Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Комарова Эмилия Павловна, Фетисов Александр Сергеевич

Научно-техническая революция XIX в. обусловила радикальные изменения, постоянно происходящие в повседневной жизни каждого человека, что непосредственно связано с новыми научными открытиями и техническими инновациями, существенно преобразившими картину мира человека XX и XXI столетий. Научные изменения и открытия существенно влияют на современное социокультурное пространство, расширяют спектр возможностей для обеспечения эффективного межкультурного взаимодействия представителей различных этносов, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, поиска новых механизмов и технологий его реализации, актуализируют появление новых профессий и компетенций. Особая роль в подготовке будущих педагогов в поликультурном регионе отводится языку и культуре не только как уникальной форме выражения взглядов на мир представителей разных этносов, но и эффективному средству расширения межэтнических контактов, мироустройства. Определены теоретико-методологические основания культурологического и этнокультурного подходов к подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе, изучение родного языка и культуры своего народа и других этносов. Проанализированы и обоснованы культурологический и этнокультурный подходы в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе; выявлены знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов, проживающих в поликультурном регионе; определены уровни понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов, проживающих в поликультурном регионе. Использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и синтез научных категорий, систематизация научных данных, обобщение педагогического опыта; эмпирические: количественный и качественный анализ данных проведенного опроса среди обучающихся первых курсов; диагностические: опрос, методы математической статистики. Выявление особенностей этнокультурного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе; знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов; уровня понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов необходимы для эффективной организации межкультурного взаимодействия в поликультурном регионе, повышения эффективности подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Комарова Эмилия Павловна, Фетисов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE MULTICULTURAL REGION: CULTURAL AND ETHNOCULTURAL APPROACHES

The scientific and technical revolution of the 20th century caused radical changes that are constantly taking place in the daily life of each person, which is directly related to new scientific discoveries and technical innovations that have significantly transformed the picture of the human world of the 20th and 21stcenturies. Scientific changes and discoveries dramatically affect the modern socio-cultural space, expand the range of opportunities to ensure effective intercultural interaction between representatives of various ethnic groups living in the territory of one subject of the Russian Federation, search for new mechanisms and technologies for its implementation, and update the emergence of new professions and competencies. A special role in the training of future teachers in the multicultural region is given to language and culture, not only as a unique form of expressing views on the world of representatives of different ethnic groups, but also an effective means of expanding interethnic contacts and world order.The purpose of the study is to determine the theoretical and methodological foundations of cultural and ethnocultural approaches to the future teachers training or professional activities in the multicultural region, the study of the native language and culture of their people and other ethnic groups. Objectives of the study are analysis and justification of cultural and ethnocultural approaches in the future teachers training for professional activities in the multicultural region; identification of future teachers'knowledge of traditions, history, culture, ethnocultural characteristics of their own and other ethnic groups living in the multicultural region; determining the level of understanding by future teachers of the essence of the phenomenon of culture of interethnic communication, generally accepted norms and rules of communication when interacting with representatives of other ethnic groups living in the multicultural region. Research methods are: theoretical: analysis and synthesis of scientific categories, systematization of scientific data, generalization of pedagogical experience; empirical: quantitative and qualitative analysis of survey data among first-year students; diagnostic: polling, methods of mathematical statistics. Identification of the peculiarities of the ethnocultural approach in the future teachers training for the professional activities in the multicultural region; future teachers'knowledge of traditions, history, culture, ethnocultural characteristics of their own and other ethnic groups; the level of understanding by future teachers of the essence of the phenomenon of culture of interethnic communication, generally accepted norms and rules of communication when interacting with representatives of other ethnic groups is necessary for the effective organization of intercultural interaction in the multicultural region, to increase the effectiveness of future teachers training for the professional activities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ»

Научная статья

УДК 378.13:035.6(47)

doi: 10.17223/19996195/60/8

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ

Наталья Владимировна Горбунова1, Эмилия Павловна Комарова2, Александр Сергеевич Фетисов3

1 Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Ялта, Россия 2'3 Воронежский государственный технический университет, Воронеж, Россия 1 natalya-gor2008@yandex.ru 2 vivtkmk@mail.ru 3 asfet-2011@mail.ru

Аннотация. Научно-техническая революция XIX в. обусловила радикальные изменения, постоянно происходящие в повседневной жизни каждого человека, что непосредственно связано с новыми научными открытиями и техническими инновациями, существенно преобразившими картину мира человека XX и XXI столетий. Научные изменения и открытия существенно влияют на современное социокультурное пространство, расширяют спектр возможностей для обеспечения эффективного межкультурного взаимодействия представителей различных этносов, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, поиска новых механизмов и технологий его реализации, актуализируют появление новых профессий и компетенций. Особая роль в подготовке будущих педагогов в поликультурном регионе отводится языку и культуре не только как уникальной форме выражения взглядов на мир представителей разных этносов, но и эффективному средству расширения межэтнических контактов, мироустройства.

Определены теоретико-методологические основания культурологического и этнокультурного подходов к подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе, изучение родного языка и культуры своего народа и других этносов. Проанализированы и обоснованы культурологический и этнокультурный подходы в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе; выявлены знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов, проживающих в поликультурном регионе; определены уровни понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов, проживающих в поликультурном регионе.

Использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и синтез научных категорий, систематизация научных данных, обобщение педагогического опыта; эмпирические: количественный и качественный анализ данных проведенного опроса среди обучающихся первых курсов; диагностические: опрос, методы математической статистики. Выявление особенностей этнокультурного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятель© Н.В. Горбунова, Э.П. Комарова, А.С. Фетисов, 2022

ности в поликультурном регионе; знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов; уровня понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов необходимы для эффективной организации межкультурного взаимодействия в поликультурном регионе, повышения эффективности подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: культура, язык, поликультурный регион, подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности, культурологический подход, этнокультурный подход

Для цитирования: Горбунова Н.В., Комарова Э.П., Фетисов А.С. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе: культурологический и этнокультурный подходы // Язык и культура. 2022. № 60. С. 140-155. doi: 10.17223/19996195/60/8

Original article

doi: 10.17223/19996195/60/8

FUTURE TEACHERS TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE MULTICULTURAL REGION: CULTURAL AND ETHNOCULTURAL APPROACHES

Natalya V. Gorbunova1, Emilia P. Komarova2, Alexander S. Fetisov3

1 Humanities and Education Science (branch) Academy of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, Yalta, Russia 2'3 Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia 1 natalya-gor2008@yandex.ru 2 vivtkmk@mail.ru 3 asfet-2011@mail.ru

Abstract. The scientific and technical revolution of the 20th century caused radical changes that are constantly taking place in the daily life of each person, which is directly related to new scientific discoveries and technical innovations that have significantly transformed the picture of the human world of the 20th and 21stcenturies. Scientific changes and discoveries dramatically affect the modern socio-cultural space, expand the range of opportunities to ensure effective intercultural interaction between representatives of various ethnic groups living in the territory of one subject of the Russian Federation, search for new mechanisms and technologies for its implementation, and update the emergence of new professions and competencies. A special role in the training of future teachers in the multicultural region is given to language and culture, not only as a unique form of expressing views on the world of representatives of different ethnic groups, but also an effective means of expanding interethnic contacts and world order. The purpose of the study is to determine the theoretical and methodological foundations of cultural and ethnocultural approaches to the future teachers training or professional activities in the multicultural region, the study of the native language and culture of their people and other ethnic groups. Objectives of the study are analysis and justification of cultural and ethnocultural approaches in the future teachers training for professional activities in the multicultural region; identification of future teachers'knowledge of traditions, history,

culture, ethnocultural characteristics of their own and other ethnic groups living in the multicultural region; determining the level of understanding by future teachers of the essence of the phenomenon of culture of interethnic communication, generally accepted norms and rules of communication when interacting with representatives of other ethnic groups living in the multicultural region.

Research methods are: theoretical: analysis and synthesis of scientific categories, systematization of scientific data, generalization of pedagogical experience; empirical: quantitative and qualitative analysis of survey data among first-year students; diagnostic: polling, methods of mathematical statistics. Identification of the peculiarities of the ethnocultural approach in the future teachers training for the professional activities in the multicultural region; future teachers'knowledge of traditions, history, culture, ethnocultural characteristics of their own and other ethnic groups; the level of understanding by future teachers of the essence of the phenomenon of culture of interethnic communication, generally accepted norms and rules of communication when interacting with representatives of other ethnic groups is necessary for the effective organization of intercultural interaction in the multicultural region, to increase the effectiveness of future teachers training for the professional activities.

Keywords: culture, language, multicultural region, future teachers training for professional activities, cultural approach, ethnocultural approach

For citation: Gorbunova N.V., Komarova E.P., Fetisov A.S. Future teachers training for professional activities in the multicultural region: cultural and ethnocultural approaches. Language and Culture, 2022, 60, рр. 140-155. doi: 10.17223/19996195/60/8

Введение

Научно-техническая революция XIX в. обусловила радикальные изменения, постоянно происходящие в повседневной жизни каждого человека, что непосредственно связано с новыми научными открытиями и техническими инновациями, существенно преобразившими картину мира человека XX и XXI столетий. Научные изменения и открытия существенно влияют на современное социокультурное пространство, расширяют спектр возможностей для обеспечения эффективного межкультурного взаимодействия представителей разных этносов, поиска новых механизмов и технологий его реализации. В Российской Федерации много уникальных поликультурных регионов, объединивших множество самобытных этносов.

Особая роль в подготовке будущих педагогов в поликультурном регионе отводится культуре и языку, как эффективному средству расширения межэтнических контактов, мироустройства. Для достижения этих целей необходимо глубокое понимание особенностей менталитета, системы моральных ценностей представителей разных этносов, проживающих на территории поликультурного региона. Существование на одной территории и межкультурное взаимодействие способствуют обогащению человеческого интеллекта и поведения, уважению культурных традиций, формированию общечеловеческого образа мира [1]. Базовые нацио-

нальные ценности определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включают «любовь к России, своему народу, своей малой родине, служение Отечеству; красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество» [2]. Необходимость формирования культу-роведческой и этнокультурной компетенций, нашедшая отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), актуализировала изучение языка, истории, культуры народов поликультурного региона, в котором язык выступает одновременно и средством передачи социального опыта, и средством хранения традиций культуры и истории. В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации подчеркивается ведущая роль русского языка в процессе формирования личности, гражданина, в приобщении к отечественной культуре, в сохранении национальных традиций, «русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны» [3. С. 1].

Основные задачи проведенного исследования заключались в следующем:

- анализ и обоснование этнокультурного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе;

- выявление знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона;

- определение уровня понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов поликультурного региона.

Методология исследования

Социокультурные, социально-экономические процессы и преобразования, происходящие в современном обществе, актуализируют необходимость поиска методологических оснований различных педагогических явлений, феноменов. Обобщенной методологической основой психолого-педагогических, социологических проблем является культурологический подход в контексте общефилософского понимания культуры, в новом более широком понимании, связанном не только с культурными аспектами, но и с лежащей в основе профессиональной педагогической деятельностью. Именно такое трактование культурологического подхода обеспечивает понимание психолого-педагогических яв-

лений с учетом социально-культурных, социально-экономических процессов в ретроспективе. Кроме того, содержательный аспект образования базируется на культурных доминантах прошлого, выступая отражением культуры определенной эпохи.

Культурологический подход - методологическая позиция, прояв-ляющаюся в единстве аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры, в рамках которой человек одновременно выступает и субъектом, и главным действующим лицом, созидателем культуры. В современной трактовке можно выделить три аспекта культуры: совокупность духовных и материальных ценностей, способ деятельности человека, процесс творческой самореализации личности. Сущность культуры составляет совокупность духовных и материальных ценностей человечества (А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, ИИ. Громов, В. А. Малахов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе) [4]. При таком понимании сущности культуры человек одновременно является и объектом культурных воздействий, и субъектом, созидателем ценностей, действующим в рамках общечеловеческих ценностей.

Принципами культурологического подхода выступают:

- принцип культуросообразности, определяющий отношение между воспитанием и культурой как средой, развитие личности как части культуры (А. Дистервег, П. Флоренский) [5]; «способность образовательного процесса отражать и выражать общечеловеческие и национальные ценности в их взаимосвязи» [6. С. 75]. В образовании культу-росообразность способствует глубокому пониманию многообразия культур разных этносов, культурной идентификации, развитию культуры личности;

- принцип продуктивности, раскрывающий созидающий деятель-ностный характер, стимулирующий активность человека во всех сферах жизнедеятельности, ориентированный на создание нового продукта;

- принцип мультикультурности, отражающий доминирующую ориентацию на разнообразие и многообразие культуры, культурных ценностей, обеспечивающий взаимодействия всех типов культур, диалог и полилог культур [6. С. 86-87]; способствующий сохранению и приумножению культурных ценностей, культурной идентичности и пониманию культурных различий;

- принцип единства и гармонизации рационального и эмоционального факторов, обеспечивающий эмоционально-ценностное постижение широкого пласта культуры, личностного смысла для себя всех культурных процессов и явлений.

На выработанных человечеством ценностях национальных культур базируется этнокультурный подход, обеспечивающий освоение различных пластов культуры этнических и общественных групп и мира в целом; приобщение к системе общечеловеческих ценностей, мораль-

ных устоев и общественных норм. Реализация этнокультурного подхода позволит сохранить и ретранслировать русскую культуру и культуру родного народа, культуру народов России в контексте общемировой культуры.

Принципами этнокультурного подхода выступают:

- принцип культуротворчества (Е.В. Бондаревская, А.Я. Дани-люк) [7], направленный на созидание новых и постижение уже существующих культурных ценностей, инкультурацию; метапринцип, который, с одной стороны, адекватен особенностям и требованиям современной культуры, а с другой стороны, обеспечивает возможность социальной реконструкции с целью организации новых культурных форм (Н.Б. Крылова) [6. С. 76];

- принцип народности, предполагающий освоение ценностей национальной культуры, истории, традиций, приобщения к культурно-историческим корням; развитие чувства принадлежности к определенной нации, формирование знаний о духовных ценностях своего народа;

- принцип диалога культур, предполагающий необходимость учета традиций национального воспитания, поликультурного состава ученических и трудовых коллективов (В.С. Библер, А.Б. Панькин) [8]. Взаимодействие с другими культурами обеспечивает глубокое осознание культуры своего народа и вместе с тем способствует глубокому пониманию культур других этносов поликультурного региона;

- принцип толерантности (Г.С. Абибулаев, Л.П. Ильченко), формирование уважения к различным этническим культурам и народам, принятие общечеловеческих ценностей, готовность к диалогу и сотрудничеству культур, народов, конфессий.

Исследование

Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе невозможна без осознания огромной роли языка и культуры. Освоение будущими педагогами культурных ценностей обусловило потребность в формировании педагогической культуры. Следует отметить взаимосвязь и историческую взаимообусловленность категорий «культура» и «деятельность», которые развиваются параллельно.

В последние годы существенно изменился портрет современного педагога. Для этого существует ряд предпосылок и противоречий:

- в связи с быстрой сменой информационного поля, устареванием информации в эпоху цифровизации молодой специалист при выпуске из вуза оказывается недостаточно готов к работе, поскольку те знания и умения, которые он осваивал на протяжении четырех-пяти лет в вузе, существенно устарели, технологии значительно продвинулись вперед;

- работодателей не всегда устраивает тот специалист, которого они получают при «выходе» из вуза;

- в эпоху интенсивного развития цифровых технологий современной школе необходим педагог, умеющий общаться с «цифровым» ребенком, обладающий рядом широких компетенций.

Так, в Профессиональном стандарте «Педагог» представлен широкий спектр умений, которыми должен оперировать педагог: «... объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; использовать и апробировать специальные подходы к обучению с целью включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании (обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); владеть ИКТ-компетентностями (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компе-тентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность), отражающими профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона» [9].

Как социально-культурное явление профессия имеет сложную структуру, включающую: предмет, средства, результат, цели, ценности, нормы, методы и методики.

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями от 23 августа 2016 г. подчеркивается необходимость формирования общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира [9]. Социально-экономические и технологические изменения, происходящие в обществе, обусловили изменение сущности и роли педагогической профессии.

А.П. Тряпицына подчеркивает, что профессиональная подготовка будущих педагогов рассматривается как процесс, детерминированный требованиями к ее результатам; становление субъектного опыта профессионально-педагогической деятельности [10].

Реализация культурологического подхода непосредственно связана с профессиональной деятельностью педагога, его педагогической культурой. Термин «педагогическая культура» введен В.А. Сухомлин-ским в работе «Сердце отдаю детям». В.А. Сухомлинский основой педагогической культуры считал воспитание чувств учителя, подчеркивал важность эмоциональной культуры [11]. Различные аспекты проблемы формирования педагогической культуры находят отражение в трудах А.А. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевич [12-14].

И.Ф. Исаев выделяет три группы противоречий формирования педагогической культуры:

- социокультурные, направленные на преодоление кризиса педагогической культуры, причины которого связаны с недооценкой роли педагогического образования, ценности педагогической профессии; разрешение противоречия между общекультурными традициями и их недостаточным учетом в профессиональной деятельности;

- общепедагогические: между многообразием ценностей педагогической культуры и степенью их освоения;

- личностно-творческие: между опытом отдельных педагогов, образовательных организацией и несистематизированностью данного опыта [15].

Согласно «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», образование направлено на обеспечение «гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [16. С. 4].

Требования к этнокультурной подготовке студентов педагогических вузов определяются ФГОС высшего образования «Педагогическое образование». Программой бакалавриата установлены следующие универсальные компетенции:

- коммуникация - УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);

- межкультурное взаимодействие - УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах [17].

Как справедливо подчеркивает в своей докторской диссертации С.Н. Федорова, в условиях поликультурной среды выдвигаются новые требования к подготовке подрастающего поколения к жизни, обусловливается необходимость изучения культурного наследия народов. Анализ реальной образовательной практики позволяет прийти к выводу, что в своей практической деятельности во время прохождения разных видов педагогической практики будущие педагоги недостаточно ис-

пользуют богатый педагогический потенциал этнокультурологической составляющей [18].

Реализация культурологического и этнокультурного подходов в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе осуществляется в ходе изучения таких дисциплин учебного плана, как «Педагогика», «Психология», «Философия образования», «Культурология», «Этнография», «Этнокультуро-логия», курсов по выбору этнокультурной тематики; во время прохождения педагогических практик.

В компетентностной модели будущего учителя, представленной Э. Н. Никитиным, особая роль отводится общим этнокультурно-педагогическим компетенциям, включающим: осознание ценности Отечества; понимание феномена этнической культуры; принятие духовных и этнокультурных ценностей народов региона, страны, мира в ходе диалога и полилога; способность к межэтническому, межкультурному общению, коммуникации (Л.П. Карпушина) [19].

Особый смысл реализации культурологического и этнокультурного подходов в поликультурном регионе связан с тем, что именно регионы должны сохранять и развивать этносы, возрождать этническую культуру. Как отмечает Н.В. Чекалева, социокультурная обусловленность образования базируется на трех позициях: готовность к изменениям; многообразие культур, конфессий, взглядов; цифровизация общества и виртуальность мира [20].

В условиях поликультурного региона профессиональная деятельность педагога приобретает особый смысл и имеет свою специфику. А.В. Мудрик рассматривает понятие «регион» как «часть страны, представляющую собой целостную социально-экономическую систему, обладающую общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием» [21. С. 55].

Для работы в поликультурном регионе нужен педагог с высоким уровнем этнокультурной и этнопедагогической компетентности, готовности к межкультуному взаимодействию. Для работы с контингентом обучающихся - представителей разных этнических групп педагогу необходимо:

- глубокое знание истории и культуры, национально-культурных традиций, фольклора, этнокультурных ценностей своего народа и народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации - поликультурного региона;

- умение сотрудничества и межкультурного взаимодействия с детьми разных национальностей.

В поликультурном регионе происходит взаимодействие разных национальных культур. Это обусловливает важность в профессиональ-

но-педагогической деятельности учета особенностей полиэтнического региона; знания истории, народного искусства, традиционной культуры [22].

Реализация в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе культурологического и этнокультурного подходов повышает общекультурный уровень обучающихся, эффективность межэтнического взаимодействия.

Результаты

В соответствии с обозначенными задачами исследования проведена диагностика с целью выявления знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона; сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов поликультурного региона.

Экспериментальную базу исследования составили обучающиеся первого курса Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте. В диагностическом исследовании с целью выявления знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона; сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов поликультурного региона принимали участие обучающиеся направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование и логопедия» (20 человек), профиль подготовки «История» (19 человек), профиль подготовки «Математика» (23 человека), профиль подготовки «Музыка» (15 человек) кафедр педагогики и педагогического мастерства, истории и философии, математики и информатики, музыкальной педагогики и исполнительства. Обучающиеся были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Компонентный состав групп и общие условия были идентичными.

Для диагностики уровня знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов поликультурного региона обучающимся предлагали методику «Традиции народов региона». Статистическая обработка данных проводилась с помощью критерия Пирсона.

Результаты диагностики знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона по методике «Традиции народов региона» представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Результаты диагностики по методике «Традиции народов региона», %

Уровень ЭГ КГ

Высокий 7,8 7,4

Средний 61,5 61,7

Низкий 30,7 30,9

Анализ результатов позволил выявить уровни знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона. Так, высокий уровень зафиксирован у 7,8% будущих педагогов экспериментальной (ЭГ) и 7,4% респондентов контрольной групп (КГ); средний уровень выявлен у 61,5% обучающихся экспериментальной и 61,7% будущих педагогов контрольной групп; низкий уровень продемонстрировали 30,7% будущих педагогов экспериментальной и 30,9% респондентов контрольной групп.

Анализ диагностических данных, приведенных в табл. 1, позволяет констатировать, что у обучающихся преимущественно были выявлены фрагментарные знания традиций, истории, культуры и этнокультурных особенностей народов региона.

Для выявления уровня понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов Крыма использовали Опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Респондентам предлагали проран-жировать утверждения в формате «согласен», «скорее согласен», «в чем-то согласен, в чем-то нет», «скорее не согласен», «не согласен»: «Я - человек, который. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам; считает, что межнациональные браки разрушают народ; часто ощущает превосходство людей другой национальности; считает, что права нации всегда выше прав человека; считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения; предпочитает образ жизни только своего народа; обычно не скрывает своей национальности; считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности; часто испытывает стыд за людей своей национальности; считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа; не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную; нередко чувствует превосходство своего народа над другими; любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов; считает строго необходимым сохранять чистоту нации; трудно уживается с людьми своей национальности; считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятно-

стей; безразлично относится к своей национальной принадлежности; испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь; готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия; считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов; часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности; считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами; считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории; раздражается при близком общении с людьми других национальностей; всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре; считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур; не уважает свой народ; считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу; никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам; считает, что его народ не лучше и не хуже других народов» [23. С. 13-17]. Набранная сумма баллов позволяла сделать вывод о типе этнической идентичности, выделить доминирующие типы. В результате анализа выявлено, что норма практически не встречалась. Частыми были случаи этнонигилизма, этноэгоизма, этноизоляционизма.

Сравнительные количественные результаты диагностического обследования приведены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента, %

Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий 7,8 7,4 18,2 8,2

Средний 61,5 61,7 72 62,6

Низкий 30,7 30,9 9,8 29,2

На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе наблюдались значительные положительные изменения. Высокий уровень выявлен у 18,2% будущих педагогов (было 7,8%); средний - у 72% обучающихся (было 61,5%); низкий - у 9,8% респондентов (было 30,7%). Незначительные положительные изменения отмечались и в контрольной группе. Высокий уровень выявлен у 8,2% будущих педагогов (было 7,4%); средний - у 62,6% респондентов (было 61,7%); низкий уровень - у 29,2% обучающихся (было 30,9%). Полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации культурологического и этнокультурного подходов в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Анализ данных, полученных в ходе диагностики уровня готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе, позволяет утверждать, что большинство респондентов недостаточно знакомы с историей и культурой этносов своего региона, что затрудняет учет этнических особенностей в профессионально-педагогической деятельности. При выявлении типа этнической идентичности частыми были случаи этнонигилизма, этноэгоизма, этноизо-ляционизма.

Реализация культурологического и этнокультурного подходов в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности способствовала повышению уровня их готовности: высокий уровень увеличился до 18,6%; средний - до 72,2%. Низкий уровень снизился до 9,2%. Такая положительная динамика обусловлена педагогическим потенциалом культурологического и этнокультурного подходов, использование которых способствовало эффективному бесконфликтному межкультурному взаимодействию и обеспечивалась за счет учета национального фактора в обучении и воспитании детей, их этнических особенностей, истории, культуры и традиций народов поликультурного региона. Реализация культурологического и этнокультурного подходов в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе осуществлялась в соответствии с ФГОС ВО «Педагогическое образование» и обеспечивала формирование таких универсальных компетенций, как коммуникация (УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)) и межкультурное взаимодействие (УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах).

Список источников

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. пособие. М., 2000. 146 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2014. 26 с.

3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. М., 2016. 10 с.

4. Арнольдов А.И. Введение в культурологию (новая расширенная редакция) : учеб. пособие. М. : Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 352 с.

5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1956. С. 136203.

6. КрыловаН.Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 269 с.

7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д : Булат, 2000. 351 с.

8. Библер В. С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.

9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/

10. Тряпицына А.П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3. С. 4-10.

11. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. М. : Концептуал, 2019. 320 с.

12. Деркач А. А., Кузьмина Н.В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. 32 с.

13. Есарева 3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974. 112 с.

14. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1998. 224 с.

15. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Воспитательный аспект. Москва ; Белгород, 1992. 187 с.

16. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_20 25_goda/

17. ФГОС ВО 3+ по направлениям бакалавриата. Образование и педагогические науки. 44.03.01 «Педагогическое образование». URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94

18. Фёдорова С.Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 528 с.

19. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 302-305. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29077

20. Чекалева Н.В. Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 80-88.

21. МудрикА.В. Социальная педагогика. М. : Академия, 2005. 200 с.

22. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2003. 512 с.

23. Гришина А.В., Зеленов А.А., Лунин С.Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения : учеб.-метод. пособие. М. : КРЕДО, 2016. 28 с.

References

1. Ter-Minasova S.G. (2000) Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya: ucheb. posobie [Language and intercultural communication: textbook]. M. 146 p.

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. (2014) Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of a Russian citizen]. M. 26 p.

3. Koncepciya prepodavaniya russkogo yazyka i literatury v Rossijskoj Federacii (2016) [The concept of teaching the Russian language and literature in the Russian Federation]. 10 p.

4. Arnol'dov A.I. (1993) Vvedenie v kul'turologiyu (novaya rasshirennaya redakciya). Uchebnoe posobie [Introduction to cultural studies (new extended edition): textbook]. M. : Narodnaya Akademiya kul'tury i obshchechelovecheskikh cennostej. 352 p.

5. Disterveg A. (1956) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. M. : Uchpedgiz. pp. 136-203.

6. Krylova N.B. (2000) Kul'turologiya obrazovaniya [Cultural studies of education]. M. : Narodnoe obrazovanie. 269 p.

7. Bondarevskaya E.V. (2000) Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of personality-oriented education]. Rostov-na-Donu : Bulat. 351 p.

8. Bibler V.S. (1989) Kul'tura. Dialog kul'tur. Opyt opredeleniy [Culture. Dialogue of cultures. Experience of definitions] // Voprosy filosofii. 6. pp. 31-42.

9. Professional'nyj standart "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [Professional standard "Educator (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, and secondary general education) (mentor, teacher)] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae 420af7b0e706a20935cafd7f5ec/

10. Tryapicyna A.P. (2012) Sovremennye tendencii razvitiya kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya [Modern trends in the development of quality of pedagogical education] // Chelovek i obrazovanie. 3. pp. 4-10.

11. Sukhomlinskij V.A. (2019) Serdce otdayu detyam [I give my heart to children]. M. : Kon-ceptual. 320 p.

12. Derkach A.A., Kuz'mina N.V. (1993) Akmeologiya: Puti dostizheniya vershin profes-sionalizma [Acmeology: the ways to achieve the heights of professionalism]. M. 32 p.

13. Esareva Z.F. (1974) Osobennosti deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly [Features of activity of the teacher of the higher school]. L. 112 p.

14. Slastenin V.A., Podymova L.S. (1998) Pedagogika: Innovacionnaya deyatel'nost' [Pedagogics: innovative activity]. M. 224 p.

15. Isaev I.F. (1992) Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly: Vospitatel'nyj aspect [Professional and pedagogical culture of a teacher of higher education: Educational aspect]. M., Belgorod. 187 p.

16. Nacional'naya doktrina obrazovaniya Rossijskoj Federacii do 2025 goda [National Doctrine of education of the Russian Federation until 2025] // http://www.consultant.ru/ law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/

17. FGOS VO 3+ po napravleniyam bakalavriata. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 44.03.01 "Pedagogicheskoe obrazovanie" [FSES HE 3+ in the majors of the bachelor's degree studies. Education and pedagogical sciences. 44.03.01 "Pedagogical education"] // https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94

18. Fyodorova S.N. (2006) Formirovanie ehtnokul'turnoj kompetentnosti budushchikh peda-gogov [Formation of ethnocultural competence of future teachers]. Pedagogics doc. dis. M. 528 p.

19. Karpushina L.P. (2011) Ehtnokul'turnyj podkhod k podgotovke studentov pedagog-icheskikh vuzov [Ethno-cultural approach to training of pedagogical university students] // Fundamental'nye issledovaniya. 12-2. pp. 302-305. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29077

20. Chekaleva N.V. (2018) Specifika podgotovki budushchego pedagoga v usloviyakh polikul'turnogo obrazovaniya [The specifics of training of a future teacher under the conditions of multicultural education] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 4. pp. 80-88.

21. Mudrik A.V. (2005) Social'naya pedagogika [Social Pedagogics]. M. : Akademiya. 200 p.

22. Gukalenko O.V. (2003) Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya i praktika []. Rostov-na-Donu: Izd-vo RGPU. 512 p.

23. Grishina A.V., Zelenov A.A., Lunin S.L. (2016) Diagnostika vliyaniya etnicheskoj iden-tichnosti na formirovanie etnicheskikh auto- i geterostereotipov u bezhenczev i vynu-zhdennykh pereselenczev iz regionov lokalnykh voennykh konfliktov i prinimayushhego naseleniya: uchebno-metodicheskoe posobie [Diagnosis of the influence of ethnic identity on the formation of ethnic auto- and heterostereotypes in refugees and internally displaced persons from the regions of local military conflicts and the host population: a teaching aid]. M. : KREDO. 28 p.

Сведения об авторах:

Горбунова Н.В. - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник образования Республики Крым, заведующий кафедрой педагогики и педагогического мастерства, директор Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (Ялта, Россия). E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

Комарова Э.П. - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и технологии перевода, Воронежский государственный технический университет (Воронеж, Россия). E-mail: vivtkmk@mail.ru

Фетисов А. С. - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики, Воронежский государственный технический университет (Воронеж, Россия). E-mail: asfet-2011@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Gorbunova N.V., D.Sc. (Education), Professor, Honored Worker of Education of the Republic of Crimea, Director of the Humanities and Education Science (branch) Academy of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, Head of the Department of Pedagogy and Pedagogical Excellence (Yalta, Russia). E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru Komarova E.P., Professor, D.Sc. (Education), Professor of the Department of Foreign Languages and Translation Technology of Voronezh State Technical University (Voronezh, Russia). E-mail: vivtkmk@mail.ru

Fetisov A.S., D.Sc. (Education), Associate Professor, Head of the Department of Social Pedagogy of Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia). E-mail: asfet-2011@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 25.10.2022; принята к публикации 11.11.2022 Received 25.10.2022; accepted for publication 11.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.