САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
С.С. Кудинов
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 16 В, Тольятти, Россия, 445667
К.В. Архипочкина
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются данные эмпирического исследования удовлетворенности профессиональной деятельностью и самореализации личности педагогов. Охарактеризованы психологические особенности самореализации педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью.
Ключевые слова: самореализация, профессиональная удовлетворенность, уровни, личность, педагоги.
В зарубежной психологической науке самореализация личности понимается как личностный рост взрослого человека. Опыт исследования личностного роста наиболее полно представлен в концепциях личности, сформированных в психологической практике гуманистического направления (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь и др.). Согласно этим концепциям, развитие субъекта характеризуется внутренним движением к собственной идентичности, поисками себя, идентификацией с настоящим Я, выбором возможностей личностного роста. В то же время такие аспекты, как профессиональная самореализация, творческая самореализация, социальная самореализация и т.д., не нашли широкого отражения в зарубежных концептуальных подходах.
В отечественных исследованиях проблема самореализации не имеет однозначного понимания, а интерпретация данного феномена зависит во многом от методологических предпочтений исследователя. Можно выделить несколько направлений в рассмотрении проблемы самореализации личности разными авторами: самореализация как саморазвитие (Д.И. Фельдштейн); самореализация как самовыражение (Н.Б. Крылова, Е.В. Селезнева); самореализация как свойство (Б.Г. Ананьев); самореализация как процесс (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, Д.А. Леонтьев, И.Д. Егорычева); самореализация как итог саморазвития личности. Ряд авторов, понимая сложность феномена самореализации, рассматривают это понятие как системно-интегративный феномен, целостно объединяющий несколько вышеобозначенных аспектов (Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов, Е.А. Никитина).
Более того, в науке отсутствует полное понимание того, что именно оказывает влияние на успешность самореализации субъекта. По мнению многих авторов, одним из таких факторов выступает удовлетворенность профессиональной деятельностью, если речь идет о профессиональной самореализации.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ средних школ, в эксперименте приняли участие учителя в возрасте 24—45 лет, с высшим педагогическим образованием, из них 12 мужчин и 53 женщины, всего 65 человек.
На первом этапе исследования было проведено анкетирование респондентов с целью выявления удовлетворенности их профессиональной деятельностью. Анкета включала следующие шкалы, позволяющие оценить степень удовлетворенности выполняемой деятельностью: успех в работе; ответственность; признание успеха коллегами; прогресс в карьерном росте; интерес к работе; совершенствование личности. После получения «сырых» данных подсчитывался общий показатель по всем шкалам. Общий показатель до 30 баллов включительно соответствовал низкому уровню удовлетворенности профессиональной деятельностью, от 31 до 50 баллов — среднему уровню удовлетворенности, от 51 до 60 баллов — высокому уровню.
На следующем этапе исследования использовался Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова. Тест разработан исследователем в соответствии с авторским полисистемным подходом самореализации личности. Эта методика позволяет диагностировать различные виды самореализации личности: социальную, профессиональную, личностную, а также особенности проявления самореализации личности в различных сферах деятельности.
По результатам анкетирования удовлетворенности профессиональной деятельностью была выявлена значимость отдельных шкал — параметров в удовлетворенности профессиональной деятельностью. Так, в иерархической структуре признаков удовлетворенности профессиональной деятельностью на первом месте стоит шкала прогресса. Иными словами, для педагогов важное значение в их деятельности занимает возможность развиваться, расти профессионально. Это именно то, что обеспечивает их удовлетворенность профессиональной деятельностью. Если педагог не видит для себя перспективы профессионального развития, то у него утрачивается интерес к данной работе и, как следствие, он не получает удовлетворения от своей деятельности. На втором месте по значимости выступает переменная успеха в работе. Все испытуемые отметили, что работа приносит удовлетворение в том случае, когда можно реализовать все свои возможности, способности и добиться определенного успеха в деятельности. Для данной категории учителей очень важным является достижение личных результатов в деятельности. В качестве успеха высоко оцениваются новаторские предложения, инновации, усовершенствование организации деятельности и т.д. На третьем месте находится шкала признания успеха окружающими. Иначе говоря, учителя испытывают удовлетворение от работы, если окружающие признают их успех в деятельности, оценивают его по достоинству. В данном случае шкала признания успеха напрямую связана с базовой потребностью признания. В случае признания успеха у респондентов отмечается эмоциональный подъем, мотивация к деятельности, выражен интерес и стремление к деятельности и, наоборот, происходит угасание перечисленных
признаков, если достижения работника остаются незамеченными. На четвертом по значимости месте в иерархии шкал стоит совершенствования личности. Данный фактор не относится к числу доминирующих, однако играет все же определенную роль в формировании удовлетворенности профессиональной деятельностью. Для многих респондентов оказалось очень важным при выполнении профессиональной деятельности развиваться не только профессионально, но и личностно. Чаще всего испытуемые отмечают развитие таких личностных качеств, как организованность, уверенность в себе, общительность, настойчивость, ответственность, любознательность, способность контролировать свои эмоции, быстро принимать решения, стрессоустойчивость и т.д. И, наконец, на последних местах оказались шкалы ответственности и работы. Лишь незначительная часть респондентов (20%) отметили, что при повышении ответственности на работе они испытывают большую удовлетворенность от нее. То же самое относится и к процессу работы. Иными словами, сам процесс работы практически не оказывает положительного влияния на удовлетворенность деятельностью. Полученные эмпирические данные согласуются со многими ранее проведенными исследованиями, где отмечается, что не сам процесс выполнения деятельности оказывает влияние на удовлетворенность, а результаты этой деятельности, способствующие профессиональному и личностному развитию субъекта деятельности, его признанию в профессиональной и социальной среде и оцениванию по достоинству.
Для выявления взаимосвязи между шкалами удовлетворенности профессиональной деятельностью был проведен корреляционный анализ. Результаты данного анализа свидетельствуют о тесной взаимосвязи между отдельными характеристиками, обеспечивающими доминирующую роль отдельных шкал в формировании удовлетворенности профессиональной деятельностью. Установлено, что стаж работы не связан ни с одной шкалой удовлетворенности профессиональной деятельностью. Успех в работе коррелирует с признанием успеха, содержанием работы и самосовершенствованием личности = 0,01) и с ответственностью и прогрессом ^ = 0,05). С содержательной стороны выявленная взаимосвязь свидетельствует о том, что удовлетворенность профессиональной деятельностью обеспечивается данным набором корреляций. Иными словами, успешное выполнение профессиональной деятельности детерминируется признанием этого успеха коллегами, содержанием работы, совершенствованием личности в процессе деятельности, а также повышенной ответственностью и профессиональным развитием. Ответственность взаимосвязана с такими характеристиками удовлетворенности профессиональной деятельностью, как признание успеха, работа, прогресс и самосовершенствование личности ^ = 0,01). Это свидетельствует о том, что повышенная ответственность обеспечивает большее признание успеха в деятельности, усиливает интерес к содержанию работы, способствует профессиональному и личностному росту. Признание успеха коррелирует уровне достоверности с прогрессом и совершенствованием личности ($ = 0,01) и с работой ($ = 0,05). Отмеченная взаимосвязь указывает на тот факт, что чем больше признание в успехе коллег, тем активнее происходит процесс профессионального и личностного развития сотрудника. В свою очередь, прогресс в профессиональном развитии коррелирует с содер-
жанием работы и личностным совершенствованием (р = 0,05). Это говорит о том, что профессиональный рост становится возможным в случае личностного развития и проявления интереса к содержанию работы. И наконец, совершенствование личности отрицательно коррелирует с возрастом респондентов (р = 0,05). Иначе говоря, чем старше возраст, тем в меньшей степени осуществляется личностное развитие оптантов.
Проведенный корреляционный анализ переменных удовлетворенности профессиональной деятельностью свидетельствует о том, что в качестве определяющих данную удовлетворенность выступают успех в деятельности, признание успеха окружающими, ответственность, профессиональное и личностное развитие, а также содержание и интерес к работе. Чем сильнее выражены перечисленные признаки, тем больше фиксируется удовлетворенность профессиональной деятельностью, и наоборот.
На следующем этапе по результатам суммарного балла по всем шкалам удовлетворенности профессиональной деятельностью были выделены две группы испытуемых — с высоким и низким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью. Для выявления достоверности различий в степени выраженности перечисленных шкал был проведен статистический анализ средних значений с помощью ¿-критерия Стьюдента.
По всем шкалам зафиксированы статистически значимые различия между группами респондентов с высоким и низким уровнями удовлетворенности профессиональной деятельностью (табл. 1).
Таблица
Статистическая оценка средних значений шкал удовлетворенности профессиональной деятельностью в группах с высоким и низким уровнем удовлетворенности
Группа Шкала удовлетворенности профессиональной деятельностью
успех ответственность признание успеха прогресс работа совершенствование личности
С высоким уровнем 8,8 7,4 8,6 9,0 6,8 7,8
С низким уровнем 4,6 3,0 4,2 5,4 3,0 4,0
Различие средних 4,2 4,4 4,4 3,6 3,8 3,8
Уровень значимости 0,01 0,01 0,01 0,05 0,05 0,01
На следующем этапе эмпирического исследования выявлялись особенности самореализации личности педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью. В результате обработки первичного материала было выявлено, что для большинства учителей с низким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью самореализация — это проявление своих способностей и возможностей в спортивной, общественно-политической, творческой деятельности; для некоторых самореализация — это гармония, внутреннее успо-
коение, к которому стремится человек. Кроме того, они чувствуют себя еще не до конца самореализованными, но стараются к этому стремиться. Также они считают наиболее важной для себя социальную и личностную самореализацию и стараются самореализоваться именно в этом аспекте.
Для педагогов с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью самореализация представляется как реализация всех своих возможностей во всех сферах жизнедеятельности, однако преимущество отдают профессиональной сфере, а отдельные респонденты — личностной сфере. Вместе с тем они довольны, удовлетворены уровнем своей самореализации (они определяют свой уровень самореализации как высокий), но все же стремятся к ней и считают это стремление очень важным в своем развитии и непосредственно в жизни. Для себя они считают наиболее важной личностную самореализацию, но стремятся реализовать себя в профессиональном плане.
В ходе эмпирического исследования была выявлена иерархическая структура переменных самореализации у испытуемых с высоким и низким уровнями удовлетворенности профессиональной деятельностью. Так, у педагогов с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью среди переменных самореализации наибольшая выраженность отмечается активной регуляции поведения, конструктивности, креативности и энергичности. Вторую позицию занимают оптимистичность, социоцентризм и социально значимые цели в проявлении самореализации. Остальные характеристики расположены примерно с одинаковой выраженностью на третьей позиции и оказывают несущественное влияние на проявление данного феномена.
С содержательной стороны отмеченная иерархичность переменных указывает на то, что при проявлении самореализации респонденты с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью очень хорошо контролируют свое поведение, поступки и реакции. Они полностью берут ответственность на себя за то, что с ними происходит, за все успехи и неудачи. Для них не существует каких либо обстоятельств, способных помешать задуманному. Если что-то не получается или срывается, они склонны анализировать ситуацию и искать возможные просчеты в своих ошибочных действиях. Они способны достаточно легко преодолевать трудности и преграды на пути к решению проблемы. При этом их самореализация осуществляется конструктивно как в профессиональной деятельности, так и общественной и личной жизни. Их отличает широкое поле самореализации, где они полностью выражают себя в различных областях жизнедеятельности. Другой яркой отличительной особенностью самореализации этих респондентов является их креативность. Иными словами, они хорошо представляют свои возможности и способности, а также отчетливо понимают, в какой именно области наиболее успешно можно использовать их потенциальный дар, талант, знания и опыт. Более того, эти респонденты при самовыражении используют разнообразные приемы и способы, выгодно отличающие их от других людей. В каждой новой ситуации они выбирают нестандартные схемы общения, взаимодействия или поведения. Их отличает выраженность силы стремлений к проявлению самореализации, вариативность приемов и способов самореализации. Они не склонны к пустому время-
провождению, для них очень актуальной является занятость. При этом сфера их занятости распространяется от профессиональной деятельности до интересов и хобби. Перечисленные признаки для респондентов с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью выступают системообразующими в проявлении самореализации. Немаловажное значение в то же время имеют признаки второго порядка, прежде всего оптимистичность. Испытуемые этой группы при самовыражении в различных сферах проявляют оптимизм, предвосхищение положительных результатов, радостный настрой. Даже если возникают определенные трудности и неудачи, это их не пугает. Они не впадают в панику, не проявляют тревогу и беспокойство, не раздражаются и не отказываются от ранее запланированного. Побудительной силой к самореализации выступают как социоцентри-ческие, так и эгоцентрические мотивы, причем эти мотивы существенно выражены. В большей степени фиксируются социально значимые мотивы, выражающиеся в том, что при самореализации эти респонденты обеспокоены внесением вклада в общее дело рабочего коллектива либо клуба по интересам или просто других людей. В то же время они решают в ходе самореализации и свои проблемы, продвигают карьеру, совершенствуются личностно, приобретают новые умения и навыки и т.д. Интересно, что в качестве основных намерений целей к проявлению самореализации выступают социально значимые ценности. Скорее всего, это и определяет доминирование социальных мотивов, побуждающих данных респондентов самореализовываться. Кроме этого, можно отметить, что у некоторых респондентов фиксируются социальные и личностные барьеры к проявлению самореализации личности. Это находит свое выражение в том, что они испытывают тревожность, неуверенность, беспокойство и в отдельных случаях не владеют приемами и способами самовыражения в силу тревожности, стеснительности и т.д. В большей степени это проявляется у молодых педагогов. Что касается других переменных, то они не оказывают существенного влияния на эффективность самореализации данных респондентов.
Анализ средних значений показателей различных видов самореализации у респондентов с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью показал, что наиболее распространенной сферой самореализации личности выступает профессиональная, на втором месте находится личностная самореализация и на третьем социальная. Иными словами, основной сферой самореализации данных респондентов является их профессиональная деятельность. В процессе работы они, с одной стороны, полностью реализуют свои профессиональные знания, умения и навыки, интеллектуальные и психофизические способности, а также индивидуально-типологические качества, с другой — в ходе деятельности развивают перечисленные качества. Эти испытуемые свое совершенствование связывают исключительно с профессиональной сферой. Даже личностная и социальная самореализация осуществляются преимущественно через профессию. Иначе говоря, их личностный рост осуществляется в рамках выполняемой профессиональной деятельности, а социальное продвижение с признанием на работе и осуществлением общественной работы в рамках профессиональной деятельности.
Таким образом, специфика самореализации личности испытуемых с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью характеризуется оптимальным уровнем самореализации преимущественно в профессиональной сфере. Исходя из этого можно констатировать, что удовлетворенность своей работой и профессиональная самореализация тесно взаимосвязаны. Чем больше удовлетворенность своей работой, тем качественнее сотрудник выполняет свою деятельность и, соответственно, в полной мере использует свои возможности для осуществления деятельности.
Несколько иная картина просматривается в специфике самореализации у испытуемых с низким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью. В иерархической структуре самореализации респондентов с низким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью в качестве доминирующих признаков выступают социальные и личностные барьеры, консервативность и эмоциональная пессимистичность. На втором месте по значимости выступают аэнер-гичность, пассивность саморегуляции, эгоцентрическая мотивация и личностно значимые намерения к проявлению самореализации. Оставшиеся характеристики в силу малой выраженности не оказывают существенного влияния на специфику самореализации. В целом, у данных респондентов можно констатировать низкий уровень самореализации. Что касается специфичности проявления самореализации, то здесь необходимо выделить значительную роль социальных и личностных барьеров, свидетельствующих о том, что эти респонденты при самовыражении постоянно сталкиваются с трудностями операционального и личностного характера. В первом случае успешной самореализации препятствуют несформированные навыки и приемы самовыражения, незнание своих сильных сторон, отсутствие базовой цели-ценности и т.д. Относительно личностных барьеров необходимо отметить ярко выраженную скованность, тревожность, неуверенность в успехе, боязнь оказаться смешным, неумным, выскочкой и т.п. На это, кстати, указывает и высокий уровень консервативности. Респонденты этой группы при самореализации используют однотипные, стандартные схемы, не позволяющие им продвинуться, достичь успеха в какой либо сфере. Кроме этого, они имеют поверхностные представления о способах и механизмах самореализации, не знают своих сильных и слабых сторон, неуверенны в своих возможностях, считают, что они не заслуживают больше того, что имеют. При самореализации они чаще всего ориентированы на неуспех, неудачу и, как следствие, их эмоциональный фон несколько снижен. В связи с трудностями самовыражения у испытуемых фиксируется слабая сила стремлений к проявлению самореализации. Они выполняют работу настолько, насколько от них этого требуют, и не более. Их стремления и инициатива проявляются крайне редко и лишь тогда, когда просматривается личностный интерес; на это, кстати, указывают выраженная эгоцентрическая мотивация и личностно значимые намерения к проявления самовыражения. Выраженность эгоцентризма при самовыражении проявляется в мотивации к самореализации через удовлетворение собственных эгоистических интересов и потребностей (карьерный рост, общественное признание, социальный статус, материальное благополучие и т.д.). Арсенал средств, приемов и способов к самовыражению крайне ограничен, чаще
всего это фиксированные формы поведения, сформированные необходимостью выполняемой деятельности. Кроме этого, у этих респондентов отмечается пассивная, экстернальная регуляция своей самореализации. Иначе говоря, в случае удачи, успеха они говорят о везении, в случае неуспеха винят внешние обстоятельства, других людей, ситуацию, иногда собственное плохое самочувствие или отсутствие достаточного времени. Можно также отметить, что сфера самореализации у них не дифференцирована и находится на низком уровне проявления, а это свидетельствует о спонтанности, эпизодичности выражения своих способностей и возможностей, что и определяет ограниченность самореализации.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что у респондентов с низким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью практически не выражены такие характеристики, как социально значимые установки, энергичность, оптимистичность, активны тип саморегуляции, социоцентризм, креативность.
Слабая выраженность социально значимых установок говорит о том, что у них отсутствует стремление быть полезным делу, другим людям, обществу и т.д. Здесь установка на самореализацию личности не обусловлена социально значимыми детерминантами. Им не присуще постоянство стремлений к самовыражению, разнообразие приемов и способов проявления себя в чем-либо и где-либо. Практически не выражен активный тип саморегуляции при самореализации личности, т.е. самореализация педагогов зависит от внешних условий и обстоятельств, а иногда просто от везения. В данном случае человек не считает для себя излишним прилагать какие-либо усилия для личностного, профессионального либо социального самосовершенствования.
Итак, проведенный анализ характеристик самореализации у респондентов с низким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью свидетельствует о критическом уровне самореализации, эпизодичности самовыражения, отсутствии постоянного стремления к реализации своих способностей и возможностей. Кроме того, у респондентов с низким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью наиболее значимой выступает личностная самореализация, направленная на развитие своих личностных качеств и удовлетворения основных потребностей. Данный вид самореализации у представителей этой группы находится на среднем уровне. В то же время социальная и профессиональная самореализация находятся на очень низком уровне. Иными словами, респонденты практически не участвуют в социально-политических событиях своей организации, города, региона и, что особенно важно, они не стремятся как-то воплотить свои возможности и способности в деле. Профессиональная деятельность выступает для них как необходимость существования.
Таким образом, сравнительная характеристика самореализации у респондентов с высоким и низким уровнями удовлетворенности профессиональной деятельностью позволила выявить отличительные особенности по целому ряду характеристик, вскрывающих специфику самовыражения личности педагогов в различных видах жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дерманова И.В. Некоторые аспекты феномена самореализации // Актуальные проблемы науки. — 1997. — № 6.
[2] Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к остановке проблемы) // Мир психологии. — 2005. — № 3.
[3] Коростылева Л.А. Особенности стратегий самореализации и стили человека. — СПб., 2000.
[4] Кудинов С.И., Ежова Н.А. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—12.
[5] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37.
[6] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
[7] Питерская О.В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук.- Барнаул: БГПУ, 2002.
PERSONALITY SELF-REALIZATION IN TEACHERS WITH DIFFERENT LEVELS OF PROFESSIONAL WORK SATISFACTION
S.S. Kudinov
Chair of Theoretical and Applied Psychology Togliatti State University Belorusskaya str., 16 V, Togliatti, Russia, 445667
K.V. Arkhipochkina
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article analyzes the data of an empirical study of professional work satisfaction and self-realization of the personality in teachers. The psychological features of self-realization in the teachers with different levels of satisfaction with their professional work are characterized.
Key words: self-realization, professional work satisfaction, levels, personality, teachers.