Научная статья на тему 'О роли информационных технологий в обучении и научно-исследовательской работе студентов Хакасского государственного университета'

О роли информационных технологий в обучении и научно-исследовательской работе студентов Хакасского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATIZATION OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION / STUDENTS RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерахтина Светлана Викторовна

Рассматривается роль информационных технологий в образовании. В частности рассматривается использование информационных компьютерных технологий в научно-исследовательской работе студентов на примере Хакасского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of information technologies in education and students research at theKhakas state university

The article discusses the importance of Informatuon Technologies in education. The usage of Information Co m-puter Technologies in students research at the Khakas State University is presented.

Текст научной работы на тему «О роли информационных технологий в обучении и научно-исследовательской работе студентов Хакасского государственного университета»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

О РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

С. В. Ерахтина

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Рассматривается роль информационных технологий в образовании. В частности рассматривается использование информационных компьютерных технологий в научно-исследовательской работе студентов на примере Хакасского государственного университета.

Ключевые слова: информационные технологии, информатизация образования, высшее образование, научно-исследовательская работа студента.

В современном мире развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющих направление развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация беспрестанно движется к созданию информационного общества, где весомую роль играют информация и научные знания. Знание современных технологий становится наиболее важным условием работы специалиста и научного деятеля [1]. Активное развитие информационных технологий (ИТ) в последние годы, их применение для решения разнообразных задач стало неотъемлемой частью образовательного процесса системы высшего профессионального образования. Современные ИТ стали одним из важнейших инструментов его модернизации [1].

Классификация информационных технологий Модернизация системы высшего профессионального образования должна создавать условия для подготовки студентов к профессиональной и научной деятельности в информационно-технологическом обществе, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, позволяющий использовать и развивать новые методы в науке и производстве. Большую роль в реализации модернизации играет активная информатизация образования [1]. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки и переподготовки современного специалиста и научного деятеля.

На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации ИТ [1]. Приведем несколько классификаций. Выделяются следующие виды информационных технологий (ИТ):

- ИТ обработки данных,

- ИТ управления,

- автоматизация офиса,

- информационная технология поддержки принятия решений,

- ИТ экспертных систем [1].

ИТ подразделяют на различные виды следующим образом [1,2]:

- функционально-ориентированные информационные технологии, предназначенные для реализации определенных задач;

- предметно-ориентированные ИТ, предназначенные для решения конкретных задач в определенной предметной области;

- проблемно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения типовых прикладных задач [2].

Мы будем придерживаться классификации, приведенной авторами учебника [3], которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:

- технологии обработки текстовой информации,

- технологии обработки числовой информации,

- технологии обработки графической информации,

- технологии обработки звуковой информации,

- технологии работы в глобальных сетях,

- социальные ИТ.

Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция - обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.

ИТ можно также разделить на:

- универсальные (текстовые редакторы и процессоры, электронные таблицы, СУБД, электронные презентации и т. п.),

- специализированные (электронные справочники, электронные учебники, симуляторы, тренажеры, переводчики и т. п.),

- интернет-технологии (поисковые системы, виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии, научные форумы, интерактивные тесты, телеконференции и т. п.).

В педагогической практике наряду с традиционными методами целесообразно и оправданно использование информационных технологий с целью создания условий выбора индивидуального образовательного пути и научно-исследовательской деятельности каждого студента. Процесс организации обучения студентов с использованием ИТ позволяет:

1) повысить компьютерную грамотность за счет использования универсальных ИТ;

2) повысить качество обучения, индивидуализировать его посредством ранжирования уровня сложности заданий;

3) сделать процесс обучения интересным за счет новизны и нестандартности такой формы работы, сделать его увлекательным и запоминающимся за счет использования мультимедийных возможностей современных ПК;

4) эффективно решать проблему наглядности обучения и представления итогов научно-исследовательской деятельности, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более доступным, легко воспринимаемым;

5) усилить у студентов потребность в поисковых действиях, научить свободно осуществлять поиск необходимой информации в глобальной сети посредством Интернет-технологий;

6) находить, анализировать и исправлять допущенные ошибки, координировать свою деятельность и как результат - совершенствовать навыки самоконтроля;

7) осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (моделирование, реферативная работа, написание курсовых и дипломной работ, публикаций и т. д.) и как следствие - развитие у студентов научно-познавательной деятельности, творческой активности и творческих способностей;

8) применять новые формы взаимодействия педагога (научного руководителя) и обучаемого в процессе обучения, приводящие к изменению содержания их деятельности;

9) избегать монотонных и нудных операций обработки данных, возложив эти обязанности на компьютерную технику.

Использование ИТ в научно-исследовательской работе студентов (на примере Хакасского государственного университета)

Основными формами организации научно-исследовательской работы студентов Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова являются:

1) индивидуальная работа на кафедрах;

2) работа в предметных кружках;

3) участие в студенческих научно-технических секциях кафедр;

4) написание рефератов на заданную тему;

5) выполнение научных исследований во время учебных, производственных и преддипломных практик;

6) выполнение курсовых и дипломных проектов по реальной научной и производственной тематике;

7) участие в выполнении госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ, договоров о научно-техническом сотрудничестве с промышленными предприятиями, организациями и фирмами;

8) участие в научных конференциях, семинарах, смотрах-конкурсах научных работ и предметных олимпиадах [4].

Результатом такой работы, как правило, является сообщение на семинаре, а затем представление материалов исследований на Катановских чтениях, представление научных работ студентов на конкурсах более высокого уровня, с использованием средств ИТ.

Целесообразно проводить работу по привлечению студентов к научно-исследовательской работе, начиная уже с первого курса. Как правило, студенты проводят работу, связанную с выполнением теоретических и экспериментальных исследований; разработкой и отладкой программ на компьютере; разработкой форм представления итогов НИРС с использованием ИТ. В процессе обучения и в ходе НИРС студенты учатся пользоваться электронными библиотеками, электронными справочниками, электронными учебниками, симуляторами, поисковыми системами, виртуальными лабораториями, принимать участие в научных форумах, интерактивных тестах, телеконференциях и т. д. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова предоставляет такую возможность студентам бесплатно.

Тематика НИРС имеет основной целью выход на реальные курсовые и дипломные проекты, подготовку публикаций, создание действующих компьютерных программ, электронных презентаций и т. п. Анализ уровня НИРС на кафедрах факультетов показывает, что там, где активно начинают работать со студентами младших курсов, уровень НИРС более высок. На 2 и 3 курсах студенты активно работают под руководством преподавателей и аспирантов, выполняя конкретные исследовательские задачи в рамках научно-исследовательских курсовых проектов по различным дисциплинам, с использованием новых информационных технологий. Начиная со второго курса, студенты привлекаются к выполнению научных исследований, а также на оплачиваемые должности лаборантов и техников. На 4 курсе проводится учебная научно-исследовательская работа в форме реальных и научно-исследовательских курсовых проектов, докладов, подготовки студенческих научных работ для участия в различных конкурсах.

Итогом студенческой НИР является выполнение научно-исследовательских дипломных проектов по тематике фундаментальных и прикладных НИР. Лучшим студентам рекомендуется поступление в аспирантуру для продолжения научных исследований на более высоком уровне.

Наибольшее развитие сегодня получили следующие формы организации научной работы студентов:

- индивидуальная работа с научным руководителем по выбранной тематике;

- участие в работе научных кружков;

- публикация трудов и научных статей в научном издании «Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова» и в других изданиях;

- исследования в ходе выполнения курсовых и дипломных проектов на основе обучающе-исследовательского подхода в образовании;

- представление итогов работы на официальном сайте ХГУ им. Н. Ф. Катанова и на других ресурсах локальной и глобальной сети.

Таким образом, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения и исследовательской деятельности, подготавливая почву для дальнейшего обучения в аспирантуре. Педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Информационные технологии отличаются направленностью на личность студента. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности студента. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: студента и педагога. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует студента к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Библиографический список

1. Воройский, Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник: Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах / Ф. С. Воройский. - М.: Либерея, 2001. - 564 с.

2. Шатунова, О. В. Информационные технологии: учебное пособие / О. В. Шатунова. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. - 77 с.

3. Христочевский, С. А. Информационные технологии: пособие для 8-11 классов / С. А. Христочевский. - М.: АРКТИ, 2001. - 200 с.

4. http:// www.khsu.ru

© Ерахтина С. В., 2012 УДК 377. 36: 371.39

КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕРВИСА

О. Н. Кышпанакова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются развивающие возможности конкурсов профессионального мастерства в условиях колледжа, которые являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса. Конкурсы профессионального мастерства молодых художников-модельеров в области парикмахерского искусства и технологов-эстетистов в области прикладной эстетики обладают дидактическими возможностями по приобретению компетенции, в которых интегрированы знания, умения и навыки сразу нескольких различных профессиональных сфер: гуманитарной, экономической, художественной.

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства; компетентностная модель обучения; специалист сервиса; индустрия красоты; парикмахер; технолог-эстетист.

Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования. Начавшийся процесс изменений в подготовке специалистов сервиса в области парикмахерского искусства и прикладной эстетики направлен на то, чтобы использовать новые возможности, национальные особенности и лучший мировой опыт. Сегодня востребован «специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом» [5, с. 10].

Целью данной статьи является выявление развивающих возможностей конкурсов профессионального мастерства в условиях колледжа, которые являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса.

В колледже технологий сервиса Института экономики и управления Хакасского государственного университета стало традицией проведение конкурсов профессионального мастерства, которые помогают внедрять компетентностную модель обучения и осуществлять связь между теорией и практикой. Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства является логическим завершением аудиторных занятий и технологических практик. Подготовка к конкурсу включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, которые формируют активного гражданина и компетентного профессионала.

Конкурсы, организованные в структуре колледжа, являются частью его образовательной системы, как среда педагогического взаимодействия педагогов, мастеров производственного обучения, студентов.

Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора и обучающих программ. Целенаправленно организованная среда конкурса профессионального мастерства в области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.