Научная статья на тему 'Конкурс как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса'

Конкурс как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ СЕРВИСА / ИНДУСТРИЯ КРА-СОТЫ / ПАРИКМАХЕР / ТЕХНОЛОГ-ЭСТЕТИСТ / TECHNOLOGIST – AESTHETICIANS / COMPETITION OF PROFESSIONAL SKILLS / PROFESSIONAL AND GENERAL CULTURAL COMPETENCIES / COMPETENCE MODEL OF LEARNING / SPECIALIST OF SERVICE / BEAUTY INDUSTRY / HAIRDRESSER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кышпанакова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются развивающие возможности конкурсов профессионального мастерства в условиях колледжа, которые являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса. Конкурсы профессионального мастерства молодых художников-модельеров в области парикмахерского искусства и технологов-эстетистов в области прикладной эстетики обладают дидактическими возможностями по приобретению компетенции, в которых интегрированы знания, умения и навыки сразу нескольких различных профессиональных сфер: гуманитарной, экономической, художественной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition as a way of building-up professional competence of future service specialists

The developmental capabilities of professional skills competition in college are considered in the article. Compe-titions are effective means of forming professional competence of the future service specialists. Professional skills competitions of young stylistdesigners in the sphere of hairdressing art and technologist – aestheticians in the sphere of applied aesthetics offer great didactic possibilities to acquire competencies, in which knowledge and skills of several different professional spheres are integrated: humanitarian, economic and artistic.

Текст научной работы на тему «Конкурс как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса»

Итогом студенческой НИР является выполнение научно-исследовательских дипломных проектов по тематике фундаментальных и прикладных НИР. Лучшим студентам рекомендуется поступление в аспирантуру для продолжения научных исследований на более высоком уровне.

Наибольшее развитие сегодня получили следующие формы организации научной работы студентов:

- индивидуальная работа с научным руководителем по выбранной тематике;

- участие в работе научных кружков;

- публикация трудов и научных статей в научном издании «Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова» и в других изданиях;

- исследования в ходе выполнения курсовых и дипломных проектов на основе обучающе-исследовательского подхода в образовании;

- представление итогов работы на официальном сайте ХГУ им. Н. Ф. Катанова и на других ресурсах локальной и глобальной сети.

Таким образом, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения и исследовательской деятельности, подготавливая почву для дальнейшего обучения в аспирантуре. Педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Информационные технологии отличаются направленностью на личность студента. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности студента. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: студента и педагога. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует студента к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Библиографический список

1. Воройский, Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник: Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах / Ф. С. Воройский. - М.: Либерея, 2001. - 564 с.

2. Шатунова, О. В. Информационные технологии: учебное пособие / О. В. Шатунова. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. - 77 с.

3. Христочевский, С. А. Информационные технологии: пособие для 8-11 классов / С. А. Христочевский. - М.: АРКТИ, 2001. - 200 с.

4. http:// www.khsu.ru

© Ерахтина С. В., 2012 УДК 377. 36: 371.39

КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕРВИСА

О. Н. Кышпанакова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются развивающие возможности конкурсов профессионального мастерства в условиях колледжа, которые являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса. Конкурсы профессионального мастерства молодых художников-модельеров в области парикмахерского искусства и технологов-эстетистов в области прикладной эстетики обладают дидактическими возможностями по приобретению компетенции, в которых интегрированы знания, умения и навыки сразу нескольких различных профессиональных сфер: гуманитарной, экономической, художественной.

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства; компетентностная модель обучения; специалист сервиса; индустрия красоты; парикмахер; технолог-эстетист.

Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования. Начавшийся процесс изменений в подготовке специалистов сервиса в области парикмахерского искусства и прикладной эстетики направлен на то, чтобы использовать новые возможности, национальные особенности и лучший мировой опыт. Сегодня востребован «специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом» [5, c. 10].

Целью данной статьи является выявление развивающих возможностей конкурсов профессионального мастерства в условиях колледжа, которые являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса.

В колледже технологий сервиса Института экономики и управления Хакасского государственного университета стало традицией проведение конкурсов профессионального мастерства, которые помогают внедрять компетентностную модель обучения и осуществлять связь между теорией и практикой. Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства является логическим завершением аудиторных занятий и технологических практик. Подготовка к конкурсу включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, которые формируют активного гражданина и компетентного профессионала.

Конкурсы, организованные в структуре колледжа, являются частью его образовательной системы, как среда педагогического взаимодействия педагогов, мастеров производственного обучения, студентов.

Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора и обучающих программ. Целенаправленно организованная среда конкурса профессионального мастерства в области

парикмахерского искусства и прикладной эстетики позволяет будущему художнику-модельеру, технологу-эстетисту сформировать следующие общекультурные компетенции:

- способность действовать, иметь подготовленность к выполнению задач и обязанностей будущей профессии;

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- способность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства для их развития или устранения.

Компетенция - это потенциальные возможности или способности находить ответы на вопросы, как правило, в определенном круге ситуаций, т. е. это потенциальное качество определенной деятельности [2, с. 9]. Необходимый круг ситуаций на сегодняшний день успешно моделирует обучающее пространство многих студенческих конкурсов, где компетенции формируются как функциональные задачи, связанные с деятельностью в индустрии красоты, которые студенты вполне успешно решают. Компетентность относится к субъекту деятельности парикмахера или технолога-эстетиста и определяет приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи.

Основными идеями нашей статьи являются следующие предположения.

Конкурсы профессионального мастерства молодых художников-модельеров в области парикмахерского искусства и технологов-эстетистов в области прикладной эстетики обладают дидактическими возможностями приобретать компетенции, в которых интегрированы знания, умения и навыки сразу нескольких различных профессиональных сфер: гуманитарной, экономической, художественной. Компетентностно -ориентированное образование студентов направлено на развитие способностей человека путем реализации определенных компетенций, обучения его эффективно действовать в реальных условиях неопределенности, возникающих на этапах подготовки к конкурсу и непосредственно на конкурсных состязаниях.

Среда студенческого конкурса является образовательным пространством, где происходит обмен ценностями профессий парикмахера, стилиста-визажиста, технолога-эстетиста, осуществляется активное взаимодействие специалистов разных сфер индустрии красоты. В рамках конкурсных программ происходит интегрирование знаний, актуализируются навыки и опыт, формируются новые тенденции, общекультурные ценности [3, с. 30].

Участие в конкурсе дает колоссальную практику студентам и четкие представления о выбранной профессии, формирует творческую самостоятельность, правильную самооценку и самоопределение в профессиональной среде. В атмосфере творческого подъема и конкурентной борьбы все участники конкурса могут познакомиться с множеством специализированных отраслевых вопросов, касающихся технологических вопросов парикмахерского искусства, косметологии, искусства макияжа.

Критериями оценки творческих работ студента на многих конкурсах являются: новизна идеи, технологическое мастерство, выразительность художественного образа. Условия участия в конкурсе ставят студента перед необходимостью искать и принимать быстрые решения. Поэтому преподаватель на этапе обучения и подготовки студенческой работы на конкурс обеспечивает студентам достаточно высокую степень деятельностной самостоятельности наряду с тем, что в структуре учебных программ функционируют различные формы внеаудиторной работы, которая закрепляет и расширяет навыки, полученные в процессе основного обучения.

Таким образом, с помощью широких дидактических возможностей конкурса можно формировать чрезвычайно широкий спектр умений, навыков и профессионально-значимых качеств личности будущего парикмахера, технолога-эстетиста, в зависимости от того, как организуется подготовка и проведение конкурса, какие мотивы закладываются в его основу учредителями и организаторами. Именно в процессе подготовки к конкурсу и в результате участия в нем формируются качества, присущие творческой личности: независимость, открытость ума, толерантность, стремление к красоте.

Современный конкурс профессионального мастерства в структуре профессионального обучения выполняет несколько функций: адаптивную, целевую, обучающую, воспитательную и рефлексивную.

Процесс подготовки к конкурсу предполагает создание замысла, идеи, а затем реализацию его в материале. Овладение основами профессиональной деятельности в процессе конкурсной работы доставляет будущим парикмахерам, технологам-эстетистам творческое удовлетворение, чувство самореализации, приобщения к новой культуре.

Например, в марте 2012 года в колледже технологий сервиса Института экономики и управления Хакасского государственного университета был организован и проведен конкурс профессионального мастерства «Осеннее рандеву». Организаторы конкурса - предметно-цикловые комиссии специальностей 100116 - Парикмахерское искусство, 100122 - Прикладная эстетика.

Профессиональный конкурс проводился с целью выявления качества подготовки студентов в области парикмахерского и визажного искусства, дальнейшего совершенствования мастерства будущих специалистов, выявления наиболее одаренных и талантливых учащихся.

Основными задачами конкурса являлись:

- определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков студентов, уровня их профессиональной подготовки;

- повышение интереса обучающихся к своей будущей профессии, ее социальной значимости;

- совершенствование навыков самостоятельной работы и развитие профессионального мышления;

- приобретение умения работать в команде, повышение ответственности учащихся за выполняемую работу, способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

- проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности, определение «проблемных зон» в подготовке специалистов.

Конкурс включал два этапа: I этап - технологический, который состоял из трех номинаций (1 номинация «Подиумная прическа» - выполнение высокой прически из длинных волос, 2 номинация «Волшебство визажа»

- творческий макияж, 3 номинация «Боди-арт»); II этап - дефиле на сцене, номинация «Осеннее рандеву».

Членами жюри были ведущие специалисты в области сервиса г. Абакана и преподаватели специальных дисциплин колледжа. В конкурсе приняли участие студенты 2, 3 и 4 курсов.

В номинации «Подиумная прическа» участники конкурса выполняли модную прическу из длинных волос с соблюдением общего образа. Конкурсантки использовали все инструменты и препараты для укладки длинных волос. Требовалась гармоничная грация не менее двух тонов. Студенты использовали постижерные изделия, которые гармонично включались в прическу. Украшения соответствовали выполненной прическе и были ей пропорциональны. Номинация «Подиумная прическа» оценивалась по следующим критериям: категория сложности прически; чистота выполнения работы; техника выполнения работы (инструменты, укладочные средства); соблюдение пропорций и оригинальность прически, ее соответствие заявленному образу, названию, костюму модели; скорость выполнения задания.

В номинации «Волшебство визажа» конкурсанты выполняли макияж с элементами фейс-арт. Студенты использовали элементы декора - стразы, накладные ресницы, блестки. Данная номинация оценивалась по следующим критериям: сложность работы; техника, мастерство и последовательность исполнения макияжа; аккуратность выполнения задания; эстетика выполнения визажной процедуры, общее впечатление, соответствие макияжа заявленному образу; скорость выполнения визажной процедуры.

В номинации «Боди-арт» участники конкурса выполняли рисунок с соблюдением общего образа. Рисунок был основой композиции. Студенты перед началом работы тщательно продумали композицию рисунка, его цветовое решение. Предварительно ими был подготовлен эскиз рисунка. Рисунок - это основа образа, центральная часть композиции, которая дополняется прической, макияжем, элементами одежды. Конкурсант должен правильно подготовить тело для покрытия краской. Критерии оценивания работ были следующими: графическое исполнение; цветовое решение; раскрытие образа; чистота выполнения; оригинальность решения.

В номинации «Осеннее рандеву» участники конкурса показали дефиле на сцене. Во время дефиле модели демонстрировали на подиуме разработанный мастером образ в разных стилевых направлениях. Все компоненты образа были взаимосвязаны: костюм, прическа, макияж, аксессуары, типаж модели.

Номинация «дефиле» оценивалась по следующим критериям: походка; целостность образа; актерское мастерство; оригинальность; соответствие стилю.

Данный конкурс явился настоящим праздником мастерства, таланта, грации, красоты и волшебства. Преподаватели-мастера качественно подготовили студентов к участию в этом сложном, комплексном междисциплинарном конкурсе. Для студентов-участников данный конкурс явился хорошей школой мастерства. Студенты приобрели ценные навыки профессиональной работы в различных направлениях: парикмахерское искусство, визажное искусство, искусство «фейс-арт» и «боди-арт», искусство росписи тела и лица, искусство дефиле.

Наблюдения и опросы студентов показывают, что участие в конкурсах формирует более независимую личность студента, открытую всему новому, толерантную и самостоятельную. Креативные способности участников конкурса развиваются динамичнее, повышается творческая активность и уверенность в собственных силах, рано формируется ответственность и готовность к профессиональной деятельности.

Студенты, которые участвовали в различных конкурсах и прошли этап внеаудиторной подготовки к конкурсным состязаниям, значительно более успешны в учебе и востребованы на передовых профильных предприятиях индустрии красоты.

Таким образом, проведение конкурсной деятельности в колледже позволяет сформулировать следующие выводы:

- приобретенный опыт подготовки к состязаниям, а также участия в конкурсных мероприятиях вырабатывает у студентов необходимые профессиональные и человеческие качества, навыки, привычки, развивает творческую самостоятельность, креативные способности, формирует профессиональные и общекультурные компетенции;

- на завершающем году обучения студенты, прошедшие школу конкурсного состязания и подготовки к нему, приобретают профессиональную зрелость, уверенность в себе, творческую самостоятельность и ответственность, их отличает умение и желание достойно конкурировать, самосовершенствоваться;

- внеаудиторная профессионально-ориентированная деятельность по подготовке к конкурсу и участие студента в нем формируют компетентность парикмахера и технолога-эстетиста в целом и являются такой формой организации учебного процесса, которая значительно повышает качество профессиональной подготовки специалиста в области оказания сервисных услуг;

- конкурсы профессионального мастерства создают атмосферу позитивной соревновательности, являются активным средством повышения профессиональной компетентности молодого специалиста.

Библиографический список

1. Матвеева, Т. В. Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Матвеева. - Орел, 2007. -237 с.

2. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 8-14.

3. Воронов, М. В. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий / М. В. Воронов, А. В. Слива, В. Н. Фокина // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2008. - .№3 (31). - С. 29-35.

© Кышпанакова О. Н., 2012

УДК 51:378.146

О КАЧЕСТВЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА ПО МАТЕМАТИКЕ (ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

М. В. Мартыненко

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Обоснована необходимость совершенствования типовых контрольно-измерительных материалов для проведения Интернет-экзамена по математике у студентов «нематематических» специальностей и направлений высшего профессионального образования

Ключевые слова: федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования, контрольно-измерительные материалы

Участие вузов в проведении федерального Интернет-экзамена (ФЭПО) становится все более массовым: как свидетельствует статистика на официальном сайте www.fepo.ru, в 13-м этапе приняли участие 1293 образовательных учреждения.

Дисциплины «Математика», «Математика и информатика» входят в учебные планы подавляющего большинства специальностей и направлений высшего профессионального образования, поэтому чаще других выбираются вузами для участия в ФЭПО. В связи с этим качество контрольно-измерительных материалов для тестирования знаний по этим дисциплинам (для простоты далее будем именовать их базовыми математическими) -вопрос первостепенной важности для участников Интернет-экзамена.

За прошедшие 13 этапов ФЭПО эта форма внешнего контроля качества знаний в целом претерпела изменения: содержание измерительных материалов несколько изменяется год от года по одной и той же образовательной программе, формы тестовых заданий стали более разнообразны, появились тренажеры для подготовки студентов, а преподавателей привлекли к рецензированию содержания материалов. Однако, несмотря на перечисленные улучшения, качество измерительных материалов по базовым (см. выше) математическим дисциплинам при этом продолжает оставаться невысоким.

Участие автора настоящей статьи в подготовке студентов различных специальностей и направлений («050201.65 - Математика», «050203.65 - Физика», «050200.62 - Физико-математическое образование», «110201.65 и 110200.62 - Агрономия», «100103.65 - Социально-культурный сервис и туризм», «280201.65 -Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов») к Интернет-экзаменам по таким дисциплинам на протяжении большинства этапов ФЭПО позволило обобщить результаты некоторых наблюдений. Приведенный ниже перечень недостатков выражает личную точку зрения автора. Все обсуждаемые здесь материалы ФЭПО являются демонстрационными и были представлены на официальном сайте www.fepo.ru, либо предъявлялись в процессе проведения Интернет-экзамена студентам перечисленных специальностей (направлений) ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» на прошедших этапах ФЭПО.

Условно перечень «претензий» к качеству контрольно-измерительных материалов (КИМ) по базовым математическим дисциплинам, на наш взгляд, можно составить из следующих пунктов:

- технические недостатки;

- несоответствие уровня сложности задания уровню математической подготовки студентов специальности

(направления) по дидактической единице;

- сложность (громоздкость) формулировки задания (или варианта ответа);

- необходимость применять сложные преобразования или знания из других областей математики для выполнения тестового задания;

- «бестолковые» вопросы.

Рассмотрим примеры наиболее часто встречающихся недостатков КИМ (для высшего профессионального образования) по базовым математическим дисциплинам.

Технические недостатки

Перечисленные далее «технические погрешности» не выглядят слишком серьезно, но в условиях ограниченного времени тестирования внимание студентов не фиксируется на деталях, поэтому потенциальные ошибки легко превращаются в реальные.

1. Качество чертежа препятствует восприятию содержания тестового задания. Типичным для проверки дидактической единицы (ДЕ) «Приложения дифференциального исчисления ФОП» является задание на выяснение количества точек экстремума функции, если задан график ее производной.

На рисунке 1 знак производной сливается с буквой / что существенно усложняет понимание задания. Следует учесть, что в стандартных курсах математики поиск промежутков знакопостоянства производной является частью схемы полного исследования функции, которая завершается построением графика функции у = /(х). Построение графика производной /’(х) для изучения монотонности самой функции нерационально (даже при ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.