УДК 378.022.026
Sticheva O.A. SCIENTIFIC SPEECH STYLE: DIDACTIC PROVISION PROBLEMS. General characteristics of the scientific speech style is the topic of the presented article. It characterizes the didactic meaning of different means of the scientific information presentation for the specialists' formation in the higher institutions. The paper author's practical experience lecturer also provided her to reveal and describe the problems of the scientific style acquisition by the students, the problems being a part of the terminological lexis.
Key words: scientific style, variety of the scientific style texts, genres classification, (reproductive, reproductive - creative, productive), methods of instruction, problems of acquisition, language levels, terminological lexis.
О.А. Стычева, канд. пед. наук, доц. каф. русского языка и мировой литературы Южно-Казахстанского
гос. педагогического института, г. Шымкент, E-mail: [email protected]
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ: ВОПРОСЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В статье дана общая характеристика научного стиля речи, охарактеризована дидактическая значимость овладения различными способами оформления научной информации в период вузовского становления специалистов. Опыт практической работы автора сделал закономерной задачу выявления и описания проблем в освоении студентами научного стиля, связанных с использованием терминологической лексики.
Ключевые слова: научный стиль, разновидности текстов научного стиля, классификация жанров, (репродуктивный, репродуктивно-творческий, продуктивный), приемы обучения, проблемы освоения, языковые уровни, терминологическая лексика.
Научный стиль - один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу научной и технической литературы. Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией различных областей научных знаний, обеспечивающих многообразные сферы деятельности человека. Языковые особенности научного стиля объясняются предназначенностью специальных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. В связи с этим указанный стиль, как и другие книжные стили, характеризуется ясностью, точностью, объективностью, логичностью и доказательностью изложения, полнотой информации. В должной мере такой подаче материала способствует обращение к формулам и уравнениям, графикам и диаграммам, статистическим таблицам и опорным схемам. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Научный стиль реализуется в письменной и устной форме. Специфичные черты научного стиля речи: предварительное обдумывание высказывания, преобладание текстов монологического характера, строгий отбор языковых средств, неукоснительное соблюдение произносительных и правописных норм [1; 2; 3].
Научный стиль имеет как ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук, так и жанровые различия, что позволяет говорить о специфике стиля в целом и об особенностях таких его разновидностей, как: научно-популярный; научнотехнический; научно-деловой; научно-публицистический; учебно-научный. Следует указать на сложности, которые могут возникнуть при определении жанровой принадлежности произведений научного стиля. Так, чтобы определить, что приведенный ниже отрывок, взятый из книги Н.И. Формановской «Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика», относится к собственно научному стилю, необходимо установить не только название источника, но и его предназначение. Аннотация свидетельствует, что книга адресуется студентам-филологам старших курсов, магистрантам, аспирантам, стажерам, ...преподавателям иностранного языка и русского языка как иностранного; она может заинтересовать также психологов и социологов, изучающих общение. Обратимся к выдержке из книги.
.К средствам и компонентам невербального общения следует отнести коммуникативно-значимое молчание. Прежде всего, молчание - это ролевая обязанность слушающего, форма его этикетного кооперативного поведения (не перебивать, выслушивать, дослушивать и т.п.), при этом подавая вербальные и невербальные сигналы своего участия в коммуникации: кивки, направленность взгляда, междометия типа “угу", и мн. др., подтверждая тем самым контакт внимания, понимания и т.д. это “нормативное” молчание слушающего, отвечающее ожиданиям говорящего. Другой тип молчания принадлежит роли говорящего, когда партнер ожидает от него словесной реплики, но вместо этого получает нулевой заместитель вербальных знаков...
Уже на этом примере нетрудно убедиться, что приведенная выше классификация не является универсальной, содержит
элемент условности и имеет открытую структуру: возможно включение в нее, например, таких жанров, как научно-методический, научно-рекомендательный и др.
Несмотря на достаточно высокую степень разработанности теоретических проблем научного стиля лингвистами (сфера применения, специфика использования языковых средств разных уровней, классификационные характеристики и др.), методический аспект проблемы его освоения студентами высших учебных заведений исследован недостаточно. В практике вузовского обучения вопросы классификации жанров научного стиля, как и методические проблемы овладения им, представляются актуальными. Последние связаны с формированием у студентов общепредметных навыков, необходимых для грамотной организации самостоятельной познавательной деятельностью, результаты которой оформляются на основе привлечения таких жанров научного стиля, как планы, тезисы, конспекты, рефераты, доклады и др.
Предлагаемая в статье классификация жанров научного стиля основана на дидактическом подходе и опирается на многолетний опыт автора - вузовского преподавателя курса «Стилистика современного русского языка». Эта классификация обусловлена целевой установкой, отражающей уровень самостоятельности выполняемой студентами учебной, научной, поисковой деятельности на различных этапах профессионального становления.
Отдельные жанры научного стиля могут быть охарактеризованы как репродуктивные: конспекты, тезисы, планы, аннотации, информативные рефераты. Специфичность указанных жанров отражает целевую установку на усвоение готовой научной информации, чему и должно служить письменное ее представление в удобной для студента форме. Без освоения указанных жанров невозможно представить этап ученичества: имея практическую ценность, они формируют навыки синтетической переработки научных текстов, позволяют путем анализа образцов усвоить общие подходы к отбору языковых средств и структурированию отраслевой информации.
Чтобы сформировать у студентов представление о специфике создания текстов научных докладов и сообщений, отзывов и рецензий, обзоров и индикативных рефератов, курсовых работ и дипломных проектов, необходимо обратиться к усвоению характеристики содержательных и структурных особенностей репродуктивно-творческих жанров. На этом этапе самостоятельность обучаемых проявляется в овладении законами конструирования текстов-рассуждений: объяснений, доказательств, размышлений, а также в определении того элемента новизны (собственного вклада в исследование научной проблемы), который является обязательным условием репродуктивнотворческих жанров.
Законы структурирования продуктивных (поисково-творческих) жанров (диссертаций и монографий, учебно-справочных материалов и научных статей) осваиваются в магистратуре, но умение излагать свою точку зрения грамотно, последовательно, доказательно формируются как в процессе овладения реп-
родуктивными и репродуктивно-творческими жанрами, так и при анализе образцов. Большую роль при этом играет участие в работе студенческого научного общества (СНО), функционирующего на всех факультетах вузов, а также специальные учебные предметы в планах подготовки магистров (например, элективный курс для специальности Филология - «Научно-исследовательская работа магистранта»).
В ходе освоения информации о специфике структурирования и содержательного наполнения научных текстов студентам и магистрантам предстоит овладеть навыками определения задач научного поиска и их формулировки, в зависимости от чего делать отбор исследовательских приемов действий. Не менее важным является наличие у молодых исследователей точных представлений о конечном результате проведенного изыскания: для этого обучаемым необходимо усвоить семантические характеристики целого ряда понятий. Навыки отбора и систематизации материала формируются в ходе изучения литературы и описания результатов наблюдений и экспериментов. Задача качественного оформления проведенного исследования предполагает освоение студентами сведений о языковых особенностях научного стиля. И здесь важную роль играет дидактически грамотно организованная работа с текстами-образцами. При анализе научного стиля речи традиционно используются уровне-вые подходы, соотносимые с единицами языка. Особого внимания заслуживает характеристика лексического состава научных текстов [2].
Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, в том числе - интернациональными. Л.В. Щерба писал, что в среднем терминологическая лексика в научной информации составляет около 25 процентов, однако проанализированные нами сборники научных трудов свидетельствуют, что в целом научный стиль русской речи имеет тенденцию к увеличению этого процента. Для доказательства приведем отрывок из статьи доктора филологических наук, профессора В.А. Редькина «Референция и порождение дискурса»:
Итак, порождении десигната в коммуникации содержит последовательно проводимые операции:
1) апперцепция референта (фрагмента перцептивного мира, т.е. включение в синопсис парадигматических полей картины мира результатов восприятия референта в сравнении новой и старой информации об устройстве перцептивного мира);
2) референция, т.е. построение суждения об апперцепции референта; в суждении старая информация образует предикат а новая - субъект; суждение, полученное в референции, называется идеальным референтом;
3) линеализация, т.е. разбиение на части, моделирующее ситуацию во фрагменте перцептивного мира;
4) символизация - осмысление результатов линеализации как последовательности предметов (актантов) и сирконстантов (признаков), связанных между собой отношениями зависимости;
5) образование филологических структур в результате перифраз подбором из идеографических групп существительных для актантов и глаголов и наречий для сирконстантов .
Использование статистического метода позволяет утверждать, что здесь значительно превышен нормативный порог в использовании терминологической лексики, что свидетельствует об адресации статьи узкому кругу специалистов и об обращении автора к собственно научному стилю. Анализ содержания научных статей в различных сборниках и материалах конференций дает представление о двух существенных проблемах в использовании научного стиля речи на лексическом уровне, решение которых становится в современных условиях чрезвычайно актуальным.
Первая проблема связана с использованием в научном тексте терминов-синонимов: как известно, научный стиль, в частности, его терминологический пласт не заинтересован в синонимии. А между тем гуманитарные науки (особенно) и естественно-математические (частично) все чаще нарушают это требование, причем не всегда оправданно. Показательными являются примеры языкового плана (инфинитив - начальная форма глагола - неопределенная форма глагола; сослагательное наклонение - условное наклонение; главные члены предложения -грамматическая основа - предикативный центр и др.).
Показательны и примеры из области педагогики. Так, дидактический термин обеспечение в научных публикациях сопровождается определениями методическое, учебно-методическое, дидакто-методическое, системно-методическое, научнометодическое, программно-методическое. Обращение к этимологии перечисленных понятий дает представление о совокупности дидактических средств, позволяющих педагогу профессионально организовать свою деятельность, сделать ее ре-
зультативной и эффективной. П.И. Образцовым проведен семантический анализ перечисленных выше видов обеспечения, позволивший сделать вывод, что большинство из них синонимичны, поскольку имеют общий родовой признак, в качестве которого выступает методическое обеспечение учебного процесса. При различных названиях общим для рассматриваемых видов обеспечения является указание на совокупность используемых педагогом методов, средств и форм обучения, позволяющих обеспечить реализацию определенных в типовой программе задач [4].
Интернет содержит сведения о наличии в каждой стране Комитета по разработке и внедрению терминологической лексики. Однако служба информации не поставлена, к сожалению, на должный уровень, в результате мы мало осведомлены о правомерности хождения того или иного термина, а магистранты и соискатели, нарушая традиции, в обзорной части своих исследований не всегда определяют авторство того или иного терминологического понятия, его этимологию.
При обилии научной информации в целом, в каждой отрасли знаний можно обнаружить использование в роли терминов многозначных слов, а то и окказионализмов. Вопрос об их систематизации и унификации особенно волнует вузовских преподавателей, которые готовят специалистов как для практической работы, так и для научно-исследовательской деятельности [5].
Не менее важным представляется решение второй проблемы, связанной с отграничением понятий «терминологическая лексика» и «профессиональная лексика»: в ряде научных исследований такая попытка сделана, но в лингводидактике эти понятия употребляются без должной дифференциации. Для доказательства достаточно указать на тот факт, что в школьных учебниках вся научная лексика представлена под общей дефиницией - профессионализмы. Приходится констатировать парадокс: нарушение принципа научности в самой научной речи.
Своеобразие стиля научных работ состоит также в использовании абстрактной лексики. Решение научных задач в «аспекте», в «русле», в «формате», их «анализ», «изучение», «рассмотрение», «осмысление», «дифференциация», «унификация», «трансформация» и «экстраполяция» далеко не всегда отражают суть проделанной автором работы и также нуждаются в конкретике путем создания пособий, адресованных молодым ученым и снабженных в какой-то мере эвристикой их освоения.
Повышение требований к уровню лингвистической подготовки специалистов с высшим образованием обусловлено ориентиром на гуманизацию общества, в котором коммуникативная компетентность характеризуется как составляющая компетентности профессиональной. Особенность взаимосвязи лингвистических дисциплин с предметами базового и профилирующего циклов всех специальностей заключается в целесообразности и практической необходимости приобщения студентов к чтению и обработке научной информации на родном и неродных языках, что связано с формированием у них общепредметных навыков [6].
Нами подготовлено методическое пособие, цель которого -научить студентов основам структурирования и оформления научной работы в соответствии с действующими нормативными документами. Стандартизация в настоящее время затрагивает все элементы научного произведения: язык, композицию, символику, библиографический аппарат. В связи с этим студенту необходимо знать не только особенности письменной научной речи, основные закономерности функционального стиля научной и технической литературы, но и стандарты, определенные нормативными и инструктивными документами, в которых закреплены требования, предъявляемые к оформлению результатов исследовательских работ. Данное пособие призвано оказать им в этом посильную помощь.
В соответствии с указанными требованиями в пособие введены сведения о содержании и оформлении ряда репродуктивных и репродуктивно-творческих жанров научного стиля: планов, тезисов, конспектов, аннотаций, отзывов, рецензий, рефератов. Практика показала, что при написании научной работы, курсового или дипломного проекта студенты испытывают затруднения в оформлении списка источников. Снять указанные трудности позволят имеющиеся в пособии примеры библиографического описания. В пособии студенты найдут также материал, способствующий формированию общепредметных умений, к числу которых относится составление обзоров, работа над компрессией текста, реферирование, рецензирование и написание отчетов по результатам, полученным на различных этапах исследования [7].
Усвоение особенностей научного стиля речи - та лингвистическая база, которая необходима для формирования навыков
его использования. Коммуникативная компетентность как важная часть компетентности профессиональной формируется при организации на занятиях дебатов и заседаний круглого стола, при проведении семинаров и форумов, ситуативных ролевых игр и др. Внеаудиторные формы работы (встречи с учеными, проведение тематических Декад, участие в конкурсах и олимпиадах) также способствуют формированию профессиональных качеств. Памятуя о том, что языковые занятия могут иметь непосредственный выход в научную деятельность студентов по линии СНО, мы знакомим студентов с авторским видением оснований для классификации жанров научного стиля.
Практика свидетельствует, что уверенно и свободно участвуют в дискуссиях специалисты, которые овладели не только формулами речевого этикета, но и законами полемики, умеют излагать свою точку зрения грамотно, последовательно, доказательно. Поскольку научное выступление чаще всего строится по за-
Библиографический список
конам текстов-рассуждений, лингводидактический аспект проблемы заключается в том, чтобы закрепить и усовершенствовать навык структурирования их вариантов: объяснений, доказательств, размышлений. Упражняя мозг и психику, совершенствуя свои знания на различных этапах вузовского становления, молодой специалист поднимается к научному способу мышления, проявлением которого служит речь.
Поскольку стратегия подготовки будущего исследователя вырабатывается на основе языковой и речевой компетенций, в вузе идет процесс гуманизации всех отраслей человеческих знаний, что закономерно повышает ценность лингвистической подготовки специалистов. Обоснование необходимости формирования у молодых исследователей навыков и умений лингвистической (языковой, речевой, коммуникативной) направленности вновь возвращает нас к мысли о значимости лингводидактического аспекта в характеристике научного стиля речи.
1. Аубакирова, К.Т. Стилистика и культура речи. - Алматы, 2002.
2. Бельчиков, Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.
3. Богатырева, И.В. и др. Пособие по научному стилю / И.В. Богатырева [и др.]. - М., 1995.
4. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: монография. - Орел, 2000.
5. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования. - М., 1994.
6. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
7. Стычева, О.А. Научный стиль и профессиональная компетенция / О.А. Стычева, В.Д. Нарожная. - Шымкент, 2009.
Bibliography
1. Aubakirova, K.T. Stilistika i kuljtura rechi. - Almatih, 2002.
2. Beljchikov, Yu.A. Stilistika i kuljtura rechi. - M., 2000.
3. Bogatihreva, I.V. i dr. Posobie po nauchnomu stilyu / I.V. Bogatihreva [i dr.]. - M., 1995.
4. Obrazcov, P.I. Psikhologo-pedagogicheskie aspektih razrabotki i primeneniya v vuze informacionnihkh tekhnologiyj obucheniya: monografiya. -
Orel, 2000.
5. Kodzhaspirova, G.M. Kuljtura professionaljnogo samoobrazovaniya. - M., 1994.
6. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.
7. Stihcheva, O.A. Nauchnihyj stilj i professionaljnaya kompetenciya / O.A. Stihcheva, V.D. Narozhnaya. - Shihmkent, 2009.
Статья поступила в редакцию 01.05.12
УДК 378
Tanaeva Z.R. USING OF THEORY OF DECISION OF INVENTIVE TASKS TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM (UPON THE EXAMPLE OF SPECIALISTS' TRAINING FOR WORK WITH JUVENILE DELINQUENTS). In the article the peculiarities of the TDIT technology using in theory and practice of professional education are revealed. Possibilities of different views of creative tasks in the practical direction of education realization are analyzed upon the specialists' training for work with juvenile delinquents.
Key words: theory of decision of inventive tasks, task, creative, logical, searching, researching, constructive, corrective tasks.
З.Р. Танаева, док. пед. наук, проф. каф. проектирования образовательного процесса Челябинского института развития профессионального образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ)
В статье раскрываются особенности использования технологии ТРИЗ в теории и практике профессионального образования. Возможности различных видов творческих задач в реализации практической направленности обучения анализируются на примере подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Ключевые слова: технология ТРИЗ, задача, творческие, логические, поисковые, исследовательские, созидательные, коррекционные задачи.
Модернизация системы профессионального образования, призванная обеспечить качественную подготовку будущих специалистов, предусматривает проектирование новых моделей подготовки специалистов, отвечающих потребностям производственной практики; обновление содержания образования и разработку современных практико-ориентированных технологий обучения, сочетающих традиционные методы передачи и закрепления учебной информации с новейшими достижениями педагогики. Основной задачей профессионального образования становится подготовка будущих специалистов к решению широкого круга проблем, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познаватель-
ных интересов обучающегося. Одним из эффективных средств развития личностных качеств будущих специалистов является использование в учебном процессе технологии ТРИЗ.
Разработанная Г.С. Альтшуллером, РБ. Шапиро и др. теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - это область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. По мнению Г.С. Альтшуллера и его сторонников, целью ТРИЗ является, «опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме» [1, с. 58-59]. Исходя из поставленной цели следует выделить основные функции