Научная статья на тему 'Полипарадигмальный подход как теоретическая база создания полезных образовательных продуктов для высшего профессионального образования'

Полипарадигмальный подход как теоретическая база создания полезных образовательных продуктов для высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / АНДРАГОГИКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ОПР) / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ДИО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чечулина Наталья Александровна, Скибицкий Эдуард Григорьевич, Лихачев Алексей Сергеевич

В статье представлено практическое исследование и дан подробный анализ по одной из важнейших проблем – поиску путей создания полезных образовательных продуктов, необходимых для достижения новых результатов в условиях введения в высшее образование Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на компетентностной и субъектной парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чечулина Наталья Александровна, Скибицкий Эдуард Григорьевич, Лихачев Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полипарадигмальный подход как теоретическая база создания полезных образовательных продуктов для высшего профессионального образования»

УДК 378/Ч-575

Н.А. Чечулина Омская гуманитарная академия Э.Г. Скибицкий

Сибирская академия финансов и банковского дела, г. Новосибирск

А.С. Лихачев

Омский государственный педагогический университет

ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлено практическое исследование и дан подробный анализ по одной из важнейших проблем - поиску путей создания полезных образовательных продуктов, необходимых для достижения новых результатов в условиях введения в высшее образование Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на компетентностной и субъектной парадигме. Ключевые слова: методология, научный подход, парадигмальный подход, полипарадигмальный подход, системно-деятельностный подход, интегративно-развивающий подход, контекстно-модульный подход, андрагогико-акмеологический подход, образовательный продукт (ОПр), дидактическое обеспечение (ДиО).

Формирование будущего профессионала, владеющего не только совокупностью ключевых компетенций, но и умеющего успешно их реализовывать в будущей деятельности, самостоятельно принимать решения в разных жизненных ситуациях, является одним из основных требований модернизации российского образования на современном этапе развития общества.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема поиска путей создания полезных образовательных продуктов, необходимых для достижения новых результатов в условиях введения в высшее образование Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на компетентностной и субъектной парадигме.

Под образовательными продуктами (ОПр) в нашей работе мы понимаем совокупность инновационных дидактических и программных материалов по определенной отрасли знания, которые потребитель приобретает и использует в целях повышения своего уровня профессиональной компетентности в той или иной сфере деятельности. Образовательный продукт (ОПр) должен быть конкурентноспособным на рынке образовательных услуг, которые представляют собой комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых педагогически полезных (целесообразность, эффективность и экономичность) образовательных продуктов для приобретения студентом знаний, умений и опыта с целью удовлетворения его образовательных потребностей [1].

В статье рассмотрен один из видов образовательного продукта - дидактическое обеспечения (ДиО) по разным отраслям знания. Оно представляет собой учебно-методический комплекс для конкретной учебной дисциплины или цикла дисциплин, включающий в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам воспитания, образования и обучения вариативных видов педагогически полезной профессионально-ориентированной содержательной учебной информации на различных носителях (бумажных и электронных) [2].

Разработка педагогически полезного ДиО представляет собой многоэтапный и многогранный процесс, на который оказывают влияние различные факторы субъективного и объективного характера. Следовательно, необходимо выбрать такую методологию, которая бы в комплексе учитывала существенные обстоятельства построения педагогически полезного ДиО и поиска эффективных путей его реализации в образовательной практике высшей школы и в условиях резко изменяющихся потребностей рынка труда.

На основе проведенных исследований (в течение 10 лет) установлено, что таким научным подходом может быть полипарадигмальный как совокупность реализации нескольких парадигм, предполагающей доминирующую роль ведущей парадигмы, которой другие парадигмы не противопоставляются, а дополняют ее по принципу синергетики. Данный подход соответствует методологическому плюрализму как сущностной характеристике современной педагогической науки и способен сыграть важную роль в решении проблемы разработки профессионально-ориентированного педагогически полезного (целесообразность, эффективность и экономичность) ДиО по разным отраслям знания.

В парадигмальном подходе при разработке ДиО предусматривается одновременное рассмотрение по единой программе структурно-функциональных и причинных связей в соответствии с возможностями (материальными, техническими, программными, кадровыми и пр.) учебных профессиональных учреждений.

Реализация полипарадигмального подхода обеспечивается общей методологической и организационной базой, широким привлечением специалистов разных сфер деятельности, в том числе и работодателей, координацией усилий для достижения общей цели - создания оптимальных условий формирования будущего бакалавра с заданными качествами. Кроме того, полипарагмальный подход предусматривает возможность применения различных теоретических положений в области педагогики, психологии, менеджмента, экономики и других наук, мобилизации ранее полученного опыта и результативность, которая была бы невозможна при обращении к отдельно взятым отраслям знаний и факторам [3].

Методологическую базу полипарадигмального подхода составляют принципы всеобщности связи, единства противоположностей, всесторонности, конкретности и т.д. В последнее время в теории и практике отечественной педагогической и психологической науки по-липарадигмальный подход утвердился как один из ведущих.

Рис. 1. Взаимосвязь методологических подходов

В исследовании методологическую основу парадигмального подхода составили взаи-мообогащающие и дополняющие друг друга подходы: системно-деятельностный, интегра-тивно-развивающий, индивидуально-дифференцированный, контекстно-модульный и андра-гогико-акмеологический (рис. 1).

Рассмотрим кратко содержание вышеназванных подходов. Использование системно-деятельностного подхода позволяет рассматривать ДиО как совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, а обучение будущих бакалавров достигается в результате целенаправленной мысле-

деятельности участников процесса обучения (преподавание и учение). Системный подход позволил выделить и обеспечить полноту структурных компонентов ДиО, выявить связь и зависимость между ними. Кроме того, при разработке ДиО учитываются аспекты системного подхода: элементный, структурный, функциональный, интегративный, коммуникативный и исторический. Деятельностный подход реализуется по технологической цепочке педагогических действий, операций и коммуникаций, выстраиваемой строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата при обучении будущих бакалавров по данной отрасли знания с применением педагогически полезного ДиО. Использование деятельностного подхода дало возможность предварительно спроектировать ДиО с учетом совместного действия различного рода факторов, влияющих на процесс обучения будущего бакалавра с позиции синергетического подхода, а также потребностей рынка труда к уровню подготовки выпускников вузов. Эта работа осуществлялась на основе совместных обсуждений разработчиков и работодателей.

Интегративно-развивающий подход предполагает главенство интегративных и синтезирующих тенденций и способствует формированию целостных представлений о мире как единстве процессов и явлений. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность формировать целостные знания студентов, охватить как линейные связи по горизонтали, так и точечные по вертикали, уловить не только их последовательность, но и одновременность и воссоздать видение проблем, ситуаций, явлений на новом более высоком уровне - во всей их полноте многогранности и многоаспектности. Развивающий эффект реализуется при отборе, систематизации, структурировании и представлении содержательной учебной информации (теоретической, практической и справочной) будущим бакалаврам в структуре предметно-содержательного компонента ДиО и активной самообразовательной деятельности с нею. Современное дидактическое обеспечение, основанное на интеграции методов и содержания разных наук, способствует целостному восприятию мира, формированию системных знаний и приросту креативного и терминологического потенциалов личности.

Индивидуально-дифференцированный подход представляется оптимальным, так как сфокусирован на личности будущего бакалавра. Индивидуализация рассматривается с точек зрения построения процесса обучения (отбор методов, средств, организационных форм и видов контроля) и содержания образования (подбор и структуризация учебной информации, составление учебно-профессиональных разноуровневых задач, терминологических словарей), предъявляемых будущему бакалавру. Основным принципом дифференциации выступает дифференцированная методическая им помощь со стороны преподавателя, в зависимости от их уровня подготовленности и личностных качеств. Поэтому разработка ДиО осуществляется с учетом индивидуально-типологических особенностей будущих бакалавров, их возрастных и интеллектуальных возможностей, а также на основе их интересов, способностей, потребностей, профессиональной ориентации бакалавров, запросов рынка труда.

Применение контекстно-модульного подхода обеспечивает моделирование дисциплинарного содержания усваиваемого для будущей профессии. При этом формирование профессионально-важных качеств будущего бакалавра осуществляется в логике технологического процесса от собственно учебной работы (лекция, семинар и др.) через квазипрофессиональную (тренинговые технологии, игровые, проектные технологии и др.) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа будущих бакалавров, практические занятия по изучению содержания образования, производственная практика и др.) к непосредственно будущей профессиональной деятельности бакалавра. Контент учебной дисциплины в образовательных средствах, входящих в структуру ДиО, представляется в виде взаимосвязанных законченных в смысловом отношении модулей. Их структура обусловлена профессионально ориентированной тематикой по той или иной отрасли знания, моделирующую будущую профессиональную деятельность бакалавра, усвоение абстрактных знаний и терминологии как знаковых систем наложено на канву этой деятельности. В модулях четко определены цели и конкретные задачи воспитания, образования и обучения, профессиональные

компетенции, которыми должен овладеть будущий бакалавр. Применение данного подхода позволяет заранее программировать последовательность изучения содержания учебной дисциплины, усвоение основной терминологии и понятий, устанавливать уровень усвоения и виды контроля. Реализация контекстно-модульного подхода способствует оптимальной активности и гибкости обучения, поддержанию постоянной мотивации будущих бакалавров, приспособлению к их индивидуально-типологическим особенностям и интеллектуальным возможностям, организации непрерывного педагогического мониторинга (создание баз данных) и целенаправленной самообразовательной деятельности. В процессе реализации данного подхода преподаватель выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта, координатора и фасилитатора.

Использование андрагогико-акмеологического подхода позволило при разработке ДиО учесть индивидуально-типологические особенности и интеллектуальные возможности будущих бакалавров как взрослых обучающихся и, исходя из этого, определить его адекватную структуру и содержание, наметить образовательные траектории их обучения. Акмеоло-гический подход дал возможность осуществить организацию педагогического процесса поэтапно, что обеспечило достижение успеха и высоких результатов усвоения содержательной учебной информации на основе поддержания постоянного интереса и устойчивой мотивации обучения и выявления факторов, способствующих движению будущего бакалавра к вершинам профессионализма («акме»).

Выделенные научные подходы послужили теоретико-методологической основой для обоснования структуры, содержания и методики разработки ДиО. Однако они не исключают и другие научные подходы, которые, в свою очередь, дополняют основные. Каждый из отмеченных методологических подходов решает свой строго ограниченный круг задач, связанных с разработкой ДиО. Разработка педагогической технологии требует коллективной командной мыследеятельности, главенствующую роль в которой занимает преподаватель по данной отрасли знания.

Содержание дидактического обеспечения отражает основную суть основных дидактических элементов по данной отрасли знания, индивидуально-типологические особенности будущего бакалавра и преподавателей, объективные и субъективные условия обучения, запросы практики и работодателей. К основным параметрам ДиО относятся: фундаментализа-ция, целесообразность, системность, алгоритмичность, оптимальность, адаптивность, результативность и др. Дидактическое обеспечение разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методологическая позиция разработчика (команда, призванная выполнить определенную работу, задание) [3], а также на основе развития запросов рынка труда.

Разработка дидактического обеспечения - процесс многоаспектный. На основе полипа-радигмального подхода построена система принципов, учитывающих специфику создания ДиО процесса обучения будущего бакалавра: это принципы целостности, концептуальности, интегративности, полезности, эргономичности, оптимальности, информационной поддержки технологичности обучения, непрерывного научно-методического сопровождение реализации ДиО (рис. 2).

Существо принципов полипарадигмального подхода к разработке педагогически полезного ДиО составляет выявленная нами устойчивая закономерная связь между субъектами, процессами и его компонентами, созданного с использованием средств информатизации и современных достижений в области педагогики, психологии, эргономики, кибернетики, менеджмента и других наук.

Система принципов

Целостность Эргономичность

Концептуальность Оптимальность

Интегративность Информационная поддержка технологичности обучения

Непрерывное научно-методическое обеспечение Полезность

Принципы разработки дидактического обеспечения по определенной отрасли знания

Рис. 2. Принципы полипарадигмального подхода

1-й этап 2-й этап 3-й этап Проект 4-й этап 5-й этап 6-й этап 7-й этап Психолого-педагогическое обеспечение

Прог но-зирование Модели-рова ние Проектирование Конструирование Апробация Внедрение Научно-методическое сопро-вожде-

Прогноз, документация Модель Проект Образец Экспе-римен-тальный образец Образо-ватель- ный продукт Документация

Рис. 3. Этапы разработки дидактического обеспечения обучения бакалавров и магистров

Обучение с применением ДиО развертывается в виде постепенно усложняющихся (в структуре дидактического обеспечения представлены разноуровневые профессионально-ориентированные тесты, теоретический и справочный материалы, термины) учебно-профессиональных задач, где любая учебная дисциплина рассматривается как средство их решения. Подбор и структуризация содержательной учебной информации осуществляется с учетом типа дисциплины, имеющегося времени на ее изучение, задач, вида занятий, а также соответствия содержания дидактического обеспечения и материально-технической базы учебного заведения, потребностей рынка труда.

В полипарадигмальном подходе находит свое максимальное выражение совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов целостного процесса разработки ДиО обучения: прогнозирования, моделирования, проектирования, конструирования, апробации, внедрения и научно-методического сопровождения (рис. 3).

Прогнозирование осуществляется в допроектной фазе разработки дидактического обеспечения. Моделирование, проектирование и конструирование происходят в проектной фазе. Завершающая фаза - оценочная. Она включает апробацию, внедрение и научно-методическое сопровождение дидактического обеспечения. Рассмотрим кратко содержание этапов разработки педагогически полезного ДиО обучения разным отраслям знания. Этапы разработки технологии показаны на рис. 3.

Прогнозирование - специальная междисциплинарная исследовательская деятельность команды разработчиков, направленная на установление целесообразности разработки ДиО и научное предвидение результатов его внедрения в реальную образовательную практику. Прогнозирование осуществляется на этапе констатирующего эксперимента и используется как инструмент вариантного анализа, получения дополнительной информации при выборе решений, связанных с разработкой ДиО. На основе прогнозирования разрабатывается прогноз - научно обоснованная гипотеза о последствиях внедрения в процесс обучения ДиО, актуальных путях и сроках его разработки [3]. Прогнозы применяются в качестве планов-ориентиров.

Моделирование как разработка общей идеи создания модели ДиО и основных путей его реализации служит предпосылкой и средством анализа процесса построения ДиО, обоснования принимаемых решений, планирования и управления этим процессом.

Результатом моделирования является модель ДиО, которое обычно реализуется на основе эмпирических данных, позволяющих строить прогнозы, производить объективную оценку. Команда разработчиков определяет теоретические основы создания модели ДиО, методы диагностики и оценки его полезности. Процесс моделирования проходит в три этапа: формализация (переход от реального объекта к модели); моделирование (исследование и преобразование модели); интерпретация (перевод результатов моделирования в объект реальности - модель).

Проектирование - мыследеятельность, направленная на предварительное составление проекта предстоящего эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса на основе выбора и принятия решений, а также учета достижений в области педагогики, дидактики, методики, психологии, информатики и других наук, особенностей среды и условий его реализации. В логической структуре проектирования выделяются следующие основные этапы: постановка задачи, сбор информации и ее анализ, выбор стратегии и тактики, формулирование идей, сравнение вариантов, оценка, оптимальное решение, конкретизация.

В процессе проектирования создается проект ДиО, представленного в виде инструментария для решения педагогических задач, который воплощен в форму описания, обоснования, схем, раскрывающих сущность замысла и возможности его практической реализации. Проект становится механизмом реального воплощения его в образовательный продукт. Благодаря проектированию ДиО становится технологичным продуктом, образовательные цели которого заданы на диагностической основе и адекватно отражают технологическую структуру педагогического процесса. При проектировании учитывается взаимосвязь между дидактической целью, педагогическими задачами и системой необходимых видов учебной деятельности студента.

Процесс проектирования ДиО рассматривается с позиций технологического подхода, как вид профессиональной деятельности команды разработчиков образовательного продукта. Проектирование ДиО может осуществляться с применением линейной, циклической, разветвленной, адаптивной стратегии и стратегия приращения. При этом используются принципы сосредоточенности внимания на модели мыследеятельности участников процесса обучения, рефлексивности, многофакторности, адаптации к индивидуально-типологическим особенностям студентов и педагогов, оптимальности.

Прогнозирование и проектирование должны быть направлены на поиск оптимальных путей решения задачи разработки педагогически полезного дидактического обеспечения.

Конструирование как детализация созданной конструкции проекта ДиО, приближающая его к реализации в конкретном педагогическом процессе. При конструировании ДиО применяются принципы учета человеческих приоритетов: саморазвитие, динамичность, гибкость, способность к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Конструирование ДиО предполагает возможность с помощью разработанных диагностических процедур, входящих в его структуру, осуществлять систематический контроль и оценку достижения детально спроектированных в нем образовательных целей.

При конструировании ДиО следует рассматривать как составную часть информационно-образовательной среды по данной отрасли знания. Кроме того, предполагаются серьезная подготовительная работа, большие дополнительные людские, денежные и временные затраты. Этот этап завершается созданием образца ДиО, который проходит апробацию в образовательной практике.

При конструировании используется квадринарная структура ДиО, которая включает учебные, образовательные, воспитательные, профессиональные цели и задачи учебной дисциплины; учебное содержание (тематика, структура, система); процесс эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и студента соответственно современному педагогическому процессу; уровни личностного развития студента (ожидаемые результаты).

Применение при конструировании интегративно-развивающего подхода к представлению содержания образования в структуре ДиО, разрабатываемого на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и социального заказа, позволяет выделить следующие функции изложения: мотивационную, информационную, коммуникативную, управленческую, развивающую, воспитывающую и ориентационную.

При конструировании содержательного компонента (теоретический, практический и справочный материалы) ДиО используются такие виды содержательной учебной информации, как факт, явление, процесс, закон, закономерности, метод, понятие и др. Построение содержательного компонента ДиО основано на использовании элементов модульного, проблемного, игрового и проектного методов. Кроме того, для обеспечения комфортных условий требуется психологическое и эргономическое обеспечение учебной деятельности студентов с применением ДиО.

Психологическое обеспечение включает в себя целый спектр средств, направленных на сближение мотивационных потребностей, интеллектуальных и творческих особенностей личности студента с содержательной и структурной организацией ДиО. Эргономическое обеспечение представляет комплекс условий, направленных на создание комфортно-требовательных условий в процессе учебной деятельности студентов с применением ДиО [4].

При конструировании содержания образования используются различные междисциплинарные связи: учебные, исследовательские, ментальные и опосредованные (рис. 4).

Учебные связи возникают в том случае, когда усвоение одной дисциплины базируется на знаниях другой, предшествующей ей. Такие связи обычно характерны для дисциплин, входящих в один блок. При их изучении определяется структура системных связей всего блока и базисные знания каждой дисциплины.

Исследовательские связи проявляются, если две и более дисциплины имеют общие проблемы или объект исследования, но рассматривают их в различных аспектах или на основе разных дисциплинарных подходов. При этом нужно определить поле общих проблем и на основе сравнительного анализа синтезировать многомерное видение проблемы и комплексный подход к ее решению.

Рис. 4. Виды междисциплинарных связей

Ментальные связи возникают, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты содержания и интеллектуальные знания, умения и навыки, необходимые специалисту в его профессиональной деятельности. В контексте экономического образования это могут быть логические методы анализа и умозаключений, интуитивное мышление и др.

Опосредованные связи формируются в случае, когда понятия одной науки (дисциплины) используются при изучении другой (в процессе гуманизации, фундаментализации, экологизации образования - например, интегрированный курс «Педагогика и профессиональное обучение»).

Апробация - установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика результатов, полученных в процессе экспериментальной проверки и установления педагогической полезности (целесообразность, эффективность и экономичность) применения ДиО в реальной образовательной практике. Апробация осуществляется на этапах формирующего и контролирующего экспериментов с привлечением будущих пользователей. Для получения более полной информации она может проходить официально (в форме обсуждений, устного или письменного отчета пользователя) или неофициально (в форме бесед и опросов пользователей).

Внедрение - особый вид соотношения теории и практики, характеризующийся преднамеренностью и целенаправленностью (цель - средство - результат) введения экспериментально проверенного опытного образца ДиО в образовательную практику, подготовки участников процесса обучения, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения.

Внедрение представляет собой специально организованный активный процесс, предполагающий преодоление встречающихся на его пути препятствий и трудностей (программа внедрения), связанных с взаимоотношениями между разработчиком и пользователем ДиО. Для их преодоления проводятся семинары, открытые занятия, инструктаж будущих пользователей педагогического продукта.

Научно-методическое сопровождение - совокупность методических рекомендаций педагогу по управлению процессом применения ДиО, дидактических разработок, а также инструкций для студента по организации самообразовательной деятельности с использованием ДиО. Оно разрабатывается с учетом уровня интеллектуальной подготовки и индивидуально-типологических особенностей студентов и уровня профессиональной компетентности педагогов, а также с учетом возможностей разного вида обеспечения (материально-технического, финансового и др.) образовательного учреждения.

Проведенное исследование показало, что комплексная реализация названных методологических подходов и принципов позволяет решать различные задачи, связанных с разработкой с участием работодателей полезного ДиО процесса обучения будущих бакалавров, а

также определить стратегию его создания и модернизации по различным отраслям знания. Все этапы разработки ДиО необходимо рассматривать в единстве. Все это вместе взятое обеспечивает повышение уровня подготовки будущих бакалавров: полноту, глубину, оперативность, гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, умений и опыта применения изученной содержательной учебной информации в профессиональной деятельности, быть востребованным на рынке труда.

Для доказательства полезности ДиО в процессе эксперимента использовали различные организационные формы обучения: семинары-тренинги, деловые игры, решение ситуационных задач (кейсов), мультимедийную поддержку, разработку проектов, предпринимательские идеи, решение конструкторских и технологических задач, входящих в структуру ДиО и др. Все эти формы усиливали педагогические возможности дидактического обеспечения обучения разным учебным дисциплинам.

Выполненный в течение пяти лет эксперимент показал, что применение педагогически полезного дидактического обеспечения, разработанного на основе полипарадигмального подхода с учетом потребностей рынка труда в данной сфере профессиональной деятельности, создало условия для профессионально-ориентированного обучения. Кроме того, позволило поддерживать постоянный познавательный интерес и повышать мотивацию будущих бакалавров к обучению, обеспечить перевод теоретических знаний в практические умения и опыт, предоставить широкие возможности для творчества, формировать необходимые профессиональные и социально значимые личностные качества его участников.

Итак, реализация полипарадигмального подхода на разных этапах разработки педагогически полезного ДиО по определенной отрасли знания позволит учитывать потребности рынка труда, необходимый уровень профессиональной компетентности выпускников вузов, прогнозировать нужду производства в тех или профилях и направлениях обучения будущих бакалавров и др.

Библиографический список

1. Скибицкий, Э.Г. Оценка педагогической полезности образовательных продуктов / Э.Г. Скибицкий // Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике : сб. ст. по материалам IV Между-нар. науч.-практ. конф. студентов, магистров, аспирантов и преподавателей / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Э.Г. Скибицкого. - Новосибирск : САФбД, 2013. - С. 7—11.

2. Чечулина, Н.А. Проектирование педагогически-интегрированной технологии в современной образовательной практике [Текст] / Н.А. Чечулина, А.А. Линник // Гуманитарные аспекты научно-технического прогресса. Омск - 2013. - С. 123-134.

3. Лихачева, (Чечулина) Н.А. Современные требования в профессиональной подготовке менеджеров в вузах / Н.А. Лихачева (Чечулина) // Креативный маркетинг: сегодня и послезавтра : 1-я Междунар. науч.-практич. конф. студентов / Мин-во образования и науки РФ ; Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского ; Ун-т г. Хаддерсфилд (Великобритания) ; Английская ассоциация менеджмента ABE (Лондон, Великобритания) ; Харьковский нац. технич. ун-т с.-х. им. П. Василенко (Украина). - 04.12.2009 г. - Омск, 2009. - С. 21-27.

4. Скибицкий, Э.Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития : монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. - Алматы : Гылым, 2004. - 221 с.

5. Скибицкий, Э.Г. Взаимодействие участников команды «Разработчик» при проектировании педагогически полезного дидактического обеспечения дистанционного обучения / Э.Г. Скибицкий // Сибирская финансовая школа. - 2004. - № 3. - С. 124-128.

N.A. Chechulina Omsk Academy of the Humanities E.G. Skibitskiy

Siberian Academy of Finance and Banking, G. Novosibirsk

A.S. Likhachev Omsk State Pedagogical University POLYPARADIGMATIC APPROACH AS A THEORETICAL BASE OF CREATING USEFUL EDUCATIONAL PRODUCTS FOR HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

This article presents a practical research and detailed analysis of one of the most important problems of finding ways to create useful educational products needed to achieve new results in the context of implementation of higher education of the Federal state educational standard, based on competence and subject paradigm.

Keywords: methodology, scientific approach, paradigmatic approach, system-activity approach, integrative developmental approach, context-the modular approach andragogic-acmeological approach, educational product (ODA), a didactic support (dio).

References

1. Skibitskiy E.G. Evaluation of pedagogical usefulness of educational products. Sovremennoe srednee professional'noe obrazovanie: ot teorii k praktike: sbornik statey po materialam IV Mezhdunarodnoy nauchnoy prakticheskoy konferentsii studentov, magistrov, aspirantov i prepodavateley. Novosibirsk, SAFBD Publ., 2013,pp. 7-11.

2. Chechulina N.A., Linnik A.A. Designing of pedagogical and integrated technology in the modern educational practice. Gumanitarnye aspekty nauchno-tekhnicheskogo progressa. Omsk, 2013, p. 123-134.

3. Likhacheva (Chechulina) N.A. The modern requirements in the professional training of managers in universities. Kreativnyy marketing: segodnya i poslezavtra : 1-ya Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Studentov. Omsk, 2009, p. 21-27.

4. Skibitskiy E.G., Egorov V.V. Distantsionnoe obuchenie: teoriya, praktika i perspektivy razvitiya [Distance learning: theory, practice and prospects of development]. Almaty, Gylym Publ., 2004, 221 p.

5. Skibitskiy E.G. Interaction of team members «Developer» in the design pedagogically useful didactic distant learning. Sibirskaya finansovaya shkola, 2004, no. 3, pp. 124-128.

© Чечулина Н.А., Скибицкий Э.Г., Лихачев А.С., 2013

Авторы статьи:

Наталья Александровна Чечулина, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, email: [email protected];

Эдуард Григорьевич Скибицкий, доктор педагогических наук, профессор, Сибирская академия финансов и банковского дела, г. Новосибирск, e-mail: [email protected];

Алексей Сергеевич Лихачев, магистр, Омский государственный педагогический университет, e-mail: akhmaj an. aka@yandex. ru.

Рецензенты:

С.Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия; Е.П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.