Научная статья на тему 'Полевая научная школа "Первые шаги в науку" как форма организации НИРС в экологическом и географическом образовании вуза'

Полевая научная школа "Первые шаги в науку" как форма организации НИРС в экологическом и географическом образовании вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ВУЗ / СТУДЕНТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махрова М.Л., Ямских Г.Ю., Кырова С.А., Субракова С.А., Чичинина С.В.

В статье анализируются проблемы организации НИРС в вузе и участия студентов в научно-исследовательской деятельности. Показано, что активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются. Обобщается опыт организации и проведения летних полевых научных школ «Первые шаги в науку» для студентов, аспирантов и докторантов естественнонаучного направления в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова с участием специалистов кафедры географии Сибирского федерального университета. Отмечается, что существенным образом, благодаря проведению летних полевых научных школ, меняется отношение студентов к научно-исследовательской работе. У студентов появляются и эффективные меры поощрения, такие как материальное стимулирование, предоставление льгот в учебном процессе, при поступлении в магистратуру, аспирантуру и трудоустройстве; возможности публикации результатов исследования, установление регулярных контактов со студентами и профессорами российских и зарубежных вузов; ранняя специализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махрова М.Л., Ямских Г.Ю., Кырова С.А., Субракова С.А., Чичинина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полевая научная школа "Первые шаги в науку" как форма организации НИРС в экологическом и географическом образовании вуза»

Полевая научная школа «Первые шаги в науку» как форма организации НИРС в экологическом и географическом образовании вуза

Махрова Марина Леонидовна,

кандидат географических наук, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катано-ва, Marina-mahrova@mail.ru

Ямских Галина Юрьевна,

доктор географических наук профессор, заведующий кафедрой географии Сибирского федерального университета, Yamskikh@mail.ru

Кырова Светлана Анатольевна,

кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры химии и геоэкологии ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Субракова Светлана Афанасьевна,

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Чичинина Светлана Викторовна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

В статье анализируются проблемы организации НИРС в вузе и участия студентов в научно-исследовательской деятельности. Показано, что активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются. Обобщается опыт организации и проведения летних полевых научных школ «Первые шаги в науку» для студентов, аспирантов и докторантов естественнонаучного направления в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова с участием специалистов кафедры географии Сибирского федерального университета. Отмечается, что существенным образом, благодаря проведению летних полевых научных школ, меняется отношение студентов к научно-исследовательской работе. У студентов появляются и эффективные меры поощрения, такие как материальное стимулирование, предоставление льгот в учебном процессе, при поступлении в магистратуру, аспирантуру и трудоустройстве; возможности публикации результатов исследования, установление регулярных контактов со студентами и профессорами российских и зарубежных вузов; ранняя специализация.

Ключевые слова: научная школа, вуз, студент, научно-исследовательская работа.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) включает в себя два взаимосвязанных элемента - обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда и собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей. Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения, так и его воспитанника [2].

Как правило, привлечение студентов к научному творчеству в вузе осуществляется через две основные формы организации - НИР, включенную в учебный процесс и НИР, выполняемую студентами во внеучебное время. Учебно-исследовательская работа (УИР) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом. Основной задачей УИР является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе. К таким занятиям относятся: лекции по дисциплине «Основы научных исследований»; практические и лабораторные занятия, учебные и производственные практики с элементами научных исследований по дисциплине; курсовое и дипломное проектирование с элементами научных исследований, наличие внедрения в виде публикаций статей, тезисов докладов. К дополнительным формам можно отнести участие студентов в работе научных кружков и групп, массовых научно - исследовательских мероприятиях системы НИДС, и состязательных научно - исследовательские мероприятиях (конкурсы, конференции) [7].

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов в научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных учреждений вуза по госбюджету и хоздоговорной тематике.

Активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются. Так стимулирование научно-исследовательской деятельности

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

01 г

студентов в вузе направлено на: повышение уровня и качества подготовки специалистов с высшим образованием к творческой и научно-исследовательской работе; обобщение опыта и повышение качества труда преподавателей, научных и административных работников вуза в области организации научно-исследовательской деятельности студентов; ориентирование тематики НИРС по приоритетным научным направлениям [8].

Изучение факторов организации научно-исследовательской деятельности студентов в ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ХГУ им. Н.Ф. Катанова) проводилось в 2011 году преподавателями кафедры экологии и географии с использованием методов: «фокус-групп», тестирования и анкетирования. В исследовании принимали участие студенты 2-4 курсов Института естественных наук и математики, обучающиеся по естественнонаучным направлениям (ЕНО, Биология, Экология). Из 84 человек опрошенных - студенты второго курса составляли 37 %, третьего - 25 % и четвертого 39 %.

Результаты анкетирования показали, что все студенты понимают значимость и возможности научной деятельности для личностного роста и социального статуса, но при этом научно-исследовательской деятельностью постоянно занимается немногим более 28 % студентов, время от времени участвуют в НИР около трети молодых людей, 40 % студентов вообще не занимаются научно-исследовательской работой. На 3 и 4 курсах научно-исследовательской работой занимаются соответственно 30% и 52 % студентов.

В качестве основной причины не участия в НИР студенты указали отсутствие информации о НИР, далее по мере убывания количества упоминаний следуют отсутствие интереса, желания, материального стимула и времени. Весьма незначительная часть ответов отражает такие причины, как отсутствие необходимой материально-технической базы в вузе, морального поощрения (грамот, благодарностей и т.д.), интересных тем и др.

Было выявлено, что студенты младших курсов информированы в основном о студенческих конференциях, о других формах научной работы информированность крайне низкая (14 % студентов вообще не дали ответа на задаваемый вопрос). По мнению большинства студентов (63 %) в вузе созданы удовлетворительные условия для научно-исследовательской работы. Около двух третей студентов указали, что выполнение ими научной работы в значительной степени зависит от помощи преподавателя (на 50, 70 и 100 %), менее трети опрошенных отметили несущественную зависимость (на 30 % и на 10 %).

Анализ мотивации участия в научной работе студентов, показал, что к числу главных побуждений к этому виду деятельности являются: возможность расширения и углубления знаний (20 %); интерес к изучаемой научной проблеме (18 %); развитие интеллектуальных и творческих способ-

ностей (17 %). Среди менее значимых мотивов студентами отмечены возможность лучшего овладения профессиональными компетенциями (12%), а также требования преподавателей выпускающей кафедры (11 %).

В решение проблем мотивации и повышения качества НИР студентов в Институте естественных наук и математики ХГУ им.Н.Ф. Катанова накоплен опыт организации научной школы в области естественных наук с участием студентов, аспирантов и докторантов и приглашенных специалистов кафедры географии из Института экологии и географии Сибирского федерального университета.

Понятие «научная школа» достаточно полно изучено философами, социологами, науковедами, историками науки. Для научной школы характерен ряд признаков: общность деятельности, т.е. общность объекта и предмета исследования, целевых установок, методических подходов, критериев оценки деятельности и ее результатов; наличие лидера, выполняющего харизматическую, морально-организующую и административно-управленческую роли в коллективе; эффект саморазвития, базирующегося на кооперативных принципах деятельности, постоянном обмене результатами, идеями (как "по горизонтали" - внутри одного поколения, так и "по вертикали" - между учителями и учениками); оптимизация процесса обучения научной молодежи и воспроизводства научной культуры; публичное признание [1, 3].

В образовательных учреждениях высшего образования, наряду с исследовательскими коллективами (группой ученых разного уровня, совместно работающих в определенном направлении науки), существуют и научно-образовательные школы, главная задача которых формирование будущих исследователей. Для того чтобы стать в перспективе полноценным членом исследовательского коллектива студент должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку [8].

Для реализации этих целей, первоочередными задачами должны стать: формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов; создание благоприятных условий для раскрытия и реализации творческих способностей студентов, поддержка их научно-исследовательского творчества;выделение одаренных и талантливых студентов, способных к преподавательской или научной деятельности, для дальнейшего обучения и пополнения кадрового потенциала высшей школы; повышение массовости и результативности участия студентов в научно-исследовательских мероприятиях научно-исследовательской деятельности студентов; обеспечение эффективных экономических и социальных предпосылок для привлечения преподавательского, научного и административного персонала вуза к научному руководству и организации научно-исследовательской деятельности студентов [7].

При грантовской поддержке Министерства образования и науки Республики Хакасия с 2011 года проводится полевая научная школа «Первые шаги

в науку», главная цель которой - формирование сообщества молодых исследователей в области естественнонаучного направления, из числа школьников, студентов, аспирантов и докторантов, как научного инновационного потенциала Республики Хакасия. Школа решает и ряд задач: раскрыть интересы и склонности участников к научно-поисковой деятельности; повысить уровень сформированное™ исследовательских, основных профессиональных и коммуникативных компетенций; формировать навыки исследовательской деятельности в природе; расширить общий и естественнонаучный интеллектуальный уровень студентов; научить работать в команде.

Слушателями школы на конкурсной основе становятся преимущественно студенты (бакалаври-анты и магистранты) по направлениям естественнонаучной и педагогической подготовки (география, биология, безопасность жизнедеятельности, химия, биоэкология, природопользование, техно-сферная безопасность и др.). С 2015 года участниками школы стали учителя биологии, географии, педагоги дополнительного образования и учащиеся 9-11 классов школ г. Абазы.

Важным элементом организации школы является выбор места проведения. Территории, где проводились научные школы, характеризуются, во-первых, разнообразием природных, антропогенных и техногенных ландшафтов (степных, лесных и пойменных ландшафтов, урбанизированных и особо охраняемых территорий). В наибольшей степени этим условиям соответствуют речные долины, которые традиционно являются полигонами для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Во-вторых, транспортной доступность и инфраструктурной комфортностью. Поэтому местом проведения школы в 2011 г. был выбран участок долины р. Аскиз в пределах музея-заповедника «Казановка» (Аскизский район Республики Хакасия), в 2012, 2015 и 2017 годах - долина р. Абакан в черте города Абаза - Гостевой дом «Бурундук».

Кадровый состав организаторов школы включает в себя доктора географических наук, кандидатов географических, биологических и сельскохозяйственных наук, имеющих большой опыт выполнения научно-исследовательской работы, в том числе проведения исследований в полевых условиях в районах Республики Хакасия и сопредельных территорий.

Каждая школа реализовывалась в рамках конкретной тематики: «Первые шаги в науку: организация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, докторантов в области естественных наук», «Первые шаги в науку: ландшафт как системный объект исследования», «Первые шаги в науку: ландшафтное планирование территории как основа рационального природопользования» и «Первые шаги в науку: ООПТ как решение экологических проблем региона» [4,5,6].

Подготовка молодых исследователей во время школы реализуется в процессе «обучения на практике» по чётырем основным направлениям:

1) методологические основы научных исследований в области географии и геоэкологии, т.е. лекционные занятия («Основы НИР», «Методы ланд-шафтно-экологических исследований», «Теоретические основы ландшафтоведения, ландшафтного планирования и природопользования»), с использованием активных методов обучения - мастер-класс («Экологический каркас территории как форма ландшафтного планирования», «Функциональное зонирование урбанизированной территории» и др.), круглый стол («Опыт организации ландшафтного планирования в странах мира»), способ погружения в тему - «Мозговой штурм», методические приёмы «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

2) проектирование, т.е. проведение микроисследования в соответствии с требованиями НИР (выбор объекта, предмета и темы исследования, освоение методик, полевые исследования природных, антропогенных и техногенных ландшафтов, анализ полученных материалов, защита проекта);

3) расширение общего интеллектуального уровня и научного кругозора (кинолектории («Ландшафты мира», «Особо охраняемые природные территории Хакасии, России, мира»), экскурсии (Визит-центр ГПЗ «Хакасский», «Тропа предков в Казановке»), посещение краеведческого музея г. Абаза и экологической тропы и др.);

4) волонтерские экологические акции (уборка мусора в пределах городской черты) и добрые дела (помощь ветеранам, пожилым и многодетным семьям).

Организация общения и взаимодействия участников в научных школах носила неформальный характер, потому что немаловажное значение для формирования молодых исследователей имеет межличностное общение с учителем и между участниками. Создание демократической атмосферы, поощрение различных взглядов и подходов к решению региональных экологических проблем, через сочетание высоких морально-этических норм с духом критического отношения к устоявшимся и устаревшим взглядам и предубеждениям, гарантирует формирование устойчивых знаний и отношений в области научно-исследовательской деятельности и эколого-географического образования.

В рамках изучения эффективности факторов организации НИРС в ИЕНиМ среди студентов, обучающихся по направлениям подготовки (44.03.05 Педагогическое образование (профили БЖ, биология, химия, математика, физика, физическая культура), 06.03.01 Биология (профиль биоэкология), 05.03.06 Экология и природопользование (профиль природопользование), в апреле 2019 года было проведено анкетирование, в котором приняли участие 62 респондента - первокурсники составили 16%, второкурсники - 38 %, студенты третьего курса - 23%, четвертого - 23%, в том числе, участники летней научной школы «Первые шаги в науку:...» 2015 и 2017 годов.

Анализ результатов ответов респондентов показал, что научно-исследовательской деятельностью

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

в) ^

0

сч

01 г

занимается почти 68 % студентов. При анализе распределения студентов, занимающихся научно-исследовательской работой, в соответствии с курсом обучения, прослеживается явная тенденция резкого увеличения числа вовлеченных в НИР к старшим курсам. Причем, среди студентов, постоянно занимающихся научно-исследовательской деятельностью, на третьем курсе учится 40 % студентов, на четвертом курсе - 62 %. Среди студентов, иногда занимающихся научно-исследовательской деятельностью, на втором курсе учится 35 % студентов, на третьем - 55 %, на четвертом - 37 %. Среди студентов, не занимающихся научно-исследовательской деятельностью, учатся на первом курсе - 70%, на втором -46 %, на третьем - 5 %, на четвертом - 1 % (табл.1).

Таблица 1

Распределение студентов, занимающихся НИР, по курсам

Участие в НИР 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Постоянно занимаются НИР 0 19 40 62

Иногда занимаются НИР 30 35 55 37

Не занимаются НИР 70 46 5 1

Возрастная структура студентов активно принимающих участие в НИРС осталась без изменений по сравнению с результатами исследования в 2011 году.

Студенты младших курсов преимущественно принимают эпизодическое участие в предметных олимпиадах и студенческих конференциях регионального и вузовского уровней, а студенты 3-4 курсов во Всероссийских конференциях и олимпиадах, в НИР в рамках выпускающих кафедр.

В качестве объяснений, побуждающих студентов к занятиям научной деятельностью, они отмечали интерес, личностный рост и обязательность в образовательном процессе вуза. Среди причин неучастия в данном виде деятельности чаще других фигурировали - отсутствие желания, опыта такой работы и не уверенность в своих силах и способностях.

Выявлены представления студентов о том, какие возможности дает им научная деятельность: в первую очередь, это приобретение опыта и знаний (79% респондентов); на втором месте - самореа-лизациия (61%) и внесение вклада в развитие науки (27%). То есть, произошли существенные изменения в отношении студенчества к научной деятельности в сторону социальных и духовных потребностей, так как в 2011 году студенты отмечали - возможность получения стабильного дохода, занятия должности во властных структурах, повышения самооценки, расширения круга общения и самореализации.

Среди основных стимулов участия в НИР, как и в 2011 году, студенты указывают: желание получить глубокие знания и расширить умения по избранному направлению обучения (58%); возможность получить дополнительный доход (36%); желание развивать свои интеллектуальные и творческие способности (37%); наличие собственного

интереса в разработке какой-либо научной проблемы (34%).

Основными препятствиями для занятия научной работой студенты считают - недостаток социальных льгот, как поощрения за НИР (32%), а также недостаточное финансирование научных исследований и материальное стимулирование студенческих работ (36%). На ряду с этим отмечались - проблемы публикации результатов исследования и проблемы послевузовского трудоустройства. Семь лет назад студенты отмечали среди проблем для занятий НИР следующие: отсутствие материально-технической базы (26 % от общего количества ответов); ограниченные возможности внедрения результатов НИР на практике (25 %); слабая информации о студенческих научных мероприятиях (17%).

При выяснении роли преподавателя в осуществлении студентами научно-исследовательской работы оказалось, что 86% респондентов определяют его ведущую роль: на 100% - 16% студентов, на 70% и более - 17% отвечающих и на 50% - 53% студентов.

В 2011 году около двух третей студентов указали, что выполнение ими научной работы в значительной степени зависит от помощи преподавателя (на 50, 70 и 100 %), менее трети опрошенных отметили несущественную зависимость (на 30 % и на 10 %). Лишь 5 % молодых людей оценивают свою исследовательскую деятельность как полностью самостоятельную (табл. 2).

Таблица 2

Оценка студентами степени необходимости помощи преподавателя в НИР, (%)

Степень зависимости 2011 2019

НИР студента от помощи

преподавателя

На 100% 2 16

На 70 % 29 17

На 50 % 32 53

На 30 % 23 3

Менее, чем на 10 % 9 6

Сейчас я полностью 5 5

самостоятелен (на)

Всего 100,0 100

Наиболее эффективными мерами поощрения студентов за участие в НИР респонденты отмечают: материальное стимулирование (именные стипендии, гранты, премии - 89%); предоставление льгот в учебном процессе, при поступлении в магистратуру, аспирантуру и трудоустройстве (48%); возможности публикации результатов исследования - 24%; установление регулярных контактов со студентами и профессорами российских и зарубежных вузов - 23%; ранняя специализация - 16%. В 2011 году студенты к таким мерам относили -эффективное информирование студентов о НИР, повышение заинтересованности преподавателей в работе со студентами, обеспечение свободного доступа к информации (литература, сеть Интернет), внедрение результатов НИР в производство, обеспечение практической значимости научной работы студентов.

Таким образом, в течение последних 7 лет в «Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова» сложились благоприятные предпосылки для эффективной организации НИРС: сформирован достаточный информационный фонд (библиотеки, лаборатории, компьютерные классы, электронные носители, Интернет); наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава; функционирующие научные школы и направления не только в области биологии, экологии, географии, но и физике, информатике, медицине, истории, археологии, этнографии, ветеринарии, филологии, культурологи и педагогическому образованию; ежегодное проведение более 25 научных, научно-технических, научно-практических конференций и семинаров международного, всероссийского, межрегионального и республиканского уровней в области экологии, языкознания, тюркологии, информатики, истории, права, экономики, образования, культуры и искусства, ремесел и народных промыслов и др.

Среди наиболее значимых результатов работы школ «Первые шаги в науку ...» можно отметить:

- три учебно-методических пособия [4,5,6], которые используются для организации образовательного процесса и НИРС по направлениям подготовки естественнонаучного и педагогического профилей в «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», преподавателями общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Республики Хакасия и юга Красноярского края;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- студенты младших курсов определяются с выбором научного руководителя и объектом исследования;

- укрепление личных позиций, внутренней мотивации студентов к научной работе (участие во всех школах, публикации в журналах РИНЦ);

- выявление активных студентов, способных вести исследовательскую деятельность и продолжить обучение в магистратуре (из участников 2015 г. и 2017 г. - 9 студентов) и аспирантуре (3 студента);

- база данных участников школы, желающих в дальнейшем принимать участие в НИР кафедр химии и геоэкологии, биологии и анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности института естественных наук и математики ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова».

Литература

1. Гузевич Д. Ю. Научная школа как форма деятельности // Вопросы истории естествознания и техники, 2003. № 1. - С. 64 - 93.

2. Крутова В.И, Научно-исследовательская и творческая работа студентов вузов и учащихся средних специальных заведений: сб. основных постановлений, приказов и инструкций/под ред. В.И. Крутова.- М.- 1984. -143с.

3. Парахонский А. П. Научная школа как социальный институт и педагогический феномен //[электронный

pесурс]http://www.rae.ru/zk/script_150307.php?url=ar j/2007/01/Parahonskii_4.zip(дата обращения

15.01.2019).

4. Первые шаги в науку: организация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, докторантов в области естественных наук: учебное пособие/ сост. М.Л. Махрова, А.И. Волкова, И.С. Швабенланд и др. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011.- 92 с.

5. Первые шаги в науку: ландшафт как системный объект исследования планирование территории: учебное пособие/ сост. М.Л. Махрова, А.И. Волкова, О.Л. Захарова и др. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф.Катанова», 2012.- 84 с.

6. Первые шаги в науку: ландшафтное планирование территории как основа рационального природопользования: учебное пособие/ сост. М.Л. Махрова, А.В. Сумина, О.О. Денисова и др. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015.- 92 с.

7. Рябова Т.А. Подготовка к научно-педагогическим исследованиям в вузе / Т.А. Рябова // Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования пед. фак., 2003 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Е.И. Мычко, С.Г. Шпилевая, Е.В. Шахторина [и др.]. Калининград: Изд-во КГУ. - 2004 с. 41-43.

8. Шестак Н. В., Астанина С. Ю. Роль научных школ в подготовке молодых ученых// [электрон-ныйресурс]

http://www.muh.ru/.Docs/niipo30_2006.htm?user=Caa e910f81eflcb713432f41 al9096 fa (дата обращения 25.01.2019).

Field scientific school "First steps in science" as a form of NIRS organization in environmental and geographical education of the university Makhrova M.L., Yamskikh G.Yu., Kyrova S.A., Subrakova S.A.,

Chichinin S.V. Khakas State University, Siberian Federal University The article analyzes the problems of organizing NIRS in high school and student participation in research activities. It is shown that the activity of students in research activities depends largely on how students' scientific work is organized, what forms and methods of stimulating its active participants are practiced. Summarizes the experience of organizing and conducting the summer field scientific schools "First steps in science" for students, graduate students and doctoral students of natural sciences in the Khakass State University. N.F. Katanova with the participation of specialists from the Department of Geography of the Siberian Federal University. It is noted that in a significant way, thanks to the summer field scientific schools, the attitude of students towards research work is changing. Students also receive effective incentive measures, such as material incentives, the provision of benefits in the educational process, on admission to magistracy, graduate school and employment; the possibility of publishing the results of research, the establishment of regular contacts with students and professors of Russian and foreign universities; early specialization. Keywords: scientific school, university, student, research work. References

1. Guzevich D. Yu. Scientific school as a form of activity // Questions of the history of natural science and technology, 2003. № 1. - p. 64 - 93.

2. Krutova VI, Research and creative work of university students

and students of secondary special institutions: Sat. basic decisions, orders and instructions / ed. IN AND. Krutov .- M.-1984. -143s.

о о и n m S m

О m n m й А

S £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X

s m

6. The first steps in science: landscape planning of the territory as a

basis for environmental management: study guide / comp. M.L. Makhrova, A.V. Sumin, O.O. Denisov et al. - Abakan: Publishing House of FSBEI HPE "Khakass State University. N.F. Katanova, 2015.- 92 p.

7. Ryabova T.A. Preparation for scientific and pedagogical research

in high school / TA. Ryabov // Pedagogical education in the Kaliningrad region: history, prospects for development and cooperation: materials of the Intern. scientific-practical Conf., dedicated to the 20th anniversary of the formation of ped. Fact.,

2003 / Kaliningr. state un-t; ed. E.I. Mychko, S.G. Shpilevaya, E.V. Shakhtorina [et al.]. Kaliningrad: KSU publishing house. -

2004 p. 41 -43.

8. Shestak N.V., Astanina S.Yu. The role of scientific schools in the

preparation of young scientists // [electronic resource] http://www.muh.ru/.Docs/niipo30_2006.htm?user=Caae910f81e flcb713432f41al9096 fa (appeal date 25.01 .2019).

o

E

£

at

o w in ei Z

3. Parahonsky A.P. Scientific School as a Social Institute and Pedagogical Phenomenon // [electronic resource] http://www.rae.ru/zk/scnpM50307.php7urNarj/2007/01/Paraho nskii_4.zip (date appeals 15.01.2019).

4. The first steps in science: the organization of research activities

of students, graduate students, doctoral students in the field of natural sciences: textbook / comp. M.L. Makhrova, A.I. Volkova, I.S. Shvabenland et al. - Abakan: Publishing House of FSBEI HPE "Khakass State University. N.F. Katanova, 2011.- 92 p.

5. The first steps in science: landscape as a systematic object of

study territory planning: a tutorial / comp. M.L. Makhrova, A.I. Volkova, O.L. Zakharova et al. - Abakan: Publishing House of FSBEI HPE "Khakass State University. N.F. Katanov, 2012.- 84 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.