Научная статья на тему 'Поликультурная образовательная среда общеобразовательной организации как педагогический феномен'

Поликультурная образовательная среда общеобразовательной организации как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
среда / образовательная среда / поликультурная образовательная среда / педагогический феномен / environment / educational environment / multicultural educational environment / pedagogical phenomenon

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна, Варданян Валерий Амбарцумович, Козлова Тамара Алексеевна

Анализ образовательной практики образовательных организаций показал, что при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования отмечается необходимость воспитания у обучающихся любви к Родине, к своему народу, уважения к традициям, истории, культуре разных этносов, формирования критически мыслящей поликультурной личности. Особую роль в решении данных задач может сыграть поликультурная образовательная среда. Поэтому возникает проблема, которая заключается в необходимости осмысления поликультурной образовательной среды как педагогического феномена. Цель исследования состоит в выявлении генезиса и сущности понятия «поликультурная образовательная среда». В качестве теоретической основы исследования выступили культурологический подход, принципы культуросообразности, природосообразности, диалогизации, поликультурности, толерантности, а также идеи актуальности этнокультурного и поликультурного образования, воздействия среды на становление личности обучающихся и их социализацию. Результатом исследования стало понимание поликультурной образовательной среды как совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих приобщение обучающихся к российским, этническим и общечеловеческим духовным ценностям в ходе освоения различных этнических культур с целью формирования готовности к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в полиэтническом, поликультурном пространстве России, региона и мира. Главным результатом образования обучающихся в поликультурной образовательной среде является сформированность готовности к межэтническому и межкультурному общению, для чего необходимо расширять знания школьников о родной культуре, приобщать к различным этническим культурам, постоянно организовывать межэтническую и межкультурную коммуникацию, взаимодействие и сотрудничество в ходе преподавания различных предметов, во внеурочной деятельности. В процессе межэтнического и межкультурного общения формируется социокультурная рефлексия осознание сущности общения, коммуникации между этносами и их представителями, культурами, осуществляется координация этих процессов на основе принципов толерантности и гуманизма. Материалы статьи представляют как теоретическую, так и практическую ценность, так как рассмотрение поликультурной образовательной среды как педагогического феномена позволит разработать учебно-методическое обеспечение формирования личности обучающегося как представителя конкретного этноса, члена полиэтнического государства, гражданина России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна, Варданян Валерий Амбарцумович, Козлова Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural educational environment of a general education organization as a pedagogical phenomenon

An analysis of the educational practice of educational organizations shows that when implementing the Federal State Educational Standard of Basic General Education, there is a need to instill in students love for the Motherland, for their people, respect for the traditions, history, culture of different ethnic groups, and to form a critically thinking multicultural person. A multicultural educational environment can play a special role in solving these problems. Therefore, a problem arises, which lies in the need to consider the multicultural educational environment as a pedagogical phenomenon. The purpose of the study is to identify the genesis and essence of the "multicultural educational environment" concept. The theoretical basis of the study was the culturological approach, the principles of cultural conformity, natural conformity, dialogization, multiculturalism, tolerance, as well as ideas of the relevance of ethnocultural and multicultural education, the impact of the environment on the development of students' personality and their socialization. The study resulted in understanding of the multicultural educational environment as a combination of socio-pedagogical conditions that ensure the familiarization of students with Russian, ethnic and universal spiritual values in the course of learning various ethnic cultures in order to develop readiness for interethnic and intercultural communication, interaction and cooperation in the multiethnic, multicultural space of Russia , region and world. The main result of the education of students in a multicultural educational environment is the formation of readiness for interethnic and intercultural communication, which presumes teaching schoolchildren their native culture, initiating them into various ethnic cultures, constantly organizing interethnic and intercultural communication, interaction and cooperation in learning various subjects and extracurricular activities. Sociocultural reflection is formed In the process of interethnic and intercultural communication awareness of the essence of communication, communication between ethnic groups and their representatives, cultures, and coordination of these processes based on the principles of tolerance and humanism. The materials of the article are of both theoretical and practical value, since consideration of a multicultural educational environment as a pedagogical phenomenon will allow us to develop educational and methodological support for the formation of the personality of a student as a representative of a particular ethnic group, a member of a multiethnic state, a citizen of Russia.

Текст научной работы на тему «Поликультурная образовательная среда общеобразовательной организации как педагогический феномен»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 12 (декабрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231123 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11123 УДК 373.1:37.035

Поликультурная образовательная среда общеобразовательной организации как педагогический феномен

Multicultural educational environment of a general education organization as a pedagogical phenomenon

Авторы статьи

Карпушина Лариса Павловна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация lkarpushina@yandex.ru ORCID: 0000-0002-3257-1102

Варданян Валерий Амбарцумович,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация valera.vardanyan.57@mail.ru ORCID: 0000-0003-1446-5880

Козлова Тамара Алексеевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОу ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация

toma_68@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4383-8789

Authors of the article Larisa P. Karpushina,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russian Federation lkarpushina@yandex.ru ORCID: 0000-0002-3257-1102

Valery A. Vardanyan,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russian Federation valera.vardanyan.57@mail.ru ORCID: 0000-0003-1446-5880

Tamara A. Kozlova,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russian Federation

toma_68@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4383-8789

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Поступила в редакцию Received 09.10.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.11.23

Принята к публикации Accepted for publication 13.11.23 Опубликована Published 30.12.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Карпушина Л. П., Варданян В. А., Козлова Т. А., 2023

Для цитирования

For citation

Карпушина Л. П., Варданян В. А., Козлова Т. А. Поликультурная образовательная среда общеобразовательной организации как педагогический феномен // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12. - С. 22-33. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231123.htm - DOI 10.24412/2304-120X^023-11123

L. P. Karpushina, V. A. Vardanyan, T. A. Kozlova, Multicultural educational environment of a general education organization as a pedagogical phenomenon // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. -No. 12. - P. 22-33. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231123.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11123

Аннотация

Abstract

Анализ образовательной практики образовательных организаций показал, что при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования отмечается необходимость воспитания у обучающихся любви к Родине, к своему народу, уважения к традициям, истории, культуре разных этносов, формирования критически мыслящей поликультурной личности. Особую роль в решении данных задач может сыграть поликультурная образовательная среда. Поэтому возникает проблема, которая заключается в необходимости осмысления поликультурной образовательной среды как педагогического феномена. Цель исследования состоит в выявлении генезиса и сущности понятия «поликультурная образовательная среда». В качестве теоретической основы исследования выступили культурологический подход, принципы культуросообраз-ности, природосообразности, диалогизации, поликультурности, толерантности, а также идеи актуальности этнокультурного и поликультурного образования, воздействия среды на становление личности обучающихся и их социализацию. Результатом исследования стало понимание поликультурной образовательной среды как совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих приобщение обучающихся к российским, этническим и общечеловеческим духовным ценностям в ходе освоения различных этнических культур с целью формирования готовности к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в полиэтническом, поликультурном пространстве России, региона и мира. Главным результатом образования обучающихся в поликультурной образовательной среде является сформированность готовности к межэтническому и межкультурному общению, для чего необходимо расширять знания школьников о родной культуре, приобщать к различным этническим культурам, постоянно организовывать межэтническую и межкультурную коммуникацию, взаимодействие и сотрудничество в ходе преподавания различных предметов, во внеурочной деятельности. В процессе межэтнического и межкультурного общения формируется социокультурная рефлексия - осознание сущности общения, коммуникации между этносами и их представителями, культурами, осуществляется координация этих процессов на основе принципов толерантности и гуманизма. Материалы статьи представляют как теоретическую, так и практическую ценность, так как рассмотрение поликультурной образовательной среды как педагогического феномена позволит разработать учебно-методическое обеспечение формирования личности обучающегося как представителя конкретного этноса, члена полиэтнического государства, гражданина России.

An analysis of the educational practice of educational organizations shows that when implementing the Federal State Educational Standard of Basic General Education, there is a need to instill in students love for the Motherland, for their people, respect for the traditions, history, culture of different ethnic groups, and to form a critically thinking multicultural person. A multicultural educational environment can play a special role in solving these problems. Therefore, a problem arises, which lies in the need to consider the multicultural educational environment as a pedagogical phenomenon. The purpose of the study is to identify the genesis and essence of the "multicultural educational environment" concept. The theoretical basis of the study was the culturological approach, the principles of cultural conformity, natural conformity, dialogiza-tion, multiculturalism, tolerance, as well as ideas of the relevance of ethnocultural and multicultural education, the impact of the environment on the development of students' personality and their socialization. The study resulted in understanding of the multicultural educational environment as a combination of socio-pedagogi-cal conditions that ensure the familiarization of students with Russian, ethnic and universal spiritual values in the course of learning various ethnic cultures in order to develop readiness for interethnic and intercultural communication, interaction and cooperation in the multiethnic, multicultural space of Russia , region and world. The main result of the education of students in a multicultural educational environment is the formation of readiness for interethnic and intercultural communication, which presumes teaching schoolchildren their native culture, initiating them into various ethnic cultures, constantly organizing interethnic and intercultural communication, interaction and cooperation in learning various subjects and extracurricular activities. Sociocultural reflection is formed In the process of interethnic and intercultural communication - awareness of the essence of communication, communication between ethnic groups and their representatives, cultures, and coordination of these processes based on the principles of tolerance and humanism. The materials of the article are of both theoretical and practical value, since consideration of a multicultural educational environment as a pedagogical phenomenon will allow us to develop educational and methodological support for the formation of the personality of a student as a representative of a particular ethnic group, a member of a multiethnic state, a citizen of Russia.

Ключевые слова

Key words

среда, образовательная среда, поликультурная образовательная среда, педагогический феномен

environment, educational environment, multicultural educational environment, pedagogical phenomenon

Благодарности

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» и «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева») по теме «Формирование музыкальной культуры обучающихся в поликультурной образовательной среде».

Acknowledgements

The study was conducted within the framework of a grant for research work in priority areas of scientific activity of partner universities in networking (Federal State Budgetary Educational Institutions of Higher Education "Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev" and "Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev") on the topic: "Formation of the musical culture of students in a multicultural educational environment."

Введение / Introduction

В аспекте социокультурного подхода современное общество нуждается в ориентирах, новых моделях, которые должны обеспечивать стабильность и устойчивость социального и государственного развития. В современном мире большое внимание уделяется сохранению и развитию этнических культур [1], приобщению к ним подрастающего поколения, формированию толерантности [2].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования сказано о необходимости воспитания у школьников любви к Родине, к своему народу, уважения к традициям, истории, культуре разных этносов, поликультурной личности [3].

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между социальным заказом, задачами, которые стоят перед образовательными учреждениями в аспекте поликультурной составляющей образовательного процесса, и недостаточным осмыслением педагогического феномена поликультурной образовательной среды.

Обзор литературы / Literature review

Социальная среда включает в себя «все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сферу общения и условия места и времени, всю материальную культуру» [4]. Социальная среда и образовательная среда тесно связаны. Понятие «образовательная среда» имеет глубокие корни. В эпоху Просвещения идее использования среды в образовании были посвящены концепции К. А. Гельвеция, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и т. д. По мнению Дж. Локка, в качестве главных воспитательных средств необходимо использовать «пример, среду, окружение ребенка» [5]. «Примите за несомненную истину, - говорил Дж. Локк, - что... наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним» [6]. Он верил в то, что человек обладает от природы лишь определенными задатками, развитие которых зависит от воспитания и среды [7].

К. А. Гельвеций большое значение придавал среде, которая формирует человека: «Человек - продукт обстоятельств (общественной среды) и воспитания», - хотя трактовал его односторонне: человек - это результат влияния на него разнообразных, иногда даже случайных внешних сил [8].

Среду как фактор, влияющий на саморазвитие личности, рассматривал Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что для эффективного воспитания ребенку необходима определенная среда, которая поможет ему обрести самостоятельность и свободу, раскрыть и реализовать заложенные в нем от природы дарования [9].

В конце XIX - начале XX века в зарубежной педагогике возрастает интерес к рассмотрению среды. Американский исследователь Дж. Дьюи занимался обоснованием

влияния социальной, культурной, образовательной сред на становление и развитие личности. Школу он представляет как воспитывающую и обучающую среду, выполняющую такие важные функции, как предоставление детям сложных жизненных явлений в доступной форме; изучение детьми наиболее типичных и значимых моментов из человеческого опыта; способствование выравниванию социальных различий [10]. По мнению Дж. Дьюи, цель образовательного процесса состоит в умении решать жизненные задачи, в познании действительности, в освоении творческих навыков, в накоплении и обогащении индивидуального опыта, а также в способности к самообучению и самосовершенствованию [11].

Польский ученый Я. Корчак основной задачей в построении своей педагогической системы считал изучение условий и характера среды, которая воздействует на ребенка. Он дал свою классификацию воспитывающей среды и назвал ее «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры» [12].

В отечественной педагогике проблемой использования возможностей среды в педагогическом процессе стали заниматься во второй половине XIX в. По мнению В. П. Вахтерова, становление личности ребенка зависит как от его стремления к развитию, так и от влияния окружающей среды. Сочетанию этих условий, изучению индивидуальных особенностей ребенка во многом способствует педагог [13].

Понятие «образовательная среда» стало актуальным в 70-80-е годы XX века. Образовательная среда рассматривается в работах ряда отечественных ученых. Так, Г. А. Ковалев включает в образовательную среду физическое окружение, человеческий фактор, программы обучения [14]. А. В. Петровский рассматривает образовательную среду как развивающую и, выступив соавтором Концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении, выделяет ряд принципов, на которых она строится, в частности принцип активности, самостоятельности, творчества [15]. И. М. Улановская выделяет в своих работах критерии эффективности образовательной среды - содержательные, процессуальные, результативные [16]. Таким образом, стоит отметить, что феномен образовательный среды рассматривается учеными с различных позиций, однако все они подчеркивают важность создания данной среды для эффективного становления личности, стимулирования ее активности, креативности.

Как считает В. А. Ясвин, «образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [17]. В такой среде ученый считал важным выделить такие структурные компоненты:

- первый компонент - пространственно-предметный - включает в себя помещения для занятий, само здание, оборудование и др.;

- второй компонент - социальный - характеризует отношения между школьниками, педагогами, родителями, выступающими как субъекты образовательного процесса;

- третий компонент - психодидактический - направлен на поиск ответов на вопросы «чему учить» и «как учить» [18]. Это мнение важно для нас, так как образовательная среда должна учитывать как содержательный компонент (программы, технологии, методы, формы), социальный (организацию общения, взаимодействия и сотрудничества), так и материально-предметный (материально-техническое оснащение, дизайн и архитектура среды и др.).

К. В. Дрозд выделяет концептуальный, технологический, процессуальный уровни проектирования образовательной среды. На концептуальном уровне проектирования полученный продукт служит методологической основой для работы на

следующий уровнях. Содержательный уровень проектирования предполагает создание программ, планов. На технологическом уровне проектирование направлено на создание технологий, дидактических средств, методических разработок [19].

Изучением влияния образовательной среды на культурное развитие личности занимаются ведущие ученые. Так, Г. Ю. Беляев отмечает, что образовательная среда определяется типом образовательной организации, которая обозначает вектор культурного развития обучающихся [20]. И. В. Крупина считает очень важной частью образовательной среды семью, так как уровень педагогической культуры родителей влияет и на культурную развитость ребенка [21.]. Н. Б. Крылова подчеркивает важность образовательной среды, в которой личность вовлекается в культурные связи с обществом, тем самым приобретая опыт культурной деятельности [22]. По В. И. Сло-бодчикову, эффективность образовательной среды определяет совместная деятельность субъектов образовательного процесса, влияющая на результативность формирования культуры личности [23] и др. Эти высказывания подтверждают, что эффективность образовательной среды зависит от взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей, представителей общественных организаций и учреждений культуры в плане приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям, к этническим культурам, в ходе освоения которых воспитанники приобретают опыт культу-ротворческой деятельности.

Для эффективного формирования личности в поликультурной образовательной среде важно учитывать этнокультурный [24] и поликультурный [25] подходы к ее организации. Главное в поликультурном образовании - развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни, уважение чужих культур, иного образа мышления [26.] Необходимо организовывать поликультурную образовательную среду, которая стимулирует процесс формирования у обучающихся нравственных представлений в ходе приобщения личности к культуре как своего народа, так и других народов [27], а также позволяет освоить социальный опыт межэтнического и межкультурного взаимодействия с учетом социальных норм и правил, заложенных в различных этнических культурах [28], осуществлять трудовое воспитание на основе традиций народной педагогики [29], способствовать профилактике зависимого поведения с опорой на народную педагогику [30]. Данная среда формирует у обучающихся убеждение, что собственная культура лишь одна из многих и важно развивать терпимость по отношению к чужому образу мыслей и стилю поведения [31]. Ч. Тейлор указывает на то, что «чужая культура обладает собственной рациональностью, воплощает эстетические и этические ценности» [32]. В конечном счете, как подчеркивал Ф. Эриксон, для людей в сложных мультикультурных обществах рост и зрелость включают в себя «примирение с разнообразием голосов и культур внутри» [33]. При этом очень важно использовать потенциал поликультурной образовательной среды, народной педагогики в этнокультурном образовании студентов педагогического вуза, так как становление поликультурной личности возможно лишь при хорошей подготовке будущих педагогов к данной деятельности [34], при этом важно формировать у студентов этнокультурную компетентность, которая включает в себя и готовность к организации у обучающихся межкультурного и межэтнического общения [35, 36].

Таким образом, обобщая литературу по проблеме исследования, можно сказать, что поликультурная образовательная среда включает в себя социальную сферу, которая вовлекает обучающихся в межэтническое и межкультурное взаимодействие и сотрудничество, сферу общения, обеспечивающую общение на основе этнических

культур, дидактическое обеспечение, направленное на формирование познавательного интереса и знакомство школьников этнокультурными ценностями, материально-техническое оснащение, которое позволяет организовать знакомство с различными артефактами, отражающими сущность этнических культур, показать, что культура каждого народа своеобразна, несет в себе эстетические и этические ценности. Поэтому поликультурная образовательная среда является важным фактором становления поликультурной личности, проявляющей уважение к этносам и их культурам, терпимость к чужому образу жизни, знающей свою родную культуру и имеющей представление об иных культурах, готовой к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству. Большую роль в воспитании такой личности играет педагог, обладающий этнокультурной компетентностью.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В качестве методологических основ исследования выступают культурологический подход, принципы культуросообразности, природосообразности, диалогиза-ции, поликультурности, толерантности.

Результаты исследования / Research results

Поликультурная образовательная среда - это «совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих приобщение обучающихся к российским, этническим и общечеловеческим духовным ценностям в ходе освоения различных этнических культур с целью формирования готовности к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в полиэтническом, поликультурном пространстве России, региона и мира» [37]. Поликультурная образовательная среда способствует становлению поликультурной личности.

Поликультурная образовательная среда включает совокупность социальных, этнокультурных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих выстраивание между всеми субъектами отношений и связей, решение образовательных задач для создания устойчивой основы для формирования у обучающихся готовности к межэтническому и межкультурному общению.

Можно выделить следующие компоненты поликультурной образовательной среды: пространственно-предметный, учебно-воспитательный, содержательно-методический и социально-коммуникационный.

Пространственно-предметный компонент обеспечивает наполнение образовательной среды элементами материальной среды, несущей семантику этнических культур. Важную роль в этом играет этнографический мини-музей, в котором будут собраны артефакты разных народов.

Учебно-воспитательный компонент направлен на использование в качестве ориентиров общечеловеческих, базовых национальных и этнических ценностей, позволяющих воспитать поликультурную личность. Транслируя через поликультурную образовательную среду ценностные ориентации, школа подготавливает к толерантному вхождению в поликультурный социум России.

Содержательно-методический компонент включает содержание учебных предметов, имеющих этнокультурную направленность, программы кружков и факультативов, знакомящих с народным искусством, образовательные практики (этнографические экспедиции, краеведческая деятельность, экскурсии по родному краю) и др.

Социально-коммуникационный компонент предполагает постоянное включение обучающихся в межкультурное и межэтническое общение и взаимодействие, формирование этнокультурной толерантности.

Поликультурная образовательная среда, выступая как «микромодель общества», транслирует подрастающему поколению общекультурные и этнокультурные ценности [38]. Основу таких ценностей должен составлять гуманизм. Гуманизм, по И. Канту, - это «человечность, сотоварищество, человеколюбие», условие, при котором человечество превращается в «товарищество взаимосотрудничающих, взаимопонимающих людей» [39]. Я. А. Коменский считал главным сформировать у детей гуманные качества - умение жить в мире с другими, уважать и любить людей [40].

Главным результатом образования обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды является сформированность готовности к межэтническому и межкультурному общению, которое должно быть проблемным, гуманным, активным [41]. Для этого необходимо обучать родной культуре, приобщать к различным этническим культурам, постоянно организовывать межэтническую и межкультурную коммуникацию в ходе преподавания различных предметов, во внеурочной деятельности, искать и находить точки соприкосновения этнических культур, опорных моментов для общения, взаимодействия и сотрудничества.

Результат межэтнического и межкультурного общения - это взаимопонимание, сотрудничество и позитивные, эмпатийные взаимоотношения между представителями различных этносов, рождение новых социокультурных норм и ценностей, новой социокультурной ситуации. В процессе межэтнического и межкультурного общения формируется социокультурная рефлексия - осознание сущности общения между этносами и их представителями, культурами, происходит интенсификация этих процессов на основе принципов толерантности и гуманизма.

Важно формировать в поликультурной образовательной среде личностные психологические установки, способствующие гуманному общению представителей различных этносов на основе освоения этнических культур. Это очень важная задача -изменить мироощущение и мировоззрение людей в этом отношении. Инокультуры должны восприниматься не враждебно, не настороженно, а с позиции «мозаичности» мира, его многоцветности, полиментальности, разнообразия. Культура другого народа - это источник новых знаний, идей, смыслов, и каждый человек должен понимать и принимать это, стремиться к контакту, к взаимодействию, к ощущению, коммуникации [42]. В связи с этим необходимо создавать в ходе учебной и внеучебной деятельности положительный, яркий образ человека той или иной культуры, образ этнической культуры, на основе которых формируется гуманная позиция, определяющая переориентацию мировоззренческих установок с негативного или индифферентного на позитивное, дружественное отношение к этносам и их культурам.

Общеобразовательные организации становятся школой общения, взаимодействия и сотрудничества этносов и этнических культур, школой жизни, школой поликультурного проектирования. Поликультурная образовательная среда направлена на создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, любви к культуре своего народа, уважения и интереса к культуре других народов России, мира. Данная среда является оптимальным социокультурным пространством, где могут усваиваться общечеловеческие ценности в естественной для детей и подростков форме [43]. Она позволяет адаптировать детей и подростков к новым условиям жиз-

недеятельности, обеспечивает воспроизводство социокультурного опыта. В поликультурной образовательной среде организуется активная социокультурная практика на основе диалога культур.

В процессе организации поликультурной образовательной среды необходимо избегать этноцентризма, т. е. такой ситуации, когда какие-то события, общение будут рассматриваться сквозь призму одной культуры; при этом представитель одной культуры сравнивает другие культуры со своей и выявляет что-то непривычное, «чужое», что ведет к непониманию и конфликтам, к выделению своей культуры как главной, ведущей, «правильной». Путь решения данной проблемы - количественное и качественное увеличение межэтнического и межкультурного общения.

В условиях поликультурной образовательной среды обучающийся осваивает новые социальные роли: представитель конкретного этноса, член полиэтнического государства, гражданин России. Необходимо актуализировать общечеловеческие ценности как фактор, объединяющий этнические культуры, этносы, человечество в целом, что должно найти свое отражение в поиске точек соприкосновения в ценностных ори-ентациях, социокультурных нормах, моделях поведения представителей различных этносов, и реализовать результаты данного поиска в содержании образования и социализации учащихся общеобразовательных организаций.

Образование детей и подростков в поликультурной образовательной среде предполагает использование следующих форм работы:

- реализация содержания поликультурной направленности в учебной деятельности образовательного учреждения;

- реализация содержания поликультурной направленности в ходе воспитательной работы (внеклассные воспитательные мероприятия, фольклорные праздники и др.);

- активизация научно-исследовательской и творческой деятельности педагогов поликультурной направленности;

- включение родителей в активную поликультурную деятельность;

- включение обучающихся, педагогов, администрации, родителей в проектирование поликультурной образовательной среды.

Заключение / Conclusion

Наличие таких качеств, как гражданская идентичность, патриотизм, готовность к межэтническому и межкультурному общению у граждан, способствует стабильному и устойчивому развитию нашего общества, государства в целом и каждого человека в частности. Поэтому образование должно способствовать межэтнической и межкультурной стабилизации отношений на уровне личности, группы, социума, государства.

Для решения задач, изложенных в современных документах по образованию, предотвращения проблем в межэтнической и межкультурной сфере, для успешной социализации школьников в полиэтническом и поликультурном социуме в каждом общеобразовательном учреждении необходима организация поликультурной образовательной среды, которая будет способствовать освоению поликультурного опыта обучающихся, формированию у них готовности к межэтническому и межкультурному общению.

Каждый школьник, находясь в поликультурной образовательной среде, в ходе изучения родной культуры и культуры других народов осваивает важные социальные роли: гражданина и патриота России, представителя этноса, члена полиэтнического российского сообщества.

Поликультурная образовательная среда способствует актуализации поликультурного компонента содержания учебных предметов; организации межэтнического и межкультурного общения в ходе учебной, внеучебной деятельности; задействованию ресурсов дополнительного образования в реализации поликультурного компонента.

Становление личности детей и подростков в условиях поликультурной образовательной среды реализуется в содержании, которое обогащено культурными ценностями, опытом традиционного творчества различных этносов России и мира в процессе урочной и внеурочной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрение поликультурной образовательной среды как педагогического феномена позволит разработать учебно-методическое обеспечение для формирования личности обучающегося как представителя конкретного этноса, члена полиэтнического государства, гражданина России.

Ссылки на источники / References

1. Якунчев М. А., Горшенина С. Н. Этнокультурное образование в контексте различных научных подходов // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17). - С. 71-75.

2. Акматова Ч. А., Яшкова А. Н. Развитие толерантности обучающихся как социальной ценности // Учебный эксперимент в образовании. - 2022. - № 1(101). - С. 7-13.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

4. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - С. 38.

5. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики: учеб. для студ. пед. институтов. -М.: Просвещение, 1982. - С. 42.

6. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. - С. 42.

7. Попов В. А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010. - С. 24.

8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. завед. / под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. - С. 30.

9. История педагогики и образования. - С. 126.

10. История педагогики и образования. - С. 383.

11. История педагогики и образования. - С. 382.

12. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / пер. с польск. - М.: Политиздат, 1990. - С. 59.

13. Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - С. 362.

14. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. -С. 13-23.

15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 512 с.

16. Улановская И. М. Что такое образовательная среда школы? // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. -№ 1. - С. 3-6.

17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / науч. ред. В. П. Лебедева, В. И. Панов. - М.: ЦКФЛ РАО, 1997. - С. 46.

18. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. - 2000. -№ 4. - С. 80.

19. Дрозд К. В., Плаксина И. В. Проектирование образовательной среды: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 437 с.

20. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2000. - 157 с.

21. Крупина И. В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2001. - 314 с.

22. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 269 с.

23. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. - 1997. - № 7. - С. 177-185.

24. Karpushina L. P., Yakunchev M. A., Gorshenina S. N. Ethnocultural Approach Implementation in General Music Education as a Socialization Factor of Children and Adolescents = Реализация этнокультурного подхода в общем

музыкальном образовании как фактор социализации детей и подростков // Astra Salvensis. - 2018. - VI. -Р. 561-569.

25. Матис В. И. Современные модели школьного образования: школа глобальной ориентации: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 211 с.

26. Gaitanides St. Interkulturelles Lerner in einenmultikulturellen besseltschaft. Information sdienstz // Auslanderarbeit. - 1994. - 2. - P. 24-29.

27. Serikova L. A. et al. Formation of moral ideas among younger schoolchildren = Формирование нравственных представлений у младших школьников // Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research. - 2021. - № 11. - Issue 2, special XXIII. - Р. 114-117.

28. Neyasova I. A. et al. Mastering the social experience of younger schoolchildren in a provincial society = Освоение социального опыта младшими школьниками в условиях провинциального социума // Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research. - 2021. - № 11. - Issue 2, special XXIII. - Р. 189-192.

29. Zemlyachenko L. V. et al. Labour education of junior schoolchildren based on the folk pedagogy traditions = Трудовое воспитание младших школьников на основе традиций народной педагогики» // Ad Alta: Journal of interdisciplinary research. - 2021. - Vol. 10. - Issue 1, special issue XI. - URL: http://www.magnanimi-tas.cz/ADALTA/110223/papers/A_23.pdf

30. Мендибаева Н., Талканбаева А. Профилактика зависимого поведения детей с помощью народной педагогики (на примере развития девочек) // Учебный эксперимент в образовании. - 2021. - № 3(99). - С. 7-143.

31. Crantham T. G., Ford D. Y. Beyond self-concept and self-esteen: Racial identity and gifted African American Students // High School Journal. - 2003. - No. 1. - P. 19-26.

32. Taylor Ch. Multikulturalismus und die Politik der Anerkennung. - Frankfurt/M, 1993. - 165 P.

33. Erickson F. Culture in Society and in Educational Practices / F. Erickson // Multicultural education: Issues and Perspectives, 7th Edition / ed. by James A. Banks, Cherry A. Mcgee Banks. - Hoboken, N. J.: Wiley, 2010. - P. 52-58.

34. Belyaeva N. F. et al. Using Folk Pedagogy Teaching Potential in Patriotic and Ethnocultural Education of Pedagogical Institute Students = Использование потенциала преподавания народной педагогики в патриотическом и этнокультурном образовании студентов педагогического института // Modern Jornal of Language Teaching Methods. - 2018. - Vol. 8. - Issue 12. - December. - P. 369-376.

35. Gorshenina S. N., Yakunchev M. A. The results of the experimental research of ethno-cultural competence of the students of pedagogical higher education institution // Life Science Journal. - 2014. - 11(12). - P. 39-43.

36. Родина Н. М. Подготовка будущих воспитателей к работе в многокультурной образовательной среде // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13. - № 1(49). - С. 81-89.

37. Карпушина Л. П., Козлова Т. А. Организация поликультурной среды в учреждениях дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 174.

38. Горшенина С. Н. Этнокультурные ценности как основа смыслообразования личности // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2. - С. 13-16.

39. Баранов Н. И. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - С. 18.

40. Баранов Н. И. Педагогика. - С. 404.

41. Горшенина С. Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4. - С. 10-13.

42. Karpushina L. P. et al. Theoretical and Methodical Foundations of Supplementary Education for Children by Means of Art in the Multicultural Region = Теоретико-методические основы дополнительного образования детей средствами искусства в поликультурном регионе // International Journal of Applied Exercise Physiology. - 2020. - Vol. 9. - № 2. - Р. 134-141.

43. Горшенина С. Н., Шигаева С. С. Педагогическое сопровождение развития информационной культуры школьников в поликультурной образовательной среде // Российский научный журнал. - 2011. - № 23. - С. 179-185.

1. Yakunchev, M. A., & Gorshenina, S. N. (2014). "Etnokul'turnoe obrazovanie v kontekste razlichnyh nauchnyh pod-hodov" [Ethnocultural education in the context of various scientific approaches], Gumanitarnye nauki i obrazovanie, № 1 (17), pp. 71-75 (in Russian).

2. Akmatova, Ch. A., & Yashkova, A. N. (2022). "Razvitie tolerantnosti obuchayushchihsya kak social'noj cennosti" [Developing students' tolerance as a social value], Uchebnyj eksperiment v obrazovanii, № 1(101), pp. 7-13 (in Russian).

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Basic General Education]. Available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/55070507/ (in Russian).

4. Bueva, L. P. (1968). Social'naya sreda i soznanie lichnosti [Social environment and individual consciousness], Izd-vo MGU, Moscow, p. 38 (in Russian).

5. Konstantinov, N. A., Medynskij, E. N., Shabaeva, M. F. (1982). Istoriya pedagogiki [History of pedagogy]: ucheb. dlya stud. ped. institutov, Prosveshchenie, Moscow, p. 42 (in Russian).

6. Ibid., p. 42.

7. Popov, V. A. (2010). Istoriya pedagogiki i obrazovaniya [History of pedagogy and education]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. / pod red. V. A. Slastenina, Akademiya, Moscow, p. 24 (in Russian).

8. Piskunov, A. I. (ed.) (2001). Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom ob-shchestve do konca XX v. [History of pedagogy and education. From the origins of education in primitive society to the end of the 20th century]: ucheb. posobie dlya ped. ucheb. zaved., Sfera, Moscow, p. 30 (in Russian).

9. Ibid., p. 126.

10. Ibid., p. 383.

11. Ibid., p. 382.

12. Korchak, Ya. (1990). Kak lyubit' rebenka: kniga o vospitanii [How to love a child: a book about parenting] / per. s pol'sk, Politizdat, Moscow, p. 59 (in Russian).

13. Dzhurinskij, A. N. (1999). Istoriya pedagogiki [History of pedagogy]: ucheb. posobie dlya stud. pedvuzov, VLADOS, Moscow, p. 362 (in Russian).

14. Kovalev, G. A. (1993). "Psihicheskoe razvitie rebenka i zhiznennaya sreda" [Mental development of the child and living environment], Voprosy psihologii, № 1, pp. 13-23 (in Russian).

15. Petrovskij, A. V., & Yaroshevskij, M. G. (2002). Psihologiya [Psychology]: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved, Akademiya, Moscow, 512 p. (in Russian).

16. Ulanovskaya, I. M. (2002). "Chto takoe obrazovatel'naya sreda shkoly?" [What is the educational environment of the school?], Nachal'naya shkola: plyus-minus, № 1, pp. 3-6 (in Russian).

17. Yasvin, V. A. (1997). Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design], CKFL RAO, Moscow, p. 46 (in Russian).

18. Yasvin, V. A. (2000). "Psihologicheskoe modelirovanie obrazovatel'nyh sred" [Psychological modeling of educational environments], Psihologicheskijzhurnal, № 4, p. 80 (in Russian).

19. Drozd, K. V., & Plaksina, I. V. (2023). Proektirovanie obrazovatel'noj sredy [Design of educational environment]: ucheb. posobie dlya vuzov, 2-e izd., ispr. i dop., Izdatel'stvo Yurajt, Moscow, 437 p. (in Russian).

20. Belyaev, G. Yu. (2000). Pedagogicheskaya harakteristika obrazovatel'noj sredy v razlichnyh tipah obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Pedagogical characteristics of the educational environment in various types of educational institutions]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Moscow, 157 p. (in Russian).

21. Krupina, I. V. (2001). Obrazovatel'naya sreda sem'i i shkoly kak sredstvo vospitaniya i obucheniya [The educational environment of the family and school as a means of education and training]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.01, Moscow, 314 p. (in Russian).

22. Krylova, N. B. (2000). Kul'turologiya obrazovaniya [Cultural studies of education], Narodnoe obrazovanie, Moscow, 269 p. (in Russian).

23. Slobodchikov, V. I. (1997). "Obrazovatel'naya sreda: realizaciya celej obrazovaniya v prostranstve kul'tury" [Educational environment: implementation of educational goals in the cultural space], Novye cennosti obrazovaniya, № 7, pp. 177-185 (in Russian).

24. Karpushina, L. P., Yakunchev, M. A., & Gorshenina, S. N. (2018). "Ethnocultural Approach Implementation in General Music Education as a Socialization Factor of Children and Adolescents = Realizaciya etnokul'turnogo podhoda v obshchem muzykal'nom obrazovanii kak faktor socializacii detej i podrostkov", Astra Salvensis, VI, pp. 561-569 (in English).

25. Matis, V. I. (2023). Sovremennye modeli shkol'nogo obrazovaniya: shkola global'noj orientacii [Modern models of school education: a school of global orientation]: ucheb. posobie dlya vuzov, 2-e izd., dop, Izdatel'stvo Yurajt, Moscow, 211 p. (in Russian).

26. Gaitanides, St. (1994). "Interkulturelles Lerner in einenmultikulturellen besseltschaft. Information sdienstz" [Intercultural learners in a multicultural society. Information service], Auslanderarbeit, 2, pp. 24-29 (in German).

27. Serikova, L. A. et al. (2021). "Formation of moral ideas among younger schoolchildren = Formirovanie nravstvennyh predstavlenij u mladshih shkol'nikov", Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research, № 11, issue 2, special XXIII, pp. 114-117 (in English).

28. Neyasova, I. A. et al. (2021). "Mastering the social experience of younger schoolchildren in a provincial society = Osvoenie social'nogo opyta mladshimi shkol'nikami v usloviyah provincial'nogo sociuma", Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research, № 11, issue 2, special XXIII, pp. 189-192 (in English).

29. Zemlyachenko, L. V. et al. (2021). "Labour education of junior schoolchildren based on the folk pedagogy traditions = Trudovoe vospitanie mladshih shkol'nikov na osnove tradicij narodnoj pedagogiki", Ad Alta: Journal of interdisciplinary research, vol. 10, issue 1, special issue XI. Available at: http://www.magnanimi-tas.cz/ADALTA/110223/papers/A_23.pdf (in English).

30. Mendibaeva, N., & Talkanbaeva, A. (2021). "Profilaktika zavisimogo povedeniya detej s pomoshch'yu narodnoj pedagogiki (na primere razvitiya devochek)" [Prevention of addictive behavior in children using folk pedagogy (the case study of the development of girls)], Uchebnyj eksperiment v obrazovanii, № 3(99), pp. 7-143 (in Russian).

31. Crantham, T. G., & Ford, D. Y. (2003). "Beyond self-concept and self-esteen: Racial identity and gifted African American Students", High School Journal, No. 1, pp. 19-26 (in English).

32. Taylor, Ch. (1993). Multikulturalismus und die Politik der Anerkennung [Multiculturalism and the Politics of Recognition], Frankfurt/M, 165 p. (in German).

33. Erickson, F. (2010). Culture in Society and in Educational Practices/F. Erickson, Multicultural education: Issues and Perspectives, 7th Edition, Wiley, Hoboken, N. J., pp. 52-58 (in English).

34. Belyaeva, N. F. et al. (2018). "Using Folk Pedagogy Teaching Potential in Patriotic and Ethnocultural Education of Pedagogical Institute Students = Ispol'zovanie potenciala prepodavaniya narodnoj pedagogiki v patrioticheskom i etnokul'turnom obrazovanii studentov pedagogicheskogo instituta", Modern Jornal of Language Teaching Methods, vol. 8, issue 12, December, pp. 369-376 (in English).

35. Gorshenina, S. N., & Yakunchev, M. A. (2014). "The results of the experimental research of ethno-cultural competence of the students of pedagogical higher education institution", Life Science Journal, 11(12), pp. 39-43 (in English).

36. Rodina, N. M. (2022). "Podgotovka budushchih vospitatelej k rabote v mnogokul'turnoj obrazovatel'noj srede" [Preparing future educators to work in a multicultural educational environment], Gumanitarnye nauki i obra-zovanie, t. 13, № 1(49), pp. 81-89 (in Russian).

37. Karpushina, L. P., & Kozlova, T. A. (2019). "Organizaciya polikul'turnoj sredy v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya" [Organization of a multicultural environment in institutions of additional education], Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 65-4, p. 174 (in Russian).

38. Gorshenina, S. N. (2013). "Etnokul'turnye cennosti kak osnova smysloobrazovaniya lichnosti" [Ethnocultural values as the basis for personal meaning formation], Gumanitarnye nauki i obrazovanie, № 2, pp. 13-16 (in Russian).

39. Baranov, N. I. (1987). Pedagogika [Pedagogy]: ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov, Prosveshchenie, Moscow, p. 18 (in Russian).

40. Ibid., p. 404.

41. Gorshenina, S. N. (2011). "Tekhnologii realizacii etnokul'turnogo obrazovaniya shkol'nikov: sostoyanie problem" [Technologies for implementing ethnocultural education of schoolchildren: state of the problem], Gumanitarnye nauki i obrazovanie, № 4, pp. 10-13 (in Russian).

42. Karpushina, L. P. et al. (2020). "Theoretical and Methodical Foundations of Supplementary Education for Children by Means of Art in the Multicultural Region = Teoretiko-metodicheskie osnovy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej sredstvami iskusstva v polikul'turnom regione", International Journal of Applied Exercise Physiology, vol. 9, № 2, pp. 134-141 (in English).

43. Gorshenina, S. N., & Shigaeva, S. S. (2011). "Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya informacionnoj kul'tury shkol'nikov v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede" [Pedagogical support for the development of information culture of schoolchildren in multicultural educational environment], Rossijskij nauchnyj zhurnal, № 23, pp. 179-185 (in Russian).

Вклад авторов

Л. П. Карпушина - планирование исследования, определение методологии исследования, анализ теоретических основ проблемы, описание результатов исследования.

В. А. Варданян - сбор и систематизация исследований по заявленной теме, подготовка обзора зарубежных источников и их оформление.

Т. А. Козлова - сбор и систематизация исследований по заявленной теме, подготовка обзора отечественных источников и их оформление.

Contribution of the authors

L.P. Karpushina - research planning, selection of research methodology, analysis of the theoretical foundations of the problem, description of the research results.

V. A. Vardanyan - collection and systematization of research works on the stated topic, reviewing and drawing up of foreign sources.

T. A. Kozlova - collection and systematization of research works on the stated topic, reviewing and drawing up of domestic sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.