18. Dagher, Charbel. In the footsteps of Taha Hussein // The UNESCO courier: a window open on the world. -1990. — Vol. XLIII, No. 3. P. 48-49
19. Timirbaeva, G.R. Language Learning Strategies and Their Impact on Learner Autonomy. // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013, C. 621-622.
Педагогика
УДК: 378.147.34
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гиниятуллина Диана Равилевна
Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Аннотация. В статье рассматривается поликультурное образование; анализируются возможности педагогического наследия арабского просветителя Таха Хусейна в контексте реализации принципа диалога культур, раскрывается его идеи о необходимости в духовной и культурологической миссиях университета.
Ключевые слова: покультурнее образование, принцип диалога культур, высшее образование, арабские просветители XX в.
Annotation. The article analyses the potential of multicultural education in general and the potential of the Arabic enlightener and teacher Taha Hussein's pedagogical heritage in the context of the dialogue of cultures. The article describes Taha Hussein's ideas about the necessity of spiritual and cultural mission of the universities.
Keywords: multicultural education, the dialogue of cultures, higher education, Arabic enlighteners.
Введение. Существенный концептуальный материал, имеющий важное значение для осмысления проблемы воспитания и обучения, накоплен историей развития педагогической мысли. Наряду с позитивными изменениями, естественно отразившимися на отечественной педагогике, необходимо признать и то, что западная цивилизация редуцировала цивилизационный прогресс, свела его к прогрессу техники и технологий, к экономическому прогрессу. На наш взгляд, наступило то время, когда исследователям педагогической науки стоит обратить внимание на опыт стран Востока, опыт общепризнанных педагогов-новаторов, идеи которых чрезвычайно актуальны в XXI веке — веке технократического снобизма и прагматизма [2].
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для педагогической науки является гуманизация процесса образования. На наш взгляд, одним из основных условий создания гуманистических педагогических систем является диалог во всех его проявлениях в рамках поликультурного образования.
Формулировка цели и задач статьи. Целью статьи является раскрытие принципа диалога культур, поликультурное образование студентов: реализации принципа диалога культур.
Изложение основного материала статьи. Диалог в гуманистических педагогических системах проявляется в роли методологического, теоретического принципа педагогической деятельности. Диалогический принцип концентрирует внимание на личности как «микрокосме», как самой большой ценности. Ю. П.Азаров, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. А. Кан-Калик, П. Ф. Каптерев, И. Я. Лернер, О.К. Лосев, Л. М. Перминова, Тимербаева Г.Р., Г. П. Щедровицкий и многие др. в центр своих педагогических концепций ставят личность, которая стремится к предельно возможной самореализации и открыта для восприятия общемировой и национальной культуры [2].
В профессиональном становлении личности важную роль играют не только профессиональные знания, умения и навыки будущего специалиста, но и умение будущего специалиста грамотно и культурно взаимодействововать с людьми разного склада характера, толерантное отношение к персоналу и сотрудникам, гуманное отношение к людям иной культуры, иного вероисповедания. Воспитанию толерантной личности могут способствовать возможности иностранного языка. Вполне возможно предложить студентам неязыковых Вузов не только задания на перевод профессионально-ориентированного текста, но и задания на перевод текстов о выдающихся деятелях науки для перевода с русского на иностранный язык. Значительную помощь преподавателям иностранного языка в процессе подготовки заданий могут оказать тексты о жизни и деятельности, о взглядах выдающихся деятелей не только Запада, но и Востока. В данном аспекте студентам может быть предположено задание на перевод текста о жизни и деятельности выдающего деятеля, просветителя-реформатора, высокообразованного и эрудированного ученого, педагога и прогрессивного мыслителя арабского Востока Таха Хусейна, который способствовал сплочению и солидарности людей на основе мира, добра и терпимого отношения ко всем людям. Текст о Таха Хусейне раскрывает задачу приобщения будущих специалистов с идеями о диалоге культур в условиях многонациональной России, толерантном отношении к людям. Частично мы приводим данный текст в самой статье ниже.
Мы пришли к выводу, что кафедре иностранных языков необходимо тесно сотрудничать и с другими кафедрами, не только в своей стране, но и за рубежом. Известно, что взаимодействие и сотрудничество представителей различных культур, толерантное общение выступают необходимым условием для взаимодействия культурных систем. Анализ педагогического наследия Таха Хусейна позволяет нам утверждать, что принцип диалога культур является ведущим принципом в его педагогической концепции (и всей его жизнедеятельности).
Таха Хусейн — явление не только восточной, но и мировой культуры. Весь свой талант исследователя и педагога он посвятил одной задаче — сделать достойной жизнь человека, гармонизировать его общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себя частью явления мировой культуры, неизменно применяя на практике принцип диалога культур. С позиции единения людей на принципах свободы и гуманизма он обосновал принцип диалога культур. Данный принцип он пропагандирует в своей педагогической концепции.
Диалог культур опирается на философскую концепцию М.М. Бахтина и интерпретируется как способ взаимодействия личностей и как средство их взаимоотношений с объектами, явлениями культуры и искусства, различных культур в исторической перспективе [12].
В педагогическом наследии Таха Хусейна прослеживается и пристальное внимание к изучению опыта Запада. Таха Хусейн всей своей педагогической деятельностью утверждал, что миссия университета не только в передаче практических знаний, но и в воспитании культурной, во всех отношениях развитой личности, толерантной личности [4-6, 14].
Условием воспитания данного типа личности Таха Хусейн предполагает реализацию поликультурного аспекта как в обучающей, так и в воспитательной работе учебного заведения. Один из путей реализации принципа диалога культур — изучение иностранных языков. Целью изучения иностранных языков по Таха Хусейну являлась интеграция в мировое культурно-образовательное пространство. Учитывая потребность в воспитании студентов на основе принципа диалога культур, общения с другими народами, Таха Хусейн всячески содействовал развитию данного диалога во всех его проявлениях. Обмен культурными традициями в научно-исследовательской, преподавательской сфере, сфере искусства, педагогике, взаимообмен между различными культурами - это направления реализации принципа диалога культур Запад-Восток в педагогической концепции Таха Хусейна.
XXI век породил сложную и серьезную проблему взаимоотношения разных людей, диалога людей различных культур. Труден процесс диалога между людьми, несходно верующими, несходно понимающими Вселенную, общество и себя. Действительно, необыкновенно трудно уяснить и понять ценность диалога: познать самого себя через другого и достоинство другого через самого себя и через собственный внутренний опыт [1-3, 9, 10].
Принцип диалога как основополагающий методологический принцип определяет субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, особую философию образования, которая предполагает новый образ современного человека, живущего в поликультурном мире, многогранном мире, в котором человек, находясь в постоянной ситуации выбора, должен понимать и принимать других людей, другие культуры, другие смыслы, не утрачивая свое, личностно значимое [2, 8, 11].
Социально-экономические преобразования российского общества, тенденции гуманизации, демократизации и глобализации образования, современная образовательно-педагогическая ситуация предполагают активное освоение педагогических ценностей многообразных национальных культур. Сегодня, когда Россия стремится к открытому обществу и интеграции в мировое и европейское культурно-образовательное пространство, возникает естественный интерес к зарубежной педагогической мысли [3, 6, 9, 10, 13].
Сохранение в условиях реформирования системы образования в Татарстане лучших из традиций этнопедагогики разных народов, специфического полинационального колорита представляется нам одной из главных задач современной педагогики. В этом плане интересен опыт сохранения ценностных ориентиров педагогики восточных стран.
Базовым стержнем педагогического наследия Таха Хусейна является его концепция духовно-нравственного воспитания. Мы исходили из того, что в содержательном плане педагогическая концепция обеспечивается отражением в целях, задачах, принципах, содержании образования накопленного опыта знаний педагога - Таха Хусейна.
Основными педагогическими принципами педагогической концепции Т. Хусейна являются:
1) принцип диалога культур предусматривает поворот всех компонентов образования и культуры к человеку, освоение культуры как системы ценности в формировании личности;
2) принцип полилингвизма предусматривает знание двух и более языков, обеспечивает транснациональную коммуникативность;
3) принцип доминирования духовно-нравственной компоненты;
4) приоритет воспитания в образовательном процессе;
5) принцип уважения личности, в сочетании с требовательностью;
6) принцип связи обучения и воспитания с жизнью.
Все эти принципы, на наш взгляд, и необходимо применять в образовании будущих специалистов для того, чтобы полностью раскрыть потенциал поликультурного образования.
Выводы. Таха Хусейн — явление и арабской, и мировой культуры. Весь свой могучий талант исследователя и педагога он посвятил одной цели -гармонизировать общественные и личные интересы, научить каждого человека ощущать себя частью мировой культуры. С позиции единения людей на принципах свободы, гуманизма и справедливости он обосновал принцип диалога культур, который он выдвигает в своей педагогической концепции.
Педагогическое наследие Таха Хусейна делает особенно актуальным то, что в нём задачи воспитания согласуются с народной культурой своей страны; в то же самое время в педагогическом наследии Таха Хусейна прослеживается и пристальное внимание к изучению опыта Запада.
Направленность педагогических устремлений Таха Хусейна на обучение иностранным языкам созвучна с исканиями отечественной педагогической мысли. Значение поликультурного образования усиливается в мире в условиях новой геополитической ситуации, которая характеризуется глобализацией экономических и социальных процессов, расширением межкультурного взаимодействия народов.
Очевидно, что не стоит отбрасывать в сторону все то драгоценное наследие татарского народа. В погоне за западным качеством жизни, не стоит слепо перенимать западные ценности. Общение с различными культурами не должно ограничиваться только получением информации, необходимо взаимодействие для познания педагогических инноваций и коррекции педагогики. Мы считаем, что педагогическая концепция Таха Хусейна имеет свою актуальность в современном процессе обучения и воспитания, способствует реализации принципов поликультурного образования. Сохранение и применение традиций педагогики Востока вместе с новейшими достижениями и технологиями запада способствуют повышению эффективности воспитательного и образовательного процесса в системе образования России, гуманизации и демократизации всего общества.
Литература:
1. Алексашенкова И. В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. — 2005. — № 31. — С. 22-26.
2. Гиниятуллина Д. Р. Дисс...Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна. / Д. Р. Гиниятуллина: дис. ... канд. пед. наук: Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т; Казань, 2009. — 212 с.
3. Даутова Г.Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье / Г. Ж. Даутова: дис. ... докт. пед. наук: Каз. гос. пед. ун-т; Казань, 2004. — 435 с.
4. Джуринский А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
5. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. — М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
6. Пончаева Х. Д. Развитие системы образования в Египте в XIX — начале XX в. / Х. Д. Пончаева. — дис. ... канд. ист. наук: С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург. 2004. — 180 с.
7. Волкова, Е.В. Инновационные решения в преподавании иностранного языка по направлению «Управление персоналом» / Е.В. Волкова // Российская экономика в условиях современного кризиса: проблемы и пути выхода - 2016. -С. 391-392.
8. Хусаинова, Г.Р. Метод портфолио для формирования ключевых компетенций будущих инженеров / Г.Р. Хусаинова, Д.Р. Гиниятуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-1. - С. 366-369.
9. Хусаинова, Г.Р. The Study of National Idea through the Key Cultural Concepts / Г.Р. Хусаинова, Л.Р.Газизулина // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т.67, № 6. - С. 443-444.
10. Хусаинова, Г.Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров / Г.Р.Хусаинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №52-7. - С. 473-479.
11. Хусаинова, Г.Р. Состав и способы оценки развития компонентов профессионально-значимых творческих способностей у будущих менеджеров / Г.Р.Хусаинова, Ф.Т. Галева // Современные наукоемкие технологии. - Москва: Изд-во «Академия Естествознания». - 2016. - Т.2, № 5. - С. 394-398.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература, 1979. — 412 с.
13. Газизулина, Л.Р. Concept of Violence in Russian and Tatar Lingua-Cultures / Л.Р. Газизулина, Г.Р. Хусаинова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т.63, № 2, - С. 347-348.
14. Cachia P. Taha Hussein: His place in the Egyptian renaissance. - Piscataway: Gorgias Press -2005. - 260 p.
Педагогика
УДК 378.147
доктор педагогических наук, доцент Глузман Юлия Валериевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); аспирант Глузман Ян Александрович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта);
кандидат педагогических наук, доцент Мамонько Ольга Владимировна
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ И БЕЛОРУССКИХ УЧЕНЫХ
Аннотация. В статье представлен опыт российских и белорусских ученых по подготовке будущих педагогов к проектированию инклюзивной образовательной среды. Проанализирован и охарактеризован комплекс компетенций специалиста в сфере инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, проектирование, педагог, магистерская программа, компетенции.
Annotation. The article presents the experience of Russian and Belarusian scientists in preparing future teachers for designing an inclusive educational environment. The analyzed and characterized is complex of competencies of a specialist in the field of inclusive education.
Keywords: inclusive educational environment, design, teacher, master's program, competences.
Введение. В настоящее время одной из значимых задач развития системы образования является обеспечение для детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совокупности образовательных, общественных, материальных и духовных условий, способствующих коррекции, компенсации дефекта, профилактике вторичных нарушений, формированию активной социальной позиции. В связи с этим возникает необходимость создания адаптивной образовательной среды посредством устранения барьеров, обеспечения техническими средствами для комфортного и эффективного доступа к образовательным ресурсам, проектирования и реализации коррекционно-развивающей среды для обучения и социализации обучающихся с ОВЗ. Тем не менее вопрос, касающийся системной подготовки педагогических кадров к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования, остается открытым, что отражается в содержании ряда нормативных правовых документов и психолого-педагогических исследованиях.
В связи с реализацией в Российской Федерации с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработкой и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога и стандарта профессиональной деятельности педагога-дефектолога, остро встал вопрос нехватки подготовленных компетентных педагогических кадров для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ.
Согласно ФГОС высшего образования система подготовки будущего педагога для работы с детьми с ОВЗ основывается на широкой предметной и методической подготовке, при этом обязательно учитываются реальные потребности работодателей и общества в кадрах соответствующего уровня и квалификации. Учебные планы должны предусматривать модульное построение структуры основной профессиональной