Научная статья на тему 'Полиэтнокультурная парадигма в системе обучения философии студентов педагогических специальностей'

Полиэтнокультурная парадигма в системе обучения философии студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиэтнокультурная парадигма в системе обучения философии студентов педагогических специальностей»

ПОЛИЭТНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Шамсутдинов Р.И.,

магистр истории,

магистр экономики и бизнеса,

заведующий кафедрой

естественно - гуманитарных дисциплин,

Костанайский педагогический колледж

Глобализация, охватывающая все сферы человеческого бытия, представляет собой реальность с достаточно противоречивым характером. Как бы к ней не относиться, надо признать, что в целом она содержит перспективы развития цивилизации.

В то же время исторические неизбежные глобализационные про-цессы вносят существенные поправки в развитие традиционно-национальных культур. По сути, происходит затушевывание нацио-нально-культурной самобытности, навязывание извне социокультурных ценностей небольшого числа индустриально развитых государств, что не просто обедняет мировую культуру, а вносит существенную социальную напряженность. Шаблонные схемы глобализма, игнорирующие особенности больших и

1/2013

малых культур отдельных сообществ, стран и регионов, в ряде мест привели и приводят к серьезным этническим конфликтам, перечеркивающим прагматизм и утилитаризм, казалось бы, хорошо просчитанных направлений государственного и общественного развития.

В ответ на глобализационные проявления в культуре повсеместно параллельно с усилением универсализма поднимается значимость уникального, национально - культурного, индивидуально - личностного, наблюдается динамичный рост этнической и конфессиональной мобилизации, повышается значимость этнонациональной идентификации личности и целых сообществ, актуализируется проблема формирования этнокультурной личности.

53

■ БЕСШЖ «ОРЛЕУ»

U

В значительной степени эта задача решается через систему обра-зования. Непосредственная учебно-воспитательная работа образова-тельных учреждений, а также их координаторская деятельность со все-возможными воспитательными институтами общества способствует сохранению, развитию и обогащению этнической культуры. Именно образование дает возможность каждому самоидентифицироваться как представителю той или иной культуры. Оно формирует в личности общегражданскую и этническую идентичность, а также межкультурную компетентность. Таким образом, образование гармонизирует личные, национальные, государственные и общечеловеческие интересы и ценности. Вот 54 почему на учебные заведения возлагаются большие задачи по организации этнокультурного воспитания и образования обучающихся. Без глубокого и полного усвоения своей культуры человек не может приобщиться к общечеловеческим ценностям, подняться на вершины общемировых культурных достижений.

Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально - философского осмысления. Это связано с теми социально - экономическими, общественно - политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране. В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических особенностей формирова-ВЕСТНИК «ОРЛГО> -

ния этнокультуры имеет большое научно - теоретическое и практическое значение. Понимание этой насущной задачи можно увидеть и на государственном уровне в Концепции этнокультурного образования в РК, принятой в 1996 г [1].

Этнокультурная направленность процесса обучения - важная и актуальная задача современного гуманитарного образования. Сущность современного этнокультурного воспитания и обучения понимается как:

- сложный и многоуровневый, перманентный, педагогически органи-зованный процесс овладения обучающимися знаниями, чувствами и мировоззренческими установками, формирование соответствующей компетентности, применительно к «своей» и «другим» этнокульту-рам, конфессиям и расам;

- процесс системного усвоения сформированных человеческой цивилизацией ценностей и норм в области этнического и конфессиональ-ного развития, позитивного межэтнического и межкультурного взаимодействия, формирование прочных установок согласия [2].

Все эти концепты могут быть усвоены в процессе изучения соци-ально - гуманитарных (общественных) дисциплин и в большей степени в рамках курса «Основы философии».

Опираясь на личный опыт преподавания в Костанайском педагогическом колледже, при изучении самой первой темы курса «Философия как феномен культуры» будущие специалисты в области образования и культуры, сталкиваясь с понятием _1/2013

«мировоззрение», могут акцентировать его социальный и полиэтнический характер. Рассматривая составные базовые элементы мировоззрения в ходе эвристической беседы преподавателя и аудитории, выясняя сущность понятия «ценность», очевидна следующая логика изложения, помогающая направить диалог в нужное русло: «Что вы понимаете под термином «ценность»? Все ли ценно для нас? Как вы считаете у каждого народа (этноса) есть своя система ценностей? Приведите примеры».

Исходя из того, что выяснили обучающиеся, преподаватель под-водит учащихся к следующему тезису: «У каждого народа есть своё неповтори-

Именно на этом этапе и происходит понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.

Преподаватель должен помочь учащимся осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей от-личаются от

мое «Я», но не всегда это воспринимается должным образом. Этнокультурная составляющая философии, национальный колорит и менталитет не всегда доступны пониманию многих. Именно поэтому и рождаются этнические стереотипы и предрассудки. Именно здесь уместно говорить о единстве и многообразии данного понятия, которое как нельзя лучше даёт возможность вариаций на тему этнокультуры. Хорошим инструментом в этом может выступить компаративный анализ известных этнических стереотипов с учётом национального менталитета (с опорой на фольклор (анекдоты), литературу, кино и ТВ) (Таблица 1):

55

их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития. Как писал М.М. Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и

Таблица 1 - Этностереотипы

Этносы Стереотипы

Прибалты и финны Медлительные

Немцы Аккуратные, точные

Итальянцы, кавказцы Эмоциональные

Евреи Хитрые, во всем виноватые

Чукчи Чудаковатые

Негры Преступники

Казахи Гостеприимные, никуда не спешащие

Татары Хитрые

Французы Любвеобильные

открытую целостность, одновременно обогащая другую [3].

Для усиления эффекта целесообразно проведение тренинга, где, работая в парах, даётся характеристика этносу своего соседа, с указанием на лучшие качества его народа (этноса). Резюмировать тренинг возможно словами Г.Уэльса: ««Наша истинная национальность - человек», что в свою очередь отвечает государственным интересам Концепции этнокультурного образования в РК, в которой, подчеркивается, что «одной из главных целевых характеристик индивидуального правосознания казахстанца в системе этнокультурного образования является осознание каждым индивидом того объективного фактора казахстанской государственности, 56 что принадлежность к любой национальности не прибавляет ему никаких прав и свобод, как и ни в коей мере не должна отнимать их у него. В гражданине любой национальности подлинный патриот Казахстана видит только равноправного себе индивида».

Также тематика формирования эт-нокультуры обучающихся воз-можна и в рамках изучения темы «Средневековая философия». Здесь как нельзя лучше подойдет творческое наследие Пьера Абеляра и ана-лиз его труда «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином». Именно здесь обозначается ещё одна грань этнокультурной тематики - толерантность во всех её лучших проявлениях человеческого духа. Проблема толерантности, так же как и любая другая проблема, вызревает в определенном опыте людей, и только под воздействием реальной ВЕСТНИК «ОРЛГО> -

заинтересованности, прежде всего, в том опыте, где эта проблема возникла, она может быть разрешена, обретая свойства предпосылки и принципа. Решение проблемы толерантности нужно искать в конкретных видах социализации людей, в их специфике, вырастающей из национальных социокультурных и субкультурных традиций.

Таким образом, в разнообразии концепций, посвященных реаль-ным процессам и состоянию человеческого мира, с постоянством дис-кутируется вопрос не столько о социальных предпочтениях, выборах или ориентации, сколько об их согласованности. Напряжение в такой деятельности, пожалуй, действительно востребует ту психическую форму, за которую ратовал в XII в. христианский мыслитель Пьер Абеляр: «Стойкость мы можем воспринимать по таким элементам, как великодушие (magnamitas) и терпимость ^о1егапйа). Великодушие - это то, благодаря чему мы, в качестве разумной субстанции, готовы предпринять какое-либо тяжелое дело. Терпимость же - это то, благодаря чему мы постоянно упорствуем при выполнении этого замысла». А десятками столетий раньше Сократ настаивал на как разумном и моральном вызове личности всякого рода гонениям и притязаниям: «Лучше терпеть несправедливость, нежели причинять ее».

Исходя из вышеизложенного, сегодня возможно употребление и иного термина по отношению к этнокульту-ре - «поликультурное образование». Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического _1/2013

казахстанского общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носи-телей различных культур во времени и пространстве.

Как отмечает М.В. Слесарь сегодня необходима «планетарная идентификация, формирование планетарного глобального мировоззре-ния» [4].

Международная энциклопедия

Литература:

1 Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. - Алматы,1996.

2 Мубинова, З.Ф. Этнонацио-нальное воспитание в общеобразовательной школе посредством преподавания искусства: сущность и возрастные особенности //Педагогика искусства, 2010, №4.

3 Воловикова, М. Поликультурное образование как часть педаго-

образования рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем. Что в свою очередь не раз подчеркивалось Лидером нации Н.А.Назарбаевым, который отмечал, что «казахстанцы 2050 года - это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках. Они граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они патриоты своей страны» [5].

гической культуры преподавателя. // http://www. relga.ru/

4 Слесарь, М.В. Модель формирования полиэтнической культуры школьников // Открытая школа, 2012, № 9(120) ноябрь

5 Назарбаев, H.A. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» // http://www.akkorda.kz/ru/

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.