Научная статья на тему 'Научное становление филологов в условиях магистратуры'

Научное становление филологов в условиях магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТР / ФИЛОЛОГИЯ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / MASTER IN SCIENCE / MAGISTER / PHILOLOGY / AUTHORING PROGRAM / RESEARCH ACTIVITIES / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стычева Ольга Андреевна

В работе рассматривается научное становление специалиста как важный интеллектуальный потенциал. Магистранту в вузе предстоит овладеть нормами и принципами поисковой, экспериментальной и статистической деятельности, необходимой для дальнейшей познавательной и исследовательской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стычева Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific development of philologists in the magistrature

The paper considers specialist's scientific development as an important intellectual potential. A higher school magistrate student has to master the rules and principles of searching, experimental and statistical activities which are necessary for his/her further cognitive and research activities

Текст научной работы на тему «Научное становление филологов в условиях магистратуры»

О. А. Стычева

(г. Шымкент, Казахстан)

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ

В статье показано, что научное становление специалиста рассматривается как важный интеллектуальный потенциал. Магистранту в вузе предстоит овладеть нормами и принципами поисковой, экспериментальной и статистической деятельности, необходимой для дальнейшей познавательной и исследовательской деятельности

Высшие учебные заведения Республики Казахстан осуществляют двухуровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием: первый уровень предполагает присвоение степени бакалавра, второй уровень - магистра. В магистратуре подготовка специалистов проводится по двум направлениям: профильному и научно-педагогическому. Расширяя и углубляя знания о методологическом и философском аспектах лингвистики и литературоведения, магистранты специальности «Филология» готовятся к выполнению профессиональных функций, определяемых понятием компетентность. Объектами их профессиональной деятельности являются вузы и научно-исследовательские организации, организации культуры и управления государственного и негосударственного профиля, редакции и издательства [3, с. 2].

Особого внимания заслуживают требования к научно-исследовательской работе магистрантов, которая должна соответствовать основной проблематике специальности, быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость. Научное направление подготовки определяется требованиями к знаниям магистров о состоянии развития мировой и отечественной науки и перспективах исследований в области филологии. В характеристике объема навыков и умений магистров, в определении границ их компетентности научное направление подготовки занимает центральное место.

Прагматический ориентир на получение конечного результата - защиту магистерской диссертации - также связан с качеством организации научно-исследовательской деятельности магистрантов. Так определяется нами актуальность разработанного нами элективного курса «Научно-исследователь-

ская работа магистранта», включенного в компонент по выбору учебного плана специальности «Филология» (цикл базовых дисциплин], рассчитанного на один кредит. Исходя из его пропедевтического и в достаточной степени рекогностировочного характера его изучение планируется на первом семестре магистерской подготовки.

Занятия научно-изыскательской деятельностью предполагают наличие у магистрантов исследовательских качеств. Наиболее важные из них - глубокие знания в области современной филологии, наблюдательность, оригинальность и нестандартность мышления, независимость суждений, умение отстаивать свою точку зрения. Кроме того, для формирования настоящего ученого необходимы базовая и поисковая подсистема метазнаний, основанных на умении аналитикосинтетической переработки информации и результатов полученных наблюдений. Элективный курс «Научно-исследовательская работа магистрантов» призван создать такую базу. Практическое направление поиска, организация экспериментальной работы осуществляются благодаря индивидуальным консультациям с научным руководителем, но их теоретическую основу формирует указанная дисциплина.

В ходе ее усвоения магистранту предстоит научиться отличать фундаментальное исследование от прикладного, определять задачи научного поиска (изучить, систематизировать, обобщить, классифицировать, уточнить, проверить, конкретизировать и т.д.], в зависимости от чего и делать отбор исследовательских приемов предстоящих действий. Не менее важным является наличие точных представлений о конечном результате проведенного изыскания (закон, классификация, модель, правило, рекоменда-

ции), для чего необходимо усвоить семантические характеристики целого ряда понятий. Цель предлагаемого нами элективного курса

- дать представление о методах и приемах научных исследований, используемых в современной науке, и их возможностях.

При составлении авторской учебной программы были сформулированы требования к усвоению данной дисциплины. Магистрант должен знать: основные задачи филологической науки; проблемы и основные направления современных филологических исследований в Республике Казахстан; основные стандарты, ГОСТы, регламентирующие подготовку и оформление результатов исследования; требования к содержательной стороне исследования и его представлению. Магистрант должен уметь: обобщать результаты исследовательской работы и описывать их; правильно определять задачи и цели исследования, формулировать гипотезу и концепцию научного поиска; применять наиболее эффективные методы и приемы исследования; грамотно пользоваться компьютерной поддержкой.

В авторской программе определены также пререквизиты (знания и навыки, необходимые для освоения изучаемого курса] учебного предмета «Научно-исследовательская работа магистрантов»:

- знание о специфике научного стиля речи в объеме программы «Стилистика русского языка» для выпускников-бакалавров;

- навыки анализа текстов, относящихся к научному стилю речи;

- навыки создания репродуктивных и репродуктивно-творческих жанров научного стиля.

Конреквизитами и постреквизитами (параллельная и последующая востребованность знаний по дисциплине] будут: грамотное оформление результатов познавательной и исследовательской деятельности при усвоении программных дисциплин: создание рефератов и обзоров; отчетов, депонирование рукописей, составление рецензий и отзывов, написание статей, докладов, работа над отбором, систематизацией и оформлением магистерской диссертации.

Предполагается организация занятий в форме лекций, семинаров и практических занятий. Так, определение понятия научное сообщество, представление о философском и социологическом аспектах науки, сведения о классической, неклассической и неокласси-

ческой науке предлагаются магистрантам на лекционном занятии, где феномен науки представлен как предмет специального анализа. На заседании «круглого стола», куда приглашаются ведущие ученые филологического факультета, осваиваются социокультурные составляющие научного творчества, разноуровневые методологии, психологические и эстетические компоненты исследовательской деятельности. От рассмотрения вопроса об основных направлениях развития казахстанской науки магистранты перейдут к характеристике дисциплинарной структуры изысканий в области лингвистики и литературоведения.

На семинарском занятии рассматриваются соотносительные характеристики понятий «образование» и «наука», «наука» и «культура». На этом же занятии заслушиваются сообщения об истории развития технических и гуманитарных отраслей знаний, о современных тенденциях интеграции и дифференциации наук. Примечательно, что последний вопрос в требованиях ГОСО выделен особо [3, с. 5]. Диалектические подходы к его исследованию предполагают уяснение понятий дифференциация отраслей знаний как традиционного пути научных исследований и интеграция научных отраслей - как инновационные подходы, обусловленные современным состоянием науки.

Сведения магистрантов о пользовании библиотечным фондом и о правилах работы с печатным источником расширяются путем анализа образцов и усвоения рекомендаций опытных библиографов. На специальном семинарском занятии, проводимом в библиотеке, они осваивают:

- основы источниковедения и библиологии;

- методику работы с каталогами и создания собственных картотек;

- способы оформления библиографических списков;

- различные подходы к использованию в научной работе ссылок и цитат;

- требования к составлению обзоров.

Магистранты расширят свои представления о способах оформления изыскательской деятельности на практических занятиях, в ходе систематизации знаний о нормативноязыковых особенностях текстов научного стиля. Анализируя образцы различных жанров научного стиля, они обращают внимание на специфику введения в научный текст

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (31] 2012

53

лингвистической терминологии, дают характеристику особенностям использования в нем грамматических категорий. Усваивая специфику структурирования научных текстов, магистранты работают над созданием репродуктивных жанров научного стиля. В ходе выполнения магистерской программы они обращаются к составлению различных видов планов и правилам их оформления, работают над созданием тезисов и таких видов конспектов, которые называются тематическими и служат основой для создания обзоров. Расширяются также представления магистрантов об отличительных особенностях отзывов и рецензий, о назначении аннотаций. Специфика репродуктивно-творческих жанров научного стиля осваивается в ходе работы над проектом, рефератом, докладом.

Работа над совершенствованием указанных жанров научного стиля полезна в плане формирования профессиональной компетенции для тех магистрантов, которые в будущем займутся преподавательской деятельностью. В условиях бакалавриата им предстоит руководить самостоятельной познавательной деятельностью студентов, основанной на овладении общепредметными способами учения. В основе деления научных текстов на репродуктивные, репродуктивнотворческие, творческие лежит учет степени самостоятельности в изложении научной информации, о чем должен быть осведомлен начинающий изыскатель и что крайне важно при написании научных работ и подготовке к защите магистерской диссертации.

Предлагаемый элективный курс позволяет усвоить важнейшие способы оформления результатов исследовательской деятельности. Это и подготовка устного сообщения на научную тему, и методика создания научной статьи, и особенности подготовки к публикации учебных пособий и методических разработок. Не остаются без внимания и вопросы, связанные с особенностями работы магистранта над диссертацией. Усваиваются цели и содержание работы на собирательном этапе исследования; методы изучения и анализа научной литературы и организации наблюдений. Предметом изучения становится проблема проведения опросов и анкетирования и вопросы организации формирующего (объяснительного] этапа исследования. Проведение экспериментальной работы предполагает обращение к статистическим мето-

дам, а также к методам сравнения и сопоставления.

Подходы к структурированию работы, правила оформления диссертационного исследования, характер приложений осваиваются в ходе анализа большого количества текстов-образцов. Требования к содержанию магистерской диссертации и правила ее оформления, характер введения, способы структурирования основной части, особенности оформления заключения изложены в специальных инструктивных письмах, с которыми необходимо познакомить магистранта. Присутствуя на защите диссертационных работ магистрантов выпускного курса и общаясь с ними на специальных встречах, магистранты узнают об этапах подготовки к защите магистерской работы, о роли и назначении рецензирования диссертационного исследования, о содержании резюме и требованиях к подготовке устных выступлений.

С помощью научного руководителя магистрант определяет содержание научного аппарата собственного исследования, формулирует его цели и задачи, производит отбор исследовательских методов и описывает теоретическую значимость и практическую ценность проделанной работы. Но наблюдения свидетельствуют, что после прослушанного элективного курса магистрант более подготовлен к самостоятельной изыскательской деятельности. Основанием для выставления как текущих, так и итогового баллов является качество опубликованного и подготовленного к изданию материала.

Глубокий анализ состояния магистерской подготовки на современном этапе предполагает выработку тех направлений педагогической деятельности, которые призваны существенно улучшить качество обучения. Первое условие такого повышения качества связано с учебно-управленческим компонентом дидактической системы: необходим строго научный и целостный подход к разработке пакета нормативных документов, на основе которых будет организован процесс подготовки магистров. Далее предстоит создать учебно-методические комплексы по каждому предмету и продумать рациональные приемы использования средств обучения на различных этапах занятия. Один из актуальных вопросов - поиск наиболее эффективных методических приемов работы. В современных условиях наблюдается повышенный интерес к вопросам становления профессио-

нальных знаний путем использования педагогических нововведений. Возрос массовый характер применения новых технологий обучения. Важную роль играет умение педагога обращаться к интерактивным методам, предполагающим создание режима взаимодействия, при котором магистранту научная информация не преподносится в готовом виде, а предлагаются пути для ее нахождения. Использование названного метода строится с опорой на предшествующий опыт, на привлечение наглядных и технических средств обучения, на неограниченные творческие возможности преподавателя при разработке и комбинировании таких методических приемов, которые соответствуют современным требованиям и призваны сделать каждое занятие творческим и интересным.

Не менее важной отличительной чертой нового подхода к процессу познания является персонизация обучения. В дидактике разрабатываются системы, основанные на понятиях «дифференциация обучения», «личностный подход», «индивидуальные особенности». Если речь идет об индивидуальных особенностях, то в виду имеется комплекс природных свойств личности: задатки, способности, темперамент, логика мышления. Личностный подход предполагает учет

реальных чувств, мыслей, интересов, наклонностей и духовных потребностей обучаемого. И, что не менее важно, при таком подходе магистрант перестает быть объектом обучения: формируя его субъектные свойства, преподаватель добивается, чтобы познание носило инициативный характер, при котором мотивация изучения предмета была бы продиктована личным интересом и стремлением к его усвоению. Такой подход дает возможность усваивать материал не только со стороны терминологического выражения (понятийный уровень], но и со стороны оперирования полученными знаниями (практическая ценность]. Должное внимание уделяется каждому этапу познания: восприятию, осознанию, запоминанию, применению. Однако традиционность этапов предполагает включение в них таких элементов, которые модернизируют каждый дидактический шаг, расширяют его гносеологические возможности.

Учебная дисциплина «Научно-исследовательская работа магистрантов» (НИРМ) введена в учебный план с целью повышения уровня теоретической подготовки обучающихся, воспитания их самостоятельности и творческого подхода к овладению знаниями.

Литература

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг. // Мысль. - 2004. - №1.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. - 11 ноября 2007 г.

3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Магистратура. Специальность: 6Ы0205 - Филология. - Астана, - 2010.

4. Рогов И. Е. Приемы обучения. - М., 2000.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (31) 2012

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.