Педагогика
УДК: 378.141
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гиниятуллина Диана Равилевна
Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ДИАЛОГА КУЛЬТУР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
Аннотация. В статье раскрываются наиболее значимые принципы поликультурного образования, реализация принципа диалога культур при обучении иностранному языку студентов (история и современность). В том числе анализируются возможности педагогического наследия арабского просветителя и педагога ХХ в. Таха Хусейна в контексте реализации поликультурного образования в вузе.
Ключевые слова: арабские просветители XX в., принцип диалога культур, поликультурное образование, высшее образование, обучение иностранному языку.
Keywords: Arabic enlighteners, multiculturalism, the dialogue of cultures, higher education, teaching a foreign language.
Annotation. The article analyses the potential of the Arabic enlightener and teacher Taha Hussein's pedagogical heritage in the context of the dialogue of cultures. The article describes Taha Hussein's ideas about the necessity of spiritual and cultural mission of the universities. It also analyses some ideas about multiculturalism in teaching a foreign language in a non-language higher education and examples of its realization in the system of higher education.
Введение. Существенный концептуальный материал, имеющий большое значение для осмысления проблемы воспитания и обучения, накоплен историей развития педагогической мысли. Наряду с позитивными изменениями, естественно отразившимися на отечественной педагогике, необходимо признать и то, что западная цивилизация редуцировала цивилизационный прогресс, свела его к прогрессу техники и технологий, к экономическому прогрессу. На наш взгляд, наступило то время, когда исследователям педагогической науки стоит обратить внимание на опыт стран Востока, опыт общепризнанных педагогов-новаторов, идеи которых чрезвычайно актуальны в XXI веке — веке технократического снобизма и прагматизма [3].
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для педагогической науки является гуманизация процесса образования. На наш взгляд, одним из основных условий создания гуманистических педагогических систем является диалог во всех его проявлениях.
В качестве принципа обучения диалог предполагает умение отбирать и выстраивать содержание учебных предметов и сам набор этих предметов, организовывать процесс обучения как диалог с самим учителем, с учащимися, книгой, и, конечно же, с собой (школа диалога культур В. С. Библера, С. Ю. Курганова) [2].
Формулировка цели и задач статьи. Цель статьи - раскрытие наиболее значимых принципов поликультурного образования, реализация принципа диалога культур при обучении иностранному языку студентов.
Изложение основного материала статьи. Диалог в гуманистических педагогических системах проявляется в роли методологического, теоретического принципа педагогической деятельности. Диалогический принцип концентрирует внимание на личности как «микрокосме», как самой большой ценности. Ю. П.Азаров, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. А. Кан-Калик, П. Ф. Каптерев, И. Я. Лернер, О.К. Лосев, Л. М. Перминова, Тимербаева Г.Р., Г. П. Щедровицкий и многие др. в центр своих педагогических концепций ставят личность, которая стремится к предельно возможной самореализации и открыта для восприятия общемировой и национальной культуры [1, 2, 3].
В профессиональном становлении личности значительную роль играют не только профессиональные знания, умения и навыки будущего специалиста, но и умение будущего специалиста грамотно и культурно взаимодействововать с людьми разного склада характера, толерантное отношение к персоналу и сотрудникам, гуманное отношение к людям иной культуры, иного вероисповедания, иного склада характера [14, 15, 16]. Воспитанию толерантной личности могут способствовать возможности иностранного языка. И, вполне возможно предложить студентам неязыковых Вузов не только задания на перевод профессионально-ориентированного текста, но и задания на перевод текстов о выдающихся деятелях науки для перевода с русского на иностранный язык [11, 12]. Значительную помощь преподавателям иностранного языка в процессе подготовки заданий могут оказать тексты о жизни и деятельности, о взглядах выдающихся деятелей не только Запада, но и, несомненно, Востока. В данном аспекте студентам может быть предположено задание на перевод текста о жизни и деятельности выдающего деятеля, просветителя-реформатора, высокообразованного и эрудированного ученого, педагога и прогрессивного мыслителя Таха Хусейна, который способствовал сплочению людей на основе мира и терпимого отношения ко всем людям. Текст о Таха Хусейне раскрывает задачу приобщения будущих специалистов с идеями о диалоге культур в условиях многонациональной России, толерантном отношении к людям.
Частично мы приводим данный текст в самой статье ниже.
Мы пришли к выводу, что кафедре иностранных языков необходимо тесно сотрудничать и с другими кафедрами, не только в своей стране, но и за рубежом [11, 12]. Известно, что толерантное общение, взаимодействие и сотрудничество представителей различных культур выступает необходимым условием для взаимодействия культурных систем. Анализ педагогического наследия Таха Хусейна позволяет нам утверждать, что принцип диалога культур является ведущим принципом в его педагогической концепции, в том числе, и в жизни.
Таха Хусейн — явление не только восточной, но и мировой культуры. Ведь весь свой талант исследователя и педагога он посвятил одной задаче — сделать достойной жизнь человека, гармонизировать его общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себя частью явления мировой культуры, неизменно применяя на практике принцип диалога культур. С позиции единения людей на принципах свободы и гуманизма и толерантности он обосновал принцип диалога культур. Данный принцип он пропагандирует в своей педагогической концепции на протяжении всей своей жизни.
Диалог культур опирается на философскую концепцию М.М. Бахтина и интерпретируется как способ взаимодействия личностей и как средство их взаимоотношений с объектами, явлениями культуры и искусства, различных культур в исторической перспективе [1].
Педагогическое наследие Таха Хусейна делает особенно актуальным то, что в нём задачи воспитания согласуются с народной культурой своей страны. Таха Хусейн писал: «Душа моя и разум требуют движения (по пути, по которому идет Европа). Но в душе звучит и призыв хранить те особенности, которыми бог пожелал отличить один народ от другого» [10, 17, 18]. В то же самое время в педагогическом наследии Таха Хусейна прослеживается и активное внимание к изучению опыта Запада. Таха Хусейн всей своей педагогической деятельностью утверждал, что миссия университета состоит не только в передаче практических знаний, но и в воспитании культурной, во всех отношениях развитой личности, толерантной личности [17].
Условием воспитания данного типа личности Таха Хусейн предполагает реализацию поликультурного аспекта как в обучающей, так и в воспитательной работе учебных заведений. Один из путей реализации принципа диалога культур — изучение иностранного языка. Целью изучения иностранных языков по Таха Хусейну являлась интеграция в мировое культурно-образовательное пространство. Учитывая потребность в воспитании студентов на основе принципа диалога культур, общения с другими народами, Таха Хусейн всячески содействовал развитию данного диалога во всех его проявлениях. Обмен культурными традициями в научно-исследовательской, преподавательской сфере, сфере искусства, педагогике, взаимообмен между различными культурами — все это направления реализации принципа диалога культур Запад-Восток в педагогической концепции Таха Хусейна.
Познакомившись с Таха Хусейном во время учебы в Европе, Сюзан Бриссо, по происхождению француженка, стала его супругой, его чтицей, другом и верным спутником до конца его дней. Примечательно то, что она не поменяла своего христианского вероисповедания, хотя сам являлся мусульманином. Религия рассматривается Т. Хусейном как носительница национальной культуры с точки зрения значимости духовных общечеловеческих ценностей. В наследии Т. Хусейна присутствуют идеи национального образования как неотъемлемого компонента нравственного совершенствования, к историческому прошлому с позиции общечеловеческих ценностей и уважения других народов, что актуально в современных условиях для развития национального самосознания и может иметь значимость для педагогики [17].
Выводы. Принцип диалога как основополагающий методологический принцип определяет субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса [3, 4, 9], особую философию образования, которая предполагает современный образ человека, живущего в добром, поликультурном мире, многогранном мире, в котором человек должен понимать и принимать других людей, другие культуры, другие смыслы, не утрачивая свое, личностно значимое [5, 6].
Литература:
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.
2. Библер, В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
3. Волкова, Е.В. Инновационные решения в преподавании иностранного языка по направлению «Управление персоналом» / Е.В. Волкова // Российская экономика в условиях современного кризиса: проблемы и пути выхода - 2016. - С. 391-392.
4. Газизулина, Л.Р. Формирование образа агенса лексическими средствами в англоязычном политическом медиадискурсе / Л.Р. Газизулина, Г.Р. Хусаинова // Мир науки, культуры, образования. - 2018.
- Т. 70, № 3. - С. 455-457.
5. Галеева, Ф. Т. О потенциале дисциплины «иностранных язык» для развития творческих способностей студентов / Ф.Т. Галеева, Г.Р. Хусаинова // В мире научных открытий. - 2015. № 11.2 (71). С. 816-823.
6. Гиниятуллина, Д. Р. К вопросу о культурном измерении образования / Д.Р.Гиниятуллина // Высшее образование в России. - 2007. - №10. - С. 128-130.
7. Гиниятуллина Д.Р. Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна: дис. канд. пед. Наук / Д.Р.Гиниятуллина. - Казань, 2009. — 212 с.
8. Гиниятуллина, Д.Р. Педагогическое наследие арабского просветителя в контексте реализации принципа диалога культур / Д.Р. Гиниятуллина, Г.Ж. Фахрутдинова // Казанская наука. - 2013. - № 9. -С. 254-256.
9. Глотова, Г.В. Британский подход к подготовке студентов технических вузов к инновационной деятельности / Г.В.Глотова // Интеграция образования. - 2006. - №1 . - C. 34-39.
10. Левин, З.И. Рыцарь свободной мысли. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. - 88 с.
11. Романова, Г.В. О перспективных направлениях подготовки специалистов в области энергоресурсосберегающих технологий. / Г. В. Романова // Вестник казанского технологического ун-та. -2012. - № 24. - C. 202-206
12. Тимирбаева, Г.Р. Полилингвизм как принцип подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации в полилингвальном обществе / Тимирбаева Г.Р. // Вестник Казанского технологического унта. - 2007. - № 3-4. - С. 268-272.
13. Тимирбаева, Г.Р. Поддержка научных исследований в области полимеров в университетах Южной Кореи (на примере Пусанского национального университета) / Тимирбаева Г.Р. // Вестник Казанского технологического ун-та. - 2011 № 24. - С. 309-314.
14. Хусаинова, Г.Р.Метод портфолио для формирования ключевых компетенций будущих инженеров / Г.Р.Хусаинова, Д.Р. Гиниятуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-1.
- С. 366-369.
15. Хусаинова, Г.Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров / Г.Р.Хусаинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №52-7. - С. 473-479.
16. Хусаинова, Г.Р. Проблемы методического обеспечения развития творческих способностей будущих специалистов в вузах / Г.Р. Хусаинова // IX Никулинские чтения: «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества»: сборник статей. - Омск: изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия» - 2015. - C. 273-276.
17. Cachia, P. Taha Hussein: his place in the Egyptian renaissance. - Piscataway: Gorgias Press, 2005. - 260 p.
18. Dagher, Charbel. In the footsteps of Taha Hussein // The UNESCO courier: a window open on the world. -1990. — Vol. XLIII, No. 3. P. 48-49
19. Timirbaeva, G.R. Language Learning Strategies and Their Impact on Learner Autonomy. // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013, C. 621-622.
Педагогика
УДК: 378.147.34
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гиниятуллина Диана Равилевна
Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Аннотация. В статье рассматривается поликультурное образование; анализируются возможности педагогического наследия арабского просветителя Таха Хусейна в контексте реализации принципа диалога культур, раскрывается его идеи о необходимости в духовной и культурологической миссиях университета.
Ключевые слова: покультурнее образование, принцип диалога культур, высшее образование, арабские просветители XX в.
Annotation. The article analyses the potential of multicultural education in general and the potential of the Arabic enlightener and teacher Taha Hussein's pedagogical heritage in the context of the dialogue of cultures. The article describes Taha Hussein's ideas about the necessity of spiritual and cultural mission of the universities.
Keywords: multicultural education, the dialogue of cultures, higher education, Arabic enlighteners.
Введение. Существенный концептуальный материал, имеющий важное значение для осмысления проблемы воспитания и обучения, накоплен историей развития педагогической мысли. Наряду с позитивными изменениями, естественно отразившимися на отечественной педагогике, необходимо признать и то, что западная цивилизация редуцировала цивилизационный прогресс, свела его к прогрессу техники и технологий, к экономическому прогрессу. На наш взгляд, наступило то время, когда исследователям педагогической науки стоит обратить внимание на опыт стран Востока, опыт общепризнанных педагогов-новаторов, идеи которых чрезвычайно актуальны в XXI веке — веке технократического снобизма и прагматизма [2].
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для педагогической науки является гуманизация процесса образования. На наш взгляд, одним из основных условий создания гуманистических педагогических систем является диалог во всех его проявлениях в рамках поликультурного образования.
Формулировка цели и задач статьи. Целью статьи является раскрытие принципа диалога культур, поликультурное образование студентов: реализации принципа диалога культур.
Изложение основного материала статьи. Диалог в гуманистических педагогических системах проявляется в роли методологического, теоретического принципа педагогической деятельности. Диалогический принцип концентрирует внимание на личности как «микрокосме», как самой большой ценности. Ю. П.Азаров, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. А. Кан-Калик, П. Ф. Каптерев, И. Я. Лернер, О.К. Лосев, Л. М. Перминова, Тимербаева Г.Р., Г. П. Щедровицкий и многие др. в центр своих педагогических концепций ставят личность, которая стремится к предельно возможной самореализации и открыта для восприятия общемировой и национальной культуры [2].
В профессиональном становлении личности важную роль играют не только профессиональные знания, умения и навыки будущего специалиста, но и умение будущего специалиста грамотно и культурно взаимодействововать с людьми разного склада характера, толерантное отношение к персоналу и сотрудникам, гуманное отношение к людям иной культуры, иного вероисповедания. Воспитанию толерантной личности могут способствовать возможности иностранного языка. Вполне возможно предложить студентам неязыковых Вузов не только задания на перевод профессионально-ориентированного текста, но и задания на перевод текстов о выдающихся деятелях науки для перевода с русского на иностранный язык. Значительную помощь преподавателям иностранного языка в процессе подготовки заданий могут оказать тексты о жизни и деятельности, о взглядах выдающихся деятелей не только Запада, но и Востока. В данном аспекте студентам может быть предположено задание на перевод текста о жизни и деятельности выдающего деятеля, просветителя-реформатора, высокообразованного и эрудированного ученого, педагога и прогрессивного мыслителя арабского Востока Таха Хусейна, который способствовал сплочению и солидарности людей на основе мира, добра и терпимого отношения ко всем людям. Текст о Таха Хусейне раскрывает задачу приобщения будущих специалистов с идеями о диалоге культур в условиях многонациональной России, толерантном отношении к людям. Частично мы приводим данный текст в самой статье ниже.
Мы пришли к выводу, что кафедре иностранных языков необходимо тесно сотрудничать и с другими кафедрами, не только в своей стране, но и за рубежом. Известно, что взаимодействие и сотрудничество представителей различных культур, толерантное общение выступают необходимым условием для взаимодействия культурных систем. Анализ педагогического наследия Таха Хусейна позволяет нам утверждать, что принцип диалога культур является ведущим принципом в его педагогической концепции (и всей его жизнедеятельности).
Таха Хусейн — явление не только восточной, но и мировой культуры. Весь свой талант исследователя и педагога он посвятил одной задаче — сделать достойной жизнь человека, гармонизировать его общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себя частью явления мировой культуры, неизменно применяя на практике принцип диалога культур. С позиции единения людей на принципах свободы и гуманизма он обосновал принцип диалога культур. Данный принцип он пропагандирует в своей педагогической концепции.
Диалог культур опирается на философскую концепцию М.М. Бахтина и интерпретируется как способ взаимодействия личностей и как средство их взаимоотношений с объектами, явлениями культуры и искусства, различных культур в исторической перспективе [12].