Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция как фактор формирования научно-исследовательской компетентности учителя иностранного языка'

Междисциплинарная интеграция как фактор формирования научно-исследовательской компетентности учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SCIENTIFIC-RESEARCH COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / INTEGRATION / SCIENTIFIC RESEARCH EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Ольга Юрьевна, Смирнова Марина Владимировна, Федотова Марина Геннадьевна

Статья посвящена комплексному анализу междисциплинарной интеграции для управления научными исследованиями и проектирования научно-исследовательской образовательной среды. Основу междисциплинарной интеграции составляют связи и взаимодействия между дисциплинами, которые объединяют концептуальные представления различных учебных предметов, формируя содержательную платформу образовательного процесса. Междисциплинарная интеграция рассматривается нами на методологическом, теоретическом и практическом уровнях. Факторами, определяющими междисциплинарное проектирование образовательной среды, являются методологическая и методическая интеграция, а также индивидуальная стратегия обучения. На основе проведенного анализа междисциплинарную интеграцию можно охарактеризовать с содержательной и процессуальной точек зрения. Содержательная междисциплинарная интеграция представлена тремя типами взаимодействия: внутридисциплинарной, междисциплинарной и метадисциплинарной. Представлены результаты и анализ опросов студентов, свидетельствующие о том, что формирование научно-исследовательской компетентности в подготовке будущих учителей иностранного языка направлен на обновление и совершенствование собственной учебной деятельности, ориентированной на использование современных форм и методов познания, с переводом учебной деятельности на инновационный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Ольга Юрьевна, Смирнова Марина Владимировна, Федотова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS FACTOR OF FORMING SCIENTIFIC RESEARCH COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The article presents a complex analysis of interdisciplinary integration for managing scientific research and designing research educational environment. The basis of interdisciplinary integration consists of discipline interactions that combine conceptual representations of various subjects, forming a content platform for the educational process. The interdisciplinary integration is viewed at the methodological, theoretical and practical levels. The factors determining the interdisciplinary design of the educational environment are methodological and methodical integration as well as an individual learning strategy. Based on the given analysis interdisciplinary integration can be characterized from the substantive and procedural points of view. The content interdisciplinary integration is represented by three types of interaction: intradisciplinary, interdisciplinary and metadisciplinary. The results and analysis of student surveys are presented showing that the formation of scientific research competence in training future foreign language teachers is aimed at updating and improving their own learning activities focused on the use of modern forms and methods of cognition with the transference of learning activities to innovation level.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция как фактор формирования научно-исследовательской компетентности учителя иностранного языка»

Лингводидакти ка

УДК 378 DOI: 10.14529/Ппд180407

ББК 74.480.05

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

О.Ю. Афанасьева, М.В. Смирнова, М.Г. Федотова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Статья посвящена комплексному анализу междисциплинарной интеграции для управления научными исследованиями и проектирования научно-исследовательской образовательной среды. Основу междисциплинарной интеграции составляют связи и взаимодействия между дисциплинами, которые объединяют концептуальные представления различных учебных предметов, формируя содержательную платформу образовательного процесса. Междисциплинарная интеграция рассматривается нами на методологическом, теоретическом и практическом уровнях.

Факторами, определяющими междисциплинарное проектирование образовательной среды, являются методологическая и методическая интеграция, а также индивидуальная стратегия обучения. На основе проведенного анализа междисциплинарную интеграцию можно охарактеризовать с содержательной и процессуальной точек зрения. Содержательная междисциплинарная интеграция представлена тремя типами взаимодействия: внутридисциплинарной, междисциплинарной и метадисциплинарной. Представлены результаты и анализ опросов студентов, свидетельствующие о том, что формирование научно-исследовательской компетентности в подготовке будущих учителей иностранного языка направлен на обновление и совершенствование собственной учебной деятельности, ориентированной на использование современных форм и методов познания, с переводом учебной деятельности на инновационный уровень.

Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, междисциплинарная интеграция, интеграция, научно-исследовательская образовательная среда.

В условиях информационного общества знания играют важную роль как источник и драйвер эволюционного социального развития, вследствие чего придание научно-исследовательского характера образовательному процессу несет в себе огромный творческий потенциал, овладение которым гарантирует интеллектуальное преимущество, заключающееся в способности осуществлять эффективные инновации в окружающем мире для качественного его преобразования. В связи с этим формирование научно-исследовательской компетентности (далее НИК) является одной из приоритетных задач педагогического профессионального образования, которое опирается на качество сформированного знания и его практической реализации. Одним из факторов, влияющих на формирование НИК, выступают междисциплинарные связи в учебном процессе, в огромной степени детерминируемые интегративными процессами в области гуманитарного знания [1].

Современная педагогическая парадигма характеризуется тем, что знания и информация все отчетливее проявляют сетевой принцип функционирования, виртуальный характер, спонтанную клиповую подачу информации. Интернет расши-

рил возможности личности, что привело к изменению характера получения, переработки и хранения информации и неизбежно повлияло на изучение педагогической действительности. Педагогическое сообщество остро ставит вопрос о том, каким должен быть сегодня методологический инструментарий, чтобы объективно и корректно отразить современную педагогическую реальность.

По мнению ряда исследователей, изменение характера научной деятельности, обусловленное процессами интеграции, выдвинуло на первый план междисциплинарные формы исследования, которые в значительной степени соотносятся с современным пониманием структуры знания и информации, мышления, коммуникации, творчества. По образному выражению И.А. Зимней, в современном научном исследовании формируется культура нового типа - культура большого дизайна, которая обеспечивает моделирование и проектирование объектов и явлений исследования в развитии, то есть в соответствии с требованиями окружающего мира [4].

В этих условиях обращение к междисциплинарной интеграции позволяет не только обеспечить целостное рассмотрение явлений и объектов,

но и открывает путь для разработки новых подходов к управлению научными исследованиями и, соответственно, к проектированию научно-исследовательской образовательной среды. Это, в свою очередь, требует преодоления узкопредметной направленности обучения, которая существенным образом ограничивает поле профессиональной подготовки учителя иностранного языка, не соответствуя условиям формирования творчески мыслящего социально-ориентированного учителя-исследователя. Основу междисциплинарной интеграции составляют связи и взаимодействия между дисциплинами, которые объединяют концептуальные представления различных учебных предметов, формируя содержательную платформу образовательного процесса.

Поиск эффективных способов организации научно-исследовательской образовательной среды позволяет по-новому взглянуть на место и роль междисциплинарной интеграции в учебном процессе [3]. Междисциплинарное проектирование образовательной среды определяется рядом факторов, к которым относится, во-первых, необходимость привести профессиональную подготовку учителя иностранного языка в соответствие с инновационным характером современного общества, что требует развития интеллектуального потенциала обучаемого, его способности к творчеству, самообразованию. Ориентация на научно-исследовательский характер обучения является условием и требованием перехода на новую качественную ступень профессиональной подготовки, на которой невозможность неограниченного накопления знаний должна быть компенсирована его методологической интеграцией, что требует осмысления и сознательного регулирования.

Во-вторых, овладение современными технологиями отбора, хранения и анализа информации требует разработки методик включения их в учебный процесс. Создание интегративных форм обучения предполагает внедрение такой учебной деятельности, в основе которой лежит динамическая презентации учебного материала и новые учебные практики. Эти формы и средства обучения следует сопроводить новым контуром взаимодействия «преподаватель - студент». Иными словами, научная интеграция должна быть дополнена интеграцией методической.

В-третьих, соединение в единое целое процессов личностного и профессионального развития позволяет не только приобретать личностно значимые профессиональные знания, но и формировать ценностное отношение и потребность в самореализации. Такая образовательная среда представляет собой процесс приращения творческого, научного потенциала в течение всей жизни и тесно связана с овладением и развитием индивидуальных стратегий обучения. Следовательно, интеграции необходимо придать развивающий характер.

Существует несколько подходов к определению понятия интеграции. В широком смысле интеграция - это образование целого на основе установления прочных взаимосвязей, причем это целое приобретает при объединении новые свойства, качества, которые не были присущи ее отдельным компонентам [1]. В продолжение данной логики интеграцию можно рассматривать как процесс, направленный на универсализацию элементов исследуемого объекта и гармонизацию связей между ними. Таким образом, интеграция - это процесс или явление, который характеризуется надлежащим уровнем целостности, основанной на взаимосвязи и взаимодействии составляющих его элементов, оказывающем влияние на действительность, предметы, явления, обуславливая их развитие.

В ходе научного исследования эффект взаимодействия можно усилить, так как в данном случае речь идет о целенаправленном специально организованном процессе овладения компетенциями. В связи с этим дисциплинарную взаимосвязь можно рассматривать как интегративную сущность, которая характеризуется постепенным переходом от элемента к комплексу и далее к целостности особого рода. Помимо взаимосвязи, междисциплинарную интеграцию отличают преемственность, согласованность, а также непротиворечивость выводов, положений.

Интеграция носит уровневый характер, что свидетельствует, с одной стороны, о разности интеграционных потенциалов ее составляющих, а с другой стороны, говорит об охвате ею всех сфер профессиональной подготовки учителя иностранного языка, т. е. о ее неограниченном поле действия. В данном случае можно сказать, что интеграция выступает позитивным вектором изменения тех процессов и явлений, которые становятся ее объектами [2].

Междисциплинарная интеграция осуществляется на трех уровнях - методологическом, теоретическом и практическом [3], что подробно представлено в табл. 1. Это позволяет рассматривать научно-исследовательскую подготовку будущего учителя иностранного языка на методологическом уровне как разработку подходов, определение актуальности, объекта, предмет, цели, задач исследования, на теоретическом уровне - как анализ предшествующего опыта и выработку нового знания с позиций определенного методологического подхода, а на практическом - как форму оформления результатов исследования, а именно реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы, научной статьи.

Междисциплинарную интеграцию можно охарактеризовать с содержательной и процессуальной точек зрения. Содержательная междисциплинарная интеграция представлена тремя типами взаимодействия.

Таблица 1

Содержание подготовки к исследовательской деятельности

Уровень интеграции

Содержание профессиональной подготовки

Психолого-педагогический блок

Лингводидакти-ческий блок

Лингвистический блок

Практика

Результаты исследовательской деятельности

«

и О

ч о ч о н о

Изучение логики научного исследования, его роли в развитии профессиональной деятельности учителя ИЯ. Ознакомление с методологическими основами исследования. Знакомство с ведущими науковед-ческими концепциями

Ознакомление с классическими методами обучения ИЯ. Анализ лингводидактиче-ских понятий. Особенности использования методов исследования. Ознакомление со структурой научного исследования

Способы отбора и методика организации языкового материала. Принципы отбора языкового материала для содержания обучения ИЯ

Ознакомление с организацией обучения ИЯ в данном образовательном учреждении, учебными программами, учебниками. Посещение занятий с целью изучения передового опыта

Знание основных исследовательских ценностей, достижений, истины. Понимание науки как деятельности. Овладение исследовательскими умениями.

Реферат. Сообщение с презентацией

«

н о а о о Н

Расширение исследовательского инструментария. Знакомство со способами организации экспериментального обучения. Овладение методологической частью исследования

Использование эксперимента, составление программы. Разработка методологического аппарата исследования

Отбор и систематизация языкового материала для формирования и развития ИКК. Разработка упражнений

Составление учебных планов уроков, технологических карт уроков

Написание введения. Подбор и систематизация материала для теоретической и практической частей исследования.

Курсовая работа

«

12 ев

£

Овладение методикой оценивания результатов исследования

Приемы оценки, математические методы оценивания

Составление и организация материала для оценивания уровня владения ИЯ

Разработка критериев оценивания уровня владения ИЯ

Оформление работы. Написание выводов, заключения.

Выпускная квалификационная работа_

Первый тип - внутридисциплинарный, в рамках которого осуществляется создание рабочих программ дисциплин на основе согласованности тем и модулей по срокам, содержанию и логической последовательности. При этом упорядоченность интегрированных компонентов научной дисциплины является закономерным следствием процесса дифференциации научного знания. Результатом этого типа взаимодействия выступает разработка общей теории, которая синтезирует итоги разноас-пектных исследований, выполненных в рамках одной дисциплины. Здесь происходит формирование общего представления о научном исследовании, единого терминологического словаря, а также определяется логика научного исследования.

Реализация внутридисциплинарный интеграции осуществляется в процессе педагогической подготовки на первом этапе формирования НИК, который длится в течение 1-Ш семестров. Начиная с IV семестра внутридисциплинарные связи развиваются в

направлении методологической и когнитивно-дискурсивной компетенций. В конце V семестра интеграция углубляется, образуя связи между дисциплинами психолого-педагогического цикла.

Второй тип интеграции - междисциплинарные связи - носит комплексный характер, который подразумевает процесс объединения, слияния и установления взаимосвязей между содержанием дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана, в результате чего формируются проектировочная, верификационная и инновационная компетенции. Формируемые компетенции и соответствующие качества личности способствуют выполнению научного исследования. При этом задача преподавателя состоит в том, чтобы в совместной деятельности с обучаемым выстроить алгоритм работы студента над научной проблемой.

Третий тип интеграции - метадисциплинарные связи - характеризуется целостностью научного знания. На этом этапе происходит объединение и взаи-

мопроникновение сформированных компетенций (методологической, когнитивно-дискурсивной, проектировочной, верификационной и инновационной) и профессионально важных качеств личности в рамках НИК. У обучаемых формируется алгоритм научного исследования, что предполагает работу как индивидуально (над выпускной квалификационной работой), так и в команде (над учебно-исследовательскими проектами). Третий этап (1Х-Х семестры) завершается становлением НИК.

Данное содержание можно рассматривать как интегрированное, так как оно представляет собой область взаимодействующих компонентов, интегрирующим элементом которых выступают ведущие идеи, заключенные в данных предметах. Они объединяются в единое содержание и образуют систему более высокого порядка. Содержательная интеграция должна быть дополнена интеграцией процессуальной, так как при формировании НИК она влечет за собой определенные изменения в методах, формах и средствах обучения, которые видоизменяются и преобразуются в комплекс с последующим его включением в систему подготовки учителя иностранного языка, акцентируя внимание на сквозных дидактических элементах НИК.

Следует отметить, что процесс формирования и развития НИК должен отражать реальную деятельность обучаемого и быть направлен на обновление и совершенствование собственной учебной деятельности как актуальной профессиональной задачи, ориентированной на использование современных форм и методов познания, с переводом учебной деятельности на инновационный уровень. Как видно из табл. 2, процесс формирования НИК носит интегрированный характер, так как позволяет реализовать вертикаль-

Этапы становления

ные связи, обозначающие преемственность между элементами процесса и горизонтальными связями, отражающими структуру подготовки к НИК [6].

Таким образом, интеграторами образовательного процесса выступают связи между его компонентами, которые обеспечивают продвижение информации на основе единства их содержания и структуры, т. е. связи содержательного и процессуального аспектов, способствующей возникновению синергети-ческого действия их сочетаемости, что определяет эффективность подготовки учителя иностранного языка. Разнообразные сочетания компонентов учебной подготовки приводят к интегративным образованиям, таким как обобщение, алгоритмизация, укрупнение дидактических составляющих учебного процесса. Реализация указанных образований усложняет и активизирует мыслительную деятельность и подготавливает обучаемых к открытию новых явлений, что позволят обнаруживать в окружающем мире новые возможности в соответствии с законами взаимодействия и преемственности.

В ходе работы над проектом по формированию НИК у студентов было опрошено 37 студентов V курса на предмет их готовности к научно-исследовательской практике. Результаты опроса свидетельствуют о том, что 51,2 % студентов считают, что они в целом готовы к работе над выпускной квалификационной работой, около 11 % опрошенных затрудняются в ответе на этот вопрос; 23,8 % отметили, что они скорее готовы, чем не готовы к научно-исследовательской практике и только 15 % из всех респондентов дали отрицательный ответ. Студентам было предложено провести самооценку по пятибалльной системе сформированности компетенций, входящих в НИК (табл. 3).

Таблица 2

в учебном процессе

Этап формирования НИК Уровень интеграции Типы взаимосвязи Формируемая компетенция Этап исследовательской деятельности

1. Ценностно-ориентационный Методологический Внутридисцип-линарная связь Методологическая, когнитивно-дискурсивная Определение гипотезы, объекта, предмета исследования

2. Технолого-моделирующий Теоретический Междисциплинарная связь Проектировочная Введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение

3. Рефлексивно-оценочный Практический Метадисципли-нарная связь Верификационная, инновационная Доказательства, интерпретация

Таблица 3

Результаты самооценки владения исследовательскими компетенциями

Самооценка (средний балл)

№ Компетенции До начала практики По окончании практики

1 Методологическая компетенция 3,7 4,4

2 Когнитивно-дискурсивная компетенция 3,9 4,6

3 Проектировочная компетенция 3,2 3,8

4 Верификационная компетенция 2,1 2,7

5 Инновационная компетенция 1,7 2,3

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что студенты уверенно чувствуют себя в вопросах методологии и научного общения. Средний балл составил 3,7 и 3,9 соответственно. Особое затруднение вызвала оценка верификационной и инновационной компетенций - 2,1 и 1,7, что свидетельствует о недостаточном уровне владения данными видами компетенции, хотя по окончании практики можно судить о некоторой динамике в изменении оценки. Средний балл оценки верификационной компетенции увеличился с 2,1 до 2,7, в то время как средний балл оценки инновационной компетенции возрос на 0,5 %, т. е. с 1,7 % до 2,3 %.

Данные показатели нашли подтверждение в отчетах по результатам научно-исследовательской практики. Поскольку задачей данной практики являлось представление результатов опытно-экспериментального обучения, 30 % респондентов отметили, что не смогли представить отчет вовремя, так как испытывали некоторые затруднения в описании и оформлении полученных данных. Около 20 % студентов отмечают затруднения, связанные с верификацией научного исследования, констатируя, что они не обладают достаточным уровнем навыков обработки результатов методами математической статистики. По завершении практики был проведен повторный опрос, который показал некоторую динамику оценок, данных участниками опроса. К концу практики число студентов, которые затруднялись дать ответ о готовности к написанию ВКР, уменьшилось на 5 % и составило 6 %, а число студентов, давших отрицательный ответ, уменьшилось с 15 до 7 %. Незначительные изменения были зафиксированы в группе студентов, которые отметили свою готовность к проведению научного исследования, их количество выросло на 3,1 %, т. е. с 51,2 % до 55,3 %.

Заключение

Научно-исследовательская компетентность занимает одно из ведущих мест в системе подготовки учителя иностранного языка, так как по результатам ее развития и функционирования можно судить с большой степенью вероятности об уровне готовности студента к исполнению своих профессиональных обязанностей, обеспечивающих креативный, инновационный характер педагогической деятельности.

Анализируя место и роль интеграции в ста-

новлении научно-исследовательской компетенции, мы приходим к следующим выводам:

1. Междисциплинарная интеграция выступает как процесс и результат получения целого с новыми свойствами и содержанием, т. е. научно-исследовательской компетентности.

2. Процесс формирования НИК должен быть направлен на реализацию заложенных в ней интегрирующих свойств, представленных в дисциплинах как базового, так и вариативного циклов.

3. Результатом междисциплинарной интеграции выступает такое качество личности учителя иностранного языка, как научно-исследовательская компетентность.

4. Изучение дисциплин базового и вариативного циклов должно учитывать возможность углубленного освоения компонентов научно-исследовательской компетентности.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по договору на выполнение НИР №114/05/П от 15.05.2018 г. по теме «Организация научно-исследовательской среды как условие самореализации студента вуза».

Литература

1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для ин^Ж. -пед. институтов и индуст.-пед. техникумов /В.С. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

2. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: ОАО Юж.-Ур. изд-во, 2004. - 176 с.

3. Бондарева, И.А. Интеграция как инновационное направление в образовании / И.А. Бондарева // Современные науки и технологии. - 2011. -№ 1. - С. 115-116.

4. Дроботенко, Ю.Б. Возможности использования идеи архитектурного подхода в научно-педагогических исследованиях / Ю.Б. Дроботенко // Педагогика в современном мире: сборник статей всероссийской научной конференции /ред. сов.: Т.Б. Алексеева, Н.В. Гладкая, И.Э. Кондракова, Н.М. Федорова. - СПб.: Изд-во «Лема», 2011. - С. 171-175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Попова, Н.В. Реализация междисциплинарного подхода в проектировании учебного процесса подготовки лингвистов (на основе первого иностранного языка) / Н.В. Попова// Педагогические науки. Известие ЮФУ. - 2009. - № 10. -С. 136-146.

Афанасьева Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, зав. кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), afanasevaou@cspu.ru

Смирнова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), msmirnova_737@ mail.ru

Федотова Марина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), fedotova.marina55@ mail.ru

Поступила в редакцию 8 октября 2018 г.

DOI: 10.14529/ling180407

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS FACTOR OF FORMING SCIENTIFIC RESEARCH COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER

O.Yu. Afanaseva, afanasevaou@cspu.ru M.V. Smirnova, msmirnova_737@ mail.ru M.G. Fedotova, fedotova.marina55@ mail.ru

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article presents a complex analysis of interdisciplinary integration for managing scientific research and designing research educational environment. The basis of interdisciplinary integration consists of discipline interactions that combine conceptual representations of various subjects, forming a content platform for the educational process. The interdisciplinary integration is viewed at the methodological, theoretical and practical levels. The factors determining the interdisciplinary design of the educational environment are methodological and methodical integration as well as an individual learning strategy. Based on the given analysis interdisciplinary integration can be characterized from the substantive and procedural points of view. The content interdisciplinary integration is represented by three types of interaction: intra-disciplinary, interdisciplinary and metadisciplinary. The results and analysis of student surveys are presented showing that the formation of scientific research competence in training future foreign language teachers is aimed at updating and improving their own learning activities focused on the use of modern forms and methods of cognition with the transference of learning activities to innovation level.

Keywords: scientific-research competence, interdisciplinary integration, integration, scientific research educational environment.

The article is written within the research work on the topic "Organization of scientific research environment as self-realization factor for university students'' (research contract of №114/05/n ot 15.05.2018, contract owner Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafiev).

References

1. Bezrukova V.S. Pedagogika. Projektivnaya pedagogika [Pedagogy. Project pedagogy]. Ekaterinburg, Publishing of Delovaya kniga, 1996. 344 p.

2. Belkin A.S. Kompetentnost'. Professionalism. Masterstvo [Competence. Professionalism. Mastery]. Chelyabinsk: JSC South-Ural Publishing, 2004. 176 p.

3. Bondareva I.A. Integratsiya kak innovatsionnoe napravlenie v obrazovanii [Integration as Innovative Trend in Education]. Sovremennie nauki I tehnologii [Modern Sciences and Technologies]. 2011, no 1, pp. 115-116.

4. Drobotenko Yu.B. Vozmozhnosti ispolzovaniya idei arhitekturnogo podhoda v nauchno-pedagogicheskih issledovaniyah [Possibilities of Using Architectural Approach in Scientific Pedagogical Research]. Pedagogika v sovremennom mire: sbornik statej vserossiskoj nauchnoj konferentsii [Pedagogy in Modern World: Collection of Articles of All-Russia Scientific Conference]. Saint Petersburg, Publishing of «Lema», 2001. Pp. 171-175.

5. Popova N.V. Realizatsiya mezhdisciplinarnogo podhoda v proektirovaniui uchebnogo processa podgo-tovki lingvistov (na osnove pervogo innostrannogo yazika [Realization of Interdisciplinary Approach in Projecting Learning Process for Training Linguists (on the Basis of First Foreign Language). Pedagogicheskie nauki. Izvestia UFU [Pedagogical Sciences. Izvestiya UFU]. 2009, no. 10, pp. 136-146.

Olga Yu. Afanaseva, Doctor of Pedagogy, Head of the Chair of English Philology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, afanasvaou@cspu.ru

Marina V. Smirnova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of the English Language and Methods of Teaching English, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, msmirno-va_737@mail.ru

Marina G. Fedotova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of the English Language and Methods of Teaching English, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, fedotova. marina5 5 @mail. ru

Received 8 October 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Афанасьева, О.Ю. Междисциплинарная интеграция как фактор формирования научно-исследовательской компетентности учителя иностранного языка / О.Ю. Афанасьева, М.В. Смирнова, М.Г. Федотова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2018. - Т. 15, № 4. - С. 44-50. DOI: 10.14529/1г^180407

FOR CITATION

Afanaseva O.Yu., Smirnova M.V., Fedotova M.G. Interdisciplinary Integration as Factor of Forming Scientific Research Competence of Foreign Language Teacher. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2018, vol. 15, no. 4, pp. 44-50. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling180407

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.