СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
С.И. Кудинов
Кафедра психологии личности Тольяттинский государственный университет Ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445667
А.И. Крупнов
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются основные теоретические подходы исследования самореализации личности. Дается их критический анализ и предлагается авторская концептуальная модель в рамках системного подхода, где впервые выделены формы, виды и структура данного феномена.
Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».
В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что в России продиктовано социально-экономическими условиями, обострившими конкурентноспособность на профессиональном рынке труда. Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе диссертационных исследований и публикаций (Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылева, Э.В. Галажинский, О.В. Питерская и др.).
Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации, представляется невозможным даже классифицировать это понятие: явление ли это, процесс, потребность, свойство или что-то иное. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной де-
терминации [3]. Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.
В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию в науке не существует не только теории самореализации, но и единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализации в теории А. Маслоу, идентичности в теории Э. Эриксона, стратегий жизни в отечественной психологической теории (К.А. Абульха-нова-Славская) и др.
Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касающихся природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. Так, в диссертационном исследовании, посвященном проблеме самореализации личности, Л.А. Коростылева отмечает, что Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:
1) зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самострои-тельству, гибкость мышления, воля и др.);
2) не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды).
С точки зрения И.П. Смирнова, решающим фактором в реализации человеком самого себя, своего потенциала являются не его природные задатки сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду
Е.В. Селезнева подчеркивает, что человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во взаимоотношениях с другими.
По мнению Л.А. Коростылевой [12], основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста.
Таким образом, в исследовании самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т.д. Более того, анализ теоретических и эмпирических исследований указанной проблемы свидетельствует о том, что при рассмотрении самореализации авторы не фиксиру-
ют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации.
Это говорит о необходимости построения (конструирования) полисистем-ной модели исследования самореализации личности. Данная модель базируется на системном подходе.
Ф.Ф. Королев указал на важность и необходимость системного подхода к изучению психологических явлений и определившего его признаки: целостность, взаимодействие элементов связи и отношения, обуславливающие структуру системы. Целостность предполагает, что все части сложной системы служат общей цели. Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами, система — это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях.
На наш взгляд, таким комплексом элементов применительно к феномену «самореализации» может служить полисистемность, т.е. отдельные микро-и макросистемы, обеспечивающие вариативность, масштабность и степень интенсивности самореализации личности.
Основными положениями и элементами в построении полиситемной модели самореализации личности, с нашей точки зрения, могут служить следующие:
— комплекс разноуровневых систем, обеспечивающих успешность самореализации личности;
— самореализация исследуется как функциональная система, раскрывающая связи и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками;
— возможно изучение как горизонтальных, так и вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации;
— обоснование системообразующих, интегративных образований самореализации;
— направленность на изучение системы и индивидуальных характеристик самореализации личности.
Полисистемная модель самореализации личности может быть представлена следующим образом (рис.1).
Базовыми условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные. В пользу психоэкологической системы воздействия на успешность либо неус-пешность самореализации субъекта высказывались Р.А. Зобов и В.И. Панов, С.Д. Дерябо, В.А. Левин, в работах которых отмечается влияние экологических факторов (повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим и т.д.) на психику человека, вследствие чего может повышаться агрессивность поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявляться депрессия и другие негативные факторы, отрицательно влияющие на самореализацию личности.
Влияние экологии, климата
Психоэкологические
Рис. 1. Полисистемная модель самореализации личности
Роль психофизиологических факторов в самореализации личности широко представлена в научной литературе. Наибольшую значимость представляют анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента.
К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.
Следующую систему составляют социальные детерминанты. Сюда входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.
Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.
Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю: внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др.; внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.
И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции, причем деятельность не всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.
Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической или любой другой общественно-полезной активностью.
Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.
Таким образом, представленная модель самореализации личности может служить опорой для обоснования единиц анализа самореализации, которые бы могли отражать ее целостное содержание в конкретных проявлениях. Многочисленные исследования [6; 7; 8; 9; 10; 11; 15] свидетельствуют о том, что различные личностные образования, взятые в системном рассмотрении, могут раскрываться в мотивационно-смысловых и инструментально-динамических составляющих целостной личности. Далее системная структура позволяет анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик.
Итак, единство и взаимосвязь выше указанных характеристик дает возможность не только представить самореализацию как психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей самореализации личности, раскрывающих ее специфику и уникальность.
В заключение рассмотрим психологическую природу самореализации личности. Отталкиваясь от многолетних исследований свойств личности и концептуального подхода профессора А.И. Крупнова, аргументированно сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, отметим, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему, представленную комплексом психологических образований (рис. 2). Иначе говоря, самореализация — это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза.
Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, и реализация того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности.
Мотивационно-смысловые характеристики
Рис. 2. Структурная модель самореализации личности
Мотивационно-смысловой аспект этой системы представлен когнитивными, мотивационными и результативными характеристиками. Он осуществляет отбор и устанавливает приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений; глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (креативность — консервативность); выбор доминирующих побуждений, ориентированных на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность); определение приоритетной зоны приложения и эффективность самореализации личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в различных сферах жизнедеятельности (предметно-деятельностной, социально-коммуникативной или субъектно-личностной).
Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство динамических, эмоциональных и регуляторных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. В связи с этим данный аспект самореализации имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная роль этой подсистемы связана с обеспечением регуляторноэнергетической функции саморегуляции.
Более того, между отмеченными подсистемами данного психологического образования существуют специфические связи и отношения, указывающие на индивидуальные особенности самореализации индивида.
Перспективность и продуктивность системного подхода связана с тем, что во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, результативными, эмоциональными, регуляторными, мотивационными, когнитивными и установочно-целевыми характеристиками при изучении самореализации, которые по своей природе являются целостными, системными.
Во-вторых, он открывает возможность познания психологической структуры самореализации и внутренних механизмов взаимодействия ее различных характеристик.
В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий оптимизации и коррекции самореализации.
В-четвертых, даный подход позволяет учитывать природу различных подсистем самореализации — с одной стороны, инструментально-стилевую, а с другой — мотивационно-смысловую. Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, обучения и воспитания, более подвижна и изменчива.
И, наконец, такой подход дает возможность выявить психологические особенности самореализации личности в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей.
Итак, полисистемная модель в исследовании самореализации предполагает изучение следующих основных аспектов исследуемого объекта:
— системно-признаковый, направленный на выявление элементов самореализации;
— системно-структурный, отражающий способы взаимосвязи, взаимодействия элементов;
— системно-функциональный, предполагающий раскрытие функций целого, выявление причинных отношений, функциональных связей;
— системно-интегративный, включающий механизмы, обеспечивающие выявление новых образований на основе изучения взаимосвязей частей;
— системно-развивающий, позволяющий на основе анализа полученных данных, отражающих соответствие результатов поставленной цели, развивать отдельные признаки и характеристики в структуре самореализации.
Полисистемная модель позволяет выявить место и роль исследуемого явления, в макроцелостности и микроцелостности, что дает возможность увидеть проблему во взаимосвязи с другими. Она способствует всестороннему, более глубокому рассмотрению объекта исследования, проникновению в сущность процесса, выявлению существенных и несущественных связей. Исследованию внутренних и внешних факторов, противоречии, различий и т.д., что поможет исследователю под иным углом зрения рассматривать самореализацию, вскрывать ее существенные стороны. В многообразии конкретного выделяются об-
щие стороны, закономерности, интегральные свойства, которые представляют собой элементы более общей взаимосвязи. Системный подход предполагает изучение объекта с позиций более сложного целого, как органического элемента, а не изолированного от других, связанных с ним объектов. Для этого необходимо знать, что происходит в смежных областях, в других системах.
И, наконец, полисистемная модель обеспечивает установление взаимозависимости частей, элементов, их причинно-следственных отношений, внутренних связей. Эти связи выполняют разные функции и отражают разные формы взаимозависимости. Они помогают установлению существующих отношений между элементами системы, между разными условиями, средствами, методами подчиненности и соподчиненности частей, а также преобладающие тенденции, закономерности. При этом учитываются не абсолютно все существующие связи, а только системообразующие, так как каждое явление находится в таком множестве связей важных и второстепенных, существенных и несущественных, прямых и опосредованных, которые практически исчерпать невозможно.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
[2] Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. — М.: Изд-во ИнститутГ психологии РАН, 2004.
[3] Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности // Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. — Барнаул: БГПУ, 2002.
[4] Дерябо С.Д., Левин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. — М., 1995.
[5] Дерябо С.Д., Левин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 6.
[6] Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. — М.: Уникум-Центр, 2004. — С. 3—5.
[7] Крупнов А.И. К вопросу о классификации свойств личности и черт характера // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской научной конференции. — М.: РУДН, 2005. С. 159—163.
[8] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. — М.: РУДН, 2006. — № 1(3), С. 63—74.
[9] Кудинов С.И. Психология любознательности: Теоретические и прикладные аспекты. Монография. — Бийск: НИЦ, БиГПИ, 1999.
[10] Кудинов С.И. Целостно-функциональный подход в психолого-педагогических исследованиях // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию БиГПИ. Культура. Образование. Духовность. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — С. 193—200.
[11] Кудинов С.И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тольятти, ТГУ, 2005. — С. 95—98.
[12] Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. — С.-Пб., 1997. — С. 3—19.
[13] Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 150—158.
[14] Маслоу А. Самоактуализация / Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 108—117.
[15] Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. — Екатеринбург: УГПУ, 2001.
[16] Питерская О.В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда // Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Барнаул: БГПУ, 2002.
[17] Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
[18] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис // Под общ. ред. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1997.
THE SYSTEM MODEL OF SELF-REALIZATION OF A PERSONALITY
S.I. Kudinov
The Department of Psychology of the Personality Togliatti State University
A.I. Krupnov
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In the article the basic theoretical approaches of research of self-realization of the person are analyzed. Their critical analysis is given and the author's conceptual model is offered within the framework of the system approach where for the first time the forms, kinds and structure of the given phenomenon are allocated.