условиях вузовского обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти, ТГУ,2005: С. 95-98.
12. Коростылева, Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке./ Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. - С. Петербург, 1997, - С. 3-19.
13. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1987. - № 3. - С. 150-158.
14. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.~М: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-117.
15. Прядепн, В. П. Ответственность как системное качество личности. / В. П. Прядеин - Екатеринбург: УГПУ, 2001.
16. Питерская, О. В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда / О. В. Питерская: Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.пех.н. ■ Барнаул: БГГ1У, 2002, - 22 с.
17. Панов, В. И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. / В. И. Панов - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-144 с.
18. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис // Общ. Ред. В. Толстых. - М.: Прогресс, 1997, — 340 с.
УДК 159.9
И. В. Костикова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Самореализация личности - одна из важнейших нолидисциплинарных сущностных проблем, активно исследуемых в настоящее время в поле философских, культурологических, психологических, педагогических и социальных наук. Именно в самореализации проявляется глубина человеческой личности как мера ее богатства, осуществляются возможности развития «Я» посредством собственных усилий, целостно проявляются сбалансированность и гармоничность развития различных аспектов личности с помощью приложения данных усилий, направленных на раскрытие и реализацию индивидуальных и личностных потенциалов. Можно выделить несколько направлений в концепциях авторов в рассмотрении проблемы самореализации личности: самореализация как саморазвитие; самореализация как самовыражение; самореализация как свойство; самореализация как процесс; самореализация как итог саморазвития личности. Теоретическим основанием нашего исследования считаем работы К. А. Абульхановой-Славской, Д. А. Леонтьева, С. И. Кудинова, Л. А. Коростылевой, Е. А. Никитиной,
И. Д. Егорычевой и вытекающее из этих исследований определение феномена самореализации личности [1; 4; 8; 9].
Самореализация понимается в основном как целостный процесс самосовершенствования, диалектически сочетающий в себе самоизменение и самостановление на протяжении всего жизненного пути человека как практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для себя самого, коллектива и общества в целом. Феномен самореализации включает в себя содержательный и процессуальный компоненты.
«Самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза» [8],
Актуальность проблемы самореализации личности обусловлена изменением социально-экономических условий современного общества, ростом и обострением конкурентоспособности в профессиональной сфере деятельности, где от личности специалиста требуется максимальное проявление потенциалов и ресурсов уже в процессе профессионального становления, которое связано с периодом профессионального обучения в высшей школе.
С одной стороны, несмотря на появление интереса исследователей к этому вопросу, проблема самореализации личности требует дальнейшего изучения, так как в отечественных и зарубежных концепциях нет однозначного ответа, определяющего природу, содержание, механизмы, факторы и условия развития этого важного для понимания сущностной природы личности психологического феномена. Следовательно, необходим системный анализ научного знания по проблеме самореализации личности с целью обобщения основных концепций и создания новых, определения содержания и условий развития самореализации человека.
С другой стороны, актуальность исследования обусловлена потребностью общей психологии и психологии личности в более глубоком теоретическом осмыслении вопроса, что вызвано терминологической неопределенностью понятий самореализации личности, неразделенностью таких психологических феноменов, как саморазвитие, самоактуализация и самореализация личности, часто используемых синонимично, недостаточной изученностью в теоретической и практической науке условий, влияющих на успешность самореализации личности.
Особенно актуальна эта проблема среди студентов, так как это ищущие себя люди, которым важно решить, каким образом наиболее эффективно можно реализовать себя в обществе, используя и раскрывая большую часть своего внутреннего потенциала. Молодое поколение испытывает обострение противоречий между потребностью утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации; по-
требностыо быть независимым, самостоятельным и неспособностью брать на себя ответственность за значимые для человека ситуации; потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы; неспособностью разрешать свои внутренние конфликты неизбежно приводит к необходимости поиска путей управления самореализацией личности, повышенному вниманию ученых к исследованию динамики аспектов бытия личности, особенностей становления и развития личности.
Развитие самореализации актуализируется не только в личностной, но и в профессиональной сфере человеческой жизни. Важность рассмотрения этого вопроса связана с современным положением дел в психологической практике. Количество практикующих психологов увеличивается, и их влияние возрастает, но далеко не всегда растущее количество психологов соответствует качеству их профессиональной деятельности. Вместе с тем, многие специалисты высшей школы отмечают, что подготовка современного студента-психолога должна быть ориентирована на его профессиональное самоизменение, саморазвитие и самореализацию личности. Изложенные соображения обусловили выбор темы настоящей работы и определили цель исследования,
Цель исследования: установить влияние общительности как системообразующего фактора коммуникативной компетентности на самореализацию личности студентов-психологов.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической и философской научной литературы по проблеме исследования;
- сбор эмпирических данных (Самоактулизационньш тест (CAT), адаптированный вариант теста Personal Orientation Inventory (POI) Эверетг Шост-ром авторами Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз, который предназначен изучению степени самоактуализации [2]; тест смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптированная Д. А, Леонтьевым методика Purpose-in-Life Test (PIL) «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л, Махолика; методика «Самооценка самореализации», разработанная нами и направленная на оценку студентами уровня собственной самореализации;
- для исследования уровня общительности использовалась мел одика А. И, Крупнова «Тест суждений для изучения общительности личности» [7];
- методы математической статики для проверки достоверности результатов и выводов исследования [5].
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения:
1. Самореализация —это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза [8].
2. Развитие самореализации имеет ряд последовательных этапов: самоопределение, самовыражение, самоактуализация и собственно самореализация, начало генезиса самореализации можно отнести к подростковому периоду развития личности, прохождение остальных этапов хронологически индивидуальны, они могут пересекаться, но вместе с тем, существуют сензитивные периоды для этапов самовыражение и самоактуализации, которые связаны хронологически с периодом юности [4, с. 14-15] .
3. Необходимыми условиями самореализации личности студентов-пси-хологов, находящихся на этапах самовыражения и самоактуализации генезиса самореализации, является такое их свойство как общительность.
В своем исследовании мы выдвинули предположение о зависимости уровня самореализации личности студентов-психологов от уровня их общительности. Для проверки гипотезы нами было проведено исследование уровня самореализации и уровня общительности у 76 студентов психологических специальностей 4 и 5 курсов дневного отделения Тольяттинского государственного университета.
После проведенного исследования нами был проведен отбор респондентов по трем группам в зависимости от уровня показателя общительности (методика А. И. Крупнова «Тест суждений для изучения общительности личности»). Результаты исследования общительности распределились следующим образом:
1 группа - 20 студентов, где показатель находился в интервале [27; 30] и обозначен как ниже среднего;
2 группа - 25 студентов, где показатель общительности находился в интервале [31; 70] и обозначен нами как средний;
3 группа - 31 студент, где показатель общительности находился в интервале [71; 146] - высокий показатель (рис. 1).
40
Рис. 1. Гнстограмма распределения респондентов по группам с учетом показателя общительности.
Охарактеризуем полученные результаты уровня общительности у студен-тов-психологов по группам с низким, средним и высоким уровнем, конкретизируя этот показатель через составляющие его компоненты.
Характеризуя низкий уровень показателя общительности, можно сделать ряд обобщений по соотношению различных компонентов общительности у студентов данной группы (п=20). На первый план вышли высокие агармонические показатели инструментально-стилевого аспекта общительности. Так, динамический компонент представлен аэргичностью, что характеризует респондентов группы узостью крута общения, отсутствию желания контактировать с другими людьми, намерению заняться своими делами, побыть одному. Другим агармоничным аспектом респондентов группы является установочно-целевой компонент, в котором отсутствует интеграция конкретных целей, установок и намерений. Анализируя показатели селективно-смыслового аспекта общительности, молено говорить о конфликтном сочетании мотивационных переменных «социоцентричность-эгоцентричность», когда одновременно проявляются с одной стороны, побуждения оказать внимание и проявить заботу о других людях, стремление содействовать решению проблем группы, а с другой стороны, эгоцентрических устремлений: намерению заниматься своими личными проблемами, прагматической направленностью общения.
Характеризуя респондентов со средним уровнем гсоказателя общительности (п=25), можно сделать следующие выводы относительно характеристик компонентов общительности у студентов данной группы. Зоной неблагополучия явился мотивационный компонент, представленный агар-монической переменной эгоцентричность, характерными сторонами которой является намерение заниматься своими личными проблемами, удовлетворение собственных потребностей, интересов и прагматической направленностью общения. Также как и в группе с низким показателем общительности, агармоничным аспектом респондентов второй группы явился установочно-целевой компонент, в котором отсутствует интеграция конкретных целей, установок и намерений индивидов. Тогда как гармоничными аспектами общительности студентов данной группы являются эмоциональный (стеничность), регуляторный (интернальность) и когнитивный (осмысленность, осознанность) компоненты. Все они характеризуют представителей данной группы как обладателей положительных стенических эмоций в процессе общения, надеющихся на свои знания, силы и возможности в межличностном взаимодействии, считающих, что только от них зависит, как сложатся взаимоотношения с партнерами по общению, осознающих основные функции общительности как качества личности и ее существенных признаков, понимающих место и роль общительности в жизнедеятельности человека.
Характеризуя респондентов третьей группы с высоким уровнем об-
щительности (n=31) на предмет разных аспектов общительности, можно утверждать, что по всем компонентам общительности наблюдается преобладание гармоничных показателей, что характеризует студентов как людей с активным типом саморегуляции, основывающихся на свои знания, силы и возможности в процессе межличностного общения и считающих, что только от них зависит, как сложатся взаимоотношения с партнерами по общению. Респонденты данной группы осознают основные функции общительности как качества личности, ее существенные признаки и понимают место и роль общительности в жизнедеятельности человека. Студенты проявляют инициативность в установлении контактов в общении с другими людьми, обладают положительными стеническими эмоциями в процессе общения.
Далее осуществлялся анализ влияния общительности студентов-психо-логов на их самореализацию личности, взаимосвязи между этими характеристиками, где используя полученные количественные показатели применялись статистические методы, такие как показатель хи-квадрат %2 , t-критерия Стыодента, коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Проверка гипотезы о влиянии уровня общительности на самореализацию личности стуцентов-психологов с помощью статистического метода хи-квадрат х2 показывает, существует степень связи между двумя и большим количеством признаков - оказывают влияние признаки друг на друга или такое влияние отсутствует.
Первыми сравниваемыми признаками выделены были общие показатели общительности и средние показатели по методике CAT (был выявлен как среднее арифметическое по всем 14 шкалам методики). Показатель X2 - 32,21 попадает в «зону значимости» при Р<0,01, что позволяет подтвердить гипотезу и сделать вывод о влиянии уровня общительности на средний показатель методики CAT .
Далее аналогично были проанализированы признаки основных шкап методики CAT (показатели шкал Ts (компетентности во времени) и I (поддержки) методики CAT) и общего показателя общительности. Показатель X2 “ 17,95 (при Р<0,01) попадает в «зону значимости», что позволяет сделать вывод о влиянии уровня общительности на показатель шкалы компетентности во времени Ts методики CAT. Сравнивая общий показатель общительности и показатель I (поддержки) методики CAT, получаем %2 = 28,6 (при Р<0,01), который попадает в «зону значимости», что позволяет сделать вывод о влиянии уровня общительности на показатель шкалы поддержки I методики CAT у студентов выборки.
Проверка влияния уровня общительности на показатель уровня самореализации путем проективного опросника «Самооценка самореализации» свидетельствует, что показатель х2 “ 17,84 (при Р<0,01) попадает в «зону значимости», чго позволяет сделать вывод о влиянии уровня общительнос-
ти на показатель самореализации опросника «Самооценка самореализации».
Тесноту взаимосвязи между показателем общительности и уровнем самореализации личности студентов выявили с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона гху (таблица).
Теснота взаимосвязи между уровнями общительности и самореализации личности студентов-психологов.
Таблица
Уровни общите- льности !Тс 21 3 SAV 4Ех 5 Fr 6S 7 Sr 8Sa 9Nc 10 Sy ПА 12 С S3 Cog 14 Cr r 4 cp.
Низкий 0.41 0,61” 0,35 0,48* 0,45* 0,39 0,32 0,6" 0,66" 0,28 0,7** 0,47* 0,42 0,22 0,45*
Средний 0,28 0,60" 0,31 0,21 0,35 0,18 0,10 0,31 0,37 0,24 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 0,3
Высокий 0,5" 0,4* 0,11 0,20 0,24 0,33 0,32 0,15 0,11 0,10 0,14 0,04 0,15 0,i0 0,37*
Примечание: в верхней строке по порядку шкалы CAT I-компетентности во времени; 2-поддержки; 3-ценностных ориентаций; 4-гибкости поведения; 5-сензитивности к себе; 6- спонтанности; 7-самоуважения; 8-самопринятия; 9-представлений о природе человека; 10- синергии; 11-принятия агрессии; 12-контактности; 13-познавательных потребностей; 14-креативности.
Условные обозначениязначимые показатели для Р 5 0,05; значимые показатели для
Р<0,01.
Как можно видеть из табл. показатели г ср. 1 группы и 3 группы попада-
ху
ют в «зону значимости» для Р<0,05, то есть наша гипотеза подтвердилась и существует умеренная прямо пропорциональная взаимосвязь между показателями общительности и уровнем самореализации личности студентов-психологов.
Проанализировав взаимосвязи показателей отдельных шкал и сравнив их по группам с разным показателем общительности, можно отметить следующее:
— во-первых, в группе с низким показателем общительности статистически значимая сильная взаимосвязь прослеживается между общительностью и шкалами: 2-поддержки (г=0,61 при Р < 0,01); 4-гибкости поведения (г=0,48 при Р < 0,05); 5-сензитивности к себе (г=0,45 при Р < 0,01); 8-самопринятия (г=0,6 при Р < 0,01); 9-представлений о природе человека (г=0,66 при Р < 0,01); 11-принятия агрессии (г=0,7 при Р < 0,01); 12-контактности (г=0,47 при Р < 0,05);
- во-вторых, в группе со средним показателем общительности статистически значимая сильная взаимосвязь представлена шкалой 2 - поддержки (г=0,6 при Р < 0,01), вместе с тем, умеренная прямая связь существует со шкалами 5-сензитивности к себе(г=0,35 при Р < 0,01); 9-представлений о природе человека (г=0,37 при Р < 0,05);
- в-третьих, для группы с высоким показателем общительности прослеживается статистически значимая связь общительности с основными идеалами: компетентности во времени (г=0,5 при Р < 0,01) и шкалой поддержки (г=0,4 при Р < 0,05).
Итак, проведенное теоретическое и эмпирическое исследование подчеркивает значимость юношеского периода в генезисе самореализации личности и определяет тесную взаимосвязь между показателями общительности и самореализации личности студентов-психологов, а также имеет практическую ценность, так как позволяет формировать самореализацию личности студентов-психологов уже на этапе профессиональной подготовки.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Слав-ская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Гозман, Л. Я., Кроз, М. В., Латинская, М. В. Самоактуализационный тест. - М.: РПА, 1995. - 43 с.
3. Горячева, Е. И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики / Е. И. Горячева // Гуманизация воспитания в современных условиях. -М., 1995.
4. Егорычева, И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) / И. Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 14—15.
5. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. - 2 изд., испр. - М. - Московский психолого-социальный институт: Флинта. — 2003. - 336 с,
6. Крупнов, А. И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов. // Психолого-педагогические проблемы учебновоспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. — М.: УДН, 1986. -С. 92—102.
7. Крупное, А. И., Баумштейн, Т. А., Волк, М. И., Солонкина, О. В., Тырнова, О. А,, Шляхта, Н. Ф. Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. - М. — РГНФ. — 1995. - 69 с.
8. Кудинов, С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности/ С. И. Кудинов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 11.
9. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М., -1997.
10. Селезнева, Е. В. Общение как среда для саморазвития личности / Е. В, Селезнева // Журнал прикладной психологии. - 2002. - № 2. - С. 49-50.