Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание студентов вуза в условиях циркумполярного мира'

Поликультурное воспитание студентов вуза в условиях циркумполярного мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦИРКУМПОЛЯРНЫЙ МИР / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / MULTICULTURAL EDUCATION / CIRCUMPOLAR WORLD / TOLERANCE / DIALOGUE OF CULTURES / INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллина Елена Валерьевна, Лысанова Наталия Витальевна, Протопопова Марина Юрьевна

В связи с активным научно-техническим освоением Арктики и Севера перед вузами в условиях циркумполярного мира встает ряд задач. Приоритетными из них являются создание условий для усвоения студентами своей этнической и российской идентичности, принятие общих национальных ценностей, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур. Анализ работ современных ученых и педагогов по данному вопросу показывает, что нет единых взглядов на природу феномена «поликультурное воспитание». Поликультурное воспитание в данной работе понимается как процесс, направленный на подготовку студентов к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, как процесс воспитания гражданина, обладающего чувством понимания и уважения других культур, способностью жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, социальных групп. Методологическая основа исследования включает в себя такие подходы, как компетентностный, личностно-деятельностный, системный, аксиологический и культурологический. Результатом исследования проблем поликультурного воспитания студентов вуза в циркумполярном мире становится разработка модели. В статье представлена теоретическая модель поликультурного воспитания студентов вуза в циркумполярном мире, основанная на принципах системности, междисциплинарности, адекватности и поликультурности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллина Елена Валерьевна, Лысанова Наталия Витальевна, Протопопова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural education of university students in the circumpolar world

In connection with the active scientific and technical development of the Arctic and the North, universities face a number of challenges in the circumpolar world. The priority ones are the creation of conditions for students to assimilate their ethnic and Russian identities, the adoption of common national values, the development of skills and productive interaction with representatives of other cultures. An analysis of the work of modern scientists and educators on this issue shows that there are no unified views on the nature of the phenomenon of “multicultural education.” Multicultural education in this paper is understood as a process aimed at preparing students for effective life activity in a multinational and multicultural environment, as a process of educating a citizen with a sense of understanding and respect for other cultures, the ability to live in peace and harmony with people of different nationalities, races, beliefs, social groups. The methodological basis of the study includes such approaches as competency, personality and activity approach, systemic, axiological and cultural. The result of the problem study of university students’ multicultural education in the circumpolar world is the development of a model. The article presents a theoretical model of multicultural education of university students in the circumpolar world, based on the principles of consistency, interdisciplinarity, adequacy and multiculturalism.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание студентов вуза в условиях циркумполярного мира»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 37.013.43

Е. В. Кириллина, Н. В. Лысанова, М. Ю. Протопопова

Поликультурное воспитание студентов вуза в условиях циркумполярного мира

В связи с активным научно-техническим освоением Арктики и Севера перед вузами в условиях циркумполярного мира встает ряд задач. Приоритетными из них являются создание условий для усвоения студентами своей этнической и российской идентичности, принятие общих национальных ценностей, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур.

Анализ работ современных ученых и педагогов по данному вопросу показывает, что нет единых взглядов на природу феномена «поликультурное воспитание». Поликультурное воспитание в данной работе понимается как процесс, направленный на подготовку студентов к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, как процесс воспитания гражданина, обладающего чувством понимания и уважения других культур, способностью жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, социальных групп.

Методологическая основа исследования включает в себя такие подходы, как компетентностный, личностно-деятельностный, системный, аксиологический и культурологический. Результатом исследования проблем поликультурного воспитания студентов вуза в циркумполярном мире становится разработка модели. В статье представлена теоретическая модель поликультурного воспитания студентов вуза в циркумполярном мире, основанная на принципах системности, междисциплинарности, адекватности и поликультурности.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, циркумполярный мир, толерантность, диалог культур, межэтнические отношения

Ссылка для цитирования:

Кириллина Е. В., Лысанова Н. В., Протопопова М. Ю. Поликультурное воспитание студентов вуза в условиях циркумполярного мира // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 56-67. сМ: 10.32744/р$е.2019.4.5

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 14 June 2019 Published: 31 August 2019

E. V. KlRILLINA, N. V. LYSANOVA, M. Yu. PROTOPOPOVA

Multicultural education of university students in the circumpolar world

In connection with the active scientific and technical development of the Arctic and the North, universities face a number of challenges in the circumpolar world. The priority ones are the creation of conditions for students to assimilate their ethnic and Russian identities, the adoption of common national values, the development of skills and productive interaction with representatives of other cultures.

An analysis of the work of modern scientists and educators on this issue shows that there are no unified views on the nature of the phenomenon of "multicultural education." Multicultural education in this paper is understood as a process aimed at preparing students for effective life activity in a multinational and multicultural environment, as a process of educating a citizen with a sense of understanding and respect for other cultures, the ability to live in peace and harmony with people of different nationalities, races, beliefs, social groups.

The methodological basis of the study includes such approaches as competency, personality and activity approach, systemic, axiological and cultural. The result of the problem study of university students' multicultural education in the circumpolar world is the development of a model. The article presents a theoretical model of multicultural education of university students in the circumpolar world, based on the principles of consistency, interdisciplinarity, adequacy and multiculturalism.

Key words: multicultural education, circumpolar world, tolerance, dialogue of cultures, interethnic relations

For Reference:

Kirillina, E. V., Lysanova, N. V., & Protopopova, M. Yu. (2019). Multicultural education of university students in the circumpolar world. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 40 (4), 56-67. doi: 10.32744/pse.2019.4.5

_Введение

е процессе глобализации, интенсификации межкультурных контактов представителей различных стран наметились новые тенденции развития мирового сообщества в рамках поликультурности, толерантного отношения к культурным особенностям других народов. Эти тенденции отчетливо проявляются в содержании воспитания и образования подрастающего поколения.

Нестабильность обстановки в современном мире, международные конфликты, угроза терроризма вызывают изменения в мировоззрении молодых людей, стимулируют неподдельный интерес к своим традициям, корням, а также к культуре других народов. И задача педагогов не просто передать подрастающему поколению «готового культурного содержания», а указать им движение, следуя которому они смогут выработать свое собственное содержание культуры [11, с 58].

Поликультурное воспитание в таком контексте в данном исследовании понимается как процесс, направленный на подготовку студентов к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, как процесс воспитания гражданина, обладающего чувством понимания и уважения других культур, способностью жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, социальных групп.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов» [1]. В связи с этим, на преподавателей иностранных языков возлагается ответственная миссия: не просто обучать студентов, но и приобщать их к мировому цивилизованному обществу, гарантирующему равенство прав всех его членов, независимо от того, на каком языке они говорят. А в процессе изучения иностранного языка и познания иноязычных культурно-исторических явлений вырабатывается способность личности к диалогу и сопереживанию. Безусловно, осуществление функции поликультурного образования и воспитания предполагает в полной мере решение задач модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в современном мире.

Современный преподаватель вуза не в силах решать проблемы политического, экономического плана, этнические конфликты, но он может содействовать формированию многокультурного менталитета студентов, формируя уважение к культурному многообразию, научить видеть мирные пути решения проблем в многонациональном обществе, тщательно анализировать перспективы и меры, направленные на погашение конфликтов, обусловленных культурными и этническими различиями.

Анализ трудов, посвященных данной проблеме, показывает, что в разное время учеными рассматривались различные аспекты формирования поликультурного воспитания подрастающего поколения.

Вопросы поликультурного образования и воспитания подрастающего поколения раскрыты в работах А.Н. Джуринского, Г.Д. [8], О.Г. Жуковой [10], В.М. Курпатова [13] и др.

Большой интерес представляют работы, в которых рассматриваются проблемы поликультурного образования и воспитания личности в процессе обучения иностранным языкам (Ю.В. Агранат [2], Данилова [6], Т.С. Дегтярева [7], Е.М. Щеглова [15] и др.).

К разработке данной проблемы отечественные ученые приступили в конце XX века. С этого времени понятие «поликультурное воспитание» введено в научный оборот [8]. Одно из первых определений поликультурного воспитания появилось в 1977 году: «Поликультурное воспитание - воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [17].

Путь воспитания на основе родной национальной культуры и постепенное продвижение к культуре российской, а затем мировой излагает в своих трудах Н. А. Добролюбов, отмечая, что на этом пути происходит совершенствование чувства патриотизма от естественного до просвещенного [15, с. 260-264].

Позиция Г. Д. Дмитриева, А. Н. Джуринского и др. о педагогической организации воспитания на диалогической межкультурной основе видится сегодня более продуктивной, так как именно она способна обеспечить гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов. Важным назначением такого диалога является включение личности в культурный опыт, осознание ей специфики разных цивилизованных типов, культурного многооброазия народов как условия эффективного развития общества и индивида в современном мире.

Расширение поликультурных составляющих содержания высшего образования, повышение требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками становятся в настоящее время важными задачами вуза. Владение иностранным языком обеспечивает прямой доступ к культуре и социальному опыту других народов, а также предполагает реализацию в процессе обучения диалога культур, открывающего широкие возможности для межкультурного взаимодействия [1].

Поликультурное воспитание и образование студентов посредством иностранного языка является достаточно трудоемким процессом. С другой стороны, это - эффективный инструмент духовно-нравственного воспитания личности в условиях развития мирового сообщества в рамках толерантного отношения к культурным особенностям других народов, интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство и осознанием самими студентами необходимости успешного профессионального и личностного становления [3].

В последние годы арктическая зона мира, в частности России, находится под пристальным вниманием ученых разных областей. В связи с этим, кроме изучения и освоения циркумполярного мира, проводятся многочисленные междисциплинарные исследования. В учреждениях высшего профессионального образования Арктической зоны циркумполярного мира обучаются студенты различных культурных, национальных, социальных групп. Актуальность исследования обуславливается также тем, что в своей будущей профессиональной деятельности студенты должны быть готовы к решению мирным путем проблем, возникающих в межличностных отношениях внутри различных коллективов.

_Методология и методы

Методологию понимают как общую систему теоретических знаний, которые выполняют роль основных принципов научного познания, путей и средств реализации научного исследования [14].

Методология исследования проблем поликультурного воспитания студентов вуза определяет стратегические проблемы, включает принципы и методы исследования, особенности их применения, анализ научных фактов и проверку гипотезы. Результатом исследования проблем поликультурного воспитания студентов вуза циркумполярного мира должна стать разработка модели поликультурного воспитания.

Методологической основой исследования послужили компетентностный, лич-ностно-деятельностный, системный, аксиологический и культурологический подходы. В исследовании использованы научные положения о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в деятельности.

Компетентностный подход определяет социальную обусловленность поликультурного воспитания и личностную самореализацию студентов. Результатом поликультурного воспитания становится формирование ключевых компетентностей, рассматриваемых в качестве приоритетной цели учебно-воспитательного процесса в вузе.

Основу личностно-деятельностного подхода составляют две категории: личность и деятельность, в центре которого находится личность со своими целями и потребностям, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт, знания и умения.

Формирование поликультурной личности студентов вуза с точки зрения системного подхода рассматривается в соответствии с компонентами поликультурного воспитания, представленными в модели. Реализация всех компонентов модели поликультурного воспитания способствует формированию поликультурной личности.

Основы аксиологического и культурологического подходов раскрываются через функции поликультурного воспитания как формирование представлений о культурах мира и их взаимосвязи; воспитание положительного отношения к культурному разнообразию и осознание его важности для самореализации личности; развитие умений и навыков взаимодействия представителей разных культур на основе взаимопонимания и толерантности.

Решение поставленных в исследовании задач предполагает использование комплекса методов, который включает: теоретические (анализ изучения литературных источников и теоретического обобщения основных подходов к решению проблемы поликультурного образования будущих специалистов); моделирование (для разработки модели поликультурного образования студентов вуза); эмпирические (педагогическое наблюдение, изучение, анализ и обобщение опыта поли-культурного образования). Применение данных методологических подходов, принципов и методов, которые могут функционировать как отдельно, так и в совокупности друг с другом, обеспечивает всесторонний анализ исследуемой проблемы.

_Результаты исследования

Сегодня одной из важнейших задач является восстановление культурных связей народов, живущих в арктической зоне циркумполярного мира, которые разделены государствами и административными районами. В результате этого разъединения история и культура народов Арктики развивались обособленно, своим уникальным опытом и путем. Тем не менее, они имеют одни корни, общее культурное прошлое, которое называется циркумполярной культурой, являющейся частью мировой цивилизации. Российский Север является крупнейшим арктическим регионом планеты и

занимает около трети всей площади Арктики. Уникальность российского Севера в том, что здесь вся деятельность осуществляется в тесном взаимодействии многих народов. Особое место в российском Севере занимает Республика Саха (Якутия), где проживают представители более 120 национальностей, в т.ч. 31 коренного малочисленного народа, они составляют около 6% всего населения республики [9].

Древнейшими аборигенами такого чудесного края, как Якутия, являются представители коренных малочисленных народов Севера - эвены, эвенки, долганы, юкагиры и чукчи. Они веками обживали эти суровые студеные земли и сами по себе выживали в экстремальных природных условиях. В неравном единоборстве со стихийными силами Арктики они сохранили себя для потомков. Северные народы, имеющие свою историю, культуру и язык, прикладывают все свои усилия для их сохранения и эффективного взаимодействия с представителями других культур в условиях современной цивилизации.

В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ) республики Саха (Якутия) обучаются 17 994 студентов очной формы обучения. Среди них - представители разных национальностей, в том числе коренных народов Севера, и иностранные студенты. В таблице 1 представлено количество студентов - представителей коренного (саха) и шести малочисленных народов Севера и в таблице 2 - общее количество иностранных студентов.

Таблица 1

Контингент обучающихся коренных и малочисленных народов

саха (якуты) эвенки эвены чукчи долганы юкагир ненцы

13181 660 359 62 43 34 2

Таблица 2

Контингент обучающихся иностранных граждан в СВФУ (чел)

Киргизы Таджики Китайцы Украинцы Узбеки Казахи Монголы Армяне Вьетнамцы Всего

81 74 65 41 12 9 6 3 2 293

Такое многообразие культур и языков создает уникальную поликультурную образовательную среду вуза, в условиях которого происходит поликультурное обучение и воспитание личности студента.

В психолого-педагогической науке всесторонне раскрыт метод моделирования для изучения проблем поликультурного воспитания подрастающего поколения [11; 14]. Теоретическая модель, являясь графическим отображением целостного процесса поликультурного воспитания студентов в вузе, служит методологическим ориентиром и основой для прогнозирования, проектирования и усовершенствования системы поликультурного воспитания, как необходимого условия подготовки специалистов к профессиональной деятельности в поликультурном сообществе.

Разработанная модель поликультурного воспитания студентов вуза в циркумполярном мире состоит из четырех компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный) и основывается на следующих дидактических принципах: системности, междисциплинарности, адекватности и поликультурности.

Принцип системности обеспечивает постоянство, соединяет отдельные элементы в одно целое и сохраняет целостность личности в условиях глобализации. Тем самым

данный принцип предотвращает столкновение различных культурно-ценностных систем, присущих разным народам, формирование мозаичного и фрагментарного восприятия личностью других культур.

Междисциплинарность, являясь важным принципом в образовании, в условиях глобализации выходит на передний план. Междисциплинарные связи соединяют между собой логическое и интуитивное мышление. В связи с этим, возникает основание для развития творческой личности в осознании прохождения современной цивилизации нового этапа глобальных процессов. Междисциплинарные связи в поликультурном воспитании проявляются, прежде всего, в определении идентичности, социальной, культурной, этнической, религиозной и др. Таким образом, такие дисциплины, как культурология, история, этнография, социология, религиоведение и др. находят взаимосвязь в контексте поликультурного воспитания.

Принцип адекватности означает соответствующий выбор методов, средств и форм в поликультурном воспитании. Реализация данного принципа предполагает учет вероятных межкультурных взаимодействий и предвосхищение поведения согласно морально-этическим нормам.

В поликультурном воспитании принцип поликультурности является основополагающим и определяет отношение между образованием и культурой. Поликультурность признает сложную структуру разнообразия культур, необходимость диалога и организацию условий для воспитания студентов, как носителей равноценных и равноправных культур, их познания и уважения, принятия ими мировых культурных ценностей.

Эти принципы реализуются в условиях поликультурной образовательной среды в вузе путем включения идей поликультурного воспитания в содержание учебно-воспитательного процесса. Приоритетными целями являются развитие у студентов межкультурной компетенции, как готовности и способности достойно жить и работать в многокультурном обществе, создание условий для усвоения студентами своей этнической и российской идентичности, принятие общих национальных ценностей, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями этнических культур в России и за рубежом. Осознание своей национальной идентичности, уникальности, знакомство с традициями, нравственными ценностями создает для студента платформу для понимания и принятия мировых культурных ценностей. Это выступает основой для конструктивного взаимодействия с представителями других культур и формирования у себя межкультурной компетенции.

Теоретическая модель поликультурного воспитания студентов вуза включает в себя четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный (см. рис.1).

Целевой компонент связан с необходимостью подготовки специалистов в поликультурном пространстве, их эффективном взаимодействии с представителями различных культур мира.

Содержательный компонент определяет выбор методов, организационных форм, способов и средств поликультурного воспитания. Данный компонент подчеркивает важность учета особенностей культур народов, населяющих циркумполярный мир, включая национальный характер и природно-климатические условия, для успешной интеграции в современные глобальные процессы.

Процессуальный компонент предполагает воплощение на практике спроектированной модели поликультурного воспитания: организация учебно-воспитательной деятельности студентов и управление процессом поликультурного воспитания. Процесс

Рисунок 1 Модель поликультурного воспитания студентов вуза в циркумполярном

мире

создания поликультурного образовательного пространства в циркумполярном мире является основой данного компонента.

Результативно-оценочный компонент отражает требования к результатам поликультурного воспитания студентов в вузе, а также показатели и уровни толерантности и этнической идентификации. Конечным результатом является повышения культуры студента с целью увеличения его социальных и профессиональных возможностей в поликультурном обществе.

Эффективным функционированием модели в процессе профессиональной подготовки студентов является организация единого образовательного пространства путем интеграции учебной и воспитательной деятельности, пронизанной идеей подготовки специалистов в поликультурной среде, развитием положительной мотивации, которое направлено на сознания студентов и осознания необходимости работать в выбранной профессии. Организация учебно-воспитательного процесса строится с учетом собственной истории студента, его сформированных ценностей и ориентаций, которые оказывают определенное влияние на процесс становления будущего специалиста [12].

Данная модель предполагает использование определённых средств: наглядных пособий (фотографии, таблицы, схемы, модели), технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор); печатных материалов СМИ, научной и справочной литературы; информационных ресурсов сети Интернет, электронных презентаций и др. Применение в образовательном процессе современных форм и технологий способствует формированию готовности будущих специалистов к эффективному профессиональному межкультурному взаимодействию.

В соответствии со структурными компонентами теоретическая модель поликультурного воспитания студентов находит свою практическую реализацию в культурно-образовательном проекте, охватывающем различные мероприятия поликультурной направленности с учетом особенностей культурного разнообразия циркумполярного мира. Основными целями проекта являются:

• развитие личности студента, способной жить и с успехом сотрудничать с другими людьми в многокультурном полиэтническом мире и воспринимать другие культуры как равнозначные, самоценные и самобытные;

• формирование способности студентов к межкультурной коммуникации на иностранном языке.

Первостепенными задачами проекта являются:

• содействие интереса студентов к другим культурам, их нравам и ценностям;

• развитие личности студента, стремящейся к сохранению своей культурной самобытности;

• формирование понятия о диалоге культур и воспитание культуросообразного поведения;

• создание благоприятной обстановки на занятиях, способствующей успешному, продуктивному обучению;

• привлечение студентов в активный познавательный процесс;

• повышение мотивации к изучению английского языка;

• расширение кругозора и духовное обогащение личности.

_Обсуждение результатов

В исследовании поликультурное воспитание анализируется как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, толерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности), мотивов, ценностей и др., необходимых им для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

Поликультурное воспитание в вузе реализуются через организацию мероприятий, которые всецело направлены на воспитание межэтнической толерантности. Внеаудиторные мероприятия поликультурной направленности включают в себя: вечера дружбы с участием иностранных студентов; встречи со студентами, работавшими в летние месяцы в зарубежных странах; конкурс английской песни; «круглые столы»; диспуты; конкурс сочинений «Жизнь на перекрестке культур»; участие в студенческих научно-практических конференциях с докладами на поликультурную тематику; просмотр художественных фильмов на английском языке; языковые олимпиады с включением поликультурно-ориентированного материала и др.

С целью формирования у студентов поликультурных качеств, необходимых для позитивного взаимодействия с представителями разных культур, поликультурных умений и навыков разработан культурно-образовательный проект «Arctic Unites» (Арктика объединяет) для студентов неязыковых специальностей СВФУ.

Содержание проекта заключается в ознакомлении студентов с разнообразием мировых культурных ценностей, прикосновении к культурному достоянию народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутии), стран арктической зоны цир-

кумполярного мира, взаимодействии с другими студентами со своей культурной самобытностью, идентичностью. Кроме этого, в рамках проекта предполагается подготовка студентов к участию в международных обменных программах академической мобильности North2North, UArtic Charter, EAU и др. В рамках программы "University of the Arctic" (Университет Арктики) СВФУ сотрудничает с университетами Норвегии, Финляндии, Швеции, Канады, и Аляски (США).

Одним из направлений поликультурного воспитания в рамках культурно-образовательного проекта является организация конкурса творческих проектов среди студентов неязыковых специальностей «Cultural Diversity of Indigenous Peoples in the Arctic» (Культурное разнообразие коренных народов Арктики). Создаваемая поликультурная среда нацелена на поощрение активности и инициативности студентов, формирование и содействие интереса к другим культурам, а также на повышение мотивации к изучению иностранных языков.

Программа культурно-образовательного проекта разработана с учетом многонационального состава студентов. Все они являются представителями своей культуры, самобытных культурных ценностей. Данный проект предоставляет возможность студентам рассказать о своем культурном наследии и прикоснуться к культуре другого народа и мотивирует стремление к познанию своих истоков, истории и культуры своего народа. Таким образом, культурно-образовательный проект "Arctic Unites", в рамках которого проводится творческий конкурс "Cultural Diversity of Indigenous Peoples in the Arctic", дает возможность решить одну из наиболее важных задач современного образования - формирование личности студента, направленной на успешное взаимодействие в условиях многообразия культур.

Заключение

Решение задачи подготовки специалистов к межкультурному взаимопониманию в условиях сложных общественных отношений в современном мире реализуется через поликультурное воспитание. Студенческий возраст соотносится с периодом становления активной жизненной позиции, когда происходит осознание личностью своих потребностей и возможностей, способствующих проявлению терпимости к культурным особенностям других народов на основе понимания общечеловеческих ценностей. Формирование этнической толерантности является одним из центральных аспектов содержания поликультурного воспитания студентов, с учетом принципиальных положений, направленных на обеспечение эффективного межнационального общения. Поликультурное образование на основе толерантности дает возможность глубже изучить и осоз-нать многообразие народов, населяющих мир, ориентировать студентов на ценности культуры, диалога, миропонимания, что очень значимо в условиях интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.

Проблема поликультурного воспитания приобретает особую значимость в сфере высшего образования Республики Саха (Якутия) в условиях циркумполярного мира. Поликультурное образование в России - это приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной и мировой культурам в целях духовного обогащения, формирование готовности жить и работать в многокультурной среде.

ЛИТЕРАТУРА_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абрамова Е.А. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода на примере обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 30 с.

2. Агранат Ю. В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Хабаровск, 2009. 186 с.

3. Васильева А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2009. 191 с.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь: Собр. соч. Т. 2.: Изд-во АПП РСФСР, 1986. 386 с.

5. Гайсина Л. Ф. Формирование готовности студентов вуза к общению в мультикультурной среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2003. 175 с.

6. Данилова Л. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2007. 27 с.

7. Дегтерева Т. С. Иностранный язык как фактор становления поликультурного личностно развивающего образовательного пространства вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов/Д., 2010. 164 с.

8. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224 с.

9. Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии / сост.: Л.Н. Иванова, Э.Т. Пономарев. Якутск: Бичик, 2011. 320 с.

10. Жукова О. Г. Развитие студента как человека культуры в условиях поликультурного воспитания в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2009. 225 с.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2000. 480 с.

12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2012. 444 с.

13. Курпатова В.М. Понятийный аппарат поликультурного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 3. С.46-57.

14. Попова Д.А. Методология исследования поликультурного образования будущих специалистов в сфере туризма в контексте педагогики туризма // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2013.

15. Щеглова Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Омск, 2005. 164 с.

16. Alexandra Hochmanova. Minorities and multicultural education at universities // Central European Papers. 2017. Vol. 2. pp. 79-86. URL: https://www.researchgate.net/publication/328509888_Minorities_and_multicultural_ education_at_universities (дата обращения: 19.08.2019)

17. Muhammad Sahal Akhmad Musadad, Mujammad Akhyar. Tolerance in Multicultural Education. A theoretical Concept // International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding. 2018. vol. 5. issue 4. pp. 115-122. URL: https://www.researchgate.net/publication/326002071_Tolerance_in_Multicultural_Education_A_ Thеoretical_Concept (дата обращения: 19.08.2019)

REFERENCES

1. Abramova E.A. Multicultural education of the university students on the basis of a systematic approach on the example of teaching a foreign language. Abstract Diss. PhD Ped. Sci., Moscow, 2011, 30 p. (In Russian)

2. Agranat Yu. V. Formation of a multicultural personality of the future specialists in the social sphere while teaching a foreign language at a higher educational institution. Diss. PhD Ped. Sci., Khabarovsk, 2009, 186 p. (In Russian)

3. Vasilyeva A. A. Formation of a tolerant personality of a student by means of a foreign language in the conditions of the multicultural sphere of higher education institution. Diss. PhD Ped. Sci., Kazan, 2009, 191 p. (In Russian)

4. Vygotsky L. S. Thinking and speaking: collection of compositions. Moscow, APP RSFSR Publ., 1986, Vol. 2, 386 p. (In Russian)

5. Gaysina L.F. Formation of the willingness of university students to communicate in a multicultural environment. Diss. PhD Ped. Sci., Orenburg, 2003,175 p. (In Russian)

6. Danilova L. Yu. The formation of students' multicultural competence. Abstract Diss. PhD Ped. Sci., Volgograd, 2007, 27 p. (In Russian)

7. Degtereva T.S. Foreign language as a factor in the formation of a multicultural personally developing educational sphere of higher education institution. Diss. PhD Ped. Sci., Rostov on Don, 2010, 64 p. (In Russian)

8. Dzhurinsky A.N. Pedagogy of international communication: multicultural education in Russia and abroad. Moscow, TS Sphere Publ., 2007, 224 p. (In Russian)

9. The spiritual potential of society in the innovative development of Yakutia / L.N. Ivanova, E.T. Ponomarev. Yakutsk, Bichik, 2011, 320 p. (In Russian)

10. Zhukova O.G. The development of a student as a person of culture in the conditions of multicultural education in

technical college. Diss. PhD Ped. Sci., Kazan, 2009, 225p. (in Russian)

11. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. Moscow, Logos Publ., 2000, 480 p. (in Russian)

12. Iljin E.P. Psychology of creativity and giftedness. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2012. 444p. (in Russian)

13. Kurpatova V.M. The conceptual framework of multicultural education. Bulletin of Moscow Regional University. 2017. № 3. pp. 46-57 (in Russian)

14. Popova D.A. Research methodology of multicultural education of future specialists in tourism in the context of tourism pedagogy. Innovations in science. Novosibirsk, 2013, pp. 45-57.

15. Sheglova E.M. The Development of multicultural competence of future specialists. Abstract Diss. PhD Ped. Sci., Omsk, 2005, 164 p. (in Russian)

16. Alexandra Hochmanova. Minorities and multicultural education at universities. Central European Papers. 2017. Vol. 2. pp. 79-86. Available at: https://www.researchgate.net/publication/328509888_Minorities_and_multicultural_ education_at_universities (accessed 19 August 2019)

17. Muhammad Sahal Akhmad Musadad, Mujammad Akhyar. Tolerance in Multicultural Education. A theoretical Concept. International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding. 2018. vol. 5. issue 4. pp. 115-122. Available at: https://www.researchgate.net/publication/326002071_Tolerance_in_Multicultural_Education_A_ Theoretical_Concept (accessed 19 August 2019)

Информация об авторах Кириллина Елена Валерьевна

(Россия, Якутск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Института зарубежной литературы и регионоведения Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-5583-0250

Information about the authors

Elena V. Kirillina

(Russia, Yakutsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Institute of Foreign Literature and Regional Studies North-Eastern Federal University E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-5583-0250

Лысанова Наталия Витальевна

(Россия, Якутск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Института зарубежной литературы и регионоведения Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова [email protected] ORCID: 0000-0002-5194-8796

Natalia V. Lysanova

(Russia, Yakutsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Institute of Foreign Literature and Regional Studies North-Eastern Federal University [email protected] ORCID: 0000-0002-5194-8796

Протопопова Марина Юрьевна

(Россия, Якутск) Старший преподаватель Института зарубежной литературы и регионоведения Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3715-5391

Marina Yu. Protopopova

(Russia, Yakutsk) Senior Lecturer, Institute of Foreign Literature and Regional Studies North-Eastern Federal University E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3715-5391

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.