. Г Динамика гендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности: дис. ... канд. псих наук. М, 1998. 23 с.

6. Королев, Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. №>8. С. 113-115.

7. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. М.: РУДН, 2006. №1 (3). С. 63-74.

8. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.

9. Костакова И. В. Роль общительности в самореализации личности студентов - будущих психологов // дисс. канд. ... псих. наук. Тольятти: ТГУ, 2008. 186 с.

10. Кудинов С. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. М.: РУДН, 2008. №1. С. 28-37.

11. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психологические особенности самореализации личности с ограниченными физическими возможностями // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание. Новосибирск: НГПУ, 2010. №5. С. 272-280.

12. Кудинов С. И. Полисистемная концепция самореализации личности // Дизайн и Технологии. Научный журнал. 2014. №41(83). С. 114-121.

13. Панов В. И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. Ч. 1. М.: изд-во МНЭПУ, 2001. 144 с.

Поступила в редакцию 13.04.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №2

699

METHODOLOGICAL ISSUES CONNECTED WITH THE RESEARCH OF SELF-REALIZATION OF A PERSON

© S. I. Kudinov*, S. S. Kudinov

Peoples' Friendship University of Russia 6Miklouho-Maclay St., 117198Moscow, Russia.

*Email: rudn.tgy@yandex.ru

Nowadays, there are a number of controversies occurring in connection with the impetuous processes of integration and globalization of world society, especially amongst young people that now increasingly often face these controversies and are torn between the need to actively express themselves in different spheres of life and the lack of efficient mechanism of self-realization, which is conditioned by external and internal obstacles. It allows one to state that investigation of the problem of self-realization of a person is becoming an urgent and core task for contemporary psychological science. In our opinion, a number of reasons may serve as the main postulates in construction of systemic model of personal self-realization. The first one is a complex of split-level systems, which ensures a successful self-realization of person. The second basis is research of self-realization as a functional system, which reveals links and correspondences between its various levels and characteristics. The third is the opportunity to study both horizontal and vertical connections between different systems and features of self-realization. The fourth is the justification of core integrative formations of self-realization. The last reason is the focus on studying of the system of individual features of personal self-realization. Thus, the suggested consideration on the problem of systemic organization of personal self-realization is viewed as sufficiently innovative and productive. It also allows one to focus on the research of given phenomenon regarding the core continua which help to analyze the systemic mechanism of this phenomenon taking into account a vast number of constituents.

Keywords: person, self-realization, components, features, variables, systemic approach, conditions, factors, constituents, approaches.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Avdeev N. P. Vliyanie nastoichivosti na uspeshnost' samorealizatsii lichnosti studentov: avtoref. diss. ... kand. psikh. Nauk. Moscow: RUDN, 2015.

2. Galazhinskii E. V. Sistemnaya determinatsiya samorealizatsii lichnosti: avtoref. diss. ... d-ra psikh. nauk Barnaul: BGPU, 2002.

3. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Psikhologicheskii zhurnal. 1996. Vol. 17. No. 6.

4. Volomeev S. A. Professiya kak faktor samorealizatsii lichnosti: avtoref. kand. ... filos. nauk. Moscow, 1998. 18 c.

5. Gadzhieva, R. G Dinamika gendernykh stereotipov i ikh vliyanie na professional'nuyu samorealizatsiyu lichnosti: dis. ... kand. psikh nauk. M, 1998. 23 c.

6. Korolev, F. F. Sov. pedagogika. 1970. No. 8. Pp. 113-115.

7. Krupnov A. I. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Moscow: RUDN, 2006. No. 1 (3). Pp. 63-74.

8. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noi sfere [Psychology of self-realization: difficulties in professional field]. Saint Petersburg: Rech', 2005.

9. Kostakova I. V. diss. kand. ... psikh. nauk. Tol'yatti: TGU, 2008.

10. Kudinov S. I. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. Moscow: RUDN, 2008. No. 1. Pp. 28-37.

11. Kudinov S. I., Kudinov S. S. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal (nauchno-prakticheskoe izdanie. Novosibirsk: NGPU, 2010. No. 5. Pp. 272-280.

12. Kudinov S. I. Dizain i Tekhnologii. Nauchnyi zhurnal. 2014. No. 41(83). Pp. 114-121.

13. Panov V. I. Vvedenie v ekologicheskuyu psikhologiyu: uchebnoe posobie. Ch. 1 [Introduction to ecological psychology: part 1]. Moscow: izd-vo MNEPU, 2001.

Received 13.04.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.