Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/35PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 09.11.2018; опубликована 28.12.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Корякина А.А. Роль поликультурного образовательного пространства в формировании толерантности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Koriakina A.A. (2018). The role of multicultural educational space in the formation of tolerance. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.01
Корякина Анжелина Анатольевна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия
Доцент-исследователь ИЗФиР Кандидат философских наук, доцент E-mail: [email protected]
Роль поликультурного образовательного пространства в формировании толерантности
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования толерантности в условиях поликультурного образовательного пространства - полиэтнической образовательной среды.
Показано, что в современном обществе и образовании нарушены толерантные отношения между отдельными этносами, в то время как именно толерантность выступает в качестве необходимого условия успешного развития поликультурного общества.
Выявлено, что ответом на вызовы современности является такой феномен, как поликультурное образовательное пространство.
Поликультурное образовательное пространство представлено автором, как многонациональная полиэтническая образовательная среда, в которой развиваются взаимоотношения между студентом и образовательными институтами.
В свою очередь, полиэтническая образовательная среда представлена, как часть образовательной среды, представляющую собой совокупность факторов, влияющих на формирование толерантной личности, готовой к позитивному межкультурному взаимодействию, стремящейся к пониманию других этнокультур и умеющей жить в согласии с представителями иных национальностей. Она же выступает условием реализации поликультурного образования, формируя этнотолерантность.
Таким образом, проблема поликультурного образовательного пространства рассмотрена как явление, отражающее особенности нового понимания образования, его структуры и тех инновационных процессов, которые формируют толерантность в качестве одного из жизненных приоритетов.
Ключевые слова: толерантность; этнотолерантность; этнос; поликультурное образовательное пространство; полиэтническая образовательная среда
https://mir-nauki.com
Одной из основных задач модернизации российского образования на сегодняшний момент является формирование жизненных приоритетов и развитие позитивных духовных качеств личности, способствующих развитию и гармонизации межкультурных и межэтнических отношений.
Известно, что сегодняшнее состояние российского общества можно описать как временами неустойчивое и нестабильное. В этой нестабильности нарушаются толерантные отношения между отдельными этносами, в то время как именно толерантность выступает необходимым условием успешного развития поликультурного общества.
Явления глобализации, миграции, расширяющиеся межкультурные связи неизбежно приводят к возникновению новых политических, образовательных и социально-культурных проблем, обусловливая интолерантные отношения представителей отдельных этнических групп к представителям других этносов и к особенностям их культур.
Проявления интолерантности в образовании обусловлены не только особенностями нестабильного состояния современного социума, но и спецификой субъектов образовательного процесса в вузе. Она проявляется в разновозрастном составе студенчества, в том, что студенты выступают представителями различных этнокультур, регионов и стран (благодаря увеличивающемуся потоку академической мобильности) и представляют различные мировоззренческие позиции, политические убеждения и идеологические воззрения.
Препятствием на пути формирования толерантности также могут стоять националистические стереотипы и предубеждения - этноцентристская интолерантность. Она может проявлять себя в различном диапазоне - от грубости и неуважения в бытовых условиях и повседневном поведении до агрессивности, насилия и дискриминации. В основе таковой интолерантности лежит воинственный этноцентризм, не приемлющий и осуждающий иные культурные ценности, вызывающий негативную реакцию к представителям определенных этносов, навязывающий неверные суждения о других этнокультурных группах и т. п.
Для преодоления негативных последствий интолерантности необходимо обновление структуры и содержания образования как решающих условий формирования у студентов системы современных социально значимых ценностей и толерантных установок. Толерантность в процессе социализации индивида должна стать естественной нормой, определяющей стиль его мышления и поведения.
Таким образом, перед современным образованием стоят сложные задачи подготовки студентов к жизни в условиях поликультурного многонационального пространства, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных культур и национальностей. Развитие глобального мировоззрения и интеграция в мировое сообщество требуют учета как своих национальных, так и инокультурных традиций в обучении. Ответом на вызовы современности является такой феномен, как поликультурное образовательное пространство.
Гукаленко, оперируя понятием «поликультурное образовательное пространство», определяет его как пространство, «содействующее формированию и развитию у молодого поколения объективного представления о многообразии мировых культур и культур России, их взаимовлиянии, воспитанию толерантного взаимодействия с представителями других культур» [1]. При этом исследователь подчеркивает, что поликультурное образовательное пространство различных регионов может иметь свои характерные черты и конструировать отличающиеся друг от друга региональные системы поликультурного образования, а также отражать специфику этнического многообразия.
В контексте этого определения поликультурное образовательное пространство можно представить, как многонациональную полиэтническую образовательную среду.
Следует отметить, что образовательное пространство можно представить, как многоуровневую структуру, в которой выделяются: удовлетворенность потребности в комфорте, самоутверждении, психологической безопасности, самореализации и т. д. -личностный уровень; удовлетворенность потребностей человека как члена группы (потребность в признании, уважении, гармоничных взаимоотношениях и т. д.) - уровень микросреды (семья, ближайшее окружение, коллектив); удовлетворенность потребностей человека как представителя общества (потребность в социальной защищенности, безопасности, материальном благосостоянии и т. д.) - уровень макросреды (общество).
Вышеуказанные уровни имеют непосредственное отношение к возможности построения толерантной среды. К интолерантному поведению приводит нарушение хотя бы одного из них. Вектор на формирование толерантной личности в условиях толерантной среды дает основание рассматривать понятие «поликультурное образовательное пространство» как отражение единства системы образования и социокультурной, духовной жизни общества в преодолении вызовов современного поликультурного общества.
В свою очередь, полиэтническую образовательную среду можно представить, как часть образовательной среды, представляющую собой совокупность факторов, влияющих на формирование толерантной личности, стремящейся к пониманию других этнокультур, готовой к позитивному межкультурному взаимодействию и умеющей жить в согласии с представителями иных национальностей.
Таким образом, в качестве специфических можно выделить следующие функции полиэтнической образовательной среды:
• этнокультурно-просветительская функция, предполагающая знакомство не только со своей традиционной национальной культурой, но и с культурами других народов мира;
• ценностно-ориентационная функция, заключающаяся в формировании системы ценностных толерантных ориентаций и отношений в процессе межэтнического взаимодействия;
• социально-адаптационная функция, заключающаяся в эффективной адаптации студентов к условиям жизни в современном полиэтническом обществе.
Так воспитывается личность, обладающая толерантностью, то есть «терпимостью», характеризующейся как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям верованиям» [2, с. 223].
Воспитание толерантности в многонациональной среде играет большую роль, являясь условием выживания поликультурных сообществ. Она являет собой средство, с помощью которого возможно успешное осуществление консолидации поликультурных социумов. Ведь «поликультурное образование в России, с одной стороны, способствует формированию культурного самосознания и этнической идентификации студентов, а с другой стороны, предупреждает их этнокультурную оторванность от представителей иных народов» [3].
Большое внимание к проблеме толерантности объясняется ее ключевой ролью в решении проблем вышеуказанных сообществ. Толерантность является центральным компонентом поликультурализма и отражает его основные идеи, раскрывая общечеловеческое через особые отличия людей [4, 5].
Согласно А.П. Садохину, толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное поведение и выражение своих взглядов при одновременном благожелательном отношении к поведению, мнениям и культуре других людей [6].
Толерантность - это не пассивное принятие, а активный поиск точек соприкосновения с непонятным, неясным, чужим. Толерантность не следует трактовать как неестественное подчинение мнениям, взглядам, убеждениям других, это скорее активная нравственная позиция для позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, иной национальной и конфессиональной среды [7].
То есть, толерантность в рамках межкультурной коммуникации наиболее продуктивна там, где есть стремление к ней. Можно сказать, что толерантность - это вне этническая осознанность представителей разных этнических групп. Она развивается там, где этнический социум не замкнут на внутренних стереотипах и на своих локальных ценностных ориентирах, а открыт принципам мирового общежития.
Таким образом, толерантность связана с определенным развитием ценностных принципов индивида. По мнению исследователей, «толерантность характеризуется как «уважение - понимание - принятие», как способность и готовность вести себя в соответствии с ценностями культуры мира, как стремление к согласию и плюрализму» [8].
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что толерантность - это готовность взаимодействовать с другими такими, какие они есть. Как установка толерантность не навязывается, а приобретается через личный жизненный опыт, воспитание и информацию. Она имеет характер индивидуального, добровольного выбора. Как действие, толерантность - это активная позиция намеренного невмешательства и самоограничения. Это добровольное согласие на взаимное принятие разных и противостоящих субъектов.
При рассмотрении толерантности как продукта поликультурного образовательного пространства интерес вызывает прежде всего этническая толерантность.
Толерантность в сфере межнационального, межкультурного общения - это признание ценности культурной и этнической разности, ценности «другого». Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие.
В литературе, посвящённой проблемам этнической толерантности, данный феномен рассматривается как сложное образование личности, которое проявляется в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Она называется важнейшей ценностью межэтнических отношений в условиях роста многонациональности и поликультурности сообществ [9].
Таким образом, этническая толерантность «может рассматриваться как социальнопсихологическая характеристика, предполагающая уважительное отношение к «чужим» традициям и культуре, стремлению к мирному сосуществованию и взаимодействию различных этнических групп» [10].
Формирование этнотолерантности - сложный и длительный процесс, начинающийся в детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс проходит под воздействием множества условий и факторов, и решающим среди них является образование. Именно оно является главным общественным институтом, созданным для социализации личности и передачи поколениям накопленных знаний, основных ценностей и опыта.
Можно выделить некоторые признаки этнотолерантности:
• отсутствие негативных стереотипов (нет плохих народов, а есть плохие люди);
• отсутствие дискриминации (отношение взаимодействующих друг к другу деликатно);
• уважение к взаимодействующим языкам;
• позитивное отношение к национальной культуре (четкая мотивация и стремление к изучению своей и других национальных культур);
• отсутствие любого вида подавления и насилия.
Сформулируем условия формирования эффективной этнотолерантности:
• полиэтническая образовательная среда;
• признание равноправия взаимодействующих субъектов;
• развитие в студентах гордости за свою этническую культуру;
• развитие принятия и уважения этнических форм и отличий.
Процесс формирования этнотолерантности должен включать в себя несколько этапов.
Первый этап - мотивационный, создающий позитивный эмоциональный настрой на такие общечеловеческие ценности, как терпимость к обычаям и традициям разных народов, к их вероисповеданию и т. д.
Второй этап - познавательный, целью которого является ознакомление студентов с мировыми общечеловеческими ценностями, с реальными этническими проблемами в обществе и поиск путей их решения, а также развитие способности ценить исторический опыт, экономические, культурные, социальные и другие связи российских этносов.
Третий этап - итоговый, целью которого является обобщение полученных данных и координация дальнейших действий. Основным средством на этом этапе выступает тестирование. Полученные результаты помогут распланировать дальнейшую работу по формированию этнотолерантности.
Таким образом, проблему поликультурного образовательного пространства можно рассмотреть как явление, отражающее особенности нового понимания образования, его структуры и тех инновационных процессов, которые формируют толерантность в качестве одного из жизненных приоритетов личности. Поликультурное образовательное пространство можно представить, как многонациональную полиэтническую образовательную среду, в которой развиваются взаимоотношения между студентом и образовательными институтами. Полиэтническая образовательная среда является частью образовательной среды в целом и выступает условием реализации поликультурного образования, формируя этнотолерантность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гукаленко, О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда обеспечения социально-педагогической безопасности молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27331.
2. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
3. Корякина А.А. Языковое поликультурное образование в этно-региональном контексте. Интернет-журнал «Мир науки». 2017. № 5(1). http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN117.pdf.
4. Кудрина Е.Л. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект. Кемерово: КГУ, 2013.
5. Медушевский Н.А. Культура толерантности и ее социальная интерпретация // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 4. 168-181.
6. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие. М., 2014.
7. Цораев З. Толерантность как системообразующая ценность бытия современного поликультурного общества. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 2. https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost -kak-sistemoobrazuyuschaya-tsennost-bytiya-sovremennogo-polikulturnogo-obschestva.
8. Почебут Л.Г., Безносов Д.С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. № 8(3), 8-19.
9. Артемьева, В.А. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 11, 851-855. http://e-koncept.ru/2016/86184.html.
10. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. М.: Флинта: Наука, 2014.
Koriakina Anzhelina Anatol'evna
M.K. Ammosov north-eastern federal university, Yakutsk, Russia
E-mail: [email protected]
The role of multicultural educational space in the formation of tolerance
Abstract. The article is devoted to the formation of tolerance in a multicultural educational environment - a multi-ethnic educational environment.
It is shown that in modern society and education, tolerant relations between individual ethnic groups are violated, while it is tolerance that acts as a necessary condition for the successful development of a multicultural society.
It is revealed that the answer to the challenges of modernity is such a phenomenon as a multicultural educational space.
The multicultural educational space is presented by the author as a multinational multi-ethnic educational environment in which the relationship between the student and educational institutions develops. In turn, the multi-ethnic educational environment is presented as a part of the educational environment, representing a combination of factors influencing the formation of a tolerant person, ready for positive intercultural interaction, striving to understand other ethnic cultures and able to live in harmony with other nationalities. It also serves as a condition for the implementation of multicultural education, forming ethnic tolerance.
Thus, the problem of multicultural educational space is considered as a phenomenon that reflects the peculiarities of a new understanding of education, its structure and those innovative processes that form tolerance as one of life priorities.
Keywords: tolerance; ethno-tolerance; ethnos; multicultural educational space; multi-ethnic educational environment