6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).
7. Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педаго-
гика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - С. 389-399.
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
И.В. Костакова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Актуальность проблемы самореализации личности обусловлена развитием, расширением сферы деятельности современного человека. Проблема выбора личностью способов самореализации и актуализации в обществе на всех жизненных этапах является в настоящее время одной из приоритетных. Главной целью гуманного современного общества является такое раскрытие возможностей растущего, развивающегося человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться через социально значимую деятельность.
Несмотря на возросший интерес к данному явлению, феномен самореализации личности остается до конца неизученным, особенно в период становления личности.
Проблема самореализации личности отдельно и пристально стала рассматриваться в психологии с недавнего времени, хотя при всем этом остается вопросом, входящим в проблемное поле разных наук. Так, И.Д. Егорычева замечает, что при всей разнице в работах авторов, большинство из них сходится во взглядах, что проблема самореализации так или иначе связана с само-осуществлением человека, признается ее поли-дисциплинарный характер, отмечается взаимосвязь самореализации с раскрытием сущностных сил человека [5, с. 14-15].
Д.А. Леонтьев отмечает три уровня анализа проблемы самореализации личности [9, с. 156-175]:
1) общий, философский уровень, где решаются вопросы о сущности человека, о сути процесса самореализации;
2) социологический уровень рассматривает пути и способы самореализации личности в конкретных социокультурных условиях ее существования;
3) психологический уровень, анализирующий личностные качества и конкретные внешние ус-
ловия, позволяющий конкретной личности продуктивно самореализовываться.
По мнению Д.А. Леонтьева, в основе стремления человека к самореализации лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию «которое может осознаваться в различных формах: как стремление продвинуть знание, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, раскрыть людям смысл и т.д.» [9, с. 157]. Именно осознание конечности своего индивидуального существования перед лицом вечности порождает у человека стремление выйти за пределы этой конечности и с наибольшей полнотой реализовать себя в мире в рамках своей исторической жизни. Поэтому самореализация возможна на основе тесно взаимосвязанных потребности и способности быть личностью, внося социальный вклад в культуру и других людей; а критерием самореализации является значимый для культуры и человечества результат деятельности.
Заслуживает внимания определение самореализации, данное Е.И. Горячевой: «Самореализация означает процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, он включает в себя содержательный и процессуальный компоненты» [4]. Оценивая самореализацию как процесс механизма развития личности, автор утверждает, что содержательный компонент определяет конкретные способности конкретной личности; процессуальный компонент указывает на те действия, которые данные способности актуализируют.
Е.А. Никитина рассматривает явление самореализации сначала на уровне процесса, потом на уровне взаимодействия, а затем на уровне личностного осмысления как компонента жизнедеятельности через целостный триединый блок определений:
- самореализация - это процесс перехода потенциальных возможностей человека в акту-
© И.В. Костакова, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
45
Таблица1
Этапы самореализации личности
Этап, авторы, разрабатывающие положение Возраст личности, сензи- тивный период Определение особенностей этапа Характеристики личности на этапе Форма самореали- зации
1. Самоидентификация Э.В. Сайко И.Б. Дерманова Подрост- ковый период Особая способность, специально организованная субъектом деятельность, цель которой - отождествление личности с самим собой на основе самопринятия, самосознания, «обнаружение» себя в широкой действительности Рефлексивность. Позитивная Я-концепция. Позитивные отношения с собой, другими, обществом (гуманистическая направленность) Само- утверждение
2. Саморазвитие Д.А. Леонтьев Период перехода от подросткового к юношескому возрасту (студенческий) Деятельность и ее результат, нацеленный на положительные самоизменения личности в направлении своего Я-идеального Ориентация на достижения на основе веры в свои способности. Интернальность. Ответственность. Коммуникативная компетентность Самовыра- жение
3 Самоактуализация А. Маслоу К. Роджерс Э.Шостром Д.А. Леонтьев Е.Е. Вахромов Л.А. Коростылева Юношеский возраст (студенческий) Специально организованная человекам внутренняя деятельность на субъективном уровне существования, цель которой - выявление потенциальных возможностей для перевода их на следующем этапе в активную форму Смыслы жизни. Ценностные ориентиры. Личностная зрелость. Способность делать свободный осознанный выбор. Умение составлять программу достижения жизненных целей Самоопре- деление
4. Самореализация Д.А. Леонтьев К.А.Абульханова-Славская Л.А. Коростылева Период взрослости Специально организованная субъектом деятельность, цель которой - воплощение своего субъективно ощущаемого предназначения и результат этой деятельности Мотив, стремление продолжить себя в других людях, транслируя индивидуальность созидаемые произведения -культуролизацию и/или производимые изменения в других людях Через предметные вклады в человеческую культуру наивысшего уровня. Продуктивная, творческая деятельность
альные при достаточном обеспечении условий этого перехода;
- самореализация - это динамическое самораз-вертывающееся взаимодействие человека с миром в деятельностной форме активности, при котором осуществляется выделенный выше переход;
- самореализация - это компонент жизнедеятельности человека, включающий личностное осмысление и решение жизненных задач в системе его взаимодействия с миром путем социально принятых и ситуативно-возможных способов поведения личности, проявляющийся в индивидуальном порядке.
Л.А. Коростылева определяет феномен самореализации как «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом
и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. В самом большем виде самореализация как процесс реализации себя - это осуществление самого себя в жизни повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация осуществляется лишь тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста» [8, с. 52].
Большинство авторов отмечают, что самореализация - это прерогатива взрослого человека. Так К.А. Абульханова-Славская утверждает о возможности самореализации лишь тогда, когда «по-
знание своих способностей уже закончено, полностью сформирована Я-концепция и имеется готовность личности обеспечить всю совокупность внешних условий самореализации» [1].
Отечественные психологи активно разрабатывают идею «взаимоосуществления» в межличностном общении (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.Б. Орлов, И.С. Якиманская, Е.А. Никитина и др.). Е.В. Селезнева подчеркивает, что «человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими» [11, с. 59].
Соглашаясь с утверждением авторов о том, что самореализация - это прерогатива зрелой, взрослой личности, считаем, что юношеский возраст является сензитивным в развитии самореализации.
И.Д. Егорычева рассматривает генезис самореализации как специально организованные самим субъектом последовательные виды деятельности, а именно, самоидентификацию, саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию [5, с. 27-31]. Эту модель развития самореализации мы взяли за основу исследования. Остановимся на этих этапах и проанализируем их более подробно, для удобства структурируем информацию в таблицу 1.
Говоря о начальном, подготовительном этапе самореализации личности в юношеском возрасте, полагаем, что именно в коммуникативной деятельности студента может происходить его самовыражение как форма самореализации.
Для решения проблемы самореализации студента вуза, как видно из таблицы, обучение должно быть ориентировано на этапы саморазвития и самоактуализации у студента, что предполагает усиление обозначенных черт характера личности, способов ее поведения и деятельности; создание определенных условий для самореализации.
Актуализировать саморазвитие и самоактуализацию студентов-психологов как первичные процессы самореализации можно в первую очередь через такую форму проявления самореализации как самовыражение в доступной для студентов коммуникативной деятельности. Считаем, что именно коммуникативное развитие студен-та-психолога, его коммуникативная компетентность выступает условием успешной и эффективной самореализации собственной личности.
Коммуникативной компетентностью личности принято считать «ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербаль-
ными средствами социального поведения» (Ю.Н. Емельянов); «совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения» (Л.А. Петровская); «коммуникативные способности, коммуникативные умения, коммуникативные знания» (Е.В. Сидоренко) [6; 10; 12].
В своем исследовании мы выдвинули предположение о зависимости уровня самореализации личности студентов-психологов от уровня их коммуникативной компетентности или общительности. Для проверки гипотезы нами было проведено исследование уровня самореализации и уровня коммуникативной компетентности (общительности) у 76 студентов психологических специальностей 4 и 5 курсов. Для исследования актуального уровня самореализации студентов использовались методики:
1. Самоактулизационный тест (САТ) адаптированный вариант теста Personal Orientation Inventory (POI) Э. Шостром авторами Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз.
2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) адаптированная Д. А. Леонтьевым методика Purpose-in-Life Test (PIL) «Цель в жизни» Д. Крам-бо и Л. Махолика.
3. Методика «Самооценка самореализации», разработанная нами и направленная на оценку студентами уровня собственной самореализации.
Для исследования уровня общительности (коммуникативной компетентности) использовалась методика А.И. Крупнова «Тест суждений для изучения общительности личности».
После получения результатов была проведена группировка респондентов по трем группам в зависимости от уровня показателя общительности (Тест суждений А.И. Крупнова для изучения общительности личности).
1) с низким уровнем общительности - 20 студентов;
2) со средним уровнем общительности -25 студентов;
3) с высоким уровнем общительности - 31 студент.
Далее, чтобы проверить гипотезу о взаимосвязи уровня общительности и самореализации личности студентов, были проведен анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики, а именно показателя %2 и показателя уровня линейной корреляции Пирсона r [7]-.
Ниже приводим полученные результаты и выводы:
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
47
Таблица2
Теснота взаимосвязи между уровнями коммуникативной компетентности (общительности)
и самореализации студентов-психологов
Уровни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Тс I SAV Ex Fr S Sr Sa Nc Sy А C Cog Cr r xy ср.
комп.
Низкий 0,41 0,61** 0,35 0,48* 0,45* 0,39 0,32 0,6** 0,66** 0,28 0,7** 0,47* 0,42 0,22 0,45*
Средний 0,28 0,60** 0,31 0,21 0,35 0,18 0,10 0,31 0,37 0,24 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 0,3
Высокий 0,5** 0,4* 0,11 0,20 0,24 0,33 0,32 0,15 0,11 0,10 0,14 0,04 0,15 0,10 0,37*
Примечания. В верхней строке по порядку шкалы САТ: 1 - компетентности во времени; 2 - поддержки; 3 - ценностных ориентаций; 4 - гибкости поведения; 5 - сензитивности к себе; 6 - спонтанности; 7 - самоуважения; 8 - самопринятия; 9 - представлений о природе человека; 10 - синергии; 11 - принятия агрессии; 12 - контактности; 13 - познавательных потребностей; 14 - креативности.
* - значимые значения для Р < 0,05; ** - значимые значения для Р < 0,01.
1. Показатель взаимосвязи между средним показателем по САТ и показатель коммуникативной компетентности (общительности) %2=32,21 попадает в «зону значимости», что позволяет подтвердить гипотезу и сделать вывод о взаимосвязи между показателями уровня общительности и самореализации студентов-психологов.
2. Показатель взаимосвязи между уровнем коммуникативной компетентности (общительности) и уровня самореализации путем проективного опросника «Самооценка самореализации» %2=17,84 попадает в «зону значимости», что позволяет подтвердить гипотезу и сделать вывод о существовании взаимосвязи между показателями коммуникативной компетентности и самореализации студентов-психологов.
3. Тесноту взаимосвязи между уровнями коммуникативной компетентности (общительности) и самореализации студентов выявили с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона гху (таб. 2).
Как можно видеть из таблицы показатели г ху ср. 1 группы и 3 группы попадают в «зону значимости» для Р<0,05, то есть наша гипотеза подтвердилась и существует умеренная прямо пропорциональная взаимосвязь между показателями коммуникативной компетентности и уровнем самореализации личности студентов-психологов.
Итак, проведенное теоретическое и эмпирическое исследование подчеркивает значимость юношеского периода в генезисе самореализации личности и определяет тесную взаимосвязь между показателями коммуникативной компетентности и самореализации личности студен-тов-психологов.
Библиографический список
1. А бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Бодалев А.А. Психология общения. - М.; Воронеж: Изд-во «ИПП», 1996. - С. 256.
3. ГозманЛ.Я., КрозМ.В., ЛатинскаяМ.В. Са-моактуализационный тест. - М.: РПА, 1995. - С. 43.
4. Горячева Е. И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1995.
5. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. - 2005. - J№3. - С. 14-15.
6. Емельянов Ю.М. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985.
7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. 2 изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. - С. 336.
8. КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. -СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - С. 52.
9. ЛеонтьевД.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М., 1997. - С. 156-175.
10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: изд-во МГУ, 1989.
11. Селезнева Е.В. Общение как среда для саморазвития личности // Журнал прикладной психологии. - 2002. - J№2. - С. 49-50.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. -СПб.: Речь, 2004. - С. 208.