Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования этнокультурного образования современных педагогов'

Проблемы совершенствования этнокультурного образования современных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ETHNIC CULTURE / ETHNIC AND CULTURAL COMPETENCE / MODEL OF ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Алла Борисовна

В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурного образования, этнокультурной компетентности. Проблема совершенствования содержания этнокультурного образования раскрывается на примере опыта экспериментальной работы в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of ethnic and cultural education of modern teachers

The article is devoted to the content of ethnic and cultural education, structural models, definitions of ethnic culture, ethnic and cultural education, ethnic and cultural competence. The problem of improving the content of ethnic and cultural education is disclosed by the example of the experience of higher school experimental work

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования этнокультурного образования современных педагогов»

А. Б. Афанасьева

(Санкт-Петербург)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурного образования, этнокультурной компетентности. Проблема совершенствования содержания этнокультурного образования раскрывается на примере опыта экспериментальной работы в вузе

В педагогической теории и практике отражаются глубокие общественные преобразования, происходящие в жизни нашей страны. Понятие «этнокультурное образование» становится активным элементом педагогической терминологии [3, 5]. Задачи данной статьи - охарактеризовать ряд теоретических проблем этнокультурного образования и рассмотреть принципы его практической реализации.

Содержательной основой этнокультурного образования является этнокультура, и в соответствии с этим автором были выработаны следующие рабочие определения ключевых понятий.

Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту.

Центральная проблема этнокультурного образования - формирование этнокультурной компетентности будущего педагога. Она входит в структуру общей профессиональной компетентности педагога как подсистема.

Термин «этнокультурная компетентность» появился в науке недавно и еще не имеет единого толкования. Например, определения В. Корташева и В. Штыкаревой [1, с. 288], Т. Поштаревой [4, с. 14] нацелены на межэтническое взаимодействие.

Мы понимаем этнокультурную компетентность как интегральное свойство личности, выражающееся в освоении совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.

Поиск методик и технологий, облегчающих освоение столь многогранных и сложных явлений, - серьезная научно-педагогическая проблема. Большую методологическую трудность для студентов представляет вопрос о составе этнокультуры. Анализ этнологической и культурологической литературы позволил в качестве элемента педагогической технологии создать модель этнокультуры, выявляющую в зримой форме ее структуру. Предлагаемая модель этнокультуры (рис. 1) представлена в виде кольца, внутри которого соединены между собой ее составные элементы как пересекающиеся множества. В нижней части кольца - глубинные составляющие: хозяйственно-культурный тип экономики (сельскохозяйственно-оседлый, скотоводческо-кочевой или ремесленно-торговый), предметы традиционного быта, религия, обычаи и обряды, эмпирические воззрения народа (народная медицина, астрономия,

Рис.1. Структурная модель этнокультуры.

экология, философия и др.), народная педагогика, этническая психология и этноэти-кет. В верхней части кольца - более подвижные, постепенно изменяющиеся, разрастающиеся в разнообразных формах составляющие этнокультуры - системообразующий элемент - язык - и народная художественная культура во всех ее видах: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический фольклор, декоративно-прикладное искусство, народное зодчество.

Другая модель относится к этнокультурному образованию (рис. 2). В схематическом плане путь развития культуры представляется в системе координат пространственно-географической горизонтали и историко-временной вертикали. Этнокультурный компонент живет в сердцевине системы и прорастает в различных слоях вплоть до современности. Введение в центр системы координат личности обу-

чающегося позволяет представить структурную модель этнокультурного образования.

В плоскости горизонтали в процессе образования личность познает множественность этнокультур, открытых к взаимодействию и разомкнутых во времени. В потоке времени из различных областей древней культуры произросли различные формы прогрессирующей в социодинамике культуры человечества. Этнокультурные ценности входят в жизнь разных слоев населения, в профессиональное искусство. Из этнокультуры родного народа развивается многоаспектная отечественная культура (для российской культуры - культура российского суперэтноса, вбирающего в себя культуры народов нашей страны с доминантной культурообразующей ролью русского этноса), она же связана с мировой культурой, интегрирующей в себе культуры разных этносов.

Рис. 2. Координатная модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры.

Содержание этнокультурного образования мы выстраиваем, опираясь на общую типологию формирования содержания образования, предложенную В. В. Кра-евским [2, с. 53]. На уровне общего теоретического представления в содержании этнокультурного образования определяются шесть компонентов (см. таблицу 1).

Содержание этнокультурного образования реализуется на основе ряда принципов: модульности, интегративности, куль-туротворчества, междисциплинарности.

Рассмотрим это на примере отделения музыкальных дисциплин Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. Содержательно-организационный принцип модуль-

Таблица 1

Система содержания этнокультурного образования

№ п/п Название компонента Характеристика содержания компонента этнокультурного образования

1 Собственно этнокультурные компоненты Отражают внутреннюю структуру этнокультуры, определяются входящими в процесс образования элементами этнокультуры, их совокупностями (этнофилологической, этнохудожественной, мировоззренческой, поведенческой) или целостным структурным комплексом. Лежат в центре пространственно-временной системы координат модели этнокультурного образования. В зависимости от интенсивности включения этнокультурных компонентов в содержание образования различается глубина его этнокультурной направленности.

2 Лингвистический компонент Вычленяется из собственно этнокультурного компонента как наиболее важный для коммуникации. В современном поликультурном обществе имеет три уровня: этнический, суперэтнический (в российском суперэтносе - русский язык), надэтнический (язык международного общения).

3 Этнологический компонент Определяется совокупностью этнологических и этногеографических знаний о различных этносах, этнических ценностях и категориях. Отражает пространственно-горизонтальную координату модели этнокультурного образования.

4 Историко- культурологический компонент Определяется пониманием исторического развития этнокультуры, ее целостности, вхождения в цивилизационный процесс, в систему национальной и мировой культуры. Отражает историко-временную координату модели этнокультурного образования.

5 Региональный компонент Фокусирует внимание на локализации этнокультурного материала в конкретном регионе, требуя при его рассмотрении пересечения двух предыдущих ракурсов и обеспечивая диалогичность в сопоставлении горизонтальных этнологических связей и историко-временных пластов в развитии этнокультуры.

6 Этнопсихологические и этнопедаго-гические основания Учитывают этническую идентичность обучаемых, их этноментали-тет, специфику процесса инкультурации и аккультурации, освоения и присвоения ценностей этнокультуры, культуры этноса и суперэтноса

ности осуществляется на разных уровнях. В микромодуле проблематика этнокульту-ры входит в тематические блоки дисциплин федерального и национально-регионального компонента. При изучении культурологии, педагогики, предметов «Сохранение природного и культурного наследия», «История культуры стран и регионов», ряда музыкальных дисциплин раскрываются отдельные проблемы этнологического, историко-культурологического, регионального компонентов содержания этнокультурного образования. Углубление собственно этнокультурного компонента с доминантой на этнохудожественной основе реализуется в изучении специальных дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Народные художественные тра-

диции». Это своего рода предметный мезо-модуль: в нем углубляются представления о конкретных областях этнокультуры. Макромодуль осуществляется в системе специальных дисциплин, предлагаемых на специализации по фольклору: «Музыкальная этнография», «Народная хореография», «История русского народного костюма», «Этносольфеджио», «Народный музыкальный ансамбль», «Сольное народное пение». Развитие умений методической работы с этнокультурным материалом получают и студенты специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» в процессе изучения дисциплин «Музыкальные праздники», «Организация музыкального воспитания во внеклассной работе», «Организация детских творче-

ских коллективов». Этнопсихологические и этнопедагогические знания лежат в базовом слое процесса этнокультурного образования. Общая система содержания этнокультурного образования приведена в таблице 1.

Принципы интеграции знаний об этно-культуре и ее культуротворческого освоения в междисциплинарном взаимодействии позволяют усовершенствовать опыт овладения различными видами народной художественной культуры, постичь ее целостность, сопоставить культуры разных народов.

Подобная направленность осуществлялась автором также и в работе с будущими педагогами начальных классов.

В результате проведенных исследований был получен вывод о том, что процесс этнокультурного образования способствует формированию чувства любви к отечественной культуре в балансе с пониманием и уважением к культурам других народов, что является условием толерантных отношений в межэтнических контактах, необходимых в современном полиэтническом обществе.

Литература

1. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь / Под общ. ред. А. Г. Козловой - СПб.: Нестор, 2005.

2. Краевский В. В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 2003.

3. Наурызбай Ж. Ж. Этнокультурное образование. - Алматы, 1997.

4. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности в полиэтнической образовательной среде. Автореф. ... докт. пед. наук. - Ставрополь, 2007.

5. Солодухина Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (На материале Республики Бурятия): Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.