ПЕДАГОГИКА УДК 378.245:001.82
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Изыскательская компетентность направлена на освоение и действенную реализацию методологического аппарата научного исследования, умение интерпретировать полученные результаты. В ходе образовательного процесса она реализуется в научной работе, подготовке заявок на получение грантов, подготовке и защите курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций.
Ключевые слова: компетентность, методология, грант, диссертация, диплом, курсовая работа, наблюдательность, воображение, мышление, интуиция, мотивация.
Н. А. Чечулина, Э. Г. Скибицкий, А. С. Лихачев
N. A. Chechulina, E. G. Skibitsky, A. S. Likhachev
EXPLORATORY COMPETENCE FORMATION OF THE YOUNG RESEARCHER
Exploratory competence is focused on learning and successful implementation of the research methodologies, skills in interpreting the achieved results. During educational process, this competence is implemented in research, preparation of grant applications, preparation and defence of the term and diploma papers, Master's thesis.
Keywords: competence, methodology, grant, thesis, diploma, term paper, observation, imagination, thinking, intuition, motivation.
Настоящие исследования проходили в рамках современной концепции практико-ориентированного направления образования в высшей школе. Исследования, разработка курса и отслеживание их результатов проходили в вузах Новосибирска и Омска.
Студенты обладают огромным творческим потенциалом и интуицией, но часто интересные и продуктивные идеи остаются не разработанными и не внедренными лишь потому, что студент (а иной раз и дипломированный специалист) просто не знает, как приступить к исследованию, как правильно оформить и защитить полученные результаты, не видит перспективы своих изысканий в дальнейшем. Перед нами встали вопросы: что именно затрудняет самоорганизацию научно-исследовательской и научно-практической деятельности студента, специалиста? каким образом повысить мотивацию студентов, специалистов на проведение научных и научно-практических изысканий? как научить студента и специалиста грамотно оформить научное и научно-практическое исследование в виде проекта, гранта, выпускной квалификационной работы или диссертации и защитить их публично?
У начинающих исследователей, приступающих к работе над научно-исследовательской научно-практической работой, всегда возникает масса вопросов, связанных с построением методологического аппарата изыскания, интерпретацией экспериментальных данных, методикой написания, правилами оформления, процедурой предложений проекта, гранта или защиты научной работы и др. При этом допускаются различного рода ошибки, которые снижают качество выполненного исследования.
Опыт преподавательской работы показывает, что наиболее типичными являются следующие ошибки:
- тема изыскания не раскрывается в положениях, которые выносятся на защиту;
- основные положения даются кратко, схематично, детально не раскрываются и не показывают научно-практического «лица» соискателя, сути его научных или практико-ориентированных идей;
- новизна (та информация, которая получена впервые) и теоретическая значимость не выделяются, неумело формулируются;
- не выдерживается научная терминология; вместо общепринятых в науке терминов употребляется разговорно-бытовая лексика;
- выводы по разделам и заключения изыскания не передают содержания самих глав (разделов);
- список литературы, используемой при написании работы, включает книги, диссертации и статьи, которые не всегда относятся к теме исследования; довольно часто перечисляются устаревшие источники, незначительные статьи из журналов и даже газет;
- список литературы оформляется с ошибками и нарушениями принятого стандарта;
- нередко встречаются орфографические, синтаксические и стилистические ошибки;
- критериальный аппарат оценки полезности (целесообразности, эффективности) инновации, предложенной в исследовании, не позволяет объективно оценить его результаты;
- поставленные в исследовании задачи в ходе опытно-экспериментальной работы решаются не в полном объеме;
- формулировка предмета исследования часто не вполне соответствует названию работы или программы;
- в гипотезе допускаются предложения, по сути, не требующие проверки (известные истины);
- декомпозиция цели работы не всегда адекватна заявленным задачам;
- некоторые соискатели затрудняются в реализации функций методологического знания и даже не могут назвать признаки такого знания;
- имеет место слабое знание математического аппарата обработки полученных данных.
Научно-исследовательская работа в соответствии с современными требованиями должна содержать в себе не только практико-ориентированные предложения, но и содержать результаты фундаментального характера,
достижение которых характеризуется значительной степенью напряженности, как физической, так и интеллектуальной и психологической. От соискателя требуется большая концентрация внимания, мобилизация своих интеллектуальных ресурсов, знание методологии и технологии проведения научно-исследовательских, и научно-практических исследований, умения не только пользоваться научными знаниями, но и их воспроизводить в переработанном виде, в соответствии с поставленной целью и задачами. Такие умения составляют содержание компетентности исследователя. Чем выше компетентность специалиста, тем более продуктивной будет выполняемая им научно-исследовательская и научно-практическая деятельность при относительно небольших затратах ресурсов (личностных, материальных, временных и др.). В противном же случае результативность этой деятельности будет несоизмерима с понесенными затратами.
Компетентность (лат. competere - соответствующий, способный) в литературе трактуется как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда (Е. П. Тонконогая и др.); комбинация личностных качеств и свойств (Л. М. Митина); проявление единства профессиональной и общей культуры (Т. Г. Бра-же, Е. А. Соколовская); комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств (С. Г Вершловский, Ю. Н. Кулюткин и др.); объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи (Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд); способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий (В. В. Краевский); способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская) и др. Мы рассматриваем компетентность начинающего исследователя как единство психологической, теоретико-методологической и технологической готовности личности к осуществлению научно-исследовательской деятельности, научно-практического исследования, причем личности, несущей ответственность за ее качество. Большое значение имеет мотивационно-целевая установка и культура мышления. Последняя имеет своей основой теоретико-методологические и технологические знания, необходимой частью которых является рефлексия.
Формирование компетентности начинающего исследователя осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям: психологическому, теоретико-методологическому и технологическому. Рассмотрим кратко их содержание.
Успешное осуществление научной и научно-практи-ко-ориентированной работы зависит от многих факторов, в том числе и индивидуально-типологических особенностей личности исследователя. На наш взгляд, к таким качествам можно отнести способность, память, наблюдательность, воображение, мышление и интуицию.
Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. Они определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [1]. Вдумчивость, пытливость, критичность, самостоятельность, настойчивость и другие качества лич-
ности нужно развивать всем. Они важны для любого специалиста, в том числе и для специалиста, занимающегося исследовательской деятельностью. Для исследователя важным вопросом является определение направленности исследовательской деятельности. Для ее установления необходимо ответить самому себе на вопросы: «Чего я хочу?» и «Почему я это хочу?». Способности исследователя развиваются тренировкой таких базисных элементов изысканий, как поиск путей проверки гипотез и доказательств истины.
Продуктивность научной и научно-практической деятельности тесно связана с возможностями памяти, которая представляет собой процессы организации и сохранения прошлого опыта, его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память характеризуется следующими качествами: скорость запоминания, скорость забывания, объем запоминания, длительность сохранения и точность сохранения. В литературе подчеркивается особая важность умения запоминать лишь строго необходимое и основательно забывать до поры до времени менее существенное и менее необходимое. В развитии избирательности памяти помогает просмотр библиографических изданий, реферативных журналов, соответствующих разделов систематических и справочных каталогов библиотек и др. Кроме того, развить память можно при использовании: упражнений, мне-мических средств и др. [2, с. 6].
Наблюдательность является одним из основных условий успешности эмпирического исследования и представляет собой способность человека, проявляющуюся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов, явлений и процессов. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, систему методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизацию данных и т. д.). Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи.
Между наблюдательностью и памятью существует определенная связь. Она выражается в том, что во всяком наблюдении есть сопоставление того, что исследуется, с тем, что известно. Наблюдательность связана с возможностью успешной настройки внимания на восприятие информации, относящейся к сознательной цели, и оно тем эффективнее, чем интенсивнее и продолжительнее. Развитие любознательности - важная задача формирования исследовательских установок и адекватного восприятия действительности.
Важную роль в процессе изысканий играет воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у людей представлений. С помощью ощущений, восприятия и мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов. Именно образы, представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются но-
вые образы - образы воображения. С воображением связаны догадки, интуиция, способность находить новые пути, способы решения задач. Основой воображения является чувственность, а мышление в нем играет программирующую роль, поскольку оно формирует цели и задачи исследовательской деятельности. Воображение способствует развитию творческих способностей, раскрывает творческую активность, гибкость мышления, интеллектуальный потенциал. Оно в процессе познания выполняет три важнейшие функции: а) познавательную, б) эвристическую, в) прогностическую. Деятельность воображения всегда соотносится с действительностью. Оно, осуществляя связь между чувственным и рациональным, способствует заполнению пробелов в познании, включается в состав ассоциаций, догадок и гипотез.
В процессе научной деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Его включение в процесс этой деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В практике выделяют три особых типа проблемных ситуаций: а) вообще отсутствует предшествующий опыт (решение такой задачи осуществляется перебором вариантов, методом проб и ошибок); б) имеется некоторый опыт, но объем его не позволяет решить задачу (ее решение лежит в создании на основе анализа настоящих условий не имевшейся ранее специальной схемы решения задачи); в) имеются различные виды опыта, схемы и стандартные формулы решения. Ситуация всегда содержит конфликт как проявление противоречия между тем, что имеется и тем, что нужно достичь. Однако она содержит не только конфликт, но и элементы, которые позволяют принять решение. Анализ проблемной ситуации позволяет расчленить ее на известное и неизвестное (искомое), поставить цели и сформулировать задачи. Ю. К Бабанский рекомендует следующую схему постановки и продвижения вопроса: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречалась ли раньше такая задача? Есть ли какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить ее результат или использовать метод решения? [3]
Воображение тесно связано с интуицией. В психологии понятие «интуиция» трактуется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего исследователь имеет его как результат непосредственного умозрения. К ее свойствам относят внезапность, непосредственность с сопутствующим им простотой и изяществом решения. Интуиция есть умение связать известное с искомым, неизвестным. Она позволяет выходить за пределы наличного знания, переходить от знаний об одних предметах к знанию о других. Интуиция во многом зависит от силы воображения, способностей комбинировать, абстрагировать, принимать решение в условиях неопределенности.
Таким образом, у специалиста, занимающегося научно-исследовательской работой, должны быть развиты на достаточном уровне вышеназванные индивидуально-типологические качества, которые позволят ему успешно
решать поставленные задачи в области изыскательской деятельности.
Теоретико-методологическая составляющая компетентности начинающего исследователя включает: знание исследователем определенных методологических норм или правил научного познания; умение их применять в процессе решения изыскательских задач; способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования; владение основными исследовательскими подходами и др. [4, с. 86].
В структуру технологической компетентности начинающего исследователя входят: умение использовать целенаправленно мыслительные операции при проведении изыскания; умение творчески решать различные исследовательские задачи; умение сосредоточиваться на наиболее важных в данный момент времени проблемах; умение применять средства информатизации при решении исследовательских задач; умение осуществлять экспертизу; владение рациональными приемами и методами осуществления научного поиска; владение в совершенстве устной и письменной речью; целесообразный перенос полученных знаний в новые условия; соблюдение гигиены умственного труда и его целесообразная организация; разумное расходование своих физических и духовных сил; способность к адекватной оценке качества результатов выполненного исследования и др.
На основе междисциплинарных связей нами построен педагогический инструментарий формирования компетентности начинающего исследователя. Он предполагает согласование и преемственную реализацию двух типов задач: формирования компетентности и готовности к ее саморазвитию в области исследовательской и научно-практической деятельности. Под готовностью к саморазвитию компетентности начинающего исследователя мы понимаем его способность осуществлять целенаправленную и рефлексивную деятельность. Она связана с проектированием и реализацией качественных изменений своей личности как носителя компетентности в области проведения научной деятельности, преодолением барьеров (психологических, информационных, физических и др.) и соотнесением полученных результатов с тенденциями развития современной науки и техники.
Особую роль в развитии качеств исследователя играет самообразование. Оно представляет собой целенаправленную деятельность, управляемую самой личностью, с целью повышения своей компетентности в области проведения исследовательских работ. Направление и содержание самообразования определяет сам исследователь в соответствии со своими потребностями и интересами (например, видом решаемой научно-исследовательской задачи, формированием исследовательских умений и др.).
Технология формирования компетентности начинающего исследователя включает мотивационно-целевой, информационно-содержательный, операционально-де-ятельностный, контрольно-преобразующий и рефлексивно-прогностический компоненты, обеспечивающие целостный процесс подготовки исследователя к изыскательской деятельности.
Научно-методическое сопровождение процесса формирования компетентности начинающего исследователя обеспечивает управление этим процессом. Оно включает различные учебно-методические и справочные материалы, компьютерную поддержку и др. В структуру педагогического инструментария входят интегрированный курс, технология его реализации и научно-методическое сопровождение.
Для доказательства полезности предложенной методики формирования основ самоорганизации в исследовательской деятельности студентов нами был разработан и реализован учебный курс «Основы психолого-педагогических исследований при разработке грантов, диссертаций, выпускных квалификационных работ в научной и научно-практической деятельности». Курс носил междисциплинарный характер, были подготовлены системы задач разного уровня сложности. К эксперименту были привлечены студенты 4-5 курсов дневного и вечернего обучения, магистранты и слушатели курсов повышения квалификации (общее количество 268 человек). Большинство участников
эксперимента (78-84 % по результатам проведенного опроса) признали его результативным.
1. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорули-на, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева и др.; под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д : Феникс, 2003. 640 с.
2. Егоров В. В., Скибицкий Э. Г. Организация и технология научного исследования. Новосибирск : ОАО «Новосиб. кн. изд-во», 2006. 426 с.
3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М. : Педагогика, 1982. 192 с.
4. Скибицкий Э. Г. Формирование компетентности начинающего исследователя // Инновации в образовании. 2007. № 9. С. 80-89.
© Чечулина Н. А., Скибицкий Э. Г. , Лихачев А. С., 2014