Научная статья на тему 'Подготовка магистров в архитектурно-строительном институте ПГУ имени С. Торайгырова'

Подготовка магистров в архитектурно-строительном институте ПГУ имени С. Торайгырова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудерин М.К.

В статье приводятся требования к исходному уровню подготовки магистров в рамках программы бакалавров техники и технологии.Мақалада техника және технология саласының бакалаврлары бағдарламасы аясында магистрларды даярлаудың шығыс деңгейінің талаптары келтірілген.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудерин М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reguirements of initial level of magisters “training nithin the framework of technigue and technology bachelors‘‘ programme are given in this article.

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров в архитектурно-строительном институте ПГУ имени С. Торайгырова»

№ 3, 2004 г

61

УДК 378.22 (574)

I ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ В Ш АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ПГУ ИМ. С. ТОРАЙГЫРОВА

М.К. Кудерин

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Мацалада техника жэне технология саласыныц бакалаврлары багдарламасы аясында магистрларды даярлаудыц шыгыс децгейтщ iil талаптары келтгрьчген.

В статье приводятся требования к исходному уровню подготовки 1111 магистров в рамках программы бакалавров техники и технологии.

The reguirements of initial level of magisters " training nithin the framework of technigue and technology bachelors'' programme are given in this article.

ПГУ им. С. Торайгырова самый крупный региональный университет, имеющий в свом составе Архитектурно - строительный институт, который проводит обучение студентов, в основном по направлению: строительство и архитектура и, одним из первых реализует по пшной схеме многоуровневую профессиональную образовательную систему. Её основные принципы: концептуальный подход, полнота и преемственность уровней, ведущая роль выпускающих кафедр, поддерживающих обеспечение функционирования системы.

Концепция предусматривает подготовку' специалистов высоких квалификации, характерных для технического института: конструктор-технолог, научный работник, вузовский педагог.

Подготовка магистров техники и технологии по техническим направлениям рассматривается как составная часть системы, ориентированная на критерии Ассоциации технических университетов СНГ и Ассоциации строительных вузов (АСВ), сотрудничающих с Ассоциацией Европейских строительных факультетов (АЕСИФ).

В Архитектурно-строительном институте реализуется 4 магистерских программ

- 6N0729 Строительство.

- 6N0731 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды.

- 6140730 Производство строительных материалов, изделий и конструкций.

- 6М)727 Технология продовольственных продуктов

В магистратуру поступают наиболее подготовленные студенты согласно личному заявлению, проявившие склонность к профессиональной творческой деятельности, имеющие высокий рейтинговый показатель успеваемости за весь предшествующий период обучения, защитившие выпускные дипломные проекты на оценку «отлично» и «хорошо». Выбор программы производится не позднее 3 курса. Все программы разработаны в соответствии с государственным стандартом.

В концепции подготовки магистров науки мы исходим из предположения, что их место - между инженером и кандидатом технических наук. Отсюда складываются требования к исходному уровню подготовки (в рамках программы бакалавра техники и технологии), приближенные к инженеру-исследователю, и к аттестации магистров на выпуске - приближенные к критериям диссертационной работы кандидата наук, но учитывающие академический характер магистерской степени (приоритет образовательно-методологического принципа).

В общем, объеме программы имеется приличный методологический блок (12%), цикл социально-гуманитарных дисциплин (13%), цикл фундаментальных дисциплин (10%), цикл специальных дисциплин (70%), цикл психолого-педагогических дисциплин (7%), блок собственно научных исследований в семестрах и на практике (23%), время на подготовку диссертации на их основе (19%). Около 1/3 приходится на специальные и элективные дисциплины. Аудиторные формы должны занимать не более 30% семестрового объёма.

Преобладают активные методы овладения программой в контекстном подходе: проблемнообзорные лекции, семинары-дискуссии, курсовые работы и домашние задания (рефераты) исследовательского характера, анализ конкретных ситуации и др.

В первом же семестре магистранту утверждается индивидуальный план, тема магистерской диссертации, руководитель (и консультанты при необходимости), а также график проведения исследований (со стандартными этапами, включая рассмотрение и приёмку НИР, оформленный согласно стандарту). Планирование эксперимента и апробация промежуточных результатов будет производиться параллельно с исследованиями, с докладами на конференциях разного уровня не менее 4-х раз за 1,5 года обучения. Подготовка диссертации на основе завершенной НИР производится в последнем семестре с итоговым междисциплинарным экзаменом и защитой диссертации (2 недели). При защите выделяются традиционные атрибуты диссертации: цель, задачи, актуальность, научная новизна, практическая значимость, методы, результаты, их апробация и публикации, использование и др.

№3,2004 г

63

В рамках каждой магистерской программы должны быть предусмотрены 2-3 профилизации, по которым и предлагаются темы диссертаций. Почти всем магистрантам предоставляется возможность получить дополнительное образование (в частности по программе «Преподаватель высшей школы») (в рамках института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров вузов при ПГУ) здесь нужно отметить о необходимости включения и международного курса «Инженерная педагогика».

Анализ результатов первого магистерского выпуска показал, что дипломы с отличием получили 14 человек (93%).рейтинговый показатель успеваемости за период обучения «в магистерской группе составил 4,68. Все 15 магистров получили дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы». Почти все магистры получили предложения по трудоустройству либо продолжения образования.

Остановимся на некоторых аспектах организации и методики подготовки магистров.

Бакалаврская составляющая магистерской программы завершается выпускной квалификационной работой (ВКР), которая может иметь две направленности: проекгао - исследовательскую (ПИР) и научно -исследовательскую (НИР) в зависимости от последующей ориентации магистерского исследования. При всё важности методологических и образовательных дисциплин в магистерской программе особое место должно принадлежать блоку НИР («Научно- методологические основы специализации» и НИР в семестрах - 972+864 часов) Здесь, собственно, закрепляется, реализуется методика и содержание исследования магистранта в соответствии с ГОСТ -15.101-80 X. (Порядок проведения научно-исследовательских работ. Основные положения). ГОСТ - 7.32 - 91 (ИСО 5966-82. Отчёт о НИР Структура и правила оформления) Таким образом, магистрант в течении этих семестров последовательно разрабатывает техническое задание (ТЗ) на НИР, делает аналитический обзор и выбор направления исследований, планирует его стандартизированные компоненты, проводит теоретические и экспериментальные исследования, отражая их в курсовых работах по дисциплинам блока НИР, апробируя результат в докладах и публикациях, сообразно целевым задачам каждого семестра. В конце 4-го семестра перед последней экзаменационной сессией руководителю предоставляется отчет о НИР, что и кладётся в основу написания диссертации в заключительном 5-ом семестре итоговой аттестации.

В процессе этой работы очень важна также роль 2-х практик. Научно-исследовательская практика (6 недель между двумя курсами) имеет «двуединую» цель: ознакомиться с практической деятельностью функционирующей научно-исследовательской организации, близкой к профилю магистерской программы и выполнить основу

содержатель ной части своих исследований (экспериментального раздела). Цель второй, учебно-исследоватсльсюй практики (5 недель после последней экзаменационной сессии) «триедина»: закрепление и углубление теоретических знаний в области организации высшего образования и его педагогических технологий; приобретение исходных профессиональных умений научно-педагогического работника специальной кафедры вуза: разработка необходимого минимума учебно-методической документации, связанной с внедрением (использованием) в учебном процессе вуза научно-практических результатов НИР, выполненной в период обучения в магистратуре.

Связывающим этапом между завершением обучения и написанием диссертации является междисциплинарный итоговый экзамен по направлению.

После обсуждения различных подходов приоритетным является , на наш взгляд, форма составления тезисного проекта автореферата будущей диссертации (письменная форма, 3 часа времени, с использованием новых информационных источников, по заданной структуре и кратким требованием к нему.)

Затем в течении 12 недель магистрант оформляет результаты НИР в форме и стиле диссертации и составляет небольшой автореферат (8-10сгр.), экземпляры которого передаются в читальный зал вуза, рассылаются заинтересованным организациям и членам ГАК за 7-10 дней до защиты. Всё это, наряду с предварительной экспертизой диссертации на кафедре и официальной рецензией специалиста (с учёной степенью не ниже кандидата нау к) является основой открытой профессионально-научной дискуссии при защите диссертации, о чём объявляется за 2 недели. Обратим внимание на то, что ориентация на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, по нашему мнению, отнюдь не означает, что магистр должен работал» в научно-исследовательсюй организации, вузе, либо поступать в аспирантуру Не менее важна, а пока и приоритетна по жизни, сфера инновационной деятельности в структурах как государственно-муниципального управления, так и в компаниях, фирмах любой формы собственности. Учитывая что, мы должны практиковать, например, для магистрантов строительного направления чтение спецкурса по выбору «Основы инновационного менеджмента» применительно к инвеега-ционно-строительной сфере, экспертизе и управлению недвижимостью.

Нашнец, один из выводов по первым выпускам магистре®, на наш взгляд, заклинается в том, что, несмотря на натичие соответствующих государственных образовательных стандартов, подавляющая часть общества, прежде всего абитуриенты, ихродигеяи, субъекты общественного хозяйства и даже регионально-муниципальной администрации до сих пор не понимаюгразличий в сути и уровнях подготовки бакалавров, специалистов и магистров, что дезориентирует молодёжь и порой создаст нелепые сигуации.

В заключение заметим, что основы и практика многоуровневой образовательно-профессиональной системы в Казахстане себя, безусловно, оправдывают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.