Научная статья на тему 'Идентификация факторов формирования уникальных научных компетенций студентов исследовательских университетов'

Идентификация факторов формирования уникальных научных компетенций студентов исследовательских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / SCIENTIFIC COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / RESEARCH UNIVERSITY / INTEGRATION OF EDUCATION AND SCIENCE / FORMATION OF SCIENTIFIC COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Людмила Васильевна, Окунев Денис Викторович, Майкова Светлана Эдуардовна

Актуальность и цели. В настоящее время одним из приоритетных направлений высшего образования является усиление роли научной деятельности университетов, фундаментальных и прикладных исследований в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных кадров. Целью работы является идентификация факторов формирования научной компетентности студентов и особенностей эффективной интеграции образования и науки в исследовательских университетах. Материалы и методы. В качестве методов структуризации категориального аппарата исследования был выбран ретроспективный контент-анализ, факторный анализ для идентификации факторов интеграции науки и образования в исследовательском университете. Результаты. В исследовании проведена систематизация категориального аппарата, применяемого при изучении научной компетентности студентов. Определены условия эффективной интеграции науки и образования и идентифицированы факторы формирования уникальных научных, научно-практических компетенций обучающихся исследовательских университетов. Дана оценка результатам интеграции научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса в исследовательских университетах Российской Федерации. Выводы. Теоретическая значимость заключается в разработке научно-обоснованного подхода к формированию научной компетентности на основе интеграции науки и образования. Практическая значимость исследования определяется универсальностью применения предложенных рекомендаций в рамках процесса обучения по различным направлениям подготовки в исследовательских университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленникова Людмила Васильевна, Окунев Денис Викторович, Майкова Светлана Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF FACTORS OF UNIQUE SCIENTIFIC COMPETENCES DEVELOPMENT IN STUDENTS OF RESEARCH UNIVERSITIES

Background. Currently, one of the priority areas of higher education is the strengthening of the role of scientific activity of universities, fundamental and applied research in the preparation of highly qualified competitive personnel. The purpose of the work is to identify the factors of the formation of scientific competence of students and the features of effective integration of education and science in research universities. Materials and methods. As methods of structuring the categorical research apparatus, retrospective content analysis, factor analysis for identification of the factors of integration of science and education in the research university was chosen. Results. The study systematizes the categorial apparatus used in studying the scientific competence of students. The conditions for the effective integration of science and education are determined, and the factors determining the formation of unique scientific, scientific and practical competencies of students of research universities are identified. The results of the integration of research activities and the educational process in the research universities of the Russian Federation are assessed. Conclusions. The theoretical significance lies in the development of a scientifically grounded approach to the formation of scientific competence based on the integration of science and education. The practical importance of the study is determined by the universality of the application of the proposed recommendations within the learning process in various areas of training in research universities.

Текст научной работы на тему «Идентификация факторов формирования уникальных научных компетенций студентов исследовательских университетов»

УДК 378.4-057.87

DOI: 10.21685/2072-3024-2017-4-16

Л. В. Масленникова, Д. В. Окунев, С. Э. Майкова

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИКАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация.

Актуальность и цели. В настоящее время одним из приоритетных направлений высшего образования является усиление роли научной деятельности университетов, фундаментальных и прикладных исследований в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных кадров. Целью работы является идентификация факторов формирования научной компетентности студентов и особенностей эффективной интеграции образования и науки в исследовательских университетах.

Материалы и методы. В качестве методов структуризации категориально -го аппарата исследования был выбран ретроспективный контент-анализ, факторный анализ для идентификации факторов интеграции науки и образования в исследовательском университете.

Результаты. В исследовании проведена систематизация категориального аппарата, применяемого при изучении научной компетентности студентов. Определены условия эффективной интеграции науки и образования и идентифицированы факторы формирования уникальных научных, научно-практических компетенций обучающихся исследовательских университетов. Дана оценка результатам интеграции научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса в исследовательских университетах Российской Федерации.

Выводы. Теоретическая значимость заключается в разработке научно-обоснованного подхода к формированию научной компетентности на основе интеграции науки и образования. Практическая значимость исследования определяется универсальностью применения предложенных рекомендаций в рамках процесса обучения по различным направлениям подготовки в исследовательских университетах.

Ключевые слова: научная компетентность, профессиональная компетентность, исследовательский университет, интеграция образования и науки, формирование научной компетентности обучающихся.

L. V. Maslennikova, D. V. Okunev, S. E. Maykova

IDENTIFICATION OF FACTORS OF UNIQUE SCIENTIFIC COMPETENCES DEVELOPMENT IN STUDENTS OF RESEARCH UNIVERSITIES

Abstract.

Background. Currently, one of the priority areas of higher education is the strengthening of the role of scientific activity of universities, fundamental and applied research in the preparation of highly qualified competitive personnel. The purpose of the work is to identify the factors of the formation of scientific competence of students and the features of effective integration of education and science in research universities.

Materials and methods. As methods of structuring the categorical research apparatus, retrospective content analysis, factor analysis for identification of the factors of integration of science and education in the research university was chosen.

Results. The study systematizes the categorial apparatus used in studying the scientific competence of students. The conditions for the effective integration of science and education are determined, and the factors determining the formation of unique scientific, scientific and practical competencies of students of research universities are identified. The results of the integration of research activities and the educational process in the research universities of the Russian Federation are assessed.

Conclusions. The theoretical significance lies in the development of a scientifically grounded approach to the formation of scientific competence based on the integration of science and education. The practical importance of the study is determined by the universality of the application of the proposed recommendations within the learning process in various areas of training in research universities.

Key words: scientific competence, professional competence, research university, integration of education and science, formation of scientific competence of students.

Введение

В современной экономике знаний исследовательские университеты относятся к числу главных субъектов развития высшего образования [1, с. 32]. В новой технологии обучения проявляются преимущества таких университетов, в кадровый состав которых входят высококвалифицированные специалисты различных научных направлений. Только в этом случае возможна интеграция науки и образования, отвечающая требованиям высокой активности и интенсивности обучения. Отличительным признаком такого университета становится способность генерации нового научного знания на основе широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований [2, с. 111]. Создание базовых кафедр на ведущих предприятиях, внедрение новых информационных технологий, привлечение преподавателей-практиков позволит студентам национальных исследовательских университетов (НИУ) эффективно участвовать в научно-исследовательской работе. В этой связи основной задачей современной системы образования в исследовательских университетах должна стать разработка концепции обучения, которая позволит не только сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, но и обеспечить развитие научной компетентности. С этих позиций исследование является весьма актуальным и своевременным.

Выделенная проблема требует дополнительного исследования, которое будет направлено на разработку методических основ формирования научной компетентности обучающихся исследовательских университетов на основе влияния факторов, обеспечивающих уникальные условия ее создания.

Материал и методика

Одной из главных современных тенденций в мировой образовательной практике является компетентностный подход к обучению. Его родоначальниками являются ученые стран Европейского Союза [3-7]. Они ввели в профессиональный терминологический оборот понятия «компетентность» и «компетенции». В российской педагогике и психологии подходы к изучению данно-

го проблемного поля широко представлены работами Н. В. Кузьминой, И. А. Зимней, Л. А. Петровской, А. К. Марковой, Л. М. Митиной [8-12] и др.

Новая стадия исследований научных компетенций связана с моделированием взаимодействия науки и образования. Основным результатом таких исследований стала универсальная модель поэтапного и последовательного формирования научных компетенций. Авторы монографии Н. П. Анисимова, В. А. Мазилов, О. В. Ракитина [13] выявляют ряд закономерностей формирования научных компетенций. В частности, авторы указывают, что формирование научно-исследовательских компетенций осуществляется как на основе принципа инвариантности образовательного контента на всех стадиях образования, так и через возникновение новых, специализированных компетенций, которые проявляются на каждой следующей ступени образования. Эти компетенции находятся в непрерывном единстве и интеграции.

Приведенный литературный обзор свидетельствует о достаточно глубокой степени изучения как дидактических, так и методических сторон рассмотрения вопроса о формировании научной компетенции в сфере учебной, научной, исследовательской и инновационной деятельности вуза. Исследуемая проблема формирования научной компетенции рассматривается в частных областях (укрупненных группах подготовки: технических, естественнонаучных, гуманитарных) [1, 14-18]. Целостная система реализации формирования научной компетенции у студентов исследовательских университетов отсутствует. Причиной этого является их дискретность, недостаточная методическая проработанность и отсутствие единой методической системы по формированию научной компетентности у студентов исследовательских университетов.

Учитывая дискретность базиса исследований в изучаемой области, необходимо не только идентифицировать факторы формирования уникальных профессиональных, научных, исследовательских компетенций обучающихся и сотрудников вуза, но и предложить методические основы формирования научной компетентности студентов исследовательских университетов.

Формирование научной компетентности обучающихся на основе интеграции науки и образования в исследовательских университетах позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессиональные задачи.

Результаты и обсуждение

Понятие «компетентность» получило широкое распространение в конце 1960-х - начале 1970-х гг. XX в. с появлением специального направления исследований - компетентностного подхода в образовании [19-25]. В современных теоретических и практических исследованиях процесса обучения и его результативности отмечается частое применение категорий «компетенция» и «компетентность». Компетентность подготовленного специалиста реализуется в профессиональных видах деятельности и отражает полученные в ходе обучения способности, знания, умения и навыки. Дж. Равен определяет понятие компетентности как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в определенной предметной области [19, с. 151]. По его мнению, она включает узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки и способы мышления. При этом

следует отметить, что до настоящего времени наблюдается не только смешение, но и отождествление понятий «компетенция» и «компетентность».

Структурный анализ применения в научных исследованиях терминов «компетенция» и «компетентность» позволил сделать заключение: наряду с известными понятиями «знания», «умения», «навыки», включают в свое сущностное содержание свойства и характеристики конкретной личности, ее интеллектуальные качества, черты характера и способности осуществлять умственные операции (анализ, систематизация, обобщение, экстраполяция, прогнозирование).

В современных исследованиях, посвященных педагогике, понятие «профессиональная компетентность», как правило, определяется следующим образом. Это определенная совокупность знаний, умений, объем приобретенных навыков решения задачи. Зачастую данное понятие характеризуется как комплекс знаний и качеств, присущих профессиональной области деятельности, как некий вектор профессионализации, а также как единство теоретической подготовленности и практической способности действовать в профессиональной области с высокой результативностью [1, с. 33].

В терминологическом плане в понятие «профессиональная компетентность» имплантированы представления дифференцированных системных связей с термином «компетентность». Оно обогащено целями, содержанием и применяемыми технологиями обучения. Вектор профессионального обучения направлен не столько на становление ключевых компетентностей специалиста, что является основополагающей задачей образовательной деятельности, сколько на стимулирование роста творческого потенциала, наращивание частных личностных и профессиональных компетентностей составляющих в совокупности профессионализм.

Развитие профессиональной компетентности базируется на фундаментальности и профессиональной направленности процесса обучения [26], ин-тегративном подходе к комплексу учебных дисциплин, используемых для поступательного накапливания необходимых знаний на примерах, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, при этом реализуется принцип, сформулированный еще Леонардо да Винчи: «Когда будешь излагать науку, не забудь по каждым положениям приводить его практическое применение, чтобы твоя наука не была бесполезна» [27].

Важным направлением формирования профессиональной компетентности у студентов вуза является активное участие в исследовательской деятельности. Оно позволяет сформировать научную компетентность как ключевой элемент общей профессиональной компетентности будущего специалиста. Поэтому научная компетентность представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющую субъекту профессиональной деятельности составлять достоверную экспертную оценку фундаментальных и прикладных исследований в определенной предметной области.

В настоящее время более перспективным направлением компетентно-стного подхода является разрабатываемый компетентностно-деятельностный подход. Он основан на формировании комплекса компетентностей в процессе образовательной и научно-исследовательской деятельности вместо простой совокупности знаний, умений и навыков. Основы данного подхода заложены

в работах Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, И. А. Зимней, Л. В. Масленниковой, Э. В. Майкова [21, 28-31].

Базируясь на компетентностно-деятельностном подходе, следует сделать вывод, что формирование научной компетентности обучающихся должно осуществляться на основе органического сочетания учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Наиболее эффективный синтез данных видов деятельности возможен на базе исследовательского университета.

Исследовательский университет должен обеспечить образовательный процесс на основе интеграции передовых образовательных технологий и результатов научной деятельности. Для эффективного решения такой задачи исследовательским университетам необходима интеграция трех взаимосвязанных наборов факторов: 1) концентрация опыта, знаний, талантов - кадровый потенциал университета [32]; 2) финансовые ресурсы, позволяющие создавать высокотехнологичные лабораторные комплексы, осуществлять научно-исследовательскую работу в совокупности с реализацией образовательной функции (государственные источники финансирования, фонд целевого капитала, гранты на исследования, внебюджетные источники финансирования (плата за обучение), доходы от коммерческого использования результатов исследовательской деятельности); 3) эффективный менеджмент, обеспечивающий реализацию образовательного, научно-исследовательского и творческого потенциала коллектива вуза (команда руководителей, стратегическое видение, поддерживающая нормативно-правовая база, академическая свобода, культура академического мастерства, система академической мобильности); 4) инфраструктура научных исследований и разработок вуза, обеспечивающая процесс практического применения результатов интеллектуальной деятельности на практике (научно-исследовательские лаборатории, центры коллективного пользования, технопарки и бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды и малые инновационные предприятия, информационно-телекоммуникационная инфраструктура).

Главными результатами эффективной интеграции перечисленных факторов будет формирование уникальных научных, научно-практических компетенций бакалавров, магистров, слушателей, позволяющих проводить фундаментальные и прикладные научные исследования мирового уровня, генерировать новые знания, осуществлять их трансфер в технологии и конкурентоспособные наукоемкие продукты, расширять спектр образовательных услуг, разрабатывать и внедрять новые образовательные программы, обеспечивать эффективную интеграцию в мировое образовательное и научное пространство [1, с. 32]. Создание условий для формирования научной компетентности у обучающихся реализуется через непротиворечивое взаимодействие структуры и содержания образовательной и практической деятельности, способствующих созданию осознанной научной картины мира и формированию нового качества мышления. В решении данной задачи НИУ способны максимально эффективно обеспечить синергию научных знаний и образовательной деятельности в образовательном пространстве.

Новое качество научных исследований, их масштаб и сложность, ставшие возможными в результате переоснащения материальной базы, делают необходимым значительную модернизацию структуры и содержания учеб-

ных курсов. Создаются и реализуются образовательные программы в сетевой форме с участием ведущих исследовательских центров и предприятий реального сектора экономики, междисциплинарные и практико-ориентированные по содержанию программы, обеспечивающие формирование уникальной исследовательской компетентности обучающихся. Дополнительные возможности открываются на базе применения электронных образовательных ресурсов, в том числе и дистанционное образование, позволяющее нивелировать географические барьеры в образовательном процессе. Синтез новых возможностей и созданных в современных исследовательских университетах условий образования обеспечит формирование уникального комплекса компетент-ностей обучающихся и обеспечит повышение их конкурентоспособности.

Создание уникальных условий формирования научной компетентности на основе интеграции научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса в исследовательских университетах подтверждают следующие факты. На реализацию программ развития НИУ Российской Федерации в течение 2009-2014 гг. направлено 48 068 млн руб. из федерального бюджета и 20 696 млн руб. собственных средств вузов [33, с. 18]. Для проведения широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований и создания уникальных возможностей формирований научной компетентности обучающихся национальные исследовательские университеты израсходовали 77,0 % средств федерального бюджета для обновления материально-технической базы за счет закупки современного научного и учебного оборудования, 10,3 % средств - на развитие информационных ресурсов, 4,5 % - на разработку учебных программ, 4,3 % - на повышение квалификации персонала, 3,2 % - на совершенствование системы управления, 0,6 % - на иные цели.

В 2014 г. по сравнению с 2010 г. общий объем финансирования научных исследований увеличился в два раза: с 17 млрд 733 млн руб. до 36 млрд 326 млн руб., причем в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 6 % возросла доля опытно-конструкторских работ. В 2014 г. преподавателями, научными работниками, студентами, аспирантами и докторантами НИУ опубликованы 40 020 научных работ в периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, РИНЦ), а за период реализации программ развития с 2009 по 2014 г. - 157 272 публикации. Необходимо отметить, что за время реализации программ развития НИУ в 2009-2014 гг. количество индексированных публикаций в среднем на один университет возросло почти в 2,5 раза [33, с. 22]. В целях коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в инновационном поясе НИУ созданы 625 малых инновационных предприятий на 3570 рабочих мест, которыми в 2014 г. выполнены заказы в объеме более 2 млрд 204 млн руб., а за период 2010-2014 гг. - более 12 млрд руб. [34, с. 103].

Одним из ключевых результатов развития НИУ является значительное увеличение включенности обучающихся в реализацию научно-исследовательских проектов. За пять лет реализации проекта их число увеличилось в 1,57 раза и составило 28,5 % от общей численности. Современная материально-техническая база научных исследований обеспечила значительный рост вовлеченности обучающихся в исследовательские проекты различного уровня. Получили распространение такие формы развития научной компе-

тентности, как студенческие научные общества, конструкторские бюро, молодежные инновационные центры, в работе которых задействовано абсолютное большинство обучающихся второй и третьей ступеней высшего образования в РФ.

Выводы

В исследовании идентифицированы факторы, обеспечивающие особые условия формирования научной компетентности в НИУ, выработаны методические аспекты формирования научной компетентности обучающихся исследовательских университетов, основанные на принципах интеграции теоретических и практических исследований, междисциплинарности, системности, научности, последовательности и методах структурно-функционального, системного, категориального анализов, классификации и индивидуальности.

Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать тот факт, что модель формирования научной компетентности в современном образовании определяет новое качество конкурентоспособного высококвалифицированного работника в современной экономике знаний.

Библиографический список

1. Окунев, Д. В. Формирование научной компетентности у студентов национальных исследовательских университетов / Д. В. Окунев, С. Э. Майкова, Л. В. Масленникова // Интеграция образования. - 2015. - № 2 (79). - С. 31-38.

2. Майкова, С. Э. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности как основной фактор инновационного развития национального исследовательского университета / С. Э. Майкова, И. А. Головушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. -№ 4 (24). - С. 110-118.

3. Bader, R. Entwicklung Beruflicher Handlungs-Kompetenz in der Berufsschule / R. Bader. - Dortmund : Universität, 1990. - Р. 3.

4. Mertens, D. Schlüsselqualifikationen. Thesen zur Schulung für eine moderne Gesellschaft / D. Mertens. - Stuttgart ; Berlin ; Mn : Verlag W. Kohlhammer, 1974.

5. Оскарссон, Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / Б. Оскарссон ; под ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. - М., 2001.

6. Schelten, A. Einfbhrung in die Berufspädagogik / A. Schelten. - Stuttgart, 1991. -Р. 141.

7. Shaw, S. Development of Core Skills Training in the Partner Countries. Subgroup D. Final Report / S. Shaw. - Turin, 1998. - 64 p.

8. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 144 с.

9. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. - 2012. -№ 6. - С. 2-10.

10. Петровская, Л. А. Общение - компетентность / Л. А. Петровская. - М. : Смысл, 2007. - 688 с.

11. Маркова, А. К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования / А. К. Маркова // Акмеология. - 2003. -№ 3 (7). - С. 47-50.

12. Митина, Л. М. Психология профессионального развития личности: теоретико-методологические проблемы / Л. М. Митина // Российский научный журнал. -2010. - № 14. - С. 57-63.

13. Анисимова, Н. П. Эффективность научно-исследовательской работы в педвузе: бакалавриат, магистратура, аспирантура / Н. П. Анисимова, В. А. Мазилов, О. В. Ракитина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 131 с.

14. Брылина, И. В. Формирование ведущих исследовательских университетов мирового класса в России (на примере томских национальных исследовательских университетов) / И. В. Брылина, А. В. Кузьмина // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. - 2014. - № 4 (6). - С. 49-58.

15. Салми, Дж. Создание университетов мирового класса / Дж. Салми = Salmi, J. The Challenge of Establishing World-Class Universities / J. Salmi. - Washington : World Bank, 2009. - Р. 382.

16. Натырова, Е. М. Формирование общенаучной компетентности студентов в процессе организации научно-исследовательской деятельности в вузе / Е. М. На-тырова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2 (77). - С. 41-44.

17. Чечулина, Н. А. Компетентность студента при разработке гранта, научно-исследовательской и научно-практической работы / Н. А. Чечулина, А. С. Лихачев // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 1 (15). - С. 131-140.

18. Скибицкий, Э. Г. Формирование компетентности начинающего исследователя / Э. Г. Скибицкий // Инновации в образовании. - 2007. - № 9. - С. 80-89.

19. Равен, Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Джон Равен. - М. : Когито - Центр, 2002. - С. 396.

20. Байденко, В. И. Мониторинговое исследование болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 147-155.

21. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

22. Новиков, А. М. От школы знаний к технологической школе / А. М. Новиков // Педагогический журнал Башкортостана. - 2006. - № 7 (7). - С. 5-17.

23. Краевский, В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В. В. Краевский // Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С. 77-82.

24. Сериков, В. В. Модернизация образования: взгляд с позиции личностно-развивающей модели / В. В. Сериков // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - С. 27-33.

25. Боликова, Л. Ю. О соотношении понятий «компетентность» - «компетенция» - «эрудиция» / Л. Ю. Боликова, А. Н. Жалдыбина, Н. Н. Таньков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. -№ 2 (38). - С. 190-199.

26. Масленникова, Л. В. Взаимосвязь фундаментальности и профессиональной направленности в подготовке по физике студентов инженерных вузов : дис. ... д-ра пед. наук / Масленникова Л. В. - Саранск, 2001. - 398 с.

27. Да Винчи, Л. Избранные естественнонаучные произведения / Л. да Винчи ; ред., пер., ст. и коммент. В. П. Зубова. - М. : Академия наук СССР, 1955. - 1028 с.

28. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - С. 123.

29. Леонтьев, А. Н. Инновационный потенциал студентов: формы реализации / А. Н. Леонтьев // Актуальные вопросы профессионального образования. - 2014. -Т. 11, № 14 (141). - С. 79-82.

30. Ананьев, Б. Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) / Б. Г. Ананьев // Человек и образование. -2008. - № 1. - С. 45-53.

31. Масленникова, Л. В. Интеграция фундаментализма с профессиональной направленностью в системе высшего технического образования / Л. В. Масленникова, А. П. Фомин, Э. В. Майков // Интеграция образования. - 2000. - № 3. -С. 68-71.

32. Deem, Rosemary. Transforming Higher Education in Whose Image? Exploring the Concept of the "World-Class" University in Europe and Asia / Rosemary Deem, Ka Ho Mok, Lisa Lucas // Higher Education Policy. - 2008. - March. - Vol. 21. - P. 83-97.

33. Жураковский, В. М. Интеграция образования и науки в национальных исследовательских университетах: системный эффект для российской высшей школы / В. М. Жураковский, А. Б. Воров // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 4 (20). - С. 18-27.

34. Gvozdetskaya, I. V. System analysis of marketing tools for commercialization of intellectual property items at a national research university / I. V. Gvozdetskaya, I. A. Golovushkin, S. E. Maykova, D. V. Okunev // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Т. 9, iss. 12. - Р. 100-109. - URL: http://www.indjst.org/index. php/indj st/article/download/89527/68132

References

1. Okunev D. V., Maykova S. E., Maslennikova L. V. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education]. 2015, no. 2 (79), pp. 31-38.

2. Maykova S. E., Golovushkin I. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 4 (24), pp. 110-118.

3. Bader R. Entwicklung Beruflicher Handlungs-Kompetenz in der Berufsschule [Development of professional competence at vocational colleges]. Dortmund : Universität, 1990, p. 3.

4. Mertens D. Schlüsselqualifikationen. Thesen zur Schulung für eine moderne Gesellschaft [Key qualifications. Theses on education of the modern society]. Stuttgart; Berlin; Keln: Verlag W. Kohlhammer, 1974.

5. Oskarsson B. Bazovye navyki kak integriruyushchiy faktor uchebnogo plana. Otsenka kachestva professional'nogo obrazovaniya. Doklad 5 [Fundamental sciences as an integrating factor of the curriculum. Vocationa education quality assessment. Report 5]. Moscow, 2001.

6. Schelten A. Einfbhrung in die Berufspädagogik [Introduction into vocational education]. Stuttgart, 1991, p. 141.

7. Shaw S. Development of Core Skills Training in the Partner Countries. Subgroup D. Final Report. Turin, 1998, 64 p.

8. Kuz'mina N. V. Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovki spetsia-listov obrazovaniya [Acmeological theory of educational specialist training quality improvement]. Moscow: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialis-tov, 2001, 144 p.

9. Zimnyaya I. A. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2012, no. 6, pp. 2-10.

10. Petrovskaya L. A. Obshchenie - kompetentnost' [Communication - competence]. Moscow: Smysl, 2007, 688 p.

11. Markova A. K. Akmeologiya [Acmeology]. 2003, no. 3 (7), pp. 47-50.

12. Mitina L. M. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal [Russian scientific journal]. 2010, no. 14, pp. 57-63.

13. Anisimova N. P., Mazilov V. A., Rakitina O. V. Effektivnost' nauchno-issledovatel'skoy raboty v pedvuze: bakalavriat, magistratura, aspirantura [Research efficiency at peda-

gogical universities: bachelor, master, postgraduate]. Yaroslavl: Izd-vo YaGPU, 2012, 131 p.

14. Brylina I. V., Kuz'mina A. V. Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom ob-shchestve [Philosophy and humanities in the informational society]. 2014, no. 4 (6), pp. 49-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Salmi Dzh. Sozdanie universitetov mirovogo klassa [Creation of world class universities]. Washington: World Bank, 2009, p. 382.

16. Natyrova E. M. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University]. 2013, no. 2 (77), pp. 41-44.

17. Chechulina N. A., Likhachev A. S. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [Science about humans: humanitarian research]. 2014, no. 1 (15), pp. 131-140.

18. Skibitskiy E. G. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. 2007, no. 9, pp. 80-89.

19. Raven Dzhon. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i reali-zatsiya [Competence in the modern society. Identification, development and implementation]. Moscow: Kogito - Tsentr, 2002, p. 396.

20. Baydenko V. I. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2009, no. 7, pp. 147-155.

21. Zimnyaya I. A. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2006, no. 8, pp. 20-26.

22. Novikov A. M. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan]. 2006, no. 7 (7), pp. 5-17.

23. Kraevskiy V. V. Voprosy filosofii [Problems of philosophy]. 2009, no. 3, pp. 77-82.

24. Serikov V. V. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2006, no. 2, pp. 27-33.

25. Bolikova L. Yu., Zhaldybina A. N., Tan'kov N. N. Izvestiya vysshikh uchebnykh zave-deniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2016, no. 2 (38), pp. 190-199.

26. Maslennikova L. V. Vzaimosvyaz' fundamental'nosti i professional'noy napravlennosti v podgotovke po fizike studentov inzhenernykh vuzov: dis. d-ra ped. nauk [Interrelation of fundamentality and vocational orientation in teaching physics to students of engineering universities: dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Saransk, 2001, 398 p.

27. Da Vinchi L. Izbrannye estestvennonauchnye proizvedeniya [Selected natural scientific works]. Moscow: Akademiya nauk SSSR, 1955, 1028 p.

28. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy: v 6 t. [Collected works: in 6 volumes]. Moscow: Pedagogika, 1983, p. 123.

29. Leont'ev A. N. Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovaniya [Topical problems of vocational education]. 2014, vol. 11, no. 14 (141), pp. 79-82.

30. Anan'ev B. G. Chelovek i obrazovanie [Person and education]. 2008, no. 1, pp. 45-53.

31. Maslennikova L. V., Fomin A. P., Maykov E. V. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education]. 2000, no. 3, pp. 68-71.

32. Deem Rosemary., Ka Ho Mok, Lucas Lisa Higher Education Policy. 2008, March, vol. 21, pp. 83-97.

33. Zhurakovskiy V. M., Vorov A. B. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational education in Russia]. 2015, no. 4 (20), pp. 18-27.

34. Gvozdetskaya I. V., Golovushkin I. A., Maykova S. E., Okunev D. V. Indian Journal of Science and Technology. 2016, vol. 9, iss. 12, pp. 100-109. Available at: http://www. indjst.org/index.php/indjst/article/download/89527/68132

Масленникова Людмила Васильевна доктор педагогических наук, профессор, кафедра конструкторско-технологической информатики, Рузаевский институт машиностроения (филиал), Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, 93)

E-mail: [email protected]

Maslennikova Lyudmila Vasil'evna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of design and technological informatics, Ruzaevka Institute of Mechanical Engineering (branch) of Ogarev Mordovia State University (93 Lenina street, Ruzaevka, Russia)

Окунев Денис Викторович

кандидат экономических наук, доцент, кафедра теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: [email protected]

Okunev Denis Viktorovich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and economic security, Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)

Майкова Светлана Эдуардовна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: [email protected]

Maykova Svetlana Eduardovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of marketing, Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)

УДК 378.4-057.87 Масленникова, Л. В.

Идентификация факторов формирования уникальных научных компетенций студентов исследовательских университетов / Л. В. Масленникова, Д. В. Окунев, С. Э. Майкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 151-161. БОТ: 10.21685/2072-3024-2017-4-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.