Научная статья на тему 'Зарубежный опыт подготовки будущих инженеров к успешной профессиональной деятельности'

Зарубежный опыт подготовки будущих инженеров к успешной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / ПОРТФОЛИО / INTERNATIONAL EXPERIENCE / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE ENGINEERS / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиниятуллина Диана Равилевна

Исследование передового зарубежного опыта подготовки инженеров показывает, что зарубежными вузами применяются технологии, которые дают возможность будущим инженерам реально и трезво оценивать свои способности, адекватно воспринимать инновационную инженерную деятельность в компании как работу, которая требует высокого уровня творческого потенциала ее сотрудников, грамотного управления со стороны руководства с целью успешного внедрения изобретаемых товаров, услуг. Применяемые в зарубежной практике активные методы обучения предоставляют возможности для проектирования обогащенного учебного плана, а также предоставляют преимущества будущим выпускникам на собеседованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF FUTURE ENGINEERS’ TRAINING FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITIES

The analysis of advanced international experience of engineers’ professional training shows that foreign universities use technologies that enable future engineers assess their abilities realistically and rationally, adequately accept company’s innovative engineering activities as work that requires high level of creative potential of its employees, competent management for the successful marketing of the invented goods and services. Active learning methods used in international practice provide opportunities for designing an enriched curriculum and also provide benefits during the interviews to future graduates.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт подготовки будущих инженеров к успешной профессиональной деятельности»

3. Николаева, Л.В. Взаимодействие преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов / Л.В. Николаева, Р.В. Саввинова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. -№ 12 (часть 2) - С. 351-354

4. Клец, Т.Е. Обратная связь как средство диагностики педагогических результатов иноязычного интерактивного общения / Т.Е. Клец // Труды Псковского политехнического института. - 2011. - №15. - Том 1.- С. 82-87

5. Касаткин С.Ф. Техника обратной связи в аудитории // Новые знания. - 2002. - № 4. - С. 31-35.

6. Бессонов, К.А. Обратная связь в педагогическом взаимодействии преподавателя и студента / К.А. Бессонов//Juvenisscientia. - 2016. - №2. - С. 86-89.

7. Хусаинова, Г.Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров / Г.Р.Хусаинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №52-7. - С. 473-479.

8. Хусаинова, Г.Р. Состав и способы оценки развития компонентов профессионально-значимых творческих способностей у будущих менеджеров / Г.Р.Хусаинова, Ф.Т. Галева // Современные наукоемкие технологии. - Москва: Изд-во «Академия Естествознания». - 2016. - Т.2, № 5. - С. 394-398.

9. Галеева, Ф.Т. О потенциале дисциплины «Иностранный язык» для развития творческих способностей студентов / Ф.Т. Галеева, Г.Р. Хусаинова // В мире научных открытий - 2015. - №11.2 (71). -С. 816-823.

10. Волкова, Е.В. Инновационные решения в преподавании иностранного языка по направлению «Управление персоналом» / Е.В. Волкова // Российская экономика в условиях современного кризиса: проблемы и пути выхода - 2016. -С. 391-392.

11. Хусаинова,Г. Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров / Г.Р. Хусаинова // Проблемы современного педагогического образования - 2016. - №52-7. - С. 473-479.

12. Хусаинова, Г.Р. Проблемы методического обеспечения развития творческих способностей будущих специалистов в вузах / Г.Р. Хусаинова // IX Никулинские чтения: «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества»: сборник статей. - Омск: изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия» - 2015. - C. 273-276.

13. Cooper, J. L. Student involvement in Learning: Cooperative Learning and College instruction. / J. L. Cooper, R. Muech //Journal on Excellence in College. - 1990. - P. 68-76.

Педагогика

УДК: 378.147.34

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гиниятуллина Диана Равилевна

Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Исследование передового зарубежного опыта подготовки инженеров показывает, что зарубежными вузами применяются технологии, которые дают возможность будущим инженерам реально и трезво оценивать свои способности, адекватно воспринимать инновационную инженерную деятельность в компании как работу, которая требует высокого уровня творческого потенциала ее сотрудников, грамотного управления со стороны руководства с целью успешного внедрения изобретаемых товаров, услуг. Применяемые в зарубежной практике активные методы обучения предоставляют возможности для проектирования обогащенного учебного плана, а также предоставляют преимущества будущим выпускникам на собеседованиях.

Ключевые слова: зарубежный опыт, профессиональная подготовка, будущие инженеры, портфолио.

Annotation. The analysis of advanced international experience of engineers' professional training shows that foreign universities use technologies that enable future engineers assess their abilities realistically and rationally, adequately accept company's innovative engineering activities as work that requires high level of creative potential of its employees, competent management for the successful marketing of the invented goods and services. Active learning methods used in international practice provide opportunities for designing an enriched curriculum and also provide benefits during the interviews to future graduates.

Keywords: international experience, professional training, future engineers, portfolio.

Введение. Многие специалисты в области образования считают, что образовательный процесс в вузах не до конца способствует решению проблем качественной профессиональной подготовки студентов к предстоящей им профессиональной деятельности. В рамках данной статьи мы планируем рассмотреть зарубежный опыт исследователей, работающих в области подготовки будущих инженеров.

Формулировка цели и задач статьи. Целью статьи является поиск перспективных путей подготовки будущих инженеров к успешной профессиональной деятельности и рассмотрение данного опыта в зарубежных вузах.

Изложение основного материала статьи. Как отмечают исследователи [1], в вузах развитых стран все более широко признается значение методологической составляющей в подготовке инженера. Например, в Массачусетском технологическом институте были изменены программы для того, чтобы давать студентам больше представлений об интегральных аспектах деятельности инженера и об анализе и управлении в сложных системах. В вузах Франции считается, что инженер должен играть роль генератора идей, он должен создавать новые концепции, а не только являться организатором процесса производства. Данный факт находит отражение в подходах подготовки будущих инженеров. Для решения задачи формирования проблемно-ориентированной методологической культуры инженера в развитых странах вводится проблемно-ориентированный подход к обучению, активные и проектные методы.

Для того чтобы обеспечить высокое качество подготовки будущих инженеров вузы Западной Европы используют индивидуальное обучение студентов старших курсов по дифференцированным программам, которые ориентированы на дальнейшее выполнение ими таких заранее определенных функций, как исследователь, конструктор, менеджер, технолог и др.

В вузах Великобритании в обучении инженеров проявляется ориентация на инновационную деятельность, а инновационная деятельность рассматривается учеными как синтез и воплощение знаний в инновационных и полезных продуктах или услугах. В системе высшего образования реализуется подход, отличительными особенностями которого является нацеленность дисциплин на развитие креативных способностей будущих инженеров, личностно-деятельностный подход к содержанию, что находит выражение в возможности выбрать обязательные и факультативные занятия. Также отличительной особенностью обучения является решение инженерных задач и тесное сотрудничество вузов с производством, и привлечение ее представителей в процесс обучения.

Инженерное образование на уровне бакалавр в Великобритании ориентировано на формирование системы общенаучных знаний, творческих способностей и знакомство с основами экономики. Далее применяется междисциплинарность в обучении, в основе которого находится творческая работа обучающихся над выполнением индивидуальных и групповых исследовательских проектов инновационной направленности. Пятьдесят процентов времени обучения направлено на выполнение проектов.

Курсы «Маркетинг в инженерии» и «Управление инновациями» являются обязательными для изучения, и цель этих курсов состоит в том, чтобы показать студентам процесс изобретательства как составную часть сложнейшего процесса функционирования инновационных компаний, государства в условиях рыночной экономики. Данные дисциплины должны познакомить студентов с основами изобретательства, и его связью с бизнесом.

Вышеуказанные курсы содержат информацию о процессах изобретательства и рационализаторства в условиях предприятий, требования к современным инженерам в компаниях Великобритании и других стран, их должностные обязанности, основы управления инновационными процессами и творческими коллективами в рамках инновационных компаний. Также студенты получают знания, необходимые руководителю компании и менеджерам высшего звена, о возможных стратегиях инновационных компаний, путях их реализации, корпоративных целях и стратегиях разработки новой продукции. Также изучаются методы анализа сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз, методы анализа политических, экономических, социальных и технологических особенностей компании и методы исследования рынка, определения состояния производимой и конкурирующей продукции. Обязательной частью современного инженерного образования в Великобритании является анализ разработки новых продуктов.

Что касается подготовки инженеров в высших профессиональных технических школах Германии, то их спецификой является более целенаправленная ориентация будущего специалиста на требования определенного рабочего места в системе производства, на выполнение конкретных трудовых функций. Особенностью высших технических школ является более тесная взаимосвязь теоретической и практической подготовки и строгая регламентация учебного процесса [2].

Система высшего профессионального образования Германии отличается широким выбором предметов и образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки в рамках одного факультета. Выпускники Немецкого технического университета Берлина наряду с высоким уровнем знаний обладают следующими характеристиками: способностью к оценке ситуации, работы в коллективе; целостной системой знаний в области нахождения, решения, моделирования и решения комплексных проблем из теории и практики; способность принимать решения и нести за них ответственность, а также критическое отношение к техническим и научным нововведениям; высокая работоспособность и способность к послевузовскому и дополнительному образованию. Такая установка определяет основные направления образовательной деятельности технических университетов Германии, а также содержание и структуру подготовки специалистов.

Широко распространена проектная деятельность студентов. В образовательный процесс инновационного университета Гамбург-Гамбург в Германии, включен целый блок проблемно-ориентированного обучения, в ходе которого студенты решают комплексные производственные проблемы. Проектная работа как один из способов формирования необходимых навыков у будущих инженеров возникла в ответ на усложняющиеся комплексы производственных проблем, требующих быстрого и эффективного разрешения. Под проектом понимается совместная работа студентов в небольших группах над инженерными задачами, встречающимися в реальной практике на производстве. В процессе данных занятий происходит разработка необходимых способов, материалов, проектов, позволяющих разрешение поставленной проблемы [3].

В Технологическом институте Иллинойса используется электронное инженерное портфолио, целями которого являются [4] помощь студентам в отслеживании собственного образовательного прогресса вплоть до окончания обучения, разработка собственного образовательного плана, который бы обогащал их профессиональными знаниями и подходил бы под их собственные интересы и наконец, служил бы основой для дальнейшего карьерного роста. Также исследователями портфолио видится как инструмент, который помогал бы работодателям при отборе кандидатур при сопоставлении опыта студента и миссии компании и потребностей компании в специалистах. Портфолио также помогает включить и отследить такие компетенции, которые не всегда можно развить при изучении дисциплин учебного плана, среди них -лидерство, знание современных задач, с которыми сталкивается современный инженер и элементы мультидисциплинарного сотрудничества между студентами.

В настоящее время структура портфолио разработана таким образом, чтобы извлечь максимальную выгоду из электронной передачи и заполнения данных и в таком формате, который принят в инженерной практике. Портфолио включат в себя три основных вида информации на момент начала заполнения его студентом:

1. Примеры студенческих работ.

2. Отчет об участии в студенческих мероприятиях.

3. Рецензии или рекомендации, полученные на студенческую научно-исследовательскую работу, опубликованные работы и дипломы за какие-либо достижения.

Таким образом, вся деятельность обучающегося (участие в семинарах, круглых столах, экскурсиях) фиксируется в его электронном портфолио.

Для студентов портфолио предоставляет возможность спроектировать собственный учебный план и расширить его. С прикладной точки зрения ценность портфолио видится в возможности предоставить работодателю свои достижения и способности в таких профессиональных задачах, которые считаются современными и нестандартными и не используются при традиционном обучении.

Для работодателей инженерное портфолио помогает понять насколько профпригоден выпускник, и его готовность работать на той должности, на которую он подает документы и также выявить те специфические области, в которых студент нуждается в дополнительной подготовке. Также работодатель может использовать портфолио как скрининг на собеседовании с будущими сотрудниками и выявить наиболее подходящего кандидата на должность.

Преподавателям портфолио помогает оценить образовательный результат студента и выявить те темы, в которых нужна консультация с его стороны. Материалы портфолио, собранные студентами представляют собой наглядные данные того, что было проделано студентом.

Инженерное портфолио содержит аннотации проектов, протоколы семинаров и посещаемых выездных экскурсий, различные наглядные материалы по НИР и т.д. Также оценивание работы можно проводить посредством рецензирования изложений студентов, в которых сдержится отчет о посещениях круглых столов по теме «городские системы и инфраструктуры в больших городах», например. Что касается консультаций преподавателем, как было отмечено ранее, то значимость портфолио состоит в том, что оно дает видение преподавателю о способностях конкретного студента и таким образом, что преподаватель может спроектировать более «обогащенный план обучения», который является более сложным, чем обычный учебный план.

Таким образом, использование инженерного портфолио предоставляет преимущества для проектирования такого учебного плана (в отличие от традиционного), который бы служил расширению знаний студента и расширению его навыков в решении нестандартных профессиональных задач. Портфолио также дает преимущество будущим выпускникам на собеседованиях и также позволяет преподавателю оценить прогресс студента и предоставить консультативную помощь [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

Выводы. Исследование передового зарубежного опыта подготовки инженеров показывает, что используемые способы получения знаний дают возможность будущим инженерам реально и трезво оценивать свои способности, адекватно воспринимать инновационную инженерную деятельность в компании как работу, которая требует высокого уровня творческого потенциала ее сотрудников, грамотного управления со стороны руководства с целью успешного внедрения изобретаемых товаров, услуг. Применяемые в зарубежной практике активные методы обучения предоставляют возможности для проектирования обогащенного учебного плана, в отличие от традиционного, дают преимущества будущим выпускникам на собеседованиях.

Литература:

1. Концептуальные и методические основы формирования методологической культуры современного инженера / Научн. ред. Л.И. Гурье. - Казань: Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - 352 с.

2. Китаева, Л.А. Передовой зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров / Л.А. Китаева, М.Б. Газизов, Б.Л. Журавлев // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/peredovoy-zarubezhnyy-opyt-professionalnoy-podgotovki-kadrov, свободный.

3. Бутовецкая, Э.М. Тенденции развития технических университетов в России и Германии (организационно-педагогический аспект): дис. ... канд. пед. Наук / Э.М.Бутовецкая. - Казань, 2003. - 229 с.

4. Depaola, N., An Automated Online Portfolio for Engineers: Planning and Tracking Student Activity - A Tool for Job Interviews / N. Depaola, J. Mohammadi, P.R. Anderson, E.M. Brey, R. Cammino, B. Haferkamp, F. Teymour // ASEE Annual Conference & Exposition. - 2015. - pp. 26.4.1-26.4.12.

5. Хусаинова, Г.Р. Метод портфолио для формирования ключевых компетенций будущих инженеров / Г.Р. Хусаинова, Д.Р. Гиниятуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-1.

- С. 366-369.

6. Хусаинова, Г.Р. The Study of National Idea through Key Cultural Concepts / Г.Р. Хусаинова, Л.Р. Газизулина // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т.67, № 6. - С. 443-444.

7. Газизулина, Л.Р. Concept of Violence in Russian and Tatar Lingua-Cultures / Л.Р. Газизулина, Г.Р. Хусаинова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т.63, № 2, - С. 347-348.

8. Хусаинова, Г.Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров / Г.Р.Хусаинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №52-7. - С. 473-479.

9. Волкова, Е.В. Инновационные решения в преподавании иностранного языка по направлению «Управление персоналом» / Е.В. Волкова // Российская экономика в условиях современного кризиса: проблемы и пути выхода - 2016. -С. 391-392.

10. Газизулина, Л.Р. Формирование образа агенса лексическими средствами в англоязычном политическом медиадискурсе / Л.Р. Газизулина, Г.Р. Хусаинова // Мир науки, культуры, образования. - 2018.

- Т. 70, № 3. - С. 455-457.

11. Хусаинова, Г.Р. Проблемы методического обеспечения развития творческих способностей будущих специалистов в вузах / Г.Р. Хусаинова // IX Никулинские чтения: «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества»: сборник статей. - Омск: изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия» - 2015. - C. 273-276.

Педагогика

УДК: 378.141

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гиниятуллина Диана Равилевна

Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ДИАЛОГА КУЛЬТУР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

Аннотация. В статье раскрываются наиболее значимые принципы поликультурного образования, реализация принципа диалога культур при обучении иностранному языку студентов (история и современность). В том числе анализируются возможности педагогического наследия арабского просветителя и педагога ХХ в. Таха Хусейна в контексте реализации поликультурного образования в вузе.

Ключевые слова: арабские просветители XX в., принцип диалога культур, поликультурное образование, высшее образование, обучение иностранному языку.

Keywords: Arabic enlighteners, multiculturalism, the dialogue of cultures, higher education, teaching a foreign language.

Annotation. The article analyses the potential of the Arabic enlightener and teacher Taha Hussein's pedagogical heritage in the context of the dialogue of cultures. The article describes Taha Hussein's ideas about the necessity of spiritual and cultural mission of the universities. It also analyses some ideas about multiculturalism in teaching a foreign language in a non-language higher education and examples of its realization in the system of higher education.

Введение. Существенный концептуальный материал, имеющий большое значение для осмысления проблемы воспитания и обучения, накоплен историей развития педагогической мысли. Наряду с позитивными изменениями, естественно отразившимися на отечественной педагогике, необходимо признать и то, что западная цивилизация редуцировала цивилизационный прогресс, свела его к прогрессу техники и технологий, к экономическому прогрессу. На наш взгляд, наступило то время, когда исследователям педагогической науки стоит обратить внимание на опыт стран Востока, опыт общепризнанных педагогов-новаторов, идеи которых чрезвычайно актуальны в XXI веке — веке технократического снобизма и прагматизма [3].

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для педагогической науки является гуманизация процесса образования. На наш взгляд, одним из основных условий создания гуманистических педагогических систем является диалог во всех его проявлениях.

В качестве принципа обучения диалог предполагает умение отбирать и выстраивать содержание учебных предметов и сам набор этих предметов, организовывать процесс обучения как диалог с самим учителем, с учащимися, книгой, и, конечно же, с собой (школа диалога культур В. С. Библера, С. Ю. Курганова) [2].

Формулировка цели и задач статьи. Цель статьи - раскрытие наиболее значимых принципов поликультурного образования, реализация принципа диалога культур при обучении иностранному языку студентов.

Изложение основного материала статьи. Диалог в гуманистических педагогических системах проявляется в роли методологического, теоретического принципа педагогической деятельности. Диалогический принцип концентрирует внимание на личности как «микрокосме», как самой большой ценности. Ю. П.Азаров, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. А. Кан-Калик, П. Ф. Каптерев, И. Я. Лернер, О.К. Лосев, Л. М. Перминова, Тимербаева Г.Р., Г. П. Щедровицкий и многие др. в центр своих педагогических концепций ставят личность, которая стремится к предельно возможной самореализации и открыта для восприятия общемировой и национальной культуры [1, 2, 3].

В профессиональном становлении личности значительную роль играют не только профессиональные знания, умения и навыки будущего специалиста, но и умение будущего специалиста грамотно и культурно взаимодействововать с людьми разного склада характера, толерантное отношение к персоналу и сотрудникам, гуманное отношение к людям иной культуры, иного вероисповедания, иного склада характера [14, 15, 16]. Воспитанию толерантной личности могут способствовать возможности иностранного языка. И, вполне возможно предложить студентам неязыковых Вузов не только задания на перевод профессионально-ориентированного текста, но и задания на перевод текстов о выдающихся деятелях науки для перевода с русского на иностранный язык [11, 12]. Значительную помощь преподавателям иностранного языка в процессе подготовки заданий могут оказать тексты о жизни и деятельности, о взглядах выдающихся деятелей не только Запада, но и, несомненно, Востока. В данном аспекте студентам может быть предположено задание на перевод текста о жизни и деятельности выдающего деятеля, просветителя-реформатора, высокообразованного и эрудированного ученого, педагога и прогрессивного мыслителя Таха Хусейна, который способствовал сплочению людей на основе мира и терпимого отношения ко всем людям. Текст о Таха Хусейне раскрывает задачу приобщения будущих специалистов с идеями о диалоге культур в условиях многонациональной России, толерантном отношении к людям.

Частично мы приводим данный текст в самой статье ниже.

Мы пришли к выводу, что кафедре иностранных языков необходимо тесно сотрудничать и с другими кафедрами, не только в своей стране, но и за рубежом [11, 12]. Известно, что толерантное общение, взаимодействие и сотрудничество представителей различных культур выступает необходимым условием для взаимодействия культурных систем. Анализ педагогического наследия Таха Хусейна позволяет нам утверждать, что принцип диалога культур является ведущим принципом в его педагогической концепции, в том числе, и в жизни.

Таха Хусейн — явление не только восточной, но и мировой культуры. Ведь весь свой талант исследователя и педагога он посвятил одной задаче — сделать достойной жизнь человека, гармонизировать его общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себя частью явления мировой культуры, неизменно применяя на практике принцип диалога культур. С позиции единения людей на принципах свободы и гуманизма и толерантности он обосновал принцип диалога культур. Данный принцип он пропагандирует в своей педагогической концепции на протяжении всей своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.