Научная статья на тему 'Трансформация повседневных практик в образовании в условиях распространения информационных систем'

Трансформация повседневных практик в образовании в условиях распространения информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / ПОВСЕДНЕВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИК / EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / INFORMATIZATION OF EDUCATION / SOCIO-CULTURAL ASPECT OF INFORMATIZATION / EVERYDAY EDUCATIONAL PRACTICES / TRANSFORMATION OF EVERYDAY PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Мария Валерьевна

Устойчивое и стремительное развитие информационных технологий на протяжении последних десятилетий внесло значительные изменения во все сферы социальной жизни. Система образования в этом отношении не является исключением. В данной статье рассматривается влияние развития и укоренения информационных систем на повседневные, рутинные социальные практики, традиционно присутствующие на всех ступенях образовательной системы. Представлен анализ таких повседневных образовательных практик, как аудиторные занятия и самостоятельная работа учащихся. Выявлены основные социокультурные аспекты трансформации повседневных образовательных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EVERYDAY PRACTICES IN EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SYSTEMS DISSEMINATION

The steady and rapid development of information technologies over the past decades made significant changes in all the spheres of social life. The education system in this respect is not an exception. The article considers the impact of the development and establishment of information systems on everyday, routine social practices traditionally present at all the levels of the educational system. The analysis of such everyday educational practices as classroom activities and students’ independent work is presented. The paper reveals the main socio-cultural aspects of the transformation of everyday educational practices.

Текст научной работы на тему «Трансформация повседневных практик в образовании в условиях распространения информационных систем»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-5.16

Евдокимова Мария Валерьевна

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Устойчивое и стремительное развитие информационных технологий на протяжении последних десятилетий внесло значительные изменения во все сферы социальной жизни. Система образования в этом отношении не является исключением. В данной статье рассматривается влияние развития и укоренения информационных систем на повседневные, рутинные социальные практики, традиционно присутствующие на всех ступенях образовательной системы. Представлен анализ таких повседневных образовательных практик, как аудиторные занятия и самостоятельная работа учащихся. Выявлены основные социокультурные аспекты трансформации повседневных образовательных практик.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972018/5/16.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 5(91) C. 73-77. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 1; 316.4 Дата поступления рукописи: 25.04.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-5.16

Устойчивое и стремительное развитие информационных технологий на протяжении последних десятилетий внесло значительные изменения во все сферы социальной жизни. Система образования в этом отношении не является исключением. В данной статье рассматривается влияние развития и укоренения информационных систем на повседневные, рутинные социальные практики, традиционно присутствующие на всех ступенях образовательной системы. Представлен анализ таких повседневных образовательных практик, как аудиторные занятия и самостоятельная работа учащихся. Выявлены основные социокультурные аспекты трансформации повседневных образовательных практик.

Ключевые слова и фразы: образование; система образования; информатизация образования; социокультурный аспект информатизации; повседневные образовательные практики; трансформация повседневных практик.

Евдокимова Мария Валерьевна, к. соц. н.

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан Prosto Verner@mail. ги

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00681А «Реформирование системы высшего образования как фактор генезиса фальсеоинтеракций: социологический анализ» (Соглашение № 18-011-00681\18 от 2.02.2018).

Всю деятельность системы образования можно представить как совокупность стандартных, исторически сложившихся и институционализированных социальных практик, действий и взаимодействий. В процессе обучения основными субъектами образовательного процесса - учащимися и педагогами - постоянно совершаются определённые последовательные действия, направленные на передачу или получение и усвоение знаний, умений и навыков. Некоторые из этих процедур являются относительно редкими или даже в некоторых случаях единичными (например, сдача школьниками единого государственного экзамена или защита студентами выпускной квалификационной работы). Но есть и те процедуры, которые выполняются учащимися практически ежедневно - это, в первую очередь, аудиторные занятия (уроки, лекции, семинары) и внеаудиторная, самостоятельная работа (выполнение домашних заданий, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов, курсовых и дипломных работ). Такие регулярно повторяющиеся процедуры в дальнейшем в данной статье определяются нами понятием «повседневные образовательные практики».

Актуальность исследования трансформации повседневных практик в образовании обусловлена несколькими обстоятельствами.

Во-первых, распространение и использование информационных технологий в образовательной деятельности является частью глобального социального процесса - информатизации общества. И поскольку институт образования является ретранслятором культуры и главной социализирующей инстанцией современного общества, то именно он, в первую очередь, и должен адаптировать население к жизнедеятельности, всё больше насыщаемой информационными технологиями. Во-вторых, несмотря на то, что проблема информатизации образования активно исследуется представителями различных гуманитарных наук (в первую очередь, педагогики), с точки зрения социологии она всё же остается малоизученной. В связи с чем представляется важным изучение не технического или педагогического аспектов процесса информатизации и компьютеризации образования, а его социокультурной составляющей - т.е. исследование изменений самого образовательного процесса, социальной роли современного педагога, особенностей взаимодействия учащихся и педагогов, изменение студенческой культуры (как образцов, норм и правил поведения) и т.д. Таким образом, главной исследовательской задачей в данной статье является выявление именно этого социокультурного аспекта трансформации повседневных образовательных практик.

Быстрое развитие и распространение информационных и компьютерных технологий на протяжении последнего времени значительно изменило все сферы социальной жизни. Сфера образования и науки в этом отношении не является исключением. Отражением информационных процессов в системе образования является функционирование сайтов образовательных учреждений, электронных образовательных платформ, онлайн-курсов, мультимедийных уроков, электронных библиотек и т.д.

Информатизация образования - явление относительно новое, сложное и многогранное, включающее в себя все аспекты, связанные с использованием информационных технологий в образовательном процессе. На основе анализа научной литературы [2; 3; 7] нами были выявлены следующие подходы к пониманию процесса информатизации образования:

1) как процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и оптимального использования современных информационных технологий в целях обучения и воспитания;

2) как часть процесса информатизации общества, сущность которого заключается в экспоненциальном нарастании количества социально значимой информации;

3) как процесс создания системы информационных образовательных ресурсов (индивидуальных программ дистанционного обучения, электронных образовательных площадок и т.д.).

Принимая во внимание всю сложность изучаемого явления, в данной статье мы будем использовать понятие «информатизация образования» в самом широком смысле и трактовать его как внедрение, использование и распространение компьютерных и информационных технологий в образовательном процессе (в том числе и в сфере управления образованием); а также осуществляемая на их основе образовательная деятельность (дистанционное образование, видеоконференции, онлайн-курсы и т.д.).

По мнению С. В. Хатьковой, трансформация классического образования детерминирована не только информационно-техническими, но и социокультурными процессами: «...разрушаются классические формы философии и науки. происходит изменение образовательной практики: появляются новые образовательные стратегии» [10, с. 54]. Так, информатизация образования является не только и не столько вынужденной, сколько естественной и ожидаемой частью информатизации всего общества в целом.

Но, несмотря на всю естественность и ожидаемость происходящих изменений, информатизация образования повлекла за собой возникновение ряда проблем на всех уровнях системы:

1) несоответствие скорости информатизации образования и уровня информационной культуры и компьютерной грамотности педагогов [4, с. 93];

2) уменьшение межличностных контактов между субъектами системы образования, а также противоречие между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуальными, свойственными обучению с использованием персональных компьютеров [3, с. 121];

3) проблемы правового характера (охрана интеллектуальной собственности - например, право скачивания, использования и распространения материалов, размещенных на образовательных курсах).

С распространением информационных технологий и активным их использованием в образовании произошли значительные изменения традиционных, привычных практик субъектов образовательного процесса -как аудиторных занятий, так и внеаудиторной (самостоятельной) работы учащихся.

Внедрение медийных технологий в образовательный процесс порождает «глобальное изменение жизненного мира повседневности» [8, с. 42]. Классические формы обучения заменяются «medien-технологиями, которые предполагают базы данных, электронные библиотеки и каталоги, дистанционное образование, виртуальные лекции и семинары и т.д.» [10, с. 56].

Университетские лекции и школьные уроки стали проводиться с использованием мультимедиа, материалов образовательных площадок и видеоуроков. Безусловно, такая форма проведения занятий более интересна и динамична для учащихся. В то время как педагогам компьютерные технологии, наряду с возможностями, создают некоторые трудности. Во-первых, педагогам сложно гармонично встроить в учебный процесс материалы электронных учебников, поскольку они в большинстве случаев не соответствуют школьной программе. Во-вторых, некоторые педагоги и руководители образовательных учреждений сами оказались не готовы к таким изменениям, поскольку внедрение информационных технологий в образовательный процесс требует хорошего технического оснащения, а также высокого уровня информационной культуры и компьютерной грамотности педагогического состава [4, с. 94].

По результатам исследований почти десятилетней давности лишь 10% учителей регулярно использовали электронные учебные пособия в преподавательской деятельности [1, с. 5]. Стоит полагать, что на сегодняшний день доля педагогов, использующих медиа-технологии в образовательном процессе, гораздо больше.

На фоне изменения внешних форм образовательного процесса (дистанционность, компьютеризация) произошли качественные изменения самих его субъектов.

В первую очередь, в новой роли выступает учитель, который теперь уже не является главным источником информации, а выступает в качестве соучастника процесса обучения - сотрудника и соученика. С распространением и повышением степени доступности к информационным источникам, размещённым в сети Интернет, учащиеся нового поколения не нуждаются в информации как таковой. Попытки разрешения данного противоречия приводят к «отказу от абсолютного образовательного идеала ("всесторонне развитой личности") и замещению его социально-детерминированным образовательным идеалом - максимального развития способностей человека к самореализации» [3, с. 120]. Вследствие чего задачей учителя становится не просто изложение научных теорий и концепций, а помощь в их критической оценке и систематизации; не передача готового знания, а формирование у учащихся умения исследовать, анализировать, объяснять.

Трансформации подверглась и система коммуникации между субъектами образовательного процесса. На разных уровнях образования появились совершенно новые - заочные - формы интеракций, в том числе и между педагогами и учащимися. Такая дистанционная форма взаимодействий формирует новую культуру общения. Субъекты такого дистанционного образовательного процесса обезличены, деперсонифицированы и отчуждены друг от друга. Преподаватель не знает, для кого он читает лекцию, не видит своих слушателей, соответственно, у него нет возможности ориентироваться на их реакцию, оценивать, насколько правильно аудитория понимает излагаемый материал, и т.д. Для слушателей, в свою очередь, возникают проблемы интерпретации информации и «обратной связи» - они не могут задать дополнительные вопросы, попросить прояснить какие-то детали или позицию лектора.

Информационные технологии изменили и образовательные практики, связанные с выполнением самостоятельной работы, а именно - выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, написание курсовых и дипломных работ.

На уровне среднего образования в условиях активного внедрения информационных систем у школьников появились совершенно новые формы домашней работы. Примером может служить сайт «Учи.ру», материалы которого используются некоторыми учителями не только для обучения, но и для самостоятельной подготовки учащихся.

В рамках исследования современных образовательных практик на уровне высшего образования нами был проведен анкетный опрос студентов университета\ Анонимное анкетирование показало, что для подавляющего большинства студентов основным источником информации для самостоятельной подготовки и выполнения индивидуальных заданий, в том числе и курсовых работ, является Интернет. При этом более чем для 70% - это единственный источник информации [5, с. 92-95]. Поиск необходимой информации с помощью различных электронных поисковых систем является самым простым, доступным и быстрым способом подготовить доклад, реферат или курсовую работу. Вместо десятков наименований научных источников учащимся достаточно открыть несколько ссылок в Интернете.

В связи с этим изменяется и роль «Перечня рекомендуемой литературы» в рабочих программах учебных дисциплин. Ведь изначальное предназначение списка литературы для самостоятельного изучения дисциплины - это формирование у студента культуры работы с научной литературой. Современная практика подготовки к семинарам в большинстве случаев предполагает обращение учащихся к электронным поисковым системам, а не к списку рекомендуемой литературы в учебно-методическом комплексе. Постоянное использование материалов, размещенных в сети Интернет, делает список литературы простой формальностью.

Значимость информационных технологий в трансформации привычных образовательных практик подтверждает и уменьшение роли библиотеки при выполнении самостоятельных работ. Исследователи в области образования отмечают, что уменьшается зависимость учащихся от учебников, печатных научных изданий и лекций преподавателей [9]. В результате исследования выяснилось, что около 70% студентов посещают библиотеку, причем около трети (37,9%) бывают там несколько раз в семестр. В ходе опроса было выявлено, что под формулировкой «несколько раз в семестр» почти треть респондентов (около 30%) имела в виду 2 раза в семестр - когда получают учебники и когда их сдают. Но интерес с точки зрения темы нашего исследования представляет тот факт, что большинство из них обращаются в библиотеку не для работы в читальном зале или подбора литературы в библиотечном каталоге, а только за получением учебных пособий по изучаемым дисциплинам [5, с. 94-95].

Стремительное развитие информационных технологий обеспечило появление новой формы работы библиотек. В большинстве современных вузов имеются собственные электронные библиотеки с доступом к различным базам данных научной литературы. Использование информационных технологий «позволяет одновременно искать ответы по нескольким вопросам... работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая огромное количество информации» [6, с. 263].

Но, несмотря на все достоинства электронных библиотек, они вряд ли смогут полностью заменить классические. Во-первых, потому что полнотекстовые электронные ресурсы научной литературы зачастую недоступны простому пользователю; а во-вторых, многие работы (например, классиков науки) до сих пор не оцифрованы, не имеют электронной версии и не содержатся в электронных базах.

При проведении исследования с помощью анализа дневников бюджета времени было выявлено, что на самостоятельную работу студенты затрачивают времени в 5 раз меньше, чем на посещение аудиторных занятий. Причем написать реферат, контрольную или курсовую работу учащимся удается в среднем за 1,5 часа [5, с. 97-98]. На основании этого можно предположить, что вероятнее всего студенты скачивают их из Интернета, что уже стало привычной студенческой практикой. Закреплению такого способа выполнения рефератов и курсовых способствует и вынужденность преподавателей принимать такие работы. Согласно результатам проведенного опроса2, всем опрошенным преподавателям хотя бы раз студенты пытались сдать скачанную из Интернета работу, и подавляющему большинству (86,3% опрошенных), понимая всю пагубность

1 Ряд исследований проводились на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова в несколько этапов в 2011-2014 гг. Предметом исследования было отношение преподавателей и студентов высшего образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова к традиционному экзамену, Федеральному интернет-тестированию и самостоятельной работе студентов как к ложным (имитационным) взаимодействиям. Метод опроса студентов: анкетирование. Была построена двухступенчатая выборка: лотерейным методом были отобраны 7 институтов ВПО (1/2 от всех институтов и факультетов университета) и опрошено 13% студентов от каждого института. Объём выборки составил 419 студентов. Всего N = 419. Результаты исследования представлены в диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а также отражены в научных публикациях [9].

2 Серия исследований проводилась на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова в несколько этапов с 2011-2013 гг. Целью исследований было выявление отношения преподавателей ко лжи (имитациям) в образовательном процессе: на традиционном экзамене (2011 г.), при проверке самостоятельной работы студентов (2012 г.), на Федеральном интернет-тестировании (2013 г.). Метод исследования: полуформализованное интервью. Была построена двухступенчатая выборка: сначала лотерейным методом было отобрано 5 институтов (1/3 от числа структур университета), после чего с каждого института на каждом этапе исследования было опрошено по 4-5 преподавателей разного возраста, пола, стажа работы, ученой степени и звания. Всего было проведено 59 полуформализованных интервью: N = 59 [8].

этой процедуры, всё же пришлось эту работу принять и зачесть (в силу социально-психологических, управленческих, отчасти экономических факторов) [Там же, с. 120-121].

Так, написание курсовых работ и рефератов как образовательная практика для определённой доли студентов значительно трансформировалась - от самостоятельного написания авторского текста на основании проведенного анализа многочисленных научных источников до компиляции материалов, размещенных в сети. Безусловно, такая практика выполнения работ свойственна не всем студентам, есть те, которые выполняют работы самостоятельно, используя Интернет только лишь для сбора материала.

Тем не менее распространение скачивания самостоятельных работ и заимствования чужих текстов породило принципиально новую практику в образовательном процессе - обязательную проверку курсовых проектов и выпускных квалификационных работ на уникальность текста (в системе «Антиплагиат»). Кроме того, некоторые преподаватели пытаются самостоятельно бороться со скачиванием работ и подготовке к вопросам семинарских занятий «по материалам первой ссылки». Например, в ходе интервью преподавателями высказывались следующие суждения: «... если работа вызвала сомнения, я не жалею времени на то, чтобы самому ввести первые предложения в поисковик в Интернете. После чего я прям на титульном листе пишу, что работа скачана, адрес ссылки и оценку "2" или не зачтено»; «.я стараюсь давать задания индивидуальные, желательно такие, чтобы они соотносились с темами курсовых или дипломных работ. Тогда они чувствуют, что им это нужно и стараются сделать качественно... » [Там же, с. 123].

О влиянии информационных технологий на практики внеаудиторной работы студентов свидетельствует высокая значимость Интернета при подготовке к зачетам и экзаменам: по результатам того же опроса, больше половины студентов готовятся к различным контрольным процедурам с помощью электронных ресурсов.

Кроме того, нельзя не сказать о том, что с распространением и доступностью различных технических средств развивается и совершенствуется система списывания, являющаяся неотъемлемым элементом студенческой культуры. Изготовление шпаргалки всегда было процессом трудоемким и требовало определённого мастерства - на маленький листочек бумаги необходимо было уместить большой объем информации, которая могла бы служить исчерпывающим ответом на вопрос экзаменатора. Именно поэтому к шпаргалкам относились бережно, после использования долго хранили, а в некоторых студенческих коллективах даже складывалась традиция передавать их младшекурсникам. Кроме того, для кого-то написание шпаргалок служило способом структурирования и лучшего запоминания материала. Современные учащиеся для сдачи экзаменов используют различные устройства, например, такие, как микронаушники, телефоны и т.д. Шпаргалки если и изготавливаются, то всё чаще и чаще с помощью компьютера и принтера. Практика написания шпаргалок «от руки» уходит в прошлое.

На основе рассмотренных нами примеров некоторых образовательных практик можно условно выделить 3 основных аспекта информатизации образования, являющихся ключевыми в трансформации привычных повседневных практик в образовании:

1) заочность (дистанционность) - информационные технологии позволяют просматривать лекции, сдавать контрольные работы, слушать консультации специалиста, защищать проекты, одним словом - получать образование, ни разу не появляясь в стенах учебного учреждения;

2) виртуализация - появление различного рода образовательных интернет-площадок обеспечивает каждому доступность лекционных материалов и результатов научных исследований ведущих ученых разных областей науки, а также возможность построения индивидуальной образовательной стратегии;

3) доступность информации - возможность использования электронных поисковых систем и баз данных значительно облегчает поиск научной информации, обуславливая появление новых форм библиотечных систем и формируя новую культуру работы с литературой.

Следует отметить, что доступность информации - не значит доступность образования. Эффективное использование возможностей, подаренных информатизацией, требует от участников образовательного процесса наличия соответствующих знаний, умений и опыта. Грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, получить качественное образование, обучаясь дистанционно, а также проанализировать и критически осмыслить большой массив информации может только человек, уже имеющий не только некоторый багаж знаний и навыки самостоятельной работы, но и определенную систему ценностей и ценностных ориентаций, которые приобретаются и формируются в учебных учреждениях, в процессе очного взаимодействия с учителями, преподавателями, научными руководителями. В связи с чем перед современными педагогами, помимо прочего, ставятся новые задачи, в том числе и формирование у учащихся умения работать с информацией, анализировать различного рода процессы, организовывать свою учебную, познавательную и проектную деятельность.

Таким образом, в данной статье нами были рассмотрены такие повседневные образовательные практики, как аудиторные занятия (уроки, лекции, семинары) и самостоятельная работа учащихся (выполнение домашних заданий, подготовка к практическим занятиям, написание курсовых, дипломных работ и рефератов). Теоретический анализ показал, что в условиях распространения информационных систем привычные практики в современном образовании претерпели значительные изменения. Основными особенностями современного образования, приобретёнными в процессе информатизации и определяющими трансформацию повседневных образовательных практик, являются заочность (дистанционность), виртуализация и доступность информации. Можно выделить следующие социокультурные аспекты этих изменений.

Во-первых, появление новых форм аудиторных занятий (визуализированных, динамичных, интерактивных) повлекло за собой изменение социальной роли и задачи педагога. Современный педагог - это не просто лектор, источник нового знания, но еще и модератор, его задача - научить обрабатывать, критически осмысливать и систематизировать огромный объем информации, с которым сталкивается каждый современный человек.

Во-вторых, происходит изменение культуры работы с научной литературой. Формируется новая культура работы с источниками информации: самостоятельный поиск и подбор научных источников всё чаще осуществляется не с помощью библиотечных каталогов, а с помощью электронных поисковых систем.

В-третьих, распространение сети Интернет и доступность различных электронных баз данных облегчает и ускоряет процесс подготовки домашних работ. Появились новые практики выполнения самостоятельных работ - скачивание их из сети Интернет и, как следствие этого, их проверка на уникальность текста.

В-четвертых, - изменяется такой неотъемлемый элемент студенческой культуры, как списывание. Современные технические устройства и «электронные» шпаргалки формируют новые практики списывания. Учащимися используются не только «классические» шпаргалки, но и, например, микронаушники, телефоны и т.д.

В-пятых, возможность дистанционного обучения и научного руководства породила новую форму взаимодействия между преподавателями и учащимися - заочную, при которой субъекты образовательного процесса обезличены, что способствует формированию новой культуры общения.

Выявленные социокультурные аспекты трансформации повседневных образовательных практик обуславливают направления новых научных исследований в области социологии образования, социологии культуры, социологии повседневности и т.д. Дальнейшее исследование повседневных образовательных практик в условиях распространения информационных систем представляется важным и актуальным, поскольку результаты таких исследований могут быть использованы как представителями органов управления образованием, так и учителями, преподавателями, администрациями учебных учреждений.

Список источников

1. Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2009. 133 с.

2. Блохина С. В., Варламов О. О., Тожа К. Э., Адамова Л. Е., Абрамов П. С., Варламов А. О. О проблемах образования, целевом образе «школы будущего», информатизации и перспективных информационных технологиях образования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. № 2 (77). С. 195-200.

3. Виноградов П. Ю. Управление знаниями в современных условиях информатизации управления образованием // XIX Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общ. ред. В. Н. Скворцова. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2015. С. 119-125.

4. Галишникова Л. Ю. Современные условия, способствующие качественным переменам в образовании в условиях информатизации и модернизации российского образования // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 92-94.

5. Евдокимова (Каширина) М. В. Фальсеоинтеракции в системе высшего профессионального образования: социологический анализ: дисс. ... к. соц. н. Абакан, 2015. 148 с.

6. Загайнов И. А., Блинова М. Л. Современные условия в образовании: информатизация процесса обучения // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола: СТРИНГ, 2014. С. 263-268.

7. Лаврухина Т. В., Смоленцева Т. Е. Информатизация и использование новых информационных технологий в образовании // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2012. № 2. 48-50.

8. Лоскутникова В. М. Философский анализ функционирования Massenmediеn в образовании: дисс. ... к. филос. н. Томск, 2000. 118 с.

9. Уваров А. М. Информатизация школы: истоки и движущие силы // Народное образование. 2007. № 12. С. 157-162.

10. Хатькова С. В. Роль информатизации в университетском образовании // Совет ректоров. 2012. № 3. С. 54-56.

TRANSFORMATION OF EVERYDAY PRACTICES IN EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SYSTEMS DISSEMINATION

Evdokimova Mariya Valer'evna, Ph. D. in Sociology Katanov Khakass State University, Abakan Prosto Verner@mail. ru

The steady and rapid development of information technologies over the past decades made significant changes in all the spheres of social life. The education system in this respect is not an exception. The article considers the impact of the development and establishment of information systems on everyday, routine social practices traditionally present at all the levels of the educational system. The analysis of such everyday educational practices as classroom activities and students' independent work is presented. The paper reveals the main socio-cultural aspects of the transformation of everyday educational practices.

Key words and phrases: education; education system; informatization of education; socio-cultural aspect of informatization; everyday educational practices; transformation of everyday practices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.