Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов и школьников посредством сети Интернет'

Организация научно-исследовательской работы студентов и школьников посредством сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / ШКОЛЬНИКИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова С.А., Кравченко Л.Ю.

Статье рассматриваются аспекты научно-исследовательской работы (НИР) студентов и школьников. Показано, что возможности Интернета позволяют студентам и школьникам заочно и дистанционно участвовать в различных конкурсах и конференциях, что способствует их вовлечению в НИР. Представлен опыт организации научно-исследовательской работы студентов и школьников на базе проекта «Мирознай». Рассмотрены примеры творческих конкурсов, конкурсов исследовательских работ различного уровня, представленных на сайте «Мирознай».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссарова С.А., Кравченко Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов и школьников посредством сети Интернет»

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Комиссарова С.А., Кравченко Л.Ю., 2018 Волгоградский государственный социально-педагогический университет, доцент кафедры информатики и информационных технологий, доцент кафедры физики, методики преподавания

физики и математики, ИКТ, Волгоград

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты научно-исследовательской работы (НИР) студентов и школьников. Показано, что возможности Интернета позволяют студентам и школьникам заочно и дистанционно участвовать в различных конкурсах и конференциях, что способствует их вовлечению в НИР. Представлен опыт организации научно-исследовательской работы студентов и школьников на базе проекта «Мирознай». Рассмотрены примеры творческих конкурсов, конкурсов исследовательских работ различного уровня, представленных на сайте «Мирознай».

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, студенты, школьники, Интернет.

ORGANIZATION OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN'S SCIENTIFIC RESEARCH

WORK BY MEANS OF THE INTERNET

Komissarova S.A., Kravchenko L.Yu., 2018 Volgograd State Socio-Pedagogical University assistant professor in the Department of Informatics and Information Technologies, assistant professor in the Department of Physics, Methods of Teaching Physics and Mathematics, ICT, Volgograd

Annotation: in the article aspects of research work (SRW) of students and schoolchildren are considered. It is shown that the possibilities of the Internet allow students and pupils to participate in various competitions and conferences in absentia and remotely, that can involve them in the research. The experience of organization of students and schoolchildren's research work on the basis of the project "Miroznaj" is presented. The examples of creative contests, competitions of research work of various levels are presented on the website of "Miroznaj".

Keywords: research work, students, schoolchildren, the Internet.

Важность научно-исследовательской работы студентов (НИРС) подчеркивается федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки 44.03.01 (уровень бакалавриата) и 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) [8], [9]. Умения и навыки исследовательской деятельности требуются сегодня будущим педагогам для решения учебных и профессиональных задач.

Как отмечают исследователи, «научно-исследовательская работа студентов - это профессионально творческая деятельность по овладению целостной системой методов, приемов и формированию навыков решения научно-исследовательских задач, развитию способностей к научному творчеству, самостоятельности и инициативности», при этом важной формой организации НИРС является участие студентов в научных, научно-практических конкурсах, конференциях [5, с. 3].

В своей работе Донскова, Полях отмечают ряд факторов, которые препятствуют вовлечению студентов в НИРС, среди которых недостаточное количество территориально доступных научных мероприятий [6, с.24]. Возможности Интернета позволяют студентам заочно и дистанционно участвовать в различных конкурсах и конференциях, что помогает разрешить данное препятствие.

В качестве примера приведем проект «Мирознай», который позволяет студентам вести научно-исследовательскую работу, участвуя в творческих конкурсах и конкурсах исследовательских проектов регионального и всероссийского уровня [4]. Данный проект разработан лабораторией информационных технологий образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) (Рис. 1).

С) miroznai.ru

Мирознай

Весомый Вклад в Портфолио!

Наши сервисы

Мирознай

Конкурсы

Курсы

Журналы

реализуйте свои таланты

творческие конкурсы и конкурсы исследовательских проектов для детей, студентов, педагогов регионального и всероссийского уровня

повышайте свою компетентность

дистанционные курсы повышения квалификации для учителей и воспитателей, курсы довузовской подготовки и подготовки к ЕГЭ

делитесь своим опытом

плановые и срочные публикации статей и методических разработок в электронных журналах широкой тематики с размещением в

РИНЦ

Перейти

Перейти

Перейти

Рис. 1. Проект «Мирознай».

Для обучающихся в вузе будет интересен отборочный этап научной конференции студентов ВГСПУ, что позволяет попробовать свои силы, и, в дальнейшем, принять очное участие в данной конференции. Заслуживает внимания также региональная конференция молодых ученых и исследователей Волгоградской области (заочный этап). Среди большого выбора проводимых конкурсов можно выделить всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов «Наука онлайн!» и всероссийский конкурс научных, методических и творческих работ «Горизонты развития». Для апробации курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалавров и магистров) студентам будет интересен конкурс «Наука онлайн!» В процессе изучения информационных дисциплин, таких, как «Социальная информатика», «Информационные технологии в образовании», «Интернет и мультимедиа-технологии» - и т.п., у будущих педагогов есть возможность заняться научно-исследовательской работой и принять участие в конкурсе «Горизонты развития».

Номинации конкурсов претерпевают изменения с момента первого проведения до настоящего времени, но некоторые остаются неизменными. Например, эссе. Тематика эссе от года к году меняется, но сама номинация показала свою значимость.

В 2018 году в рамках изучения дисциплины «Социальная информатика» и научно-исследовательской работы студенты-историки под руководством доцента Кравченко Л.Ю. подготовили эссе на тему «Ребенок в виртуальной реальности», приняли участие во всероссийском конкурсе научных, методических и творческих работ «Горизонты развития» и заняли 2 и 3 место. Требования и критерии оценивания эссе были четко определены в положении конкурса. Студенты должны были представить «оригинальные авторские работы в форме рефлексивного рассуждения по поводу актуальной проблемы, в решении которой востребованы знания в области психологии с опорой на научную литературу» [1].

Работа над эссе включала несколько этапов:

- обсуждение возможных методов исследования, поиска информации;

- самостоятельную работу студентов;

- промежуточное обсуждение работ, консультации у педагога;

- оформление эссе;

- проверку на антиплагиат.

Работа над эссе проходила с использованием информационных технологий, в частности, текстового редактора и ресурсов Интернета.

В качестве методов исследования при написании эссе могут использоваться анализ литературы по данной проблеме, анализ информационных ресурсов Интернета, систематизация и обобщение, наблюдение, беседы.

Обретение опыта исследовательской деятельности школьниками является одним из требований стандартов нового поколения, т. к. обязательной формой контроля является выполнение исследования и защита итогового проекта. Потребность в организации и применении исследовательской деятельности в условиях новых ФГОС набирает популярность среди учителей информатики.

Вопросам проектно-исследовательской деятельности школьников в современной педагогической литературе посвящены труды многих современных исследователей.

Так Ю.В. Громыко под проектно-исследовательской деятельностью понимает «деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов» [3, с.15]. Ж.В. Шабанова отмечает, что исследовательская деятельность «связана с умением старшеклассников ставить цель исследования, пояснить ее; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, выявлять причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формировать выводы; выступать устно и письменно о результатах проведенного исследования с использованием информационных ресурсов» [10, с.8].

Как отмечалось выше, проект «Мирознай» - это одна из площадок, на которых не только студенты, но и школьники могут поделиться результатами проведенного исследования с использованием информационных ресурсов, а также прекрасный шанс сделать первые шаги в мире науки и заявить о своих способностях и талантах. По одному из перечисленных школьных предметов (математика, алгебра, геометрия; русский язык и литература; иностранные языки; история и обществознание; география и биология (Эврика); физика и химия; технология; информатика; музыка, ИЗО, мировая художественная культура; свободная номинация (для работ, не подходящих в перечисленные выше номинации), который интересно изучать школьникам более глубоко, чем в школе, можно опубликовать результаты на Мирознае на всероссийском конкурсе «Исследовательские проекты учащихся средних классов», который проводится дважды в год. Для юных исследователей существует аналогичный всероссийский конкурс «Исследовательские проекты учащихся начальных классов».

Проект «Мирознай», представляет региональные конкурсы, которые проводит Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. Примером является региональный конкурс проектов обучающихся 1-10 классов из Волгоградской области «Планета идей». На конкурс могут быть представлены самые смелые разработки в различных областях знания. Принимаются теоретические, экспериментальные, практические и даже фантастические проекты по следующим направлениям:

- «Я гражданин России» (окружающий мир, обществознание, история).

- «Что дороже всего в мире» (литература, литературное краеведение).

- «Наш дом - планета Земля» (окружающий мир, география, биология, химия).

- «В математике есть своя красота как в живописи и поэзии» (математика, физика, информатика).

- «Волшебный русский язык» (русский язык) [7].

В 2018 году в рамках организации научно-исследовательской работы школьников под руководством доцента Комиссаровой С. А. учащиеся подготовили исследовательские работы на темы «Возможности использования 3Б ручки на уроках математики», «Невербальное общение в учебной деятельности учащихся», приняли участие в вышеперечисленных конкурсах и заняли призовые места.

Следует отметить, что на проекте «Мирознай» представлены конкурсы, интересные, как для школьников, так и для студентов, например, всероссийский конкурс эссе «Социально-экономический

аспект инновационной педагогической деятельности». В нем могут принять участие старшеклассники (9-11 класс), студенты педагогических специальностей вузов. Участники могут поделиться размышлениями о социально-экономическом аспекте инновационной педагогической деятельности в форме эссе. Личные впечатления, взгляды и представления должны быть представлены в работе в научной форме, подкрепленные аргументами и доводами [2].

Таким образом, деятельность учащихся и студентов в проекте «Мирознай» помогает обучаемым более успешно реализовать свои знания и умения, генерировать идеи, позволяет им включиться в вузовскую систему образования и научно-исследовательскую работу на более высоком уровне.

Важным результатом деятельности обучаемых в проекте является создание атмосферы научного поиска, формирование у них нравственных ценностей. Они демонстрируют опыты, коллекции, видеофильмы и т.п. Помимо познавательного, развивающего значения, исследовательская деятельность помогает им социально адаптироваться, подготовиться к самостоятельной жизни в обществе.

Список литературы:

1. Всероссийский конкурс научных, методических и творческих работ «Горизонты развития». Положение о конкурсе [Электронный ресурс]. URL: http://creation.miroznai.ru/contest/166/info (дата обращения: 25.08.2018).

2. Всероссийский конкурс эссе «Социально-экономический аспект инновационной педагогической деятельности». Положение о конкурсе [Электронный ресурс]. URL: http:// http://creation.miroznai.ru/contest/171/info (дата обращения: 15.08.2018).

3. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова/Ю.В. Громыко // Изв. Рос. акад. образования. - 2000 - N 2. - С. 36-43.

4. Мирознай. Конкурсы. [Электронный ресурс]. URL: http://miroznai.ru (дата обращения: 25.08.2018).

5. Научно-исследовательская работа студентов ВГСПУ: организация и регламентирующие документы: метод, разраб. / сост. Т.С. Бородина, С. А. Комиссарова, С.Б. Спиридонова; науч. ред. В.В. Зайцев. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. - 54 с.

6. Полях Н.Ф., Донскова Е.В. Научно-исследовательская работа магистрантов, обучающихся по программе «Физическое образование», в контексте требований образовательного и профессионального стандартов / Н.Ф. Полях, Е.В Донскова // Известия ВГПУ. - 2018. - № 6. - С. 23-29.

7. Региональный конкурс проектов обучающихся 1-10 классов из Волгоградской области «Планета идей». Положение о конкурсе [Электронный ресурс]. URL: http:// http:// http://creation.miroznai.ru/contest/159/info (дата обращения: 15.08.2018).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 23.08.2018).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/3/553 (дата обращения: 23.08.2018).

10. Шабанова Ж.В. Становление исследовательской компетентности старшеклассников в процессе информатизации образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук/ Ж.В. Шабанова. - Саранск, 2009. - 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.