Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ШКОЛА / КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ / "ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ" / СРЕДА ШКОЛЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЭТНОС / МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Татьяна Борисовна, Морозова Янина Самвеловна

Актуальность исследования обусловлена современным пониманием образовательного пространства. Закон Российской Федерации «Об образовании» в начале 1990-х гг. заявил разновекторные цели российского образования. В первую очередь, это обеспечение «единства федерального культурного и образовательного пространства». Таким образом, «образовательное пространство» становится понятием, нормативно закрепленным. Образовательное поликультурное пространство современной России представлено через описание функционирования полиэтнической школы - школы с многонациональным контингентом учащихся. В связи с этим анализируются теоретические основы функционирования полиэтнической школы как представление образовательного поликультурного пространства современной России. Образовательное пространство следует трактовать как результат интеграции в педагогике, взаимодействие образовательных сред и форм существования отрицательных образов и институтов. Таким образом, следует говорить о пространственном подходе к организации современного образования, который определяет условия, наполняющие образование личностными смыслами. При этом образование становится пространством культуры и творчества. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет констатировать отсутствие единых требований к формированию регионального и этнокультурного содержания школьного образования. Представленные материалы дают возможность учителю школы с многонациональным контингентом учащихся адекватно воспринимать особенности поликультурной полиэтнической среды и эффективно строить образовательный процесс. Мультикультурное/поликультурное образование рассматривается как процесс усвоения этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры с целью нравственного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и способности жить в поликультурной полиэтнической среде. Основами поликультурного образования являются культура, воспитание в духе мира, глобализм, интегративные процессы в образовании, педагогическая и регионально-этническая культура народа, уважение к каждому этносу с его специфическим менталитетом. Ведущими методами в исследовании данной проблемы выступили экспертные оценки педагогического процесса в полиэтнической школе, анкетирование учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF MODERN RUSSIA

The relevance of the study of this problem is due to the modern understanding of the educational environment. The law of the Russian Federation “On Education” at the beginning of the 90s stated the multi-vector goals of the Russian education. First of all, it is the provision of “the unity of the federal cultural and educational space”. Thus, the “educational environment” becomes a concept, normatively enshrined. The educational multicultural environment of modern Russia is presented in the article through the description of the functioning of a poly-ethnic school - a school with a multinational contingent of students. This article aims to analyze theoretical foundations of the functioning of a polyethnic school as a representation of the educational multicultural environment of modern Russia. The educational environment should be interpreted as the result of integration into pedagogy. Interaction educational environments and forms of existence-negative imagery and institutions. Thus, one should speak about the spatial approach to the organization of modern education, which defines the conditions that fill education with personal meanings. At the same time, education becomes the space of culture and creativity. The study of psychological and pedagogical literature allows us to state the absence of uniform requirements for the formation of regional and ethno-cultural content of school education. The materials presented in the article allow the teacher of a school with a multinational contingent of students to adequately perceive the characteristics of a multicultural multi-ethnic environment and effectively build an educational process. Multicultural/polycultural education is considered by the authors of the article as a process of assimilating ethnic, nationwide (Russian) and world culture in order to enrich themselves, develop a planetary consciousness, form readiness and ability to live in a multicultural multi-ethnic environment. The fundamentals of multicultural education are culture, education for peace, globalism, integrative processes in education, pedagogical and regional-ethnic culture of the people, respect for each ethnic group with its specific mentality. The leading methods in the study of this problem were the expert assessments of the pedagogical process in a polyethnic school, the questioning of teachers.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 37.011.3

БО!: 10.17223/19996195/55/17

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Т.Б. Михеева, Я.С. Морозова

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена современным пониманием образовательного пространства. Закон Российской Федерации «Об образовании» в начале 1990-х гг. заявил разновекторные цели российского образования. В первую очередь, это обеспечение «единства федерального культурного и образовательного пространства». Таким образом, «образовательное пространство» становится понятием, нормативно закрепленным. Образовательное поликультурное пространство современной России представлено через описание функционирования полиэтнической школы - школы с многонациональным контингентом учащихся. В связи с этим анализируются теоретические основы функционирования полиэтнической школы как представление образовательного поликультурного пространства современной России. Образовательное пространство следует трактовать как результат интеграции в педагогике, взаимодействие образовательных сред и форм существования отрицательных образов и институтов. Таким образом, следует говорить о пространственном подходе к организации современного образования, который определяет условия, наполняющие образование личностными смыслами. При этом образование становится пространством культуры и творчества. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет констатировать отсутствие единых требований к формированию регионального и этнокультурного содержания школьного образования. Представленные материалы дают возможность учителю школы с многонациональным контингентом учащихся адекватно воспринимать особенности поликультурной полиэтнической среды и эффективно строить образовательный процесс. Мультикультурное/поликультурное образование рассматривается как процесс усвоения этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры с целью нравственного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и способности жить в поликультурной полиэтнической среде. Основами поликультурного образования являются культура, воспитание в духе мира, глобализм, интегративные процессы в образовании, педагогическая и регионально-этническая культура народа, уважение к каждому этносу с его специфическим менталитетом. Ведущими методами в исследовании данной проблемы выступили экспертные оценки педагогического процесса в полиэтнической школе, анкетирование учителей. Ключевые слова: образовательное пространство; пространство культуры; поликультурное образование; образовательный процесс; полиэтническая школа; контингент учащихся; «человек культуры»; среда школы; региональное и этнокультурное содержание; этнос; менталитет

Введение

Образовательное пространство - это «пространство», существующее в обществе, где субъективно определены наборы отношений и

связей, где осуществляется специальная деятельность различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию личности и ее социализации. Возможно и внутренне сложившееся индивидуальное образовательное пространство, формирование которого происходит в опыте каждого. Образовательное пространство, будучи поликультурным, выходит за территориальные границы и понимается как педагогически окрашенное информационное, психологическое, социальное пространство. Понимание сложной и многоуровневой пространственной организации и самоорганизации служит связующим звеном между простым эмпирическим представлением об образовательном учреждении (например, поликультурной образовательной среде полиэтнической школы) и его представлением как системы.

Поликультурное образование в России является основой формирования личности, способной жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и религий. Культура, воспитание в духе мира, инте-гративные процессы в образовании, педагогическая и регионально-этническая культура народа становятся основами поликультурного образования. При этом формируется уважение к каждому этносу с его специфическим менталитетом.

Методология исследования

В исследованиях конца XX - начала XXI в. довольно часто под поликультурным образованием подразумевается полиэтническое образование, т. е. происходит смешение общего и особенного. Разделяя эти два понятия, мы используем понятия «образовательное поликультурное пространство» и «образовательная среда полиэтнической школы», функционирование последней определяется принципом поликультурности образовательной деятельности.

Методологическую основу исследования составили системный и синергетический подходы. Одним из последствий полиэтничности является множественность национальных систем ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены в должной мере к «общему знаменателю» общечеловеческих ценностей [1-3]. Различие в системах ценностей является источником внутренней нестабильности каждого полиэтнического сообщества. Отсюда необходимость дополнения функций российской школы, помимо общеобразовательной, еще и консолидирующей функцией. В результате возникает обязательная организация сопряжения, взаимодействия, диалога культур в общем содержании образования [4-6], особенно в образовательной среде полиэтнической школы, формулировка использования традиционных этнических культур в образовании и воспитании толерантной личности, гражданина России. Метод систематизации и анализа национальных систем ценностей позво-

лил минимизировать их различия в образовательном процессе. Синергети-ческий подход нацелен на сохранение преемственности и адекватности многоаспектных социокультурных межнациональных ситуаций, возникающих в образовательной среде полиэтнической школы.

Остается актуальным поиск ответов на широкий круг научных и методических вопросов педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде - от реализации демократических идеалов до внедрения иных программ, форм и методов воспитания и обучения. В России сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой - препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов. Положения организации поликультурного (полиэтнического) образования разработаны В.П. Борисенковым и соавт. [7], О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринским [8] и другими учеными.

Интерес высшей школы к поликультурному образованию обусловлен необходимостью межнационального диалога и сотрудничества, усилением движения этнических и расовых меньшинств за свои права в многонациональных регионах и государствах. Учебным заведениям следует ответить на потребность воспитания основ межкультурного взаимодействия учащихся из семей разных социальных страт и профессий.

В вузах многонациональной России злободневность теоретической и практической подготовки к поликультурному воспитанию и обучению обусловлена необходимостью формирования и развития новой национальной общности - россиян. Следует отметить кризис идей и опыта социалистического интернационального воспитания; не прекращается пополнение россиян беженцами и иммигрантами из бывших республик Советского Союза. При этом усиливаются процессы национально-культурного самоопределения народов России.

Продолжает развиваться этнопедагогика как основа для реализации концепций поликультурного образования. Основными направлениями поликультурного образования являются: билингвальное обучение; педагогическая поддержка представителей различных этнокультурных групп; педагогические меры против этноцентризма [8].

Целью поликультурного образования является формирование личности, готовой к активной созидательной деятельности в многонациональной среде, способной к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе, сохраняющей свою социально-культурную идентичность, стремящейся к пониманию других культур, уважающей иные культурно-этнические общности, обладающей навыками жить в мире и

согласии с людьми разных национальностей и религий. Поликультурное образование помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира.

Требования к образованию как процессу развития личности, формирования «человека культуры» принципиально меняют отношение участников образовательного процесса к знаниям о культуре, поскольку системное научное знание о культуре из различных гуманитарных дисциплин становится эффективным средством организации профессиональной педагогической деятельности в соответствии с культурными нормами.

В процессе подготовки представленного материала были использованы:

- методы диагностики (опросы учителей, интервью, дискуссии, оценка);

- анализ педагогического процесса в полиэтнической школе, анализ продуктов деятельности педагогов, учащихся: творческих индивидуальных заданий, эссе, сочинений, содержащих понимание «культур -ного человека», знания о культуре;

- прогностические методы (моделирование педагогического процесса, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки).

Исследование и результаты

Концептуальные положения о сущности образовательных пространств и сред известны давно, но подлинное их осмысление современной образовательной практикой для построения реальной педагогической действительности, на наш взгляд, произошло лишь недавно.

Гуманитарное восприятие общей теории относительности показало в ХХ в. важность для культуры категории «пространство». Использование термина «пространство» предполагает его трактовку как комплекса содержательных, структурных, коммуникативных параметров и отношений. Введение этого термина в научную революцию связано с отказом от принятого ранее представления об образовательных процессах как о линии, заданной траектории трансляции готовых знаний или определенном канале, по которому нормативно должен двигаться ученик. В образовательном пространстве школы дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, сглаживаются проявления социального и материального расслоения, формируется гуманистическая направленность. Актуальным становится понимание образовательного пространства личности. Культурно-образовательное пространство школы защищает учащихся от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им.

Одним из важнейших условий функционирования пространственной организации образования является разнообразие входящих в нее образовательных сред, обусловленное содержательным ядром образовательного пространства. Последнее удерживает всю полифонию разнообразных взаимодействий в предсказуемых и организованных рамках и обеспечивает заданную динамику развития участника образовательного процесса. Образовательная система становится образовательным пространством тогда, когда она открывает человеку возможность занять в ней свое место. И если система не восприимчива к жизни человека, то образовательное пространство - это «пространственно-временной континуум» образования, самообразования человека во всех его культурных и духовных проявлениях. Образовательное пространство придает педагогике гуманистический вектор, поскольку по сути своей является культурно-антропологическим пространством и включает в себя только знания, понятия, личностные смыслы, проявления жизни и культуры, полученные и открытые самим человеком при оказанной ему педагогической поддержке [9].

Образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия учебного материала и объектов образовательных процессов. В последнее время образовательная среда стала одним из ключевых понятий при выявлении и анализе образовательных потребностей и тенденций имидж-негатива и институтов, которые, являясь ее частью, могут обеспечить эффективность образования. Образовательная среда - это объект деятельности, связанный с целеполаганием образования в целом и содержанием педагогического процесса конкретной образовательной организации как производной от общего содержания образования, его социально ценной культурной направленности, что, в свою очередь, определяет иерархию целей и задач образовательной политики государства с учетом сложившихся в обществе образовательных традиций. Именно такими характеристиками, например, обладает поликультурная образовательная среда российской полиэтнической школы [10].

Многонациональный характер российского государства, его федеративное устройство, полиэтническая структура общества, функционирование в некоторых субъектах Российской Федерации двух государственных языков - русского и языка титульной нации - предопределяют разнообразие типов образовательных учреждений (средних школ). Школы различаются по языку обучения, этническому составу учащихся, целям и содержанию гуманитарного образования.

В обществе этнического, культурного, религиозного многообразия актуальной проблемой является воспитание подрастающего поколения, свободного от предрассудков, расизма, дискриминации, ксенофобии, способного эффективно сотрудничать с представителями других культур. Современное образование становится мультикультурным,

основанным на идеях свободы, справедливости и равенства. Такое образование представляет собой процесс усвоения этнической, национальной и мировой культуры с целью обогащения духа, формирования готовности и способности жить в поликультурной/поликультурной среде в мире и согласии с людьми разных национальностей и религий. Основными целями поликультурного образования являются, прежде всего, повышение академической успеваемости представителей разных национальностей, межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация, взаимообогащение культур, формирование у учащихся знаний о ценностных ориентациях межэтнической толерантности. Структурными компонентами поликультурного образования являются личностно-смысловая ориентация; творческие способы обучения, формирование компетенций; групповые и индивидуальные формы образовательного процесса [11].

В конце ХХ - начале ХХ1 в. исследования российских ученых рассматривали процесс образования как процесс организации образовательной среды, в которую вписан культурно-исторический контекст [12]. При этом образовательная среда (профессионально-образовательная, социокультурная) отождествляется нами с образовательным пространством. Следует отметить, что гуманизации образовательной среды способствует:

- обеспечение комфортности существования и развития детей и взрослых;

- персонализация среды (фиксация определенной части среды как своего «Я»);

- создание «среды для меня», т. е. образовательной среды каждой личности;

- обеспечение личностного роста субъектов среды.

Таким образом, образовательное пространство становится образовательной средой, и эти особенности образовательной среды характеризуют современную российскую полиэтническую школу. Образовательная среда является частью социокультурного пространства, зоной взаимодействия учебного материала и объектов образовательных процессов.

Поликультурное образование - система образования и воспитания, которая учитывает культурные, этнические и религиозные особенности учащихся, развивает их толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности [13, 14]. Сущность поликультурного образования сводится к тому, что оно позволяет познакомить учащихся с многообразным проявлением этнических культур, для чего расширяет понимание содержания культурной компетентности учителя через его этнопедагогические и этнокультурные идеи.

Заключение

Образовательное пространство следует трактовать как результат интеграции в педагогику. Оно осуществляется в процессе взаимодействия образовательных сред и форм их существования. Таким образом, следует говорить о пространственном подходе к организации современного образования, который определяет условия, наполняющие образование личностными смыслами. При этом образование становится пространством культуры и творчества.

Полиэтническая школа - это инструмент не только воспитания (социализации) ученика, но и инструмент интеграции. Уроки в полиэтнической школе - это пространство межкультурного диалога, соприкосновения и взаимодействия культур. Целью деятельности учителя в поликультурной образовательной среде полиэтнической школы является формирование творческой личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде. Полиэтническая школа -сообщество субъектов образовательного процесса с развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, способное жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Поликультурная образовательная среда полиэтнической школы характеризуется многонациональностью, педагогической толерантностью и интеграцией в региональных условиях школьного образования.

Литература

1. Сафина Р.Н., Абдурахманов М.А Формирование толерантности учащихся в многонациональной школе // Международный научно-образовательный журнал. 2016. Т. 11, № 3. С. 269-277.

2. Михеева Т. Б. Полиэтническая школа и проблемы многоязычия в российском образовании // Ученые записки ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 5. С. 44-50.

3. Mikheeva T.B., Shapovalova E., Ereshchenko M., Antipas I. Multicultural professional competence of a teacher /13th International technology, education and development conference. INTED 2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37241270.

4. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения : учеб. для школьников. М. : Academia, 2010. 304 с.

5. Mikheeva T.B. Intercultural competence of multicultural personality of a student. IX International Conference "Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects" // Social & Behavioural Sciences. 2018. Р. 109-114. doi: 10.15405/epsbs. 2018.04.02.16.

6. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / под ред. В.Н. Гурова. М., 2004. 240 с.

7. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы дизайна. М. : Педагогика, 2006. 458 с.

8. Джуринский А Концепции и реалии поликультурного образования: сравнительное исследование. М. : Academia, 2008. 303 с.

9. Asten T., Rynkevich A., Karpova A. Multicultural education as the basis of professional literacy of the students. ICERI-2020. doi: 10.21125/iceri.2020.0543.

10. Михеева Т.Б. Предмет «Русский язык» в контексте поликультурной образовательной среды полиэтнической школы // Известия Орловского педагогического университета - Вестник Орловского педагогического университета. 2011. № 4 (18). С. 137— 140.

11. Morozova J.S., Kuzheleva I.G. The research of personal and professional development features of college graduates in the university: content and methods» // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020). doi: 10.1051/e3sconf/ 202021022026.

12. Шендрик И.Г. Образовательное пространство предмета и его конструкция. М. : АПК и ПРО, 2003. 156 с.

13. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С. 85—104.

14. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург : Изд-во УГУ, 2002. 121 с.

Сведения об авторах:

Михеева Татьяна Борисовна — доктор педагогических наук, профессор кафедры мировых языков и культуры, Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону). E-mail: mitata.m@yandex.ru

Морозова Янина Самвеловна — кандидат психологических наук, доцент кафедры мировых языков и культуры, Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону). E-mail: yanina.frost@mail.ru

Поступила в редакцию 2 июня 2021 г. Kducational multicultural environment of modern Russia

Mikheeva T.B., D.Sc. (Education), Professor of the Department of World Languages and Cultures, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia). E-mail: mi-tata.m@yandex.ru

Morozova Y.S., Ph.D. (Psychology), Associate Professor of the Department of World Languages and Cultures, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia). Email: yani-na.frost@mail.ru

DOI: 10.17223/19996195/55/17

Abstract. The relevance of the study of this problem is due to the modern understanding of the educational environment. The law of the Russian Federation "On Education" at the beginning of the 90s stated the multi-vector goals of the Russian education. First of all, it is the provision of "the unity of the federal cultural and educational space". Thus, the "educational environment" becomes a concept, normatively enshrined. The educational multicultural environment of modern Russia is presented in the article through the description of the functioning of a poly-ethnic school — a school with a multinational contingent of students. This article aims to analyze theoretical foundations of the functioning of a polyethnic school as a representation of the educational multicultural environment of modern Russia. The educational environment should be interpreted as the result of integration into pedagogy. Interaction educational environments and forms of existence-negative imagery and institutions. Thus, one should speak about the spatial approach to the organization of modern education, which defines the conditions that fill education with personal meanings. At the same time, education becomes the space of culture and creativity. The study of psychological and pedagogical literature allows us to state the absence of uniform requirements for the formation of regional and ethno-cultural content of school education. The materials presented in the article allow the teacher of a school with a multinational contingent of students to adequately perceive the characteristics of a multicultural multi-ethnic environment and effectively build an educational process. Multicultural/polycultural education is considered by the authors of the article as a

process of assimilating ethnic, nationwide (Russian) and world culture in order to enrich themselves, develop a planetary consciousness, form readiness and ability to live in a multicultural multi-ethnic environment. The fundamentals of multicultural education are culture, education for peace, globalism, integrative processes in education, pedagogical and regional-ethnic culture of the people, respect for each ethnic group with its specific mentality. The leading methods in the study of this problem were the expert assessments of the pedagogical process in a polyethnic school, the questioning of teachers.

Keywords: educational environment; cultural environment; multicultural education; educational process; polyethnic school; student contingent; "man of culture"; school environment; regional and ethnocultural content; ethnos; mentality

References

1. Safina R.N., Abdurakhmanov M.A. (2016) Formirovaniye tolerantnosti uchashchikhsya v mnogonatsional'noy shkole [Building of Students Tolerance in a Multi-Ethnic School] // Mezhdunarodnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal, Vol. 11 (3). p. 269-277.

2. Mikheeva T.B. Polietnicheskaya shkola i problemy mnogoyazychiya v rossiyskom obra-zovanii [Multiethnic school and problems of multilingualism in Russian education] // Uchenyye zapiski ZabGGPU im. N.G. Chernyshevskogo, 5. pp. 44-50.

3. Mikheeva T.B., Shapovalova E., Ereshchenko M., Antipas I. (2019) Multicultural professional competence of a teacher /13th International technology, education and development conference, INTED 2019 https://elibrary.ru/item.asp?id=37241270

4. Nabok I.L. (2010) Pedagogika mezhnatsional'nogo obshcheniya : ucheb. dlya shkol'nikov [Pedagogy of international communication: a textbook for schools]. M.: Academia. 304 p.

5. Mikheeva T.B. (2018) Intercultural competence of multicultural personality of a student. IX International Conference Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects. Social & Behavioural Sciences, pp. 109-114. doi: http://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2018.04.02.16

6. Formirovaniye tolerantnoy lichnosti v polietnicheskoy obrazovatel'noy srede [Building of tolerant personality in a multiethnic educational environment] (2004) / Ed. V.N. Gurov. M. 240 p.

7. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V., Danilyuk A.Y. (2006) Polikul'turnoye obra-zovatel'noye prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy dizayna [Polycultural educational space of Russia: history, theory, basics of design]. M.: Pedagogika. 458 p.

8. Dzhurinsky A.N. (2008) Kontseptsii i realii polikul'turnogo obrazovaniya: sravnitel'noye issledovaniye [Concepts and realities of multicultural education: a comparative study]. M.: Academia. 303 p.

9. Asten T., Rynkevich A., Karpova A. (2020) Multicultural education as the basis of professional literacy of the students. ICERI-2020 Proceedings doi: 10.21125/iceri.2020.0543, https://library.iated.org/view/ASTEN2020MUL

10. Mikheeva T.B. (2011) Predmet 'Russkiy yazyk' v kontekste polikul'turnoy obra-zovatel'noy sredy polietnicheskoy shkoly [The subject 'Russian language' in the context of a polycultural educational environment of a multi-ethnic school] // Izvestiya Or-lovskogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (18). pp.137-140.

11. Morozova J.S., Kuzheleva I.G. (2020) The research of personal and professional development features of college graduates in the university: content and methods. Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), doi: https://doi.org/10.1051/ e3sconf/202021022026

12. Shendrik I.G. (2003) Obrazovatel'noye prostranstvo predmeta i yego konstruktsiya [Educational space of the subject and its design]. M .: APK and PRO. 156 p.

13. Stefanenko T.G. (1998) Etnicheskaya identichnost' i nekotoryye problemy yeye izucheniya [Ethnic identity and some problems of its study] // Ethnos. Identity. Education. M. pp. 85-104.

14. Khotinets V.Yu. (2002) Etnicheskaya identichnost' i tolerantnost' [Ethnic identity and tolerance]. Yekaterinburg: USU Publishing House. 121 p.

Received 2 June 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.