Научная статья на тему 'Система принципов построения компьютерной поддержки для дистанционного обучения'

Система принципов построения компьютерной поддержки для дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система принципов построения компьютерной поддержки для дистанционного обучения»

13. Малкей М. Наука и социология знания. — М., 1983.

14. Прозументова Г. Н. Развитие современной общеобразовательной школы; проект «Школа совместной деятельности». Заявка на экспертизу проекта. — Томск, 1998. — 56 с.

15. Осипова С. И. Теоретическое обоснование построения и реализации модели обра зования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся. Автореф. докт. дис. — Красноярск, 2001. — 36 с.

16. Третьяков П. И., Сидорина Т. В., Воронкова Н. А. и др. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 2001. — 880 с.

17. Ушамирская Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе. Введение //Alma mater. — 2003. — № 1. — С. 18—25.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Э. Г. Скибицкий

С переходом образования на качественно новый этап теоретически аргументированного и экспериментально обоснованного применения средств информатизации (компьютерные технологии и средства коммуникации) в образовательном процессе дистанционного обучения (ДО) возникла проблема разработки системы педагогических принципов создания и внедрения дидактического обеспечения в этот процесс.

Под дидактическим обеспечением (ДиО) дистанционного обучения будем понимать учебно-методический комплекс для конкретной учебной дисциплины или цикла дисциплин, включающий в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов педагогически полезной содержательной учебной информации на различных носителях.

Дидактическое обеспечение дистанционного обучения включает:

а) учебно-методические материалы (книги, учебные пособия, образовательные программы, задачники, справочная литература, различные словари, аудио- и видеокассеты и др.);

б) компьютерная поддержка (КПо) (отдельные компьютерные программы, базы данных, электронные учебники, целостные компьютеризированные курсы, программно-методические комплексы и др.);

в) организационно-педагогические условия реализации дидактического обеспечения дистанционного обучения [ 1].

За последние несколько лет отечественные и зарубежные авторы все больше сходятся во мнении, что главное назначение средств информатизации — это повышение эффективности управления учебной деятельностью (УД) обучающихся. Следовательно, выдвигается проблема создания компьютерной поддержки в виде таких целостных компьютеризированных курсов, которые бы наиболее полно отражали принципы педагогического управления и выступали дидактическим средством для педагога и обучающегося, обеспечивающим эффективность дистанционного обучения (вид обучения, осуществляемый на основе модели, предполагающей опосредованное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающегося с целенаправленным использованием современных информационных и коммуникационных технологий, направленных на самообразование личности). Однако несмотря на широкий диапазон изысканий в данной области, ни высшие учебные заведения, ни общеобразовательные школы не располагают до сих пор достаточным количеством педагогически полезной (целесообразность и эффективность) компьютерной поддержки по образовательным и специальным дисциплинам.

Целостные компьютеризированные курсы (ЦКК) являются по своей сути кибернетическими системами. Их можно отнести к сложным человеко-машинным системам. Поэтому при их проектировании и использовании целесообразно придерживаться основных общесистемных принципов, конкретизированных применительно к процессу обучения на. основе современных теоретических достижений в области педагогики, дидактики, методики, психологии, информатики, эргономики и других отраслей знания.

К числу основных общесистемных принципов, обеспечивающих реализацию остальных, относятся, по нашему мнению, следующие: целеустремленность, организованность, динамичность, целостность, эволюционность, открытость, приспособляемость, полифункциональность, самодостаточность, воспроизводимость, технологичность [2]. Все принципы проектирования КПо взаимосвязаны и представляют собой единую систему, в которой каждый из них необходим. Вместе взятые они являются достаточными для того, чтобы их реализация способствовала конструированию педагогически полезной КПо по любой области знаний.

В основу выделения вышеназванных принципов положены педагогические теории и концепции активизации интеллектуально-эмоционального взаимодействия участников педагогического процесса в условиях дистанционного обучения.

Системообразующим в этой системе является принцип целостности. Ему подчиняются все остальные принципы. Они связаны между собой логикой конструирования КПо, отвечающей целям, задачам и специфике процесса обучения в режиме ДО. Рассмотрим кратко содержание вышеприведенных принципов (см. схему).

1. Целостность — обеспечивается созданием информационно-образовательной среды, в которой задействован расширенный набор компонентов УД (объекты и процессы, способы взаимодействия, способы мотивации, методы обучения, ориентировочная основа деятельности, способы контроля и самоконтроля, инструменты, основные типы моделей, инвариантные содержательные структуры и т. д.). Учет названных компонентов в сочетании со структурой ЦКК обеспечивает новые свойства системы и ее подсистем по сравнению со свойствами элементов, а также дает возможность выделить устойчивые структуры КПо. Целостности системы способствуют и такие ее составляющие, как экран успеваемости (мониторинг) и «портрет» обучающегося. Экран успеваемости дает информацию о продвижении обучающегося в овладении конкретной дисциплиной или курсом. К психологическим призна-

кам портрета обучающегося относятся: быстрота усвоения учебного материала за единицу времени; количество возвратов к знакомству с теоретическим материалом; настойчивость; степень решительности и уверенности в своих знаниях; реалистичность в оценке собственного уровня и своих возможностей; самостоятельность и т. д. На основании перечисленных признаков можно составить базу данных и использовать ее в воспитательной и учебной работе, при аттестации выпускника, а также для целей профориентации и др.

2. Целеустремленность — система должна быть сконструирована так, чтобы обеспечивать достижение основных педагогических целей: высокой активности обучающихся (за счет специальных способов ее стимулирования); самостоятельности (достаточная ориентировочная основа деятельности и правильная организация работы); изучения нового; формирования умений и навыков обобщения и систематизации учебного материала; учета и контроля; приобретения опыта творчества; рефлексии УД (ей способствует наличие четких учебных целей, осознание алгоритма деятельности и условий его применения); личностной рефлексии. В процессе УД обучающийся должен иметь возможность познания своих личностных особенностей и способов их коррекции. Целеустремленности способствует система параметров деятельности (время, баллы и др.), которые нацеливают обучающегося на достижение основных учебных целей. Особое значение имеет мотивация УД (она может достигаться воздействием на простейшие эмоции обучающихся), а также форма общения с КПо, в том числе дружественного диалога.

3. Организованность — система должна иметь четкую структуру, учитывающую основные закономерности и организационные формы обучения. Оптимальной представляется следующая структура: а) интегрированная КПо, сформированная из курсов, разработанных на основе базовых знаний по отдельным дисциплинам; б) ЦКК, посвященный совокупности разделов или крупным темам дисциплины; в) компьютерные программы, каждая из которых посвящена одной из основных дидактических целей (изучение нового, формирование умений и способностей, обобщение и систематизация, итоговой контроль и т.д.); г) компьютерный учебник, адекватный учебной дисциплине; д) работа программы — экранов, состоящих из независимых друг от друга фрагментов содержания; е) задание, посвященное усвоению содержания на одном из уровней (воспроизведение, стандартное применение, творческое применение и т. д.); ж) функции и режимы, реализующие статистические и динамические составляющие основных компонентов деятельности (мотив, цель, действия и операции, контроль), а также собственную стратегию программы; з) элементы функций (кванты) — порции действий, на которые разбиваются функции для обеспечения видимой одновременности их реализации.

4. Динамичность — в КПо динамичность деятельности может обеспечиваться, прежде всего, за счет такого фактора, как время. Здесь целесообразно применение ряда приемов: соответствие расчетной длительности работ, заданий, компьютерной программы естественным физиологическим циклам деятельности мозга; одновременная реализация основных дидактических функций (мотивация, цель, инструмент, действия и операции, контроль, собственная стратегия программы); наличие показателей результатов деятельности, связанных со временем (время до конца работы, темп и др.); общая ограниченность времени, отведенного на задание и работы; обеспечение возможности реализации импульсивного стиля деятельности.

5. Эволюционность — эволюция системы невозможна, если в ней не будут реализованы главные эволюционные принципы: а) отбор, который может быть обеспечен за счет включения в КПо блоков статистики, учитывающих эффективность УД обучающегося. Это дает информацию для определения направлений совершенствования ЦКК, технологии его применения и оценки педагогической полезности;

б) наследование — данный принцип требует использования интегрированной КПо,

в которой закрепляется и передается к вновь разрабатываемым курсам или программам как методологии функционирования ДиО, так и отдельные методические находки. Кроме того, наследованию способствуют образцы разрабатываемых компьютерных программ, а также ЦКК и систем.

6. Воспроизводимость — возможность реализации КПо с учетом специфики данной педагогической системы, региона другими субъектами, гарантия с определенными отклонениями достижения заданных дидактических целей обучения. Это означает, что КПо должна быть реализуема в любом образовательном учреждении при необходимом и достаточном минимуме материальных средств, людских ресурсов и времени. Достигается это за счет изучения реальной ситуации в образовательной системе данного района, разработки детального научно-методического сопровождения (методических рекомендаций педагогу по управлению процессом обучения и инструкции обучающемуся по работе с ЦКК), а также проведения различных мероприятий, связанных с подготовкой участников образовательного процесса к использованию КПо. Компьютерная поддержка должна быть тиражируемой.

7. Приспособляемость — возможность адаптации КПо к личности педагога и обучающегося с учетом их возраста, психофизиологических и ицдивидуально-типо-логических особенностей, а также готовности осуществлять свою деятельность в условиях ДО.

8. Технологичность — этот принцип направлен на системное применение научно-педагогического знания к дидактическим задачам управления процессом обучения. Его технологичность определяет последовательность действий (операций), каждое из которых основано на научно обоснованной интеллектуально-эмоциональной деятельности участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения.

9. Полифункциональность — КПо в процессе обучения обеспечивает выполнение различных дидактических функций: диагностической, обучающей, контролирующей, демонстрационной, моделирующей, информационной, мониторинговой и др. Для выбора той или иной функции пользователю достаточно в управляющих параметрах указать режим работы с компьютерной поддержкой.

10. Открытость — принцип этот выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу обучающихся, в контрольных мероприятиях для возможности их обучения в образовательном учреждении в виде собеседования, экзамена, тестирования и т. д.

11. Самодостаточность — по содержанию и алгоритму управления УД обучающихся компьютерная поддержка должна удовлетворять потребностям образовательных учреждений по подготовке высококлассных специалистов, способных конкурировать на рынке труда в современных социально-экономических условиях. Для выполнения этого требования содержательный компонент КПо должен быть подобран и структурирован таким образом, чтобы позволить обучающимся успешно его усваивать без привлечения дополнительных информационных ресурсов. Особенно это требование актуально для обучающихся из отдаленных районов.

Перечисленные принципы предполагают реализацию и развитие с учетом и в соответствии с техническими ресурсами средств информатизации, используемой в педагогическом процессе данного образовательного учреждения компьютерной поддержки по различным областям знаний.

Представляется, что созданная на этих принципах КПо сгложет осуществлять рефлексивное управление учебной деятельностью обучающихся в условиях ДО. Это предполагает построение «модели обучающегося», генерирование обучающих воздействий (теоретический материал, задания, подсказки), учет не только правильности ответа, но и способа решения, оценку и даже совершенствование технологии обучения на основе накопленной информации о процессе обучения.

Таким образом, рассмотренные общесистемные принципы составили исходные позиции, на базе которых был разработан научный подход к проектированию и созданию компьютерной поддержки в виде целостных компьютеризированных курсов по различным областям знаний для использования их как при традиционном, так и дистанционном обучении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Скибицкий Э. Г., Холима. Л. И. Теоретические основы дистанционного обучения. — Новосибирск: Нзд-во НГГТУ, 2002. — 136 с,

2. Скибицкий Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. — 2000, — № 1. — С. 21—25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.