УДК 37.014.7 Коломок Оксана Ивановна
доктор педагогических наук, профессор,
директор Волгоградского филиала
Московского финансово-юридического университета
Кабанова Надежда Эргашевна
соискатель кафедры менеджмента и маркетинга Волгоградского филиала
Московского финансово-юридического университета, директор Новоаннинского сельскохозяйственного колледжа
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация:
В статье рассматривается проблема межэтнического взаимодействия, особенно актуальная для многонациональных регионов. Обострение межнациональных отношений вызывает необходимость в поиске путей улаживания конфликтных ситуаций, подготовке людей, способных эффективно функционировать в полиэтнической среде. Авторы анализируют процесс формирования этнокультурной компетентности, рассматривая поликультурную среду вуза как необходимое условие.
Ключевые слова:
поликультурная среда, этнокультурная компетентность, аккультурация, полиэтническая среда, этническая толерантность, межэтническое взаимодействие, мультикультурная личность.
Kolomok Oksana Ivanovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Director at Volgograd branch of Moscow University of Finance and Law
Kabanova Nadezhda Ergashevna
PhD applicant,
Management and Marketing Subdepartment, Volgograd branch of Moscow University of Finance and Law Director at Novoanninskiy Agricultural College
MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF A HIGHER SCHOOL AS A NECESSARY CONDITION FOR DEVELOPMENT OF STUDENTS' ETHNO-CULTURAL COMPETENCE
Summary:
The article considers the problem of inter-ethnic relations, particularly relevant for multinational regions. The aggravation of interethnic relations necessitates the finding of ways to settle conflict situations, the training of people capable to operate effectively in a multi-ethnic environment. The authors analyze the process of formation of ethno-cultural competence, considering the multicultural environment of a higher school as a necessary condition.
Keywords:
cultural environment, ethno-cultural competence, acculturation, multi-ethnic society, ethnic tolerance, inter-ethnic interaction, multicultural identity.
В настоящее время обособленное существование народов и культур практически невозможно из-за усиления миграционных процессов, увеличения числа этнически смешанных семей, образования многонациональных коллективов в социальных институтах.
Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственного культурного этнического своеобразия наряду с владением культурой других народов.
Данные проблемы в немалой степени характерны и для Волгоградской области. В частности, по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, только за 2012 г. на территорию региона прибыло 37 065 мигрантов [1, с. 115]. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к непониманию и столкновениям. Высшая школа является одним из основных институтов, призванных воспитать в студентах умения и навыки, совокупность которых выражается понятием «этнокультурная компетентность».
Следовательно, существует необходимость в высокообразованных членах общества, которые могут эффективно функционировать в полиэтнической среде, которые не только знают и уважают свою этническую культуру, культуру других этнических групп, но и способны успешно сочетать национальные и интернациональные интересы.
В результате многочисленных научных исследований было установлено, что вхождение в новую культуру и адаптация к ней могут сопровождаться рядом негативных явлений: ностальгией и депрессией, повышенной тревожностью, раздражительностью, недостатком уверенности в себе, психологическим дискомфортом и стрессами, путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности, потерей друзей и прежнего социального статуса, отверженностью и т. д. [2, с. 58].
- 1BQ -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Эффективность межнациональных отношений зависит от частоты и глубины контактов, относительного равенства прав, численного соотношения наций и этнических групп, явных различительных характеристик, к которым относятся язык, психология, религия.
Поскольку трудности межнациональных отношений по своей сути имеют как экономическую, политическую, культурную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного подхода.
Образовательная среда должна с одной стороны, содействовать тому, чтобы, студент осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - прививать ему понимание и уважение к другим культурам. То есть речь идет о необходимости создания и развития полиэтнической образовательной среды, представляющей собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этно-культур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей [3, с. 83].
Президент России поручил правительству до конца текущего года разработать единую систему мониторинга межнациональных отношений и предупреждения этнических конфликтов. Выступая на Совете по межнациональным отношениям, Владимир Путин обратил внимание на необходимость усиления профилактики экстремистских проявлений среди учащихся образовательных учреждений [4].
Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, то есть национальную психологию.
Исходя из вышеобозначенных проблем, хотелось бы отметить, что организация психологического сопровождения студентов в настоящее время является актуальной задачей современного высшего образования как в его мультикультурном, так и в формирующем (профессионально-личностном) аспектах. Особую важность данная проблематика приобретает в многонациональных регионах, коим, безусловно, является Волгоградская область. То, что проблема стоит достаточно остро, подтвердили события октября - декабря 2013 г., связанные с террористическими актами, и последовавшее затем обострение межнациональных отношений, особенно в студенческой среде.
Необходимость нахождения путей решения данных проблем подчеркивается и в положениях важнейших государственных программных документов в области образования: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации», согласно п. 1 ст. 3 которого государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе «защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства», и «Национальной доктрины образования РФ», предписывающей системе образования «обеспечить гармонизацию национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур», а также «Комплексной региональной программы развития профессионального образования» на 2014-2016 гг. (постановление Правительства Волгоградской области от 11.11.2013) и Государственной программы Волгоградской области «Развитие образования» на 2014-2020 гг.
Основной потенциал поликультурной образовательной среды способствует формированию толерантности. В свою очередь, поликультурный потенциал имеет ярко выраженный характер, базирующийся на духовном контексте как приоритете личности педагога, создающего дружественную атмосферу сотрудничества, взаимоуважения и доверия практически вне зависимости от содержания учебного материала. Поликультурный потенциал отдельных дисциплин основывается на перспективе усиления отдельных аспектов поликультурного воспитания и формирования толерантности в содержании дидактического материала, что обеспечивает качественное решение поставленных задач: взаимосвязь учебного материала с жизнью и карьерными планами студента. Вариативную часть изучаемого материала надо соотносить с потребностями и ситуацией в регионе, конкретном микросоциуме, интересами и потребностями студентов.
Качественный и статистический анализ опыта многонациональных государств в области организации полиэтнического образования (Д. Бэнкс, Г. Грош, В. Нике, В. Леен и т. д.) показывает, что главная его цель - формирование у студентов этнокультурной компетентности. В данном случае индивиды сохраняют свою этническую идентичность и в результате получения профессионального образования в дальнейшем эффективно функционируют в рамках общей культуры государства.
Таким образом, анализ практического опыта и научной литературы показал, что в этнически неоднородной среде наиболее эффективной образовательной стратегией является полиэтническое образование, которое рассматривается нами как существенная часть содержания современного образования, способствующего приобщению обучающихся к родной этнокультуре; приобретению знаний о культурах прочих этнических общностей и их представителях; творческому осмыслению общего, особенного и нетипичного в образе жизни, традициях, культурных ценностях различных народов; воспитанию этнической толерантности и этнокультурного плюрализма; формированию способности жить в полиэтнической среде.
Ссылки:
1. Волгоградская область 2012. Официальное издание : статист. ежегодник. Волгоград, 2013. 838 с.
2. Мантлер В. Этническая система идентификации: миф или реальность // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2000. № 1. С. 58-59.
3. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. М., 2004. 841 с.
4. Путин поручил создать систему предупреждения этнических конфликтов [Электронный ресурс]. URL: 1^://^-tass.com/obschestvo/1296299 (дата обращения: 10.10.2014).