Диагностико-результативный блок состоит из критериев, уровней и результата моделирования. В качестве критериев сформи-рованности гуманистических отношений учащихся начальной школы мы выделяем когнитивный, мотивационно-потребностный и поведенческий. Когнитивный критерий вбирает в себя совокупность нравственно-этических, гуманистических, морально-правовых знаний, существенно влияющих на качество отношений личности к себе, другим людям, окружающему миру. Мотивационно-потребностный критерий гуманистических отношений включает эмоционально-чувственное состояние. При этом избирательность отношений определяется позицией внутренних потребностных побуждений. Потребность во взаимодействии должна быть обусловлена внутренними гуманистическими убеждениями, которые представляют собой глубоко осознанные и мотивированные нравственные принципы. Их нестабильное проявление может постепенно переходить в относительно стабильное состояние. Поведенческий критерий гуманистических отношений выражается в поступках, привычках и опыте гуманистического взаимодействия с людьми и отношениях к окружающему миру. Эти показатели измеряются при помощи методов конкретного психолого-педагогического и социологического исследования. На основе вышеназванных критериев мы выделяем низкий, средний и высокий уровни (в зависимости от сформированности гуманистических отношений учащихся).
Таким образом, разработанная модель обладает системообразующими свойствами, направлена на функционирование всей системы формирования (средствами фольклора) гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы.
литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства : учеб. пособие. М. : ПЕР СЭ, 2008.
2. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней : моногр. Челябинск : ЧГАКИ, 2002.
3. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность : учебник. М. : МГУКИ, 2004.
4. Лазарев А.И., Гришин А.С., Губанова Г.А. Фольклор. Фольклористика. Народоведение. Челябинск : ЧГАКИ, 2008.
5. Рябков В.М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельно-
сти (вторая половина XX - начало XXI века). М. : МГУКИ, 2009.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. [и др.]. Педагогика : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Школа-Пресс, 2000.
7. Спутник исследователя по педагогике / сост. А.М. Баскаков, Ю.Г. Соколова. Челябинск : Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2008.
8. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Formation model of pupils’ humanistic relations in sociocultural work of primary school (by means of folklore)
There is suggested the developed model of formation ofpupils’ humanistic relations in sociocultural sphere of primary school, where folklore is the means of formation of such relations. The model of structural and functional type consists of blocks and subordinated elements, which reflect the inner structure of the process and the resources for its development.
Key words: model, method, system, structure, scientific approaches, principles, functions, sociocultural sphere, micro environment, folklore.
М.С. КАЛИНИНА (Волгоград)
полилогичЕскоЕ оБщЕниЕ: специфика организационных форм
С позиций лингводидактики обосновываются некоторые организационные формы полилогического общения в языковой педагогике. Дана характеристика дискуссионных/ недискуссионных форм полилогического общения.
Ключевые слова: полилогическое общение, организационные формы полилогического общения, дискуссионные/недискуссионные формы полилогического общения, тематическая беседа, беседа за «круглым столом», дискуссия.
Организация речевого взаимодействия на основе полилога имеет большие перспективы развития в рамках не только школьного, но и вузовского обучения. За последние двадцать
© Калинина М.С., 2011
лет институт научного знания пополнился достаточным количеством лингводидактических исследований [3; 5; 7; 8], посвященных обоснованию самостоятельного статуса полилога как вида общения. Учителя школ и преподаватели вузов часто используют формат беседы, дискуссии, дебатов для проведения контроля сформированности навыков и развития умений в говорении, особенно на завершающем этапе работы над какой-либо темой.
Рассмотрим некоторые организационные формы полилогического общения (далее ПО), определим их специфику. В методических работах выделяются следующие формы ПО: дискуссия, диспут, дебаты, спор, тематическая беседа, беседа за «круглым столом», «круглый стол в группе экспертов», прения, а также полемика. учитывая уровень языковой и речевой подготовки студентов 1 - 3-го курсов языкового факультета, мы сосредоточим наше внимание на беседе (во всем многообразии её видов) и дискуссии. Мы глубоко убеждены, что определенный уровень развития умений ведения беседы и дискуссии на начальном и среднем этапах обучения в вузе позволит студентам без особых проблем овладеть основами ведения спора, дебатов, полемики на иностранном языке на старшей ступени обучения.
Представляется целесообразным начать рассмотрение форм ПО с обращения к словарным источникам. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова беседа определяется, с одной стороны, как «разговор, обмен мнениями», с другой - как «общедоступный доклад, обычно с участием слушателей в обмене мнениями, собеседование» [4, с. 54]. Дискуссия (лат. dis-cussio - рассмотрение, исследование) рассматривается здесь как спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, беседе (Там же, с. 211).
В «Большом толковом словаре» термин «беседа» трактуется, на наш взгляд, более широко: не только как разговор (преимущественно продолжительный, дружеский или деловой), но и как лекция с участием слушателей в обмене мнениями, а также как интервью. Целью проведения дискуссии является выяснение различных точек зрения по спорному вопросу. В данном случае она может перерасти в прения [1, с. 61, 204].
Как видно из определений, беседа носит неформальный, дружеский характер и предполагает большую степень свободы участников в противовес дискуссии, которая ограничена регламентом, что значительно повышает степень формальности, а значит, обязывает участников соблюдать определенные правила.
Анализируя формы ПО с позиции лингво-дидактики, отметим работу С.Г. Коростелевой [3, с. 62], где предпринята попытка разделить формы общения на дискуссионные и недискуссионные по цели, предмету и объекту общения. К вышеперечисленным критериям позволим себе добавить еще один - тип коммуникативной установки, которая может непосредственно повлиять на процесс и результаты ПО. Дадим краткую характеристику формам ПО.
недискуссионные формы по Цель общения - проинформировать собеседника, выразить оценку какого-либо события, факта, обогатить свои знания, опыт.
Предмет общения - факт, событие, которые не являются противоречивыми.
Объект воздействия в процессе общения -знания людей, их установки, содержание высказываний собеседников.
Тип коммуникативной установки - установка на сотрудничество, кооперацию. дискуссионные формы по Цель общения - путем совместного обсуждения найти правильный способ решения проблемы, снять противоречие.
Предмет общения - противоречие, которое может быть вызвано проблемной ситуацией.
Объект воздействия в процессе общения -мнения, аргументы, логические приемы, которые используют собеседники для обоснования, доказательства своей точки зрения или опровержения взглядов, суждений оппонентов.
Тип коммуникативной установки (реализация кооперативной или некооперативной стратегий) - установка на сотрудничество, однако при нарушении правил речевого общения возможна установка на конфликт.
Вышеперечисленные критерии позволяют нам отнести беседу к недискуссионным (малодискуссионным) формам ПО, а спор, дискуссию, диспут, дебаты, прения - к дискуссионным.
возвращаясь к анализу определений термина «беседа», отметим точку зрения Е.В. Смирновой. Под беседой исследователь понимает «такую форму ПО, которая представляет собой групповое обсуждение в рамках какой-либо заранее обозначенной темы (подтемы), с целью удовлетворения потребностей участников в выяснении таких сторон темы, к которым они проявляют особый интерес» [7, с. 46]. Нужно иметь в виду, что участники беседы могут обладать разными уровнями компетентности по обсуждаемой теме. Этот факт может послужить отправной точкой
для организации беседы, заполнения информационных пробелов.
В лингводидактике принято говорить о различных видах беседы. Например, В.В. Сафонова выделяет беседу - обмен информацией и беседу - обмен мнениями, идеями [5, с. 66]. В основании данной классификации лежит установка на диктальность (сообщение) и модальность (отношение). Первая проявляется в беседе - обмене информацией, когда говорящему предстоит проинформировать слушающего о самом факте. Модальность проявляется в беседе - обмене мнениями, идеями, когда говорящий должен показать личное отношение к реплике собеседника.
мы воспользуемся типологией беседы, которую предлагает Е.В. Смирнова, поскольку она наиболее релевантна специфике нашего исследования. Исследователь определяет в категорию самостоятельных форм ПО тематическую беседу, беседу за «круглым столом» (round-table talk) и «круглый стол» в группе экспертов. Остановимся на первых двух видах беседы. Тематическая беседа «порождается комплексом речевых ситуаций, но не выходит за пределы одной темы» [2, с. 130]. Эту характеристику мы можем рассматривать в качестве ключевой в определении данной формы ПО.
Е.В. Смирнова выделила ряд отличительных особенностей вышеназванных форм ПО, положив в основание следующие критерии: регламент, наличие/отсутствие ведущего и характер выступления участников [7, с. 47 - 48]. так, тематическая беседа не ограничена временными рамками. Беседа за «круглым столом» жестко регламентирована. Относительно второго критерия отметим: поскольку тематическая беседа не имеет организованной структуры и может быть спонтанной, необходимость в ведущем отпадает. Напротив, ходом беседы за «круглым столом» всегда управляет ведущий, который следит за соблюдением порядка и регламента, предоставляет слово участникам, подводит итог их выступлениям. Наконец, характер выступления участников тематической беседы отличается спонтанностью, их точки зрения свободны и рождаются в процессе общения. Выступления участников беседы за «круглым столом» могут быть спонтанными или заранее подготовленными
На основании вышеизложенного мы можем заключить, что беседа за «круглым столом» и тематическая беседа относятся к недискуссионным (малодискуссионным) формам ПО, в ходе моделирования которых происходит обмен информацией, мнениями, идеями, опытом между его участниками в рамках зара-
нее обозначенной темы при частичном совпадении точек зрения. Мы полагаем, что основанием для их различения может быть регламен-тированный/нерегламентированный характер их развертывания. Следует напомнить, что для такого формата общения будет характерна направленность реплик «по окружности» [6]. Л.Л. Читахова называет данный тип взаимодействия (когда каждый собеседник вступает в разговор по очереди) линейным. Это отнюдь не исключает возникновения по ходу «круглого стола» микродиалогов или триад (один говорящий - два адресата, двое говорящих - один адресат, один говорящий - один адресат в присутствии косвенного адресата), что может повлиять на изменение направленности реплик («к центру», взаимодействие с ведущим, «обрамленное, продолжающее, перекрестное взаимодействие») [8, с. 10]. Завершая описание данных форм ПО, подчеркнем кооперативный характер взаимодействия их участников.
Рассмотрим экспликацию понятия «дискуссия» в ряде методических исследований. Так, Е.В. Шантарин пишет: «Обязательным признаком дискуссии является то, что она должна носить характер последовательного развертывания аргументации и контраргументации различных точек зрения по обсуждаемой проблеме» [9, с. 12]. В таком же ключе рассуждает С.Г. Коростелева. Дискуссия, по ее мнению, направлена на нахождение точек истины и представляет собой такой обмен мнениями, который, предполагая несовпадение, противостояние мнений, не перерастает в их борьбу [3, с. 59]. Эти характеристики подчеркивают процессуальность явления. Е.В. Смирнова определяет дискуссию как форму ПО, в ходе которой происходят групповое обсуждение, творческий обмен мнениями участников, имеющих разные точки зрения по какому-либо вопросу, с целью всестороннего сопоставления, сравнения, анализа и поиска правильного способа решения проблемы [7, с. 31].
Анализируя вышеизложенные определения дискуссии, можно сделать выводы о том, что 1) исследователи подчеркивают процессуальный характер данного явления (наличие спорного вопроса, обмен мнениями, поиск правильного решения проблемы); 2) с позиции лингводидакти-ки данная форма ПО рассматривается как средство развития неподготовленной речи, способ организации группового общения на занятиях по иностранному языку в школе и вузе.
таким образом, рассмотрев различные точки зрения на предмет определения дискуссии в методике, мы можем обозначить соб-
ственную формулировку. Под дискуссией мы понимаем такую форму ПО, в ходе развертывания которой происходит групповое обсуждение спорного вопроса, проблемы с целью их аргументированного решения, что является следствием открытия нового знания в исследуемой реальности.
Аргументация и контраргументация различных точек зрения напрямую связаны с реализацией тактико-стратегического замысла коммуниканта. В связи с этим мы разработали типологию коммуникативных стратегий ПО, состоящую из ядерных (когнитивных) и периферических (вспомогательных) стратегий. мы убеждены, что процесс моделирования беседы или дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе будет более успешным, если субъект общения будет не только знать особенности организационных форм ПО, но и владеть арсеналом коммуникативных стратегий ПО, направленных на реализацию определенной коммуникативной задачи.
Завершая рассмотрение специфики организационных форм ПО, еще раз отметим, что в условиях системы вузовского образования таким формам ПО, как тематическая беседа, беседа за «круглым столом», дискуссия, целесообразно обучать на начальном и среднем этапах. На завершающем этапе обучения следует, на наш взгляд, развивать дискуссионные умения, необходимые для участия в споре, дебатах, полемике, диспуте.
литература
1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М. : ООО «Изд-во “АСТ”»: ООО «Изд-во “Астрель”», 2004.
2. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М. : Рус. яз., 1986.
3. Коростелева С.Г. Методика развития дискуссионных умений на продвинутом этапе обучения русскому языку иностранных учащихся : дис. ... канд. пед. наук. М., 1989.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М. : ООО «Изд. дом “Оникс 21 век”»: ООО «Изд-во “Мир и образование”», 2004.
5. Сафонова В.В. Методика обучения иностранным языкам. Языковая педагогика в схемах и таблицах. Тема: Развитие коммуникативно-речевой культуры школьников 8 - 9-х классов при изучении английского языка (на материале УМК по английскому языку В.В. Сафоновой и др.). 3-е изд., испр. М. : Еврошкола, 2008.
6. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. Киев : Рад. шк., 1989.
7. Смирнова Е.В. Развитие культуры иноязычного полилогического общения в послевузовском образовании преподавателей иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.
8. Читахова Л.Л. Трилог как форма общения коммуникантов в современном французском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2001.
9. Шантарин Е.В. Методика проведения бесед-дискуссий при обучении устной речи в языковом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974.
Polylogical communication: specificity of organizational forms
From the positions of linguistic didactics there are substantiated some forms ofpolylogical communication in the language pedagogy. There are characterized the discussion/non-discussion forms of polylogical communication.
Key words: polylogical communication, organizational forms of polylogical communication, the discussion/ non-discussion forms of polylogical communication, thematic conversation, "round table" discussion, discussion.
И.В. ТЕР-АВАКЯН (Йошкар-Ола)
коммуникативная компетентность как объект тестового контроля (на материале дисциплины «иностранный язык»)
Раскрывается проблема лингводидактического тестирования в неязыковом вузе. В центре внимания - вопросы проектирования языковых тестов на базе компетентностного подхода и концепция создания текстоцентрических тестов, позволяющая использовать автоматизированную систему диагностических измерений.
Ключевые слова: система лингводидактического тестирования, коммуникативная компетентность, текстоцентрический тест.
Проблема создания языковых и речевых тестов в рамках компетентностного подхода еще далека от своего решения. Ее анализ в широком
© Тер-Авакян И.В., 2011