А. Б. Афанасьева
(Санкт-Петербург)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ
В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурного образования, этнокультурной компетентности. Проблема совершенствования содержания этнокультурного образования раскрывается на примере опыта экспериментальной работы в вузе
В педагогической теории и практике отражаются глубокие общественные преобразования, происходящие в жизни нашей страны. Понятие «этнокультурное образование» становится активным элементом педагогической терминологии [3, 5]. Задачи данной статьи - охарактеризовать ряд теоретических проблем этнокультурного образования и рассмотреть принципы его практической реализации.
Содержательной основой этнокультурного образования является этнокультура, и в соответствии с этим автором были выработаны следующие рабочие определения ключевых понятий.
Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту.
Центральная проблема этнокультурного образования - формирование этнокультурной компетентности будущего педагога. Она входит в структуру общей профессиональной компетентности педагога как подсистема.
Термин «этнокультурная компетентность» появился в науке недавно и еще не имеет единого толкования. Например, определения В. Корташева и В. Штыкаревой [1, с. 288], Т. Поштаревой [4, с. 14] нацелены на межэтническое взаимодействие.
Мы понимаем этнокультурную компетентность как интегральное свойство личности, выражающееся в освоении совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
Поиск методик и технологий, облегчающих освоение столь многогранных и сложных явлений, - серьезная научно-педагогическая проблема. Большую методологическую трудность для студентов представляет вопрос о составе этнокультуры. Анализ этнологической и культурологической литературы позволил в качестве элемента педагогической технологии создать модель этнокультуры, выявляющую в зримой форме ее структуру. Предлагаемая модель этнокультуры (рис. 1) представлена в виде кольца, внутри которого соединены между собой ее составные элементы как пересекающиеся множества. В нижней части кольца - глубинные составляющие: хозяйственно-культурный тип экономики (сельскохозяйственно-оседлый, скотоводческо-кочевой или ремесленно-торговый), предметы традиционного быта, религия, обычаи и обряды, эмпирические воззрения народа (народная медицина, астрономия,
Рис.1. Структурная модель этнокультуры.
экология, философия и др.), народная педагогика, этническая психология и этноэти-кет. В верхней части кольца - более подвижные, постепенно изменяющиеся, разрастающиеся в разнообразных формах составляющие этнокультуры - системообразующий элемент - язык - и народная художественная культура во всех ее видах: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический фольклор, декоративно-прикладное искусство, народное зодчество.
Другая модель относится к этнокультурному образованию (рис. 2). В схематическом плане путь развития культуры представляется в системе координат пространственно-географической горизонтали и историко-временной вертикали. Этнокультурный компонент живет в сердцевине системы и прорастает в различных слоях вплоть до современности. Введение в центр системы координат личности обу-
чающегося позволяет представить структурную модель этнокультурного образования.
В плоскости горизонтали в процессе образования личность познает множественность этнокультур, открытых к взаимодействию и разомкнутых во времени. В потоке времени из различных областей древней культуры произросли различные формы прогрессирующей в социодинамике культуры человечества. Этнокультурные ценности входят в жизнь разных слоев населения, в профессиональное искусство. Из этнокультуры родного народа развивается многоаспектная отечественная культура (для российской культуры - культура российского суперэтноса, вбирающего в себя культуры народов нашей страны с доминантной культурообразующей ролью русского этноса), она же связана с мировой культурой, интегрирующей в себе культуры разных этносов.
Рис. 2. Координатная модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры.
Содержание этнокультурного образования мы выстраиваем, опираясь на общую типологию формирования содержания образования, предложенную В. В. Кра-евским [2, с. 53]. На уровне общего теоретического представления в содержании этнокультурного образования определяются шесть компонентов (см. таблицу 1).
Содержание этнокультурного образования реализуется на основе ряда принципов: модульности, интегративности, куль-туротворчества, междисциплинарности.
Рассмотрим это на примере отделения музыкальных дисциплин Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. Содержательно-организационный принцип модуль-
Таблица 1
Система содержания этнокультурного образования
№ п/п Название компонента Характеристика содержания компонента этнокультурного образования
1 Собственно этнокультурные компоненты Отражают внутреннюю структуру этнокультуры, определяются входящими в процесс образования элементами этнокультуры, их совокупностями (этнофилологической, этнохудожественной, мировоззренческой, поведенческой) или целостным структурным комплексом. Лежат в центре пространственно-временной системы координат модели этнокультурного образования. В зависимости от интенсивности включения этнокультурных компонентов в содержание образования различается глубина его этнокультурной направленности.
2 Лингвистический компонент Вычленяется из собственно этнокультурного компонента как наиболее важный для коммуникации. В современном поликультурном обществе имеет три уровня: этнический, суперэтнический (в российском суперэтносе - русский язык), надэтнический (язык международного общения).
3 Этнологический компонент Определяется совокупностью этнологических и этногеографических знаний о различных этносах, этнических ценностях и категориях. Отражает пространственно-горизонтальную координату модели этнокультурного образования.
4 Историко- культурологический компонент Определяется пониманием исторического развития этнокультуры, ее целостности, вхождения в цивилизационный процесс, в систему национальной и мировой культуры. Отражает историко-временную координату модели этнокультурного образования.
5 Региональный компонент Фокусирует внимание на локализации этнокультурного материала в конкретном регионе, требуя при его рассмотрении пересечения двух предыдущих ракурсов и обеспечивая диалогичность в сопоставлении горизонтальных этнологических связей и историко-временных пластов в развитии этнокультуры.
6 Этнопсихологические и этнопедаго-гические основания Учитывают этническую идентичность обучаемых, их этноментали-тет, специфику процесса инкультурации и аккультурации, освоения и присвоения ценностей этнокультуры, культуры этноса и суперэтноса
ности осуществляется на разных уровнях. В микромодуле проблематика этнокульту-ры входит в тематические блоки дисциплин федерального и национально-регионального компонента. При изучении культурологии, педагогики, предметов «Сохранение природного и культурного наследия», «История культуры стран и регионов», ряда музыкальных дисциплин раскрываются отдельные проблемы этнологического, историко-культурологического, регионального компонентов содержания этнокультурного образования. Углубление собственно этнокультурного компонента с доминантой на этнохудожественной основе реализуется в изучении специальных дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Народные художественные тра-
диции». Это своего рода предметный мезо-модуль: в нем углубляются представления о конкретных областях этнокультуры. Макромодуль осуществляется в системе специальных дисциплин, предлагаемых на специализации по фольклору: «Музыкальная этнография», «Народная хореография», «История русского народного костюма», «Этносольфеджио», «Народный музыкальный ансамбль», «Сольное народное пение». Развитие умений методической работы с этнокультурным материалом получают и студенты специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» в процессе изучения дисциплин «Музыкальные праздники», «Организация музыкального воспитания во внеклассной работе», «Организация детских творче-
ских коллективов». Этнопсихологические и этнопедагогические знания лежат в базовом слое процесса этнокультурного образования. Общая система содержания этнокультурного образования приведена в таблице 1.
Принципы интеграции знаний об этно-культуре и ее культуротворческого освоения в междисциплинарном взаимодействии позволяют усовершенствовать опыт овладения различными видами народной художественной культуры, постичь ее целостность, сопоставить культуры разных народов.
Подобная направленность осуществлялась автором также и в работе с будущими педагогами начальных классов.
В результате проведенных исследований был получен вывод о том, что процесс этнокультурного образования способствует формированию чувства любви к отечественной культуре в балансе с пониманием и уважением к культурам других народов, что является условием толерантных отношений в межэтнических контактах, необходимых в современном полиэтническом обществе.
Литература
1. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь / Под общ. ред. А. Г. Козловой - СПб.: Нестор, 2005.
2. Краевский В. В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 2003.
3. Наурызбай Ж. Ж. Этнокультурное образование. - Алматы, 1997.
4. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности в полиэтнической образовательной среде. Автореф. ... докт. пед. наук. - Ставрополь, 2007.
5. Солодухина Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (На материале Республики Бурятия): Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2005.