T.V. Svitova
Samara State Academy of Culture and Arts, Institute of Music (Conservatory) HEURISTIC TASKS AS A WAY OF LEARNING A NEW MATERIAL (BY EXAMPLE OF DISCIPLINE «MUSIC PSYCHOLOGY») Heuristic tasks are considered in the learning of a new material in the sphere of music psychology. There are texts of tasks and analysis of their realization by students-musicians are given. The article shows the features of heuristic tasks' using; it's the opportunity to create a personal student's educational product. Tasks are associated with the block of a special musician's disciplines and may be used as a group and in individual work.
Sinkveyn determines the motives and the level of students' knowledge on the subject. Writing of essay on musical composition from the point of the composer, performer and listener allows you to see the features of their perceptions and to develop a sense of empathy. Task on Self-concept is a reflexive analysis of the professional image; it allows understand the research subject of scientists and psychologists.
Keywords: heuristic task, educational product of student, teaching methods of music psychology, motivation, perception, formation of self-concept, diagnostic and valuation of educational results.
References
1. Svitova T.V. System of heuristic methods in professional training of a performing musician. Samara, Samara State Technical University, 2010.
2. Khutorskoy A.V. Didactic heuristics. Theory and technology of creative teaching. Moscow, MSU Publishing House, 2003.
3. Art, 1-11. Collection of heuristic tasks. Teaching aid. Moscow, Publishing House "Eidos", Institute of Education Publisher person in 2013, 96 p.
© Свитова Т.В., 2014
Автор статьи - Татьяна Викторовна Свитова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарская государственная академия культуры и искусств, Институт музыки (консерватория), e-mail: [email protected].
Рецензенты:
О.С. Жаркова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт современного искусства и художественных коммуникаций Самарской государственной академии культуры и искусств;
С.С. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.
УДК 378.245:001.82
Н.А. Чечулина Омская гуманитарная академия А.С. Лихачев
Омский государственный педагогический университет
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГРАНТА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Компетентность начинающего исследователя, прежде всего, повышает мотивацию самообразования и практического его управления, связанного с построением методологического и практического аппарата изыскания, интерпретацией экспериментальных данных, методикой написания, знанием законов РФ, процедуры проведения научных изысканий и предложений проекта, гранта и защиты научной работы.
Ключевые слова: компетентность, методология, грант, диссертация, диплом, курсовая работа, способность, наблюдательность, воображение, мышление, интуиция, мотивация.
Настоящие исследования проходили в рамках современной концепции практико-ориентированного направления образования в высшей школе и ее коммерциализации. Ис-
следования, разработка курса и отслеживание их результатов проводились в вузах г. Новосибирска и г. Омска.
Впоследствии проведение данного исследования и внедрение разработанного курса в образовательную подготовку студентов (бакалавров и магистров) и специалистов любых направлений на курсах повышения квалификации подтвердили их необходимость в поручениях президента В.В. Путина от 15 января 2014 г. на заседании Совета по науке и образованию (20 декабря 2013 г.). В частности, он поручил изменить механизмы финансирования науки: сделать программы и гранты основным источником средств на фундаментальные и поисковые научные исследования: «Считаю, необходимо активнее внедрять грантовый механизм при финансировании поисковых исследований, когда ученый в ходе работы над выбранной темой сам определяет перспективные направления дальнейших изысканий...» [8].
Исходя из нашей практики работы, студенты, как и грамотные специалисты с опытом, обладают огромным творческим потенциалом и интуицией, но часто интересные и продуктивные идеи остаются неразработанными и невнедренными лишь только потому, что студент или специалист просто не знает, как приступить к данному изысканию, как правильно его оформить и защитить, да и, самое важное, не видит перспективные направления своих изысканий в дальнейшем. Перед нами встали вопросы: «Выявить проблемы, затрудняющие самоорганизацию проведения научно-исследовательской, научно-практической деятельности студента, специалиста», «Мотивировать студентов, специалистов на проведение научных и научно-практических изысканий и формирование компетенции по проблеме исследования», «Соединение интуитивного начала, продуктивных научных идей с научными изысканиями и их внедрение в практику», «Научить студента и специалиста грамотно оформить научное и научно-практическое исследование в виде проекта, гранта, ВКР или диссертации и защитить их публично».
У начинающих исследователей, приступающих к работе над научно-исследовательской, научно-практической работой, всегда возникает масса вопросов, связанных с построением методологического аппарата изыскания, интерпретацией экспериментальных данных, методикой написания, правилами оформления, процедурой предложений проекта, гранта или защиты научной работы и др. При этом допускаются различного рода ошибки, которые снижают качество выполненного исследования.
Исследования показали, что к таким типовым ошибкам относятся следующие: тема изыскания не раскрывается в положениях, которые выносятся на защиту; положения даются кратко, схематично, детально не раскрываются и не показывают научно-практического «лица» соискателя, его научных или практико-ориентированных идей; новизна (та информация, которая получена впервые) и теоретическая значимость не выделяются, неумело формулируются; во многих исследованиях встречается рассогласование методологического аппарата изыскания; не выдерживается научная терминология, вместо общепринятых терминов употребляется разговорно-бытовая лексика, нарушается научный стиль подачи наработанных материалов; выводы по разделам и заключения изыскания не передают содержание самих глав (разделов), что не дает возможности увидеть богатство научно-исследовательских результатов, его научных достижений; список литературы, применяемой при написании изыскания, включает книги, диссертации и статьи, которые не всегда относятся к теме изыскания; довольно часто перечисляются устаревшие источники, незначительные статьи из журналов и даже газет; литература оформляется с ошибками и с нарушениями принятого стандарта; довольно много встречается орфографических, синтаксических и стилистических ошибок; критериальный аппарат оценки полезности (целесообразность и эффективность) инновации, предложенной в исследовании, предложении соискателем, иногда не позволяет определять объективно ее влияние на развитие процесса (личности); поставленные в исследовании задачи в ходе опытно-экспериментальной работы решаются не в полном объеме; авторы при проведении изысканий и предложений допускают нарушения правил цитирования; форму-
лировки предмета исследования часто не вполне соответствуют названию работы или программы; в гипотезе допускаются предложения, по сути, не требующие проверки (известные истины); декомпозиция цели работы не всегда адекватна заявленным задачам; некоторые соискатели затрудняются в реализации функции методологического знания и даже не могут назвать признаки такого знания; слабое знание математического аппарата обработки полученных данных в ходе опытно-экспериментальной работы, проектной сметы и др.
Следовательно, выполнение научно-исследовательской работы в соответствии с современными требованиями, должно содержать в себе не только практико-ориентированные предложения по внедрению их в жизнь общества (грант, проект, диссертация, диплом, курсовая работа и др.), но и нести в себе фундаментальное исследование, которое характеризуется большой степенью напряженности как физической, так и интеллектуальной и психологической. От соискателя требуется большая концентрация внимания, сосредоточенность своих интеллектуальных ресурсов, знания методологии и технологии проведения как научно-исследовательских, так и научно-практических исследований, умения не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени проводить анализ, статистику и умение их воспроизводить в переработанном виде в соответствии с поставленной целью и задачами. Такие умения составляют содержание компетентности исследователя. Чем выше компетентность специалиста, тем выполняемая им научно-исследовательская, научно-практическая исследовательская деятельность будет более продуктивной при небольших затратах ресурсов (личностных, материальных, временных и др.). В противном же случае результативность этой деятельности будет несоизмерима с понесенными затратами.
Дефиниция «компетентность» (лат. competere - соответствующий, способный) в литературе трактуется как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда (Е.П. Тонконогая и др.); комбинация личностных качеств и свойств (Л.М. Митина); проявление единства профессиональной и общей культуры (Т.Г. Браже, Е.А. Соколовская); комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств (С.Г Вершловский, Ю.Н. Кулюткин и др.); объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи (Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спа-ниярд); способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий (В.В. Краев-ский); способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская) и др. Мы разделяем такую позицию ученых, и компетентность начинающего исследователя рассматриваем как единство психологической, теоретико-методологической и технологической готовности личности к осуществлению научно-исследовательской деятельности, научно-практического исследования и несущей ответственность за ее качество. При этом большое значение имеют мотивационно-целевая установка и культура мышления. Последняя является специфической для научно-исследовательской, научно-практической деятельности и основана на теоретико-методологических и технологических знаниях, необходимой частью которых является рефлексия (размышление о собственной научно-исследовательской деятельности).
Структура компетентности начинающего исследователя, ее источники, направления и информационное обеспечение представлены на рис. 1 [2; 4; 5].
Формирование компетентности начинающего исследователя осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям: психологическое, теоретико-методологическое и технологическое. Рассмотрим кратко их содержание.
Успешное осуществление научной и научно-, практико-ориентированной работы зависит от многих факторов, в том числе и индивидуально-типологических особенностей личности исследователя. На наш взгляд, к таким качествам можно отнести способность, память, наблюдательность, воображение, мышление и интуицию [4; 5].
Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В соответствии с [1; 6] способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся усло-
вием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Вдумчивость, пытливость, критичность, самостоятельность, настойчивость и другие качества личности нужно развивать всем. Они важны для любого специалиста, в том числе и для специалиста, занимающегося исследовательской деятельностью. Для исследователя важным вопросом является определение направленности исследовательской деятельности. Для ее установления необходимо ответить самому себе на вопросы: «Чего я хочу?» и «Почему я это хочу?». Способности исследователя развиваются тренировкой таких базисных элементов изысканий, как поиск путей проверки гипотез и доказательств истины.
Рис. 1. Структура компетентности начинающего исследователя
Продуктивность научной и научно-практической деятельности тесно связана с возможностями памяти, которая представляет собой процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память характеризуется следующими качествами: скорость запоминания, скорость забывания, объем запоминания, длительность сохранения и точность сохранения. В литературе подчеркивается особая важность умения запоминать лишь строго необходимое и основательно забывать до поры до времени менее существенное и менее необходимое. В развитии избирательности памяти помогает просмотр библиографических изданий, рефера-
тивных журналов, соответствующих разделов систематических и справочных каталогов библиотек и др. Кроме того, развить память можно при использовании упражнений, мнемиче-ских средств и др. [3; 6].
Наблюдательность является одним из основных эмпирических методов исследования и представляет собой способность человека, проявляющуюся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов, явлений и процессов. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и т.д.). Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи.
Между наблюдательностью и памятью существует определенная связь. Она выражается в том, что во всяком наблюдении есть сопоставление того, что исследуется, с тем, что известно. Наблюдательность связана с возможностью успешной его настройки на восприятие информации, относящейся к сознательной цели, и оно тем эффективнее, чем интенсивнее и продолжительнее. Развитие любознательности - важная задача формирования исследовательских установок и адекватного восприятия действительности.
Важную роль в процессе изысканий играет воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у людей представлений. С помощью ощущений, восприятия и мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы, представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы - образы воображения. С воображением связаны догадки, интуиция, способность находить новые пути, способы решения задач. Основой воображения является чувственность, а мышление в нем играет ведущую программирующую роль, поскольку оно формирует цели и задачи исследовательской деятельности. Воображение способствует развитию творческих способностей, раскрывает творческую активность, гибкость мышления, интеллектуальный потенциал. Оно в процессе познания выполняет три важнейшие функции: а) познавательную; б) эвристическую; в) прогностическую. Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Оно, осуществляя связь между чувственным и рациональным, способствует заполнению пробелов в познании, включается в состав ассоциации, догадок и гипотез.
В процессе научной деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Его включение в процесс этой деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В практике выделяют три особых типа проблемных ситуаций: а) вообще отсутствует предшествующий опыт. Решение такой задачи осуществляется перебором вариантов, методом проб и ошибок; б) имеется некоторый опыт, но объем его не позволяет решить задачу. Ее решение лежит в создании на основе анализа настоящих условий не имевшейся ранее специальной схемы решения задачи; в) имеются различные виды опыта, схемы и стандартные формулы решения. Ситуация всегда содержит конфликт как проявление противоречия между тем, что имеется, и тем, что нужно достичь. Однако она содержит не только конфликт, но и элементы, которые позволяют построить решение. Анализ проблемной ситуации позволяет расчленить ее на известное и неизвестное (искомое), поставить цели и сформулировать задачи. В работе [2] при решении задачи рекомендуется следующая схема постановки вопросов: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречалась ли раньше такая задача? Есть ли какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить ее результат или использовать метод решения?
Воображение тесно связано с интуицией. В психологии понятие «интуиция» трактуется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего исследо-
ватель имеет его как результат непосредственного усмотрения. К ее чертам относят внезапность, непосредственность с сопутствующим им простотой и изяществом решения. Интуиция есть умение связать известное с искомым, неизвестным. Она позволяет выходить за пределы наличного знания, переходить от знаний об одних предметах к знанию о других. Интуиция во многом зависит от силы воображения, способностей комбинировать, абстрагировать, принимать решение в условиях неопределенности.
Таким образом, у специалиста, занимающегося научно-исследовательской работой, должны быть развиты на достаточном уровне вышеназванные индивидуально-типологические качества, которые позволят ему успешно решать поставленные задачи в области изыскательской деятельности.
Теоретико-методологическая составляющая компетентности начинающего исследователя включает: знание исследователем определенных методологических норм или правил научного познания; умение их применять в процессе решения изыскательских задач; способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования; владение основными исследовательскими подходами и др. [4; 6].
В структуру технологической компетентности начинающего исследователя входят: умение использовать целенаправленно мыслительные операции при проведении изыскания; умение творчески решать различные исследовательские задачи; умение сосредоточиваться на наиболее важных в данный момент времени проблемах; умение применять средства информатизации при решении исследовательских задач; умение осуществлять экспертизу; владение рациональными приемами и методами осуществления научного поиска; владение в совершенстве устной и письменной речью; целесообразный перенос полученных знаний в новые условия; соблюдение гигиены умственного труда и его целесообразную организацию; разумное расходование своих физических и духовных сил; адекватная оценка качества результатов выполненного исследования и др. Важную роль при проведении научно-исследовательской работы играет профессионализм соискателя в своей области деятельности и в области изыскания.
Рис. 2. Формирование компетентности начинающего исследователя
Реализация вышеназванных направлений подготовки в реальной практике позволяет формировать различные компетенции (коммуникативная, методологическая, информационная, регулятивная, профессиональная, операциональная и прогностическая) начинающего исследователя (рис. 2) [3; 7].
На основе междисциплинарных связей нами построен педагогический инструментарий формирования компетентности начинающего исследователя. Он предполагает согласование и преемственную реализацию двух типов задач - формирования компетентности и готовности к ее саморазвитию в области исследовательской и научно-практической деятельности. Под готовностью к саморазвитию компетентности начинающего исследователя мы понимаем его способность осуществлять целенаправленную и рефлексивную деятельность. Она связана с проектированием и реализацией качественных изменений своей личности как носителя компетентности в области проведения научной деятельности, преодолением барьеров (психологических, информационных, физических и др.) и соотнесением полученных результатов с тенденциями развития современной науки и техники.
Особую роль в развитии качеств исследователя играет самообразование. Оно представляет собой целенаправленную деятельность, управляемую самой личностью, с целью повышения своей компетентности в области проведения исследовательских работ. Направление и содержание самообразования определяются самим исследователем в соответствии с его потребностями и интересами (например, видом решаемой научно-исследовательской задачи, формирование исследовательских умений и др.).
Тематический план учебной дисциплины «Основы психолого-педагогических
исследований при разработке грантов, диссертаций, ВКР в научной _и научно-практической деятельности»_
Количество часов
Раздел и тема Аудиторные Самостоятельная Всего часов
занятия работа по дисциплине
Тема 1. Грант, диссертация, ВКР, курсовая работа, проект
как вид научного труда. Нормативно- и социально-
правовые документы РФ 6 6
Тема 2. Методологические основы научных изысканий 4 2 6
Тема 3. Логическая структура исследования 2 2 4
Тема 4. Методы исследования 4 2 6
Тема 5. Структура и содержание этапов исследователь-
ского процесса 6 6 12
Тема 6. Подготовка к написанию гранта, диссертации, ВКР, курсовой работы, проекта 4 2 6
Тема 7. Апробация и оформление результатов исследования 2 2 4
Тема 8. Порядок предоставления гранта, проекта и защи-
ты диссертации, ВКР, курсовой работы и перспективы
практического внедрения 4 2 6
Тема 9. Роль индивидуально-типологических особенно-
стей личности в проведении научно-исследовательской и
научно-практической работы 2 2 4
Тема 10. Технология разработки инструментария для
проведения исследования 4 2 6
Тема 11. Эргономические требования к проведению на-
учно-исследовательской и научно-практической работы 2 2 4
Тема 12. Использование средств информатизации при
проведении научных исследований 4 4 8
Итого по дисциплине 42 30 72
Технология формирования компетентности начинающего исследователя включает мо-тивационно-целевой, информационно-содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-преобразующий и рефлексивно-прогностический взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, обеспечивающие целостный процесс подготовки исследователя к изыскательской деятельности.
Научно-методическое сопровождение процесса формирования компетентности начинающего исследователя предназначено для управления этим процессом. Оно включает различные учебно-методические и справочные материалы, компьютерную поддержку и др. В структуру педагогического инструментария входят интегрированный курс, технология его реализации и научно-методическое сопровождение.
Для доказательства полезности предложенного подхода - формирования самоорганизации самообразовательной деятельности студентов - был разработан учебный курс «Основы психолого-педагогических исследований при разработке грантов, диссертаций, ВКР в научной и научно-практической деятельности».
Содержательная часть интегрированного курса «Основы психолого-педагогических исследований при разработке грантов, диссертаций, ВКР в научной и научно-практической деятельности» представлена в таблице [3; 6; 7].
К эксперименту были привлечены студенты 4-5-го курсов дневного, вечернего обучения, магистранты и слушатели курсов повышения квалификации (общее количество 268 человек), в процессе проведения эксперимента студенты и слушатели были разделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальных группах проводились занятия по дисциплине «Основы психолого-педагогических исследований при разработке грантов, диссертаций, ВКР в научной и научно-практической деятельности», а в контрольных данная дисциплина не велась.
После проведения занятий со студентами и слушателями проводились опросы в экспериментальных и контрольных группах, где были заданы два вопроса:
1. Обеспечивает ли изучение курса «Основы психолого-педагогических исследований при разработке грантов, диссертаций, ВКР в научной и научно-практической деятельности» повышение Вашей мотивации при самоорганизации научно-исследовательской работы?
2. Видите ли Вы перспективы практического применения Вашей научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности?
В экспериментальных группа на ответ «да» (1/2 вопрос) получено 78/84%, ответ «нет» - 20/10%, «да/нет» - 2/6%.
В контрольных группах на ответ «да» получено 69/70%, ответ «нет» - 20/10%, «да/нет» - 11/20%.
Полученные таким образом результаты опроса подтверждают, что данный подход формирования самоорганизации исследовательской и научно-практической деятельности может быть реализован в различных учебных заведениях с учетом специфики их функционирования.
Таким образом, наши исследования показали, что ведущими условиями организации и функционирования целостного процесса формирования компетентности начинающего исследователя являются:
- его междисциплинарная организация;
- мотивация самосовершенствования в области исследовательской и профессиональной деятельности;
- использование различных видов занятий, системы задач разного уровня сложности;
- овладение технологией формирования готовности к саморазвитию компетентности в контексте исследовательской деятельности начинающего исследователя;
- сформированность умений целенаправленно использовать средства информатизации при проведении изысканий;
- наличие навыков определения полезности различной информации в процессе проведения научно-исследовательских, научно-практических работ, грантов и др.;
- изучение нормативно-правовых документов, их чтение и применение отслеживания социально-правовых документов РФ в профессиональной деятельности;
- практическое применение в учебной и профессиональной деятельности, в соответствии с учетом ее специфики.
Таким образом, написание научной, научно-практической работы и ее представление и защита характеризуются большой степенью напряженности как физической, так и интеллектуальной, психологической и практико-ориентированной. От соискателя требуется большая концентрация внимания, сосредоточенность своих интеллектуальных ресурсов, знание методологии и технологии проведения научного исследования и непосредственно ее математической обработки и соответствие законам Российской Федерации. Все вместе это приведет к успешному написанию и завершению исследовательской работы.
Библиографический список
1. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова ; под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 640 с.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабан-ский. - М. : Педагогика, 1982. - 192 с.
3. Егоров, В.В. Организация и технология научного исследования / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий.- Новосибирск : ОАО «Новосибирское книжное издательство», 2006. - 426 с.
4. Скибицкий, Э.Г. Формирование компетентности начинающего исследователя / Э.Г. Скибицкий // Инновации в образовании. - 2007. - № 9. - С. 80-89.
5. Лихачева, Н.А. (Чечулина Н.А.) Технология компетентности педагога в проектировании и создании разноуровневых обучающих курсов / Н.А. Лихачева // Инновационные процессы в высшей школе : материалы XIV Всероссийской науч.-практич. конф. - Краснодар : Изд-во ГОУ ВПО КубГТУ, 2008. - С. 186-188.
6. Лихачева, Н.А. (Чечулина Н.А.) Развитие способностей личности в высшей школе / Н.А. Лихачева // Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения. Личность и культура в современных гуманитарных исследованиях : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и докторантов. 23 сент. 2008 г. Т. 2 / под ред. А.И. Барановского. - Омск : Изд-во Омского экономич. ин-та, 2008. - С. 8-10.
7. Лихачева, Н.А. (Чечулина Н.А.), Скибицкий Э.Г. Использование педагогически-интегрированных технологий при подготовке менеджеров в высшем учебном заведении / Н.А. Лихачева (Н.А. Чечулина), Э.Г. Ски-бицкий // Роль бизнеса в трансформациях российского общества - 2010 : Пятый Междунар. науч. конгресс. -М., МФПА, 12-16 апреля 2010 г. : сб. тезисов докладов. - М. : ООО «Global Conferences», 2010. - С. 87-95.
8. РИА НАУКА : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/scien-ce/20140115/989426705. html#ixzz2qWTulap9.
N.A. Chechulina Omsk Academy of the Humanities A.S. Likhachev Omsk State Pedagogical University
FORMING OF COMPETENCE OF BEGINNING RESEARCHER AT DEVELOPMENT OF UNDERBACK,
RESEARCH AND RESEARCH AND PRACTICE WORK
The competence of beginning researcher is intended, foremost, for the increase of motivation of self-education and by his practical management, related to the construction of methodological and practical vehicle of research, interpretation of experimental data, methodology of writing, knowledge of laws, procedures of realization of scientific researches and suggestions of project, underback and defence of the advanced study, Russian Federation.
Keywords: competence, methodology, underback, dissertation, diploma, term paper, ability, observation, imagination, thinking, intuition, motivation.
References
1. Koporylina V.N., Smirnov М.К, Gоrdееvа МО., Bаlаbаnоvа LM. Psychological dictionary. Rostov n/D., Phoenix, 2003, 640 p.
2. ВаЬашЫу U.K. Problems of increase of efficiency of pedagogical researches. Мoscow, Pedagogics, 1982,
3. Egorov V.V., Skibitskiy E.G. Organization and technology of scientific research. Novosibirsk, 2006, 426 p.
4. Skibitskiy E.G. Forming of competence of beginning researcher. Innovation is in education, 2007, no. 9, pp. 80-89.
5. Likhacheva (Chechulina) N.A. Technology of competence of teacher in planning and creation of different level teaching courses. The Innovative processes at higher school. Krasnodar, 2008, 270 p.
6. Likhacheva (Chechulina) N.A. Developing flairs of personality at higher school. Young People and science: problems, searches. Omsk, 2008, 208 p.
7. Likhacheva (Chechulina) N.A., Skibitskiy E.G. Using of the pedagogical-integrated technologies for preparation of managers in higher educational establishment. Role in transformations of Russian society - 2010, Moscow, 2010, 242 p.
8. RIA SCIENCE. Available at: http://ria.ru/science/20140115/989426705.html#ixzz2qWTulap9.
© Чечулина Н.А., Лихачев А.С., 2014
Авторы статьи:
Наталья Александровна Чечулина, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, email: [email protected];
Алексей Сергеевич Лихачев, аспирант, Омский государственный педагогический университет, e-mail: akhmaj an. aka@yandex. ru.
Рецензенты:
С.Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия;
Н.А. Калиненко, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.
УДК 159
Е.П. Щербаков Омская гуманитарная академия
ПРИЧИНА ОТСТАВАНИЯ В УЧЕБЕ ДЕТЕЙ, ПИШУЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ
Дети с ведущим правым или левым полушарием существенно отличаются по особенностям функционирования каждого полушария. Если в первом классе леворукие учатся успешно, то во втором классе теряют мотивацию к успешному обучению, а в конце года существенно отличаются от детей, пишущих правой рукой. Причина этого не в строении мозга (организменное), а в социальных факторах (сложившиеся традиции не обращать внимание на явление, отсутствие своевременного обучения правильно держать ручку или карандаш).
Ключевые слова: полушария головного мозга, левое полушарие - центр речи, правое полушарие -образность.
Создатель теории высшей нервной деятельности И.П. Павлов выделил типы людей: мыслительный (рассуждающий), художественный (образный) и средний, сочетающий рассуждения и образность.
Леворукие люди имеют ведущее правое полушарие. Они воспринимают информацию быстро, целостно, мышление наглядно-действенное и наглядно-образное, тогда как левое полушарие больше связано с речью, при этом информация воспринимается детально, последовательно, медленно, мышление является словесно-логическим. Основными функциями правого полушария, кроме образности, являются тесные связи с древним мозгом, курирующим тело, биоритмы сна, отдыха; с вегетативной нервной системой.
Мозгу присуща большая возможность компенсации. Если что-то случается с одним из полушарий, то его функции берет на себя другое. И хотя центр речи находится в левом полушарии, правое полушарие также причастно к пониманию смысла (существительных и прилагательных).
Дети с разными ведущими полушариями отличаются. Наблюдение за поведением детей показало, что дети с ведущим левым полушарием, когда они в одной группе, ведут себя