ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В ОБЛАСТИ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Э.Г. Скибицкий, д. п. н., проф., зав. каф. Педагогики и психологии Тел.: (3832) 79-88-22, E-mail: skibit@yandex.ru Сибирский институт финансов и банковского дела http://www.sifbd.ru
Г.С. Итпекова, асп., ст. преп. каф. Информатики и вычислительной техники Тел.: (3902) 22-47-72, E-mail: itgalina@yandex.ru Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
http://www.khsu.ru
The article is focused on the formation of the professional competence of teachers of the countryside. The author describes the didactic equipment of the process of preparation teachers in getting education.
Широкое внедрение средств информатизации образования (компьютерные технологии, телекоммуникационные средства, программно-техническое, психолого-педагогическое, эргономическое и другие виды
обеспечения) в реальную педагогическую практику приводит к изменению целей обучения, его содержания, средств, методов и организационных форм. В этой социокультурной ситуации обществу требуются педагоги, владеющие теоретическими знаниями и практическими умениями использования средств информатизации в профессиональной деятельности.
Особое внимание в системе современного российского образования принадлежит сельской школе. М.П. Гурьянова определяет сельскую школу как «совокупность различных типов и видов образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательную потребность детей и выполнить специфическую задачу общеобразовательной и трудовой подготовки школьников» [1]. Сельская школа имеет свою социальную, экономическую, педагогическую и культурологическую специфику. Под спецификой понимаются особенности организационно-педа-
гогической деятельности, обусловленные социально-экономическими и социокультурными условиями ее функционирования.
Одной из общепедагогических проблем российского образования является информатизация сельской школы. Среди основных направлений этого процесса отмечается необходимость подготовки педагогов в области средств информатизации образования, применение электронных средств образовательного назначения, информатизация профильного обучения, доступ к глобальным ресурсам Интернета, техническое обслуживание аппаратных средств и др.
В условиях развития открытого образования приемлемой формой подготовки педагогов сельской местности в области средств информатизации образования может стать дистанционное обучение. Его использование позволит осуществить подготовку педагогов по месту жительства без отрыва от производственной деятельности, снизить затраты и индивидуализировать обучение, организовать самообучение в зависимости от складывающихся обстоятельств, обеспечить широкий доступ к образовательным ресурсам и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что существуют различные точки зрения на подготовку педагогов в области средств инфор-
матизации образования. Однако недостаточно разработанными являются теоретические основы педагогического процесса в условиях дистанционного обучения (ДО), формы организации подготовки, проектирование дидактического обеспечения [2].
Процесс формирования профессиональной компетентности в области средств информатизации образования может быть представлен двумя взаимосвязанными компонентами: комплексом педагогических условий и дидактическим обеспечением подготовки педагогов (рис. 1). Педагогические условия - это комплекс взаимосвязанных мер, необходимых для организации процесса подготовки педагогов с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, разработанного для дистанционного обучения. Они обеспечивают целостность процесса подготовки и взаимосвязанную деятельность всех участников ДО: педагогов сельской местности, преподавателей и организаторов подготовки, тьюторов, авторов учебных программ, пособий, разработчиков. Педагогические условия представлены: научным обоснованием подготовки педагогов; наличием педагогических кадров для работы в режиме ДО; разработанным дидактическим обеспечением; ведением постоянного контроля качества обучения; организацией мониторинга.
Рис.1. Подготовка педагогов сельской местности в области средств информатизации образования в режиме дистанционного обучения
Под дидактическим обеспечением мы понимаем учебно-методический комплекс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанный с учетом требований психологии, педа-
гогики, информатики, эргономики и других наук. При проектировании и разработке дидактического обеспечения процесса подготовки педагогов в режиме дистанционного обучения мы ориентировались на систему традиционных дидактических принципов (научность, наглядность, сознательность, системность, последовательность, самостоятельность в обучении, индивидуальный подход) и основополагающие принципы, присущие дистанционному обучению. К ним относятся гуманистический принцип, регио-нальность, гибкость, динамичность, педагогическая целесообразность применения новых информационных технологий и др.
Гуманистический принцип обеспечивает направленность обучения на личность, создание благоприятных условий для овладения знаниями, развития и проявления творческой индивидуальности.
Принцип региональности учитывает территориальные особенности функционирования образовательной системы, типы и уровни образовательных учреждений, национально-этнические признаки, специфику реализации ДО.
Принцип гибкости является руководящим в структуризации и организации учебных материалов, обеспечивает их представление как на традиционных носителях информации, так и на основе компьютерных технологий, позволяет обучающимся выбрать и реализовать индивидуальную траекторию обучения, организовать учебную деятельность в удобное время.
Принцип динамичности учитывает фактор времени: соответствие длительности учебной деятельности естественным физиологическим циклам деятельности мозга; одновременную реализацию основных дидактических функций (мотивация, цель, действия и операции, контроль); наличие показателей результатов деятельности, связанных со временем; общую ограниченность времени, отведенного на задание.
Принцип педагогической целесообразности применения информационных технологий и телекоммуникационных средств требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционного обучения, первоочередности содержательного наполнения учебных курсов.
Дидактическое обеспечение включает дифференцированный курс и методику его реализации в режиме дистанционного обучения. Рассмотрим их содержание.
Дифференцированный курс является практико-ориентированным. Основная его задача - формирование профессиональной компетентности педагогов в области средств информатизации образования. Профессиональную компетентность педагогов в области средств информатизации образования мы рассматриваем как совокупность знаний, умений и способов эффективного решения прикладных задач предметной области средствами информатизации, развития личностных качеств учащихся, конструирования технологии обучения, решения педагогических задач с опорой на психолого-педагогические основы использования средств информатизации в обучении.
Содержание курса разработано на основе соответствия квалификационным требованиям к профессиям и должностям, преемственности по отношению к государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, ориентации на современные образовательные технологии и средства обучения.
Соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется задачами, которые решает педагог в своей профессиональной деятельности при работе со средствами информатизации. Преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в программе курса требований профессиональной части стандартов. Ориентация на современные образовательные технологии реализуется в принципах обучения, формах и методах подготовки педагогов сельской местности, методах контроля и управления процессом подготовки, средствах обучения.
При построении курса мы опирались на следующие принципы: научность и стандартизация содержания образования, соответствие содержания обучения современным требованиям развития общества, системность, модульность построения учебной информации.
Выполнение принципа научности и стандартизации содержания образования обеспечивает подготовку педагогов с позиции современных достижений науки и практики в области педагогики, психологии, информатики и других наук в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Содержание дифференцированного курса строится исходя из особенностей эмоционально-интеллектуального взаимодействия субъектов подготовки,
с учетом их интересов, способов достижения цели. На основании данного принципа устанавливается соответствие содержания курса требованиям к образованности педагога, которые определяются стандартом.
Принцип соответствия содержания обучения современным требованиям развития общества предусматривает включение в структуру курса содержательной учебной информации, не только обеспечивающей формирование современных знаний в области информатизации образования, но и учитывающей интеллектуальные возможности личности.
Принцип системности устанавливает требования: к содержанию учебного материала в целом для курса и каждого модуля; к чередованию теоретической и практической содержательной учебной информации по формированию профессиональной компетенции педагогов в области средств информатизации образования; к контролю умений и навыков после изучения каждого модуля.
Принцип модульности построения содержательной учебной информации подразумевает требования к конструированию содержания дифференцированного курса. Согласно данному принципу учебный материал представлен отдельными взаимосвязанными и взаимообусловленными модулями. Такой подход к построению содержательной учебной информации предоставляет возможность педагогам самостоятельно работать с курсом по индивидуальной учебной программе.
Отбор и структурирование содержания дифференцированного курса осуществлялись нами с учетом психологических требований к подготовке педагогов и с позиции ценности образования. В.П. Зинченко, говоря о ценности образования, подчеркивает, что она «...тем выше, чем глубже вводит человека ... в мир деятельности.» [3, с. 16]. В исследованиях В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна отмечается, что деятельность лежит в основе определения сущности активности. Содержание дифференцированного курса подготовки педагогов, отражая потребности общества, направлено на организацию учебной деятельности по формированию профессиональной компетентности педагогов сельской местности в области средств информатизации образования. Структура профессиональной компетентности включает теоретическую и практическую готовность педагогов. При этом теоретическая готовность - это глубокое
знание предметной области «Информатика и информационные технологии» и психолого-педагогических основ использования средств информатизации в образовательном процессе. Практическая готовность педагогов представлена информационными, развивающими, организационными, коммуникативными, экспертными и рефлексивными умениями, позволяющими целенаправленно работать в информационно-образовательной среде при решении профессиональных задач.
Курс состоит из инвариантной и вариативных частей. Инвариантная часть курса представлена следующими разделами: «Психолого-педагогические основы использования средств информатизации в обучении», «Информатика и информационные технологии», «Экспертиза электронных дидактических средств» и «Дистанционное обучение». Вариативная часть курса представлена двумя вариантами А и Б. Разделы варианта А предназначены для подготовки педагогов информатики, и к ним относятся «Теория и методика обучения информатике», «Использование средств информатизации в процессе обучения». Вариант Б, предназначенный для подготовки педагогов-предметников, включает раздел «Компьютерные средства обучения».
Отбор и структурирование содержания дифференцированного курса подготовки педагогов сельской местности в области средств информатизации образования базируются на модульном подходе. Он в настоящее время наиболее распространен при построении дидактического обеспечения ДО. В структуру каждого раздела дифференцированного курса входят взаимосвязанные модули, обеспечивающие процесс подготовки педагогов в режиме дистанционного обучения. Модуль - это законченный блок информации, включающий в себя целевую программу действий и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей [4]. Учебные модули курса имеют одинаковую структуру: цели изучения темы; методические рекомендации по изучению учебного материала; содержательная учебная информация по данной области знаний; индивидуальные задания; вопросы для самопроверки; различные тесты для самоконтроля; список основной и дополнительной литературы; глоссарий.
Таким образом, дифференцированный курс состоит из специально подобранных разделов и тем учебного материала и пред-
ставлен в виде модулей. Подбор содержания осуществляется с учетом субъектов подготовки - педагогов-предметников и педагогов информатики. Использование дифференцированного курса позволяет организовать самостоятельную учебную деятельность педагогов в процессе подготовки в режиме ДО, выбрать темп подготовки и время занятий.
Методика реализации курса определяется его дидактическими целями и представляет систему по управлению самостоятельной учебной деятельностью педагогов. Она включает описание целей всего курса, каждого раздела, отдельного модуля, содержание учебной информации, методы, средства и организационные формы обучения, виды контроля, критерии, мониторинг.
Важнейшим компонентом курса является ожидаемый учебный результат, представленный многоуровневой системой целей обучения (иметь представление, знать, уметь). Они определяют структуру и содержание всех компонентов курса, обеспечивают целостность подготовки педагогов в области средств информатизации образования.
Содержание учебной информации курса организовано в виде гипертекстового документа, который состоит из различных фрагментов. Это позволяет педагогу не только «листать страницы» в процессе самостоятельной подготовки, но и произвольно перемещаться по смысловым связям. Все содержание находится «под рукой»: разделы, темы, модули, учебные элементы.
Содержание учебного материала модуля организовано в логике познавательной деятельности в соответствии с принципами проблемного обучения: ознакомление с новым учебным материалом, овладение им, применение новых знаний для решения практических, исследовательских задач, контроль. Модуль представлен учебными единицами. Он включает: информационные блоки с гипертекстом, практические задания; блоки самооценки; справочные материалы; адреса образовательных веб-сайтов; списки электронных ресурсов и др. В содержании присутствуют приемы, способствующие эмоциональной окраске самостоятельной учебной деятельности педагогов: использование звуковых средств, реплик и иных приемов сопровождения учебной информации.
Усвоение содержания курса реализуется с помощью следующих методов: объяснительно-иллюстративного (сообщение готовых сведений в области информатизации
образования), репродуктивного (деятельность педагогов по образцам, использование готовых алгоритмов при выполнении практических заданий), проблемного обучения (прослеживание логики решения поставленной проблемы, осуществление контроля над степенью убедительности ее решения), исследовательского (вопросы, обеспечивающие творческий подход). Положительные мотивы учебной деятельности создают частично-поисковый метод (активизация поисковой деятельности, создание проблемных ситуаций, предполагающих необходимость получения новых и использования старых знаний) и метод проектов.
Функцию средств обучения для реализации содержания курса выполняют:
блок администрирования (электронная система по регистрированию обучающихся, проведению анкетирования, присвоению паролей, отслеживанию систематичности участия обучающихся во всех учебных мероприятиях и др.);
компьютер (учебное оборудование, средство повышения наглядности обучения, передачи учебной информации, контроля знаний, самообучения и др.);
программное обеспечение MS Office (Word, Excel, PowerPoint и др.), используемое для создания учебной среды самостоятельной деятельности педагога в процессе подготовки, проблемных ситуаций, моделирования и т.д.;
учебно-методический комплекс (кейс) содержит: учебные пособия (электронный вариант и твердая копия), методические рекомендации, дидактические и справочные материалы, контрольные задания;
гипертекстовая технология, устанавливающая связи между фрагментами документов, управляющими элементами обучающих программ и другими объектами;
информационные компоненты (блок содержания, глоссарий, указатели, ссылки на дополнительные источники в Интернете);
Веб-сайт, обеспечивающий доступ к оперативной информации;
Интернет-технологии (информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых организуются доступ к дополнительным источникам информации, взаимодействие между преподавателями и обучающимися, осуществляется управление учебным процессом);
печатные издания (учебные пособия, методические рекомендации, сборники тес-
товых заданий и др.).
Специфика дистанционного обучения определяет выбор организационных форм. К ним относятся лекции на электронных носителях, электронные семинары, лабораторные работы, консультации посредством телефона, электронной почты и других средств коммуникаций.
В основе подготовки педагогов лежит самостоятельная учебная деятельность. Схема организации учебной деятельности представлена на рис. 2.
Содержание
раздела К
Модуль 1 о н
Модуль 2 Практикум
0 л
Модуль и ь
t
Рис.2. Организация учебной деятельности педагогов
Алгоритм управления процессом обучения при освоении учебного модуля предусматривает следующие действия педагога: определение начального уровня знаний с помощью входной диагностики; освоение учебных элементов, объединенных в логическую структуру учебной темы; выполнение практических заданий; осуществление самоконтроля и процедур оценки уровня знаний по каждому учебному элементу и по всей теме; переход к другому модулю при положительных результатах контроля. В случае отрицательных результатов рекомендуется повторно изучить учебный материал и вновь проверить уровень его усвоения.
Контроль проводится в установленные сроки. Используются текущий контроль и самоконтроль, промежуточная и итоговая аттестация педагогов. Текущий контроль позволяет получать информацию об усвоении учебного материала каждого модуля, выявлять пробелы в знаниях и вносить при необходимости коррекцию. Промежуточная аттестация педагогов осуществляется периодически по мере прохождения разделов курса, при этом используется тестирование. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в заочной форме с использованием телекоммуникационных средств. Итоговая аттестация (тестирование и защита курсового проекта) осуществляется
выездной комиссией на базе организующего подготовку педагогов в режиме ДО образовательного учреждения сельской местности.
Критерием теоретической готовности педагогов является качество их знаний, сформированных в процессе подготовки, показателями - степень усвоения учебного материала каждого раздела курса и успеваемость группы. Качество знаний оценивается по результатам выполнения тестовых заданий.
Коэффициент уровня усвоения вычисляется по формуле (1):
N
Ку =—^ -100% , (1)
у N
m
где Ку - коэффициент уровня усвоения;
Ыпр - число правильно выполненных операций;
Ыт - число существенных операций, ведущих к решению теста.
Показатель Ку отражает степень совпадения фактического и запланированного результата. С помощью шкалы интервалов по значению коэффициента Ку оценивается уровень усвоения педагогами программы подготовки: до 50% - программа в основном не выполнена; 50-74% - выполнена частично; 75-89% - выполнена в основном; 90100% - выполнена полностью.
Успеваемость группы подсчитывается по формуле (2):
п т
(2)
1 п т
1 V- V
У с
тп
ц=1 <=1
где Сц - оценка, полученная }-м педагогом за 7-й модуль;
п - число педагогов; т - число оцениваемых видов работ. Критериями практической готовности педагогов являются информационные, развивающие, организационные, коммуникативные, рефлексивные и экспертные умения. Уровень их сформированности определяется с помощью специально разработанной анкеты в соответствии с показателями: минимальный, низкий, средний, высокий.
Уровень сформированности информационных умений педагога оценивается с точки зрения готовности использования информационных ресурсов, применения компьютера в обучении, представления учебных материалов посредством программного обеспечения и готовности передачи различного вида информации с помощью услуг Интернета. Развивающие умения определяются использованием приемов активизации
учебной деятельности на занятиях, применением электронных учебных пособий, выбором программных сред для решения прикладных задач предметной области. Организационные умения - это рациональное использование способов коллективной работы учащихся на занятиях с применением компьютера, компетентная организация совместной учебной деятельности учащихся в компьютерном классе, целенаправленное использование программного обеспечения для решения учебных и научно-исследовательских задач.
Оценка коммуникативных умений обусловливается определенным уровнем профессионального общения посредством услуг Всемирной сети, эффективным взаимодействием с обучающимися при проведении занятий с использованием компьютерной сети и установлением при этом делового и личностного общения в процессе обучения. Рефлексивные умения - это осуществление педагогом самоконтроля педагогической деятельности и самооценки условий полученных результатов обучения. Оценка сформированности экспертных умений осуществляется по владению знаниями и умениями оценивания педагогической полезности электронных средств учебного назначения, создания учебно-методического комплекса, организации учебной деятельности с электронными пособиями с учетом психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и других требований.
Наиболее полную и оперативную информацию о результатах деятельности всех участников дистанционной подготовки и уровне сформированности профессиональной компетентности педагогов в области средств информатизации образования позволяет получить мониторинг. Система мониторинга образовательных достижений включает аналитические схемы об итоговом заключении соответствия подготовки педагогов квалификационным требованиям, анкеты по исследованию практической значимости подготовки, опросники качества подготовки педагогов, методики оценки профессиональной компетентности педагогов.
Разработанный авторами подход реализован в образовательной практике Республики Хакасия. Он обеспечивает подготовку педагогов сельской местности в области средств информатизации образования, как в традиционной форме обучения, так и в дистанционной.
Литература
1. Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М.П. Гурьянова // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 23-28.
2. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения / Э.Г. Скибиц-кий // Дистанционное образование. - 2000. - № 1. - С. 21-25.
3. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика. - 1997. - № 5. -С. 3-16.
4. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения / Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, Алт. АЭП, 1998. - 252 с.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КУРС «ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ»
A.А. Мицель, д.т.н., проф. каф. АСУ, А.А. Ельцов, к.т.н., проф. каф. ВМ,
B.В. Романенко, к.т.н., доц. каф. АСУ, А.В. Романенко, асп. каф. АСУ,
К.Г. Шатлов, асп. каф. АСУ Тел.: (3822) 41-31-57, E-mail: maa@asu.tusur.ru
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
http://www.tusur.ru
In the article the computer learning course on high school discipline «Higher mathematics. Integral calculus and differential equations» is described. The computer textbook is created with a consideration for of modern requirements presented to computer learning courses and is self-sufficient for study of appropriate sections of a course of higher mathematics.
Введение
В курсе математики существует более жесткая, чем в большинстве учебных курсов, взаимосвязь между различными разделами (нельзя находить аналитических решений дифференциальных уравнений первого порядка, не умея вычислять интегралов). Поэтому одна из основных трудностей при изучении курса математики заключается в том, что для усвоения материала необходимо располагать некоторым, минимальным для данного раздела, набором сведений из других разделов математики. Все это предъявляет определенные требования к степени усвоения материала и его содержанию. При этом необходимы большой объем самостоятельной работы, контроль за усвоением материала, постоянный диалог между обучаемым и обучающим. Часть этой работы вполне можно до-
верить компьютеру, создавая электронный обучающий комплекс (ЭОК) нового типа, содержащий различные инструменты, позволяющие студенту осуществлять самоконтроль усвоения материала.
В статье описывается электронный обучающий комплекс по вузовской дисциплине «Высшая математика. Интегральное исчисление и дифференциальные уравнения», созданный на основе учебно-методических материалов, подготовленных на кафедре Высшей математики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники [12]. Объем и структура материала соответствуют ГОС по всем инженерным специальностям, по которым ведется обучение в ТУСУР. Курс «Высшая математика. Интегральное исчисление, дифференциальные уравнения» изучается студентами дневной