Научная статья на тему 'Взаимодействие команды «Разработчик» при конструировании дидактического обеспечения дистанционного обучения'

Взаимодействие команды «Разработчик» при конструировании дидактического обеспечения дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибицкий Э. Г.

The peculiarity organization interaction participators command Working by the constructing didactic maintenance of the distance educational are described in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скибицкий Э. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие команды «Разработчик» при конструировании дидактического обеспечения дистанционного обучения»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМАНДЫ «РАЗРАБОТЧИК» ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Э.Г. Скибицкий, д. п. н., проф., зав. каф. Педагогики и психологии Тел.:(8-383) 3788201, 3324420,E-mail: skibit@yandex.ru Сибирский институт финансов и банковского дела http://www.sifbd.ru

The peculiarity organization interaction participators command "Working" by the constructing didactic maintenance of the distance educational are described in the article.

Стремительное развитие наукоемких технологий, а также бурные социально-

экономические изменения в обществе побуждают к смене парадигмы образования и переходу от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни». Соответственно идет поиск адекватных форм организации процесса образования. Одной из таких форм представляется дистанционное обучение (ДО). Под ним мы понимаем вид обучения, который осуществляется на основе модели, предполагающей опосредованное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающегося с целенаправленным использованием современных средств информатизации (компьютерные технологии и средства коммуникации), и направлен на самообразование человека [1].

Традиционный процесс обучения включает преподавание (обучающая деятельность педагога), учение (учебно-познавательная деятельность обучающегося) и эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Дистанционное обучение в его предельном варианте исключает непосредственный контакт с педагогом. Привычное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие замещается дистанционной моделью обучения, основу которой составляет обучающая программа, созданная на базе современных информационных и коммуникационных технологий. Взаимодействие между педагогом и обучающимся в модели опосредуется средствами коммуникации.

Модель дистанционного обучения (МДО) включает в себя разного рода содер-

жательную учебную информацию (например, теоретический, практический, справочный, глоссарный и контролирующий материал), программное обеспечение учебного процесса, а также модель управления деятельностью обучающегося. МДО разрабатывается педагогом и является посредником между ним и обучающимся. К МДО предъявляются более высокие требования, чем к модели обучения в очной форме.

При создании МДО необходимо предусмотреть условия для построения каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории обучения для удовлетворения его потребности в самоконтроле и самооценке. Перед педагогом возникает задача обеспечения благоприятно-требовательных условий работы обучающегося в режиме дистанционного обучения. Он ее решает совместно с участниками команды «Разработчик».

В МДО обучающая программа может быть реализована в виде комплекса дидактического обеспечения (ДиО). С его помощью создается единая информационно-образовательная среда. При разработке ДиО используются современные информационные технологии (например, мультимедиа, гипермедиа, виртуальная реальность и др.). Дидактическое обеспечение педагогами применяется в качестве педагогического инструментария, а обучающимися - в качестве средства учебно-познавательной деятельности. Следует подчеркнуть новую роль педагога, опирающегося в своей деятельности на современные информационные технологии и телекоммуникационные средства.

Образовательный процесс в условиях ДО имеет ряд особенностей, связанных с изменением сущности и содержания традиционных элементов педагогической системы (цели воспитания и обучения, его содержание, обучающиеся, дидактические процессы, организационные формы и педагог) [2]. Раз-

витие системы дистанционного обучения предъявляет высокие требования к научному обоснованию подходов к проектированию и разработке педагогически полезного (целесообразного и эффективного) дидактического обеспечения (принципы, содержание, структура, критерии, условия и др.) дистанционных технологий обучения (например, кейсовая в сочетании с очными формами занятий, телевизионно-спутниковая, Интернет-технология в сочетании с компьютерной поддержкой и др.). Кроме того, необходимо создать особые условия для подготовки специалистов по конструированию и применению МДО на практике.

Под дидактическим обеспечением дистанционного обучения будем понимать учебно-методический комплекс для конкретной дисциплины или цикла дисциплин, построенный на основе двухблочной системы принципов ДО [3]. Этот комплекс включает в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам воспитания, образования и обучения разнообразных видов педагогически полезной содержательной учебной информации на бумажном и магнитном носителях. ДиО используется для организации, контроля и коррекции образовательного процесса в условиях дистанционного обучения и служит одним из средств формирования и саморазвития личности обучающегося.

Дидактическое обеспечение ДО включает:

а) комплекс учебно-методических материалов (книги, хрестоматии, учебные пособия, образовательные программы, задачники, справочная литература, различные словари, аудио- и видеокассеты и др.);

б) компьютерную поддержку (отдельные компьютерные программы, базы данных, электронные учебники, целостные компьютеризированные курсы, программно-методические комплексы и др.);

в) организационно-дидактические условия, обеспечивающие результативность реализации дидактического обеспечения дистанционного обучения.

Как показала практика, наибольшие трудности при организации ДО возникают при создании ДиО по различным областям знаний. Его педагогическая полезность зависит от разных факторов. Ведущими являются:

■ теоретическая, техническая, финансовая, нормативно-правовая обеспеченность процесса разработки и применения ДиО в

реальных условиях дистанционного обучения;

■ активное вовлечение педагогов-практиков в процесс создания ДиО и в процедуру экспертизы;

■профессиональная компетентность участников команды «Разработчик»;

■ степень знания специалистами дидактических возможностей современных средств информатизации образования;

■ распределение сфер ответственности в процессе проектирования и разработки дидактического обеспечения ДО;

■ непрерывное управление процессом взаимодействия специалистов при проектировании и создании дидактического обеспечения;

■ готовность специалистов активно взаимодействовать в коллективе.

Одним из главных вопросов в процессе создания ДиО является разработка научно-практических рекомендаций по организации активного взаимодействия участников команды «Разработчик» и формированию их готовности к этой деятельности. Данная проблема особенно актуальна в связи с широким внедрением средств информатизации в образование.

Понятие «Разработчик» обычно трактуется как группа или команда (последнее, на наш взгляд, точнее). Дефиниция «команда» в литературе трактуется как группа связанных чем-нибудь людей [4]; призванная выполнить определенную работу, задание [5]; рабочая группа, коллектив, занятый какой-либо деятельностью, выполняющий какую-либо работу [6] и др. Мы будем здесь придерживаться определения «команда», приведенного в работе [5]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.

Педагогическая полезность дидактического обеспечения ДО зависит от выполнения ряда условий, способствующих результативной работе участников команды «Разработчик»:

- обоснованный подбор специалистов. Они должны образовывать команду взаимодополняющих друг друга исполнителей. Именно целенаправленное взаимодействие и обмен результатами работы придают команде исполнителей принципиально новое свойство - способность реализовать любое сколь угодно сложное ДиО;

- психологическая совместимость участников команды «Разработчик». Под совместимостью в психологии понимается соци-

ально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности [7]. Кроме того, совместимость характеризуется способностью членов группы оптимизировать взаимоотношения в разных видах деятельности. Она зависит от психофизиологической совместимости темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), характеров, от согласованности сенсомоторных действий и др. В психологии выделяют три уровня совместимости: высокий, средний и низкий.

По мнению специалистов в области проектирования и создания ДиО дистанционного обучения, наиболее частыми ошибками при совместной деятельности можно считать пренебрежение к внешним (объективным) трудностям (обстановка взаимодействия) и внутренним (субъективным) психологическим и другим особенностям партнеров, игнорирование норм общения, самоуверенность, легковесность суждений и пр.

Совместная эмоционально-интеллектуальная деятельность требует от каждого участника команды «Разработчик» личностного отношения к цели выполнения проекта, осознания своей роли, позиции и взаимной ответственности при разработке ДиО, взаимопонимания, чуткости друг к другу. Именно эти компоненты должны стать ведущими в совместной деятельности и определять содержание действий по проектированию и созданию педагогически полезного ДиО. Кроме того, установлено, что в процессе совместной деятельности наиболее рельефно проявляются как профессиональная, так и социальная дееспособность каждого конкретного специалиста, участвующего в процессе разработки дидактического обеспечения дистанционного обучения.

В процессе совместной деятельности чрезвычайно важна адекватная самооценка специалистом результатов своей работы. То есть он должен уметь взглянуть на себя как бы стороны, систематически анализировать свои действия и поступки в процессе создания дидактического обеспечения.

Совместная эмоционально-интеллектуальная деятельность по проектированию и созданию ДиО дистанционного обучения и по использованию его в реальных условиях должна строиться на принципах активного диалога на основе понимания совместных целей, задач и позиционности в кооперации,

иметь при этом ярко выраженную личностную и рефлексивно-деятельностную природу. Качество и результаты кооперирования определяют и устанавливают взаимосвязь содержания целей и задач субъектов процесса проектирования и создания ДиО как личностей, имеющих свой практический опыт в данной области знаний, свои ценности, потребности, природные склонности и приобретенные способности. Это, в свою очередь, позволяет в реальных условиях определить направленность и эффективность деятельности участников команды «Разработчик».

При создании теоретических положений по организации эмоционально-интеллектуального взаимодействия специалистов команды «Разработчик» мы использовали термин «группа», приведенный в работе Т. Теджфело и Дж. Тернера. Эти авторы подчеркивают когнитивную природу группы как результат восприятия и самоопределения ее участников. В работе В.С. Агеева образование группы предопределяется действием трех групп факторов: деятельностной природы когнитивных процессов, объективных условий и правил межличностного взаимодействия. Мы, разделяя такую позицию ученых, рассматриваем команду «Разработчик» как совокупность специалистов - представителей различных областей знаний (например, педагоги, психологи, программисты, дизайнеры и др.), объединенных общностью целей, задач и интересов, ориентированных на совместную продуктивную деятельность по проектированию и разработке педагогически полезного ДиО дистанционного обучения и несущих равную ответственность за качество этого педагогического продукта. Основными признаками межличностного взаимодействия в команде «Разработчик» как формы общения являются предметность, эксплицирован-ность, ситуативность и рефлексивная многозначность.

Наш опыт позволяет констатировать, что взаимодействие участников команды «Разработчик» будет наиболее оптимальным, когда:

- специалисты получают полный объем информации по поводу предстоящей совместной деятельности;

- целенаправленно организуется эмоционально-интеллектуальное взаимодействие участников команды;

- обеспечивается взаимопонимание между специалистами как субъектами процесса создания ДиО и его применения в реаль-

ных условиях педагогической практики.

Кроме того, выявлено, что если вышеназванные задачи не будут решаться, то в процессе совместной деятельности это приведет к осложнениям и противоречиям, а иногда и к конфликтам.

Чтобы этого не происходило, необходимо осуществлять непрерывное руководство по сохранению работоспособности команды. С этой целью назначается координатор. Основной его функцией является организация скоординированной работы целой команды специалистов при создании ДиО дистанционного обучения. Он несет прямую ответственность за качество создаваемого педагогического продукта. Для целенаправленного управления процессом разработки дидактического обеспечения он должен владеть компетенциями в области педагогики, общей психологии, информатики, информационных технологий, эргономики, социальной психологии и других наук. Он является членом координационного совета, который занимается проблемами реализации дистанционного обучения в образовательных учреждениях любого уровня.

Составляющие процесса организации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников команды «Разработчик» по принятию решения на проектирование и разработку ДиО можно условно представить в виде блоков действий каждого специалиста, включающих самоорганизацию, организацию совместной деятельности, оценку результатов и прогноз.

Важным критерием эффективной работы команды «Разработчик» является сработанность ее членов - согласованность межиндивидуального взаимодействия специалистов в процессе разработки ДиО. Сработанность характеризуется успешностью, выгодностью и высокой продуктивностью совместной работы членов команды. Для ее обеспечения каждый из специалистов, входящих в команду «Разработчик», подготавливает свою карту, где отражены все необходимые требования к ДиО, с точки зрения его специальности. Это позволяет объединить не только учебно-методические материалы, но и новые технологические разработки, причем с учетом рынка образовательных услуг. Этой работой занимается координатор.

Концептуальные карты являются мощным инструментом в достижении целей команды разработчиков ДиО. Использование карт показало, что действия специалистов, входящих в команду, будут согласованы

лишь тогда, когда один готов принять позицию, определенную для него другим специалистом. Кроме того, такой подход предотвращает потенциальные конфликты между различными решениями, помогает избежать технологического детерминизма, устанавливает баланс между финансовой и рыночной прерогативами и целями обучения.

Обеспечение эффективной совместной деятельности специалистов потребовало проведения ряда взаимосвязанных мероприятий, например, разработки правил совместной деятельности, технологической подготовки участников команды к этой работе и др.

Правила совместной деятельности определяются:

■ спецификой выполняемого проекта;

■ конкретными целями и задачами, которые стоят перед специалистами;

■ нормами поведения, ценностями;

■ уровнем профессиональной компетентности специалистов;

■ степенью ответственности каждого из них на этапах построения ДиО дистанционного обучения;

■ способами группового и индивидуального поиска ошибок;

■ степенью авторства при выполнении проекта;

■ способами воздействия в процессе обсуждения вопросов, связанных с разработкой ДиО;

■ ролями исполнителей и др.

На основе выработанных правил заключается соглашение о совместном взаимодействии специалистов команды «Разработчик». Оно может быть устным или письменным. Кроме этих правил разрабатываются техническое задание и план-график выполнения проекта. Механизм управления взаимодействием специалистов вырабатывается всеми участниками команды совместно и отдельно с каждым из них с учетом специфики содержания их ролей и степени ответственности при проектировании ДиО и его реализации в реальном педагогическом процессе. Опыт показывает, что управление совместной деятельностью разработчиков должно быть целенаправленным, непрерывным и оперативным.

В психолого-педагогической литературе существуют два подхода: личностный и функциональный, позволяющие рассматривать готовность к взаимодействию в процессе проектирования и создания ДиО как лич-

ностное и функциональное состояние личности. Мы принимаем такую позицию ученых и рассматриваем готовность к совместной деятельности как состояние специалиста, которое отражает понимание предстоящей деятельности и отношение к ней. Одним из основных компонентов готовности является технологический компонент.

Технологическая подготовка участников команды «Разработчик» включает три блока: психолого-педагогический, технологический и технический. Для ее осуществления разработан интегрированный курс. Он представляет собой целостную систему, объединяющую цели, содержание, средства, методы и организационные формы подготовки разработчиков ДиО дистанционного обучения. В основу разработки курса положены принципы комплексности, системности, открытости, модульности, целенаправленности, вариативности, реальности, адаптивности, преемственности, гарантирован-ности, региональности и др. Курс включает знания по педагогике, дидактике, методике, общей психологии, психологии управления, эргономике, информационным и коммуникационным технологиям и другим областям знаний.

Он состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть посвящена методологии проектирования и разработке ДиО дистанционного обучения. В ней теоретический материал обобщен и сконцентрирован вокруг проблем, связанных с формированием комплекса компетенций и обеспечением условий эффективной совместной деятельности участников команды «Разработчик». Практическая часть направлена на развитие профессиональных навыков выполнения проекта. При этом используются лабораторные работы, тренинги и другие виды занятий с обязательным подведением итогов и выдачей рекомендаций. Они связаны как с профессиональной, так и с личностной стороной деятельности.

В курс входят следующие разделы:

1. Психологические аспекты инноваци-

онных технологий в образовании.

2. Педагогические аспекты инновационных технологий в образовании.

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.

4. Эргономические требования к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в образовании.

5. Этические нормы применения средств информатизации в образовании.

6. Теоретико-методологические основы дистанционного обучения.

7. Оценка педагогической полезности дидактического обеспечения дистанционного обучения.

8. Региональные особенности реализации дистанционного обучения.

В каждом разделе предусмотрена практическая работа. Курс сопровождается дидактическим обеспечением.

Использование в реальных условиях такого курса позволяет целенаправленно и профессионально решать вопросы подготовки и переподготовки разработчиков ДиО. При этом обучение и совершенствование профессиональной компетентности специалистов может осуществляться как в стационарном, так и в дистанционном режиме на базе центра ДО любого уровня.

Наш опыт показал, что использование такого подхода при организации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников команды «Разработчик» позволяет проектировать и создавать педагогически полезное ДиО дистанционного обучения, обеспечивает комфорт (непринужденность, тактичность, доброжелательность, спокойствие и др.) совместной деятельности специалистов, учет их профессиональной компетенции, индивидуально-типологических особенностей, ценностей и т.д. Кроме того, вышеназванный подход позволяет адаптировать профессорско-преподавательский состав к реалиям современных образовательных технологий, используемых в среде дистанционного обучения.

Литература

1. Скибицкий Э.Г., Шабанов А.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: Монография. - Новосибирск: СИФБД, СГА, 2004. - 224 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. -Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. - 138 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 480 с.

6. Толковый словарь русского языка конца ХХ века: Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб.: Фолио-Пресс, 1998. - 702 с.

7. Психологический словарь / В.Н. Копорулина, М.Н Смирнов, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 640 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.Г. Климов, к.п.н., доц. каф. Механики и процессов управления Тел.: 8 (342) 2-39-61-44, E-mail: klimov@perm.ru., Пермский государственный университет http://www.psu.ru

In clause the methodological problems in organization of open education are reflected in view of wide use of information and communication technologies in training the future competitive experts.

По источникам научно-педагогической литературы ведущих специалистов в области

информационных технологий в образовании (Авдеева Ф.С., Батоврина В.К., Бе-шенкова С.А., Богдановой С.В., Ва-граменко Я.А., Васильева В.Н., Да-нильчука В.И., Зобо-ва Б.И., Игошева Б. М., Иванникова А.Д., Колина К.К., Кравцовой А.Ю., Круглова Ю.Г., Кузнецова А.А., Лапчика М.П., Малышева Н.Г., Могилева

A.В., Нижникова А.И., Пака Н.И., Подчинено-ва И.Е., Роберт И.В., Рубина Ю.Б., Солдаткина

B.И., Тихомирова В.П., Тихонова А.Н., Угри-новича Н.Д., Шахгильдяна В.В., Хеннера Е.К., Щенникова С.А. и др.) можно утверждать, что в России информационные методы подготовки конкурентоспособных специалистов набирают «обороты». Сегодня, например, уже никто не противопоставляет традиционное обучение дистанционному. Все понимают, что внедрение информационных технологий в образование - требование времени [1]. Информатизация образования особенно коснулась таких направлений, как информационная поддержка профильного обучения в школе, развитие информационной среды в интересах высшего образования, создание электронных учебников и компьютерных программ в соответствии с потребностями государственного образовательного стандарта и региональных компонентов.

Переход от индустриального к информационному обществу приводит к существенным изменениям в методологии российского обра-

зования:

меняется характер приобретения и распространения знаний;

открываются возможности для обновления содержания методологии образования;

изменяется роль преподавателя в учебном процессе;

повышается значение результатов теоретических и экспериментальных исследований в области методологии информатизации образования;

возрастает роль международного сотрудничества в вопросах открытого образования;

происходит индивидуализация темпа усвоения учебно-познавательного материала в процессе самостоятельной работы субъектов образования с использованием компьютерных средств обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышается дидактическое значение электронных образовательных систем в организации дистанционного образования.

В этой связи в России происходят глубинные и объективные процессы формирования единой методологии открытого образовательного пространства. Ведется активный поиск соответствующей научно-методологической структуры образования, которая обеспечила бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» на основе дистанционной формы обучения. Методология открытого образования отличается от традиционных форм обучения и предполагает реализацию специфических учебно-познавательных компонентов, которые показаны на рис. 1(см. цв. вставку).

Кроме того, открытое информационное образование имеет свои методологические особенности, отличающие его от других форм традиционного образования тем, что оно стро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.